Проблемы мотивации достижения успеха

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 26 26 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 5
1.1 Особенности мотивации достижения успеха 5
1.2 Мотивация достижения успеха в младшем школьном возрасте 7
1.3 Методы повышения мотивации в начальной школе 11
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Организация и результаты исследования мотивации достижения успеха у младших школьников 14
2.2 Арт-терапия как психолого-педагогический прием повышения мотивации достижения успеха в начальной школе 16
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 26

Фрагмент для ознакомления

Владение арт-технологией подразумевает выработку у учителя следующих компонентов:арт-терапевтические знания– знания о возможностях применения искусства с целью воздействия на учащегося;арт-терапевтические умения– умения использовать арт-терапевтические знания в целях арт-терапии;арт-терапевтический навык– навык применения искусства с целью гармонизации психологического и эмоционального состояния младшего школьника.Выводы по второй главеВ практической части работы было проведено исследования по методике на учебную мотивацию М.Р. Гинзбурга в 1 классе МОУ СОШ № … По результатам проведения диагностики мотивации младших школьников выявлено, что учащиеся, имеющие высокий (32%учащихся) и очень высокий (10% учащихся) уровень мотивации стремятся быть успешными в обучении, можно говорить о том, что их уровень мотивации достижения успеха высокий, в то же время, данные учащиеся стремятся избежать плохой оценки, порицаний, замечаний, то есть для них характерен высокий уровень избегания неудач. По итогам проведенной диагностики (13% младших школьников со сниженным и 10% с низким уровнем учебной мотивации) выявлена необходимость повышения мотивации учебной деятельности младших школьников при помощи арт-терапии, включенной в учебный процесс (как в учебной, так и внеурочное время). Данный прием был выбран потому, что методы, используемые в технике искусства, универсальны и могут быть применены для решения широкого спектра учебных и образовательных проблем, в частности, при низком уровне мотивации достижения успеха в начальной школе.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель исследования заключалась в изучении проблемы мотивации достижения успеха. Для достижения цели исследования были решены задачи исследования.Описаны особенности мотивации достижения успеха.Выявлено, что изучение мотивации относится в различной степени ко всем областям психологии, а в педагогике мотивация занимает центральное место, так как именно от нее зависит успешность обучения в любом возрасте. Важность изучения мотивации достижения успеха именно в младшем школьном возрасте мы связали с формированием у ребенка данного возраста соподчинения (иерархии) мотивов.Охарактеризована мотивация достижения успеха в младшем школьном возрасте.Мотивация достижения успеха в младшем школьном возрасте рассмотрена как действующий мотив, направленный на получение высокой отметки или похвалы от учителя. Определено, что для получения высокой отметки или похвалы ребенок младшего школьного возраста готов выполнять старательно задания. Также, согласно анализу научной литературы, выявили, что умладших школьников, имеющих высокую успеваемость, довольно ярко выражена мотивация достижения успеха в форме желания выполнить заданияхорошо, причем это желание сочетается с мотивом получения высокой отметки и одобрения от значимого взрослого – учителя. Помимо этого, умладших школьников с низкой успеваемостью мотив достижения успеха выражен хуже, либововсе отсутствует. Проанализированы методы повышения мотивации в начальной школе, которые может применять учитель начальной школы в свой профессиональной деятельности для повышения мотивации к учению младших школьников.В практической части работы изучена мотивация достижения успеха у младших школьников.По результатам проведения диагностики мотивации младших школьников выявлено, что учащиеся, имеющие высокий (32%учащихся) и очень высокий (10% учащихся) уровень мотивации стремятся быть успешными в обучении, можно говорить о том, что их уровень мотивации достижения успеха высокий, в то же время, данные учащиеся стремятся избежать плохой оценки, порицаний, замечаний, то есть для них характерен высокий уровень избегания неудач.По итогам проведенной диагностики (13% младших школьников со сниженным и 10% с низким уровнем учебной мотивации) выявлена необходимость повышения мотивации учебной деятельности младших школьников.Рассмотрена арт-терапияв качестве психолого-педагогического приема повышения мотивации достижения успеха в начальной школе. Предложено использование арт-терапевтического подхода, как в виде элемента урока, так и во внеурочное время (внеучебная деятельность, кружки и т.д.)Именно арт-терапиявыбрана в качестве приема повышения мотивации младшего школьника, так как имеет образовательную ценность, в силу того, что способствует развитию познавательных, а также созидательных навыков.