Развитие взглядов А.Я. Гуревича по проблеме индивида на Средневековом Западе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 37 37 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 24.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ: 1940-Е – 1960-Е ГОДЫ 6
1.1 Предпосылки формирования проблемы индивида в творчестве А. Я. Гуревича 6
1.2 Первые шаги индивида в ранних работах А.Я. Гуревича 9
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: РАБОТЫ 1970-Х – 1980-Х ГОДОВ 14
2.1. Христианский и дохристианский человек в монографии 14
«Категории культуры» 14
2.2. Мир глазами средневекового человека в монографии «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» 17
ГЛАВА 3. ОТ ИНДИВИДА ИССЛЕДУЕМОГО К ИНДИВИДУ ИССЛЕДУЮЩЕМУ: РАБОТЫ 1990-Х – 2000-Х ГОДОВ 22
3.1. Продолжение антропологической темы в монографии «Индивид и социум на средневековом Западе» 22
3.2. Теория, методология и философия истории в «Истории историка». Культурно-антропологическая школа 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Такая однобокость подходов не позволяет создать полноценное представление об исторических процессах, а значит следует переместить фокус на среду, в которой рождаются идеи и интеллектуалы. Но в данном контексте среда это не просто то, что окружает генератора идей, а нечто большее, всеобъемлющее и общечеловеческое, то, что входит в понятие ментальностей, которые «являются совокупностями разумов, парадигм и точекзрения, вложенных в институты, которые придают последовательность и «целостность» исторической эпохе».В методике исследования, применяемой Гуревичем, также прослеживается влияние метода Марка Блока, который говорил о том, что попытки объяснения происхождения того или иного явления следует начинать с досконального изучения его природы. В «Истории историка» Гуревич отмечает, что «движение мысли <…> у историков <…> развивалось синхронно. <…> Вы анализируете текст. Для того чтобы понять его истинность или неистинность, его внутренний смысл, надо от внешнего выражения перейтик тому, что скрывается внутри этого текста, обнаружить его потаенные пласты, потаенные, может быть, даже от самого автора». переходя тем самым от синхронного анализа, который предполагает выявление общих черт явления при одномоментном его рассмотрении в разных регионах, к диахронному, позволяющему увидеть явления в их развитии с учетом последующих и предшествующих состояний. Кроме того, методика М. Блока предполагала рассмотрение источников под новым углом зрения, обращенным не к элитарным классам и отдельным ее представителям, а к так называемым «низшим» классам, представители которых составляют безусловное множество и являются носителями различных форм массового сознания, попадающих под определение ментальности, часто используемое в работах Гуревича. «Доминирующим в его исследованиях стало стремление выявить роль индивида, личности в истории и исторических событиях. Не историческое прошлое, а человек в этом прошлом волновал разум мыслителя, склонного к философской рефлексии и эпистемологическим поискам».Таким образом, «История историка», одновременно раскрывающая факты из жизни самого Гуревича, анализирующая причины и факторы, приведшие ученого на его уникальный исторический путь, также является своего рода изучением личности, но на этот раз личности самого ученого. Как отметил сам Гуревич: «моя нынешняя работа протекает одновременно в двух планах – это попытка проникнуть в сознание человека, жившего многовеков тому назад, и опыт восстановления собственной жизни, рассматриваемой в связи с общим развитием современной историческоймысли».Арона Яковлевича Гуревича не стало 5 мая 2006 года. В 1993 году ученый потерял зрение, но не прекратил научную деятельность. Его ученики читали ему, он слушал и обдумывал услышанное, диктовал свои мысли, чтобы их записали. Еще будучи зрячим, но уже в преклонном возрасте, он сумел своими глазами увидеть знаковые для его научных изысканий места и артефакты. На протяжении всей научной деятельности он выдвигал идеи, методы и подходы к историческим исследованиям, вызывающие общественный резонанс, но оказавшие огромное влияние на развитие отечественной и зарубежной истории.В качестве общего вывода по третьей главе следует отметить, что к концу XX –началу XXIвека Гуревич окончательно сделал индивида центром своих научных изысканий. В своем последнем труде «Индивид и социум на средневековом Западе» ученый использует комплексный подход к изучению проблемы индивида и личности, рассматривая как индивидуальные, таки и обобщенно-психологические источники. Изменение подхода дает историку основание заметить, что определение времени появления средневекового индивида практически невозможно. Он отказывается от мысли, что индивид сформировался в период Новой истории и говорит о том, что на самом деле личность была всегда, но она была исторически конкретно определена социально-культурной ситуацией и ее восприятием.