Обучение младших школьников с ТНР составу числа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 50 50 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 07.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа 6
1.1. Состав числа как элемент формирования представлений о числе в начальной школе 6
1.2. Научно-теоретический анализ особенностей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи 12
1.3. Анализ трудностей обучения математике детей с речевыми нарушениями 21
Глава 2. Методические разработки по обучению составу числа 29
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48


Фрагмент для ознакомления

Что нужно сделать, чтобы кружочков стало 5?Добавить еще 3. Вывод - 2 и 3 это 5.Далее дети должны выучитьнаизустьвсе варианты состава чисел от 2 до 10, что есть достаточно непростым делом дляучеников первого класса, или, при смещены акценты с знаниевых результатов на деятельностные, пользоваться подручным матералом, линейкой, мнимым числовым лучом.На этом этапе я знакомлю учеников с «математической тайной», которая поможет справиться с этой задачей.Кстатиигры,мнемотични приемы(будет дальше)вызывают у детей интерес к математического материала, упрощают понимание и запоминание темы.А «математическая тайна» заключается в том, что состав чисел легко запомнить, если четко знать последовательность чисел от 0 до 10 и обратно.Например: состав числа 5.0 1 2 3 4 5Если попарноназыватьпо одному числу с обоих концов числового ряда, то образуются пары чисел состав пяти.Состав числа 8. Такой подход к изучению состава числа срабатывает до любого числа.И таблицу состава чисел не нужно «зубрить»!Не нужно запоминать!Первоклассник, понимая принцип, сможет в любое время вспомнить состав любого числа,знаячисловой ряд.Происходит абстрагирование чисел.Используя мнемотичний прием, называю такой вид работы "Кусака".«Кусака» - дети обожают это слово, обыгрывают его, делая определенные движения ручками, «кусая» сначала видимые числа, а затем и мнимые.Такой приемочень полезен для учащихся кинестетиков, которым абстрагирования дается труднее, чем Визуалам и Аудиалы.Такой прием изучения состава чисел предусматривает выполнение одной из задач современного обучения - умение учиться и использовать дальше приобретенный опыт.Кроме того, первоклассники быстрее учатся абстрагировать числа.Вучителя появится больше времени для подачи иусвоения другого материала.Понятно, что во время уроков состав чисел повторяется множество раз.Очень удобно пользоваться опорными схемами, о важности которых в свое времяговорил педагог-новатор Шаталов В.Ф.Опорная схема к изучению состава чисел может иметь следующий вид:Первое число - всегда 0 (ноль), остальное - в зависимости от того, состав которого числа изучается.(см. приложение)Далее виды и формы работы по этой теме могут быть разнообразны.Все зависит от опыта и фантазии учителя.Приведу несколько примеров отработки состава числа9:Из набора карточек с числами выложить последовательность0 1 2 3 4 5 6 7 8 9Образовать пары состав числа 9.Раздаю детям бумажные полоски, на которых заранее написанный (напечатанный) числовой ряд 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9-Найдите середину числового ряда.(Дети находят середину между числами 4 и 5)0 1 2 3 4;5 6 7 8 Сентября- Согните полоску в этом месте.Расскажите, какие числа образовали пары.-Представь, что ты видишь ряд цифр от 0 до 9. «Покусай»их ручками.Какие числа образовали пару?-Представь, что ты видишь ряд цифр от 0 до 9.Представь, что ты «кусаешь» их.Какие числа образуют пары?Перед детьми набор цифр в последовательности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.Называю число, дети находят и показывают пару по составу 9.-Представьте, что перед вами набор цифр в последовательности от 0 до 9. Назовите (запишите, покажите) пары к числам 1, 7, 5, 0, 8, 6, 2, 4, 9.- Заполните таблицы состава числа 9.99929413- Запишите состав числа 9.0 1 2 3 49 8 7 6 5Повторение состава числа 9 устно в парах: учитель - ученик; ученик - ученик.Игра «Смельчак».Желающий ученик выходит к доске, дети называют любое число от 0 до 9.«Смельчак» называет пару.С помощью сигналов обратной связи ученики класса показывают «согласен» - «согласен».Если ответ отрицательный, используем уже наработанную схему поиска.Игра «Будь внимателен».Представим, что в классе 25 учеников.Готовлю 25 карточек, на которых пишу по одной цифре от 0 до 9. Получилось сколько-то карточек с числом 0, сколько-то с 1, с 2 ... Карточки раздаю детям.Каждый ученик получает одну карточку.По правилам игры я называю (показываю) число, ко мне подбегают те ученики, у которых пара по составу числа.Например, я называю - 7, по определенным сигналом выбегают те, у кого - 2. Сверяем написано на ученических карточках.Продолжаем игру с другим числом.Игра «Совушка спит».Дети закрывают глаза и кладут головки на свои ручки.По правилам игры я называю число.Несколько секунд даю на обдумывание.По сигналу «Совушка проснулась» дети выкрикивают число-пару.