- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Понятие лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теории лидерских черт, или теории «великого человека»
2.2. Теории лидерских стилей (теории управления человеком)
2.3. Ситуационные теории лидерства
2.4. Психоаналитические теории лидерства
2.5. Личностно-ситуационные теории лидерства
2.6.Атрибутивные теории лидерства
2.7.Теории «обмена», «трансактного анализа»
2.8. Теории трансформационного лидерства
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
Модель «группового лидерства и групповой эффективности», разработанная Р.Хьюзом, Р.Джинеттом и Дж.Курфи, демонстрирует роль лидера в создании и развитии команды (рис.62).Модель учитывает структурные, индивидуальные, контекстные и процессуальные факторы командной эффективности и демонстрирует роль лидера в создании и развитии команды.
Лидер должен обеспечивать работу команды и своевременно определять, в какой из четырех областей в процессе функционирования возникают проблемы. Например, если лидер видит, что его команда прилагает недостаточно усилий для решения задачи (р-1), то ему следует посмотреть на форму группы на первый уровень (g-1) и рассмотреть структуру задачи. Возможно, лидер обнаружит, что задача нечетко поставлена, и члены команды не могут понять, как же следует действовать наиболее эффективно в данной ситуации, поэтому и особых усилий не прилагают к ее выполнению.
Но также вполне вероятно, что дело не в постановке задачи, тогда лидер должен оценить другие факторы, например, уровень i-1 индивидуальных факторов (интересы и мотивация). Отсутствие прилагаемых усилий может быть обусловлено тем, что члены команды не заинтересованы в выполнении данного проекта или задачи. Но если и здесь все в порядке, тогда лидеру следует продолжить поиск и обратиться к первому уровню о-1, т.е. к системе вознаграждений. Возможно, что именно по причине неадекватного вознаграждения за свою работу члены команды не прилагают достаточно усилий в работе.
Модель демонстрирует действия лидера, направленные на поиск и своевременное устранение проблемы. Но следует обратить внимание на показатели групповой эффективности, которые способствуют тому, что лидер изначально обеспечивает сложную связь между командным лидерством и командной эффективностью. К этим показателям относятся:
результат должен удовлетворить клиента;
в результате работы команды формируются новые возможности группы (разрабатываются новые методы и приемы работы, генерируются новые знания и т.д.);
достигается индивидуальное удовлетворение.
Таким образом, атрибутивные теории помогают уяснить, как происходит вовлечение последователей в процесс принятия решений, но они не рассматривают обратную связь «последователь – лидер».
2.7.Теории «обмена», «трансактного анализа»
Теории обмена рассматривают не только поведение лидера, что было свойственно предыдущим теориям, но и поведение последователей. Если ранее в рассмотрение принимались лидер и группа, то теперь стали рассматриваться взаимоотношения лидера и отдельно взятых членов группы, имеющих различия в характерах и поведении.
Внутри организационной единицы, в зависимости от того, насколько члены группы тесно взаимодействовали с лидером в процессе работы, определялась принадлежность или непринадлежность членов организации к данной группе. Те члены организации, которые обсуждали с лидером пути решения задачи и достижения поставленной цели, становились частью группы. Это подразумевало взятие на себя некоторых дополнительных обязательств, в свою очередь лидер уделял им больше внимания. Те же, кто не проявлял интереса в принятии дополнительной ответственности, выпадали за рамки группы. Члены организации, входящие в группу, получали больший доступ к информации, имели большее влияние, становились более уверенными в своих действиях, а также оказывались в большей степени вовлеченными в процесс принятия решений.
В настоящее время внимание сосредоточено на развитии тесных связей со всеми членами организации, а не только с некоторыми из них, т.е.лидерство должно создавать так называемые партнерства.
Каждый член организации должен проходить три ступени развития: незнакомец, знакомый, партнер (табл.7).
