Нарушение голоса у лиц речевых профессий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 28 28 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ЛИЦ РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ 6
1.1. Основные причины нарушений голоса………………………………………….. 6
1.2. Профилактические меры нарушения голоса 8
ГЛАВА 2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ЛИЦ РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ 14
2.1. Выявление нарушений голоса у лиц речевых профессий и их уровня знаний о гигиене голоса 14
2.2. Программа «Гигиена голоса» 15
2.3. Повторное выявление нарушений голоса у лиц речевых профессий уровня знаний о гигиене голоса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ А 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 27

Фрагмент для ознакомления

После проведения упражнений следует читать текстовый материал и внимательно прислушиваться к звучанию своего голоса.Также необходимо делать массаж (нажимая, поглаживать межреберные мышцы, разглаживать мышцы живота круговыми движениями) до выполнения и после выполнения дыхательных упражнений.3. Подготовить речевой аппарат к работе, снять или предотвратить мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах.Например:Массаж лица (поглаживанием и постукиванием) и массаж шеи (поглаживанием и постукиванием) до работы голосом (утром)Носовое дыхание4. Расположение тела для тренировки дыхания (система Л. Кофлера)Например:Лечь, держа руки плотно прижатыми к бокам5. Преодолеть такие недостатки, как неразвитое грудное звучание, несмыкание голосовых складок, мышечные зажимы в области гортаниНапример:Расслабить мышцы тела. Правую руку положить на грудь (для ощущения вибрации), левую тыльной стороной поднести к губам для проверки теплого дыхания и тихо, низко простонать, используя придыхательную атаку, на разные гласные.6. Упражнения для развития диапазона и силы голосаНапример:«Повышения голоса по строчкам», «Повышения и понижение голоса»7. Упражнения для снятия физического напряжения в области шеи, корпуса, окологлоточной мускулатурыНапример:Поворот головы влево, одновременно глаза смотрят влево – вдох, в и.п. – выдох 8. Упражнения на расслабленияНапример:Сбросить тело вниз при наклоне – плечи, руки, шея свободны.Также дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (А.Н. Стрельникова – оперная певица, которая потеряла голос, но смогла его восстановить с помощью своей гимнастики) основана на нескольких несложных динамических дыхательных упражнениях: «Кошка», «Ушки», «Обними плечи», «Перекаты», «Повороты головы», часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным вернуть потерянный голос.Занятие 3Тема: Составление рациона сбалансированного питанияНа основе анализа собственных пищевых привычек и учета индивидуальных особенностей, требований к питанию и его режиму у лиц речевых профессий составить свой собственный рацион сбалансированного питания.Занятие 4 Тема: Составление хронометража дел (занятий) в течение рабочего и выходного дняСоставить хронометраж дел (занятий) в течение рабочего и выходного дняПроанализировать сбалансированность режима дня исходя их пропорции: 8 ч – сон, 16 ч – работа, ежедневные рутинные дела, свободное время и отдых. Определить, с чем связан дисбаланс (в случае его выявления). Определить отличие режима выходного дня от рабочего. Перечислить полезные занятия, вредные занятия, которые требуют отказа от них, нейтральные занятия, которые требуют корректировки, совмещения их с полезными и т.д. Перечислить занятия, касающиеся ежедневной активности, учебы/работы, образования/самообразования, развлечений, проведения свободного времени. Соотнести перечисленные занятия с соблюдением общегигиенических правил педагога. Оценить эффективность отдыха, проведения свободного времени. Сбалансировать режим рабочего и выходного (определить, на что обратить внимание, что предпринять)2.3. Повторное выявление нарушений голоса у лиц речевых профессий уровня знаний о гигиене голосаПосле апробирования программы было проведено повторное исследование с целью выявления нарушений голоса у лиц речевых профессий и уровня знаний о гигиене голоса у лиц речевых профессий.Результаты повторного исследования:Результат повторного сбора данных свидетельствует о том, что у 30 % были выявлены функциональные нарушения голоса по типу фонастении (невозможность владеть голосом, изменять высоту, усиливать или ослаблять его звучание, сухость, откашливание при попытке очень громко говорить), у остальных респондентов не обнаружилось никаких нарушений голосовых характеристикРезультаты повторного анкетирования свидетельствуют о том, что 100 % респондентов знают о том, что такое гигиена голоса и 80 % соблюдают правила гигиены голоса.Таким образом, теоретические и практические занятия показали свою эффективность, в частности, на 20 % сократились функциональные нарушения голоса по типу фонастении у педагогов общеобразовательной школы, на 50 % поднялся уровень знаний о гигиене голоса у педагогов общеобразовательной школыЗАКЛЮЧЕНИЕРаботая над данной темой, я изучила литературу, сделала анализ, разработала программу. В научной литературе по проблеме нарушения голоса четко прослеживается то, что в нашей стране успешно изучают голосовые расстройства у лиц речевых профессий, в частности, педагогов.