Фронтальный контроль.Раздаю подписанные листочки.Диктую (пишу на доске; вывешиваю карты) ряд чисел вразнобой: 1 3 5 8 0 4 7 2 6 9. Через некоторое время дети имеют дописать пару.Этот вид работы повторяю на каждом уроке.Для себя выясняю у кого из детей проблемы со знанием состава числа 9, в чем именно проблема (ее устранения станет целью индивидуальной работы с учеником).Кроме того, «вытекают» пары чисел, то «тормозятся».В дальнейшей работе им будет особое внимание.Таким образом у учащихся формируется способность к самоконтролю.Выдающийся педагог Амонашвили Ш. А. в свое время говорил о методический подход гуманной педагогики, который стимулирует активность и самодеятельность детей.Опасность на стадии развития 6-7 летнего ребенка в возможности появления чувства неполноценности или некомпетентности.«Зазубренных» материал часто забывается, ребенок начинает паниковать.Предложенный способ изучения состава чисел, алгоритм определенных действий помогают ученику с честью выйти из проблемной ситуации, чувствовать себя уверенным.Предложенные виды работ отработки состава чисел не являются постоянными.Их можно изменять, дополнять,интегрировать,придумывать что-то свое ... Единственное, на что подчеркиваю,учим первоклассников абстрагировать числа, а в случае возникновения проблемы с составом числа, предлагаем создать пары по наработанной схеме ( «прокусатися»).Понятно, что состав чисел отрабатывается до автоматизма.Следует объяснить младшим школьникам, что через некоторое время мозг сам будет «выдавать» правильный ответ, а если ошибется, то мы знаем как ему помочь.Арифметическое действие вычитания в пределах 10На этапе изучения математики, когда ученики 1 класса уже знают знаки «+» (плюс) и «-» (минус) как знаки действий сложения и вычитания, ознакомились с таблицами сложения и вычитания чисел 1 и 2, происходит отработка действия вычитания на основе состава чисел.Это можно делать постепенно, прорабатывая те числа, состав которых изучается, а можно и с опережением на основе уже приобретенного опыта.Для этого очень удобно пользоваться таблицей для упражнений на действие вычитание в пределах 10.Таблица для упражнений на действие вычитание в пределах 10абвгдежзик1.10-37-110-58-18-67-510-74-46-19-02.9-28-09-17-610-49-19-95-09-88-73.8-47-38-55-46-610-28-310-78-09-34.7-710-45-110-09-79-26-07-510-66-15.9-89-38-29-38-24-04-29-08-510-16.7-46-38-37-27-49-98-45-310-87-07.6-310-17-79-59-510-57-27-69-68-68.9-46-04-18-710-86-28-19-65-510-99.10-38-810-106-56-27-110-610-910-08-810.5-27-310-26-510-106-49-47-06-49-7Таблица состоит из 10 колонок и 10 строк (количество колонок и строк может быть изменена).Для удобства строки пронумерованы (1, 2, 3, ..., 10), а колонки обозначены буквами (на предлагаемой таблицы выбор букв неслучаен - набор гласных русского алфавита способствует определенной цели межпредметных связи).Буквы могут быть изменены на другие, или вообще на определенные знаки или рисунки.Это может быть геометрический материал (точка, отрезок, луч, ломаная кривая, треугольник, кружок, квадрат, ромб, кубик)математические символы(фигурная скобка, изогнутая стрелка, круглая скобка, знак сравнения, буквы латинского алфавита и т.д.).Ориентируясь по таблице, дети невольно знакомятся или повторяют вид и значение символов, которыми обозначены колонки.Знакомство с таблицей начинается с того, что дети ее разглядывают, рассказывают что видят, выясняют что общего во всех примерах.Далее следует научиться ориентироваться по таблице - где колонка, а где строку.Ученики учатся находить заданный строку или колонку ( «Найдите строчку три», «Поставьте пальчик на шестую строчку», «Каким числом обозначен предпоследнюю строчку?», «Работаем с колонкой« есть »и т.д.».Задача в строках могут выполнятьсяслева направо и справа налево, в колонках - сверху вниз и наоборот.Таблица может быть использована для устных или письменных упражнений на любом этапе урока (сначала коментирован, а затем и самостоятельно), на индивидуальных занятиях, для работы дома.Начинать работу по таблице следует сразу после того, как дети ознакомились с приемом вычитания, основанный на понимании понятий «часть» и «целое», и умению найти пару по составу числа.Например:10-3Целое - 10. 10 это 3 и 7. Если от 10 отнять 3, останется 7.Алгоритм устного объяснения:10-3 Состав числа 10. 10 это 3 и 7. Ответ - 7.Если ребенок затрудняется или не может найти правильный ответ, тогда следует использовать прием повтора состава числа 10:0 - 10, 1 - 9, 2 - 8, 3 - 7СТОП! (по опыту знаю, что уже на первых этапах следует научить учеников уметь вовремя остановиться и не «прокручивать» лишнюю информацию, поэтому слово СТОП не случайно).Работая по таблице, постепенно (!) Приучаю детейбез особой надобности не читать пример вслух (НЕ теряем время, мы все его видим), а сразу начинать комментировать.К примеру:9-5 Состав 9. 9 это 4 и 5. Ответ - 4.