Влияние крестовых походов на взаимоотношения Востока и Запада.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 33 33 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 07.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Идеология и основное содержание походов крестоносцев
1.1. Идеология крестоносного движения
1.2. Основное содержание крестовых походов
Глава 2. Значение крестовых походов во взаимоотношениях Востока и Запада
2.1. Влияние Востока на Европу
2.2. Роль крестовых походов в развитии Европы
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Соседство Испании и хорошие отношения между двумя странами были важным фактором влияния мусульманской культуры на юг Франции. Но еще более важным было прямое господство в течение более чем полвека сарацинов в Септимании, т.е. на огромной территории между Средиземноморьем и Севеннами, Пиренеями и Роной.
Изгнание арабов не устранило их влияния. Отношения между Францией и сарацинами продолжали развиваться. Как замечает Рено: «их эффект стал даже более мощным, чем раньше...».

2.2. Роль крестовых походов в развитии Европы

Политическое значение походов. Значение крестовых походов в мировой истории трудно переоценить. Они явились одновременно поражением Европы и во многом способствовали ее поднятию на более высокий уровень развития. Для Востока и ислама, наоборот, крестовые походы принесли только разорение. Лишь немногое изменилось в культуре мусульманских народов и в государственно-общественном строе государств на Ближнем Востоке. Они принесли много бедствий и разрушений народам Востока. Однако и оказали некоторое положительное влияние на общественно-политическое развитие Западной Европы.
Крестовые походы благоприятствовали росту торговли, ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе. Длительное общение с населением, обладающим более высокой материальной и духовной культурой, способствовало распространению в Западной Европе многих достижений Востока в области хозяйства и быта.
В Европе к тому времени появились такие сельскохозяйственные культуры, как рис, гречиха, арбузы, сахарный тростник, абрикосы и другие. В области ремесла европейцы научились изготовлять дорогие ткани, закаливать металлы.
Вошли в быт отдельные элементы гигиены, например горячие бани, частая смена нижней и верхней одежды. Внесли большие перемены в международных отношениях, укрепили позиции европейского купечества.
Франки, завоевавшие ближневосточное побережье Средиземного моря, не внесли, да и не могли внести что-либо новое в хозяйственную жизнь на завоеванных землях, ибо производительные силы на Востоке в ту эпоху, несомненно, стояли выше, чем на Западе.
Более того, рыцари привнесли с собой самую жестокую эксплуатацию по отношению к местному населению - язычникам, как они считали, поработителями Святой земли; это не могло не вызвать ответной реакции.
После крестовых походов необычайно увеличилось материальное могущество римской церкви - за счет продуманной политики. Например, каждый, кто отправлялся в Святую землю, мог вверить личное имущество римскому папе до своего возвращения. Поскольку путь на Восток был труден и опасен, многие не возвращались.
Европейцы познакомились с бытом и жизненным укладом восточных народов, узнали, что в мире существует множество религий - иудаизм, мусульманство, православие, и все считают истинной только свою веру.
Это привело к тому, что многие европейцы усомнились в непогрешимости папы, в истине католической церкви; духовный авторитет папства был сильно подорван.
Католичество перестало существовать для Запада единственно возможной религией, направляющей всю жизнь человека. Поэтому на Западе расцветают пышным цветом еретические учения, приобретающие большой размах и влияние.
Как ни парадоксально звучит, но крестовые походы способствовали падению феодализма в Европе. Крестовые походы послужили блестящему развитию западноевропейской торговле и промышленности.
Развился громадный обмен между производителями Востока и Запада благодаря уничтожению торгового посредничества Византии. Выиграли не только итальянские приморские города, но и города Европы, в частности, Франции.
В Европе начинает укрепляться финансовая власть, в отличие от власти феодальной. Разбогатев и ощутив в собственных руках большие деньги, города неизбежно стали стремиться к самостоятельности в управлении от сеньоров, превращаясь в союзников королевской власти в борьбе за централизацию государства.
Рыцарство, со своей стороны, сильно теряет в численности, что усиливает борьбу королей с феодалами. Особенно быстро процесс единения шел во Франции - государства, наиболее характерно подвергшемуся переменам.
В некоторых европейских странах облегчается и ускоряется процесс освобождения крестьянства от крепостной зависимости: он освобождалось не только вследствие ухода на Восток, но и путем выкупа, поскольку рыцарям требуется все больше и больше денег на отбытие в Святую землю и проживание в собственных феодах.
Научное и культурное значение походов. В результате Крестовых походов Европе открылся обширный неизвестный мир, гораздо более образованный и просвещенный, чем сама Европа.
Франки знакомились с новыми людьми, обычаями, нравами, природой. Марко Поло, Плано Карпини проникают в неизведанные страны Центральной Азии и знакомят европейцев со своими путешествиями.
Знакомство с новыми странами привело к развитию на Западе истории и географии. Арабы, которые были особенно сильны в точных науках и медицине, передали свои глубокие познания Европе.
Вводится в повседневный обиход арабские цифры, ноль, что активно способствует дальнейшему развитию математике, становится возможным создание многозначных писем.
