Формирование и развитие интересов в подростковом возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 28 28 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Именно уровень самооценки определяет статус подростка в социуме.2.2. Рекомендации по формированию и развитию интересов в подростковом возрастеЧтобы помочь подростку справиться с трудом переходного возраста и выйти из него с минимальными потерями, а еще лучше – с новыми достижениями и сформированными интересами важен баланс индивидуальных и коллективных занятий, двигательной и умственной активности.При всей сложности самого процесса обучения в подростковом возрасте, именно этот период определяет то, чем будет заниматься человек в жизни, в каком направлении развиваться. Желательно кроме школьной нагрузки максимально попробовать различные виды деятельности – почувствовать на концах пальцев склонность к той или иной профессии.Психологи отмечают: если в этот период подросток много играет в видеоигры, то, возможно, он станет отличным пилотом, однако карьеру бухгалтера или ученого вряд ли сделает. «Клоун класса» имеет все шансы стать успешным менеджером продаж, тогда как президент класса или школы получит и отработает навыки менеджмента, что понадобятся в бизнесе и на руководящих процессах. В это время закладываются внутренние конфликты и склонности и зависимости – фильмы с насилием, наркотики, виртуальные приключения оставляют глубокий след в психике и нервных связях.Впечатление, полученные в этом возрасте, такие же яркие, как в детстве, восприятие настолько же заостренные, скорость реакции меняется от максимально скорой до полного ступора – в зависимости от заинтересованности предметом.Для того, чтобы формировать и развивать интересы подростка необходимо:- обеспечить возможности для поиска себя (курсы, секции, хобби);- создавать благоприятное окружение из сверстников;- давать свободу в разумных рамках, о которых договариваются;- соблюдать договорные отношения;- следить за неизбежностью компенсации убытков в случае безответственных действий.Система ценностей выстраивается уже не семьей, но группой сверстников. Когда родители хотят как-то повлиять на формирование личности своего ребенка, то начинать стоит с поиска достойной, по мнению родителей, компании, которая была бы объединена совместными интересами. Дополнительные занятия, хобби, командный спорт – все это важные факторы воспитания, которые работают лучше любых слова.Абсолютная свобода вредит подросткам так же, как и тотальный контроль и запреты. Задачи родителей и педагогов – найти баланс между разумным ограничениями и потребностью в самоутверждении, которая является естественной для личности на этапе формирования. Роль родителей и учителей – в создании пространства для творчества, в предоставлении возможностей для реализации. Исследования новых территорий является необходимым, но при условии ненавязчивого надзора. Подросток примеряет разные идентичности, пробует в действии то или иное «Я», и часто от чуткости ближайшего окружения зависит, на каком варианте он в конце концом остановится.Таким образом, для того, чтобы формировать и развивать интересы подростка необходимо:- обеспечить возможности для поиска себя (курсы, секции, хобби);- создавать благоприятное окружение из сверстников;- давать свободу в разумных рамках, о которых договариваются;- соблюдать договорные отношения;- следить за неизбежностью компенсации убытков в случае безответственных действий.Выводы по главе 2В сферу интересов современных подростков входит достаточно широкий круг общественных отношений. Современных подростков интересуют различные проблемы, нравятся разные жанры фильмов и музыкальные направления. В свободное время подростки интересуются компьютерными играми, спортом и т.д. Ведущая деятельность в подростковом возрасте – это интимно-личностное общение со сверстниками. Основные психологические потребности подростка – быть принадлежащим к группе, стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Развитие самосознания и формирование самооценки является доминантой формирования личности. Для подростка крайне необходимо осознавать свои поступки, действия, отождествлять себя с другими, делать анализ своих ошибок и побед, ведь в дальнейшем это будет влиять на взаимоотношения с окружающим, отношение к себе, то есть влиять на самооценку. Именно уровень самооценки определяет статус подростка в социуме.Для того, чтобы формировать и развивать интересы подростка необходимо:- обеспечить возможности для поиска себя (курсы, секции, хобби);- создавать благоприятное окружение из сверстников;- давать свободу в разумных рамках, о которых договариваются;- соблюдать договорные отношения;- следить за неизбежностью компенсации убытков в случае безответственных действий.