общая психология

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 24 24 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 22.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты проблемы самораскрытия у мужчин и женщин в общении 5
1.1 Общие представления о самораскрытии личности и ее эмоциональной составляющей 5
1.2 Особенности эмоционального самораскрытия у мужчин и женщин в общении 9
2. Методические аспекты изучения проблемы эмоционального самораскрытия мужчин и женщин в общении 16
2.1 Эмпирический опыт исследования эмоционального самораскрытия мужчин и женщин в общении 16
2.2 Программа изучения эмоционального самораскрытия у мужчин и женщин в общении 21
Заключение 24
Список использованных источников 26


Фрагмент для ознакомления

Исследователи выяснили, что студенты с высокой экзистенциальной исполненностью имеют более высокую степень реализованности фундаментальных экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях т.е. более высокий уровень экзистенциальной исполненности в межличностных отношениях с педагогом.Далее, с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена авторы соотносили уровень экзистенциальной исполненности в межличностных отношениях с педагогом и точность выбора профессиональной деятельности студентов.В результате гипотеза о том, что экзистенциальная исполненность в межличностных отношениях с педагогом способна влиять на выбор профессиональной деятельности личности не была подтверждена на высоком уровне достоверности.2.2 Программа изучения эмоционального самораскрытия у мужчин и женщин в общенииС целью планирования дальнейшего исследования эмоционального самораскрытия в общении нами составлена диагностическая программа.Цель программы: диагностика эмоционального самораскрытия мужчин и женщин в общении.Задачи программы:1. Определение эмоционального состояния партнера.2. Диагностика эмоциональности личности.3. Разработка рекомендаций для самораскрытия в общении.Сроки реализации: 1 месяц.Этапы реализации:Время проведенияНазвание (тема) мероприятияЦель мероприятия01.08.20 г.Самооценка эмоциональных состояний «Градусник».Выявить эмоциональное состояние человека на данный момент времени.05.08.20 г.«Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний».Определение эмоциональности личности по интегральному показателю.07.08.20Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов.Провести диагностику человека и выявить «изъяны» в установлении эмоциональных контактов.09.08.20 г.Рекомендации.Разработка нескольких рекомендаций для самораскрытия в общении.Методы достижения планируемых результатов:1. Методика самооценка эмоциональных состояний «Градусник» Н. П. Фетискин [10]. Цель методики: выявление эмоциональных состояний «здесь и сейчас».Краткое содержание методики: на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Нужно отметить любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.Предварительные результаты: в конечном итоге мы можем получить результаты о слабой, умеренной или яркой выраженности эмоциональных состояний.Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» Н. П. Фетискин [10].Цель методики: предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.Краткое содержание методики: нужно сопоставить свое теперешнее эмоциональное состояние с эталонными масками и после этого на листе бумаги указать номер той из них, которая в большей степени совпадает с вашим настроением. Тут же буквой обозначить степень выраженности вашего эмоционального состояния: а) – оно выражено несколько больше других, б) – выражено сильно, в) – выражено очень сильно.Предварительные результаты: с помощью ключа можно определить маску соответствующую эмоциональным состояниям.Методика «Определение эмоциональности» В. В. Суворовой[10].Цель методики: определение эмоциональности личности по интегральному показателю.Краткое содержание методики: нужно ответить на 15 вопросов теста.Предварительные результаты: чем высшее число баллов набирает респондент, тем выше его эмоциональность.Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко [4].Цель методики: позволяет определить причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с партнерами, найти эмоциональные проблемы в повседневном общении.Краткое содержание методики:Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.Предварительные результаты:Ресурсы, необходимые для эффективной реализации: – перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:учебные пособия[5], [21];статьи [22], [23], [26].– требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы: канцелярские принадлежности (бумага, ручки, карандаши).Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые): с помощью методик, мы получим результаты, которые будут говорить нам об общем эмоциональном состоянии испытуемых. С помощью результатов, мы сможем продолжить дальнейшую работу над самораскрытием человека.