Макс Вебер о роли протестантской этики в развитии капитализма
Заказать уникальный доклад- 14 14 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 08.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Впервые это произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор считается одной из лучших работ по исследованию факторов возникновения современного капитализма. Этим и обосновывается актуальность данного вопроса.
Целью рассмотрения данного вопроса является анализ понимания Максом Вебером взаимосвязи протестантского мировоззрения и капиталистического устройства в западном обществе. В связи с поставленной целью выделяются следующие основные задачи: раскрыть основные тезисы работы Макса Вебера; проанализировать мнения критиков теории Вебера.
М. Вебер в своем известном исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» указывает на культурно-исторические основы формирования капиталистического общества. В предлагаемой докладе, позиция М. Вебера сравнивается с марксистской концепцией формирования капитализма, что свидетельствует о решающей важности развития средств, производства в условиях частной собственности. Это обстоятельство позволяет Карлу Марксу назвать капитализм универсальной стадией развития, характерной для всех развивающихся общественных структур.
Из сравнения позиций К. Маркса и М. Вебера сделан вывод, что капитализм возник как продукт чисто европейского развития, в ходе которого сформировался капитализм, представленный экономической этикой, для возникновения которой, по мнению М. Вебер, трудовая этика протестантизма имела решающее значение. Вышеупомянутое обстоятельство ставит под сомнение марксистскую идею универсальности капитализма как необходимой фазы развития в истории всех народов.
В работе немецкого социолога исключительное внимание было уделено экономической этике в религиозном сознании народов, и этот подход в корне противоположен марксистскому видению названной сферы человеческой деятельности. Как отмечалось ранее, марксизм называет удовлетворение материальных потребностей основной мотивацией человека, в процессе его трудовой деятельности, причем потребности растут, как настаивала советская официальная идеология. Указанный мотив заложен в основу активного отношения человека к миру природы. Практическая деятельность человека, направленная на достижение этой цели, порождает прогресс, суть которого заключается в развитии средств, производства.
Вся история человечества принимает одномерное измерение, и в этом случае все нации выстраиваются в линейную шкалу прогресса. Такой взгляд хорошо согласуется с естественнонаучной картиной мира и мировоззрением по изучению объективных законов природы. Неудивительно, что идея человеческой истории оказалась заложенной в формате научной конструкции, определенной ньютоновской методологией, в рамках которой сочетаются объективные факторы (материальные потребности) и разработка активных способов их удовлетворения, определяется структура общества на любом историческом этапе. Можно сказать, что законы развития универсальны и едины для всего человечества [4, с. 68].
Марксистская теория легко воспринимается людьми с естественнонаучным прошлым, уверенными в существовании неизменных объективных законов. Однако этот вид материализма (экономический материализм, выраженный в России) встретил принципиальное возражение, суть которого В.С. Соловьев выразил следующим образом: «Для всех, кто признает какой-то смысл в истории человечества, нет сомнений в том, что историческая жизнь народов определяется, прежде всего, их основными убеждениями, их общим мировоззрением. В определенные эпохи и в известных социальных слоях могут появляться люди, которые полностью свободны от всех верований, лишены внутреннего содержания - люди пусты, одним словом; но история не знает пустых народов »[3, с. 19]. Дилемма становится очевидной, заставляя выбирать между двумя противоположными понятиями: либо жизнь народов определяется процессом удовлетворения материальных потребностей (степень развития производительных сил), либо определяется их основными убеждениями, их общим мировоззрение, или нужно найти способ соединить оба.
В.С. Соловьев был не одинок в своем представлении о роли верований в истории народов. Отношения мировоззренческой природы всегда живут в обществе, и постановка вопроса об их роли в истории приводит к вопросу о роли культуры в истории народов и ее связи с «материальной историей», то есть возникновением и организацией различных форм общественного производства. Убеждения, в которых выражают основные смыслы и жизненные ценности, не могут не влиять на социальную организацию человеческой экономической деятельности, но не тот факт, что они возникают в результате этой экономической деятельности, порождается ею. В немецкой философии и в немецкой гуманитарной мысли это была важная позиция, каждая по-своему, в конце 19 и начале 20 веков три ее представителя, а именно В. Зомбарт, М. Вебер и О. Шпенглер.
