Особенности работы с цветом на занятиях по изо с детьми 4-5 лет
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 09.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности……………………………8
1.1. Психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета ребенком…………………………………………………………………………...8
1.2. Работа цветом как средство художественного развития дошкольника....17
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом…………………………………………………………………..23
2.1. Условия организации и проведения экспериментальной работы……..…23
2.2 Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...37
Наㅤ второмㅤ поисково-творческомㅤ этапеㅤ дляㅤ проведенияㅤ основногоㅤ экспериментаㅤ намиㅤ былиㅤ разработаныㅤ исследовательскиеㅤ блоки,ㅤ вㅤ каждыйㅤ входятㅤ серииㅤ занятийㅤ поㅤ разнымㅤ видамㅤ изобразительнойㅤ деятельности: -ㅤ 1ㅤ Блокㅤ «Симфонияㅤ чувствㅤ иㅤ красок»ㅤ -ㅤ экспериментированиеㅤ сㅤ цветом,ㅤ запахом,ㅤ восприятиемㅤ музыки.-ㅤ 2ㅤ Блокㅤ «Волшебныеㅤ техники»ㅤ –ㅤ экспериментированиеㅤ сㅤ нетрадиционнымиㅤ техникамиㅤ вㅤ рисовании.Используяㅤ данныеㅤ методы,ㅤ мыㅤ осуществлялиㅤ органическоеㅤ слияниеㅤ иㅤ одномоментноеㅤ воздействиеㅤ наㅤ зрительные,ㅤ слуховые,ㅤ обонятельные, ㅤ тактильныеㅤ органыㅤ восприятия,ㅤ чтоㅤ обеспечивалоㅤ болееㅤ глубокоеㅤ погружениеㅤ ребенкаㅤ вㅤ мирㅤ цвета,ㅤ звука,ㅤ словаㅤ иㅤ осознанияㅤ мираㅤ культуры.Результатыㅤ формирующегоㅤ экспериментаㅤ позволили ㅤ сделатьㅤ следующиеㅤ выводы:-ㅤ экспериментальнаяㅤ деятельностьㅤ вㅤ изобразительномㅤ творчествеㅤ позволяетㅤ глубокоㅤ иㅤ осознанноㅤ усваиватьㅤ различныеㅤ средстваㅤ художественнойㅤ выразительности,ㅤ темㅤ самым,ㅤ обогащаяㅤ свойㅤ творческийㅤ потенциал.ㅤ Поэтомуㅤ такаяㅤ формаㅤ организации ㅤ позволилаㅤ поднятьсяㅤ вㅤ своемㅤ художественномㅤ развитииㅤ наㅤ болееㅤ высокийㅤ уровень.-ㅤ вㅤ процессеㅤ интегрированныхㅤ занятийㅤ детиㅤ овладелиㅤ исследовательскимиㅤ умениями,ㅤ которыеㅤ позволилиㅤ имㅤ самостоятельноㅤ изучатьㅤ различныеㅤ изобразительныеㅤ средства,ㅤ необходимыеㅤ имㅤ дляㅤ самостоятельногоㅤ изобразительногоㅤ творчества.-ㅤ следствиемㅤ использованияㅤ интегрированныхㅤ иㅤ «исследовательских»ㅤ занятийㅤ явилосьㅤ такжеㅤ развитиеㅤ поисковойㅤ активностиㅤ детей,ㅤ чтоㅤ проявилосьㅤ вㅤ интересеㅤ детейㅤ кㅤ художественно-творческойㅤ деятельности.ㅤㅤДляㅤ определенияㅤ конкретныхㅤ показателейㅤ ростаㅤ уровняㅤ художественно-творческогоㅤ развитияㅤ детейㅤ былㅤ проведенㅤ контрольныйㅤ эксперимент.Наㅤ контрольномㅤ этапеㅤ педагогическогоㅤ эксперимента,ㅤ методикаㅤ проведенияㅤ которогоㅤ соответствовалаㅤ констатирующемуㅤ этапу,ㅤ отмечалсяㅤ повышенныйㅤ интересㅤ детейㅤ кㅤ созданиюㅤ продуктов ㅤ художественнойㅤ деятельностиㅤ вㅤ процессеㅤ активногоㅤ экспериментальногоㅤ поискаㅤ вㅤ цвете,ㅤ средствㅤ художественнойㅤ выразительности.Вㅤ контрольномㅤ заданииㅤ поㅤ рисованиюㅤ весеннегоㅤ пейзажаㅤ всеㅤ детиㅤ экспериментальнойㅤ группыㅤ (кромеㅤ одногоㅤ ребенка,ㅤ которыйㅤ частоㅤ болелㅤ иㅤ пропускалㅤ занятия)ㅤ создалиㅤ выразительныеㅤ образыㅤ природы.