Арт-терапевтическая технология основана на технике активного воображения, которая предлагает детям возможность для самовыражения и самореализации по результатам их творческой деятельности, что не может не вызывать интерес у ребенка данного возраста. Уникальность арт-технологии заключается в том, что она основана на достижениях как искусства, так и науки, поэтому можно обосновать ее использование на различных уроках.Методы, используемые в технике искусства, универсальны и могут быть применены для решения широкого спектра учебных и образовательных проблем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБаер У. Творческая терапия - терапия творчеством. Библиотека психологии и психотерапии. – М.: Класс, 2013. – 568 с.Берцфаи Л.В., Поливанова К.И. Становление учебной деятельности // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. Венгера. - М., Мысль, 2018. С. 77-94.Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Психология, 2018. – № 2. – С. 36-42.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности [Текст] / Л. В. Герасимчик // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 686-687.Гликман И.З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. – 2017. – № 3. – С. 64-81.Горбунова Е. Е. Классификация методов обучения в современной педагогической науке [Текст] / Е. Е. Горбунова // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 132-134.Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6-16.Жиенбаева Н. Б., Измайлова А. М. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 116-119.Журавлев Д.И. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2008. – №9. – С. 123-125.Ильин Е.П. Мотивацияи мотивы. – СПб.: Питер, 2008.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб.: Речь, 2010. — 189 с.Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. – Спб.: Организация, 2013.Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций. Е. Н. Пожарская. - Ростов н/Д Феникс, 2017. - 146 с.Нечай Е. А. Воспитание познавательного интереса учащихся [Текст] / Е. А. Нечай // Воспитательная работа в школе, 2014. - № 9. - С. 75-78.Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата. Под общей редакцией А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2017.Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореферат диссертация: кандидат психологических наук. - Ростов н/Д, 1993.Стерхова А.А., Поликарпова Ю.Е., Светлаков И.А. Современные подходы к организации образовательного процесса // Материалы научно-практической конференции «Образовательные системы современной России». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 60–70.Яхьева А.Х. Младший школьный возраст: психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018.Норманских М.В. Формирование успешности младшего школьника // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. [Электронный ресурс] - URL: sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 27.04.2020).Штумпф К. Явления и психические функции / Новые идеи философии. – СПб. [Электронный ресурс] URL:http://psihoanalitik.net/library (дата обращения 25.04.20).ПРИЛОЖЕНИЕМетодика изучения учебной мотивации первоклассниковпо итогам обучения в 1-м классеПри составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).Учащимся сообщается инструкция. "Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+". 1. Я учусь в школе, потому что...а) так хотят мои родители;б) мне нравится учиться;в) я чувствую себя взрослым; г) я люблю хорошие отметки;д) хочу получить профессию; е) у меня хорошие друзья.2. Самое интересное на уроке... а) игры и физкультминутки; б) хорошие оценки и похвала учителя;в) общение с друзьями; г) ответы у доски; д) познание нового и выполнение задания; е) готовиться к жизни.3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...а) получить хорошую отметку; б) больше знать и уметь; в) мне покупали красивые вещи; г) у меня было больше друзей; д) меня любила и хвалила учительница; е) приносить пользу, когда вырасту.4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...а) я хорошо все выучил(а); б) в дневнике стоит хорошая отметка; в) учительница будет рада;г) дома меня похвалят;д) смогу побольше поиграть на улице;е) я узнаю больше нового. Спасибо!" Обработка результатовКаждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица 1). Таблица 1 – Количество баллов в зависимости от мотивацииВарианты ответовКол-во баллов 1 ответКол-во баллов 2 ответВарианты ответовКол-во баллов 1 ответКол-во баллов 2 ответКол-во баллов 3 ответКол-во баллов 4 ответа)0125б)5252в)3303г)2010д)4531е)1444Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации (таблица 2).Таблица 2 – Итоговый уровень мотивацииУровни мотивацииКол-во баллов № 1Кол-во баллов № 2Кол-во баллов № 3Кол-во баллов № 4Сумма баллов итогового уровня мотивации1555517 - 202444413 - 16333339 - 12422225 - 850 - 10 - 10 - 10 - 16 - 4I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;II - высокий уровень учебной мотивации;III - нормальный (средний) уровень мотивации;IV - сниженный уровень учебной мотивации;V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;- количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.


