Театральная и кино-афиша 1920-30-х гг в СССР.
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 05.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. История возникновения и развития афиши…….……………………………………………………………..................…5
1.1. Специфика афиши как вида искусства…………………………………………………………………...….5
1.2 Основные этапы исторического развития театральной и кино-афиши……………………………………………………………………………..9
Глава 2. общем Образцы художественных театральных афиш России на рубеже XIX - XX вв ………………………………имитацию ……………………………….………………………..…15
2.1 Художественная афиша в стиле историзм …………..………………….…….15
2.2 Проявление стиля модерн в художественной афише…………………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….23
Список введения литературы…………………………………………………………………24
Приложение…………………………………………………………………………26
ㅤ Недаром плакатами ㅤ тогда называли ㅤ все: и ㅤ огромные живописные ㅤ панно на ㅤ улицах и ㅤ площадях, и ㅤ рисованные от ㅤ руки и ㅤ размноженные по ㅤ трафарету «Окна ㅤ сатиры РОСТА», ㅤ и напечатанные ㅤ в газетах ㅤ и журналах ㅤ линогравюры с ㅤ произведений графики, ㅤ живописи и ㅤ скульптуры (Рисунок ㅤ 3).Специфическая ㅤ форма массового ㅤ агитационного искусства, ㅤ возникшего в ㅤ период Гражданской ㅤ войны и ㅤ интервенции 1918--1920. ㅤ Сатирические плакаты, ㅤ выполненные в ㅤ острой и ㅤ доступной манере, ㅤ снабжённые лаконичными ㅤ стихотворными текстами ㅤ разоблачали противников ㅤ молодой республики ㅤ Советов. «Окна ㅤ РОСТА» посвящались ㅤ злободневным событиям, ㅤ были иллюстрациями ㅤ к телеграммам, ㅤ передававшимся агентством ㅤ в газеты. ㅤ За исключением ㅤ первых, нарисованных ㅤ от руки, ㅤ плакаты выполнялись ㅤ и размножались ㅤ с использованием ㅤ трафарета до ㅤ 150 и ㅤ более экземпляров, ㅤ а затем ㅤ выставлялись в ㅤ витринах в ㅤ столице других ㅤ городах [26].В «Окнах ㅤ РОСТА» активно ㅤ использовались традиции ㅤ лубка и ㅤ раёшника. Техника ㅤ рисунка в ㅤ «Окнах РОСТА» ㅤ отличалась акцентированной ㅤ простотой и ㅤ лаконизмом используемых ㅤ изобразительных средств ㅤ (раскраска в ㅤ 2-3 цвета, ㅤ выразительность силуэтов). ㅤ Первое «Окно ㅤ РОСТА» исполнил ㅤ в октябре ㅤ 1919 М. ㅤ М. Черемных ㅤ (Рисунок 4). ㅤВ последствии ㅤ к нему ㅤ присоединились В. ㅤ В. Маяковский, ㅤ создававший как ㅤ рисунки, так ㅤ и подписи, ㅤ а также ㅤ Д. С. ㅤМоор, И. ㅤ А. Малютин ㅤ и др. ㅤ Аналогичные «окна» ㅤ выпускались также ㅤ в Петрограде ㅤ (Л. Г. ㅤБродаты, В. ㅤ В. Лебедев, ㅤ А. А. ㅤРадаков и ㅤ др.), на ㅤ Украине (Б. ㅤ Е. Ефимов ㅤ и др.), ㅤ в Саратове, ㅤ Баку и ㅤ др. городах. ㅤВ создании ㅤ данного проекта ㅤв участвовали ㅤ также Казимир ㅤ Малевич, Аристарх ㅤЛентулов, Илья ㅤ Машков и ㅤКукрыниксы. «Окна ㅤ РОСТА» имели ㅤ существенное значение ㅤ для становления ㅤ советского изобразительного ㅤ искусства [8].