Философско-символический контекст в романе Томаса Манна «Волшебная гора»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Философско-символический контекст в романе Томаса Манна «Волшебная гора» 4
Заключение 13
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Если рассматривать всё произошедшее с Гансом как путь инициации, тогда становится понятным, почему в качестве локуса выбран санаторий, где содержатся больные смертельным недугом (туберкулёзом): герой должен столкнуться со смертью, сойти в преисподнюю. Но возникает другой вопрос: почему преисподняя находится на горе; получается, Ганс не нисходит, а возвышается – происходит своеобразное «перевёртывание» сакральных действий, карнавализация.Весь рассмотренный философско-символический контекст романа имеет существенное значение: он реализует концепцию «глубокого смысла <истории>, раскрывающегося по мере развития культуры. Эта концепция художественно реализована с помощью образов библейской мифологии. Т. Манн стремится показать <...> диалектику исторического развития сознания, соответствующего процессу выделения личности из архаического коллектива. Сам процесс богоискательства, обожествления человека и очеловечивания бога эквивалентен, по Т. Манну, выделению “я” из “коллектива”» [4, с. 332].Но в романе происходит не выделение «я» из «коллектива», а, наоборот, срастание Ганса с «коллективом» – если в начале повествования он чётко разграничивал себя и других, то к концу он стал говорить «мы», отождествляя себя с ходячими мертвецами санатория.Значение карнавализации в данном случае очевидно: личность Ганса претерпевает кардинальные изменения – Касторп проходит инициацию.Подводя итоги исследованию, отметим, что «интеллектуальный» роман Т. Манна «Волшебная гора» – сложное целое, образованное из нескольких повествовательных пластов. И текстовая реальность, и личности действующих лиц оказываются «расколотыми» – в течение повествования читатель сам должен «собрать» воедино изображённую картину мира.Три повествовательных пласта – бытовой, идеологический и мифологический – связаны между собой посредством символов, образующих сюжетные лейтмотивы.ЗАКЛЮЧЕНИЕ«Интеллектуальный» роман, по словам Манна, обязательно посвящён истории «активизации» человеческой личности: с помощью традиционных средств реалистического романа художник выстраивает стандартную реальность, понятную читателю. Однако постепенно автор выходит за рамки реалистического: с помощью символа он активизирует сферу духовного, трансцендентального.Особенность немецкого интеллектуального романа заключается, прежде всего, в том, что художественная действительность, представленная в них, расслаивается, но не сливаются в одну общую картину, что кардинально отличает «интеллектуальный» роман от текстов символистов.Философский характер «интеллектуальных» романов проявляется не в плане смысловом, а в плане структурном: тексты строятся «философичным», по выражению исследователей творчества Т. Манна, образом – в них непременно представлены различные дифференцированные пласты бытия, которые соотносятся друг с другом, но сами в единую систему не складываются. Задача читателя «интеллектуального» романа – сложить все пласты в единую художественную картину мира. Для этого необходимо обратиться к символике.Символичными в «интеллектуальном» романе может быть пространство (в «Волшебной горе» оно делится на две действительности – мир долины и мир Волшебной горы), время (вольные разрывы действия, перемещения в прошлое и будущее, произвольное замедление или убыстрение повествования в соответствии с субъективным ощущение героя).В целом в художественном тексте Манна выделяется три пласта – бытовой, идеологический и мифологический.На плане бытовом читатель знакомится с обычным – заурядным – человеком (даже имя героя – Ганс – «национальное», по мнению исследователей), что очень важно для понимания романа, так как история «активизации» человеческой личности будет успешно воспринята именно на примере типичного представителя человечества.На плане идеологическом жизнь Ганса в санатории окружена философскими идеями, реализуемыми действующими лицами: в попытках обрести своё «я» герой знакомится с различными философскими системами, демонстрирующими различные представления о мире.Самый яркий философско-символический пласт – мифологический; насыщенный ритуальными мотивами и образами, этот пласт напрямую связан с идеей произведения – показать развитие личности, пробуждение от духовного сна.Таким образом, проанализировав «Волшебную гору» Т. Манна, мы можем выделить следующие признаки «интеллектуального» романа:1. Существование противопоставленных друг другу двух миров: «идеального», замкнутого – и «иного» – разомкнутого, включённого в исторический поток.2. Отказ от реальности, выражаемый в радикальных формах: разрыв с привычной средой, эскапистский уход в другое, закрытое пространство.3. Изображаемый мир дистанцирован от читателя и реальной истории как в временном, так и в ценностном отношении.4. Внутренний мир героя произведения двойственен – развитие двупланового сюжета строится одновременно на внутреннем конфликте и на противоречии между личностью и разомкнутым миром.5. Основным мотивом, который лежит в основе сюжета, является «испытание» – героя и мира, выражаемое – буквально – в преодолении границы между мирами, а символически – в кризисе социума или идеологическом выборе героя.По своим признакам роман Т.Манна похож на антиутопию, однако целью автора было показать не устройство общества / государства, а становление личности, её развитие и эволюция. Именно поэтому роман заканчивается выходом Касторпа за пределы замкнутого пространства «волшебной» горы – читатель видит его уже участником Первой мировой войны. На этом повествование оканчивается, так как Манн преследовал цель показать инициацию человека – Касторп её прошёл и оказался на передовой Истории.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреев Л.Г. Интеллектуальный роман // Зарубежная литература XX века [Электронный ресурс] URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/hh-vek-andreev/intellektualnyj-roman.htm (дата обращения: 14.06.2020)Беляков Д.А. «Волшебная гора» Томаса Манна: от романа испытания к роману становления: автореферат … канд. филол. н. – М, 2018. – 24 с.Кургинян М. Романы Томаса Манна (Формы и метод). – М.: Худож. Литература, 1975. – 336 с.Мелетинский Е.М. Антитеза: Джойс и Томас Манн // Поэтика мифа. – М., 1976. – С. 298–340.Томас Манн // История немецкой литературы: Учебник для студентов факультетов и институтов иностранных языков / Н.А. Гуляев, И.П. Шибанов, В.С. Буняев, Н.Т. Лопырев, Е.М. Мандель. – М.: «Высшая школа», 1975 г. [Электронный ресурс] URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/index.htm (дата обращения: 14.06.2020)Хусиханов А.М., Исаева Р.У. Философско-символическая основа романа Томаса манна «Волшебная гора» // Вестник Академии наук Чеченской республики. – 2015. – № 3 (28). – С. 69–73.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Л.Г. Интеллектуальный роман // Зарубежная литература XX века [Электронный ресурс] URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/hh-vek-andreev/intellektualnyj-roman.htm (дата обращения: 14.06.2020)
2. Беляков Д.А. «Волшебная гора» Томаса Манна: от романа испытания к роману становления: автореферат … канд. филол. н. – М, 2018. – 24 с.
3. Кургинян М. Романы Томаса Манна (Формы и метод). – М.: Худож. Литература, 1975. – 336 с.
4. Мелетинский Е.М. Антитеза: Джойс и Томас Манн // Поэтика мифа. – М., 1976. – С. 298–340.
5. Томас Манн // История немецкой литературы: Учебник для студентов факультетов и институтов иностранных языков / Н.А. Гуляев, И.П. Шибанов, В.С. Буняев, Н.Т. Лопырев, Е.М. Мандель. – М.: «Высшая школа», 1975 г. [Электронный ресурс] URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/index.htm (дата обращения: 14.06.2020)
6. Хусиханов А.М., Исаева Р.У. Философско-символическая основа романа Томаса манна «Волшебная гора» // Вестник Академии наук Чеченской республики. – 2015. – № 3 (28). – С. 69–73.

