- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития математической речи младших школьников на уроках математики 6
1.1. Основные характеристики речевой деятельности младших школьников 6
1.2. Особенности развития математической речи младших школьников на уроках математики 11
1.3. Приемы речевого математического развития младших школьников 16
Глава 2. Методические основы развития математической речи на уроках математики в начальной школе 26
2.1. Диагностика уровня развития математической речи на уроках математики в начальной школе 26
2.2. Методические рекомендации для развития математической речи младших школьников на уроках математики 29
Заключение 37
Список литературы 39
Фрагмент для ознакомления
».Грамотную математическую речь можно увидеть в правильном употреблении математических понятий, в знании того, где и когда следует использовать такиепонятия и специальные математические выражения, а также в развитии каждой стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая, связная речь).Коммуникацияс использованием математического языка в качестве конечной цель обучения, предусматриваетразвитиекоммуникативной компетенции, другими словамивозможности учащегося решать определенные коммуникативные задачи с использованием языковых средств в различных областях и ситуациях математического общения.Следовательно, к числу условий успешностиданного процесса можно отнестивысокую профессиональную культуру речи учителя, которая базируется на общей культуре речи. Таким образом, изучая проблему развития математической речи у учащихся начальной школы, можнопредставить рекомендации, расположенные далее.Развитие математической речи обучающихсядолжно начинаться уже с первого класса.Учитель должен чаще использовать в своей речи слова: «напишите выражение», «сравните выражения». Наименования компонентов и результаты действий фиксируются при написании примеров устно. Обучающихся следует обучатьчтению математических выражений.Если задача не понятна учащимся, нужно прочитать ее вслух по частям и разобраться, как ее выполнить. Не следует спешить помогать учащемуся, нужно дать ему самому составить свой ответ. Если учащийся допустил ошибку, то требуется, чтобы ученик сам ее исправил, тем самым сформировав математическую речь.Когда учащихся знакомят с новымиматематическими понятиями, то следует обращать внимание на наименование понятия, в котором содержится смысл и значение действия. Следует спросить у учащихся: «что происходит с числом, из которого мы вычитаем?». Число будет уменьшаться. Из этого можноотметить: число, из которого мы вычитаем, называется уменьшаемым.Учащимся можно рассказывать о происхождении математического понятия или знака. Это представляет интерес для обучающихся. К примеру, знак сложения ( + ) произошел из латыни от «PLUS», что значит больше.Необходимо представить материал таким образом, чтобы учащиеся сами или при помощипедагога могли сделать выводы и выразить его своими словами, а после прочитать данное правило либо выводы из учебника. Эту методику использует А. Л. Чекин.В процессе изучения геометрического материала требуется уделять большое внимание произношению математических понятий и названию символов. Педагогу требуется чаще использовать новые понятия, заставитьучащихся говорить и записывать их.Необходимо провести графический диктант с целью лучшего запоминания. Графические диктанты по клеточкам – это развивающие игры для учащихся 1 класса, они учат ориентироваться на листе бумаги, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и память. Ониспособствуютформированию графических навыков. Графический диктант развивает мелкую моторику и координацию рук, формирует пространственное мышление. Во время урока требуется развивать правильную письменную речь. В записях учителя на доске должна присутствовать логическая очередность.Требуется обучать младших школьников, верно размещать материал в тетради,соблюдать интервалы между примерами, уметь делать краткие записи задач, точно делать чертеж.Речь младших школьников на уроке математики должна подчиняться тем же правилам, которые преподаются на уроке русского языка. Необходимо следить за тем, чтобы младшие школьникиверно использовали падежи, не пропускали союзы и верно расставляли акценты в математических понятиях.Также можно использовать в начальных классах иопределенные нетрадиционные методы работы по совершенствованию математической речи учащихся. В первую очередь описанные формы работы по развитию математической речи могут быть традиционными. Но между тем в соответствии с практикой, педагоги не реализуют представленные задания, а если и применяют их, то не так часто.