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей.Интерес подростков – выразительная интеллектуальная направленность на поиск нового в предметах, явлениях, событиях, сопровождаемая стремлением глубже познать их особенности, почти всегда осознанное отношение к предметам, явлениям, событиям. Этот интерес всегда эмоционально окрашен (удивление, восторг, радость от поиска, переживания успеха, разочарование от неудачи), проявляется в волевых действиях, в познании новых сторон окружающей действительности. Интерес подростка к различным видам деятельности обусловлен не только доступностью и привлекательностью этих занятий, но и возрастными особенностями.В сферу интересов современных подростков входит достаточно широкий круг общественных отношений. Современных подростков интересуют различные проблемы, нравятся разные жанры фильмов и музыкальные направления. В свободное время подростки интересуются компьютерными играми, спортом и т.д. Ведущая деятельность в подростковом возрасте – это интимно-личностное общение со сверстниками. Основные психологические потребности подростка – быть принадлежащим к группе, стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Развитие самосознания и формирование самооценки является доминантой формирования личности. Для подростка крайне необходимо осознавать свои поступки, действия, отождествлять себя с другими, делать анализ своих ошибок и побед, ведь в дальнейшем это будет влиять на взаимоотношения с окружающим, отношение к себе, то есть влиять на самооценку. Именно уровень самооценки определяет статус подростка в социуме.Для того, чтобы формировать и развивать интересы подростка необходимо:- обеспечить возможности для поиска себя (курсы, секции, хобби);- создавать благоприятное окружение из сверстников;- давать свободу в разумных рамках, о которых договариваются;- соблюдать договорные отношения;- следить за неизбежностью компенсации убытков в случае безответственных действий.Список литературыАсекритова Т.А. Характеристика особенностей самооценки в подростковом возрасте. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34-1. С. 127-130.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затруднённым общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.Вилкова И.А. Самооценка неуспевающих в обучении подростков с нарушением адаптации / И.А. Вилкова//Colloguium-journal. – 2019. –№1(25). – С.33-36Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Наука. - 1931. – 300 сГордон Л. А. Психология и педагогика интереса. — М., 2012. — 232 с.Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Сфера, - 2006. - 509с. - С. 130-133.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2002. — 720 с. Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка //Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: материалы I Международной научно-практической конференции. – М.: Крылья, 2015. – С. 158–161Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1974. — 440 с. Феденкова, Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. В. Феденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 317-319Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.ПриложениеАнкета «Интересы современных подростков»1. Укажите свой возраст. Мне _______лет.2. Укажите свой пол. _______3. Как ты занимаешься в школе?А) учусь отличноБ) учусь хорошоВ) учусь удовлетворительно4.Считаешь ли ты себя общительным человеком?А) уровень моей общительности высокий, у меня много друзейБ) уровень моей общительности среднийВ) уровень моей общительности низкий, предпочитаю одиночество5. Что вам больше всего нравится делать в свободное время?А) читать книгиБ) смотреть телевизорВ) смотреть видеоГ) встречаться с друзьямиД) слушать музыкуЕ) заниматься спортомЖ) играть в компьютерные игрыЗ) другое ____________________6. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?А) боевикиБ) триллерыВ) детективыГ) комедииД) мелодрамыЕ) другие_______________7. Какая музыка вам больше всего нравится?А) рокБ) поп-музыкаГ) рэпД) классическая музыкаЕ) другое_______________8. Какие проблемы вас больше всего волнуют?А) учебаБ) отношения с одноклассникамиВ) отношения с родителямиГ) отношения с противоположным поломД) отношения с учителямиЕ) здоровьеЖ) другое______________9. Какая профессия (род занятий) представляется вам наиболее престижной и достойной?А) научный работникБ) педагогВ) врачГ) экономистД) юристЕ) военныйЖ) другое:


1. Асекритова Т.А. Характеристика особенностей самооценки в подростковом возрасте. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34-1. С. 127-130.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
3. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затруднённым общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.
4. Вилкова И.А. Самооценка неуспевающих в обучении подростков с нарушением адаптации / И.А. Вилкова//Colloguium-journal. – 2019. –№1(25). – С.33-36
5. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Наука. - 1931. – 300 с
6. Гордон Л. А. Психология и педагогика интереса. — М., 2012. — 232 с.
7. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Сфера, - 2006. - 509с. - С. 130-133.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2002. — 720 с.
9. Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка //Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: материалы I Международной научно-практической конференции. – М.: Крылья, 2015. – С. 158–161
10. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1974. — 440 с.
11. Феденкова, Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. В. Феденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 317-319
12. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.

Вопрос-ответ:

Какой вопрос решает формирование и развитие интересов в подростковом возрасте?

Формирование и развитие интересов в подростковом возрасте помогает подростку справиться с трудностями переходного возраста и достичь новых успехов. Это также способствует развитию самооценки и определению своего статуса в обществе.

Какова роль самооценки в формировании интересов у подростков?

Уровень самооценки подростка определяет его статус в обществе и влияет на выбор и развитие его интересов. Чем выше уровень самооценки, тем больше вероятность развития широкого круга интересов и достижения успеха в них.

Какие рекомендации можно дать по формированию и развитию интересов у подростков?

Для формирования и развития интересов у подростков необходимо обеспечить баланс между индивидуальными и коллективными занятиями, а также между физической и умственной активностью. Развитие интересов также требует постоянной поддержки и поощрения со стороны взрослых.

Чему способствует развитие интересов у подростков?

Развитие интересов у подростков способствует их личностному росту, расширению кругозора, развитию творческого мышления и социальным навыкам. Также это помогает подросткам найти свое место в обществе и определиться с выбором будущей профессии.

Какие советы можно дать родителям по помощи подросткам с формированием интересов?

Родители могут поддержать подростка, помогая ему развивать разные интересы, находить время и ресурсы для занятий, а также предоставлять возможность для самостоятельного выбора и экспериментирования. Важно также обеспечить подростку понимание и поддержку в своих увлечениях и помочь ему преодолеть преграды и достичь успеха.

Какое значение имеет уровень самооценки в формировании статуса подростка в социуме?

Уровень самооценки определяет статус подростка в социуме. Имея высокую самооценку, подросток будет уверенным в себе и успешным в общении со сверстниками и взрослыми. Низкая самооценка может привести к негативным последствиям, таким как низкая самооценка, социальная изоляция и депрессия.

Какие рекомендации можно дать по формированию и развитию интересов в подростковом возрасте?

Для формирования и развития интересов в подростковом возрасте рекомендуется создать баланс между индивидуальными и коллективными занятиями, двигательной и умственной активностью. Важно поддерживать подростка в его интересах, помогать ему находить новые сферы деятельности и развиваться в них. Также полезно поощрять подростка за достижения и позитивные результаты в его интересах.

Как помочь подростку справиться с трудностями переходного возраста?

Для помощи подростку справиться с трудностями переходного возраста, важно быть рядом, поддерживать его эмоционально и психологически, общаться с ним и слушать его. Также полезно создавать для него условия для самовыражения и самореализации, помогать ему решать проблемы и строить свою жизнь. Возможность заниматься интересными делами и развиваться в них также может помочь подростку пройти через этот переходный период.

Какие последствия могут быть при низкой самооценке у подростка?

Низкая самооценка у подростка может привести к различным негативным последствиям. Подросток может испытывать чувства неполноценности, неуверенности в себе и своих силах. Низкая самооценка может привести к социальной изоляции, затруднениям в общении со сверстниками и взрослыми, негативному отношению к себе. Также низкая самооценка может стать причиной возникновения депрессии и других психологических проблем.

Какова роль самооценки в формировании и развитии интересов в подростковом возрасте?

Самооценка играет ключевую роль в формировании и развитии интересов подростков. Уровень самооценки определяет статус подростка в социуме и его мотивацию к обучению и развитию. Если подросток имеет низкую самооценку, то его интересы и стремления могут быть сужены, он может быть менее мотивирован к поиску новых знаний и умений. С другой стороны, подросток с высокой самооценкой имеет больше возможностей для формирования разнообразных интересов и развития своего потенциала.

Какие рекомендации можно дать по формированию и развитию интересов в подростковом возрасте?

Для формирования и развития интересов подростков необходимо обеспечить баланс между индивидуальными и коллективными занятиями, а также между двигательной и умственной активностью. Подростку нужно предоставить возможность самостоятельно выбирать интересы и занятия, которые его привлекают, и поддерживать его в этом. Также важно создать подходящую обстановку для развития интересов, предоставлять ресурсы, информацию и поддержку. Необходимо поощрять их саморазвитие и стремление к новым достижениям.