Эволюция российско-германского стратегического сотрудничества с 2005 - 2020 гг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 53 53 страницы
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 23.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава I. Политико-дипломатические отношения между ФРГ и РФ в XXI в. (2005 - 2020 гг.) 6
1.1. Эволюция германо-российского политического сотрудничества 6
1.2. Особенности германо-российского сотрудничества в экономике и энергетике 13
Глава II. Германо-российское гуманитарное сотрудничество XXI в. 21
2.1. Германия – Россия: сотрудничество в области образования, науки и техники 21
2.2. Эволюция германо-российского культурного взаимодействия 28
2.3. Германо-российское стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы 36
Заключение 42
Список литературы 44

Фрагмент для ознакомления

Однако следует отметить, что, по словам министра иностранных дел Федеративной Республики Германии Ф.В. Штайнмайер, даже тогда Германия рассматривала Россию не как проблему, а как часть решения. Тем не менее, канцлер Ангела Меркель дала понять, что считает действия России против Крыма нарушением международного права. Благодаря усилиям А. Меркель Владимир Путин договорился о миссии наблюдателей ОБСЕ в Украине в марте 2014 года для сбора информации о ситуации со следствием, в частности о некоторых инцидентах и ​​событиях на местах. Следует отметить, что эти меры со стороны России рассматривались как шаг к общему правовому урегулированию ситуации.В марте 2014 года начались санкции против отдельных граждан и России в целом. В апреле 2014 года на востоке Украины начались боевые действия между регулярными вооруженными силами и ополченцами самопровозглашенной Донецкой и Луганской Народных Республик. Российская Федерация неоднократно обвинялась в использовании вооруженных сил, военных специалистов и наемников в Украине для поддержки Народной Демократической Республики и Китая. Действия России были самыми серьезными в оценке Европейского Союза и ОБСЕ как военной агрессии против Украины.Следует отметить, что, учитывая переговорный процесс, немецкая сторона неоднократно подчеркивала, что единственный способ урегулирования ситуации в Украине состоит в том, что Россия может отменить санкции только после того, как Минские соглашения будут полностью выполнены. Германия подверглась критике со стороны России на Мюнхенской конференции в 2015 году за нарушение международного права и обязательств по Минскому протоколу. Однако на той же встрече А. Меркель подчеркнула, что кризис в Украине не может быть решен военным путем.При описании российско-германских отношений после кризиса следует упомянуть исключение России из G8.Поэтому проблема отмены санкций против России с точки зрения Брюсселя исключительно связана с реализацией Минских соглашений. Второе Минское соглашение, документ, разработанный Германией, Францией, Украиной и Россией после возобновления вооруженных столкновений на Украине в январе 2015 года, стало его «дорожной картой» в этом отношении. Этот документ, подписанный всеми сторонами конфликта, состоит из 13 пунктов. Вот некоторые из них:1. «Немедленное и всеобъемлющее прекращение огня в определенных районах Донецкой и Луганской областей Украины»;2. «Начать диалог о формальности выборов согласно законодательству Украины в первый день после вызова (общения)».3. «Прощение и амнистия путем принятия закона, запрещающего преследование и наказание людей, связанных с событиями в некоторых районах Донецкой и Луганской областей Украины».Подводя итог, можно сказать, что выступления высших должностных лиц России и Германии о кризисе на Украине были довольно жесткими. Немецкая сторона, несмотря на неоднородную позицию по этому вопросу внутри государства, оценила действия России как грубое нарушение международного права. За это время образ России как злоумышленника и нарушение международного права сформировался в немецкой прессе и в выступлениях глав государств и правительств, что привело к информационной войне между ними.