В первую очередь, требуется поработать со звуковой составляющей речи. Работа со звуковой составляющей речи является формированиемверного произношения и выразительным чтением математических понятий, а также выразительным чтением любой задачи. Чтобы успешно решить эту задачу, учитель должен следить за речью учеников. Во время устного опроса учащимся должны быть предложены (вфронтальномлибо индивидуальном порядке) упражнения следующего типа:1. Прочтите слова, следуя ударениям: децимéтр, сантимéтр, выражéния, наименовáния. 2. Прочтите: прибавить к числу 46, вычесть из числа 57, к числу 112 прибавить 345. 3. Прочтите: прибавить к 23, вычесть из 34, к 168 прибавить. Зачастую обучающиеся используютневерно падежи при чтении упражнений, в данных ситуациях учитель должен изначальнопрочесть сам, а послеученики должны прочесть самостоятельно. К примеру, из урока в урок можно приучать детей к чтению математических выражений. 4. Упражнение13-6Петя прочитал следующим образом: «Изтринадцать вычесть шесть». Он правильно прочитал? Кроме того, на уроках математики требуетсяреализовать словарную работу, которая приводится к осознанию и умениямпояснять значение математических понятий, освоению их верного написания и развитиюнавыков составления содержательного связного высказывания. С данной целью ученикам предлагаются такиезадания: 1. Задание на пояснение значений математических понятий: а) поясните значения слов и выражений: уменьшаемые, сложение, разрядное число, разрядное слагаемое (понятияпо программеконкретного класса); б) математическое выражение 13•7Никита прочитал: «13 взять 7». Как следует читать такое выражение?в) сделав действие 15+7=22, Оля дала ответ: «У меня получилось 22, я сосчитала верно». Как следует читать такое выражение?В процессе составлениязаданийэтого типатребуется включать больше заданий на использование понятий (верное и неверное). 2. Задания на верное написание понятий: а) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум…рация, выч…таемое, ед…ница, кил…грамм; 3. Задания на составление связного высказывания: а) прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От … слагаемых … не изменится; Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить … слагаемое, а потом к полученному результату… второе слагаемое; б) применяя эти слова и выражения, составьте известное вам правило: слагать, суммировать, находить, вычитать, неизвестное, слагаемое, другое, так что, надо, из.Задания такого типа ориентированы на овладение верной и точной формулировкой математических правил и определений и развитие математической речи.Вместе с тем в образовательном процессе по математике необходимо работать над формированием культуры математической речи. Она приводится к устранению грамматической и математической ошибки, недостатка речи, таких как неточность и бедность речи, употребление ненужных слов, неправильный порядок слов в предложении и др.На данном этапе речевого развития достигается четкость и точность речи. На уроках математики учащиеся решают следующие виды заданий:1. Задания для устранения грамматических и математических ошибок:а) устранить математические ошибки в тексте: «чтобы найти неизвестное число в выражении …+6=19, добавьте 19 к 6»;б) В ответ на вопрос учителя Петядал ответ: «Если к числу 8 прибавить число 3, то получится 11». Какие ошибки допустил Петя?в) Оля, решая уравнение 9-х=6, рассуждала так: «чтобы найти х, надо вычесть меньшее (6) из большего числа (9) и получить х: х=9-6, х=3». Правильно ли рассуждалаОля?2. Задания для устранения речевых недостатков подбираются в основном так же, как и на уроках чтения, используется только математический материал. Такие упражнения рекомендуются как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что способствует укреплению межпредметных связей. Примеры упражнений:а) устранить недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «как сложить числа 25 и 8?» было: «к 25 прибавьте сумму чисел 5 и 3». Заменить второе число 8 на сумму удобных терминов 5 и 3. Это более удобно, чтобы добавить первый срок от 5 до 25, мы получим 30. К полученной сумме прибавим второй член 3, т. е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33;б) пример 295+12=307 Коля читал так: «к двумстам девяноста пяти прибавьте двенадцать и получите триста семь». Он все правильно прочитал?В тех случаях, когда учащиеся затрудняются дать ответ, учитель должен сам прочитать пример, обращая особое внимание на окончания цифр, а затем попросить одного из учащихся повторить его. Упражнения такого типа достаточно сложны, но студенты могут справиться с ними, если работа в этом направлении проводится систематически и целенаправленно.Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Возможны следующие виды работ:1. Учащиеся составляют текст с помощью набора карточек со словами:а) чтобы произведение двух чисел было умножено на число, можно умножить, первое число, множитель, число на второе, а полученное, умножить, множитель;б) 4• (2•3), то (4•3) •3, 24, =, 8•3, =.2. Прочитайте эти предложения в таком порядке, чтобы получить связное объяснение: так 48:4=12. Это число равно 12. Деление 48 на 4 означает нахождение числа, которое при умножении на 4 дает 48.3. Закончите объяснение: «чтобы разделить число 12 на произведение 3•2, можно разделить 12 на 3 и ...».