Пример с таблицы можно записать в тетради полностью, а можно - только ответы, располагая их в строку:4) 0 6 4 10 2 7 6 2 4 5или колонкой:и305624574Во время комментирования, чтобы никто не отставал и не отвлекался, сначала учитель, а потом кто-то из детей по очереди, не отрываясь от своей работы говорит нужные действия.Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего замечания, никакого напряжения.Все действияпо определению состава числа по опорной схеме следует комментировать до тех пор, пока это будет нужно хоть одному ученику.Когда все дети поймут тему, комментирования сокращается, а впоследствии опорная схема убирается.Виды упражнений по таблице вычитание в пределах 10Работая с таблицей, использую мнемотичний прием, давая таблицы имя «Кусака» (понятно, что целесообразность использованиямнемотичнихприемов определяет учитель).Использую различные виды упражнений.Некоторые из них предлагаю к рассмотрению:1)Обращаю внимание детей на то, что в таблице есть много примеров, где в ответе «меньше сосед» по числовым рядом.Это примеры на вычитание 1, уже изучены.«Изымаем» их (такие примеры можно обвести цветным карандашиком или закрасить).Например: (здесь и далее приведены фрагменты таблицы)1.10-37-110-58-18-67-510-74-46-19-02.9-28-09-17-610-49-19-95-09-88-72)Вспоминаем, что общего имеют примеры в закрашенных окошках и «изымаем» следующую партию ранее изученных примеров (вычитания числа 2).Закрашиваем окошку другим цветом.3.8-47-38-55-46-610-28-310-78-09-34.7-710-45-110-09-79-26-07-510-66-1Подальше, решая примеры, дети должны понять, что один и тот же пример можно решить различными способами:5-1Меньший «сосед» 4 Ответ 4.5-1 Состав числа 5. 5 это 1 и 4. Ответ 4.9-2 «Перепрыгиваю» из меньшего «соседа».Ответ 7.9-2 Состав числа 9. 9 это 2 и 7. Ответ 7.Объясняю ученикам, что целесообразно пользоваться тем приемом, который им понятен, легче, проще.3)Третий цвет используем на «особые» примеры, где вычитается равное число.Комментируя эти примеры, обращаем внимание на их «особенность», дети замечают в них общего (в ответе ноль).Табличка приобретает веселого клетчатого вида.3.8-47-38-55-46-610-28-310-78-09-34.7-710-45-110-09-79-26-07-510-66-14)Далее наступает очередь (возможно и с опережением, но почему бы и нет?) Вычитание нуля - «какое число было, такое и осталось»3.8-47-38-55-46-610-28-310-78-09-34.7-710-45-110-09-79-26-07-510-66-1Каждый раз, приступая к работе по табличке, помнится почему некоторые примеры сгруппированы по цветам, что у них общего-1 (минус один) «меньше сосед»2 (минус два) «прыгаю за меньшего соседа»а - а(вычитание равных чисел) «в ответе всегда ноль»-0 (минус ноль) «какое число было, такое и залышилось»Примеры, которые не закрашены, решаем по составу числа.Впоследствии таблички следует заменить на чистые, без цветных отметок.5)Столбик «а» комментируем устно, цепочкой.6)Строка № 1 комментируем цепочкой, ответы записываем.7)С столбика «я» выписать примеры на состав числа 7.8)В строке № 2 устно прокомментировать примеры на состав чИсла 9.9)С столбика "ю" выписать примеры с ответом 1.10)Работаем по строкам только с примерами на состав числа 8.11)Выписать из таблицы пять различных примеров с ответом 3.12)Самостоятельно запишите в тетради ответы колонки «у».13)Раздаю детям тоненькие бумажные полоски.Ученики прикладывают ихподзаданным строкой илисправазаданной колонки и записывают только ответы.Такой вид работы очень удобен для «блиц-контроля».14)Один и тот же строку или колонка может быть в работе несколько раз подряд (время для выполнения работы можно понемногу сокращать).Здесь дети учатся самоконтролю, умению учиться на собственных ошибках (если они были).15)Ученики решают примеры и записывают только ответы в определенный промежуток времени.Интересно, сколько правильных ответов?А сможем в следующий раз их количество увеличить?(контроль индивидуальный)16)Дети записывают ответы.По сигналу учителя меняются тетрадями.Взаимопроверка.выводРабота с таблицей должно быть систематической.Выполнение задач по таблице требует всего несколько минут урока, а практическое значение трудно переоценить.Кроме того, что каждая колонка или строка требует решить определенное количество примеров, дети опосредованно повторяют пройденный материал, отрабатывают практически состав чисел;учатся слушать, объяснять, комментировать, обобщать, делать выводы, исправлять собственные ошибки.Предложены практические рекомендации повышают учащуюся компетенцию, создают предпосылки к активным самостоятельным действиям, овладение которыми является одной из основных современных задач обучения математике в начальной школе.ЗаключениеСостав числа - представление числа в виде суммы двух слагаемых.Образуя новое число из предыдущего, учащиеся знакомятся с однимиз случаев состав данного числа, но существуют и другие варианты образования числа, и эти случаи должны быть предметом специальногоусвоения.Тяжелые нарушения речи(ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалия и заикание, детская афазия и др.