Обращение Гуревича к собственной персоне, как к изучаемому индивиду, происходит в книге «История историка», в которой факты биографии, воспоминания и замечания тесно переплетены с анализом состояния исторической науки в России, обзором иностранных источников, повлиявших на научное мировоззрение и методику ученого.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема индивида в Средневековье разрабатывалась Ароном Яковлевичем Гуревичем в течение пятидесяти лет. Столь длительный научный путь, сопровождавшийся постоянными научными исканиями, использованием новых методов и подходов к изучению данного вопроса, не мог не сопровождаться закономерным изменением взглядов ученого на обозначенную проблему. Начиная как историк, изучающий социально-экономические изменения, Гуревич, вступая в конфликт с официальной научной программой, обратился к антропологической истории, провозгласив индивида стрежнем всех исторических явлений и процессов.В связи с этим целью нашего исследования стало изучение развития взглядов А. Я. Гуревича на проблему индивида на Средневековом Западе через призму его биографии, для достижения поставленной цели было выделено несколько задач, которые последовательно решались в ходе исследования.Так задачами первой глава было выявить предпосылки формирования проблемы индивида в творчестве А. Я. Гуревича и обозначить первые шаги индивида в его ранних работах. Общими выводами по главе стали следующие тезисы: на развитие интереса к индивиду повлияли как факты биографии и черты характера, так и особенности обучения у талантливых педагогов, позволившие молодому ученому свободно мыслить, тщательно изучать новые источники и не бояться отстаивать свою точку зрения. Дополнительным фактором стала его работа в Калинине, в отдалении от московских ученых, такое положение вещей позволило Гуревичу сформировать свои собственные взгляды на изучение средневековья. Проблема средневекового индивида фигурировала уже в первых работах Гуревича, первое серьезное выражение она получила в трудах «Походы викингов» и «Проблемы генезиса феодализма». В первой монографии впервые особое внимание уделяется взаимосвязи между социально-экономическими изменениями в обществе и изменением мироощущения человека. Во второй книге индивид становится своеобразным инструментом, позволяющим историку продемонстрировать механизмы становления феодализма, обусловленные изменением социальных связей. На данном этапе научной деятельности Гуревич считает, что говорить об индивидуальности человека можно только с момента эпохи Возрождения.Задачами второй главы было проанализировать образ христианского и дохристианского человека в монографии «Категории культуры», а также определить мировоззрение средневекового человека в монографии «Культура и общество средневековой Европы глазами современников». В период 1970 – 80-х годов у ученого изменились подходы к изучению индивида и, соответственно, точка зрения на проблему. Теперь индивид рассматривается не в связи с социально-экономическими процессами, а в связи с культурными категориями и их восприятием. В книге «Категории средневековой культуры» анализируются аспекты культуры и бытия, из которых складывается модель мира средневекового человека, а в труд «Культура и общество средневековой Европы глазами современников: (ExemplaXIII в)» во главу исследования ставится восприятие средневекового человека самим средневековым человеком. В качестве источника информации по данному предмету Гуревич использует «примеры», которые писались проповедниками, читавшими проповеди на улицах, в доступной простому человеку форме и с использованием бытовых сюжетов в качестве иллюстраций. Такая смена угла исследования позволила Гуревичу сложить новое представление о времени формирования индивидуальных черт личности, теперь он говорит о том, что личность складывалась уже в эпоху средневековья, но давление церковных догматов и навязанное церковью монохромное восприятие мира, не позволяли личности пойти по пути дальнейшего развития. Дополнительно стоит отметить, что на данном этапе Гуревич окончательно отворачивается от социально-экономической истории, отдав предпочтение антропологической истории.В третьей главе следовало проследить продолжение антропологической темы в монографии «Индивид и социум на средневековом Западе» и изучить теорию, методологию и философию истории в «Истории историка». Здесь мы пришли к выводу, что в конце XX – начале XXI веков Гуревич окончательно и бесповоротно поместил индивида в центр всех исторических наук, событий и явлений, говоря о том, что именно индивид является единственной движущей силой исторического развития.