Таблица 7
Ступени развития членов организации
Незнакомец Знакомый Партнер лидер и подчиненный взаимодействуют в рамках предписанных организационных ролей;
здесь наблюдаются обмены низкого уровня;
подчиненный воспринимает лидера как человека, имеющего более высокий статус в иерархии и контролирующего систему экономических поощрений;
положение подчиненного можно рассматривать как внегрупповое;
мотивом для деятельности служит собственный интерес, а не интересы группы начинается с предложения о разделении личной и деловой информации, получении большего доступа к ресурсам организации;
происходит испытание подчиненного: хочет ли тот быть включенным в группу, готов ли брать дополнительные обязанности и выполнять новые функции;
лидер оценивает, может ли он предоставить данному подчиненному больше ответственности высококачественный обмен между лидером и подчиненным;
партнерство отмечено высокой степенью доверия, уважения и обязательств по отношению друг к другу;
воздается сполна как самим индивидам, участвующим в обмене, так и организации в целом
Трансактный подход к лидерству основывается на идее социального обмена и акцентирует внимание на важности восприятия последователями личности лидера, а также оценки его действий.
Согласно концепции Ф.Хейдера, если члены группы воспринимают лидера как человека, способного достичь определенных результатов, но не желающего предпринимать какие-либо усилия, то он с большей вероятностью может потерять последователей по сравнению с лидером, который неспособен достичь желаемого, но предпринимает явные усилия для достижения намеченной цели. В случае, когда последователи сами избирают лидера, возникает сильное чувство взаимодействия и ответственности по отношению друг к другу. При этом ожидания от действий лидера и требования к нему существенно выше, чем по отношению к тем, кто был назначен свыше или привлечен извне. Лидеры, которых избрали, более нетерпимы к критике, когда их действия неудачны или неверны, чем лидеры, которые были назначены.
Избрание и назначение могут привести к созданию разного психологического климата в коллективе, что, однако не означает, что назначенный лидер не имеет возможности завоевать авторитет у последователей. Он вполне может это сделать через проявление своей компетентности, принятия эффективных решений, доброжелательного отношения к членам группы.
2.8. Теории трансформационного лидерства
Дж.Бернс разработал теорию «трансформационного лидерства», согласно которой лидер в некоторых ситуациях может изменять взгляды и поведение последователей, т.е. лидер является трансформирующим агентом. Последователи этой теории полагали, что для изменения образа мыслей последователей и корректировки их действия лидер должен выходить за определенные рамки и должен уметь видеть ситуацию вне обычных ее границ.
Сформулированы следующие формы трансформационного лидерства (табл.8):
«Харизма»: лидеры, оказывающие идеализированное влияние на своих последователей и являющиеся для них сильной моделью; «Вдохновляющая мотивация» лидеры наделяют большими ожиданиями своих последователей, вдохновляя их через мотивацию и разделяя с ними свое видение; «Интеллектуальная стимуляция» лидеры стимулируют последователей на творческую работу на основе нововведений; «Индивидуальное участие»: Лидеры создают поддерживающий климат, они внимательно прислушиваются к индивидуальным потребностям последователей.
Следует отметить, что теории трансформационного лидерства исследуют лидерство на высшем уровне руководства, не учитывая низшее звено.
Заключение
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных:
лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, способность получать доверие от подчиненных, способность управлять собой и т.д.)
лидерского поведения;
ситуации, в которой действует лидер.
На сегодняшний день, по-моему мнению, лидерство все-таки определяется больше потому, как он ведет себя в определенных ситуациях.
Список использованной литературы
Беннис У., Нанус Б. Лидеры: пер. с англ. СПб., 1995.
Бовин А.А., Никитина О.А. Теории лидерства. Новосибирск, 1999.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М., 1996.
Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. М., 2000.
Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента/ пер. с англ. М. Шершевской при участии М. Орлова. М., 1995.
Менеджмент: Учеб.-метод. пособие А.Н. Цветков и др. – СПб: СПбГИЭУ, 2004. – 52с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. М., 1994.
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. - СПб.: Питер, 2001.
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2000. – 272 с.
Цыпкин Ю.Р., Локшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент»: учебное пособие для ВУЗов ( Москва, Издательство «Юнити», 2001. ( 439 стр.
П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
Цыпкин Ю.Р., Локшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент»: учебное пособие для ВУЗов ( Москва, Издательство «Юнити», 2001. ( 439 стр.
П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. М., 2000.
Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. М., 2000.
Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. М., 2000.
П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
Беннис У., Нанус Б. Лидеры: пер. с англ. СПб., 1995.
25
1
Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим?
А
2
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять качественное решение?