Несмотря на осуждение российской политики, Германия не переставала искать дипломатическое решение ситуации. Канцлер Германии и Президент Российской Федерации поддерживали телефонные контакты в самое трудное время украинского кризиса. Россия, в свою очередь, поддерживала оборонительную позицию и участвовала в общеевропейских попытках разрешить ситуацию.Украинский кризис, несомненно, оказал значительное негативное влияние на германо-российские отношения и стал главной причиной большинства существующих проблем между странами. Таким образом, среди проблем, которые проявились в германо-российских отношениях во время украинского кризиса, следует отметить следующие:1. Отсутствие доверия между странами из-за непредсказуемости действий Российской Федерации для немецкой стороны.2. Развитие информационной войны и, следовательно, негативное восприятие имиджа России в Германии и других западных странах.3. Подчинение экономических интересов политическими средствами путем введения взаимных санкций.Подводя итог, можно сказать, что стороны продолжают активно работать на всех уровнях, несмотря на значительное ухудшение отношений с кризисом в Украине. Со своей стороны, главы государств и правительств стран, несмотря на разные взгляды на ситуацию с Украиной, неоднократно заявляли, что в будущем вернутся к традиционно тесным отношениям. Лучшим подтверждением является многоуровневое партнерство между государствами на экономическом, политическом и гражданском уровнях. Взаимодействие России и Германии в разных местах является надежным показателем степени партнерства между странами в целом.Несмотря на то, что ФРГ открыта, она критикует Россию за украинский вопрос и выступает за санкции. Несмотря на экономические последствия, мы не можем говорить о полном исходе отношений между государствами. Партнерство и стремление к сотрудничеству остаются желанным направлением для Германии в отношениях с Россией.Однако возврат к ним возможен только при условии решения хотя бы частично описанных проблем в отношениях между странами.2.3. Германо-российское стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективыПрогнозируя дальнейшее развитие отношений между Россией и Германией, накопленный экономический и политический потенциал сотрудничества и проблемы, упомянутые выше в связи со структурными кризисами, должны оцениваться одинаково.Для того, чтобы сделать прогноз дальнейшего развития российско-германских отношений, в качестве одной из главных проблем необходимо подчеркнуть различия в восприятии стран в отношении возникших между ними проблем. Рассматривая украинский кризис как основную причину нынешних структурных проблем между государствами, следует отметить, что российская сторона рассматривает меры в этом регионе, прежде всего, как решение на постсоветском пространстве. Однако для ФРГ они интерпретировали эти события как борьбу за сферы влияния, которые нарушали международное право и все демократические принципы.В период с 2020 по 2024 годы можно предположить следующие направления развития внешнеполитических отношений между Россией и Германией:1) Улучшение отношений между Российской Федерацией и Германией;2) ухудшение отношений;3) Стабилизировать сотрудничество между Россией и Германией.Мы рассматриваем каждое из направлений в отдельности.Сценарий 1: Улучшение отношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия.В 2024 году германо-российские отношения находятся в отличной форме. Сотрудничество между двумя странами очень тесное. Германия поддерживает российское правительство в его усилиях по политической и экономической модернизации. Обе страны также хорошо работают вместе по вопросам безопасности, особенно в отношении их общего соседства в Восточной Европе и в борьбе с общей угрозой кризисов на Юге.Лидером оппозиции был избран президент России. Новое правительство ввело ряд мер по модернизации экономики посредством фундаментальных реформ. Это включает в себя борьбу с коррупцией, верховенство закона, разработку более четкого экономического регулирования, привлечение прямых иностранных инвестиций и решение проблем землепользования, поддержку создания малых и средних предприятий и инвестиции в науку и образование. Более тесное сотрудничество в области безопасности, укрепление Совета Россия-НАТО и создание общей системы противоракетной обороны.