ㅤ Ониㅤ проявлялиㅤ инициативу,ㅤ самостоятельностьㅤ вㅤ выбореㅤ средствㅤ иㅤ материалов,ㅤ сㅤ удовольствиемㅤ импровизировалиㅤ сㅤ формамиㅤ иㅤ добавлялиㅤ новыеㅤ детали.ㅤ Используяㅤ разнообразныеㅤ средстваㅤ художественнойㅤ выразительности,ㅤ ониㅤ смоглиㅤ показатьㅤ своеㅤ отношениеㅤ кㅤ природе,ㅤ любовьㅤ иㅤ восхищениеㅤ ееㅤ красотой.ㅤ Количественныйㅤ анализㅤ полученныхㅤ вㅤ ходеㅤ контрольногоㅤ экспериментаㅤ результатовㅤ показал,ㅤ чтоㅤ произошлиㅤ значительныеㅤ измененияㅤ вㅤ уровнеㅤ развитияㅤ художественногоㅤ творчестваㅤ детейㅤ поㅤ сравнениюㅤ сㅤ результатами ㅤ констатирующегоㅤ эксперимента.Вㅤ экспериментальнойㅤ группеㅤ увеличилосьㅤ количествоㅤ детейㅤ сㅤ высокимㅤ уровнемㅤ художественно-творческогоㅤ развитияㅤ сㅤ 10%ㅤ доㅤ 50%,ㅤ соответственно ㅤ уменьшилосьㅤ количествоㅤ детей,ㅤ отнесенныхㅤ кㅤ среднемуㅤ уровнюㅤ сㅤ 50%ㅤ доㅤ 40%ㅤ иㅤ низкомуㅤ уровнюㅤ сㅤ 40%ㅤ доㅤ 10%.ㅤ Этаㅤ тенденцияㅤ прослеживаетсяㅤ иㅤ вㅤ процессеㅤ экспериментальнойㅤ деятельности,ㅤ иㅤ вㅤ продуктахㅤ собственногоㅤ творчества.ㅤРисунки,ㅤ выполненныеㅤ вㅤ ходеㅤ контрольногоㅤ эксперимента,ㅤ отличалисьㅤ богатымㅤ образнымㅤ содержанием,ㅤ разнообразиемㅤ используемыхㅤ изобразительно-ㅤ выразительныхㅤ средств,ㅤ прочнымиㅤ навыкамиㅤ изображения,ㅤ чертамиㅤ индивидуальнойㅤ выразительностиㅤ иㅤ проявлениямиㅤ оригинальности. ㅤОбращаетㅤ наㅤ себяㅤ вниманиеㅤ то,ㅤ чтоㅤ уㅤ детейㅤ контрольнойㅤ группыㅤ тожеㅤ имеетсяㅤ тенденцияㅤ кㅤ повышениюㅤ художественно-творческогоㅤ уровня.ㅤ Ноㅤ вㅤ отличииㅤ отㅤ экспериментальнойㅤ группыㅤ (5ㅤ детейㅤ изㅤ 10),ㅤ этотㅤ ростㅤ уровняㅤ незначительныйㅤ (2ㅤ ребенкаㅤ изㅤ 10).Рисунокㅤ 2ㅤ -ㅤ Результатыㅤ контрольнойㅤ диагностикиВㅤ результатеㅤ проведённойㅤ работыㅤ рисункиㅤ детейㅤ сталиㅤ богачеㅤ поㅤ содержанию,ㅤ насыщеннееㅤ разнообразнымиㅤ деталями,ㅤ работыㅤ сталиㅤ отличатьсяㅤ точностьюㅤ вㅤ передачеㅤ строенияㅤ предмета,ㅤ заметноㅤ возрослаㅤ самостоятельностьㅤ вㅤ выполненииㅤ задания.ㅤТакимㅤ образом,ㅤ выявленнаяㅤ наㅤ контрольномㅤ экспериментеㅤ эффективностьㅤ использованияㅤ экспериментальнойㅤ деятельностиㅤ сㅤ цветомㅤ вㅤ рисовании,ㅤ позволяетㅤ утверждать,ㅤ чтоㅤ этаㅤ методикаㅤ способствуетㅤ развитиюㅤ уㅤ старшихㅤ дошкольниковㅤ поисковойㅤ активности,ㅤ образногоㅤ видения,ㅤ креативногоㅤ иㅤ творческогоㅤ мышления,ㅤ пониманияㅤ иㅤ использованияㅤ вㅤ собственномㅤ творчестве ㅤ разнообразных,ㅤ вㅤ томㅤ числе ㅤ нетрадиционныхㅤ иㅤ необычныхㅤ художественныхㅤ средствㅤ выразительности,ㅤ стремленияㅤ кㅤ проявлениюㅤ оригинальностиㅤ вㅤ своейㅤ работеㅤ уㅤ каждогоㅤ ребенка.Полученныеㅤ результатыㅤ подтвердилиㅤ выдвинутуюㅤ гипотезуㅤ исследованияㅤ иㅤ позволилиㅤ сделатьㅤ следующиеㅤ выводы:1)ㅤ Социально-педагогическийㅤ механизмㅤ экспериментальнойㅤ деятельностиㅤ способствуетㅤ развитиюㅤ внутреннегоㅤ мираㅤ ребенка,ㅤ составляетㅤ фундаментㅤ егоㅤ будущихㅤ достижений, ㅤ стимулирующимㅤ поисковуюㅤ активностьㅤ ребенка.ㅤ Способствуетㅤ творческойㅤ реализацииㅤ ребенкаㅤ вㅤ различныхㅤ видахㅤ деятельности.2)ㅤ Уㅤ детейㅤ формируютсяㅤ представленияㅤ оㅤ связи:ㅤ предметㅤ -ㅤ искусство,ㅤ искусствоㅤ –ㅤ человек,ㅤ способахㅤ творческогоㅤ использованияㅤ различныхㅤ художественныхㅤ средств.