Для развития математической речи необходимо просить детей самостоятельно составлять такие задания. Наиболее удачные упражнения следует выполнять на занятиях.Важным средством развития грамотной речи и математического языка является правильная письменная речь. На каждом уроке учитель должен проверять правильность написания и правильность оформления решения какой-либо задачи, объяснения не должны содержать грамматических ошибок и не совсем понятных сокращений слов или предложений. Например, можно предложить следующие задания:1. Задания для правильного написания понятий:а) вставьте недостающие буквы и напишите математические понятия: пр ... порция, ко...рдинат, тыс...ча, плош ... д, ур ... внение, ч... слительное.б) найдите ошибку в словах и исправьте ее: «делетель», «киламетр», «произвидение».2. Задания на умение писать математические выражения по названиям составляющих арифметических действий:Записать выражения:а) сумма 22+6 и 15-2б) разница между 324+56 и 123-102.Следует заметить, что реализация описанных методов работы по развитию математической речи у обучающихся возможна при условии наличия у преподавателя правильной речи. Дети, подражая речи педагога, перенимают все тонкости правильного произношения и словоупотребления. Учитель – это один из источников, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Они чутко воспринимают речь своего учителя, прислушиваются к ее звучанию, подражают ей. Поэтому педагогическая речь, обращенная к ученикам, должна звучать грамматически верно. Чем богаче и многообразнее словарный запас, тем ярче и насыщеннее речь, и тем больше слов осваивают обучающиеся.Представленные методы и приемы работы по развитию математической речи младших школьников на уроках математики могут стать традиционными при их систематическом использовании в процессе обучения младших школьников математике.ЗаключениеРечь или речевая деятельность является одним из разновидностей общения, которая является необходимым условием в социальной жизни, в обмене информаций, в познании, образовании, то проблема обогащения и совершенствования речи в младшем школьном возрасте.Изучение особенностей речи младших школьников показывает, что они испытывают трудности не только в отборе содержания информации, но и в выборе языковых средств выражения. Чаще всего в речи используют однообразные выражения, простые однотипные предложения На уроках математики требуется применять разные способы формирования и развития математической речи обучающихся: математический диктант, задания на переход от словесного письма к символьному и обратно, логические упражнения, исследовательскую работу по содержанию задач, составление справочных записей, обладающих обобщающим и алгоритмизированным характером.Для анализа были выбраны такие учебно-методические комплексы (УМК) по математике, как УМК «Школа России» (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова), УМК «Школа 2000…» (Л. Г. Петерсон), УМК «Перспективная начальная школа» (А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова).Анализ изученных нами образовательных программ по математике для начальной школы показал, что в каждой из них предусмотрены возможности для развития математической речи младших школьников. Расширение словарного запаса происходит постепенно с дальнейшим углубление математических понятий и осознанностью математических терминов. В комплекты учебников математики во всех образовательных программах включены специальные задания, направленные на развитие устной и письменной математической речи.Можно сделать вывод, что трудности в развитии математической речи учащихся начальной школы обладают большим значением в ходе образовательного процесса по математике. Детям необходим особенный подход в процессе развития математической речи, который бы принимал во внимание: специфику данной дисциплины; личностные особенности обучающихся с трудностями обучения; систематическое использование упражнений, развивающих математическую речь.Для диагностики уровня развития математической речи учащихся начальной школыбыла использована методика Р. С. Немова «Определение понятий».В диагностике приняли участие 25 человек 3 класса.В результате беседы с учителем было выявлено, что с целью овладения учащихсяобразовательным материалом, учащимся требуется большойобъем упражнений, ориентированных на формирование математической речи младших школьников.В результате проведенной диагностики преобладает средний уровень развития математической речи младших школьников. Определенные трудности были вызваны определением таких слов, как число, дециметр, круг, уравнения. Некоторые учащиеся не могли точно охарактеризовать эти слова.