У детей с ТНР наблюдаются трудности формирования счетных операций, которые обусловлены недостаточной сформированностью следующих функций: - вербальных и невербальных психических функций; - зрительного гнозиса; - пространственного восприятия; - ручной моторики; - временных представлений; Неумение решать задачи Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез Синкретичность мышления Конкретность мышления Несформированность мыслительной операции обобщения Недостатки в развитии процессов памяти (несохранение в памяти всех условий зада и) Недостатки в развитии процессов произвольного внимания Шаблонность мышления (негибкость) Неустойчивость мыслительной деятельности Недостаточное осознавание своих мыслительных действий Трудности понимания логико-грамматических конструкций. Использование нерациональных приемов решения примеров и задач Несформированность мыслительной операции установления закономерностей Слабость обработки визуальной информации Проблемы с установлением последовательности Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий Инертность мыслительной деятельности Интеллектуальная пассивность (использование пальцев при счете) Поверхностная смысловая обработка математического материала - сукцессивных и симультанных способностей; - памяти, логических операций; - импрессивной и экспрессивной речи. Обучение математике в специальной образовательной школе должно, прежде всего, носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.Методическая разработка знакомит с нетрадиционным практическим подходом к организации педагогического процесса на уроках математики в 1 классе начальной школы при изучении состава числа и вычитание чисел в пределах 10 с учетом требованийпроектанового ФГОС НОО на основе личностноориентированного подходаиразвития математической компетентностисогласнопринципам обучения детей с ТНР..Список использованных источников и литературыАкименко В.М. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 66 с.Архипова, С. В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2008. — № 6. — С. 24—30.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. – СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 121с.Белошистая, А. В. Обучение математике в классах коррекционно-развивающего обучения / А. В. Белошистая // Начальная школа. — 2004. — № 12. — С. 69—79.Волкова Л.С. Логопедия, учебник для вузов. – М.,1999 2. Волкова Л.С., Селиверстов В.И., том 1- Хрестоматия по логопедии. – М., 1997 Гальперин П.Я. Формирование начальных математических понятий / П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев // Дошкольное воспитание. - 1991. Гермаковска А. Симптоматика дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи // Нарушение речи. Методы изучения и коррекции: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. Р. И. Лалаевой. - СПб.: Образование, 1993. - С. 95-108. Гостило, Н. Н. Использование интерактивной доски на уроках математики в начальных классах в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Гостило // Спецыяльнаяадукацыя. — 2012. — № 3. — С. 42—48.Гриханов, В. П. Формирование базовых представлений, умений у детей с множественными нарушениями развития как условие обучения их практической математике / В. П. Гриханов // Спецыяльнаяадукацыя. — 2008. — № 4. — С. 44—52. Давидович, А. А. Обучение счёту детей с особенностями развития / А. А. Давидович // Пачатковая школа. — 2005. — № 5. — С. 44—46.Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. - 320 с. Капустина, Г. М. Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике / Г. М. Капустина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 2. — С. 63—72. 21.Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002.Короткова, С. М. Учёт психофизических особенностей учащихся на уроках математики / С. М. Короткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 4. — С. 65— 69.Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. – СПб: СОЮЗ, 2005.Методические основы преподавания математики детям с нарушениями в развитии: Учебно-методическое пособие. / Сост. Нигматуллина И.А., Болтакова Н.И. - Казань: ИПП К(П)ФУ, 2012,- с.80Румянцева, И.Б. Методика обучения математике детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / И.Б. Румянцева .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016 .— 70 с. — ISBN 978-5-86229-386-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/621327Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. – М., 1998.Томме, Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи / Л. Е. Томме // Дефектология. — 2008. — № 5. — С. 35—40.Цырулик, Н. С. Особенности вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) / Н. С. Цырулик // Дзіцячы сад — пачатковая школа: вопыт, праблемыпераемнасці і аптымізацыіадукацыі : матэрыялы IX Міжнароднайнавуковапрактычнайканферэнцыі, г. Мазыр, 29 кастрычніка 2015 года / МіністэрстваадукацыіРэспублікі Беларусь, Установаадукацыі «Мазырскідзяржаўныпедагагічныўніверсітэтімя І. П. Шамякіна» ; *рэдкалегія: Б. А. Крук (адказнырэдактар) і інш.+. — Мазыр : УА МДПУ імя І. П. Шамякіна, 2015. — С. 238—240.