Вопрос-ответ:

Какой философско-символический контекст присутствует в романе "Волшебная гора" Томаса Манна?

В романе "Волшебная гора" Томаса Манна присутствует философско-символический контекст, который проявляется через различные символы и мотивы, такие как смерть, болезнь, время, искусство и музыка.

Какой локус выбран для пути инициации героя в романе "Волшебная гора"?

В качестве локуса для пути инициации героя в романе "Волшебная гора" выбран санаторий, где содержатся больные туберкулёзом. Здесь герой должен столкнуться со смертью и сойти в преисподнюю.

Какие символы и мотивы используются в романе "Волшебная гора" для выражения философско-символического контекста?

В романе "Волшебная гора" используются символы и мотивы, такие как смерть, которая символизирует неизбежность конечности жизни; болезнь, которая отражает хрупкость человеческого существования; время, которое представляет собой вечную смену и преобразование; искусство и музыка, которые создают связь между миром духовным и материальным миром.

Что означает преисподняя в романе "Волшебная гора" и почему она находится на горе?

Преисподняя в романе "Волшебная гора" символизирует мир мёртвых и непреходящую сущность бытия. Она находится на горе, чтобы подчеркнуть её высоту и недостижимость для обычного человека. Преисподняя выступает как итоговый пункт пути инициации героя, где он сталкивается со своими смертными страхами и осознаёт свою собственную сущность.

Какие еще вопросы вызывает философско-символический контекст в романе "Волшебная гора"?

Философско-символический контекст в романе "Волшебная гора" вызывает вопросы о смысле жизни, природе человеческой судьбы, роли искусства в жизни человека, а также о взаимодействии между духовным и материальным миром.

Какой философско-символический контекст присутствует в романе "Волшебная гора" Томаса Манна?

В романе "Волшебная гора" Томаса Манна присутствует философско-символический контекст, который проявляется в множестве мотивов, символов и тематических образов. Автор основывается на идеях немецкого философа Фридриха Ницше и упоминает онироидную реальность, интеллектуальные и эмоциональные противоречия, проблемы эстетики и декадентства, символическое значение героя и его инициацию, а также вопросы смерти и преисподней.

Почему в романе "Волшебная гора" выбран санаторий в качестве локуса для осуществления инициации героя?

В романе "Волшебная гора" выбор санатория в качестве локуса инициации героя объясняется несколькими факторами. Во-первых, санаторий является местом пребывания больных смертельным недугом – туберкулезом. Герой, Ганс Касторп, должен столкнуться со смертью и пережить встречу с преисподней. Во-вторых, санаторий представляет собой своеобразное замкнутое пространство, где главный герой изолирован от внешнего мира и находится в условиях, которые способствуют его внутреннему преобразованию и самоанализу.

Какие другие темы и символы отражены в романе "Волшебная гора" Томаса Манна?

Роман "Волшебная гора" Томаса Манна охватывает множество тем и символов. Кроме философских вопросов и идеологических проблем, затрагиваемых в произведении, основная тема – это пути инициации главного героя. Автор использует такие символы, как горы, снег, туберкулез и сам санаторий, чтобы подчеркнуть важность и сложность этого пути. Кроме того, в романе также присутствуют темы любви, искусства, времени и пространства.

Какой философско-символический контекст присутствует в романе "Волшебная гора" Томаса Манна?

Философско-символический контекст в романе "Волшебная гора" отражает исследование темы смерти и инициации главного героя Ганса Касторпа. Автор использует символы, такие как санаторий, туберкулез и преисподняя, чтобы передать сложные философские и духовные идеи.