Влияние. С изменением экономической и политической ситуации в России напряженность между Берлином и Москвой постепенно исчезнет. Германия увидит в демократической России надежного партнера, а у Берлина будет возможность сочетать ценностный внешнеполитический подход с интересами бизнеса и безопасности. Степень сближения двух стран будет характеризоваться тем фактом, что Берлин станет местом первого зарубежного визита нового президента России.Это сделает Германию самым важным союзником России в усилиях по модернизации. Меры, принятые новым российским правительством, помогли создать атмосферу доверия и стабильности, которая привела к значительному увеличению иностранных инвестиций. Под эгидой ОБСЕ принимаются меры по стабилизации и предотвращению конфликтов в соседних регионах Восточной Европы и Черного моря.Этот сценарий является наиболее оптимистичным и предполагает максимальное сотрудничество между государствами по всем ключевым вопросам. Следует отметить, что этот сценарий потребовал фундаментальных экономических и политических реформ в России, которые, как упоминалось выше, долгое время были очень желательны для Германии. Демократическая Россия была бы надежным партнером для Германии.Этот сценарий в настоящее время кажется маловероятным.Сценарий 2: ухудшение отношений между Германией и Россией.Германия и Россия отвернулись друг от друга. Россия полна решимости пойти на решительный антидемократический курс, установить жесткую внешнюю политику и разорвать стратегические связи с Западом. ЕС и Германия в частности стали более жесткими и более открытыми в своей критике Кремля. Россия двигалась экономически и политически в сторону Азии. Контроль над гражданским обществом постепенно ужесточается. Ухудшение внутриполитической ситуации в России негативно сказалось на экономическом и деловом климате страны. Это включало сокращение прямых иностранных инвестиций, продолжение бегства капитала и сокращение государственных доходов. Единственным источником дохода, который поддерживал экономику, был экспорт нефти, газа и другого сырья. Россия предложила ощутимые выгоды в виде низких цен на энергоносители и привилегированного доступа к рынкам для некоторых из своих соседей и сумела создать Евразийский союз, состоящий из Беларуси, Армении и некоторых стран Центральной Азии.Влияние. Значительная часть бывшего Советского Союза находилась под контролем Москвы. Новый Союз направил свою внешнюю торговлю в Азию, где России, в частности, удалось найти новые рынки для экспорта своей энергии. Политически Россия время от времени работала с Китаем по вопросам глобального значения. Эти события очень осложнили односторонние отношения России с Германией. Важность российского рынка как места назначения новых технологий и производства товаров также снизилась, так как экспорт Германии на рынки Восточной Азии значительно возрос. Это дало Берлину возможность открыто осудить внутреннюю политику Москвы. Европейская комиссия заблокировала все попытки российских энергетических компаний занять значительную рыночную позицию в Европе. Однако эти усилия не затронули внутриполитические страны России. В течение следующих нескольких лет напряженность достигла такого уровня, что НАТО усилило свои гарантии безопасности для стран Центральной Европы, включая усиление присутствия военно-морских и воздушных сил в регионе Балтийского моря и развертывание эффективной системы противоракетной обороны в Польше. Румыния и Чехия.Республика. В ответ Россия расширила свои Балтийский и Черноморский флоты и провела обширные военные учения в регионе. В 2024 году два двигателя столкнулись, и германо-российские отношения начали новый ледниковый период.