1. Баер У. Творческая терапия - терапия творчеством. Библиотека психологии и психотерапии. – М.: Класс, 2013. – 568 с.
2. Берцфаи Л.В., Поливанова К.И. Становление учебной деятельности // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. Венгера. - М., Мысль, 2018. С. 77-94.
3. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Психология, 2018. – № 2. – С. 36-42.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
5. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности [Текст] / Л. В. Герасимчик // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 686-687.
6. Гликман И.З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. – 2017. – № 3. – С. 64-81.
7. Горбунова Е. Е. Классификация методов обучения в современной педагогической науке [Текст] / Е. Е. Горбунова // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 132-134.
8. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6-16.
9. Жиенбаева Н. Б., Измайлова А. М. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 116-119.
10. Журавлев Д.И. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2008. – №9. – С. 123-125.
11. Ильин Е.П. Мотивацияи мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
12. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб.: Речь, 2010. — 189 с.
13. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. – Спб.: Организация, 2013.
14. Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций. Е. Н. Пожарская. - Ростов н/Д Феникс, 2017. - 146 с.
15. Нечай Е. А. Воспитание познавательного интереса учащихся [Текст] / Е. А. Нечай // Воспитательная работа в школе, 2014. - № 9. - С. 75-78.
16. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата. Под общей редакцией А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2017.
17. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореферат диссертация: кандидат психологических наук. - Ростов н/Д, 1993.
18. Стерхова А.А., Поликарпова Ю.Е., Светлаков И.А. Современные подходы к организации образовательного процесса // Материалы научно-практической конференции «Образовательные системы современной России». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 60–70.
19. Яхьева А.Х. Младший школьный возраст: психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018.
20. Норманских М.В. Формирование успешности младшего школьника // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. [Электронный ресурс] - URL: sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
21. Штумпф К. Явления и психические функции / Новые идеи философии. – СПб. [Электронный ресурс] URL:http://psihoanalitik.net/library (дата обращения 25.04.20).


Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучаются в первой главе статьи?

В первой главе статьи изучаются особенности мотивации достижения успеха, мотивация достижения успеха в младшем школьном возрасте и методы повышения мотивации в начальной школе.

Какие результаты были получены в эмпирическом исследовании мотивации достижения успеха у младших школьников?

В эмпирическом исследовании была организована работа с младшими школьниками и проведены опросы, результаты которых свидетельствуют о различной мотивации достижения успеха у разных детей.

Какие методы повышения мотивации рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются различные методы повышения мотивации в начальной школе, которые могут быть использованы для стимулирования у детей желания достигать успеха.

Какие особенности мотивации достижения успеха рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются особенности мотивации достижения успеха у детей, особенно в младшем школьном возрасте. Исследуются факторы, влияющие на мотивацию и возможные способы ее улучшения.

Какие вопросы исследовались во второй главе статьи?

Во второй главе статьи исследовалась мотивация достижения успеха у младших школьников. Было проведено эмпирическое исследование, в результате которого получены данные о мотивации детей и их успехах.

Какие аспекты изучаются в первой главе статьи?

В первой главе статьи изучаются теоретические аспекты проблемы мотивации достижения успеха.

Что включает в себя первая глава статьи?

Первая глава статьи включает в себя разделы, посвященные особенностям мотивации достижения успеха, мотивации достижения успеха в младшем школьном возрасте, а также методам повышения мотивации в начальной школе.

Какие выводы сделаны по первой главе статьи?

По первой главе статьи были сделаны следующие выводы.