Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 51 51 страница
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 12.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 6
1.1. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» 6
1.2 Понятие и особенности инклюзивного образования 23
Глава 2. Особенности психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 29
2.1. Понятие и специфика психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ 29
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 39
Заключение 47
Список литературы 49

Фрагмент для ознакомления

Прежде всего, обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития ребенка, создаются условия для перевода его из позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Затем процесс социализации связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия педагога и детей в форме со-творческой продуктивной деятельности и общения. В итоге, по мнению учёного, ребенок переходит из позиции субъекта в позицию личностной реализации собственной активности. Задача психолога на данном этапе работы заключается в анализе степени сформированности основных показателей развития ребенка [47].С целью реализации задач сопровождения, деятельность педагога-психолога в образовательной организации также включает консультативную и просветительскую работу (М.Р. Битянова [9], Е.И. Казакова [33], Т.Н. Чиркова [90] и др.) и будет разворачиваться в трех направлениях: сбор и учет информации о развитии ребенка; разработка и реализация стратегии и тактики взаимодействия с ребенком; проектирование системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом. С этой точки зрения психолого-педагогическое сопровождение содержательно может пониматься как комплексная технология, эффективная система профессиональной деятельности психолога в дошкольной организации, проявляющаяся в различных формах.По мнению В.С. Глевицкой, психологу необходимо четко различать объекты сопровождения, его предмет и средства. На основании этого определяется содержание деятельности педагога-психолога в дошкольной организации, формы и методы работы, а также оценивается эффективность условий реализации программы сопровождения развития ребенка. Кроме того, это позволяет определить частные случаи сопроводительной деятельности, различные тактики развития индивидуально-личностного потенциала [18]. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение имеет неограниченное разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в образовании, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д.В настоящее время создана и активно развивается система психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям с ограниченными возможностями здоровья, основанная на комплексном интегративном подходе к диагностике и консультированию, мультидисциплинарном сопровождении развития ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение развития «особого ребенка» в образовательных организациях рассматривается как часть комплекса реабилитационных мероприятий, так как получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Для решения поставленных задач мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения ребенка.2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияНа основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нами был разработан и внедрен соответствующий комплекс занятий, ставший частью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Целью реализации программы является обеспечение условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.Задачи программы: 1) создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий; 2) создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ; 3) обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром; 4) целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ и квалифицированная коррекция недостатков в развитии; 5) выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей; 6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ; 7) обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта. Условия реализации программы: 1) коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; 2) организация образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; 3) создание особой образовательной среды и психологического микроклимата в группе с учетом особенностей здоровья ребенка и функционального состояние его нервной системы; 4) преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре; 5) «пошаговое» предъявление материала, дозирование помощи взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих достижению минимально возможного уровня, позволяющего действовать ребенку самостоятельно; 6) проведение непрерывного мониторинга развития ребенка и качества освоения программы в специально созданных условиях; 7) установление продуктивного взаимодействия семьи и ДОО, активизация ресурсов семьи; комплексное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ командой специалистов.Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.1. Социально-коммуникативное развитиеСоциально-коммуникативное развитие направлено на: 1) усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральных и моральных ценностей; 2) формирование представлений о малой Родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира; 3) развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; 4) развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование желания работать вместе со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 5) формирование самостоятельности, направленности и саморегуляции собственных действий; 6) поддержка инициативы, самостоятельности и ответственности детей в различных видах деятельности. 7) формирование позитивного отношения к различным видам труда и творчества; 8) формирование основ безопасного поведения в повседневной жизни, обществе, природе.Цели, задачи и содержание области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольников представлены в трех разделах: 1) социализация, развитие общения, нравственно-патриотическое воспитание; 2) самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; 3) формирование основ безопасного поведения.1.1. Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитаниеЗадачи, актуальные для работы с детьми с ОВЗ: 1) обеспечивать адаптивную среду образования, способствующую освоению образовательной программы детьми с ОВЗ; 2) формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность ребенка в собственных возможностях и способностях; 3) формировать мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностный компоненты культуры социальных отношений; 4) способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) собственных действий и поведения ребенка.1.2. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитаниеЗадачи, актуальные для работы с детьми с ОВЗ: 1) формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 2) формирование готовности к совместной трудовой деятельности со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе включения в разные формы и виды труда; 3) формирование уважительного отношения к труду взрослых и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых потребностей и возможностей здоровья детей указанное содержание дифференцируется.1.3. Формирование навыков безопасного поведенияЗадачи, актуальные для работы с дошкольниками с ОВЗ: 1) развитие социального интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, деятельности и поведения; 2) развитие способности ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности.2. Речевое развитиеРечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Еще одно направление – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В качестве основных разделов можно выделить: 1) развитие речи; 2) приобщение к художественной литературе.