Этот сценарий свидетельствует об ухудшении отношений между странами в связи с продолжением недемократической внутренней и внешней политики в России. При таком сценарии формирование Евразийского союза (Россия, Беларусь и некоторые страны Центральной Азии) становится роковым фактором ухудшения российско-германских отношений. В результате Германия значительно снижает свою зависимость от российских энергоносителей и укрепляет сотрудничество с Украиной. Эта ситуация приводит к образованию военных блоков.Этот сценарий, как и предыдущий, кажется маловероятным в современных условиях. Кроме того, структурный кризис, который привел к разделению российско-германских отношений, хотя и привел к консолидации «блоков» из-за введения общих европейских и американских санкций, не означал полного прекращения взаимодействия и поиска возможных решений.Сценарий 3: Стабилизация сотрудничества между Россией и Германией.Прочная экономическая основа, торговля энергией как ключевой фактор и довольно интенсивные социальные контакты по-прежнему неразрывно связаны с разрывом ценностей между Россией и Германией. Путь к российско-германским отношениям в 2024 году во многом определяется экономикой, в то время как торговля энергоносителями продолжает играть важную роль. Российский газ остается важной частью энергетического сектора Германии. Основными экспортными товарами России остаются энергоносители и сырье, причем на нефть и газ по-прежнему приходится более 50 процентов российского экспорта. Для ускорения экономического роста и поддержания социальной стабильности российские элиты признали необходимость дальнейшей интенсификации технической модернизации.Влияние. Благодаря скрытым протекционистским мерам, которые привели к конфликтам внутри ВТО и с немецкими экспортерами, некоторые части российского производственного сектора развивались довольно хорошо. Преднамеренные усилия российского правительства привели к относительно развитой автомобильной и железнодорожной промышленности и процветающему сектору информационных технологий в городских центрах. С другой стороны, крупные регионы России все еще находятся в очень подавленном состоянии и продолжают страдать от депопуляции. Главным образом благодаря способности Китая поддерживать экономический рост Сибирь и российский Дальний Восток стали поставщиками ресурсов и сельскохозяйственной продукции на китайский рынок. Поскольку интерес к России традиционно остается высоким, политическая ситуация в Москве часто является предметом этого дискурса о ценностях. В некотором смысле обсуждение нарушений прав человека в России стало ритуалом на самых высоких немецко-российских саммитах, которые терпит российская сторона, хотя им это не нравится. Во внешней политике к 2024 году ЕС в значительной степени не смог разработать всеобъемлющую внешнюю политику, что многие объясняют широко распространенной усталостью ЕС после продолжающегося кризиса евро. Национальное государство и, в частности, Германия остаются актуальным автором на международном уровне. В Москве не было значительной перестройки внешней политики. Общее соседство между ЕС и Россией, особенно Украиной, все еще является спорным в германо-российских отношениях.Этот наиболее успешный сценарий основан на идее прагматичного партнерства. По ее словам, отношения между странами в 2024 году основаны на доминировании общих интересов, а международная обстановка помогает поддерживать тесное экономическое сотрудничество и общие внешнеполитические меры между Россией и Германией. Это вытекает из предположения об усилении кризиса в еврозоне и перехода Германии от подхода, основанного на единстве ценностей, к прагматизму во внешних отношениях. В то же время Россия взяла на себя роль стабилизатора в евразийском регионе. Германии пришлось адаптироваться к новым условиям и тесно сотрудничать с Москвой. Этот сценарий также представляется наиболее подходящим, поскольку он не ориентирован на смену политических лидеров и внутреннюю ситуацию в государствах в целом, а в первую очередь на важные внешнеполитические интересы России и Германии: развитие в рамках ЕС и гарантии политическая экономическая стабильность для ФРГ и установление собственного господства на постсоветском пространстве, а также сотрудничество по модернизации российской экономики.