Влияние японских гравюр на творчество Ван Гога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 32 32 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 07.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение…………………………………………………………………………3-9
Глава I. Японизмы в творчестве постимпрессионистов………………………………………………………..10-17
Глава II. Влияние японского искусства на творчество Винсента Ван Гога………………………………………………………………..……...…...18-24
Заключение……………………………………………………………….…..25-26
Список использованной литературы ……………………………………….….27
Электронные ресурсы…………………………………………………………...28
Список иллюстраций………………………………………………………...29-31
Иллюстрации………………………………
Фрагмент для ознакомления

Он создает произведения, в которых использует приемы, свойственные японской гравюре: высокую точку зрения, явное деление на два плана, кажущуюся случайность композиционного построения, фрагментарность. В использовании европейскими художниками конца XIX - начала XX века мотивов ирисов, цветущей сливы, хризантем, водопадов, в линеарности, а также в ряде других приемов изображения можно найти прямые аналогии с произведениями Хиросиге.Рассуждая о творчестве Ван Гога, всегда нужно помнить, что вне зависимости от фактора влияния (в данном случае это японская графика), вне зависимости от того, какой художественный язык использует как базу, он всегда структурирует его мазком. Говоря о технической составляющей живописи Ван Гога, в рассуждении о картине «Ночное кафе» (илл. 34), Паола Волкова пишет, что именно «мазок и цвет создают форму, они выстраиваются в определённую композицию». Если исходить из этого высказывания, то можно сказать, что Винсент Ван Гог выступает своего рода переводчиком со специфического языка японской культуры на европейский живописный. Доказательством служат и слова самого мастера: «Как мы правильно говорим: ищи жизнь в цвете.Подлинный рисунок — это моделировка цветом. Я сделал дюжину пейзажей —два откровенно зеленые, откровенно синие. Так я борюсь за жизненность и прогресс искусства».На протяжении всего творческого пути Винсента Ван Гога, влияние японской культуры проявлялось по-разному. Он как выполнял копии декоративных мотивов, делая кальки с гравюр, так и переосмыслял японскую философию, использовал технические приёмы японских мастеров, подстраивая их под живопись. Размышляя о далёкой и недостижимой стране Восходящего Солнца, он в своём творчестве обращается к природе во всех её ипостасях.Именно японская философия натолкнула Ван Гогана утопическую идею создания коммуны художников. Эта мысль вдохновлена образом жизни буддийских монахов, существующих обособленно, и предающихся духовным практикам, не отвлекаясь на насущные проблемы. Винсент Ван Гог мечтал о подобном образе жизни и для художников. Этот пример свидетельствует не только о том, что Восток оказал на мастера неизгладимое впечатление, но и то, что Ван Гог в своих размышлениях об искусстве обращался не только вопросами живописи, но и вопросами судьбы искусства, роли художника в обществе и способах организации художественной деятельности. Это делает Ван Гога не просто великим мастером, но и человеком прогрессивных взглядов своего времени.ЗаключениеВинсент Ван Гог – художник, о котором сложно сказать исчерпывающе. Но при всей своей сложности это мастер в достаточной степени эмоциональный и чувственно понятный.В попытке показать этого художника как представителя одного из «больших» стилей, Паола Волкова говорит, что «если бы мы пытались как-то определить его манеру, тот язык, на котором он с нами говорит, мы бы сказали, конечно, что Винсент Ван-Гог – художник-экспрессионист». Сам художник писал, что «Я чувствую экспрессию и, так сказать, душу во всей природе».Подобная позиция характеризует мастера как человека, который очень тонко чувствовал окружающий мир, и не мог в процессе создания произведения уделять внимание лишь технической стороне вопроса. Поэтому не удивительно, что Япония с её философией дзен-буддизма оказала влияние не только на творчество Ван Гога, но и на его мировоззрение, жизненную философию и, конечно же, позицию касательно роли и места искусства в жизни европейского общества.Во время пребывания Винсента в Арле, начиная с 1888 г., японские мотивы уже менее заметны. Ещё остается та же японская раскадровка полотен и двухмерное пространство, однако, исчезает строгая острота линий японской графики, которая сменяется густым мазком масляных красок, энергично наложенных на холст, столь характерным для «экспрессивных» полотен Ван Гога.