1. Акименко В.М. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 66 с.
2. Архипова, С. В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2008. — № 6. — С. 24—30.
3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. – СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 121с.
4. Белошистая, А. В. Обучение математике в классах коррекционно-развивающего обучения / А. В. Белошистая // Начальная школа. — 2004. — № 12. — С. 69—79.
5. Волкова Л.С. Логопедия, учебник для вузов. – М.,1999 2. Волкова Л.С., Селиверстов В.И., том 1- Хрестоматия по логопедии. – М., 1997
6. Гальперин П.Я. Формирование начальных математических понятий / П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев // Дошкольное воспитание. - 1991.
7. Гермаковска А. Симптоматика дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи // Нарушение речи. Методы изучения и коррекции: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. Р. И. Лалаевой. - СПб.: Образование, 1993. - С. 95-108.
8. Гостило, Н. Н. Использование интерактивной доски на уроках математики в начальных классах в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Гостило // Спецыяльная адукацыя. — 2012. — № 3. — С. 42—48.
9. Гриханов, В. П. Формирование базовых представлений, умений у детей с множественными нарушениями развития как условие обучения их практической математике / В. П. Гриханов // Спецыяльная адукацыя. — 2008. — № 4. — С. 44—52.
10. Давидович, А. А. Обучение счёту детей с особенностями развития / А. А. Давидович // Пачатковая школа. — 2005. — № 5. — С. 44—46.
11. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. - 320 с.
12. Капустина, Г. М. Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике / Г. М. Капустина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 2. — С. 63—72. 21.
13. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002.
14. Короткова, С. М. Учёт психофизических особенностей учащихся на уроках математики / С. М. Короткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 4. — С. 65— 69.
15. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. – СПб: СОЮЗ, 2005.
16. Методические основы преподавания математики детям с нарушениями в развитии: Учебно-методическое пособие. / Сост. Нигматуллина И.А., Болтакова Н.И. - Казань: ИПП К(П)ФУ, 2012,- с.80
17. Румянцева, И.Б. Методика обучения математике детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / И.Б. Румянцева .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016 .— 70 с. — ISBN 978-5-86229-386-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/621327
18. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. – М., 1998.
19. Томме, Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи / Л. Е. Томме // Дефектология. — 2008. — № 5. — С. 35—40.
20. Цырулик, Н. С. Особенности вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) / Н. С. Цырулик // Дзіцячы сад — пачатковая школа: вопыт, праблемы пераемнасці і аптымізацыі адукацыі : матэрыялы IX Міжнароднай навуковапрактычнай канферэнцыі, г. Мазыр, 29 кастрычніка 2015 года / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Установа адукацыі «Мазырскі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт імя І. П. Шамякіна» ; *рэдкалегія: Б. А. Крук (адказны рэдактар) і інш.+. — Мазыр : УА МДПУ імя І. П. Шамякіна, 2015. — С. 238—240.