Б
3
Структурирована ли проблема?
В
4
Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения?
Г
5
В случае самостоятельного принятия решения, уверены ли вы в поддержке подчиненных?
Д
6
Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему?
Е
7
Возможен ли конфликт между подчиненными вследствие принятия решения?
Ж
нет
нет
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
да
1-AI
да
да
да
2-AI
4-AI
3-GII
5-AI
нет
нет
нет
да
да
да
да
13-CII
9-AII
10-AII
8-CI
7-CII
6-GII
нет
нет
нет
нет
да
да
нет
12-GII
11-CII
14-CII
Список использованной литературы
1.Беннис У., Нанус Б. Лидеры: пер. с англ. СПб., 1995.
2.Бовин А.А., Никитина О.А. Теории лидерства. Новосибирск, 1999.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М., 1996.
4.Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. М., 2000.
5.Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента/ пер. с англ. М. Шершевской при участии М. Орлова. М., 1995.
6.Менеджмент: Учеб.-метод. пособие А.Н. Цветков и др. – СПб: СПбГИЭУ, 2004. – 52с.
7.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. М., 1994.
8.Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. - СПб.: Питер, 2001.
9.Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2000. – 272 с.
10.Цыпкин Ю.Р., Локшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент»: учебное пособие для ВУЗов ? Москва, Издательство «Юнити», 2001. ? 439 стр.
11.П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
Вопрос-ответ:
Что такое лидерство?
Лидерство - это процесс влияния одного или нескольких людей на других, с целью достижения общей задачи или цели.
Какие теории лидерства существуют?
Существует несколько теорий лидерства, включая теории лидерских черт, лидерских стилей, ситуационные теории, психоаналитические теории, личностно-ситуационные теории, атрибутивные теории, теории обмена и трансактного анализа, а также теории трансформационного лидерства.
Что такое теории лидерских черт или теории великого человека?
Теории лидерских черт или теории великого человека предполагают, что лидеры обладают определенным набором врожденных черт, которые делают их прирожденными лидерами. Эти черты включают харизму, уверенность, решительность и другие качества.
Чем отличаются теории лидерских стилей и теории управления человеком?
Теории лидерских стилей описывают различные способы, которыми лидеры могут взаимодействовать со своими подчиненными и руководить ими. Теории управления человеком подчеркивают значимость развития отношений между лидером и подчиненными, а также поддержания благоприятной рабочей атмосферы.
Какую роль играют ситуационные теории лидерства?
Ситуационные теории лидерства утверждают, что эффективность лидера зависит от специфической ситуации. В таких теориях учитываются факторы, такие как стиль лидера, задачи группы, отношения и контекст, чтобы определить, какой тип лидерства будет наиболее успешным в данной ситуации.
Что такое лидерство?
Лидерство - это способность человека влиять на действия и мнения других людей, выполнять руководящую роль и достигать поставленных целей.
Какие теории лидерства существуют?
Существует несколько основных теорий лидерства. Среди них: теории лидерских черт или теории великого человека, теории лидерских стилей или теории управления человеком, ситуационные теории лидерства, психоаналитические теории лидерства, личностно-ситуационные теории лидерства, атрибутивные теории лидерства, теории обмена и трансактного анализа, теории трансформационного лидерства.
В чем заключаются теории лидерских черт или теории великого человека?
Теории лидерских черт или теории великого человека исследуют особенности личности лидера, его качества и способности, которые делают его эффективным лидером. Они предполагают, что лидер должен обладать определенными физическими, интеллектуальными и социальными чертами, чтобы успешно руководить.
Что представляют собой ситуационные теории лидерства?
Ситуационные теории лидерства утверждают, что эффективность лидера зависит от конкретной ситуации. Они подчеркивают важность адаптации лидера к различным ситуациям, выбор правильного стиля руководства и умение адаптироваться к потребностям группы и организации.
Что изучают психоаналитические теории лидерства?
Психоаналитические теории лидерства изучают влияние психических процессов на лидерские качества. Они основаны на идеях Зигмунда Фрейда и исследуют бессознательные мотивы и конфликты, которые могут влиять на поведение лидера и его отношения с подчиненными.
Что такое лидерство?
Лидерство - это способность одного человека влиять на других, чтобы достичь определенных целей или руководить ими.