Так, под нарушением голоса понимается отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса могут быть центральными и периферическими, при этом каждое из них может быть органическим и функциональным. Наиболее распространенными нарушениями голоса у лиц речевых профессий являются функциональные. Основными причинами функциональных нарушений голоса являются перенапряжение голосовых связок, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания, психические факторы. Мерами профилактики нарушения голоса являются закаливание организма, исключение простудных заболеваний и перенапряжения голосовых складок, соблюдение голосового режима и овладения навыками рациональной голосоподачи.На констатирующем этапе исследования мы выявили функциональные нарушения голоса по типу фонастении у педагогов и их малоосведомленность о гигиене голоса.Поэтому наˑ формирующемˑ этапеˑ исследованияˑ ставилиˑ цельюˑ проведениеˑ целенаправленнойˑ работыˑ по развитию уровня знаний педагогов о гигиене голоса.ˑ Былаˑсоздана специальная программа «Гигиена голоса», которая включала теоретические и практические занятия.Контрольныйˑ экспериментˑ подтверждаетˑ эффективностьˑразработанной программы. Был отмечен рост уровня знаний о гигиене голоса у педагогов общеобразовательной школы.Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБаль Н.Н., Соловьева О.П. Мониторинг рабочего и выходного дня педагогов как средство профилактики профессиональных нарушений голоса //Специальное образование: опыт и перспективы развития: материалы II республиканской научно-практической конференции. Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова. –2017. –С. 12-15.Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. – М.: Энергоиздат, 2002. – 481 с.Давыдова Д.А., Алексеева М.Н. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий // Евразийское Научное Объединение. 2017. –Т. 2.– № 11 (33). –С. 156-157.Лаврова Е.В., Михалевская И.А. Значение постановки речевого голоса в профилактике возникновения голосовых расстройств // «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика»: сборник науч. тр. – М.: Граница, 2009. – С.87-93. Лаврова Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Академия, 2006. – 128 с. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 сЛахмоткина В.И., Ястребова Л.А. Профилактика и устранение профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий // Проблемы современного педагогического образования. –2019. –№ 63-4. –С. 137-141.Лихачева В.Б. Теоретический анализ проблемы голосовых расстройств у лиц голосоречевых профессий [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12294082 (дата обращения: 01.06.2020).Майорова Ю.А. Методические рекомендации по развитию и сохранению голосовых возможностей у преподавателей // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. –2016.– С. 162-164.Москвитина Н.В. Значение гигиены голосообразующего и дыхательного аппарата для специалистов речевых профессий // Проблемы высшего образования. –2006. –№ 1. –С. 108-111.Новоселова А.В. К вопросу о специфике нарушения голоса у лиц, имеющих голосо-речевую профессию // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. –С. 301-305.Орлова О.С. Психолингвистический подход в корекционно-педагогической работе по устранению дисфонии у лиц голосо-речевых профессий // Вопросы практической фониатрии. –М., 1997. –С. 140-143.Орлова, О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008. – 220 с.Радциг Е.Ю., Варавина М.А., Радциг А.Н., Ангелкова В.В. Нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий: причины и способы коррекции // Фарматека. –2018. –№ 8 (361). –С. 79-83.Рудин Л.Б., Щетинина Е.В. Особенности питания лиц голосо-речевых профессий // Голос и речь. 2010. № 2. С. 38-52.Савостьянов, А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя/ А.И. Савостьянов. – М.: Владос, 2001. – 144 с.Савостьянов, А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией / А.И. Савостьянов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.Сезина А.Д., Ларина Е.А. Нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий // Перспективы развития науки в современном мире: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. –2018.– С. 86-90.Сезина А.Д., Ларина Е.А. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий // Голос и коммуникации в современном мире: материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса. –2018. –С. 79-85.Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 19 с.Шилова Е.А., Головлева А.Г. Логопедическая работа по устранению профессиональных нарушений голоса //Альманах казанского федерального университета: материалы XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика». Под ред. А.И. Ахметзяновой. 2018. –С. 220-222.Щетинин М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 256 сПРИЛОЖЕНИЕ АЛогопедическая карта для диагностики нарушений голосаПРИЛОЖЕНИЕ БАнкета для выявления уровня знаний о гигиене голоса№ВопросОтвет: да/нет/затрудняюсь ответить1Знаете ли Вы, что такое гигиена голоса?2Знаете ли Вы, что такое голосовой режим?3Соблюдаются ли санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к рабочему помещению (обеспеченность каждодневной влажной уборкой, оптимальный температурный уровень, нормальная акустика и шумовой фон (не превышающий 55 дб)4Своевременно ли Вы лечите «малые простуды»?5Соблюдаете ли Вы режим питания (основные приемы пищи осуществляются за 2 часа до интенсивной голосовой нагрузки, завтракболее энергонаполненный, чем обед и ужин)6Знаете ли Вы, что такое рациональный режим жизни?