ЗаключениеПоследние пять с половиной лет стали настоящим испытанием на прочность для германо-российских отношений. Степень и степень сотрудничества между Россией и Германией стали совершенно другими. Из Берлина первоначальные принципы коренным образом изменились, на основе чего немецкие дипломаты, политики и эксперты выстраивают взаимодействие с Москвой. Изменилась и сама Германия, где отказ от модернизационного партнерства совпал с другими важными событиями в ее недавней истории - миграционным кризисом, сменой поколений в элитах, реструктуризацией зеленой экономики, финансовыми и политическими проблемами в еврозоне, разногласиями с Трампом. Вашингтон и растущий фактор экономики из Китая. Впервые в послевоенной истории страна активно и безуспешно пытается занять свое место в политике большого мира и высказать свое собственное мнение о наиболее важных аспектах мирового развития в XXI веке на международном уровне. В этом контексте кажется, что «история» ухудшающихся отношений с Россией для Берлина - в его нынешнем политическом мышлении и политической жизни - воспринимается только как эпизод, отдельный от ряда многих задач и вызовов. И в отличие от времен «новой Остполитики» она не на переднем крае. Особенно на фоне быстрой эрозии в Германии был продемонстрирован, очевидно стабильный внутрипартийный ландшафт, особенно на выборах в Европейский парламент 27 мая 2019 года.Можно предположить, что носители политических, экономических, социальных и экологических идей глобального измерения, по сути, являются хорошими идеями, но ставят под сомнение старые немецкие модели поведения на международном и мировом уровне. Двусторонние отношения в немецкой политике становятся все громче. Как ни парадоксально, но внутренние противоречия, которые преодолевают германские реалии, теперь заставляют немцев искать ответы извне - от цели декарбонизации мировой экономики в течение 100 лет до «российского следа» провала выборов. Правящие партии.Что будет формировать мировоззрение немецких политиков в российском направлении в ближайшее время? Очевидно, что характеристики политического ландшафта Германии, упомянутые в этой статье, являются долговременным явлением с глубокими причинами. Их участие в российской политике и дипломатии означает отказ от эйфории прошлого и возврат к систематической, даже рутинной работе по созданию высококачественных механизмов взаимодействия с Германией.Определенный запрос на их развитие в Федеративной Республике Германия остается. Желание «перевернуть Москву» там, естественно, не исчезло, а наоборот. В то же время Берлин понимал невозможность эффективного решения амбициозных целей внешней политики страны в XXI веке без России. и столкнуться с текущими глобальными проблемами. Похоже, что поиск баланса между этими двумя факторами является основой для дальнейшей политики Германии в отношении России.Список литературыАндреев Н.И. Бундесвер шагает по планете // Независимое военное обозрение, 2006. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2006-04-07/2_germany.html?print=Y (дата обращения 20.01.2018)Аравина Т.И. Национальные образцы модернизации и степень социальной приемлемости // Социс. 2008.№9. С.59-69.Арефьев А.Л. Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. М.: Центр социального прогнозирования, 2008. 340 с.Бажанов Е.П. Неизбежность многополюсного мира // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2.Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений.Часть II Качественные параметры. 2012. - № 4. С. 63–73.Бартенев С.А. Экономическая история. М.: Экономист, 2009. 390 с.Батюк, В. Постбиполярная ретроспектива мирового порядка // Международные процессы. 2010. № 2. URL: http://www.intertrends.ru/ twentythree/009.htm (дата обращения: 14.01.2018).Беленькая М. Дональд Трамп и Ангела Меркель не преодалели барьеры // Коммерсант.ру, 2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3618549 (дата обращения: 04.05.2018).В гостях у Трампа: что отдаст Меркель за «Северный поток-2»// Газета.ru, 2018. URL:https://www.gazeta.ru/business/2018/04/26 (дата обращения: 02.05.2018).