Эмоционально-оценочная лексика в романе И С. Тургенева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 29 29 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 20.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования эмоционально-оценочной лексики в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»…………………………...5
1.1. Эмотивность как лингвистическая категория……………………..5
1.2. Оценочность как лингвистическая категория……………………8
1.3. Понятие эмоционально-оценочной лексики……………………..10
Выводы по первой главе……………………………………………….14
Глава 2. Практические аспекты исследования эмоционально-оценочной лексики в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»………………………….14
2.1. Анализ эмоционально-оценочной лексики в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»……………………………………………………………….…14
2.2. Роль эмоционально-оценочной лексики в экспликации авторского замысла…………………………………………………………………………..22
Выводы по второй главе…………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….28

Фрагмент для ознакомления

Поэтому герой прячет собственные чувства за маской равнодушия и спокойствия и скептически относится к тем, кто эти чувства проявляет.Павел ПетровичКирсанов − пожалуй, наиболее существенный оппонент Базарова. Рассмотрим следующий фрагмент: «– Он у нас гостить будет? – Да. – Этот волосатый? – Ну да» [Тургенев, 1984: 217]. В данном отрывке присутствует эмоционально-оценочная лексема «волосатый», в которой заключена отрицательная оценка Базарова. Мы понимаем, что Базаров с самого начала не понравился Павлу Петровичу, уже только своим внешним видом. В дальнейшем их взаимоотношения становятся всё хуже.Так, далее находим: «–Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан» [Тургенев, 1984: 239].Здесь Павел Петрович открыто говорит о своих эмоциях, о чувствах, которые вызывает в нем Базаров. Слова «лекаришка», «шарлатан» содержат явную отрицательную оценку. Эмоционально-оценочное слово «лекаришка» образовано с помощью суффикса –ишк-, который как бы принижает профессиональные способности Базарова. Таким образом, эмоционально-оценочная лексика в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по большей части представлена формами глаголов, описывающих действия. Эти формы глаголов позволяют передать эмоциональное состояние героев на момент речи, а иногда и показать отношение автора к персонажам своего произведения. Кроме того, эмоциональная сфера произведения в большей степени представлена в диалогичных высказываниях, в речи героев. И это понятно: автору важно показать, как сам персонаж относится к другому персонажу и что он при этом чувствует.Далее мы рассмотрим, какую роль играет эмоционально-оценочная лексика в экспликации авторского замысла. 2.2. Роль эмоционально-оценочной лексики в экспликации авторского замыслаЭкспликация в переводе с латинского – «развертывание, разъяснение». В литературе это «объяснение, разъяснение названия художественного произведения» [Белокурова, 2006]. Если мы говорим об экспликации авторского замысла, то подразумеваем, что имеется ввиду«объяснение, разъяснение» идеи произведения.Так, роман был написан в 1861 году. Незадолго до этого в российском обществе появляется так называемая «прогрессивная молодежь». Столкновение дворянства и прогрессивной молодежи и показано в произведении. И.С. Тургеневу были ближе взгляды дворянства, поэтому в романе он показал, что молодежь, имеющая нигилистические взгляды, не может прийти ни к чему хорошему. Если смотреть шире, то здесь показана судьба всей России, если она пойдет вслед за нигилистами, которые отрицали старый мир и хотели построить мир новый посредством революции. Такую Россию ожидает гибель. Как мы уже выяснили, эмоционально-оценочная лексика позволяет передать характеры персонажей, их эмоции, их отношение друг к другу, а также отношение самого автора к героям произведения. Говоря об авторском замысле, нам, естественно, важно знать, как относится сам автор к тому или иному герою. Само повествование романа ведется от третьего лица, то есть повествователь не участвует прямо в действии. Это наводит на мысль о том, что И.С. Тургенев как бы отделяет себя от произведения, смотрит на происходящее со стороны. Это позволяет читателю выразить собственное отношение к персонажам и происходящему, что происходит под незаметным, но чутким «руководством» автора. Писатель показывает только лишь отношения героев между собой, их речь и движения, но за счет этого создается отношение читателей к героям. Одним из способов характеристики персонажей и является эмоционально-оценочная лексика.Так, благодаря эмоционально-оценочным словам, включенных в реплики самих героев и реплики автора, мы узнаём, что Николай Петрович Кирсанов − дворянин, обладает тонкой душевной организацией, скромен, застенчив, совестлив. Это определенно положительный персонаж.Аркадий – сын Николая Петровича, молод, энергичен, в начале ему близки взгляды Базарова, но потом он понимает, что это не так. Этот персонаж во многом похож на своего отца: он так же добр и так же бывает робок.Главный герой романа – Базаров. Этот персонаж достаточно образован, умен, но отрицает все проявления чувств – до тех пор, пока сам не влюбляется. Эмоции Базарова, кроме как в разговоре с Одинцовой, никак не проявляются. Упоминая, например, что чувствует Николай Петрович или Аркадий, автор, образно говоря, не пускает читателя во внутренний мир Базарова, поэтому мы видим только внешние проявления его эмоций, а это: спокойствие и уверенность. Базаров – «типичный представитель неэмоционального типа»[Курникова, 2011: 197], однако в ходе развития сюжета мы понимаем, что это – всего лишь маска. Евгений Базаров – такой же человек, как и все. Примечательно, что автор, создавая образ Базарова, не наделяет его открыто отрицательными чертами. У читателей он может вызвать как положительную, так и отрицательную оценки, а в конце романа каждый может испытать по отношению к нему жалость. Автору было важно не показать отрицательное отношение к молодому поколению, отвергающему всё возвышенное, но показать, почему такое нигилистическое мировоззрение ведет к гибели. И с помощью эмоционально-лексических средств писатель ненавязчиво расставляет акценты, позволяющие читателю осознать авторский замысел.