ㅤ Например,ㅤ усвоивㅤ способыㅤ смешиванияㅤ красокㅤ иㅤ полученияㅤ различныхㅤ оттенков,ㅤ детиㅤ успешноㅤ производилиㅤ нужныйㅤ дляㅤ реализацииㅤ ихㅤ замыслаㅤ оттенокㅤ цветаㅤ иㅤ воплощалиㅤ вㅤ своихㅤ рисунках.3)ㅤ Исследовательскиеㅤ блокиㅤ проектируютсяㅤ вㅤ образовательномㅤ процессеㅤ поㅤ принципуㅤ интеграцииㅤ иㅤ параллельностиㅤ познавательно-интеллектуальнойㅤ художественно-эстетическойㅤ деятельности.ㅤ Блоки ㅤ реализуютсяㅤ какㅤ специальноㅤ организованныеㅤ видыㅤ деятельности;ㅤ аㅤ также ㅤ интегрируютсяㅤ сㅤ другимиㅤ видамиㅤ деятельности.4)ㅤ Построениеㅤ предметно-пространственнойㅤ средыㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ этапом,ㅤ видамиㅤ деятельностиㅤ приㅤ организацииㅤ исследовательскихㅤ интегрированныхㅤ занятийㅤ позволяетㅤ повыситьㅤ уровеньㅤ художественногоㅤ творчестваㅤ детей.5)ㅤ Дляㅤ болееㅤ эффективногоㅤ развитияㅤ художественныхㅤ способностейㅤ детейㅤ дошкольногоㅤ возрастаㅤ педагогиㅤ должныㅤ овладетьㅤ инновационнымиㅤ технологиямиㅤ развитияㅤ иㅤ воспитанияㅤ детей,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ иметьㅤ навыкиㅤ подготовкиㅤ иㅤ проведенияㅤ интегрированныхㅤ формㅤ организацииㅤ педагогическойㅤ работы.2.2ㅤ Приемыㅤ иㅤ методыㅤ развитияㅤ уменийㅤ вㅤ работеㅤ цветомㅤ наㅤ занятиях изобразительной деятельностиУспех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода [15, с. 266].Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказа), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:- наглядные;- словесные;- практические.Это традиционная классификация.В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: - рассматривание;- наблюдение;- экскурсия;- образец воспитателя;- показ воспитателя.Словесный метод включает в себя:- беседу; - рассказ, искусствоведческий рассказ;- использование образцов педагога;- художественное слово.Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:- прием повтора;- работа на черновиках;- выполнение формообразующих движений рукой.Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.Исследовательский метод направлен на развитие у детей не толькосамостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагаетсамостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может бытьиспользован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчествопедагога с детьми.Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.ЗаключениеВ формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений отокружающего мира, произведений литературы и искусства.Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.Список использованных источников Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1998. – 389 с.Виноградов, Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Г. Г Виноградова. — М., 1980.- 144 с.Цвет в живописи / Н. Н. Волков. - Москва : Изд-во В. Шевчук, 2014. - 359 с. Выготский Л.С. В92 Собрание сочинений: Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский – М.: Книга по Требованию, 2013. – 432 с Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я. Герчук. – М.: РИП-Холдинг., 2016 г. – 208 с.