Жолквер Н. Что делает бундесвер за пределами Германии? // DW, 2018. URL: http://www.dw.com/ru/ (дата обращения: 18.02.2018).Иванова Е.Н., Иванов В.И. Взаимодействие международных неправительственных организации с ООН и межправительственными организациями // Вестник РТГУ,2012. С.57-66Ильина Е.В. Влияние санкций на экономику России // Вестник экономики, права и социологии, №4,2015. С. 34-35Караганов С. 2014:Предварительные итоги // Россия в Глобальной политике, 2014.Коновалова М.А. Отношения России и Германии в сфере политики безопасности на рубеже XX-XXI вв. // Вестник МГЛУ, №24, 2013. С. 145-154Крайнов Г.И. Эволюция системы международных отношений и ее особенности на современном этапе // Учѐные заметки, №1, 2015. С.47-53Круглова Г. А. Политология// Учебное пособие, 2009. 304 с.Лобкова Т.С. Проблемы российско-германского экономического сотрудничества на современном этапе, 2006. URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/47392/1/MO-2-08.pdf (дата обращения: 23.03.2018).Лукьянов Ф. Безопасное «восточное партнерство» // Ино СМИ, 2011. URL: https://inosmi.ru/world/20111003/175485614.html (дата обращения: 13.03.2018)Меден Н. К. Некоторые проблемы российско-германских отношений // Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности / под общ. ред. В. И. Дашичева; отв. ред. Н. К. Меден. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - С. 120- 130Мировые державы // Русская правда, 2018. URL: http://ruspravda.info/Mirovie-derzhavi-3507.html (дата обращения: 12.04.2018).Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления // Государственное управление. Электронный вестник, №39, 2013. С. 49-76Ноак Р. От санкции против России пострадала Германия // ИноСМИ, 2020. URL:https://inosmi.ru/politic/20201215/241013080.html (дата обращения 07.01.18).От Германии получен полный комплект разрешений на строительство газопровода // Nord-Stream-2, 2018. URL:https://www.nord-stream2.com/ (дата обращения 05.05.2018).Павлов Н.В. История внешней политики Германии: от Бисмарка до Меркель. М.: «Международные отношения», 2012. 797 с.Павлов Н.В. Россия и Германия перед вызовами XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 34-42.Роль Германии в Европейской интеграции // Центр стратегических оценок и прогнозов, 2020. URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/rolgermanii-v-evropejskoj-integraczii-7695 (дата обращения: 14.01.2018).Российско-германские политические отношения // ИА ТАСС, 2020. URL: http://tass.ru/info/4224357 (дата обращения: 12.02.2018).Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций // Под ред. А.В. Девяткова и А.С. Макарычева. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2013. С. 128-140.Сверхдержава XXI // Insider/ pro, 2015. URL:https://ru.insider.pro/analytics/2015-03-19/sverkhderzhava-xxi-veka/ (дата обращения:12.04.2018).Роль Германии в Европейской интеграции // Центр стратегических оценок и прогнозов, 2017. URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/rolgermanii-v-evropejskoj-integraczii-7695 (дата обращения: 14.01.2018). Российско-германские политические отношения // ИА ТАСС, 2017. URL: http://tass.ru/info/4224357 (дата обращения: 12.02.2018).Сверхдержава XXI // Insider/ pro, 2015. URL:https://ru.insider.pro/analytics/2015-03-19/sverkhderzhava-xxi-veka/ (дата обращения:12.04.2018).Тимофеев И. Санкции против России: направление эскалации и политика противодействия. М.: НПРСМД, 2018. №37. 30 с.Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах // РИА Новости, 2015. URL: https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html (дата обращения 14.11.17).Шеповаленко М.Ю. Сирийский рубеж. М.: Центр анализа стратегии и технологий, 2016. 186 с.Nord Stream Gas Pipeline, Russia-Germany// Hydrocarbons, 2005.The center of Economic power is shifting Eastward and the West is in total denial // Russia Insider, 2017. URL:https://russia-insider.com/en/center-economicpower-shifting-eastward-and-west-total-denial/ri19632 (дата обращения 17.12.2017).