Анатомия и хирургия Европы поднимается на новую высоту, ибо восточная медицина умела делать трепанации черепа, кесарево сечение. Европейцы узнали много нового в ботанике, физике, химии, механике.
Арабы заложили основы гидростатики - наука о равновесии жидких тел, изобрели маятник в часах, ознакомили европейцев с трудами арабских - Авиценна, и греческих - Аристотель, ученых.
В Европе открываются университеты - первый из них в Салерно, где лекции читались на арабском языке. Только в области юриспруденции Запад ничего не узнал нового благодаря широкому эффективному использованию римского права.
Очень значительным явились заимствования Западом в культурной и бытовой сфере. В Европе получает распространение хлопководство, выделка хлопчатобумажных тканей.
Впервые появляется цветоводство. Ранее европейцам и в голову не приходило культивировать растения, не приносящие пользы, а всего лишь потому, что они просто красивы.
Значение походов для повседневной жизни Европы. Европейские языки обогащаются такими иностранными словами, как таможня, тариф, графин. С Востока Европа переняла некоторые неизвестные полевые, бахчевые и садовые культуры: рис, гречиху, арбузы, дыни, лимоны, абрикосы, дамасская слива, персики, фисташки.
Европейцы, спавшие ранее на полу, или на деревянных жестких постелях, узнали диваны, матрацы. До знакомства с арабским миром европейцы, как правило, недолюбливали воду.
Крестьяне и рыцари имели всего по две смены белья, которое носили до тех пор, пока они не превращались в лохмотья. Теперь в качестве личной гигиены появляется мыло, все чаще европейцы начинают производить частые смены белья.
В 1311 году впервые в перечислении приданого у женщин появляется шесть пар белья и первый в истории Европы носовой платок - единственный во всем приданом.
В повседневной жизни большое значение приобретают восточные игры, распространенные до сих пор - шахматы, шашки, карты, домино.
Такая известная атрибутика рыцарства, как геральдика - крестоносцам требовалось отличать друг друга, культ дамы, турниры, рыцарская поэзия, - тоже берет начало с Востока.
Дома рыцарей пополняются коврами, разнообразными тканями - парчой, муслином; появляются многочисленные вышивки, узоры.
Значение походов для военного дела Европы. Не меньше заимствований произошло и в военной сфере. До конца XI века войны в Европе, велись, как правило, недолго: 20-30 дней, не считая изнурительных осад, поскольку исполнение обязанностей военной службы являлось строго ограниченным во временном промежутке.
После этого вассалы отпускались сюзереном по домам. О какой-либо развитой системе коммуникаций речь даже и не шла: войска питались тем, что удавалось награбить.
Продолжительные кампании на Ближнем Востоке настоятельно требовали прибегнуть к опыту организации служб тыла древнеримских легионов.
Из-за этого в первом и втором крестовых походах большие потери франки несли не в боях, а от недостатка более, или менее централизованного снабжения.
Поэтому в третьем крестовом походе Ричард Львиное Сердце создает на Кипре базу, наладив бесперебойное снабжение морем, и отказался начать осаду Иерусалима в отсутствии достаточных припасов.
Перед крестовыми походами западные военные методы были настолько примитивными, что первый крестовый поход наверняка провалился бы, если мусульмане не были разделены внутренними противоречиями.
В области тактического опыта крестоносца переняли маневрирование в форме охвата, засады, использование легкой кавалерии для разведки и прикрытия, конных лучников.
Тяжелая рыцарская конница, побеждавшая в одиночном бою, оказалась неспособной решать боевые задачи в борьбе с легкой конницей Востока. Европейцы осознали важность координации действий пехоты и кавалерии, метательных орудий и внезапности.
Выходит на новый уровень пехота, поскольку ранее она представляла презираемые рыцарями отрядами - по-настоящему расцвет пехоты придется на вторую половину XV века.
В сражении под Антиохией 31 декабря 1097 года, Йоппе в 1192 году, рыцарям приходилось спешиваться, тем самым, достигая необычайных успехов.
Европейцы переняли у далеко опередивших их в военном деле восточных народов многое, касающееся вооружения: саблю, арбалет, легкое копье пеннон, военные музыкальные инструменты: трубы, литавры, барабан.
Важнейшим следствием столкновения с востоком явился подъем рыцарского духа, вызванный необходимостью тесно держаться друг друга и примером рыцарского настроения между восточными народами.
Особенно влияние восточного опыта прослеживается в европейской фортификации. Европейцев поразили мощные византийские стены вокруг городов и крепостей, окруженных двойными и тройными концентрическими кругами мощных стен с башнями.
На Западе ничего похожего не существовало. В результате в XII веке в Западной Европе происходит настоящая революция в строительстве замков и городских укреплений.
Крестовые походы положили начало создания военно-церковных орденов: тамплиеров, иоаннитов-госпитальеров, Тевтонского ордена. К концу XII века первые два ордена имели, вероятно, самую эффективную организацию в мире.
Одним словом, знакомство западных народов с новыми странами, с иными, чем на Западе политическими и общественными формами в искусстве, с другой религией и научными взглядами, чрезвычайно расширили умственный кругозор европейцев, сообщив им небывалую дотоле широту.
На первый взгляд, крестовые походы кажутся нам ясными и понятными - о них написано так много отечественными и зарубежными учеными, хотя в действительности таят множество тайн и загадок, ждущих своего исследователя.