ЗаключениеЦель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Изучение эмоционального самораскрытия у мужчин и женщин» были раскрыты все поставленные задачи, а конкретно – раскрыты общие представления о самораскрытии и эмоциональной составляющей, охарактеризованы особенности эмоционального самораскрытия у мужчин и женщин в общении,описан опыт исследования эмоционального самораскрытия у мужчин и женщин в общении, подобраны методики исследования эмоциональности и эмоционального самораскрытия, а также составлена диагностическая программа по самораскрытию в общении.Рассмотрение различных эмоциональных явлений, отмечаемых в психологической литературе, дает основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональность, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства.Рассмотрение различных литературных источников дало более конкретное понятие о самораскрытии. С. Джурард, который ввел этот термин и обозначил его содержание как добровольное раскрытие другим людям своего «Я».Самораскрытие – это отдельный феномен, не проработанный до конца учеными и исследователями, так же как и эмоциональное самораскрытие. В это понятие входит вербальное сообщение об эмоциональных сторонах жизни личности.Рассмотрев все стороны и вопросы данной темы, в исследовании был сформулирован следующий вывод: под эмоциональным самораскрытием понимается вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни, которое варьирует по объему, содержанию, степени искренности в зависимости от характера отношений с партнером по общению. Содержанием эмоционального самораскрытия являются эмоции, чувства человека, которые он испытывает по отношению к людям или событиям жизни.Большинство мужчин и женщин правильно понимают значение эмоционального самораскрытия для регуляции межличностных отношений, саморегуляции, лучшего осознания своих чувств.Анализ зарубежных источников показывает неоднозначный характер влияния пола на склонность к самораскрытию разных эмоций, в отечественной психологии данная проблема еще не стала предметом специального исследования. Но можно отметить особенности проявления эмоционального самораскрытия мужчин и женщин в общении. Учеными было выявлено что, безусловно, есть различия в эмоциональном самораскрытии разных полов. Женщины более раскованы и открыты, нежели мужчины, которые более уравновешенны и не так ярко реагируют на происходящее. Успешность взаимодействия людей в общении друг с другом зависит от того, насколько они могут контролировать свои состояния и считывать эмоции партнеров по общению. Непонимание между мужчинами и женщинами появляется с самого рождения и проявляется в невербальном и вербальном компонентах.Эмпирический опыт по теме эмоционального самораскрытия достаточно невелик. Но даже на основании этих исследований можно сделать вывод, что психологическая наука растет и развивается с каждым годом. Становится все больше исследований, которые вдвойне раскрывают тему эмоционального самораскрытия. Подобранные нами методики в программе по эмоциональному самораскрытию, провести диагностику, котораяпозволяет нам выявить эмоциональность человека, его самоощущение в обществе и причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с партнерами. Исходя из результатов диагностики, появляется возможность дать рекомендации и продолжить наблюдение.Список использованных источниковАмяга, Н. В. Методики для измерения личностной представленности человека в общении / Н. В. Амяга. – Текст : непосредственный. // Журнал практического психолога. – 1998. – № 1. – С. 42-56.Андреева, И. Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта /И. Н. Андреева. – Текст : непосредственный //Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 39-43. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин.– Текст : непосредственный // Психология эмоций : хрестоматия / под редакцией Витиса Вилюнаса. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – С. 268-275. - ISBN 5-94723-691-5.Бойко, В. В. Диагностика помех в установлении эмоциональных контактов / В. В. Бойко.– Текст : непосредственный // Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других : сб. ст. – Москва : Филинъ, 1996. – С. 123-132. - ISBN 5-900855-60-0.Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учебно-методическое пособие / К. М. Гуревич. –Москва : Академия, 2016. – 246 с.- ISBN 5-7904-0393. – Текст : непосредственный.Джеймс-Ланге, У. Что такое эмоции? / У. Джемс-Ланге.– Текст : непосредственный//Хрестоматия по общей психологии / редколлегия: В. В. Петухова, Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, Е. Е. Насиновская. – Москва : УМК Психология, 2000 - 2001. – С. 108-116. - ISBN 5-93692-012-7.Джемс, У. Психология эмоций / У. Джемс. –Москва : Арко, 2015. – 520 с. –ISBN 5-94723-691-7. - Текст : непосредственный.Додонов, Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б. И. Додонов. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1975. - № 6. – С. 21-33.Изард, К. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 460 с. - ISBN 5-314-00067-9 . – Текст : непосредственный.Ильин, Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин.– Текст : непосредственный// Психологические проблемы самореализации личности : сборник статей/ редколлегия: А. А. Крылова, Л.А. Коростылева ; Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург : СПбГУ, 2001. – С. 102-110. - ISBN 5-288-01995-9.Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 411 с. - ISBN 5-469-00446-5. – Текст : непосредственный.Каратеев, О. В. Особенности самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Каратеев Олег Викторович; Башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики Башкортостан. - Башкортостан, 2015. – 155 с. – Текст : непосредственный.Короткевич, О. А. Мотивация самораскрытия в межличностном общении современных подростков / О. А. Короткевич, А. Р. Котикова. – Текст : непосредственный // Вестник ГГУ. – 2017. - № 4. – С. 2-8. Куликов, Л.В. Психология настроения / Л. В. Куликов ; Санкт-Петербургский государственный университет.– Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского ун-та,1997 – 234 с.– ISBN 5-288-01750-6. - Текст : непосредственный.Ларькина, А. Э. Особенности эмоционального самораскрытия студентов / И. С. Осипова, А. Э. Ларькина – Текст : электронный // Огарев-online. – 2019. – URL: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-emocionalnogo-samoraskrytiya-studentov. – Дата публикации: 06.10.2019.Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ, 2009. - 811 с. - ISBN 978-5-17-055693-9. - Текст : непосредственный.Небылицин, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. – Москва : Наука, 1976. - 336 с. - Текст : непосредственный.Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 930 с. - ISBN 978-5-691-01134-4. - Текст : непосредственный.Рогов, Е. И. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. – Москва : Владос, 2001. - 239 с. - Текст : непосредственныйРубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 2016. – 704 с. - ISBN 978-5-496-01509-7. - Текст : непосредственный.Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии : учебное пособие для студентов. / Л. М. Семенюк ; Институт практической психологии. - Москва : Институт практической психологии, 1996. - 302 с.-ISBN 5-89112-015-1. - Текст : непосредственный.Слабко, Т. К. Психологические предпосылки самораскрытия способностей личности / Т. К. Слабко, В. С. Чернявская. – Текст : электронный// Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - С. 339-341. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-predposylki-samoraskrytiya-sposobnostey-lichnosti. – Дата публикации: 20.06.2017.Тепина, М. Н. Эмоциональное самораскрытие мужчин и женщин в общении с разными партнерами/ М. Н. Тепина, И. П. Шкуратова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. – 174 с. - Текст : непосредственный.Фресс, П. Природа эмоций / П. Фресс.- Текст : непосредственный // Психология аномального развития ребенка : сборник статей / редколлегия: В.В. Лебединский, М. К. Бардышевская ; Московский государственный университет. – Москва : Издательство МГУ, 2002. - Том 1. – С. 712-730. - ISBN 5-88711-182-8.Хорни, К. Женская психология / К. Хорни. – Санкт-Петербург : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. – 162 с. - ISBN 5-85-084-003-6. - Текст : непосредственный.Черемискина, И. И. Самораскрытие способностей студентами артономических направлений подготовки: ретроспективный анализ / И. И. Черемискина. – Текст : электронный // Вестник ВГУЭС. – 2019. – № 3. – С. 190–197. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-sposobnostey-studentami-artonomicheskih-napravleniy-podgotovki-retrospektivnyy-analiz–Дата публикации: 03.09.2019.Jourard, S. M. Some Factors in Self-Disclosure. / P. Lasakow, S. M.Jourard // The Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1958. –P. 91-98.

Список использованных источников

1. Амяга, Н. В. Методики для измерения личностной представленности человека в общении / Н. В. Амяга. – Текст : непосредственный. // Журнал практического психолога. – 1998. - № 1. - С. 42 - 56
2. Андреева, И. Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта /И. Н. Андреева. – Текст : непосредственный. И. Н. Андреева. // Психологический журнал. – 2008. - № 1. – С. 39-43.
3. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций : хрестоматия / авт.-сост. Витис Вилюнас. – СПб.: Питер, 2004. – С. 268-275. – Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М.: Издательство МГУ, 1964. - С. 339-341,354-357. – (Хрестоматия по психологии). – Текст : непосредственный.
4. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учебно-методическое пособие / К. М. Гуревич. - М.: Академия. — 2016. – 246 с. ISBN 5-7904-0393. – Текст : непосредственный.
5. Джеймс – Ланге, У. Что такое эмоции? / У. Джемс-Ланге //Хрестоматия по общей психологии [Текст] : [в 3 вып.] / под общ. ред. В. В. Петухова, сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, Е. Е. Насиновская. - М. : УМК Психология, 2000 - 2001. - Загл. на тит. листе : Общая психология: сб. текстов. Вып. 2 : Субъект деятельности. - 2000. – С. 108-116. - ISBN 5-93692-012-7 – Текст : непосредственный.