Связанные с целевыми ориентирами задачи можно сформулировать следующим образом: 1) организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей; 2) развитие речевой деятельности; 3) развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи; 4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности; 5) формирование мотивационно-потребностного, деятельностного, когнитивно-интеллектуального компонентов речевой культуры; 6) формирование предпосылок грамотности.2.1. Развитие речиЗадачи, актуальные для работы с дошкольниками с ОВЗ: 1) формирование функционального базиса устной речи, развитие ее моторных и сенсорных компонентов; 2) развитие речевой мотивации, формирование способов ориентировочных действий в языковом материале; 3) развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности; 4) формирование культуры речи; 5) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Для оптимизации образовательной деятельности необходимо определить исходный уровень речевого развития ребенка.2.2. Ознакомление с художественной литературойЗадачи, актуальные для работы с дошкольниками с ОВЗ. Создание условий для овладения литературной речью как средством передачи и трансляции культурных ценностей и способов самовыражения и понимания; 3. Познавательное развитиеОсновная цель познавательного развития формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ОВЗ: 1) развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами; 2) формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности; 3) формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания; 4) развитие математических способностей и мысли тельных операций у ребенка; 5) развитие познавательной активности, любознательность; 6) формирование предпосылок учебной деятельности.4. Художественно-эстетическое развитиеОбласть «Художественно-эстетическое развитие» направлена на: 1) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; 2) становление эстетического отношения к окружающему миру; 3) формирование элементарных представлений о видах искусства; 4) восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 5) стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 6) реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).Задачи художественно-эстетического развития реализуются по следующим направлениям: 1) художественное творчество; 2) музыкальная деятельность.4.1. Художественное творчествоЗадачи, актуальные для работы с детьми с ОВЗ: 1) формирование познавательных интересов и познавательных действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности; 2) развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков; овладения разными техниками изобразительной деятельности; 3) развитие художественного вкуса; 4) развитие разных видов изобразительной и конструктивной деятельности; 5) становление эстетического отношения к окружающему миру и творческих способностей; 6) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; 7) формирование основ художественно-эстетической культуры, элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах; 8) развитие эмоционального отношения, сопереживания персонажам художественных произведений; 9) формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых потребностей и возможностей здоровья детей указанное содержание дифференцируется.4.2. Музыкальная деятельностьЗадачи, актуальные для работы с детьми с ОВЗ: 1) развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной деятельности; 2) формирования эстетических чувств и музыкальности, эмоциональную отзывчивости; побуждение к переживанию настроений, передаваемых в музыкальных художественных произведениях; 3) воспитание у детей слухового сосредоточения и звуко-высотного восприятия; 4) развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей содержание образовательной деятельности дифференцируется.5. Физическое развитиеФизическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). Цели, задачи и содержание области «Физическое развитие» представлены двумя разделами: 1) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура.5.1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизниЗадачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР: 1) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья); 2) оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья их детей.5.2. Физическая культураЗадачи, актуальные для работы с детьми с ОВЗ: 1) развитие общей и мелкой моторики; 2) развитие произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка; 3) формирование двигательных качеств: скоростных, а также связанных с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности, координационных способностей.Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа может быть реализована не только в условиях инклюзивного образования, но и в реабилитационных центрах, но и в группах компенсирующей, комбинированной направленности и общеразвивающих группах. ЗаключениеПроведенное исследование было посвящено изучению и анализу психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Ниже представленные основные выводы.Психолого-педагогическое сопровождение развития рассматривается как часть комплекса реабилитационных мероприятий, так как получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Для решения поставленных задач мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения ребенка.Реабилитация детей с ОВЗ является востребованной и необходимой частью реализации социальной политики государства, проведение мероприятий социальной реабилитации способствует успешному решению проблем не только психофизического развития, но и приобретения жизненного опыта. Эффективную социальную реабилитацию ребёнка с ОВЗ обеспечивают такие факторы процесса социального обслуживания, как учёт характера и глубины социальных ограничений, наличие сформированного реабилитационного пространства, адекватное определение целей социального обслуживания, оптимальный выбор условий, времени, места и способа формирования навыка, проведение основной части мероприятий социальной реабилитации в форме игры, профессиональная подготовка специалистов, оказывающих социальные услуги.Целью представленной программы является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ОВЗ дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Целью реализации программы является обеспечение условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзии.Список литературыАнаньев В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб: Речь, 2006. – 384 с.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 2009. – 672 с.Гуревич М.О. Психопатология детского возраста / М.О. Гуревич. – М.: Госмедиздат, 1932.Деглин В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека / В.Л. Деглин. – К.: Ассоциация психиатров Украины, 1996. – 151 с.Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971.Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. … пед. наук. – М., 2009. – 218 с.Егорова Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. … пед. наук. – СПб, 2006. – 206 с.Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2003. – 372 с.Жигорева М.