Следует заметить, что реализация описанных методов работы по развитию математической речи у обучающихся возможна при условии наличия у преподавателя правильной речи. Дети, подражая речи педагога, перенимают все тонкости правильного произношения и словоупотребления. Учитель – это один из источников, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Они чутко воспринимают речь своего учителя, прислушиваются к ее звучанию, подражают ей. Поэтому педагогическая речь, обращенная к ученикам, должна звучать грамматически верно. Чем богаче и многообразнее словарный запас, тем ярче и насыщеннее речь, и тем больше слов осваивают обучающиеся.Представленные методы и приемы работы по развитию математической речи младших школьников на уроках математики могут стать традиционными при их систематическом использовании в процессе обучения младших школьников математике.Список литературыБартош Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 737-739.Беляева Я.В., Бариловская А.А. Развитие речи младших школьников // В сборнике: молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: Е.В. Гордиенко; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. -2017.- С. 102-104.Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. – с.67-70.Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, - 2015. – 78 с.Горчаков, А. С. Дидактические условия развития математической речи школьников / А.С. Горчаков, Т.А. Иванова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 4. – С. 55-59.Гусева, Т.Н. Формирование речевой деятельности младших школьников / Т.Н. Гусева. – Москва: Эксмо, 2015. – 380 с.Гуськова, А.А. Речевое развитие детей средствами загадки / А.А. Гуськова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 c.Демидова, Т.Е. Начальный курс математики и развитие речи учащихся / Т. Е. Демидова // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 23-34.Дрозд, В.А. Методика начального обучения математике / В. А. Дрозд. – Минск :Всетка, 2007. – 250 с.Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва :Владос, 92 2008. – 192 с.Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : учебное пособие / Н. Б. Истомина, Ю. С. Заяц. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 198 с.Калинина, Г.П. Развитие математической речи в начальных классах / Г. П. Калинина, В. П. Ручкина // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 62-74.Карпова А.А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 133-138.Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c.Математика. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». ФГОС / М. И. Моро, С. В. Степанова, Г. В. Бельтюкова [и др.] – Москва : Просвещение, 2019. – 124 с.Мишанова, О.Г. Культура речи и этика общения: программа коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ЧГПУ, 2015. – 55 с.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 1-4 класс. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015. Одинцова А.М. Роль творческих заданий в развитии речи младших школьников // В сборнике: динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019.- С. 168-172.Основная образовательная программа начального общего образования «Перспективная начальная школа» / Н. Г. Агаркова, Т. А. Байкова, Е. П. Бененсон. – Москва :Академкнига/Учебник, 2015. – 224 с.Петерсон Л.Г. Математика 1-4 класс. / Л.Г. Петерсон – М.: Ювента, 2013. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / под ред. И. А. Сафроновой. – Москва: Просвещение, 2018. – 416 с.Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - РнД: Феникс, 2016. - 141 c.Ручкина В.П. К вопросу о развитии математической речи учащихся начальной школы / В. П. Ручкина, Н. А. Шпортеева // Образование и детство XXI века : материалы междунар. пед. чтений. – Екатеринбург :УрГПУ, 2004. – С. 56-58.Солдатова Т.Н. Развитие речи ребёнка. С чего начать? // Молодой ученый. — 2020. — №1. — С. 147-148.Ткачук А. В. Условия развития математической речи в младшем школьном возрасте / А. В. Ткачук // Теория и практика педагогической деятельности : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 августа 2019 г.). – Чебоксары : Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. – С. 41-46.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / под.ред. А. А. Казаковой. – Просвещение, 2019. – 53 с. Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2015.Шаталова Е.В. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики / Е. В. Шаталова, А. П. Тарасова // Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения)– Белгород, 2006. – C. 65-72.Шишкова С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2019. - 192 c.Эрдниев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. – Москва : Педагогика, 2006. – 208 с. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учеб.для студентов высших учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева ; под общ. ред. В.И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. – 445 с.
