Филологический анализ текста
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 23.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования вербализации темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»……………………..5
1.1. Понятие вербализации…………………………………………….5
1.2. Любовь как концепт…………………………………………………6
1.3. Тема любви в творчестве А.И. Куприна………………………….9
Выводы по первой главе…………………………………………………12
Глава 2. Практические аспекты исследования вербализации темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»…………………….14
2.1. Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»…..14
2.2. Вербализация темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»…………………………………………………………………………..17
Выводы по второй главе………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..29
Ни генерал Аносов, ни Вера Шеина не испытывали настоящей любви. Аносов даже не видел такой – видел только нечто похожее: «Я, правда, знаю два случая похожих. Но один был продиктован глупостью, а другой… так… какая-то кислота… одна жалость…» [Куприн, 2007: 14]. Первый случайрассказывает о любви прапорщика к жене полкового командира. Чтобы доказать свою любовь, прапорщик был готов броситься под поезд. Второй случай – о муже, который терпел измены своей жены, и ради счастья своей «Леночки» согласился жить «втроем в двумужественном браке» [Куприн, 2007: 15].В этом же разговоре Вера рассказывает генералу о «безумце,который начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества» [Куприн, 2007: 15]. Генерал высказывает мнение, что, возможно, это и есть настоящая любовь.И, действительно, дальнейшее развитие сюжета дает нам понять, что такое маниакальное преследование – это проявление любви. Сам по себе Желтков – «маленький человек» − совершенно безобиден, но его любовь и то, что он, в отличие от представителей высшего общества, способен на это чувство, что делает его выше представителей высшего общества. Проявление настоящей любви в повести связано с этим персонажем.Сложно представить, какое мужество должно быть у скромного, тихого человека, чтобы он мог признаться мужу предмета своей любви в том, что он действительно любит. Речь Желткова дает нам понять, что его любовь можно считать настоящей: «Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно − смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме» [Куприн, 2007: 18]. Это высказывание дает нам понять, что Желтков видит только один способ не любить – это смерть. Его любовь не боится трудностей и естественных преград, и, значит, сам Желтков тоже ничего не боится. Для того, чтобы не обременять Веру Шеину своей любовью, он готов пойти на самоубийство.Кульминацией развития темы любви, своеобразный катарсис всего произведения, заключен в письме Желткова, которое Вера читает уже после его смерти. Это письмо также можно отнести к способам вербализации темы любви в повести. Приведем отрывки из этого письма: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей − для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это…Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя − это не болезнь, не маниакальная идея − это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом.Если Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, − так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, № 2, op. 2.От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки» [Куприн, 2007: 20-21].Это письмо рассеивает сомнения Веры, которая не знала, что это – маниакальное преследование или любовь. Теперь она знает, что это была любовь, но этого ей не легче. Желтков, несмотря на низость своего положения и невозможность быть с Верой, любит самоотверженно и желает только блага своей возлюбленной. Образ Веры связана для него с божественном началом, Вера для него – святая. Ему достаточно только того, что его любовь существует, но из-за того, что любовь Желткова доставляет Веры неудобства, он готов навсегда исчезнуть из её жизни, что возможно только в том случае, если сам он не будет жить.Устами старогогенерала Аносова, несмотря на то, что этот герой так и не испытал высокого чувства,А.И. Куприн высказывает своемнение о любви: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться» [Куприн, 2007: 14]. Вероятно, то, что эти слова принадлежат именно Аносову, связано с тем, что генерал – пожилой, умудренный опытом человек, который многое видел и, следовательно, может проанализировать человеческие взаимоотношения и сделать некоторые выводы.Персонажи, которые можно отнести к высшему обществу, не испытывали такой любви, которую смог испытать мелкий чиновник. Аносов, который больше всех размышляет о любви, сам такой любви не испытывал и женился благодаря мимолетному порыву. Василий Шеин, муж Веры, относится к любви не то, чтобы скептически, но с некоторой иронией, но при личной встрече с Желтковым он понимает, что тот действительно любит его жену. Желтков же – единственный персонаж, говорящий о настоящей любви. Его любовь представлена письмами к Вере и разговором с её мужем.Таким образом, главной особенностью вербализации темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» можно считать то, что феномен настоящей, всеобъемлющей любви описан не в живом высказывании персонажа, а в письме, которое прочитано уже после его смерти. Такая форма позволяет автору реализовать мысль о том, что «любовь должна быть трагедией», что любовь прочно связана не только с жизнью, но и смертью.Выводы по второй главеВо второй главе мы проанализировали повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» с точки зрения раскрытия в ней темы любви, а также выявили особенности вербализации этой темы в произведении. Так, повесть А.И. Куприна пронизана темой любви. Желтков, мелкий чиновник, влюблен в княжну Веру Шеина. Естественно, их союз невозможен, так как герои принадлежат разным социальным классам и, к тому же, Шеина замужем. Но Желткову и не нужна взаимность – он счастлив уже тем, что любит, что предмет его любви существует. И, не желая мешать Вере Шеиной существовать, он совершает самоубийство. Тема любви в повести «Гранатовый браслет» представлена в историях Аносова о том, как он женился, о взаимоотношении с «болгарочкой», в его рассуждениях о настоящей любви. Писатель использует его речь для того, чтобы показать, что всё это – не любовь. При этом мысли самого А.