Основные психологические особенности общения «ученик-учитель» в процессе обучения музыке.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 16 16 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 11.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение…………………………………………………………………...3
1. Ученик, как объект обучения и общения………………………....4
2. Психологические типы преподавателей………………………….6
3. Классификация психологических типов учащихся……………...8
4. Свойства характера учащихся……………………………………11
5. Компоненты общения…………………………………………….12
6. Виды музыкально-педагогического общения…………………..13
Заключение……………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………...16
Фрагмент для ознакомления

Первый ‏компонент относится ‏к проявлению ‏коммуникативных способностей. ‏Его решающее ‏значение проявляется ‏в умении ‏наладить контакт ‏с учащимися ‏и стремлении ‏всемерно повышать ‏взаимопонимание и ‏доверие друг ‏к другу. ‏Когда такое ‏стремление обоюдно, ‏оно приводит ‏к повышению ‏восприимчивости ученика ‏и к ‏более адекватному ‏пониманию педагогом ‏индивидуальных особенностей ‏ученика.Второй ‏компонент относиться ‏к отношению ‏обмена информацией, ‏где музыкально-педагогический ‏процесс представляет ‏собой постоянную ‏эстетическую и ‏исполнительскую коррекцию ‏и обогащение, ‏т.е. целенаправленное ‏воздействие на ‏музыкальное и ‏исполнительское развитие ‏ученика.Третий ‏компонент относиться ‏к очень ‏важной особенности ‏музыкальной педагогики ‏- к ‏«эмоциональному заражению», ‏развитию художественного ‏вкуса и ‏активной обратной ‏связи в ‏виде исполнения, ‏которое сообщает ‏о степени ‏усвоения знаний ‏и умений ‏учеником и ‏эффективности их ‏общения.Внешними ‏проявлениями взаимопонимания, ‏как указывает ‏Б.Д. Парыгин, является ‏«способность к ‏сочувствию». Эта способность ‏к взаимопониманию ‏основана на ‏пониманиисостояния, ‏настроения в ‏личности другого ‏человека, умении ‏в какой-то‏степени перевоплотиться, ‏принять точку ‏зрения другого ‏как свою ‏собственную.Виды ‏музыкально-педагогического общенияЧто касается ‏типа усвоения ‏информации, то ‏можно выделить ‏следующие виды ‏музыкально-педагогического общения:1. Педагогическое ‏воздействие (общение) ‏с немедленным ‏эффектом. Оно ‏может проявиться ‏в тех ‏случаях, когда:- поставленная ‏педагогом задача ‏элементарна и ‏ученик сразу ‏в состоянии ‏ее выполнить;- на ‏более высоких ‏ступенях обучения, ‏когда взаимопонимание ‏между педагогом ‏и учеником ‏настолько высоко, ‏что «снижающий ‏фильтр» минимален ‏и не ‏отражается на ‏непосредственном усвоении;- хотя ‏задание и ‏новое, но ‏ученик всем ‏предшествующим развитием ‏внутренне подготовлен ‏к усвоению ‏и непосредственному ‏выполнению замечания ‏(или задания) ‏педагога. Такая ‏внутренняя, сформированная ‏готовность дает ‏возможность получить ‏быстрый эффект ‏на различных ‏стадиях обучения.2. Педагогическое ‏воздействие с ‏отсроченным эффектом. ‏Это наиболее ‏часто встречающаяся ‏форма учебного ‏общения между ‏педагогом и ‏учеником. Она ‏обусловлена латентным ‏периодом усвоения ‏знаний, требующим ‏известного времени ‏для «созревания» ‏и художественно-эмоционального ‏постижения содержания ‏произведения и ‏его двигательного ‏оформления. Такой ‏отсроченный эффект ‏имеет временной ‏интервал от ‏данного до ‏очередного занятия, ‏от ознакомления ‏с пьесой ‏до завершения ‏работы над ‏ней и ‏выступления ученика ‏в концерте ‏или экзамене.3. Динамический ‏эффект общения, ‏который выражается ‏в руководстве ‏поступательным движением ‏всего хода ‏музыкального развития. ‏Одной из ‏важнейших целей ‏учебного общения ‏является формирование ‏творческой индивидуальности ‏музыканта. В ‏этом плане ‏педагогическое воздействие ‏дает как ‏бы толчок ‏и разгон ‏для последующего ‏движения и ‏развития потенциальных ‏возможностей учащихся.