Список литературы

1. Андреев Н.И. Бундесвер шагает по планете // Независимое военное обозрение, 2006. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2006-04-07/2_germany.html?print=Y (дата обращения 20.01.2018)
2. Аравина Т.И. Национальные образцы модернизации и степень социальной приемлемости // Социс. 2008.№9. С.59-69.
3. Арефьев А.Л. Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. М.: Центр социального прогнозирования, 2008. 340 с.
4. Бажанов Е.П. Неизбежность многополюсного мира // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2.
5. Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений.Часть II Качественные параметры. 2012. - № 4. С. 63–73.
6. Бартенев С.А. Экономическая история. М.: Экономист, 2009. 390 с.
7. Батюк, В. Постбиполярная ретроспектива мирового порядка // Международные процессы. 2010. № 2. URL: http://www.intertrends.ru/ twentythree/009.htm (дата обращения: 14.01.2018).
8. Беленькая М. Дональд Трамп и Ангела Меркель не преодалели барьеры // Коммерсант.ру, 2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3618549 (дата обращения: 04.05.2018).
9. В гостях у Трампа: что отдаст Меркель за «Северный поток-2»// Газета.ru, 2018. URL:https://www.gazeta.ru/business/2018/04/26 (дата обращения: 02.05.2018).
10. Жолквер Н. Что делает бундесвер за пределами Германии? // DW, 2018. URL: http://www.dw.com/ru/ (дата обращения: 18.02.2018).
11. Иванова Е.Н., Иванов В.И. Взаимодействие международных неправительственных организации с ООН и межправительственными организациями // Вестник РТГУ,2012. С.57-66
12. Ильина Е.В. Влияние санкций на экономику России // Вестник экономики, права и социологии, №4,2015. С. 34-35
13. Караганов С. 2014:Предварительные итоги // Россия в Глобальной политике, 2014.
14. Коновалова М.А. Отношения России и Германии в сфере политики безопасности на рубеже XX-XXI вв. // Вестник МГЛУ, №24, 2013. С. 145-154
15. Крайнов Г.И. Эволюция системы международных отношений и ее особенности на современном этапе // Учѐные заметки, №1, 2015. С.47-53
16. Круглова Г. А. Политология// Учебное пособие, 2009. 304 с.
17. Лобкова Т.С. Проблемы российско-германского экономического сотрудничества на современном этапе, 2006. URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/47392/1/MO-2-08.pdf (дата обращения: 23.03.2018).
18. Лукьянов Ф. Безопасное «восточное партнерство» // Ино СМИ, 2011. URL: https://inosmi.ru/world/20111003/175485614.html (дата обращения: 13.03.2018)
19. Меден Н. К. Некоторые проблемы российско-германских отношений // Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности / под общ. ред. В. И. Дашичева; отв. ред. Н. К. Меден. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - С. 120- 130
20. Мировые державы // Русская правда, 2018. URL: http://ruspravda.info/Mirovie-derzhavi-3507.html (дата обращения: 12.04.2018).
21. Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления // Государственное управление. Электронный вестник, №39, 2013. С. 49-76
22. Ноак Р. От санкции против России пострадала Германия // ИноСМИ, 2020. URL:https://inosmi.ru/politic/20201215/241013080.html (дата обращения 07.01.18).
23. От Германии получен полный комплект разрешений на строительство газопровода // Nord-Stream-2, 2018. URL:https://www.nord-stream2.com/ (дата обращения 05.05.2018).
24. Павлов Н.В. История внешней политики Германии: от Бисмарка до Меркель. М.: «Международные отношения», 2012. 797 с.
25. Павлов Н.В. Россия и Германия перед вызовами XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 34-42.
26. Роль Германии в Европейской интеграции // Центр стратегических оценок и прогнозов, 2020. URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/rolgermanii-v-evropejskoj-integraczii-7695 (дата обращения: 14.01.2018).
27. Российско-германские политические отношения // ИА ТАСС, 2020. URL: http://tass.ru/info/4224357 (дата обращения: 12.02.2018).
28. Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций // Под ред. А.В. Девяткова и А.С. Макарычева. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2013. С. 128-140.
29. Сверхдержава XXI // Insider/ pro, 2015. URL:https://ru.insider.pro/analytics/2015-03-19/sverkhderzhava-xxi-veka/ (дата обращения:12.04.2018).
30. Роль Германии в Европейской интеграции // Центр стратегических оценок и прогнозов, 2017. URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/rolgermanii-v-evropejskoj-integraczii-7695 (дата обращения: 14.01.2018).
31. Российско-германские политические отношения // ИА ТАСС, 2017. URL: http://tass.ru/info/4224357 (дата обращения: 12.02.2018).
32. Сверхдержава XXI // Insider/ pro, 2015. URL:https://ru.insider.pro/analytics/2015-03-19/sverkhderzhava-xxi-veka/ (дата обращения:12.04.2018).
33. Тимофеев И. Санкции против России: направление эскалации и политика противодействия. М.: НПРСМД, 2018. №37. 30 с.
34. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах // РИА Новости, 2015. URL: https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html (дата обращения 14.11.17).
35. Шеповаленко М.Ю. Сирийский рубеж. М.: Центр анализа стратегии и технологий, 2016. 186 с.
36. Nord Stream Gas Pipeline, Russia-Germany// Hydrocarbons, 2005.
37. The center of Economic power is shifting Eastward and the West is in total denial // Russia Insider, 2017. URL:https://russia-insider.com/en/center-economicpower-shifting-eastward-and-west-total-denial/ri19632 (дата обращения 17.12.2017).