В 1889 г. Ван Гог пишет свой «Автопортрет с отрезанным ухом» (илл. 35), на заднем плане которого виден эстамп с японскими мотивами, а также серию картин, в которых эти мотивы еще отчетливо чувствуются. Этот период творчества художника проходит во время его пребывания в психиатрической лечебнице в Сан-Реми. Для этого времени характерно частое присутствие природы, апофеозом которого считается полотно «Ветка цветущего миндаля» (илл. 27), написанное им в 1890 г. незадолго до смерти. Эта картина - общепризнанный истинный шедевр, простой и воздушный, квинтэссенция философии укиё-э, полно выражающий именно то, что искал Ван Гог у японских графиков – теплоту, простоту и умиротворение.Однако, существует и другая версия. Говоря о выставке «Ван Гог и Япония», критик пишет: «утверждение о том, что на Ван Гога оказало глубокое влияние японское искусство, просто не выдерживает критики. Нужно ли ему видеть Хокусая, чтобы нарисовать прекрасную всеобъемлющую картину? Для меня это больше похоже на эпические панорамы, написанные его голландским предшественником Питером Брейгелем Старшим. Точно так же кажется странным, что кураторы прослеживают его рисунки насекомых и цветов крупным планом под влиянием Японии, когда натюрморт был голландской специализацией с 17-го века, и множество доморощенных моделей для его искусства можно найти по соседству в Рейксмузеуме».Подводя итоги, можно говорить о том, что японизм для Винсента Ван Гога был не просто стилем, но и категорией мировоззренческой, которая базировалась на буддийской философии, очень сильно воспринятой интеллигенцией и элитой. Однако, говоря о творчестве художника, исследователям стоит воздерживаться от вольных интерпретаций и базироваться в своих суждениях на первоисточники, коими являются письма, документы и мемуары современников.Список использованной литературыВалиньяно А. Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и катаги (нравов), распространенных в Японии // Восток, № 4. 1998. Ван Гог В. Письма к брату Тео. Азбука классика. 2007.Винсент Ван Гог. Художник в 100 картинах. Сост. Е. Диченко. М., Эксмо, 2015.Волкова П. Импрессионизм. Самая человечная живопись. М., АСТ, 2019.Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Очерк жизни и творчества. М., Детская литература. 1975.Пасивкина С.А. Интерпретация понятия укиё в «Повести о зыбком мире» («Укиёмоногатари», 1665 г.) писателя Асаи Рёи // Японские исследования. 2019. №1. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. АСТ, 1955.Пушакова А. Япония. Введение в культуру и искусство. М., Бомбора, 2019.Ревал Дж. Постимпрессионизм. Искусство, 1962.Чипурных С.И. «Япония не для японцев». Феномен японизма в западном искусстве второй половины XIX – начала XX вв.: отличие от других ориенталистских художественных явлений // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова: Сборник научных статей. В 2-х т.Под ред. А.А. Сорокина. Т. 2. Вып. V. М., 2018.Чудова А.В. Винсент Ван Гог. Шедевры живописи. М., АСТ, 2018.Эник Н. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения. М., V-A-C press, 2015.Japonisme: Japanese influence on French art 1854–1910 / Comp. by Gabriel P. Weisberg. Cleveland (O.), cop. 1975. XII.Электронные ресурсыСидельникова Е. Внутренняя Япония Винсента Ван Гога. URL:https://artchive.ru/publications/2433~Vnutrennjaja_Japonija_Vinsenta_Van_GogaОбращение от 4.06.2020.Capua R. Material Japonisme in American Art, 1876–1925. The Book and Paper Group Annual, 2009, vol. 28.URL:http://cool.conservation-us.org/coolaic/sg/bpg/annual/v28/index.html Обращение от 3.06.2020.J. Jones. Van Gogh and Japan review – the painter as tortured apprentice // The Guardian. 2018. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2018/mar/28/van-gogh-and-japan-review-amsterdam-the-painter-as-tortured-apprentice-hiroshigeОбращение от 4.06.2020.Список иллюстрацийИлл. 1. Дега Э. Ванна. Картон, пастель. 60 x 83 см. Ок. 1886. Музей Орсе, Париж.Илл. 2. Дега Э. Девушка расчёсывает волосы. Картон, пастель. 1887 – 1890. Музей Орсе, Париж.Илл. 3. Пуаре П. Пальто-кимоно.Шёлк, атлас, кружево. 1906-1909. Институт костюма КиотоИлл. 4. Дега Э. Кафешантан «Амбассадор». Картон, пастель. 1877. Лионский музей изобразительных искусств.Илл. 5. Боннар П. Девочка с зонтиком. Панель, масло. 26,7 x 17,5 см. 1894. Частное собрание.Илл. 6. Гоген П. Дорога вверх. Холст, масло. 1884. Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих.Илл. 7. Боннар П. Женщина в клетчатом платье. Холст, масло. 1892-1898. Частное собрание.Илл. 8.Тулуз-Лотрек А. Лошадь и всадник с собачкой. Картон, масло. 1879. Музей Тулуз-Лотрека, Альби.Илл. 9. Дени М. Красавица в осеннем лесу. Холст, масло. 25,3 x 44,2 см. 1892. Частное собрание.Илл. 10. Рипль-РонаиЙозеф. Женский профиль. Бумага, пастель. 1919. Частное собрание.Илл. 11. Хиросиге У. 2-я станция: Кавасаки. Гравюра, укиё-э. Академия искусств Гонолулу.