Начавшись в ㅤ 1919 году ㅤ с «Окон ㅤ сатиры РОСТА», ㅤ плакат достиг ㅤ пика политической ㅤ остроты и ㅤ высокого художественного ㅤ уровня в ㅤ период Великой ㅤ Отечественной Войны, ㅤ когда на ㅤ смену символическим, ㅤ нарочито упрощенным ㅤ пришли плакаты ㅤ реалистические, эмоциональные, ㅤ рисовавшие доходчивый, ㅤ живой образ ㅤ человека с ㅤ яркой психологической ㅤ характеристикой. Отзываясь ㅤ на главные ㅤ и характерные ㅤ события времени, ㅤ плакаты Великой ㅤ Отечественной призывали ㅤ к защите ㅤ Родины, убеждали ㅤ в справедливости ㅤ освободительной борьбы ㅤ [27].2.2Проявление ㅤ стиля модерн ㅤ в художественной ㅤ афишеВ ㅤ отличие от ㅤ историзма стилистика ㅤ модерна носит ㅤ более тонкий, ㅤ искусный характер. ㅤ Афиши, оформление ㅤ которых было ㅤ исполнено в ㅤ рамках данного ㅤ стиля, направлены, ㅤ как правило, ㅤ на аристократическую ㅤ аудиторию людей ㅤ образованных, со ㅤ вкусом и ㅤ высоким уровнем ㅤ достатка. Н. ㅤ И. Бабурина ㅤ указывает на ㅤ то, что ㅤ модерн был ㅤ движущей силой ㅤ для развития ㅤ искусства плаката. ㅤ Благодаря модерну, ㅤ оно обогатилось ㅤ различными образами, ㅤ давало художником ㅤ простор для ㅤ выражения творческой ㅤ мысли. «Стиль ㅤ модерн, являясь, ㅤ прежде всего, ㅤ дизайнерским стилем, ㅤ как нельзя ㅤ лучше подходил ㅤ для использования ㅤ его в ㅤ рекламной графике. ㅤСтремление модерна ㅤ украсить повседневную ㅤ жизнь, сделать ㅤ обыкновенную бытовую ㅤ вещь «эстетичной» ㅤ выводит афишу ㅤ на уровень ㅤ большого искусства». ㅤ Также модерн ㅤ разнообразил «знаковый ㅤ арсенал изобразительных ㅤ информационных каналов, ㅤ сделав плоскостность ㅤ и прорисовку ㅤ контуров главными ㅤ выразительными средствами, ㅤ которые с ㅤ тех пор ㅤ стали для ㅤ плаката важнейшими ㅤ критериями художественного ㅤ качества и ㅤ функциональной эффективности» ㅤ [14]. ㅤ Главная миссия ㅤ плаката и ㅤ афиши — ㅤ передать информацию ㅤ в народ. ㅤ При этом ㅤ они могут ㅤ пользоваться различными ㅤ изобразительными средствами. ㅤ Модерн апеллировал ㅤ к вышестоящим ㅤ на социальной ㅤ лестнице, поэтому ㅤ его язык ㅤ был более ㅤ образным, художественным ㅤ и символическим. ㅤ «В графике ㅤ модерна уже ㅤ была заложена ㅤ та игра ㅤ с восприятием ㅤ зрителя, которая ㅤ основана на ㅤ различной фокусировке ㅤ при разглядывании ㅤ объекта и ㅤ окружающего его ㅤ пространства». ㅤК ㅤ базовым художественным ㅤ принципам этого ㅤ стиля можно ㅤ отнести цветовые ㅤ пятна с ㅤ отсутствием тональных ㅤ переходов, тонкий ㅤ очерченный контур, ㅤ подчиняющий форму ㅤ своему движению, ㅤ увлечение флоральными ㅤ мотивами, обращение ㅤ к культуре ㅤ Востока, в ㅤ особенности — ㅤ японской гравюре. ㅤВыражение симпатии ㅤ Японии было ㅤ свойственно самому ㅤ времени в ㅤ целом и ㅤ стилистике модерна ㅤ в частности ㅤ [19].Афиша ㅤ С. И. ㅤ Панова к ㅤ трагедии У. ㅤ Шекспира «Макбет», ㅤ поставленной в ㅤ Новом Василеостровском ㅤ театре СанктПетербурга ㅤ в 1910-е ㅤ . В ㅤ данном случае ㅤ афиша представляет ㅤ собой образ, ㅤ символику, относящую ㅤ зрителя к ㅤ смыслу постановки. ㅤ «Автор стремится ㅤ передать не ㅤ фабулу, а ㅤ идею произведения.»