Дух капитализма - эта концепция была введена М. Вебером - изучается В. Зомбартом в книге «Буржуазия», в предисловии к которой автор пишет: «Как был создан дух нашего времени - вот к чему это Книга пытается описать, описывая происхождение носителя этого духа и его представителя - буржуазного »[2, с. 36]. И далее:« Образно говоря, мы можем трактовать хозяйственную жизнь как организм и утверждать о ней, что она состоит из тела и души ... Деловой дух - это сочетание умственных свойств и функций, которые сопровождают управление. Это все проявление интеллекта, всех черт характера, которые проявляются в экономических устремлениях, но это также все задачи, все суждения о ценностях, которые определяют и контролируют поведение экономического человека »[2, с. 25-26].
Центральный вопрос В. Зомбарта указывает на «Всегда ли один и тот же дух доминирует в экономической жизни, или, скорее, в экономическом человеке, или можно различить между типами этого духа, в зависимости от личностей, профессий, стран, эпох или чего-то еще ». В своем эссе О. Шпенглер писал о «духе Фауста», рожденном в эпоху Просвещения и органически связанным с историей буржуазной Европы, жалуясь на вымирание этого духа на той стадии жизни, которую он называл цивилизацией. Но на более строгой фактической основе идея роли культурных принципов в организации экономической жизни была выдвинута М. Вебером.
Культурные принципы формируют поведение людей в обществе и поэтому всегда несут моральные стандарты, то есть моральные основы, которые проявляются как воплощение моральных принципов в конкретных формах человеческого поведения. Но, как настаивал Соловьев, моральные принципы не ограничиваются сферой индивидуального сознания, они пронизывают общество и организуют общественную жизнь. Если мы примем этот ход мыслей, то есть согласимся с фундаментальной ролью этических принципов в истории человечества, то нам придется существенно изменить наш взгляд на природу капитализма и его происхождение. В последнем случае необходимо будет объединить видение экономической деятельности с некоторыми другими обстоятельствами, с культурными традициями, с мировоззрением, как правило, с миром мотивов и ценностей, которые пронизывают человеческие действия, и более тщательно рассмотреть роль этические принципы формирования капиталистического "социально-экономического образования", если использовать терминологию К. Маркса.
Как известно, такую связь сделал М. Вебер в своем небольшом, но содержательном труде «Протестантская этика и дух капитализма». Немецкий социолог был первым, кто дал полное социологическое освещение другой стороны капитализма, а именно его этических основ, которые определяли экономическую структуру капитализма или, во всяком случае, предопределили, согласно веберовскому анализу, его своеобразный рационализм. Нам снова придется обратиться к известным идеям М. Вебера как альтернативы концепции марксизма, обращенной к экономической этике капитализма.
Формирование европейского капитализма М. Вебер связывает с формированием трудовой этики этого «способа производства», и основная идея его исследования заключается в том, что формирование капитализма имеет свои культурные корни. Все виды экономической
У каждого своя судьба, своя земная жизнь, в которой он либо наделен благодатью спасения, либо живет в среде отверженных. На место соборного сознания и соборного духа протестантизм ставит индивидуальное сознание и индивидуальные отношения с Богом. Во-вторых, у индивида есть возможность получить подтверждение своей избранности, пусть даже косвенное подтверждение, даваемое успехами в сакральном накоплении, о котором шла речь выше. Спасенные (предполагающие, что они предопределены к спасению) собираются в протестантские общины, в которых люди субъективно ощутили или ощущают, что на них лежит божья благодать как на избранных к спасению. М. Вебер указывает, что протестантская община, по сути, является своеобразным корпоративным объединением. Важно, что свой промысел бог творит руками избранных, они для того и избраны, чтобы творить историю. Разумеется, это уже некоторый высший уровень сознания высоких избранных, рядовые общинники могут утешаться самим фактом возможной причастности к тем, на ком лежит печать бога. Субъективно они могут ощущать это через те или иные знаки, якобы посылаемые им богом. Наконец, последний по нашему счету, но фундаментальный вопрос протестантского сознания, связан с отношением к жертвенному подвигу Христа. Христос в протестантской догматике искупил своими страданиями грехи людей, но не всех. На отверженных спасение и благодать Христова не распространяется, поскольку Христос искупил грехи предопределенных к спасению. Это важная предпосылка, принимаемая протестантской догматикой, ее в особенности подчеркивает кальвинизм.Признаться во внимании основных догматов протестантизма, можно понять характер Вебу, легла в основание «дух капитализма». Рациональная страсть к предпринимательству и рациональному капиталистическому предприятию основывается на религиозной страсти, которая утверждает реформацию. Общество принимает все эти моральные основания, что требует юридической поддержки капитализма. В рамках этого мировоззрения формируется жизненная философия, идеал которой, как указывает М. Вебер, «кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого был расценен на приумножение капитала как самоцель» [3, с. 78]. Разница в том, что в этом обществе будет существовать не только протестантская догматика, но и названная догматика будет обеспечивать своеобразную охранную роль во взаимодействии с другими социальными и культурными факторами.