Илл. 12. Хокусай Х. Магазин Мицуи на улице Суруга в Эдо. (серия «36 видов Фудзи»). Ксилография, укиё-э. Ок. 1831. 38,5 x 26,2 см. Токийский художественный музей Фудзи.Илл. 13. Хокусай Х. Канарейка и пион. Гравюра, укиё-э. 1834. Музей Гиме, Париж.Илл. 14. Дега Э. Танцевальный класс в Опере. Холст, масло. 1872. Частное собрание.Илл. 15. Дега Э. Площадь Согласия. Холст, масло. 78.4 × 117.5 см. 1875. Эрмитаж, Санкт-Петербург.Илл. 16. Дега Э. Танцовщицы тренируются у станка. Холст, масло. 75,6 x 81,3 см. 1877. Музей Метрополитан, Нью-Йорк.Илл. 17. Хокусай Х. Большая волна в Канагаве. Бумага, чернила, укиё-э. 25.7×37.9 см. 1832. Музей Метрополитан, Нью-Йорк.Илл. 18. Ван Гог В. Зимородок у воды. Холст, масло. 19.1×26.6 см. 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 19. Ван Гог. В. Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ). 1887. 55.6×46.8 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 20. Ван Гог В. Мост под дождем (по мотивам Хиросиге). 1887. 73.3×53.8 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 21. Хиросиге У. Сливовый сад в Камэйдо.Бумага, чернила, пигменты,нишикё-э. 1856-57. Национальный музей этнологии, Лейден.Илл. 22. Ван Гог В. Куртизанка. 1887. 100.7×60.7 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 23. Эйсен К. Куртизанка Ханаоги из борделя Оги. Гравюра, укиё-э. 1825.Илл. 24. Ван Гог В. Портрет папаши Танги. Холст, масло. 92 × 75 см.1887. Музей Родена, Париж.Илл. 25. Ван Гог В. Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену. Холст, масло. 62×52 см.1888. Музей Фогга, Кембридж.Илл. 26. Ван Гог В. Цветущее дерево груши. Холст, масло. 73 х 46 см. 1888. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 27. Ван Гог В. Ветка цветущего миндаля. Холст, масло. 73,5 х 92 см. 1890. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам. Илл. 28. Ван Гог В. Персиковое дерево в цвету. Холст, масло. 73 х 59 см. 1890. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.Илл. 29. Ван Гог В. Фруктовый сад в цвету. Холст, масло. 55.0x65.0 см.1888. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Илл. 30. Ван Гог В. Белый сад. Холст, масло. 60 х 81 см. 1888. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 31. Ван Гог В. Спальня в Арле (первый вариант). Холст, масло. 72 × 90 см. 1888. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 32. Хокусай Х. КраснаяФудзи. Бумага, чернила, водяные краски, гравюра. 1823—1831. Токийский художественный музей Фудзи.Илл. 33. Хиросиге У. Сливовый сад в Камэйдо.Бумага, чернила, пигменты,нишикё-э. 1856-57. Национальный музей этнологии, Лейден.Илл. 34. Хиросиге У. Ливень у моста в Охаси. Ксилография, укиё-э. 37 x 25 см. 1857. Илл. 35. Ван Гог В. Ночное кафе. Холст, масло. 70 × 89 см. 1888. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.Илл. 36. Ван Гог В. Автопортрет с отрезанным ухом. Масло. 51 х 45 см. 1889. ЧастноесобраниеНиархоса, Чикаго.ИллюстрацииИлл. 1. Дега Э. Ванна. Ок. 1886.Илл. 2. Дега Э. Девушка расчёсывает волосы. 1887 – 1890.Илл. 3. Пуаре П. Пальто-кимоно. 1906-1909.Илл. 4. Дега Э. Кафешантан «Амбассадор». 1877.Илл. 5. Боннар П. Девочка с зонтиком. 1894.Илл. 6. Гоген П. Дорога вверх. 1884.Илл. 7. Боннар П. Женщина в клетчатом платье. 1892-1898.Илл. 8.Тулуз-Лотрек А. Лошадь и всадник с собачкой. 1879.Илл. 9. Дени М. Красавица в осеннем лесу. 1892Илл. 10. Рипль-РонаиЙозеф. Женский профиль. 1919.Илл. 11. Хиросиге У. 2-я станция: Кавасаки. Академия искусств Гонолулу.Илл. 12. Хокусай Х. Магазин Мицуи на улице Суруга в Эдо. Ок. 1831.Илл. 13. Хокусай Х. Канарейка и пион. 1834.Илл. 14. Дега Э. Танцевальный класс в Опере. 1872.Илл. 15. Дега Э. Площадь Согласия. 1875.Илл. 16. Дега Э. Танцовщицы тренируются у станка. 1877.Илл. 17. Хокусай Х. Большая волна в Канагаве. 1832.Илл. 18. Ван Гог В. Зимородок у воды. 1887.Илл. 19. Ван Гог. В. Цветение сливового сада. 1887.Илл. 20. Ван Гог В. Мост под дождем. 1887.Илл. 21. Хиросиге У. Цветущий сливовый сад в Камейдо. 1857.Илл. 22. Ван Гог В. Куртизанка. 1887.Илл. 23. Эйсен К. Куртизанка Ханаоги из борделя Оги. 1825.Илл. 24. Ван Гог В. Портрет папаши Танги.1887.Илл. 25. Ван Гог В. Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену. 1888.Илл. 26. Ван Гог В. Цветущее дерево груши. Холст, масло. 73 х 46 см. 1888. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.Илл. 27. ВанГог В. Ветка цветущего миндаля. 1890.Илл. 28. Ван Гог В. Персиковое дерево в цвету. 1890.Илл. 29. Ван Гог В. Фруктовый сад в цвету. 1888.Илл. 30. Ван Гог В. Белый сад. 1888.Илл. 31. Ван Гог В. Спальня в Арле (первый вариант). 1888.Илл. 32. Хокусай Х. КраснаяФудзи. 1823—1831.Илл. 33. Хиросиге У. Ливень у моста в Охаси. 1857.Илл. 34. Ван Гог В. Ночное кафе. 1888.Илл. 35. Ван Гог В. Автопортрет с отрезанным ухом. 1889