Заключение

В результате написания данного курсового исследования была достигнута поставленная во введении цель исследования - влияние крестовых походов на взаимоотношения Востока и Запада было рассмотрено. Для реализации цели был решен следующий комплекс задач:
1. проанализирована доступная литература по теме исследования;
2. рассмотрена идеология крестоносного движения;
3. изучено основное содержание крестовых походов;
4. определено влияние Востока на Европу;
5. выявлена роль крестовых походов в развитии Европы.
Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических положений по изучаемой тематике. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики.
Выбранная для курсового исследования тема имеет научные перспективы. Во-первых, данная работа может быть расширена за счет хронологических рамок исследования. Во-вторых, интересным является изучение темы взаимоотношений Европы и Среднего и Дальнего Востока. В-третьих, возможно конкретизировать данную тему, путем выбора взаимоотношений конкретных государств и народов.






Список использованной литературы

Васильев А.А. Византия и крестоносцы. CПб. 1993.
Васильев А.А. История Византийской империи. Том II. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб. 1998.
Виймар П. Крестовые походы, СПб. 2003.
Виппер Р. История средних веков. - СПб.: «СМИОПресс», 2000.
Грицак Е. Краткая история крестовых походов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков). М. 1991.
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
Заборов М.А. Современники хронисты и историки крестовых походов. Самара. 2007.
История крестовых походов. Пер. с англ. Е. Дорман. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Истории средних веков: Европа // А.Бадак, И.Войнич, Н.Волчёк и др. - Минск: Харвест, 2000.
Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового Запада». М., 1992.
Матвеев А.C. Крестовые походы: взгляд западных и восточных историков. М. 2007.
Мишо Г. История крестовых походов. - М.: Алетейа, 1999.
Монтгомери Уотт У. «Влияние ислама на средневековую Европу». М., 1976.
Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб. 2009.
Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. – СПб.: Диля, 2008.



ПРИЛОЖЕНИЯ













Рис. 1 Крестоносцы штурмуют Иерусалим. Средневековая миниатюра.



















Рис. 2. Вожди первого Крестового похода: Готфрид Бульонский,
Раймонд Тулузский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред.
С гравюры Г. Доре.













Рис. 3. Крепость крестоносцев в Сирии





















Рис. 4. Проповедь папы Урбана II на Клермонском соборе.
Средневековая миниатюра.









Рис. 5. География Крестовых походов

Грицак Е. Краткая история крестовых походов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 43.
Там же. С. 49.
Грицак Е. Краткая история крестовых походов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 58.
Грицак Е. Краткая история крестовых походов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 63.
Виймар П. Крестовые походы, СПб. 2003. С. 93.
Виймар П. Крестовые походы, СПб. 2003. С. 99.
Виймар П. Крестовые походы, СПб. 2003. С. 108.
Виймар П. Крестовые походы, СПб. 2003. С. 104.
Матвеев А.C. Крестовые походы: взгляд западных и восточных историков. М. 2007. С. 62.
Там же. С. 70.
Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. – СПб.: Диля, 2008. С. 56.
Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. – СПб.: Диля, 2008. С. 67.
Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. – СПб.: Диля, 2008. С. 77.
Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 112.
Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 119.
Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 125.
Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб. 2009. С. 69.
Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб. 2009. С. 81.
Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб. 2009. С. 92.
Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб. 2009. С. 94.
Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб. 2009. С. 103.