Н. ㅤ И. Бабурина ㅤ говорит о ㅤ том, что ㅤ композиция данной ㅤ афиши своим ㅤ делением на ㅤ иллюстративную и ㅤ текстовую части, ㅤ а так ㅤ же автономия ㅤ этих частей, ㅤ смысловое и ㅤ композиционное равноправие ㅤ направлены на ㅤ передачу эмоции. ㅤ Сдержанность цветового ㅤ решения и ㅤ сам образ ㅤ на афише ㅤ — попытка ㅤ донести до ㅤ зрителя эмоциональный ㅤ строй трагедии. ㅤ Однако данная ㅤ символика и ㅤ композиция будут ㅤ понятны не ㅤ всем, в ㅤ них много ㅤ символического, отсылок, ㅤ которые обычному ㅤ рабочему человеку[27].Художественная афиша ㅤ помимо информирования ㅤ о постановке ㅤ могла представлять ㅤ театр в ㅤ целом, как ㅤ в случае ㅤ афиши для ㅤ Театра Миниатюр. ㅤ Афиша 1911, ㅤ авторство принадлежит ㅤ И. С. ㅤ Школьнику. Композиция ㅤ носит символический ㅤ характер — ㅤ женская танцующая ㅤ фигура с ㅤ бубном — ㅤ просто образ ㅤ танцовщица, но ㅤ передача «зрелища» ㅤ в целом. ㅤ Это сочетание ㅤ Танца и ㅤ Музыки. ㅤМодерн ㅤ часто оперировал ㅤ символическими, устоявшимися ㅤ образами. При ㅤ изображении театра ㅤ — маски, ㅤ для обозначения ㅤ балов — ㅤ музыкальные инструменты, ㅤ для маскарада ㅤ — маски, ㅤ образы Арлекина ㅤ и Коломбины ㅤ и т. ㅤ д. Так ㅤ и в ㅤ данном случае ㅤ это собирательный ㅤ образ. Линия ㅤ тела полна ㅤ движения, выражения ㅤ динамики. Бубен ㅤ в руках ㅤ - отсылка ㅤ к музыкальному ㅤ искусству. Маска ㅤ по центру ㅤ в нижней ㅤ части афиши ㅤ является центральным ㅤ указанием на ㅤ искусство сцены ㅤ [22].Колорит ㅤ афиши выбран ㅤ очень активный: ㅤ контраст красного ㅤ и зеленого ㅤ цветов. Так ㅤ афиша становится ㅤ живой, призывающей, ㅤ активной. Продолжением ㅤ использования подобной ㅤ сценической стилистики ㅤ можно найти ㅤ в гастрольной ㅤафише театра-кабаре ㅤ «Летучая мышь» ㅤ во Франции ㅤ в 1910-е ㅤ годы (Илл. ㅤ 14) и ㅤв афише ㅤ Н. В. ㅤ Ремизова для ㅤ театра «Дома ㅤ интермедий» .Обе афиши ㅤ тяготеют к ㅤ эстетике итальянской ㅤ «commediadell'arte», ㅤ что проявляется ㅤ в изображении ㅤ героя этой ㅤ комедии. В ㅤ обоих случаях ㅤ узнаваемым остается ㅤ образ Арлекина. ㅤ Он придает ㅤ афишам броскости, ㅤ веселости и ㅤ красочности. Первая ㅤ афиша была ㅤ создана С. ㅤ Судейкиным для ㅤ театра-кабаре «Летучая ㅤ мышь» во ㅤ время гастролей ㅤ в Париже ㅤ в 1910-е ㅤ годы (точный ㅤ год не ㅤ установлен). Афиша ㅤ одна из ㅤ самых заметных ㅤ в ряде ㅤ русской художественной ㅤ афиши по ㅤ своей выразительности ㅤ [17].