проблема молодежи глазами студента

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Перспективами дальнейшего исследования может стать разработка программы мероприятий, направленной на развитие социальной компетенции и социальной адаптации студентов в вузе. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.486-490.2.Даукша, Л.М. Студентыческая психология: учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студ. / Л.М. Даукша, Л.В. Чекель. - Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы». - Гродно: ГрГУ, 2008. - 471 с.3.Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-v-vuze (дата обращения: 05.06.2020).4.Жаданов А.Ю. Социальное развитие молодежи в современной России // Общество и право. 2013. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.06.2020).5.Канаева, Т.А. Понятие «Внеучебная деятельность» в аспекте профессионального становления студентов СПО / Т.А. Канаева // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11. – С. 38-48.6.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 20007.Леонтьев, Д.А., Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.8.Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой. [Электронный ресурс]: Энциклопедия психодиагностики Psylab.info. – Режим доступа: http://psylab.info/Опросник_самоорганизации_деятельности#.D0.98.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F9.Пушкарева, Т.Г. Формирование социальной компетентности студентов в условиях образовательной среды студентыческого колледжа [Электронный ресурс]: сайт Томского государственного студентыческого университета / Т.Г. Пушкарева. – Режим доступа: https://www.tspu.edu.ru/images/news/november_2013/Avtoreferat_Pyshkareva.pdf10.Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз». – М.: Прогресс, 2003. –240 с.11.Чупров В. И. Проблемы социального развития молодежи. М., 2005.12.Шкала толерантности к неопределённости Баднера. [Электронный ресурс]: онлайн энциклопедия психодиагностики. – Режим доступа: http://psylab.info/Шкала_толерантности_к_неопределённости_БаднераПриложениеМетодика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. БойкоМетодика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Эмпатия предполагает осмысленное представление внутреннего мира партнера по общению. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций. В качестве особых форм эмпатии выделяют: - сопереживание - переживание собеседником тех же самых чувств, которые испытывает другой человек, ставя себя на его место; - сочувствие - переживание из-за чувств другого. Эмпатическая способность личности возрастает с ростом жизненного опыта. Различают три вида эмпатии: эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах подражания поведению другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать реакции другого в конкретных ситуациях. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. (Тест-опросник на эмпатию Бойко): Инструкция к тесту-опроснику Бойко. Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями (ответ "да" или "нет"). Тестовый материал (вопросы):1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности. 2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным. 3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции. 4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев. 5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется. 6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке. 7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете. 8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены. 9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности — бестактно. 11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того. 12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния. 13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение. 14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей. 15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются. 16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном. 17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним. 18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им. 19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров. 20. Чужой смех обычно заражает меня. 21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу правильный подход к человеку. 22. Плакать от счастья глупо. 23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем. 24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов. 25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних Людей. 26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются. 27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, “разложив по полочкам”. 28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком. 30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная. 31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых. 32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека. 33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией. 34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему. 35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов. 36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.Ключ к тесту Подсчитывается число правильных ответов по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. 1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, —13, +19, +25, -31; 2. Эмоциональный канал эмпатии: —2, +8, —14, +20, -26, +32; 3. Интуитивный канал эмпатии: —3, +9, +15, +21, +27, -33; 4. Установки, способствующие эмпатии: +4, —10, -16, -22, -28, -34; 5. Проникающая способность в эмпатии: +5, —11, -17, -23, -29, -35; 6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36Интерпретация результатов Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. В данной методике в структуре эмпатии различаются 6 тенденций (шкал). Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством “вхождения” в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности человека видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует словесно-эмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Идентификация — еще одно непременное условие успешнойэмпатии. Это умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль и интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться и пределах от 0 до 36 баллов. Нормы теста Бойко на уровень эмпатии30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии; 29-22 — средний; 21-15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низкий.

ИСТОЧНИКОВ
1. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.486-490.
2. Даукша, Л.М. Студентыческая психология: учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студ. / Л.М. Даукша, Л.В. Чекель. - Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы». - Гродно: ГрГУ, 2008. - 471 с.
3. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-v-vuze (дата обращения: 05.06.2020).
4. Жаданов А.Ю. Социальное развитие молодежи в современной России // Общество и право. 2013. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.06.2020).
5. Канаева, Т.А. Понятие «Внеучебная деятельность» в аспекте профессионального становления студентов СПО / Т.А. Канаева // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11. – С. 38-48.
6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000
7. Леонтьев, Д.А., Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
8. Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой. [Электронный ресурс]: Энциклопедия психодиагностики Psylab.info. – Режим доступа: http://psylab.info/Опросник_самоорганизации_деятельности#.D0.98.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F
9. Пушкарева, Т.Г. Формирование социальной компетентности студентов в условиях образовательной среды студентыческого колледжа [Электронный ресурс]: сайт Томского государственного студентыческого университета / Т.Г. Пушкарева. – Режим доступа: https://www.tspu.edu.ru/images/news/november_2013/Avtoreferat_Pyshkareva.pdf
10. Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз». – М.: Прогресс, 2003. –240 с.
11. Чупров В. И. Проблемы социального развития молодежи. М., 2005.
12. Шкала толерантности к неопределённости Баднера. [Электронный ресурс]: онлайн энциклопедия психодиагностики. – Режим доступа: http://psylab.info/Шкала_толерантности_к_неопределённости_Баднера