1. Баль Н.Н., Соловьева О.П. Мониторинг рабочего и выходного дня педагогов как средство профилактики профессиональных нарушений голоса // Специальное образование: опыт и перспективы развития: материалы II республиканской научно-практической конференции. Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова. – 2017. – С. 12-15.
2. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. – М.: Энергоиздат, 2002. – 481 с.
3. Давыдова Д.А., Алексеева М.Н. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий // Евразийское Научное Объединение. 2017. –Т. 2. – № 11 (33). – С. 156-157.
4. Лаврова Е.В., Михалевская И.А. Значение постановки речевого голоса в профилактике возникновения голосовых расстройств // «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика»: сборник науч. тр. – М.: Граница, 2009. – С.87-93.
5. Лаврова Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Академия, 2006. – 128 с.
6. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с
7. Лахмоткина В.И., Ястребова Л.А. Профилактика и устранение профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-4. – С. 137-141.
8. Лихачева В.Б. Теоретический анализ проблемы голосовых расстройств у лиц голосоречевых профессий [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12294082 (дата обращения: 01.06.2020).
9. Майорова Ю.А. Методические рекомендации по развитию и сохранению голосовых возможностей у преподавателей // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. – 2016. – С. 162-164.
10. Москвитина Н.В. Значение гигиены голосообразующего и дыхательного аппарата для специалистов речевых профессий // Проблемы высшего образования. – 2006. – № 1. – С. 108-111.
11. Новоселова А.В. К вопросу о специфике нарушения голоса у лиц, имеющих голосо-речевую профессию // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. – С. 301-305.
12. Орлова О.С. Психолингвистический подход в корекционно-педагогической работе по устранению дисфонии у лиц голосо-речевых профессий // Вопросы практической фониатрии. – М., 1997. – С. 140-143.
13. Орлова, О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008. – 220 с.
14. Радциг Е.Ю., Варавина М.А., Радциг А.Н., Ангелкова В.В. Нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий: причины и способы коррекции // Фарматека. –2018. –№ 8 (361). – С. 79-83.
15. Рудин Л.Б., Щетинина Е.В. Особенности питания лиц голосо-речевых профессий // Голос и речь. 2010. № 2. С. 38-52.
16. Савостьянов, А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя/ А.И. Савостьянов. – М.: Владос, 2001. – 144 с.
17. Савостьянов, А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией / А.И. Савостьянов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.
18. Сезина А.Д., Ларина Е.А. Нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий // Перспективы развития науки в современном мире: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2018. – С. 86-90.
19. Сезина А.Д., Ларина Е.А. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий // Голос и коммуникации в современном мире: материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса. – 2018. – С. 79-85.
20. Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 19 с.
21. Шилова Е.А., Головлева А.Г. Логопедическая работа по устранению профессиональных нарушений голоса //Альманах казанского федерального университета: материалы XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика». Под ред. А.И. Ахметзяновой. 2018. – С. 220-222.
22. Щетинин М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 256 с