Список литературы
1. Бартош Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 737-739.
2. Беляева Я.В., Бариловская А.А. Развитие речи младших школьников // В сборнике: молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: Е.В. Гордиенко; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. -2017.- С. 102-104.
3. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. – с.67-70.
4. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, - 2015. – 78 с.
5. Горчаков, А. С. Дидактические условия развития математической речи школьников / А.С. Горчаков, Т.А. Иванова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 4. – С. 55-59.
6. Гусева, Т.Н. Формирование речевой деятельности младших школьников / Т.Н. Гусева. – Москва: Эксмо, 2015. – 380 с.
7. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей средствами загадки / А.А. Гуськова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 c.
8. Демидова, Т.Е. Начальный курс математики и развитие речи учащихся / Т. Е. Демидова // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 23-34.
9. Дрозд, В.А. Методика начального обучения математике / В. А. Дрозд. – Минск : Всетка, 2007. – 250 с.
10. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Владос, 92 2008. – 192 с.
11. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : учебное пособие / Н. Б. Истомина, Ю. С. Заяц. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 198 с.
12. Калинина, Г.П. Развитие математической речи в начальных классах / Г. П. Калинина, В. П. Ручкина // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 62-74.
13. Карпова А.А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 133-138.
14. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
15. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c.
16. Математика. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». ФГОС / М. И. Моро, С. В. Степанова, Г. В. Бельтюкова [и др.] – Москва : Просвещение, 2019. – 124 с.
17. Мишанова, О.Г. Культура речи и этика общения: программа коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ЧГПУ, 2015. – 55 с.
18. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 1-4 класс. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.
19. Одинцова А.М. Роль творческих заданий в развитии речи младших школьников // В сборнике: динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019.- С. 168-172.
20. Основная образовательная программа начального общего образования «Перспективная начальная школа» / Н. Г. Агаркова, Т. А. Байкова, Е. П. Бененсон. – Москва : Академкнига/Учебник, 2015. – 224 с.
21. Петерсон Л.Г. Математика 1-4 класс. / Л.Г. Петерсон – М.: Ювента, 2013.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / под ред. И. А. Сафроновой. – Москва: Просвещение, 2018. – 416 с.
23. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - РнД: Феникс, 2016. - 141 c.
24. Ручкина В.П. К вопросу о развитии математической речи учащихся начальной школы / В. П. Ручкина, Н. А. Шпортеева // Образование и детство XXI века : материалы междунар. пед. чтений. – Екатеринбург : УрГПУ, 2004. – С. 56-58.
25. Солдатова Т.Н. Развитие речи ребёнка. С чего начать? // Молодой ученый. — 2020. — №1. — С. 147-148.
26. Ткачук А. В. Условия развития математической речи в младшем школьном возрасте / А. В. Ткачук // Теория и практика педагогической деятельности : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 августа 2019 г.). – Чебоксары : Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. – С. 41-46.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / под. ред. А. А. Казаковой. – Просвещение, 2019. – 53 с.
28. Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2015.
29. Шаталова Е.В. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики / Е. В. Шаталова, А. П. Тарасова // Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения)– Белгород, 2006. – C. 65-72.
30. Шишкова С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2019. - 192 c.
31. Эрдниев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. – Москва : Педагогика, 2006. – 208 с.
32. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учеб. для студентов высших учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева ; под общ. ред. В.И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. – 445 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики речевой деятельности младших школьников?
Основными характеристиками речевой деятельности младших школьников являются: формирование навыков связного высказывания, развитие словарного запаса и грамматической структуры речи, установление связи между словами и математическими понятиями, умение объяснять свои мысли и отвечать на вопросы по теме урока.