В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития: дис. д-ра … пед. наук. – М., 2009. – 478 с.Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью: дис. канд. … психол. наук. – СПб, 2005. – 183 с.Зеер Э.Ф. Профориентология / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический Проект, 2004. – 192 с.Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. д-ра … пед. наук. – СПб, 2004. – 316 с.Ильина Ю.А. Формирование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности в условиях интегративной среды: дис. канд. … пед. наук. – М., 2008. – 260 с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. – СПб: СпецЛит, 2001. – 463 с.Кузнецова У.П. Основные технологии социальной работы / У.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.Кулакова Е.Ю. Динамика овладения знаково-символическими средствами воображения дошкольниками с задержкой психического развития: дис. канд. … психол. наук. – Курск, 2005. – 188 с.Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 174 – 178.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2009. – 144 с.Лобач С.А. Динамика становления образно двигательных средств общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: дис. канд. … психол. наук. – Архангельск, 2011. – 243 с.Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2005. – 464 с.Майер А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А.А. Майер, С.Я. Ромашкина, М.Е. Карпова // Дошкольник. – 2012. №8. – С. 23 – 31.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб: Речь, 2001. – 220 с.Морозова Т.Ю. Шаг навстречу. Программы раннего вмешательства в домах ребёнка / Т.Ю. Морозова, С.В. Довбня. – М.: Генезис, 2011. – 168 с.Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенного перехода / Г.А. Нагорная // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 169 – 173.Нет причин для пробуксовки (беседа с Е.А. Козыревой) // Школьный психолог. – 2000. №10. – С. 14 – 16.Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ, 2005. – С. 322 – 329.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.Серова В.В. Психологические условия оптимизации межличностного взаимодействия со сверстниками старших дошкольников с лёгкими формами психического недоразвития – воспитанников детского дома: дис. канд. … психол. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 176 с.Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. канд. … психол. наук. – СПб, 1992. – 16 с.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: психолого-педагогические аспекты. – М.: Изд-во Социально-технологического института, 2000. – 498 с.Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raeci.ruСубботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2002. – 22 с.Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра …психол. наук. – М., 2009. – 46 с.Фролова Е.А. Интеграция детей с ограниченными возможностями в современном обществе / Е.А. Фролова // Учёные записки РГСУ. – 2010. №4. – С. 68 – 71.Холод В.Л. Социально-педагогическая защита детей и молодёжи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района / В.Л. Холод, А.В. Холод // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 196 – 202.Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чиркова. – М.: Психологическое общество России, 2000. – 224 с.Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб: Речь, 2006. – 384 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 2009. – 672 с.
4. Гуревич М.О. Психопатология детского возраста / М.О. Гуревич. – М.: Госмедиздат, 1932.
5. Деглин В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека / В.Л. Деглин. – К.: Ассоциация психиатров Украины, 1996. – 151 с.
6. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971.
7. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. … пед. наук. – М., 2009. – 218 с.
8. Егорова Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. … пед. наук. – СПб, 2006. – 206 с.
9. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2003. – 372 с.
10. Жигорева М.В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития: дис. д-ра … пед. наук. – М., 2009. – 478 с.
11. Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью: дис. канд. … психол. наук. – СПб, 2005. – 183 с.
12. Зеер Э.Ф. Профориентология / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический Проект, 2004. – 192 с.
13. Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. д-ра … пед. наук. – СПб, 2004. – 316 с.
14. Ильина Ю.А. Формирование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности в условиях интегративной среды: дис. канд. … пед. наук. – М., 2008. – 260 с.
15. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. – СПб: СпецЛит, 2001. – 463 с.
16. Кузнецова У.П. Основные технологии социальной работы / У.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.
17. Кулакова Е.Ю. Динамика овладения знаково-символическими средствами воображения дошкольниками с задержкой психического развития: дис. канд. … психол. наук. – Курск, 2005. – 188 с.
18. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 174 – 178.
19. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2009. – 144 с.
20. Лобач С.А. Динамика становления образно двигательных средств общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: дис. канд. … психол. наук. – Архангельск, 2011. – 243 с.
21. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
22. Майер А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А.А. Майер, С.Я. Ромашкина, М.Е. Карпова // Дошкольник. – 2012. №8. – С. 23 – 31.
23. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб: Речь, 2001. – 220 с.
24. Морозова Т.Ю. Шаг навстречу. Программы раннего вмешательства в домах ребёнка / Т.Ю. Морозова, С.В. Довбня. – М.: Генезис, 2011. – 168 с.
25. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
26. Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенного перехода / Г.А. Нагорная // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 169 – 173.
27. Нет причин для пробуксовки (беседа с Е.А. Козыревой) // Школьный психолог. – 2000. №10. – С. 14 – 16.
28. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ, 2005. – С. 322 – 329.
29. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
30. Серова В.В. Психологические условия оптимизации межличностного взаимодействия со сверстниками старших дошкольников с лёгкими формами психического недоразвития – воспитанников детского дома: дис. канд. … психол. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 176 с.
31. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. канд. … психол. наук. – СПб, 1992. – 16 с.
32. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: психолого-педагогические аспекты. – М.: Изд-во Социально-технологического института, 2000. – 498 с.
33. Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raeci.ru
34. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2002. – 22 с.
35. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра …психол. наук. – М., 2009. – 46 с.
36. Фролова Е.А. Интеграция детей с ограниченными возможностями в современном обществе / Е.А. Фролова // Учёные записки РГСУ. – 2010. №4. – С. 68 – 71.
37. Холод В.Л. Социально-педагогическая защита детей и молодёжи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района / В.Л. Холод, А.В. Холод // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 196 – 202.
38. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чиркова. – М.: Психологическое общество России, 2000. – 224 с.
39. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