В последней книге «Индивид и социум на средневековом Западе» историком применяется комплексный подход к изучению проблемы индивида и личности, подразумевающий изучение как индивидуальных, таки и обобщенно-психологических источников. Такое изменение научного подхода приводи Гуревича к выводу, что определить точное время появления личности практически невозможно. Но при этом историк отказывается от мысли, что индивид появился только во времена Новой истории. Его главной мыслью становится тезис о том, что личность была всегда, только она определялась социально-культурными обстоятельствами и их восприятием. В автобиографическом труде «История историка» Гуревич в качестве изучаемого индивида выбирает самого себя, используя для исследования факты, воспоминания, диалоги, эмоциональные высказывания, а так же анализ выбранных им методик, идей и подходов, а также мыслей ученых, повлиявших на становление его исторического метода.Можно сказать, что на протяжении 1950 – 2000-х годов взгляды ученого на проблему индивида в Средневековье менялись следующим образом: на первом этапе при на первом плане находились социально-экономические факторы, а точкой появления индивида считалось Возрождение, на втором этапе индивид стал рассматриваться вкупе в культурными категориями и их восприятием, а время появления личности переместилось на Средневековье, на третьем этапе индивид оказывается в центром и причиной всех исторических явлений, а время появления личности сдвигается в неопределенное прошлое, обозначаемое наречием «всегда».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБаткин, Л. М. О том как А. Я. Гуревич возделывал свой аллод // Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. – М.: ТОО «Курсив-А», 1994. – С. 66 – 94.Бессмертный, Ю.Л. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры: рец. на книгу // Средние века, 1985. – Вып. 48. – С. 309 – 314.Большой толковый социологический словарь (Collins): Том 1 (А – О) / Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999. – 544 с.Бочарова, З. С. Интеллектуальная история // Фонд знаний Ломоносов, 2011. [Электронный ресурс]режим доступа http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0130241 (дата обращения 20.06.2020).Гладков, В. И. Философия истории А. Я. Гуревича (к опыту осмысления марксистской традиции) // Общество: философия, история, культура, 2019. – №3 (59). – С. 49 – 52. Гуревич, А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 352 с.Гуревич, А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 544 с.Гуревич, А. Я. Индивид // Любитель культуры [Электронный ресурс] режим доступа https://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-6 дата обращения (20.06.2020).Гуревич, А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 424 с.Гуревич, А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». – М.: ИНдрик, 1993. – 382 с.Гуревич, А. Я. История историка. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 288 с.Гуревич, А. Я. История – нескончаемый спор: сборник статей. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 889 с.Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.Гуревич, А. Я. Многозначная повседневность средневекового человека // Искусство кино, 1990. – №6. – С. 109 – 112. Гуревич, А. Я. Некоторые нерешенные проблемы социальной структуры дофеодального общества: Индивид и общество // Средние века. М.: Наука, 1968. - Вып. 31. – С. 64 – 66.Гуревич, А. Я. Походы викингов. – М.: Наука, 1966. – 183 с.Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – M.: Искусство, 1990. – 396 с.Гуревич, А. Я., Харитонович, Д. Э. История средних веков: Учебник. – М.: – Иктерпракс, 1995. – 336 с.Дэвис, Н. З. Памяти Арона Гуревича / Пер. с англ. Г. Зелениной // НЛО, 2006. – №5. [Электронный ресурс] режим доступа https://magazines.gorky.media/nlo/2006/5/pamyati-arona-gurevicha.html дата обращения (20.06.2020).Другие средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича: Сборник статей /Сост. И. В. Дубровский, С. В. Оболенская, М. Ю. Парамонова. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 463 с.Исаев, Д. П., Трапш, Н. А. Профессиональная идентичность советских историков: от идеологической теологии к плюралистической дифференциации // История: факты и символы, 2016. – №4. – С. 97 – 106. Историческая антропология. Хрестоматия / Сост. С. Б. Ульянова, Е. А. Беседина СПб.: Нестор, 2006. – 312 с.Каждан, А. П. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры: рец. на книгу // Средние века, 1973. – Вып. 37. – С. 306 - 312.Карандашов, В. Г., Карпова, А. О. Тема религиозного сознания средневекового западноевропейского общества в отечественных исследованиях второй половины 1960-х – начала 1990-х гг. // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – №1. – С. 167 – 177. Карсавин, Л. П. Культура средних веков. – Петроград: Огни, 1918. – 221 с.