31

Список использованной литературы

1.Васильев А.А. Византия и крестоносцы. CПб. 1993.
2.Васильев А.А. История Византийской империи. Том II. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб. 1998.
3.Виймар П. Крестовые походы, СПб. 2003.
4.Виппер Р. История средних веков. - СПб.: «СМИОПресс», 2000.
5.Грицак Е. Краткая история крестовых походов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
6.Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков). М. 1991.
7.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
8.Заборов М.А. Современники хронисты и историки крестовых походов. Самара. 2007.
9.История крестовых походов. Пер. с англ. Е. Дорман. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
10.Истории средних веков: Европа // А.Бадак, И.Войнич, Н.Волчёк и др. - Минск: Харвест, 2000.
11.Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового Запада». М., 1992.
12.Матвеев А.C. Крестовые походы: взгляд западных и восточных историков. М. 2007.
13.Мишо Г. История крестовых походов. - М.: Алетейа, 1999.
14.Монтгомери Уотт У. «Влияние ислама на средневековую Европу». М., 1976.
15.Успенский Ф.И. История Крестовых походов. СПб. 2009.
16.Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. – СПб.: Диля, 2008.

Вопрос-ответ:

Какая была идеология крестоносного движения?

Идеология крестоносного движения основывалась на идее освобождения Святой земли от мусульманского правления и возврата ее под контроль христианской церкви.

Каково основное содержание крестовых походов?

Основное содержание крестовых походов заключалось в организации вооруженных экспедиций христианских воинов с целью освобождения Святой земли и пропаганды христианства.

Какие были взаимоотношения между Востоком и Западом на фоне крестовых походов?

Крестовые походы оказали значительное влияние на взаимоотношения Востока и Запада. Они привнесли новые идеи, технологии и товары в Европу, но также сопровождались конфликтами и столкновениями между культурами.

Как Восток влиял на Европу в контексте крестовых походов?

Восток оказал значительное влияние на Европу через крестовые походы. Он внес новые культурные, научные и торговые идеи, способствовал развитию и обмену знаниями между странами, а также привнес мусульманскую культуру, архитектуру и искусство в Европу.

Какие были последствия крестовых походов для Европы?

Крестовые походы оказали существенное влияние на развитие Европы. Они способствовали повышению образованности и сознания населения, стимулировали торговлю и обмен знаниями, а также поддерживали связи между странами. Однако они также привнесли кровопролитие и конфликты, которые повлияли на изменение политической и социальной ситуации в Европе.

Какая идеология стояла за крестовыми походами?

Идеология крестового движения заключалась в освобождении святых мест в Иерусалиме от мусульманского владычества и восстановлении христианского контроля над ними.

О чем главным образом были направлены крестовые походы?

Основное содержание крестовых походов заключалось в организации и проведении вооруженных экспедиций, целью которых было освобождение святых мест в Иерусалиме от мусульманского владычества.

В чем заключалось влияние крестовых походов на Восток и Запад?

Крестовые походы оказали значительное влияние на взаимоотношения Востока и Запада, обогатили Запад восточной культурой, способствовали развитию торговли и культурного обмена между двумя регионами.

Какое влияние Востока оказало на Европу в результате крестовых походов?

Восток, через крестовые походы, привнес в Европу новые идеи, знания и культуру, что способствовало ее развитию и модернизации. Контакты с Востоком также повлияли на развитие торговых связей и обмена технологиями между регионами.

Какую роль сыграли крестовые походы в развитии Европы?

Крестовые походы оказали значительное влияние на развитие Европы. Последствиями походов стали рост торговли, появление новых профессий, расширение знаний о мире, развитие военного дела и создание новых государств в Восточной Европе.

Какая идеология была основой крестовых походов?

Идеология крестовых походов опиралась на идею освобождения святой земли и защиты христианских святынь от мусульманского владычества.

Какое значение имели крестовые походы для взаимоотношений Востока и Запада?

Крестовые походы имели значительное влияние на обе стороны: Восток познал технологии и культуру Запада, а Запад впитал в себя восточные обычаи и знания.