И. Куприна относительно настоящей любви представлены в речи именно этого персонажа. О любви говорит и Василий Львович Шеин, который относится к проявлениям любви несерьезно, грубо высмеивая искренние чувства Желткова. Высшая форма любви вербализируется в высказываниях Желткова и его письме.Таким образом, к особенностям вербализации темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» можно отнести то, что различные формы любви представлены в историях различных персонажей. Все герои, за исключением Желткова, не испытывали высокого чувства, Аносову знаком феномен настоящей любви только в теории, Василий Львович относится к этому чувству иронически. И только Желтков, несмотря на то, что он не принадлежит высшему обществу (или благодаря этому), испытывал искреннее, чистое чувство любви. Это чувство в полном её проявлении раскрывается в его последнем письме.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ первой главе мы выяснили, что «вербализация» в данном случае означает «выражение чего-либо посредством языка», и рассмотрели любовь как концепт, а также эволюцию темы любви в творчестве А.И. Куприна.Так, любовь – это высшее чувство, которое заключается в ощущении предельной симпатии любящего по отношению к предмету любви. Любящий ставит интересы предмета любви выше своих собственных, способен пожертвовать собой ради него и без него чувствует неполноту собственного «Я». Концепт «любовь» стоит в одном ряду с концептами счастья, свободы, веры, надежды и напрямую связан со смыслом жизни человека.Тема любви – одна из ведущих в творчестве А.И. Куприна. Писатель не единично обращается к этой теме в своих произведениях. Вместе с творческой эволюцией происходит и изменение восприятия любви писателем, что, естественно, влияет на отражение этого чувства в художественных произведениях. Одним из лучших произведений, посвященных любви, по праву считается повесть «Гранатовый браслет». Во второй главе мы проанализировали повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» с точки зрения раскрытия в ней темы любви, а также выявили особенности вербализации этой темы в произведении. Так, повесть А.И. Куприна пронизана мелодией любви, само произведение целиком и полностью посвящено теме любви. Желтков, мелкий чиновник, влюблен в княжну Веру Шеина. Естественно, их союз невозможен, так как герои принадлежат разным социальным классам и, к тому же, Шеина замужем. Но Желткову и не нужна взаимность – он счастлив уже тем, что любит, что предмет его любви существует. И, не желая мешать Вере Шеиной существовать, он совершает самоубийство. Тема любви в повести «Гранатовый браслет» представлена в историях Аносова о том, как он женился, о взаимоотношении с «болгарочкой», в его рассуждениях о настоящей любви. Писатель использует его речь для того, чтобы показать, что всё это – не любовь. При этом мысли самого А.И. Куприна относительно настоящей любви представлены в речи именно этого персонажа. О любви говорит и Василий Львович Шеин, который относится к проявлениям любви несерьезно, грубо высмеивая искренние чувства Желткова. Высшая форма любви вербализируется в высказываниях Желткова и, главным образом, в его последнем письме к Вере Шеиной.Таким образом, к особенностям вербализации темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» можно отнести то, что различные формы любви представлены в историях разных персонажей. Все герои, за исключением Желткова, не испытывали высокого чувства, Аносову знаком феномен настоящей любви только в теории, Василий Львович относится к этому чувству иронически. И только Желтков, несмотря на то, что он не принадлежит высшему обществу (или благодаря этому), испытывал искреннее, чистое чувство любви. Это чувство в полном её проявлении раскрывается в его последнем письме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКуприн А.И. Гранатовый браслет // Повести. Рассказы. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 4-22. Алданов М. Памяти А.И. Куприна // Литературное обозрение обозрение. − 1994. − №7-8. − С.63.Афанасьев В.Н. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. − М., 1970. − С.92-112.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 598 с.Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Новое и религиозное сознание и общественность. − М., 1999.Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Отв. ред. В.Н. Ярцева. − М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. − 685 с.Воркачев С.Г. Концепт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования. − М.: Перемена, 2003. − 254 с.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: Ок. 1900 словообразоват. единиц − 2-е изд., испр. − М.: Астрель, 2005 – 636 с.Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. − Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.Макшанцева Н.В. Концепт «любовь» в русском языке // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. − № 1. – 112-116.Попова Е. В. Текстовая семантика любви в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Вестник Башкирск. ун-та. – Уфа, 2011. − №2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 357 с.Русские писатели. 1800–1917: Биограф.словарь. / Гл. ред. П.А. Николаев. − Т. 3: К – М. − М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. − 592 с.Смирнова Л. А. В поисках духовной гармонии // Куприн А. И. Повести и рассказы. − М.: Сов. Россия, 1987. − С. 382-395.Сосновский А.В. Лики любви: очерки истории половой морали. − М.: Знание, 1992. − 347 с.Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. − Л.: Нева, 1997. − 187 с.Чеснокова И.Г. Личность могучего чувства в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. − № 4: в 2-х ч. – Ч. 2. – С.46-48.Шань П. Трагизм любви в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Интернациональный журнал гуманитарных и естественных наук. – № 43. – 2020. – С 112-113.