Вопрос-ответ:

Какие основы обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются теоретические основы обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа. Это включает в себя анализ состава числа как элемента формирования представлений о числе в начальной школе, а также научно-теоретический анализ особенностей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Какие трудности возникают при обучении математике у детей с речевыми нарушениями?

Анализ трудностей обучения математике детей с речевыми нарушениями показывает, что такие дети имеют определенные проблемы в усвоении математических концептов и навыков. Некоторые из этих трудностей включают слабую устную и письменную речь, затруднения в понимании математических терминов и заданий, а также ограниченную способность к абстрактному мышлению.

Что предусмотрено в методических разработках по обучению составу числа?

Методические разработки по обучению составу числа включают различные упражнения и задания, которые помогают детям с тяжелыми нарушениями речи понять и запомнить основные понятия и правила, связанные с составом числа. В этих разработках учитываются особенности речевого развития таких детей и предлагаются специальные методы и приемы обучения.

Зачем обучать младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа?

Обучение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа имеет несколько целей. Во-первых, это помогает развить их математические навыки и понимание числовых концептов. Во-вторых, это способствует развитию речи и коммуникативных навыков. Обучение составу числа также помогает детям лучше адаптироваться в школьной среде и успешно учиться в классе с обычными учениками.

Какие теоретические основы лежат в основе обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа?

Теоретическими основами обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа являются анализ трудностей обучения математике детей с речевыми нарушениями и научно-теоретический анализ особенностей речевого развития детей с такими нарушениями.

Каким образом состав числа помогает формировать представления о числе в начальной школе?

Состав числа является элементом формирования представлений о числе в начальной школе, так как позволяет разбивать число на составляющие и учиться их суммировать и вычитать. Это помогает детям лучше понять структуру числа и осознать его свойства и возможности.

Каковы особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи?

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи включают задержку речевого развития, нарушение связанной деятельности речи, замедленное формирование основных речевых навыков, а также сложности в обучении и использовании речи для коммуникации.

Какие трудности возникают при обучении математике у детей с речевыми нарушениями?

При обучении математике у детей с речевыми нарушениями возникают трудности в понимании математических терминов и понятий, сложностях в коммуникации с учителем и соклассниками, а также в выполнении письменных и устных заданий.

Какими методическими разработками можно воспользоваться при обучении составу числа?

При обучении составу числа можно использовать методические разработки, включающие игры и упражнения на разбиение чисел на составляющие, суммирование и вычитание, использование наглядных материалов и мнемонических приемов для запоминания числовых операций.

Какие трудности обучения математике могут возникать у детей с тяжелыми нарушениями речи?

У детей с тяжелыми нарушениями речи могут возникать трудности в обучении математике, так как у них может быть затруднено понимание и использование математических понятий, а также выполнение математических операций. Они могут испытывать проблемы в развитии абстрактного мышления и сложных логических операций, что затрудняет усвоение математического материала.

Как обучение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа может способствовать формированию представлений о числе?

Обучение составу числа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи способствует формированию представлений о числе, так как они учатся разбивать число на составляющие и видеть связь между числовым значением и его составляющими. Это помогает им лучше понимать структуру числа и его свойства, а также развивает их математическое мышление и логическое мышление.

Какие теоретические основы лежат в основе обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа?

Обучение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи составу числа основывается на теории развития математических представлений, а также на теории специального обучения детей с нарушениями речи. Важно учитывать особенности речевого развития этих детей и использовать методы и приемы, специально адаптированные для них, чтобы обеспечить эффективное обучение.