Вопрос-ответ:

Какие основные причины нарушений голоса у лиц речевых профессий?

Основными причинами нарушений голоса у лиц речевых профессий являются перегрузка голосового аппарата, неправильная техника голосового дыхания, неблагоприятные условия труда, эмоциональное напряжение и стрессовые ситуации.

Какие профилактические меры помогают предотвратить нарушения голоса у лиц речевых профессий?

Для профилактики нарушений голоса у лиц речевых профессий рекомендуется соблюдать режим голосового отдыха, правильно использовать голосовой аппарат, проводить голосовые упражнения, следить за гигиеной помещений, избегать нагрузок на голос во время простуды и не злоупотреблять алкоголем и никотином.

Какие рекомендации по профилактике нарушения голоса у лиц речевых профессий предлагаются в программе "Гигиена голоса"?

Программа "Гигиена голоса" рекомендует проводить систематическую физическую тренировку ораторского аппарата, контролировать голосовой режим и рабочие условия, обращать внимание на психоэмоциональное состояние, правильно питаться и уделять внимание гигиене помещений.

Каким образом происходит выявление нарушений голоса у лиц речевых профессий и оценка их уровня знаний о гигиене голоса?

Выявление нарушений голоса у лиц речевых профессий происходит путем медицинского осмотра, анкетирования и проведения специальных голосовых тестов. Оценка уровня знаний о гигиене голоса осуществляется посредством анкетирования и проведения обучающих программ и тренингов.

Почему повторное выявление нарушений голоса у лиц речевых профессий так важно?

Повторное выявление нарушений голоса у лиц речевых профессий важно, чтобы оценить эффективность предпринятых профилактических мер и корректировать программы по гигиене голоса. Также это позволяет своевременно выявлять и лечить возможные заболевания, которые могут привести к нарушениям голоса.

Какие основные причины нарушений голоса у лиц речевых профессий?

Основные причины нарушений голоса у лиц речевых профессий включают неправильное использование голоса, перенапряжение голосовых связок, плохую артикуляцию и дыхание, стресс, неправильный голосовой режим, злоупотребление хрипотной речью, вредные условия труда (например, пыль, холод, переутомление) и недостаточная забота о голосе.

Какие профилактические меры помогают предотвратить нарушения голоса?

Профилактические меры для предотвращения нарушений голоса включают правильное использование голоса, обучение правильной артикуляции и дыханию, соблюдение правильного голосового режима, избегание перенапряжения и стресса, создание комфортных условий труда, уход за голосом (горячие напитки, полоскание, голосовые упражнения) и участие в программе "Гигиена голоса".

Какие рекомендации по профилактике нарушения голоса могут быть полезны для лиц речевых профессий?

Рекомендации по профилактике нарушения голоса для лиц речевых профессий включают выявление нарушений голоса и уровня знаний о гигиене голоса, использование программы "Гигиена голоса" для обучения правильному использованию голоса и артикуляции, проведение повторного выявления нарушений голоса, а также советы по правильному голосовому режиму, дыханию и уходу за голосом.