1. Куприн А.И. Гранатовый браслет // Повести. Рассказы. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 4-22.
2. Алданов М. Памяти А.И. Куприна // Литературное обозрение обозрение. − 1994. − №7-8. − С.63.
3. Афанасьев В.Н. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. − М., 1970. − С.92-112.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 598 с.
5. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Новое и религиозное сознание и общественность. − М., 1999.
6. Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Отв. ред. В.Н. Ярцева. − М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. − 685 с.
7. Воркачев С.Г. Концепт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования. − М.: Перемена, 2003. − 254 с.
8. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: Ок. 1900 словообразоват. единиц − 2-е изд., испр. − М.: Астрель, 2005 – 636 с.
9. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. − Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.
10. Макшанцева Н.В. Концепт «любовь» в русском языке // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. − № 1. – 112-116.
11. Попова Е. В. Текстовая семантика любви в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Вестник Башкирск. ун-та. – Уфа, 2011. − №2.
12. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 357 с.
13. Русские писатели. 1800–1917: Биограф. словарь. / Гл. ред. П.А. Николаев. − Т. 3: К – М. − М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. − 592 с.
14. Смирнова Л. А. В поисках духовной гармонии // Куприн А. И. Повести и рассказы. − М.: Сов. Россия, 1987. − С. 382-395.
15. Сосновский А.В. Лики любви: очерки истории половой морали. − М.: Знание, 1992. − 347 с.
16. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. − Л.: Нева, 1997. − 187 с.
17. Чеснокова И.Г. Личность могучего чувства в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. − № 4: в 2-х ч. – Ч. 2. – С.46-48.
18. Шань П. Трагизм любви в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Интернациональный журнал гуманитарных и естественных наук. – № 43. – 2020. – С 112-113.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы исследования вербализации темы любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"?
Теоретические основы исследования вербализации темы любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" включают понятие вербализации, которое означает приведение абстрактных понятий к словесной форме. Также важным аспектом является понятие любви как концепта, который является центральной темой повести.
Какая роль темы любви в творчестве А.И. Куприна?
Тема любви играет значительную роль в творчестве А.И. Куприна. Автор посвятил много произведений этой теме, в том числе и повести "Гранатовый браслет". Он исследует разные аспекты любви: ее природу, проявления, влияние на людей. Тема любви в его творчестве является одной из центральных и повторяющихся мотивов.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: вербализация – понятие, которое означает преобразование абстрактных понятий в словесную форму; любовь является концептом, который играет важную роль в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"; тема любви имеет значительное место в творчестве Куприна и интересует автора.
Какие практические аспекты исследуются во второй главе статьи о повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"?
Во второй главе статьи исследуются практические аспекты вербализации темы любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Автор анализирует способы выражения и описания любви в тексте, выявляет особенности используемых лексических единиц и выражений, а также исследует символическое значение гранатового браслета в контексте любовной тематики.
Какая роль темы любви в повести "Гранатовый браслет"?
Тема любви играет ключевую роль в повести "Гранатовый браслет" А.И. Куприна. Она пронизывает все сюжетные линии и определяет поведение героев. Любовь является движущей силой действия и влияет на развитие сюжета. Также она помогает автору исследовать человеческие чувства и эмоции.
Какие теоретические основы используются в филологическом анализе текста?
В филологическом анализе текста используются такие теоретические основы, как вербализация, концепт, тема и другие. В данной статье основное внимание уделяется исследованию вербализации темы любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
Что такое вербализация?
Вербализация - это процесс выражения понятий, концептов или тем в тексте с помощью языковых средств. Таким образом, вербализация позволяет изучать, каким образом автор передает определенную тему или концепт в своем произведении.
Как можно определить любовь как концепт?
Любовь - это комплексное понятие, которое можно определить как концепт, исследуя его особенности и аспекты в различных текстах. В данной статье будет рассмотрена вербализация темы любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и изучены различные проявления любви в тексте.
Какая роль темы любви в творчестве А.И. Куприна?
Тема любви занимает важное место в творчестве А.И. Куприна. В данной статье будет проведен анализ вербализации темы любви в его повести "Гранатовый браслет", чтобы выявить особенности авторского восприятия и передачи этой темы в тексте.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: вербализация является важным инструментом для исследования передачи темы любви в тексте; любовь может рассматриваться как концепт и изучаться в различных контекстах; в творчестве А.И. Куприна тема любви имеет особое значение и будет дальше изучаться во второй главе статьи.