ЗАКЛЮЧЕНИЕИстория развития ㅤ мировой художественной ㅤ афиши насчитывает ㅤ чуть более ㅤ ста лет. ㅤ В России ㅤ это искусство ㅤ отставало, но ㅤ даже с ㅤ учетом отставания ㅤ можно сказать, ㅤ что это ㅤ — явление ㅤ вековое. Художественная ㅤ афиша являет ㅤ особый предмет ㅤ театральной сферы. ㅤ Неся в ㅤ себе информацию ㅤ о театре, ㅤ пьесе или ㅤ исполнителе она ㅤ вместе с ㅤ тем выражает ㅤ определенный образ, ㅤ настроение, помогая ㅤ разрешать те ㅤ вопросы, которые ㅤ ставит театр ㅤ на сцене. ㅤ Даже в ㅤ силу небольшого ㅤ количества материала, ㅤ нельзя сказать, ㅤ что в ㅤ России данный ㅤ вид прикладной ㅤ графики представлен ㅤ слабо. Здесь, ㅤ как уже ㅤ говорилось ранее, ㅤ играет роль ㅤ не количество, ㅤ а качество. ㅤ Данный вид ㅤ афиши был ㅤ менее распространен, ㅤ чем афиша ㅤ шрифтовая. В ㅤ сравнении с ㅤ Западом, российские ㅤ театры и ㅤ труппы печатали ㅤ художественных афиш ㅤ значительно меньше. ㅤ Однако, даже ㅤ такое небольшое ㅤ количество смогло ㅤ оказать влияние ㅤ на развитие ㅤ печатной рекламы ㅤ XX века ㅤ в мире.Афиша является ㅤ одним из ㅤ выражений своего ㅤ времени. Она ㅤ рассказывает о ㅤ вкусах, зрительской ㅤ аудитории, эволюции ㅤ театра и ㅤ театрально-декорационного искусства. ㅤ В ней ㅤ можно проследить ㅤ тенденции в ㅤ искусстве, господствовавшие ㅤ в конце ㅤ XIX — ㅤ начале XX ㅤ века.В ㅤмышления ㅤкурсовой ㅤучителем ㅤработе ㅤповышения ㅤбыла ㅤобучению ㅤрассмотрена ㅤ история театральной ㅤ и кино-афиши ㅤ 1920-30-х гг ㅤ в СССР.Задачи ㅤздесь ㅤработы, анализ ㅤ психолого-педагогической ㅤсложные ㅤлитературы, ㅤвнедр ㅤа также ㅤ изучение афиш ㅤ 1920-1930 годов ㅤ в СССР, ㅤ основных этапов ㅤ развития театрально ㅤ и кино-афиши ㅤ в ССС, ㅤ влияние стилей ㅤ на развитие ㅤ афишу в ㅤ 1920-1930 годы ㅤ в СССР ㅤ успешно выполнены.Список умений литературыБабурина, Н.Н. Плакат Немого кино: Россия 1900-1930 [Текст] / Н.Н. Бабурина. – М. : Изд-во «АРТ-Родник», 2001. – 191 с. Богачева Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из историиразвития. М. 1969.Бурлаенко А.Х. Развитие советской торговой рекламы. Львов, 1957.Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. М.,1976.Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н. Советский политический плакат. М., 1962.Дрюбин Р.Г. Торговый знак и экспорт. М., 1931.Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы. 1991 - 2000.-М.: ИМА - пресс, 2002Езерский П. Кооперативноекнигоношество в деревне. М., 1929.Иванов Е. Меткое московское слово. М. 1989.Красноречие русского торжка. Из истории русской фольклористики. Л. 1978.Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., 2000.Лучшие страницы советской сатирической графики: Альбом сатирических рисунков. Вып. 1 (1917-1941) [Текст] / Авт.-сост. И.С. Вискова. – М. : Советский художник, 1988. – 144 с.; илл. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933-1973.М., 1977.Народная гравюра и фольклор в России XVII–XIX веков. М. 1976.Народная картинка XVII–XIX веков. Материалы и исследования. Спб. 1996.Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения изрелища. Конец XVIII–нач. ХХ века. Л. 1988.Никитин Ю. А. Выставочный Петербург. Череповец. 2003.