Коснтитуция Франции 1958 года(действующая)
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 1958 ГОДА 5
1.1 Историческая подоплека принятия Конституции 5
1.2 Порядок принятия Конституции 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА 11
2.1. Территориальное деление государства Франция 11
2.2. Форма правления и разделение ветвей власти 14
2.3. Конституционный контроль 24
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С МОМЕНТА ЕЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ 28
3.1 Порядок внесения изменений в Конституцию 28
3.2 Изменения Конституции как адаптация к современности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Она нашла отражение и в некоторых конституциях, принятых в следующем веке, а в XX в. в Конституции 1946г., которая предусматривала создание конституционной комиссии с соответствующими полномочиями, и в Конституции 1958г. Установление Конституцией Пятой Республики Конституционного совета Франции стала первым шагом в направлении создания в государстве системы конституционного контроля. В тексте Конституции вопросам организации и деятельности Конституционного совета посвященный Раздел VII, а также ряд норм других разделов. Конституционный совет Франции состоит из девяти членов, назначаемых на девять лет без права переназначения. Трех членов назначает Президент Республики, трех - председатель Национального собрания, трех - председатель Сената. В Конституционный совет также пожизненно входят бывшие Президенты Республики. Возглавляет Конституционный совет председатель, который назначается Президентом Республики. Особенностью статуса Председателя Конституционного совета является принадлежащее ему право решающего голоса в случае, если голоса членов Совета разделились поровну. Основной функцией Конституционного совета является проверка конституционности законов, регламентов палат парламента и международных договоров. Законы проверяются до их промульгации, международные договора - до их ратификации, а регламенты палат - до вступления в силу. Органические законы и регламенты палат подлежат обязательной проверке на конституционность, а обычные законы и международные договоры - в случае обращения с соответствующим запросом в Конституционный совет Президента Республики, Премьер-министра, председателей палат парламента или шестидесяти членов одной из палат. Вынесенное Конституционным советом решение не подлежит обжалованию и являются обязательными для органов публичной власти и для всех административных и судебных органов. Совет получил право рассматривать вопрос о конституционности законов, вступивших в силу с соответствующим обращением Кассационного суда или Государственного совета. Кроме контроля конституционности, Конституционный совет выполняет и ряд других функций, в том числе: - контролирует соблюдение процедуры инициирования законодательного; - Консультирует Президента Республики в процессе принятия им чрезвычайных полномочий и проверяет наличие оснований для продолжения использования Президентом чрезвычайных полномочий; - проверяет на приемлемость поправки к рассматриваемому Парламента законопроекта (ст. 41 Конституции); - проверяет законодательные акты парламента на соблюдение границ законодательной компетенции (ст. 37 Конституции); - следит за правильностью избрания Президента Республики; - выносит решение о правильности избрания депутатов и сенаторов в случае ее оспаривания; - следит за правильностью проведения всех мероприятий конституционных, законодательного и европейского референдумов и объявляет их результат; - устанавливает, по обращению Правительства Франции, невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий; - устанавливает наличие обстоятельств несовместимости депутатского мандата и по обращению бюро палат или министра, декларирует прекращении полномочий депутата. Часть функций по обеспечению конституционности как законов, так и актов Совета министров лежит на Государственном совете Франции. Государственный совет проверяет все правительственные законопроекты и проекты ордонансов, прежде чем они будут вынесены на Совет министров. Кроме того, Государственный совет проверяет проекты наиболее важных декретов. Проверяются все эти проекты нормативных актов с точки зрения соответствия их Конституции и законам, соответствия их форме соблюдения (предмета регулирования), общей административной допустимости. Рассмотрев особенности Конституции Франции 1958 года как Основной закон государства в плоскости территориального деления государства, а также формы правления и контроля за соответствием других нормативно правовых актов можно определить, что Франция является унитарной республикой, с президентско-парламентской формой правления, является светским государством, с четко разделенными ветвями власти на исполнительную, законодательную и судебную.ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С МОМЕНТА ЕЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ3.1 Порядок внесения изменений в КонституциюПорядок внесения изменений в Конституцию 1958г. определен в ее разделе XVI «О ревизии Конституции». Инициировать изменения уполномочен Президент, действуя по предложению Премьер-министра, или члены Парламента. На сегодня все действующие изменения в Конституцию инициировал Президент. Изменение должно быть принято палатами Парламента в идентичной редакции и утверждено на референдуме. В качестве альтернативы референдума, проект ревизии Конституции, предложенный Президентом, может быть передан на рассмотрение и утверждение в Парламент, созванный как специальный конгресс. В таком случае проект считается утвержденным если его поддержат три пятых от числа голосовавших. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором просмотра выступало Правительство, а не члены парламента, Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно. Парадоксальное является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой принятия поправок, в то время как по смыслу ст. 89 Конституции нормой должен быть референдум. Большинство принятых поправок к Конституции было принято в Конгрессе. В Конституции 1958 г. неоднократно вносились поправки. Все они приняты по инициативе правительства. Некоторые поправки внесли глубокие изменения в отношения между органами государственной власти и в основы политической системы. Предметом этих поправок были: изменение порядка избрания Президента республики путем всеобщих выборов, включение в Конституцию норм Маастрихского договора, расширение права запроса Конституционного совета. Предмет других поправок носил скорее технический характер :предоставление возможности африканским государствам оставаться членами Сообщества; совмещение парламентских каникул со школьными и др. Особенностью Конституции 1958г. является наличие в ее тексте так называемого несменяемого положения: согласно части пятой статьи 89 Конституции республиканская форма правления не может быть предметом ревизии (смены). Недопустимости отмены или изменения положений об республиканской формы или других определяющих, или важных положений предусмотрено в ряде других основных законов. Но соответствующая традиция была начата именно во Франции, когда в 1884 г. Конституцию дополнили предостережением о недопустимости ревизии республиканской формы правления. 3.2 Изменения Конституции как адаптация к современностиНа сегодня в Конституции 1958г. семнадцать раз вносились изменения. Среди них выделяются те, которые произошли в 1962г. и касались выборов Президента. По оценкам многих французских юристов применен в этом случае порядок внесения изменений не отвечал самой Конституции, ведь проект соответствующего акта по решению Президента был прямо вынесен на референдум. При этом Президент сослался на часть первую ст.11 Конституции 1958г., согласно которому на референдум может быть вынесен «любой законопроект по организации публичных властей». Важное значение имели изменения в Конституцию 1958г., Которые были внесены 1992г. и показали процесс европейской интеграции, предусмотрев, в частности, передачу части «суверенных прав» так называемым наднациональным организациям. По результатам этих изменений конституционный текст дополнили новым разделом, актуальная название, которого «О Европейский Союз». Значительными можно считать изменения от 1995г., Касающихся предмета и порядка проведения референдума, а также деятельности парламента и статуса его членов. Знаковым было уменьшение в 2000г. срока, на который выбирают Президента, из установленных, начиная с последней четверти XIX в., семи лет до пяти. В 2005г. в преамбулу Конституции 1958г. было включено положение о «прав и обязанностей, определенных Хартией об окружающей среде», что означало закрепление на национальном уровне права человека на безопасную окружающую среду и других экологических прав. Через два года после этого Конституция 1958г. была дополнена почти революционной учитывая национальную историческую традицию статьей, согласно которой «никто не может быть приговорен к смертной казни». Однако наибольшее число статей было изменено и дополнено в 2008г., когда произошла комплексная ревизия Конституции 1958г. Соответствующие изменения касались большинства ее разделов, хотя значительная часть этих изменений имела отношение к статусу различных административно-территориальных единиц, а также к организации и полномочий создаваемых в их пределах органов .Весомыми были и тогдашние изменения, которыми определялись права парламентских фракций, и последние конституировались фактически как органы палат Парламента. Одновременно в конституционный текст был добавлен раздел о Защитника прав, а также сделаны уточнения относительно участия Франции в Европейском Союзе и определены условия ратификации Лиссабонского договора 2007г. - базового соглашения о принципах функционирования ЕС, призванной заменить так называемую европейскую конституцию, идею которой не смогли реализовать. Тогда же установили, что одна и та же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд. Анализируя изложенное, следует заметить, что Конституция Франции 1958 года по способу изменения является "особо жестокой", поскольку для пересмотра требуется проведение двух этапов - принятие поправок и их ратификация. За время своего существования была подвержена 17 правкам.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Францию не случайно называют "лабораторией конституции", а французов "великими потребителями конституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 Конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. Специфика Конституции заключается прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Конституция 1958 г. вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся в развитых странах нормы, которые устанавливают определенные рамки законодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной мере контролю со стороны исполнительной власти. Именно эти нормы и дали основание говорить о том, что в Конституции 1958 г. прослеживаются определенные авторитарные тенденции. Личные права и свободы традиционно относятся во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Декларации, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум. Широко используются и опросы общественного мнения, которые получили законодательное регулирование: их запрещено, например, проводить в определенные периоды избирательной компании. Но они служат лишь выявлению мнения населения. Законодательная власть принадлежит парламенту. Президент подписывает законы. Но в отличие от стран с влиянием англосаксонского права он не охватывается понятием парламента. Структура парламента. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 – от заморских территорий) и сената (321 член).Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания. Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела отменены: раздел I. О суверенитете; раздел. II. Президент Республики; раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах и соглашениях; раздел VII. Конституционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный совет; раздел XII. О местных "коллективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О соглашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пересмотре Конституции; раздел XVII. Переходные положения (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).Таким образом, можно сделать вывод о том, что Франция является светской республикой, правовым государством. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Декларация прав человека и гражданина, 26 августа 1789 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/3NL3GP 2 Конституция Пятой республики. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. Современное государство и право; сост. Н. А. Крашенинникова. Москва: НОРМА, 2017. 672 с. 3. Шаповал В.М. Москаленко О.М. КонституціяФранцузькоїРеспубліки (з передмовоюВолодимира Шаповала) / К, 2018. - 56 с. 4.Арзаканян М. Ц. Де Голль и реформа государственного устройства Франции. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2004/2/2004_2_36.html. 5. Борисов И.Б. Рывок пятой республики вправо (Общенациональные выборы во Франции) // Журнал о выборах. 2019. № 3. 6. Панов А.В. НауковийвісникУжгородськогонаціональногоуніверситету, 2014. // Территориальное устройство Франции – Перманентный поиск баланса между централизацией и самоуправлением. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2014/2/2004_8_36.html. 7. Портал государства на службе коллектива. [Электронный ресурс] Режим доступа :http://www.collectivites-locales.gouv.fr/commune. 8. Геворкян М. В. Истоки теории разделения властей. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Вып. 11. С.117. 9. Кучеренко П. А. Бицефальная система исполнительной власти Франции: статус главы государства и премьер-министра в Пятой республике. URL: http://www.center- bereg.ru/o2161.html 10.Parini Ph. Les institutions politique. Paris, 1984. P. 138 [Электронныйресурс] Режимдоступа: https://goo.gl/7QMkZc11. Институт президентства в России, США, Франции: концептуальные основы и политико-административная практика. Москва, 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/43J3Aj12. Керимов A. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции. Государство и право. 2018 № 1. 13.Ардан Ф. Франция: государственная система / пер. с фр. Москва: Юрид. лит. 1994. 154 c. 14. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д. ю. н. проф. А.Я.Сухарев. – 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2018. С. 727. 15.Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2006. № 2. 16. Государственное право зарубежных стран. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/CQhddD17. Абросимова Е. Б., Васильева Т. А., Владимирова Л. Д., Кры лова Н. С., и др.; ред. кол. :Ковлер А. И., Чиркин В. Е. (отв. ред.), Юдин Ю. А. Сравнительное конституционное право / М. : Манускрипт, 2018. 18.Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/WpSWWM
1. Декларация прав человека и гражданина, 26 августа 1789 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/3NL3GP 2 Конституция Пятой республики. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т.
2. Современное государство и право; сост. Н. А. Крашенинникова. Москва: НОРМА, 2017. 672 с.
3. Шаповал В.М. Москаленко О.М. Конституція Французької Республіки (з передмовою Володимира Шаповала) / К, 2018. - 56 с.
4. Арзаканян М. Ц. Де Голль и реформа государственного устройства Франции. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/oz/2004/2/2004_2_36.html.
5. Борисов И.Б. Рывок пятой республики вправо (Общенациональные выборы во Франции) // Журнал о выборах. 2019. № 3.
6. Панов А.В. Науковий вісник Ужгородського національного університету, 2014. // Территориальное устройство Франции – Перманентный поиск баланса между централизацией и самоуправлением. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2014/2/2004_8_36.html.
7. Портал государства на службе коллектива. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.collectivites-locales.gouv.fr/commune.
8. Геворкян М. В. Истоки теории разделения властей. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Вып. 11. С.117.
9. Кучеренко П. А. Бицефальная система исполнительной власти Франции: статус главы государства и премьер-министра в Пятой республике. URL: http://www.center- bereg.ru/o2161.html
10. Parini Ph. Les institutions politique. Paris, 1984. P. 138 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/7QMkZc
11. Институт президентства в России, США, Франции: концептуальные основы и политико-административная практика. Москва, 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/43J3Aj
12. Керимов A. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции. Государство и право. 2018 № 1.
13. Ардан Ф. Франция: государственная система / пер. с фр. Москва: Юрид. лит. 1994. 154 c.
14. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д. ю. н. проф. А.Я.Сухарев. – 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2018. С. 727.
15. Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2006. № 2.
16. Государственное право зарубежных стран. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/CQhddD
17. Абросимова Е. Б., Васильева Т. А., Владимирова Л. Д., Кры лова Н. С., и др.; ред. кол. : Ковлер А. И., Чиркин В. Е. (отв. ред.), Юдин Ю. А. Сравнительное конституционное право / М. : Манускрипт, 2018.
18. Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/WpSWWM
Вопрос-ответ:
Какие исторические особенности привели к принятию Конституции Французской Республики 1958 года?
Принятие Конституции Французской Республики 1958 года было связано с кризисом во французской политике и нестабильностью правительства. В течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны Франция переживала политические изменения, включая продолжительный период колониальных войн и серию правительственных кризисов. Принятие Конституции 1958 года было попыткой установить более стабильную и надежную форму правления для страны.
Каков был порядок принятия Конституции Французской Республики 1958 года?
Принятие Конституции Французской Республики 1958 года началось с создания конституционной комиссии, которая была ответственна за разработку проекта Конституции. Затем проект был представлен на референдуме и принят большинством голосов. После этого, Конституция была принята законодательной властью и вступила в силу.
Каким образом территориально делится государство Франция в Конституции?
Территория Франции разделена на регионы и департаменты. В Конституции Французской Республики 1958 года установлено, что Франция состоит из заморских коллективностей, регионов, департаментов и муниципалитетов. Каждый регион и департамент имеет свой уровень автономии и определенные права.
Каковы форма правления и разделение ветвей власти в Конституции Французской Республики?
Форма правления во Франции, установленная Конституцией 1958 года, является полупрезидентской республикой. Разделение ветвей власти осуществляется между исполнительной, законодательной и судебной властью. Президент Франции является главой государства и исполнительной власти, правительство - исполнительной властью, а парламент - законодательной властью. Судебная власть независима и отделена от других ветвей власти.
Какая историческая подоплека привела к принятию Конституции Французской Республики 1958 года?
Историческая подоплека принятия Конституции Французской Республики 1958 года связана с кризисом режима Дляфаля, который был вызван политическими и экономическими проблемами в Франции. В результате этого кризиса возникла необходимость в изменении политической системы и принятии новой Конституции.
Каким был порядок принятия Конституции Французской Республики 1958 года?
Процесс принятия Конституции Французской Республики 1958 года проходил в несколько этапов. Сначала была проведена работа над проектом Конституции, которую составила комиссия во главе с Шарлем Де Голлем. Затем проект был предложен на референдум народу, который принял его большинством голосов. После этого Конституция была принята с целью установления нового политического режима.
Какие особенности Конституции Французской Республики делают ее основным законом государства?
Конституция Французской Республики имеет ряд особенностей, которые делают ее основным законом государства. Во-первых, она устанавливает форму правления и разделение ветвей власти, определяя принципы демократического управления страной. Во-вторых, она определяет территориальное деление Франции, устанавливая статус и компетенции регионов и муниципалитетов. И, наконец, она предусматривает механизмы конституционного контроля, обеспечивающие соблюдение ее положений и защиту прав и свобод граждан.
Как происходят изменения Конституции Французской Республики?
Изменения Конституции Французской Республики могут происходить через несколько способов. Одним из них является изменение конституционного закона, который принимается согласно особым процедурам в парламенте. Другим способом является проведение референдума, при котором народ выражает свое мнение по вопросу изменений. Также, Конституция может быть изменена по инициативе Президента или парламента, с последующим проведением референдума. В любом случае, изменения Конституции должны быть одобрены большинством голосов, чтобы вступить в силу.
Какая Конституция действует во Франции?
Действует Конституция Франции 1958 года.
Какой была историческая подоплека принятия Конституции Французской Республики 1958 года?
Историческая подоплека принятия Конституции Французской Республики 1958 года связана с кризисом, возникшим во время Алжирской войны. Конституция была принята в ответ на необходимость укрепления исполнительной власти и стабилизации политической обстановки в стране.
Какое территориальное деление существует во Франции?
Во Франции существует территориальное деление на 13 административных регионов, которые делятся на департаменты. Кроме того, Французская Республика включает в себя заморские регионы и коллективы, такие как Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон и другие.
Какие изменения могут быть внесены в Конституцию Французской Республики?
Изменения в Конституцию Французской Республики могут быть внесены путем принятия конституционных поправок. Эти поправки рассматриваются и принимаются парламентом Франции. При этом некоторые основные положения Конституции, такие как форма правления и принципы разделения властей, не могут быть изменены поправками.