Таким образом, эмоционально-оценочная лексика в романе И.С. Тургенева играет существенную роль в экспликации авторского замысла. Эмоционально-оценочная лексика позволяет прямо или косвенно передать эмоции, которые испытывают герои, их отношение друг к другу и – более того – оттенки отношения автора к героям своего произведения. Стоит отметить, что писатель не дает прямых оценок персонажам и их действиям, что позволяет читателю сформировать собственное к ним отношение и, на основании собственных оценок, осознать, в чем заключается авторский замысел.Выводы по второй главеВо второй главе мы проанализировали эмоционально-оценочную лексику в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также выявили роль этой лексики в раскрытии авторского замысла.Так, эмоционально-оценочная лексика в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по большей части представлена формами глаголов, описывающих действия. Эти формы глаголов позволяют передать эмоциональное состояние героев на момент речи, а иногда и показать отношение автора к персонажам своего произведения. Кроме того, эмоциональная сфера произведения в большей степени представлена в диалогичных высказываниях, в речи героев. Эмоционально-оценочная лексика в романе И.С. Тургенева играет существенную роль в экспликации авторского замысла. Такая лексика позволяет прямо или косвенно передать эмоции, которые испытывают герои, их отношение друг к другу и – более того – оттенки отношения автора к героям своего произведения. Стоит отметить, что писатель не дает прямых оценок персонажам и их действиям, что позволяет читателю сформировать собственное к ним отношение и, на основании собственных оценок, осознать, в чем заключается авторский замысел.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ первой главе нашего исследования мы рассмотрели лингвистические категории эмотивности и оценочности, а также определили, что собой представляет эмоционально-оценочная лексика. Так, эмотивность – это лингвистическая категория, представляющая собой свойство языка выражать эмоциональность посредством системы лингвистических средств. Эмоциональная лексика – слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окраску. К эмоциональной лексике также относят бранные слова и междометия, если их употребление связано с эмоциональной сферой, то есть если такие слова используются говорящим для выражения эмоций. Оценочность – положительная или отрицательная характеристика предмета, факта, события. В лингвистике выделяют положительные и отрицательные, эмоциональные и рациональные оценки. Эмоциональная оценка представляет собой субъективную реакцию на объект. В современной лингвистике эмотивность и оценочность определяются как категории взаимосвязанные, но их понимание различно. Одни лингвисты рассматривают эмотивность и оценочность как неделимое целое, другие – как части единого целого, то, что можно разделить.Эмоционально-оценочная лексика представляет собой слова, имеющие эмоциональную окраску, возникающую, как правило, в результате того, что сама семантика слова содержит элемент оценки. Эмоционально-оценочная лексика делится на слова с положительной характеристикой и слова с отрицательной характеристикой. Выделяют три группы эмоционально-оценочных слова: слова, в значении которых содержится элемент оценки; слова, имеющие элемент оценки в переносном значении; слова, в которых субъективную оценку выражают суффиксы. Во второй главе нашего исследования мы проанализировали эмоционально-оценочную лексику в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и определили, какую роль играет эта лексика в экспликации авторского замысла.Эмоционально-оценочная лексика в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по большей части представлена формами глаголов, описывающих действия. Эти формы глаголов позволяют передать эмоциональное состояние героев на момент речи, а иногда и показать отношение автора к персонажам своего произведения. Кроме того, эмоциональная сфера произведения в большей степени представлена в диалогичных высказываниях героев.Эмоционально-оценочная лексика в романе И.С. Тургенева играет существенную роль в экспликации авторского замысла. Такая лексика позволяет прямо или косвенно передать эмоции, которые испытывают герои, их отношение друг к другу и – более того – оттенки отношения автора к героям своего произведения. Стоит отметить, что писатель не дает прямых оценок персонажам и их действиям, что позволяет читателю сформировать собственное к ним отношение и, на основании собственных оценок, осознать, в чем заключается авторский замысел.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫТургенев И.С. Накануне: Рассказы и романы. – Казань: Татар.книж. изд-во, 1984. – 352 с. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. − М.: Наука, 1988.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. − Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 184 с.Бабенко Л.Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. − Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1988. − С. 145-156.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб: Паритет, 2006. – 314 с.Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка и проблемы ее перевода (на русско-эстонском материале). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. − М., 1978. – 21 с.Ван Тун. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале повести Маши Трауб «О чём говорят младенцы»): маг.дисс. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2016. – 80 с.Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли, речи // Очерки по семантике русского глагола. - Уфа, 1981. – 184 с. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. − 228 с.Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. − Ч. 1. − Лексикология. – М., 1962. – 261 с.ГолубИ.Б. Стилистика современного русского языка. − Л., 1986 – 192 с.Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. − Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.Ивин А. А. Основания логики оценок. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебное пособие. – М: Просвещение, 1977. – 223 с.Курникова Е.П. Языковые средства выражения эмоциональной информации в художественном тексте (на материале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») // Вестник ТГГПУ. – Казань, 2011. − № 4. – С. 194-198.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. − М.: Советская энциклопедия, 1990. − 685 с.Лукьянова H.A. О соотношении понятий экспрессивность, оценочность // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. − Вып. 5. − Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1976. − С. 3-21.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Аз, 1996. – 928 с.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. − 3-е изд., испр. и доп. − М: Просвещение, 1985. − 399 с.Сергеева Л.А. Категория оценки и способы ее выражения в современном русском языке // Исследования по семантике. − Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1991. − С. 15-23.Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. − М.: Наука, 1986.Телия В.Н. Семантика связанных значений слов и их сочетаемости // Аспекты семантических исследований. − М., 1980. – 265 с.Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. − Изд. 4-е. − М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 208 с.Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: Монография. – М.: Гнозис, 2008. – 416 с.Шаховский В.И. Типы значений эмотивной лексики // Вопросы языкознания. – М., 1994. − № 1. – С. 20-25Шмелев Д.H. Проблемы семантического анализа лексики. − М.: Наука, 1973. − 284 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тургенев И.С. Накануне: Рассказы и романы. – Казань: Татар. книж. изд-во, 1984. – 352 с.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. − М.: Наука, 1988.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
4. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. − Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 184 с.
5. Бабенко Л.Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. − Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1988. − С. 145-156.
6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб: Паритет, 2006. – 314 с.
7. Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка и проблемы ее перевода (на русско-эстонском материале). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. − М., 1978. – 21 с.
8. Ван Тун. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале повести Маши Трауб «О чём говорят младенцы»): маг. дисс. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2016. – 80 с.
9. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли, речи // Очерки по семантике русского глагола. - Уфа, 1981. – 184 с.
10. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. − 228 с.
11. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. − Ч. 1. − Лексикология. – М., 1962. – 261 с.
12. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. − Л., 1986 – 192 с.
13. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. − Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.
14. Ивин А. А. Основания логики оценок. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.
15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебное пособие. – М: Просвещение, 1977. – 223 с.
16. Курникова Е.П. Языковые средства выражения эмоциональной информации в художественном тексте (на материале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») // Вестник ТГГПУ. – Казань, 2011. − № 4. – С. 194-198.
17. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. − М.: Советская энциклопедия, 1990. − 685 с.
18. Лукьянова H.A. О соотношении понятий экспрессивность, оценочность // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. − Вып. 5. − Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1976. − С. 3-21.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Аз, 1996. – 928 с.
20. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. − 3-е изд., испр. и доп. − М: Просвещение, 1985. − 399 с.
21. Сергеева Л.А. Категория оценки и способы ее выражения в современном русском языке // Исследования по семантике. − Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1991. − С. 15-23.
22. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. − М.: Наука, 1986.
23. Телия В.Н. Семантика связанных значений слов и их сочетаемости // Аспекты семантических исследований. − М., 1980. – 265 с.
24. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. − Изд. 4-е. − М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 208 с.
25. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: Монография. – М.: Гнозис, 2008. – 416 с.
26. Шаховский В.И. Типы значений эмотивной лексики // Вопросы языкознания. – М., 1994. − № 1. – С. 20-25
27. Шмелев Д.H. Проблемы семантического анализа лексики. − М.: Наука, 1973. − 284 с.



Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы исследования эмоционально оценочной лексики в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" представлены в 3 главе 1 разделе?

В 3 главе 1 разделе описываются теоретические основы исследования эмоционально оценочной лексики в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". В первом подразделе говорится о том, что эмотивность является лингвистической категорией, а оценочность - лингвистической категорией. Также в разделе дается определение понятия "эмоционально оценочная лексика".

Что представляет собой эмотивность как лингвистическая категория?

В качестве лингвистической категории эмотивность относится к выражению эмоционального отношения говорящего к предмету или событию. Эмотивность выражается в языке с помощью лексических единиц, обладающих эмоциональной окраской.

Что означает оценочность как лингвистическая категория?

Оценочность, как лингвистическая категория, относится к процессу выражения оценки говорящего о предмете или событии. Оценочность проявляется в языке с помощью оценочных лексических единиц, которые представляют собой выражение субъективной оценки автора.

Как определить понятие "эмоционально оценочная лексика"?

Эмоционально оценочная лексика - это система слов и выражений, которые носят эмоциональную окраску и выражают субъективную оценку автора. Это слова и фразы, которые отражают эмоциональные реакции и эмоциональное отношение говорящего к предметам, событиям и другим людям.

Какую информацию можно получить из первой главы работы?

В первой главе работы можно узнать о теоретических основах исследования эмоционально оценочной лексики в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". В главе описаны эмотивность и оценочность как лингвистические категории. Также в главе дается определение понятия "эмоционально оценочная лексика".

Что такое эмотивность в лингвистике?

Эмотивность - это лингвистическая категория, обозначающая выражение эмоционального отношения говорящего к объекту, понятию или явлению. В романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева, эмотивность проявляется через эмоционально окрашенную лексику, которая передает эмоциональные оттенки и оценки персонажей по отношению к происходящим событиям.

Что такое оценочность в лингвистике?

Оценочность - это лингвистическая категория, которая отображает субъективную оценку говорящего. В романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева, оценочность проявляется через использование лексики, содержащей положительные или отрицательные оценочные суждения, выражающие нравственные, эстетические или другие типы оценок различных персонажей.

Что означает понятие "эмоционально оценочная лексика"?

Эмоционально оценочная лексика - это лексический материал, который включает выражения эмоциональных оттенков и субъективных оценок персонажей. В романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева, эмоционально оценочная лексика используется для передачи эмоционального состояния героев и отображения их отношения к миру и другим персонажам.