Важные веберовские исследования капитализма в том, что он указал на религиозно-культурные факторы его рождения. В этом плане М. Вебер мыслит прямо противоположно К. Марксу, он хочет, чтобы дух капитализма. Здесь нет прямой связи с прогрессивными производственными силами, с использованием прогрессивных средств, производства. Маркс, хотя и в этом протестует, как носители «духа капитализма», был в первых рядах по борьбе с буржуазными революциями. Однако в ходе утверждения капитализма сформировалось светское мировоззрение и политическая идеология нового становящегося общества. Эту работу совершило европейское Просвещение, выстроившее фундаментальную нерелигиозную антропологическую версию, подпирающую до идеального времени буржуазного общества. Кроме того, существующим в Европе капитализмом было бы невозможно. Бродель в своем исследовании экономической истории Европы.Сегодня исследование М. Вебера сохраняет свою ценность по нескольким причинам. Во-первых, немецкий ученый указал на культурное, а точнее, этическое и культурное содержание капитализма. Общественный строй, называемый капиталистическим (или буржуазным), следует рассматривать, прежде всего, из тех моральных ценностей, которые составляли его основу. В то же время мы отмечаем, что исследование М. Вебера не дает ответа на все вопросы, связанные с мировоззрением и этическим обоснованием капитализма, завоеванием европейского общества в 15-18 веках. М. Вебер указал лишь на роль трудовой этики протестантизма в формировании «духа капитализма», который не может быть исчерпан названной трудовой этикой. Этот «дух» предстает как своего рода мировоззрение, как некий проект будущего и возникает до того, как была построена социальная система капитализма. В связи с этим взгляды М. Вебера, как уже отмечалось, противоположны концепции К. Маркса. Во-вторых, веберовский анализ духа капитализма ценен для нас тем, что в нем ничего не говорится о капитализме как неизбежном глобальном историческом пути. По словам М. Вебера, получается, что капитализм - это событие в европейской истории, а рационализм капиталистического предприятия, подобно трудовой этике протестантизма, представляется как исключительно европейское явление, как продукт европейской истории, поднятый К. Маркса в ранге закона всемирной истории. Другими словами, капитализм теряет всемирно-историческую легитимацию, которую ему наградил К. Маркс. Он является местным продуктом европейской истории, он родился в Европе, его родина - Европа, у нее есть корни. И если это органично для какой-то культуры, то только для европейской культуры; если он болезнь культуры, то опять болезнь европейской культуры[5, c.25].В своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер провел анализ и исследовал предпринимательские возможности представителей капиталистического мира, придерживающихся разных христианских верований. Как социолог, историк, политолог, многопрофильный специалист в области общественных отношений, Вебер сумел рассмотреть значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. В своей работе он установил влияние религии на экономику. По его мнению, протестантская религия помогла развитию предпринимательской деятельности. По словам Вебера, протестантизм помог сформировать бережливость, благоразумие и предприимчивость. Поэтому класс предпринимателей формировался в основном из протестантов. В результате «рационалистический взгляд на капитализм» родился и получил широкое распространение. И это помогло привести к экономическому росту в странах, которые приняли эту идею. Вот почему теория Макса Вебера сыграла значительную роль во время первых публикаций, а также имеет большое значение в настоящее время. Особенно интересен поиск и определение Вебером причин и результатов, когда на границе таких наук, как геология и социология, формируется новое понимание экономики и самих экономических процессов. Это вполне естественно, поскольку общество и личность, как представитель этого общества, никогда не были чем-то односторонним, и поэтому иногда невозможно определить причину явления, рассматривая его с точки зрения только одна наука.СПИСОК ИСТОЧНИКОВБартенев, С. А.История экономических учений в вопросах и ответах / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2014. – 186 c.Вебер, Макс (1864-1920).Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов]. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва: РОССПЭН, 2018. – 648 с.Гайденко, П. П. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. - 2-е изд., стер. - Москва: URSS, 2016. - 365 с.Забаев И.В. Протестантская этика и дух капитализма: «критики» веберовской гипотезы 30-60-х гг. XX столетия // Вестник ПСТГУ. – 2018. – N 1. – С. 61 – 79Кучеренко П.А. Политическая власть и социальное действие в исследованиях Макса Вебера // История государства и права. – 2013. – N 14. – С. 25 – 37
1. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2014. – 186 c.
2. Вебер, Макс (1864-1920). Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов]. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва: РОССПЭН, 2018. – 648 с.