Список использованной литературы
1. Валиньяно А. Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и катаги (нравов), распространенных в Японии // Восток, № 4. 1998.
2. Ван Гог В. Письма к брату Тео. Азбука классика. 2007.
3. Винсент Ван Гог. Художник в 100 картинах. Сост. Е. Диченко. М., Эксмо, 2015.
4. Волкова П. Импрессионизм. Самая человечная живопись. М., АСТ, 2019.
5. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Очерк жизни и творчества. М., Детская литература. 1975.
6. Пасивкина С.А. Интерпретация понятия укиё в «Повести о зыбком мире» («Укиё моногатари», 1665 г.) писателя Асаи Рёи // Японские исследования. 2019. №1.
7. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. АСТ, 1955.
8. Пушакова А. Япония. Введение в культуру и искусство. М., Бомбора, 2019.
9. Ревал Дж. Постимпрессионизм. Искусство, 1962.
10. Чипурных С.И. «Япония не для японцев». Феномен японизма в западном искусстве второй половины XIX – начала XX вв.: отличие от других ориенталистских художественных явлений // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова: Сборник научных статей. В 2-х т.Под ред. А.А. Сорокина. Т. 2. Вып. V. М., 2018.
11. Чудова А.В. Винсент Ван Гог. Шедевры живописи. М., АСТ, 2018.
12. Эник Н. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения. М., V-A-C press, 2015.
13. Japonisme: Japanese infl uence on French art 1854–1910 / Comp. by Gabriel P. Weisberg. Cleveland (O.), cop. 1975. XII.