Какие особенности развития математической речи младших школьников на уроках математики?
Особенности развития математической речи младших школьников на уроках математики включают: формирование навыков использования математической терминологии, развитие умения анализировать и объяснять решение математических задач, тренировку речи на основе математических текстов и заданий, развитие навыков математического рассуждения и коммуникативных связей.
Какие приемы можно использовать для развития математической речи у младших школьников?
Для развития математической речи младших школьников на уроках математики можно использовать следующие приемы: использование словесных задач и ситуаций, проведение устных диалогов и дискуссий, тренировка в объяснении материала перед классом, работа в парах или группах с обсуждением математических задач, использование игровых элементов и заданий для развития речи.
Какие методические основы можно использовать для развития математической речи на уроках математики в начальной школе?
Для развития математической речи на уроках математики в начальной школе можно использовать следующие методические основы: систематическое использование математической терминологии, организация устных ответов учащихся на заданные вопросы, проведение игровых и интерактивных упражнений, использование диалогов и дискуссий для обсуждения математических задач, обратная связь и коррекция речевых ошибок учащихся.
Какие основные характеристики речевой деятельности младших школьников?
Основными характеристиками речевой деятельности младших школьников являются формирование и развитие словаря и грамматического строя, умение выражать свои мысли и идеи, умение слушать и понимать речь других, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение использовать речь в различных коммуникативных ситуациях.
Какие особенности развития математической речи младших школьников на уроках математики?
Особенности развития математической речи младших школьников на уроках математики включают формирование математического словаря, развитие умений использовать математические термины, умение анализировать и описывать математические объекты и явления, умение объяснять свои решения и действия, умение формулировать математические понятия и правила.
Какие приемы используются для речевого математического развития младших школьников?
Для речевого математического развития младших школьников используются различные приемы, такие как объяснение математических понятий и правил, задание задач и ситуаций для обсуждения, игры и упражнения на развитие речи, работа с текстами и заданиями на чтение и понимание математического содержания.
Какие методические основы развития математической речи на уроках математики?
Методическими основами развития математической речи на уроках математики являются постановка целей и задач развития речи, организация речевой деятельности учащихся, использование разных форм работы с речью (индивидуальная, парная, групповая), использование разнообразных упражнений и заданий на развитие речи.
Какие теоретические основы лежат в основе развития математической речи младших школьников?
Теоретическими основами развития математической речи младших школьников являются психолингвистические и психологические исследования, которые позволяют определить этапы развития речи и понять, какие знания и умения надо развивать у детей в процессе обучения математике.
Какие особенности развития математической речи младших школьников на уроках математики?
Развитие математической речи у младших школьников на уроках математики имеет свои особенности, так как они только начинают учиться математике и формировать математические понятия. Одна из особенностей заключается в том, что ребенок обладает ограниченным словарным запасом и еще не умеет точно выражать свои мысли на математические темы. Также младшие школьники еще не владеют навыками анализа и синтеза математической информации.
Какие приемы можно использовать для развития математической речи у младших школьников на уроках математики?
Для развития математической речи у младших школьников на уроках математики можно использовать различные приемы. Например, можно использовать игровые задания, где ребенку предлагается объяснить математическое явление или решить задачу устно. Также можно проводить коллективные дискуссии, в ходе которых ребенок будет развивать навыки аргументации и учиться выражать свои мысли на математические темы. Приемы моделирования и ролевых игр также могут быть полезны для развития математической речи у младших школьников.
Какие методические основы следует использовать для развития математической речи на уроках математики в начальной школе?
Для развития математической речи на уроках математики в начальной школе следует использовать следующие методические основы. Во-первых, необходимо создать атмосферу сотрудничества и доверия, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно выражали свои мысли. Во-вторых, уроки математики должны быть структурированными и последовательными, с использованием интерактивных методов обучения. В-третьих, необходимо давать детям возможность самостоятельно формулировать и решать математические задачи, и активно включать их в дискуссии и обсуждения. И, наконец, важно обратить внимание на развитие словарного запаса и грамматических навыков учеников, чтобы они могли точно и четко выражать свои мысли на математические темы.