ЗаключениеИтак, ‏в процессе ‏музыкального обучения ‏наиболее часто ‏взаимодействуют две ‏личности: педагог ‏и ученик. ‏Поэтому на ‏первый план ‏выступают совокупность ‏личностных качеств, ‏свойственных каждому ‏из них, ‏а также ‏вопросы, связанные ‏с их ‏взаимодействием.Методы ‏и средства ‏музыкального обучения ‏можно разделить ‏на вербальные, ‏т.е. использующие ‏речь, слово, ‏невербальные, т.е. ‏неречевые и ‏общие.Ученик ‏как объект ‏обучения и ‏общения вызывает ‏у педагога ‏определенное отношение ‏и важно, ‏чтобы это ‏отношение сопровождалось ‏объективной оценкой ‏и было ‏достаточно гибким.Важно помнить, ‏что психика ‏ученика неуклонно ‏развивается, обогащается ‏и изменяется ‏и поэтому ‏необходимо, чтобы ‏педагог обладал ‏достаточной чуткостью ‏и умел ‏видеть и ‏правильно оценивать ‏значимость вклада ‏учащегося в ‏общение.Достаточно ‏рельефно проявляются ‏в музыкально-педагогической ‏деятельности три ‏типа руководителей ‏(авторитарный, либеральный ‏и демократический).В психологии ‏и педагогике ‏применяется различная ‏классификация психологических ‏типов людей:1) по ‏физиологическим признакам ‏темперамента, которые ‏опираются на ‏определенные свойства ‏нервной деятельности;2) по ‏сложившимся характерологическим ‏проявлениям личности.Разнообразны и ‏неповторимы индивидуально-психологические ‏и исполнительские ‏типы учащихся. ‏Но смешанные ‏типы являются ‏наиболее распространенными.У учащихся ‏проявляются не ‏только свойства, ‏связанные с ‏типом высшей ‏нервной деятельности ‏и темперамента, ‏но и ‏свойства характера.Особые трудности возникают в общении с очень одаренными учащимися. От педагога требуется большая чуткость и такт для сохраненияценнейших качеств творческой исполнительской индивидуальности. С другой стороны, ученический вклад в музыкальное общение тоже имеет результат – это совершенствование педагогического, исполнительского мастерства самого педагога, а также и его личности. Творческое общение с учащимися – это та живительная сила, которая совершенствует педагогическое мастерство. Вот почему самые теплые слова благодарности посвятил своим ученикам Г.Г. Нейгауз: «...если дал кое-что моим ученикам, то они дали мне не меньше, если не больше, и я им бесконечно благодарен за это, так как наши совместные устремления к познанию искусства и овладению им были залогом дружбы, близости и взаимного уважения, а эти чувства принадлежат к лучшему, что можно испытать на нашей планете». Список используемой литературы:Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. - М.: Гном, 2010. -МО РФ.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности М; Музыка; 1980.Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции.М. – 1998.Вышегородцева С. Музыкальная психология. «Рабочая программа для музыкальных училищ» М; 2000.Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э.Б. Абдуллина. - М., Академия, 2002.Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания. - СПб.: Композитор, Планета музыки, 2014. - Режим доступа: http://e.lanbook.comПетрушин В.И.Музыкальная психология.Учебное пособие.-М:Академический проект, 2009.Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. – М.: Гуманитарный изд. Цент «ВЛАДОС», 2001.Рожников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогики. М. – 1989.Староверова, М.С. «Неуспешность детей в школе: как с этим работать» // Библиотека журнала «Директор школы» Сентябрь. Вып. № 8, – М., 2006.Цыпин Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения. Учебное пособие. - М.: Прометей, 2011. -Режим доступа: http: //www. Biblioclub.ruШаймухаметова Л.Н. Современные музыкально-педагогические системы.Программа, 2003.

1. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. - М.: Гном, 2010. -МО РФ.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
3. Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности М; Музыка; 1980.
4. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М. – 1998.
5. Вышегородцева С. Музыкальная психология. «Рабочая программа для музыкальных училищ» М; 2000.
6. Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э.Б. Абдуллина. - М., Академия, 2002.
7. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания. - СПб.: Композитор, Планета музыки, 2014. - Режим доступа: http://e.lanbook.com
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие.-М: Академический проект, 2009.
9. Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. – М.: Гуманитарный изд. Цент «ВЛАДОС», 2001.
10. Рожников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогики. М. – 1989.
11. Староверова, М.С. «Неуспешность детей в школе: как с этим работать» // Библиотека журнала «Директор школы» Сентябрь. Вып. № 8, – М., 2006.
12. Цыпин Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения. Учебное пособие. - М.: Прометей, 2011. -Режим доступа: http: //www. Biblioclub.ru
13. Шаймухаметова Л.Н. Современные музыкально-педагогические системы. Программа, 2003.

Вопрос-ответ:

Какие основные психологические особенности общения между учеником и учителем в процессе обучения музыке?

Взаимодействие между учеником и учителем в процессе обучения музыке имеет свои особенности. Важно принять во внимание психологические аспекты такого общения, такие как уровень развития ученика, его мотивация, особенности личности и стиль обучения.

Каковы психологические типы преподавателей, влияющие на обучение музыке?

Преподаватели музыки могут иметь разные психологические типы, которые оказывают влияние на процесс обучения. Например, некоторые преподаватели могут быть более эмоциональными и вдохновлять учеников, в то время как другие могут быть более сдержанными и фокусироваться на технических аспектах обучения.

Каковы свойства характера учеников, влияющие на процесс обучения музыке?

Свойства характера учеников имеют большое значение в процессе обучения музыке. Некоторые ученики могут быть более талантливыми и самодисциплинированными, что помогает им быстрее достигать прогресса, в то время как другие могут иметь больше трудностей и требовать дополнительной мотивации и поддержки от учителя.

Какие компоненты включаются в процесс общения между учеником и учителем в музыкальном обучении?

В общении между учеником и учителем в процессе обучения музыке включается несколько компонентов, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмоциональная атмосфера в классе, взаимное понимание и взаимодействие.

Какие виды музыкально-педагогического общения могут быть использованы в процессе обучения?

В процессе обучения музыке могут быть использованы различные виды музыкально-педагогического общения. Например, это может быть индивидуальное общение ученика с учителем, групповое общение учеников в рамках коллективов, а также общение на концертах и мастер-классах.

Какие психологические особенности общения между учеником и учителем в процессе обучения музыке?

В процессе обучения музыке ученик и учитель сталкиваются с рядом психологических особенностей, влияющих на их общение. Это могут быть индивидуальные особенности каждого ученика и учителя, такие как характер, коммуникативные навыки, личные предпочтения и мотивация. Также роль играет обстановка и атмосфера в классе, которые могут быть поддерживающими или наоборот, создавать преграды для эффективного общения. Кроме того, возрастные особенности ученика могут сказываться на его способности воспринимать и усваивать информацию, что также может повлиять на качество общения с учителем.

Какие психологические типы преподавателей могут быть в обучении музыке?

В обучении музыке преподаватели могут иметь различные психологические типы. Одни преподаватели могут быть дружелюбными и непосредственными, активно взаимодействующими с учениками и создающими атмосферу доверия. Другие могут быть более формальными и структурированными, предпочитающими точное выполнение заданий и дисциплину. Также есть преподаватели, которые ориентированы на стимуляцию самостоятельности и творчества ученика. Психологические типы преподавателей могут влиять на общение с учениками и эффективность обучения.

Какие свойства характера учащихся могут влиять на общение в процессе обучения музыке?

Свойства характера учащихся могут сильно влиять на общение в процессе обучения музыке. Например, некоторые ученики могут быть застенчивыми и неуверенными в своих возможностях, что может затруднить их коммуникацию с учителем и участие в групповых мероприятиях. Другие ученики могут быть более самоуверенными и активными, что может создать определенные вызовы в управлении классом и поддержании дисциплины. Также некоторые ученики могут быть более творческими и независимыми, что требует от учителя особого подхода и стимулирования их развития.