Тревожность у детей и подростков.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 24 24 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Особенности тревожных детей 4
2. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте 7
3. Методы работы с тревожными детьми 10
Заключение 17
Литература 18

Фрагмент для ознакомления

Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, излишнюю агрессивность или активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как полностью восстанавливать и отдыхать силы после учебной деятельности. Признаки возможных отставаний учащихся в учёбе1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, решить задачу самостоятельно, наметить план ее решения, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Данные признаки могут быть обнаружены при решении задач, слушании объяснения учителя и чтении текстов.2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.3. Ученик не активен и отвлекается в те .моменты урока, когда идет поиск, требуется преодоление трудностей, напряжение мысли. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.4. Ученик не реагирует эмоционально (жестами и мимикой) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.5. Ученик не может разъяснить цель осуществляемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет инструкций правила, исключает поступки, спутывает их порядок, не может проверить полученный ход работы и итог. Данные признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе гораздо сложной деятельности.6. Ученик не может воспроизвести определений формул, доказательств, понятий, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Данные признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. Учитель мысленно обращается к тем условиям, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли воздействовать на его успеваемость. В первую очередь, как правило, бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невнимательность ученика на уроке, невыполнение домашних заданий.Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и слабохарактерность, и его недисциплинированность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с товарищами и учителями. Из числа таких самых многообразных оснований преподаватель предпочитает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более глубоких и более общих, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия нужны. Сказки для школьной адаптацииПоступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с волнением и трепетом переходят порог школы. Ведь их личность стала занимать более существенную общественную позицию - школьника. Это праздничное событие иногда темнеет тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, правил, класса, и др. даст возможность снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.В старшем подростковом — раннем юношеском возрасте учащиеся уже во многом «эмансипируются» от школы, хотя влияние педагогов на их эмоциональное самочувствие отмечается и здесь (в более слабой форме). Подобное поведение педагога служит скорее пусковым механизмом, «триггером» состояния тревожности и актуализации тревожности как личностного образования. При этом такое обращение могло касаться как самого ребенка, так и кого- либо из одноклассников.Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми по трёмнаправлениям:- снятие мышечного напряжения- повышение самооценки- обучение саморегуляцииПри работе с детьми необходимо применить игры, которые включают упражнения на релаксацию и телесный контакт,. Для полного расслабления, при выполнении упражнений на релаксацию, необходимо включать музыку, например звуки леса или моря.Для снятия мышечного напряжения можно использовать такие упражнения как «Воздушный шарик»и «Водопад»Для повышения самооценки необходимо проводить длительную,целенаправленную работу с ребенком. К нему всегда нужно обращаться по имени, часто хвалить при всех, при этом, он должен знать, за что именно его хвалят. Необходимо организовать такие игры для ребенка как «Комплименты» и «Волшебный стул», при этом заранее ознакомить его с правилами игры. Включение в новую игру должно проходить постепенно.Пусть сначала ребенок посмотрит, как играют в неё другие дети. Анализ диагностических данных свидетельствует о том, что основными причинами возникновения повышенной тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих в центре помощи детям, являются:•разлука с родителями и помещение в центр помощи детям;•ситуация смерти (особенно насильственная) родителя или заботящегося о нем человека;•нарушение взаимоотношений в семье;•завышенные требования к ребенку;•насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое;•нервно-психические заболевания матери;•наркотическая или алкогольная зависимость родителей;•госпитализация родителя или ребенка, в результате которого ребенка внезапно разлучили;•пренебрежение, игнорирование нужд ребенка.Таким образом, тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе, ведущей в этот период, потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период. Тревожность в любом возрасте может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях несовершеннолетним необходима помощь медицинских специалистов.А.М. Прихожан выделяет две основные категории тревожности:открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и в деятельности в виде состояния тревоги;скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерном спокойствии, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем, через специфические способы поведения. У детей, поступающих в учреждение, наблюдаются следующие формы проявления тревожности:•постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы;•потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа;•сосет палец, ручку, волосы, одежду и пр.;•грызет ногти;•повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет;•постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества;•часто плачет.Для снижения повышенной тревожности у детей психологом проводится коррекционная работа, направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения, выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных жизненных ситуациях, обучение конструктивным способам поведения в них.ЗаключениеТревожность представляет собой индивидуальную психологическую особенность, выражающая в склонности человека к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматриваются как личностное образование и (или) как свойство темперамента, определенное слабостью нервных процессов.Часто перепутывают понятие "тревога" и "тревожность". Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления волнения и беспокойства. Физиологическими проявлениями тревоги являются поверхностное дыхание, слабость в ногах, учащенное сердцебиение, ком в горле, сухость во рту. Однако существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает качаться на стуле, грызть ногти, теребить волосы, крутить в руках разные предметы, барабанить пальцами по столу, и др.Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователей, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.ЛитератураАракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 2019. – № 1. – С 18-23.Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 156 с.Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус.– 2018. – № 5.– С. 10-15. Захаров А. И . Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). – СПб. : Респекс, 2017. – 192 с. Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2019. – № 3-1. – С. 67-70. Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: психокор.рекционная работа с агрессивными, гиперактивными, аутичными и тревожными детьми. 2017. - 78.Овчарова, Р.В. Прак.тическаяпсих.ология в нач.альной школе/Р.В.Ов.чарова.- М., 2018.-86Прихожан А. М. Тревожность у подростков и детей : психологическая природа и возрастная динамика. — М.: , 2018. — 201 с.Смолярчук И.В. Влияние лич.ностных качеств родителей на формир.ование тревожности у старших дош.кольников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 2. – № 6.– С. 132Хекхаузен Х. Тревожность // Тревога и трев.ожность. – СПб. : Питер, 2019. – 321с.