6. Джемс, У. Психология эмоций / У. Джемс. - М.: Арко – 2015. – 520 с. – Текст : непосредственный.
7. Додонов, Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б. И. Додонов – Текст : непосредственный. // Вопросы психологии. – 1975. - № 6. – С. 21-33
8. Изард, К. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард ; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. - СП.: [и др.] : Питер, 2006. - 460 с. : ил.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 5-314-00067-9 . – Текст : непосредственный.
9. Ильин, Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин // Психологические проблемы самореализации личности : сб. ст. – СПб.: СПбГУ, 2001. – С. 102-110. – Текст : непосредственный.
10. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - М. [и др.] : ПИТЕР, 2005 (АООТ Тип. Правда 1906). - 411 с. : ил., портр., табл.; 21 см.; ISBN 5-469-00446-5 (в пер.) – Текст : непосредственный.
11. Каратеев, О. В. Особенности самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Каратеев Олег Викторович; Башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики Башкортостан. - Башкортостан, 2015. – 155 с. – Текст : непосредственный.
12. Короткевич, О. А. Мотивация самораскрытия в межличностном общении современных подростков / О. А. Короткевич, Котикова А. Р. – Текст : непосредственный. // Вестник ГГУ. – 2017. - № 4. – С. 2-8.
13. Куликов, Л. В. Психология настроения / Л. В. Куликов. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, СПб, 1997 – 234 с. – Текст : непосредственный.
14. Ларькина, А. Э. Особенности эмоционального самораскрытия студентов / И. С. Осипова, А. Э. Ларькина – Текст : электронный // Огарев-online. – 2019. – URL: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-emocionalnogo-samoraskrytiya-studentov. - Дата публикации: 06.10.2019.
15. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь. / Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. – М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.; 26 см. - (Большая психологическая энциклопедия).; ISBN 978-5-17-055693-9 (АСТ). (Большая психологическая энциклопедия).
16. Небылицин, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] : [Сборник работ] / В. Д. Небылицын ; [Предисл. чл.-кор. АПН СССР, проф. Б. Ф. Ломова и др.] ; АН СССР, Ин-т психологии, Акад. пед. наук СССР, Ин-т общей и пед. психологии. – М. : Наука, 1976. - 336 с. - Текст : непосредственный.
17. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. - 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2008. - 930 с. - Текст : непосредственный.
18. Рогов, Е. И. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2001. - 239 с. : ил., табл. - (Азбука психологии). - Текст : непосредственный
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 2016. – 704 с. - ISBN 978-5-496-01509-7. - Текст : непосредственный.
20. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии / Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб. пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 302 с. - (Библиотека школьного психолога).; ISBN 5-89112-015-1. - Текст : непосредственный.
21. Слабко, Т. К. Психологические предпосылки самораскрытия способностей личности / Т. К. Слабко, В. С. Чернявская. – Текст : электронный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. С. 339-341. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-predposylki-samoraskrytiya-sposobnostey-lichnosti. – Дата публикации: 20.06.2017.
22. Тепина, М. Н. Эмоциональное самораскрытие мужчин и женщин в общении с разными партнерами/ М. Н. Тепина, И. П. Шкуратова. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2008. – 174 с. - Текст : непосредственный.
23. Фресс, П. Природа эмоций / П. Фресс // Психология аномального развития ребенка : хрестоматия : в 2 томах / Ред. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. – М. : ЧеРо : Издательство Московского университета : Высшая школа, 2002. - Том 1 : Психология аномального развития ребенка : хрестоматия / ред. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. – М. : ЧеРо : Издательcтво Московского университета : Высшая школа, 2002. – С. 712-730. - Текст : непосредственный.
24. Хорни, К. Женская психология / К. Хорни. – СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. – 162 с. - Текст : непосредственный.
25. Черемискина, И. И. Самораскрытие способностей студентами артономических направлений подготовки: ретроспективный анализ / И. И. Черемискина. – Текст : электронный // Вестник ВГУЭС. – 2019. – № 3. – С. 190–197. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-sposobnostey-studentami-artonomicheskih-napravleniy-podgotovki-retrospektivnyy-analiz–Дата публикации: 03.09.2019.
26. Jourard, S.M, Some Factors in Self-Disclosure / P. Lasakow, Jourard S.M. // The Journal of Abnormal and Social Psychology – 1958. – 91-98 p.