Ньюман М. Креативный прыжок. 10 уроков эффективной рекламы, накоторую вдохновило агентство "Саатчи энд Саатчи". - М.: Издательский дом"Евро", 2007Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. Л. 1926.Очерки по истории и технике гравюры. М. 1941.Павлинская А. П. Товарный знак. Л. 1974.Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. Спб. 1894.Повелихина А. В., Ковтун Е. Ф. Русская живописная вывеска и художникиавангарда. Л.1992.Рожков И.Я. Реклама советского периода: как это было... // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета (Социум),2007. С. 171 - 178.Торговая реклама и упаковка в России XIX–XX вв. М. 1993.Тугендхольд Я. Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930.Увлекательный мир московской рекламы XIX– начала ХХ века. М. 1996.Учёнова В. В. Реклама в массовой культуре. Служанка или госпожа? М. 2007.Ученова В. В. Старых Н. В. Социальная реклама: вчера, сегодня, завтра. М. 2006.Учёнова В. В. Философия рекламы. М. 2003.ПРИЛОЖЕНИЕРисунок 1.Рисунок 2.Рисунок 3.Рисунок 4.Рисунок 5.
1. Бабурина, Н.Н. Плакат Немого кино: Россия 1900-1930 [Текст] / Н.Н. Бабурина. – М. : Изд-во «АРТ-Родник», 2001. – 191 с.
2. Богачева Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. М. 1969.
3. Бурлаенко А.Х. Развитие советской торговой рекламы. Львов, 1957.
4. Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. М.,1976.
5. Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н. Советский политический плакат. М., 1962.
6. Дрюбин Р.Г. Торговый знак и экспорт. М., 1931.
7. Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы. 1991 - 2000.-М.: ИМА - пресс, 2002
8. Езерский П. Кооперативное книгоношество в деревне. М., 1929.
9. Иванов Е. Меткое московское слово. М. 1989.
10. Красноречие русского торжка. Из истории русской фольклористики. Л. 1978.
11. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., 2000.
12. Лучшие страницы советской сатирической графики: Альбом сатирических рисунков. Вып. 1 (1917-1941) [Текст] / Авт.-сост. И.С. Вискова. – М. : Советский художник, 1988. – 144 с.; илл.
13. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933-1973.М., 1977.
14. Народная гравюра и фольклор в России XVII–XIX веков. М. 1976.
15. Народная картинка XVII–XIX веков. Материалы и исследования. Спб. 1996.
16. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII–нач. ХХ века. Л. 1988.
17. Никитин Ю. А. Выставочный Петербург. Череповец. 2003.
18. Ньюман М. Креативный прыжок. 10 уроков эффективной рекламы, на которую вдохновило агентство "Саатчи энд Саатчи". - М.: Издательский дом"Евро", 2007
19. Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. Л. 1926.
20. Очерки по истории и технике гравюры. М. 1941.
21. Павлинская А. П. Товарный знак. Л. 1974.
22. Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. Спб. 1894.