Литература

1. Аракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 2019. – № 1. – С 18-23.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 156 с.
3. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус.– 2018. – № 5.– С. 10-15.
4. Захаров А. И . Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). – СПб. : Респекс, 2017. – 192 с.
5. Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2019. – № 3-1. – С. 67-70.
6. Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: психокор.рекционная работа с агрессивными, гиперактивными, аутичными и тревожными детьми. 2017. - 78.
7. Овчарова, Р.В. Прак.тическая псих.ология в нач.альной школе/Р.В.Ов.чарова.- М., 2018.-86
8. Прихожан А. М. Тревожность у подростков и детей : психологическая природа и возрастная динамика. — М.: , 2018. — 201 с.
9. Смолярчук И.В. Влияние лич.ностных качеств родителей на формир.ование тревожности у старших дош.кольников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 2. – № 6.– С. 132
10. Хекхаузен Х. Тревожность // Тревога и трев.ожность. – СПб. : Питер, 2019. – 321 с.
11.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют тревожные дети?

Тревожные дети могут проявлять повышенную тревожность, боязнь, нервозность, сонливость, апатию, физические проявления тревожности (такие как тремор, потливость, повышенное сердцебиение) и другие симптомы.

Какие психологические причины лежат в основе тревожности подросткового возраста?

Психологические причины тревожности в подростковом возрасте могут быть связаны с поиском себя, стремлением быть принятым окружающими, страхом неудачи, тревогой перед будущим, конфликтами в семье, школе или среди сверстников.

Какие методы помогают работать с тревожными детьми?

Методы работы с тревожными детьми могут включать психологическую поддержку, консультации с психологом, использование релаксационных техник, игры, хобби-терапию, психотерапию и другие подходы, направленные на снятие тревожности и развитие психологической стабильности.

Какие признаки могут указывать на возможные отставания у тревожных детей?

Признаками возможных отставаний у тревожных детей могут быть проблемы с концентрацией внимания, памятью, обучаемостью, отсутствие интереса к учебе, ухудшение успеваемости, снижение жизненного тонуса и другие связанные с тревожностью проявления.

Как можно помочь тревожному ребенку сдерживать свои импульсивные желания и лучше реагировать на стрессовые ситуации?

Чтобы помочь тревожному ребенку сдерживать свои импульсивные желания и лучше реагировать на стрессовые ситуации, можно использовать методики релаксации, медитации, практику йоги, физические упражнения, развивать навыки саморегуляции и эмоциональной стабильности.

Какие особенности есть у тревожных детей?

Особенности тревожных детей могут включать частые переживания, повышенную чувствительность к стрессу, проблемы с концентрацией, сниженную самооценку и чрезмерную озабоченность.

Какие психологические причины тревожности у подростков?

Психологические причины тревожности в подростковом возрасте могут включать переживания по поводу своей внешности, социальной акцептации, боязнь неудачи, стремление соответствовать ожиданиям окружающих, конфликты в семье или на учебе.

Какие методы работы с тревожными детьми существуют?

Методы работы с тревожными детьми могут включать использование техник релаксации, когнитивно-поведенческую терапию, поддержку со стороны родителей и учителей, создание безопасной и поддерживающей среды для ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь детям справиться со своей тревожностью?

Важно общаться с детьми, выслушивать их переживания, помогать им осознавать свои эмоции, научить их стратегиям расслабления и самоуспокоения, создать позитивную атмосферу и поддерживающую среду.

Какие признаки могут указывать на возможные проблемы с тревожностью у детей и подростков?

Признаки возможных проблем с тревожностью у детей и подростков могут включать повышенную раздражительность, затруднения в общении со сверстниками, сонные нарушения, снижение академической успеваемости и повышенную чувствительность к критике.