Клюев, А. И., Свешников, А. В. Основные подходы к изучению истории отечественной медиевистики 1920 – 1940-х гг // Вестник Омского университета. 2013. – № 3. – С. 57 – 62.Кожин, Д. Понятие “persona” в средневековой Западной Европе(к проблеме личности в средние века) // Личность в средневековой Европе [Электронный ресурс] режим доступа http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=21&pop=1&page=0 дата обращения (20.06.2020).Кром, М. М. Арон Яковлевич Гуревич и антропологический поворот в исторической науке // НЛО, 2006. – №5. [Электронный ресурс] режим доступа https://magazines.gorky.media/nlo/2006/5/aron-yakovlevich-gurevich-i-antropologicheskij-povorot-v-istoricheskoj-nauke.html (дата обращения 20.06.2020).Кром, М. М. Историческая антропология: Учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – СПб; М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; Квадрига, 2010. – 214 с.Лихоманов, К. В. Средневековая культура «обмена дарами» в интерпретации А. Я. Гуревича // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2016. – Ч. 1. – №7. – С. 71 – 74. Неретина, С. С. Арон Яковлевич Гуревич и безмолвие // Вестник русской христианской академии, 2007. – Т. 8. – №2. – С. 231 – 246. Ольхов, П. А. Историческая реконструкция как диалогический проект: категориально-речевые и нравственные доминанты А. Я. Гуревича // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2018. – №1. – С. 21 – 32. Репина, Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Кругъ, 2011. – 560 с.Репина, Л. П. История исторического знания: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.Рыбакова, О. Г. Идентичность личности в эпоху Средневековья // Омский научный вестник, 2010. – №5 (91). – С. 232 – 234. Словарь средневековой культуры / Под общ. ред. А. Я. Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – 632 с.Теория и методология истории: Учебник для вузов / Отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 504 с.Уваров, П. Ю. А. Я. Гуревич и советская медиевистика. Портрет на фоне корпорации // Между «ежами» и «лисами»: заметки об историках. – М.: Новое лит. обозрение, 2015. – С. 19 – 27. [Электронный ресурс] режим доступа https://dom-knig.com/read_185822-19 (дата обращения 20.06.2020).Федоров, С. Е. Зарисовки на тему Английского феодализма // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2006. – Сер. 2. – Вып. 2. – С. 112 – 114.Фрумкина, Р. М. «Нет, ребята, все не так…» // Полит.ру, 2007. [Электронный ресурс] режим доступа https://polit.ru/article/2007/01/10/gurevich/ дата обращения (20.06.2020).Харитонович, Д. Индивид на все времена // Новый мир, 2006. – №2 [Электронный ресурс] режим доступа http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2006_2/Content/Publication6_2367/Default.aspx (дата обращения 20.06.2020). Хромова, Е. Б. А. Я. Гуревич и история ментальностей // Вестник пермского университета, 2014. – Вып. 1 (24). – С. 163 – 168.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баткин, Л. М. О том как А. Я. Гуревич возделывал свой аллод // Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. – М.: ТОО «Курсив-А», 1994. – С. 66 – 94.
2. Бессмертный, Ю.Л. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры: рец. на книгу // Средние века, 1985. – Вып. 48. – С. 309 – 314.
3. Большой толковый социологический словарь (Collins): Том 1 (А – О) / Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999. – 544 с.
4. Бочарова, З. С. Интеллектуальная история // Фонд знаний Ломоносов, 2011. [Электронный ресурс] режим доступа http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0130241 (дата обращения 20.06.2020).
5. Гладков, В. И. Философия истории А. Я. Гуревича (к опыту осмысления марксистской традиции) // Общество: философия, история, культура, 2019. – №3 (59). – С. 49 – 52.
6. Гуревич, А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 352 с.
7. Гуревич, А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 544 с.
8. Гуревич, А. Я. Индивид // Любитель культуры [Электронный ресурс] режим доступа https://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-6 дата обращения (20.06.2020).
9. Гуревич, А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 424 с.
10. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». – М.: ИНдрик, 1993. – 382 с.
11. Гуревич, А. Я. История историка. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 288 с.
12. Гуревич, А. Я. История – нескончаемый спор: сборник статей. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 889 с.
13. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.
14. Гуревич, А. Я. Многозначная повседневность средневекового человека // Искусство кино, 1990. – №6. – С. 109 – 112.