Вопрос-ответ:

Какие были особенности германо-российского сотрудничества в политике и дипломатии с 2005 по 2020 годы?

Германия и Россия развивали тесные политические и дипломатические отношения, основанные на общих интересах и взаимовыгоде. В течение этого периода происходила эволюция сотрудничества, которая отражалась в изменении приоритетов и акцентов в двусторонних отношениях.

Как развивалось германо-российское сотрудничество в сфере экономики и энергетики в период с 2005 по 2020 годы?

Сотрудничество между Германией и Россией в экономике и энергетике имело свои особенности. Обе стороны активно развивали торговые и инвестиционные отношения, особое внимание уделялось сотрудничеству в области энергетики, включая строительство газопроводов и разработку совместных проектов в этой сфере.

Какие сотрудничество в области образования, науки и техники существовало между Германией и Россией в период с 2005 по 2020 годы?

Германия и Россия развивали сотрудничество в области образования, науки и техники. Обмен студентами и учеными между двумя странами был активно поддерживаем, проводились совместные исследования и проекты, а также организовывались различные образовательные программы.

Какие изменения произошли в российско-германском гуманитарном сотрудничестве в XXI веке?

Российско-германское гуманитарное сотрудничество в XXI веке также претерпело эволюцию. Были разработаны новые программы и проекты в области культуры, искусства, спорта и других гуманитарных сферах. Сотрудничество стало более разнообразным и интенсивным.

Каким образом развивается германо-российское сотрудничество с 2005 по 2020 годы в различных сферах?

Германия и Россия развивали широкий спектр сотрудничества в политике, экономике, энергетике и гуманитарных сферах в период с 2005 по 2020 годы. Отношения между двумя странами эволюционировали, менялись приоритеты и акценты, однако общий тренд был на развитие и углубление партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

Какие изменения произошли в политико-дипломатических отношениях между ФРГ и РФ с 2005 по 2020 гг?

За период с 2005 по 2020 гг произошла эволюция германо-российского политического сотрудничества. Были периоды налаживания отношений и периоды напряженности. Важным фактором были экономические интересы и политические действия обеих стран. Во время политических кризисов, таких как конфликт в Украине, отношения между ФРГ и РФ остро обострялись.

Какие особенности есть в германо-российском сотрудничестве в экономике и энергетике?

Германия и Россия имеют тесные экономические связи. Россия является важным поставщиком энергетических ресурсов для Германии. Однако, санкции против России из-за украинского кризиса и изменение международного политического контекста привели к некоторому ослаблению экономических связей между странами.

Какое сотрудничество существует между Германией и Россией в области образования, науки и техники?

Германия и Россия также сотрудничают в области образования, науки и техники. Между университетами, научными центрами и исследовательскими институтами двух стран существует активный обмен студентами и учеными. Взаимное соучреждение образовательных программ и проведение совместных исследований способствуют развитию сотрудничества.

Какие были политико-дипломатические отношения между ФРГ и РФ с 2005 по 2020 гг?

Политико-дипломатические отношения между ФРГ и РФ с 2005 по 2020 гг можно охарактеризовать как эволюционирующие. В этот период было сделано много шагов для укрепления сотрудничества между обеими странами, но также возникали и некоторые напряженности и разногласия, особенно на фоне политических событий и кризисов.