Вопрос-ответ:

Как определить, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья?

Определить, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, можно по его физическому или психическому развитию, если наблюдаются отклонения от нормы по сравнению с другими детьми.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - это подход в образовании, при котором дети с особыми образовательными потребностями включаются в общее образовательное окружение вместе со своими сверстниками без ограничения доступа к образовательным услугам.

Какие особенности имеет психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования?

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования включают индивидуальный подход к каждому ребенку, создание безопасной и адаптированной образовательной среды, использование специализированных методов и технологий обучения.

Какие цели ставит перед собой психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования?

Цели психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования включают помощь в развитии у детей недостающих навыков и умений, поддержку их самостоятельности и социализации, обеспечение равных возможностей в получении образования.

Какие методы используются в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования?

В психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования используются различные методы, такие как индивидуальные занятия, групповые занятия, игры, творческие задания, адаптивные технологии обучения.

Что такое психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ?

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ - это комплекс мероприятий, направленных на поддержку и помощь детям с особыми возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания в условиях инклюзивного образования.

Что означает ОВЗ?

ОВЗ - это сокращение от "ограниченные возможности здоровья". Дети с ОВЗ имеют различные физические или умственные особенности, которые делают их обучение и воспитание более сложными по сравнению с другими детьми.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - это подход к обучению, который предоставляет равные возможности и доступ к образованию для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей или наличия ОВЗ. В инклюзивных классах дети с ОВЗ учатся вместе со своими сверстниками без особых потребностей.

Какие особенности имеет психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ?

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ основано на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Оно включает в себя организацию специализированных занятий, адаптацию учебных материалов и методик, обеспечение комфортной и безопасной образовательной среды, а также сотрудничество педагогов с родителями и специалистами.

Какие преимущества дает инклюзивное образование для детей с ОВЗ?

Инклюзивное образование позволяет детям с ОВЗ не только получать качественное образование, но и развивать социальные навыки, коммуникативную компетенцию и самооценку. Они могут учиться вместе со своими сверстниками, что способствует их социализации и взаимодействию с окружающим миром.