15. Гуревич, А. Я. Некоторые нерешенные проблемы социальной структуры дофеодального общества: Индивид и общество // Средние века. М.: Наука, 1968. - Вып. 31. – С. 64 – 66.
16. Гуревич, А. Я. Походы викингов. – М.: Наука, 1966. – 183 с.
17. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – M.: Искусство, 1990. – 396 с.
18. Гуревич, А. Я., Харитонович, Д. Э. История средних веков: Учебник. – М.: – Иктерпракс, 1995. – 336 с.
19. Дэвис, Н. З. Памяти Арона Гуревича / Пер. с англ. Г. Зелениной // НЛО, 2006. – №5. [Электронный ресурс] режим доступа https://magazines.gorky.media/nlo/2006/5/pamyati-arona-gurevicha.html дата обращения (20.06.2020).
20. Другие средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича: Сборник статей /Сост. И. В. Дубровский, С. В. Оболенская, М. Ю. Парамонова. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 463 с.
21. Исаев, Д. П., Трапш, Н. А. Профессиональная идентичность советских историков: от идеологической теологии к плюралистической дифференциации // История: факты и символы, 2016. – №4. – С. 97 – 106.
22. Историческая антропология. Хрестоматия / Сост. С. Б. Ульянова, Е. А. Беседина СПб.: Нестор, 2006. – 312 с.
23. Каждан, А. П. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры: рец. на книгу // Средние века, 1973. – Вып. 37. – С. 306 - 312.
24. Карандашов, В. Г., Карпова, А. О. Тема религиозного сознания средневекового западноевропейского общества в отечественных исследованиях второй половины 1960-х – начала 1990-х гг. // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – №1. – С. 167 – 177.
25. Карсавин, Л. П. Культура средних веков. – Петроград: Огни, 1918. – 221 с.
26. Клюев, А. И., Свешников, А. В. Основные подходы к изучению истории отечественной медиевистики 1920 – 1940-х гг // Вестник Омского университета. 2013. – № 3. – С. 57 – 62.
27. Кожин, Д. Понятие “persona” в средневековой Западной Европе
(к проблеме личности в средние века) // Личность в средневековой Европе [Электронный ресурс] режим доступа http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=21&pop=1&page=0 дата обращения (20.06.2020).
28. Кром, М. М. Арон Яковлевич Гуревич и антропологический поворот в исторической науке // НЛО, 2006. – №5. [Электронный ресурс] режим доступа https://magazines.gorky.media/nlo/2006/5/aron-yakovlevich-gurevich-i-antropologicheskij-povorot-v-istoricheskoj-nauke.html (дата обращения 20.06.2020).
29. Кром, М. М. Историческая антропология: Учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – СПб; М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; Квадрига, 2010. – 214 с.
30. Лихоманов, К. В. Средневековая культура «обмена дарами» в интерпретации А. Я. Гуревича // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2016. – Ч. 1. – №7. – С. 71 – 74.
31. Неретина, С. С. Арон Яковлевич Гуревич и безмолвие // Вестник русской христианской академии, 2007. – Т. 8. – №2. – С. 231 – 246.
32. Ольхов, П. А. Историческая реконструкция как диалогический проект: категориально-речевые и нравственные доминанты А. Я. Гуревича // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2018. – №1. – С. 21 – 32.
33. Репина, Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Кругъ, 2011. – 560 с.
34. Репина, Л. П. История исторического знания: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.
35. Рыбакова, О. Г. Идентичность личности в эпоху Средневековья // Омский научный вестник, 2010. – №5 (91). – С. 232 – 234.
36. Словарь средневековой культуры / Под общ. ред. А. Я. Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – 632 с.
37. Теория и методология истории: Учебник для вузов / Отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 504 с.
38. Уваров, П. Ю. А. Я. Гуревич и советская медиевистика. Портрет на фоне корпорации // Между «ежами» и «лисами»: заметки об историках. – М.: Новое лит. обозрение, 2015. – С. 19 – 27. [Электронный ресурс] режим доступа https://dom-knig.com/read_185822-19 (дата обращения 20.06.2020).
39. Федоров, С. Е. Зарисовки на тему Английского феодализма // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2006. – Сер. 2. – Вып. 2. – С. 112 – 114.
40. Фрумкина, Р. М. «Нет, ребята, все не так…» // Полит.ру, 2007. [Электронный ресурс] режим доступа https://polit.ru/article/2007/01/10/gurevich/ дата обращения (20.06.2020).
41. Харитонович, Д. Индивид на все времена // Новый мир, 2006. – №2 [Электронный ресурс] режим доступа http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2006_2/Content/Publication6_2367/Default.aspx (дата обращения 20.06.2020).
42. Хромова, Е. Б. А. Я. Гуревич и история ментальностей // Вестник пермского университета, 2014. – Вып. 1 (24). – С. 163 – 168.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки способствовали формированию проблемы индивида в творчестве А.Я. Гуревича?