3. Гайденко, П. П. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. - 2-е изд., стер. - Москва: URSS, 2016. - 365 с.
4. Забаев И.В. Протестантская этика и дух капитализма: «критики» веберовской гипотезы 30-60-х гг. XX столетия // Вестник ПСТГУ. – 2018. – N 1. – С. 61 – 79
5. Кучеренко П.А. Политическая власть и социальное действие в ис-следованиях Макса Вебера // История государства и права. – 2013. – N 14. – С. 25 – 37
Вопрос-ответ:
Какую роль играет протестантская этика в развитии капитализма?
Протестантская этика сыграла значительную роль в развитии капитализма. Согласно Максу Веберу, протестантированные духом капитализма ценности, такие как трудолюбие, экономичность, ответственность, способствовали формированию предпринимательской элиты, которая развивала капитализм и создавала благосостояние.
Какую теорию Макс Вебер разработал в статье "Протестантская этика и дух капитализма"?
В своей работе Макс Вебер разработал теорию о влиянии протестантской этики на развитие капитализма. Он исследовал связь между религиозными убеждениями протестантов, экономическими условиями и социальными факторами, и пришел к выводу, что протестантизм создал особый дух и ценности, способствующие развитию капитализма.
Какие ценности протестантской этики были особенно важны для развития капитализма?
Некоторые из основных ценностей протестантской этики, которые были важны для развития капитализма, включали трудолюбие, добросовестность, экономичность, самоконтроль и ответственность. Эти ценности служили основой для формирования предпринимательской элиты, которая активно развивала капитализм и создавала благосостояние.
Какое влияние протестантская этика оказала на развитие экономики?
Протестантская этика оказала значительное влияние на развитие экономики. Согласно Максу Веберу, ценности протестантской этики, такие как трудолюбие, экономичность и ответственность, способствовали формированию предпринимательской элиты, которая активно вложила свой капитал в экономику и создала основы для развития капитализма.
Каким образом протестантизм по Максу Веберу сыграл роль в формировании духа капитализма?
Протестантизм, согласно Максу Веберу, играл роль в формировании духа капитализма через свои ценности и убеждения. Протестанты, следуя принципам протестантской этики, таким как трудолюбие, добросовестность и ответственность, создали особый дух, который способствовал развитию капитализма и созданию благосостояния.
Какую роль протестантская этика играет в развитии капитализма?
Протестантская этика играет важную роль в развитии капитализма, согласно теории Макса Вебера. Он утверждал, что протестантизм способствовал развитию капитализма благодаря своим религиозным убеждениям и этике труда.
Какие религии были исследованы Максом Вебером в его работе?
Макс Вебер исследовал наиболее значительные и ведущие религии, включая протестантизм, католицизм, иудаизм, ислам и индийские религии.
Что такое протестантская этика?
Протестантская этика - это система ценностей и норм поведения, которые протестанты привержены. Она включает такие принципы, как этика труда, ответственность, экономическая дисциплина и стремление к достижению успеха в материальной сфере.
В чем заключается связь между экономическими условиями, социальными факторами и религиозными убеждениями в теории Макса Вебера?
Макс Вебер утверждал, что экономические условия и социальные факторы оказывают влияние на религиозные убеждения. Он считал, что протестанты, благодаря своей этике труда, стремились к максимальной производительности и накоплению капитала, что способствовало развитию капитализма.
Какое место занимает протестантизм среди других религиозных направлений?
Протестантизм выделяется среди других религиозных направлений, так как он имел важное влияние на формирование капиталистической системы. Макс Вебер считал протестантизм одной из ключевых религий, которая вносила существенный вклад в развитие экономики и социального прогресса.
Какую роль сыграла протестантская этика в развитии капитализма?
Протестантская этика, согласно теории Макса Вебера, сыграла ключевую роль в развитии капитализма. Она способствовала формированию таких качеств, необходимых для успешной предпринимательской деятельности, как трудолюбие, самоконтроль, рациональность и отложенная гражданская память. Протестантская этика также пропагандировала идею призвания, согласно которой проведение своей профессиональной деятельности с горящим энтузиазмом и сосредоточенностью стали ценностями, являющимися основой капитализма.
Какие религии в исследовании Макса Вебера были наиболее значительными и ведущими?
Макс Вебер рассмотрел множество религий, но в его исследовании особое внимание уделено протестантизму, в частности кальвинизму и его доктрине избрания. Он также исследовал связь между католицизмом, протестантизмом и другими религиозными убеждениями и их влиянием на экономические условия и социальные факторы.