Л.С. Выготский о дефекте и компенсации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 20.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Основные положения теории Л.С.Выготского о развитии психики 4
2.Дефект и компенсация 7
Заключение 11
Литература 13

Фрагмент для ознакомления

Возможна в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.Компенсация – это защитный механизм психики, который заключается в бессознательной попытке преодоления как реальных, так и воображаемых недостатков. Из внешнего мира на психику человека идет большое давление, выдержать которое очень трудно, поэтому вырабатываются механизмы, направленные на самозащиту. Каждый человек что-то сам о себе представляет, его мнимые и реальные недостатки являются причиной того, что человек начинает компенсировать. Это значит, что, воспринимаемые человеком собственные недостатки, необходимо устранить или превратить в достоинства, причем, различными способами.Например, люди невысокого роста довольно часто выбирают вещи большого размера, компенсируя, таким образом, свой недостаток. Примером также могут быть одинокие люди, которые компенсируют свое одиночество домашними животными. Компенсация является защитным механизмом, вступающим в действие, когда психика требует устранить возникшие проблемы, вызывающие негативную эмоциональную реакцию. Компенсация зависит от характера и возможностей человека, от его условий жизни.Таким образом, компенсация в психологии является способом дополнения чего-то недостающего или замены плохого хорошим. Происходит компенсация во всех сферах жизни, а не только в той, где возникла проблема. Например, мужчина, недовольный своим социальным положением, будет самоутверждаться в своей семье – командовать всеми её членами, показывать, что он главный, а то и физическую силу использовать. На первый взгляд компенсация вполне приемлемая, но, её главная причина состоит в том, что часто человек не искореняет свой недостаток, а ещё больше усиливает. Обычно свою внутреннюю проблему при компенсации он не решает, а делает попытки забыть о ней, чем-то прикрыть, и психологи выделяют здесь многообразные способы замены. Например, оченьлегкозапутаться в такомчувствекаклюбовь.ЗаключениеВ результате анализа литературных источников было заключено следующее.Компенсаторная функция (компенсация) – это общая совокупность реакций организма на какое-либо повреждение, возмещение которого происходит за счет деятельности неповрежденных систем или отдельных органов.Психика человека является сложнейшей функциональной системой. Её пластичность лежит в основе компенсаторных механизмов – сущность этих механизмов сводится к замене выпавшего звена, в результате чего целостность функциональной системы восстанавливается. Компенсационные процессы у человека заключаются в основном в формировании способов действий усвоения социального опыта, при этом ведущую роль играет сознание. Компенсация у человека, таким образом, связана с развитием всех сторон его личности. Процессы компенсации осуществляются на разных уровнях своей организации.Теория компенсации Л.С.Выготского направленная на теоретическое объяснение и экспериментальное исследование самих процессов психического развития человека. Она представляет собой систему взаимосвязанных понятий и принципов, построенных таким образом, что они полностью теоретически отражают весь процесс развития в его основных аспектах. Место и роль каждого отдельного понятия и принципа становится ясным, когда они рассматриваются через их отношение к предмету теории — процессу культурного развития высших психических функций. Важной чертой культурно-исторической теории является то, что вместе с системой теоретических инструментов для анализа развития она также обеспечивает новую «неклассическую» экспериментальную методологию, генетический экспериментальный метод исследования развития высших психических функций.ЛитератураВыготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. - М.: Просвещение, 1995Взаимообусловленность коррекции и компенсации. И.Ю.МайсурадзеГоловин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 1998Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996Клиническая психология. Словарь.под общей ред. Петровского А.

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. - М.: Просвещение, 1995
2. Взаимообусловленность коррекции и компенсации. И.Ю.Майсурадзе
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 1998
4. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996
5. Клиническая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения теории Л.С. Выготского о развитии психики?

Основные положения теории Л.С. Выготского о развитии психики заключаются в том, что развитие психики происходит под влиянием внешних социокультурных условий, что оно происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи и что развитие психики происходит взаимодействием между ребенком и взрослым, при этом взрослый играет роль активного помощника в формировании психических функций.

Что такое дефект и компенсация в теории Л.С. Выготского?

Дефект в теории Л.С. Выготского - это нарушение психического развития, вызванное отсутствием или недостатком определенных функций. Компенсация, с другой стороны, представляет собой защитный механизм психики, при котором индивидуум компенсирует отсутствующие или недостаточно развитые функции путем использования других функций или способов.

В чем заключается компенсация в теории Л.С. Выготского?

Компенсация в теории Л.С. Выготского представляет собой защитный механизм психики, который заключается в бессознательной попытке индивидуума компенсировать отсутствующие или недостаточно развитые функции путем использования других функций или способов. Это позволяет индивидууму преодолеть дефекты и достичь определенных целей или задач.

Что необходимо для возможности компенсации в теории Л.С. Выготского?

Возможность компенсации в теории Л.С. Выготского зависит от наличия у организма и психики достаточного компенсаторного фонда. Также для компенсации необходимо, чтобы у индивида были сформированы необходимые предпосылки: воля, мотивация, структуры личности для достаточно интенсивных, продолжительных упражнений и тренировок.

Как компенсация влияет на развитие психики?

Компенсация влияет на развитие психики, так как позволяет индивидууму преодолеть дефекты и обеспечить функционирование на достаточно высоком уровне. Путем активного использования других функций или способов компенсация позволяет индивидууму достичь определенных целей, развиться и адаптироваться к окружающей среде.

Что такое компенсация в теории Л.С. Выготского о развитии психики?

Компенсация - это защитный механизм психики, который заключается в бессознательной попытке организма восстановить утраченные или недостаточно развитые функции с помощью усиления других функций.

Что требуется для возможности компенсации в теории Л.С. Выготского?

Для возможности компенсации необходимо, чтобы организм и психика обладали достаточным компенсаторным фондом, а у индивида были сформированы необходимые предпосылки для компенсации, такие как воля, мотивация и структуры личности для достаточно интенсивных и продолжительных упражнений и тренировок.

Что означает дефект в теории Л.С. Выготского?

Дефект - это отставание или недостаточное развитие определенных функций психики у индивида, которые не могут быть компенсированы самостоятельно без помощи и вмешательства других людей или внешних условий.

Как работает механизм компенсации по теории Л.С. Выготского?

Механизм компенсации включает в себя бессознательную попытку организма восстановить недостающие функции психики путем усиления других функций. Например, если у человека есть дефект в области речи, он может развить сильные навыки в других областях, таких как рисование или музыка, чтобы компенсировать недостаток в коммуникации.