В творчестве А.Я. Гуревича проблема индивида начала формироваться благодаря определенным предпосылкам. Одной из таких предпосылок было появление в советской историографии конца 1950-х годов интереса к различным социокультурным аспектам средневекового общества. Это позволило осмыслить и изучить индивидуальную жизнь людей в Средневековье в контексте их социокультурной среды.

Какие первые шаги в изучении индивида предпринял А.Я. Гуревич в своих ранних работах?

В своих ранних работах А.Я. Гуревич начал изучать индивида с помощью анализа средневековой духовной культуры и ее влияния на формирование личности. Он исследовал различные аспекты религиозной практики и мировоззрения средневекового человека, а также выявлял влияние этих факторов на его поведение и восприятие окружающего мира.

Какая категория культуры рассматривается в монографии А.Я. Гуревича "Христианский и дохристианский человек"?

В монографии "Христианский и дохристианский человек" А.Я. Гуревич рассматривает категорию культуры и ее значение в формировании индивида на Средневековом Западе. Он исследует эволюцию христианской культуры и ее влияние на моральные и этические ценности человека, а также на его взаимоотношения с обществом.

Чему посвящена монография А.Я. Гуревича "Культура и общество средневековья"?

Монография А.Я. Гуревича "Культура и общество средневековья" посвящена изучению мира средневекового человека и его взаимодействия с культурой. В этой работе автор исследует различные аспекты средневековой культуры, такие как религия, социальная структура, моральные ценности и идеология, а также рассматривает их влияние на формирование и развитие индивида на Средневековом Западе.

Какие предпосылки привели к формированию проблемы индивида в творчестве А.Я. Гуревича?

Предпосылки формирования проблемы индивида в творчестве А.Я. Гуревича были связаны с общей эволюцией научного подхода к изучению истории, а также с появлением новых источников и исследованиям, касающимся социально-экономических отношений и поведения людей в Средневековье.

Какие первые шаги в изучении индивида были сделаны А.Я. Гуревичем в его ранних работах?

В ранних работах А.Я. Гуревича были сделаны первые шаги в изучении индивида на Средневековом Западе. Он исследовал различные аспекты жизни и поведения людей, такие как социальная структура, экономика, религия, верования и идеологии.

Каким образом А.Я. Гуревич характеризует человека Средневековья в своих работах?

А.Я. Гуревич характеризует человека Средневековья как глубоко религиозного и зависимого от церкви. Он рассматривает влияние христианства на мировоззрение и поведение людей того времени. Также он обращает внимание на значимость культурных и социальных факторов для понимания человека Средневековья.

Какие категории культуры рассматриваются в монографии А.Я. Гуревича "Христианский и дохристианский человек"?

В монографии "Христианский и дохристианский человек" А.Я. Гуревич рассматривает такие категории культуры, как ритуал, символика, верования, менталитет, образ мышления, а также их эволюцию на Средневековом Западе. Он исследует, как эти категории влияли на формирование и развитие индивидуальности и общества.

Какие предпосылки привели к формированию проблемы индивида в творчестве А.Я. Гуревича?

Проблему индивида в творчестве А.Я. Гуревича сформировали несколько предпосылок, включая социальные и культурные изменения на Западе, рост интереса к психологии и личности, а также появление новых исторических источников и методов анализа.

Какие первые шаги в изучении индивида сделал А.Я. Гуревич в своих ранних работах?

В своих ранних работах А.Я. Гуревич исследовал различные аспекты жизни индивида в Средневековье, такие как социальное положение, роль церкви, понятия времени и пространства, а также влияние образования и культуры на формирование индивидуальности.