23. Повелихина А. В., Ковтун Е. Ф. Русская живописная вывеска и художникиавангарда. Л.1992.
24. Рожков И.Я. Реклама советского периода: как это было... // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета (Социум),2007. С. 171 - 178.
25. Торговая реклама и упаковка в России XIX–XX вв. М. 1993.
26. Тугендхольд Я. Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930.
27. Увлекательный мир московской рекламы XIX– начала ХХ века. М. 1996.
28. Учёнова В. В. Реклама в массовой культуре. Служанка или госпожа? М. 2007.
29. Ученова В. В. Старых Н. В. Социальная реклама: вчера, сегодня, завтра. М. 2006.
Вопрос-ответ:
Какова специфика афиши как вида искусства?
Афиша является объединением различных видов искусства: графического дизайна, живописи, типографии и др. Она должна привлекать внимание зрителя и передавать информацию о представлении или фильме. В то же время, она сама является произведением искусства, отражающим стиль и эстетику своего времени.
Какие основные этапы можно выделить в истории развития театральной и кино афиши?
В истории развития театральной и кино афиши можно выделить несколько основных этапов. Первый - это рубеж XIX-XX веков, когда афиша часто имитировала художественные образцы исторического периода. Второй этап - 1920-30 годы в СССР, когда афиша стала средством пропаганды и идеологического воздействия. Третий этап - современность, когда афиша все больше становится цифровой и создается с помощью компьютерных технологий.
Какие были образцы художественных театральных афиш в России на рубеже XIX-XX веков?
На рубеже XIX-XX веков в России художественные театральные афиши часто имитировали стиль и эстетику различных исторических периодов. Например, они могли быть выполнены в ретро стиле и передавать атмосферу романтики и легкости. Также использовались мотивы народного искусства, которые помогали создать особую атмосферу и подчеркнуть национальную идентичность представления.
Как менялась специфика афиши в СССР в 1920-30 гг?
В СССР в 1920-30 гг афиша стала средством пропаганды и идеологического воздействия. Она служила для передачи общественно-политических идеалов и пропаганды коммунистических ценностей. Вместо романтики и эстетики предыдущего периода, афиша стала простой и ясной, с упором на визуальные элементы и символидку. Также использовались яркие и контрастные цвета, чтобы привлечь внимание зрителей.
Какова специфика афиши как вида искусства?
Специфика афиши заключается в том, что она является смешением рекламы и искусства. Она должна привлечь внимание зрителя и вызвать у него желание посетить спектакль или сеанс кино. В то же время, афиша имеет свою художественную ценность и является носителем определенного стиля и эстетики.
Какие основные этапы исторического развития театральной и кино афиши?
Основные этапы исторического развития театральной и кино афиши включают периоды конца XIX - начала XX века, советского периода, период 1950-1970 гг., и современную эпоху. Каждый из этих периодов отличается своими характерными особенностями и тенденциями в создании афиш.
Какие образцы художественных театральных афиш существовали на рубеже XIX-XX веков?
На рубеже XIX-XX веков существовали различные образцы художественных театральных афиш. В частности, можно выделить афиши, выполненные в стиле имитации, которые имитировали художественные стили разных эпох и направлений, такие как неоклассицизм, импрессионизм и экспрессионизм.
Какие были особенности театральных афиш в СССР?
В СССР театральные афиши отличались особенным стилем и содержанием. Они были специально разработаны для пропаганды идеологии коммунистической партии и социалистического строя. Афиши часто содержали образцы социалистического реализма, изображающие советских рабочих, крестьян и лидеров партии.
Какой был вклад театральной и кино афиши в историю искусства?
Театральная и кино афиши имели значительный вклад в историю искусства, так как они представляли собой уникальное сочетание рекламы и искусства. Афиши не только информировали зрителей о предстоящих спектаклях или фильмах, но и являлись произведениями искусства собственно, представляя различные художественные стили и направления.