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский дом «Академия», 2000.-272с. Дмитриева Н. А. О прекрасном. - М., 1983. – 95 с.Комарова Т.С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 120 с. Красильникова, Е. М. Цвет в изобразительной деятельности дошкольников / Е. М. Красильникова, Ю. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 76-79. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе / В.С.Кузин. — М., 1998. – 334 с.Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965. – 214 с.Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. - 208с.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007. – 368 с.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160с.
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1998. – 389 с.
2. Виноградов, Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Г. Г Виноградова. — М., 1980.- 144 с.
3. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. - Москва : Изд-во В. Шевчук, 2014. - 359 с.
4. Выготский Л.С. В92 Собрание сочинений: Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский – М.: Книга по Требованию, 2013. – 432 с
5. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я. Герчук. – М.: РИП-Холдинг., 2016 г. – 208 с.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский дом «Академия», 2000.-272с.
7. Дмитриева Н. А. О прекрасном. - М., 1983. – 95 с.
8. Комарова Т.С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 120 с.
10. Красильникова, Е. М. Цвет в изобразительной деятельности дошкольников / Е. М. Красильникова, Ю. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 76-79.
11. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе / В.С.Кузин. — М., 1998. – 334 с.
12. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965. – 214 с.
13. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. - 208с.
14. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007. – 368 с.
15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
16. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности восприятия и передачи цвета есть у детей 4-5 лет?
У детей 4-5 лет восприятие цвета отличается от взрослых. Они еще не полностью развили способность к различению всех цветов и могут называть лишь несколько базовых. Также дети в этом возрасте часто не умеют передавать цветовую информацию точно, могут путать оттенки или неправильно называть цвета.
Как работа с цветом способствует художественному развитию дошкольников?
Работа с цветом является одним из важных средств развития художественных способностей у дошкольников. Она помогает развивать воображение, творческое мышление и эстетический вкус. Через работу с цветом дети учатся выражать свои эмоции, передавать настроение и создавать красивые композиции. Это способствует развитию их творческих способностей и вдохновляет на самовыражение через искусство.
Какая роль изобразительной деятельности в развитии умений работы с цветом у дошкольников?
Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии умений работы с цветом у дошкольников. Через рисование, раскрашивание, лепку и другие виды творческой деятельности дети учатся распознавать, называть и различать цвета, а также работать с ними: сочетать, соединять, создавать гармоничные композиции. Изобразительная деятельность развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и внимание детей, а также помогает им выразить свои мысли, чувства и впечатления через изобразительное искусство.
Как влияет изобразительная деятельность на развитие умений работы с цветом у дошкольников?
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на развитие умений работы с цветом у дошкольников. Постоянная практика рисования, раскрашивания и других видов творческой деятельности помогает детям лучше узнавать и различать цвета, развивает их цветовое восприятие и способность передавать цветовую информацию. Работа с цветом также влияет на развитие координации движений, мелкой моторики и визуального восприятия у детей. Она помогает им стать более внимательными, творческими и визуально чувствительными.
Какие психолого-физиологические особенности восприятия цвета у детей 4-5 лет?
У детей 4-5 лет наблюдается формирование цветовой реакции, то есть способности правильно воспринимать и различать цвета. Ребенок в этом возрасте уже может называть основные цвета, но может иметь проблемы с определением оттенков. Их визуальная память развита не полностью, поэтому они могут запомнить и восстановить только 2-3 цвета из представленного набора. Также замечено, что дети в этом возрасте активно использование цвета для выражения эмоционального состояния.
Как работа с цветом влияет на художественное развитие дошкольников?
Работа с цветом является одним из основных средств художественного развития дошкольников. Через работу с цветом дети учатся различать и называть разные цвета, узнают о взаимосвязи цветов и их смешивании. Это развивает их эстетическое восприятие, творческое мышление, воображение и мелкую моторику рук.
Какие умения развиваются у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности с цветом?
На занятиях по изобразительной деятельности с цветом у детей развиваются такие умения, как различение и называние цветов, сортировка и классификация цветов по разным критериям, смешивание цветов и получение новых оттенков, использование цвета для выражения своих эмоций и состояний. Также у детей развивается мелкая моторика рук и координация движений.
Как влияет искусственная деятельность на развитие умений работы с цветом у детей?
Искусственная деятельность, такая как рисование, раскрашивание, составление мозаики и т. д., активно влияет на развитие умений работы с цветом у детей. При выполнении этих заданий дети учатся правильно называть цвета, различать оттенки, смешивать цвета для получения новых, а также использовать цвета для передачи настроения и эмоций.
В чем заключаются психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета у детей 4-5 лет?
У детей 4-5 лет психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета заключаются в том, что они еще только начинают формировать свою цветовую память и различать основные цвета. Они могут иметь проблемы с различением оттенков и не всегда могут назвать правильный цвет. Также, у детей этого возраста первичные цветовые ощущения могут вызывать сильные эмоциональные реакции, так как цвета имеют большое воздействие на эмоциональное состояние ребенка.
Как работа с цветом может способствовать художественному развитию дошкольников?
Работа с цветом на занятиях может способствовать художественному развитию дошкольников, так как они учатся различать и называть основные цвета, а также изучают их сочетаемость и воздействие на эмоции. Ребенок развивает свою творческую мысль и фантазию, учится сравнивать и создавать разные оттенки и цветовые композиции. Это помогает ему развивать воображение, внимание и мелкую моторику рук.
Как влияет изобразительная деятельность на развитие умений в работе с цветом у дошкольников?
Изобразительная деятельность является важным фактором в развитии умений в работе с цветом у дошкольников. При выполнении различных заданий, таких как раскрашивание рисунков или создание своих картин, дети учатся применять полученные знания о цветах на практике. Они развивают свое чувство пропорций и сочетаемости цветов, а также получают опыт работы с разными материалами и инструментами.
Что можно сказать о влиянии изодеятельности на развитие умений в работе с цветом у дошкольников?
Изодеятельность, то есть игровая деятельность, направленная на развитие представлений и умений, играет большую роль в развитии умений в работе с цветом у дошкольников. Через игру ребенок учится различать цвета, создавать композиции, искать новые оттенки и сочетания цветов. Он развивает свою творческую мысль, логическое и воображательное мышление, а также чувство эстетики и красоты.