Электронные ресурсы
1. Сидельникова Е. Внутренняя Япония Винсента Ван Гога.
URL:https://artchive.ru/publications/2433~Vnutrennjaja_Japonija_Vinsenta_Van_Goga
Обращение от 4.06.2020.
2. Capua R. Material Japonisme in American Art, 1876–1925. The Book and Paper Group Annual, 2009, vol. 28.
URL:http://cool.conservation-us.org/coolaic/sg/bpg/annual/v28/index.html Обращение от 3.06.2020.
3. J. Jones. Van Gogh and Japan review – the painter as tortured apprentice // The Guardian. 2018.
URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2018/mar/28/van-gogh-and-japan-review-amsterdam-the-painter-as-tortured-apprentice-hiroshige
Обращение от 4.06.2020.


Вопрос-ответ:

Какие японские гравюры оказали влияние на творчество Ван Гога?

Влияние на его работы оказали гравюры таких японских художников, как Хирошиге, Хокусай и Утагава Хиросиге, с их характерными композиционными решениями, перспективой и стилизацией.

Какие приемы японского искусства использовал Ван Гог в своих произведениях?

Он использовал такие приемы, как яркие контрасты, декоративность, упрощение форм, необычные ракурсы, асимметричные композиции и использование пространственных планов.

Что представляет собой японизмы в творчестве постимпрессионистов?

Японизмы в творчестве постимпрессионистов - это использование элементов и стилей японского искусства, таких как композиция, цветовая гамма, стилизация, в их собственных работах.

Какое влияние оказало японское искусство на творчество Ван Гога?

Влияние японского искусства на творчество Ван Гога проявляется в его произведениях через использование ярких цветов, необычных ракурсов и композиций, а также в стилизации и скульптурности форм.

Какое влияние японской гравюры можно наблюдать в работах Ван Гога?

В работах Ван Гога можно увидеть влияние японской гравюры через использование глубины и пространства, использование ярких цветов и контрастов, а также в стилизации и декоративности композиций.

Какое влияние оказали японские гравюры на творчество Ван Гога?

Японские гравюры сильно повлияли на творчество Ван Гога, он был восхищен их яркостью, композицией и необычным взглядом на природу. Он начал использовать в своих работах приемы японского искусства, такие как яркие цвета, узкие мазки кисти и необычные ракурсы.

Какие приемы японского искусства использовал Ван Гог в своих работах?

Ван Гог использовал в своих работах приемы японского искусства, такие как яркие цвета, узкие мазки кисти, необычные ракурсы и композицию. Он старался передать свои эмоции и впечатления, создавая яркие и выразительные картины.

Какие другие постимпрессионисты также имели влияние японского искусства?

Помимо Ван Гога, влияние японского искусства также можно проследить в работах других постимпрессионистов, таких как Поль Гоген, Эдуард Мане и Морис Дени. Они также использовали яркие цвета, узкие мазки кисти и необычные ракурсы, отражая в своих работах влияние японской гравюры.