Сравнительный анализ триадологии Свв. Отцов-Каппадокийцев и блаж. Августина в его произведении «О Троице»
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 25.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
I.Троичная терминология, основные определения 5
II. Понимание Троицы у блаженного Августина 10
III. Различия взглядов блаж. Августина от общей концепции Отцов Каппадокийцев 12
IV.Стиль богословской мысли у блаж. Августина и Отцов Каппадокийцев: историческо-психологический анализ Августина и Каппадокийцев, как представителей разных школ 14
V. Точки соприкосновения (Общность) взглядов блаж. Августина с Отцами Каппадокийцами 18
VI. Дальнейшие перспективы развития богословской мысли восточных и западных школ в свете Тринитарного богословия 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Однако Василий Великий еще раз четко определяет, что он вкладывает в соотношение понятий ипостась и Лицо: «Ибо если ипостась есть особенный признак бытия Каждого Лица, за Отцом же как своеобразие признано быть нерожденным, а Сын восприемлет образ особенных черт Отца, то Отец не может уже быть назван нерожденным [как именем], свойственным лишь Ему одному, если в самом деле бытие Единородного отличается особой чертой Отца». И хотя Дух именуется на третьем месте, - «есть третий по порядку и достоинству» – Он не есть третий по естеству. «Един Дух Святый и о Нем возвещается отдельно, - говорит св. Василий, - и не единый из многих, но единый. Как един Отец и един Сын, так един и Святый Дух. Посему Он столь же далек от тварной природы, сколь единичное не подобно составному и множественному. Но соединен с Отцем и Сыном, поскольку Единое сродно с Единым». И Дух Святой свят по естеству, естество Его свято. И в этом Его естественное единство со Отцом и с Сыном, - «называется Святым, как свят Отец и свят Сын, и в Духе святость восполняет естество». Так «естественная Святыня умосозерцается в Трех Ипостасях». То же нужно сказать и о прочих свойствах Божиих, - «у Духа имена общие со Отцем и с Сыном, и Он имеет эти имена по естественному единству с Ними». Умаление Духа разрушает троичность, что равнозначно отрицанию самого триадологического догмата.Учение о Троице Григория Богослова также в базовых положениях не противоречит блаж. Августину. Оно должно рассматриваться в тесной связи с пониманием Отцом Церкви христологии. В Халкидонском оросе определяется исповедовать Господа нашего Иисуса Христа по человечеству как “истинно человека, того же из души разумной и тела ” — это утверждение означает, что Его человеческое естество является реальным (непризрачным) и единосущным с человеческим родом.Ипостасные свойства являются свойствами несообщимыми, они вечно пребывают в неизменности, принадлежат одному из Божественных Лиц.Ипостасные свойства определяются, исходя из отношений, связанных с предвечным рождением и предвечным исхождением. Соответственно, начиная с конца IV века принята следующая терминология: у Отца — нерожденность, у Сына — рожденность, исхождение у Святого Духа. Посредством данных свойств мы познаем Лица в качестве особых Ипостасей. «Нерожденность, рожденность, исхождение, отличают Отца, Сына и Того, Кого именуем мы Духом Святым», - говорит св. Григорий Богослов. И эти положения также схожи с воззрениями Августина. Как и Августин, Святитель Григорий настаивает на единстве Лиц Святой Троицы. Единство определяет единосущие Ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Личные свойства Трех Ипостасей являются непреложными (неизменными), они (свойства) по слову святителя Григория Богослова «не сущности различают, но различаются в одной и той же сущности». Святителем Григорием определяются свойства Ипостасей как нерожденность (Отец), рождение (Сын) и исхождение (Святой Дух). Для того, чтобы определить ипостасные свойства Отца, Григорий Богослов использует понятие единоначалия. Отец осуществляет передачу, сообщение Своего Божества другим Ипостасям (Личностям); Они берут свое начало от безначального или от Единого Начала. «От Него «изливается», в Нем «коренится» тождественное и нераздельное, но различно сообщаемое Божество Сына и Духа». Что касается второй Ипостаси - Сына Божия, то о Ней свт. Григорий говорит следующее: «Рожденное (то есть, Сын) есть Бог». «Сын…совечен Отцу», но не безначален. Сын является единосущным, единоприродным Отцу. Наконец, Григорием Богословом отстаивалась идея Божественности Святого Духа.Учение о Троице св. Григория Нисского также во многом схоже с учением блаж. Августина. Св. Григорий Нисскийизложил свое учение о Св. Духе, как „о царстве Отца и о помазании Сына“. В основе этого учения лежат известные слова молитвы Господней: по евангелию Матфея — Отче наш, да приидет царствие тое, а по евангелию Луки — Отче наш… да приидетСвятый Дух твой на нас и очистит нас. Снесение этих параллельных выражений и дало св. Григорию прямое основание сказать, что „Дух Святый есть царство. Но так как царство существует не само по себе и для себя, а только с царем и для царя, то само собою понятно, что и Дух Святый, как царство, должен быть царством кого–нибудь, т. е. должен существовать нераздельно с Царем и для Царя. Кто же теперь тот царь, величие, сила и слава которого покоятся в Духе Святом? По ясному указанию евангельского текста, этот царь есть Сам Бог Отец; следовательно, в Духе Святом покоится царственное величие Самого Бога Отца.VI.Дальнейшие перспективы развития богословской мысли восточных и западных школ в свете Тринитарного богословияВ католическом вероисповедании отождествляются существенный порядок по бытию Ипостасей и порядок икономически-домостроительный. Причина этого отождествления заключается в отрицании в Боге различия между Сущностью и Энергией. В Православной Церкви принято учение об исхождении Святого Духа «через Сына». Через это учение обозначается домостроительство Святой Троицы в сотворенном мире. Приведем слова свт. Григория Паламы: «Будучи единым по природе и энергии Бог Троица творит совместно, то есть как единое троическое начало из Отца через Сына в Духе Святом». Святой Кирилл Александрийский об этом писал: «Дух Святой происходит от Отца по естеству, а через Сына подается твари». Ещё в XIII веке выдающий подвижник и богослов Никифор Влеммид, полемизируя с приверженцами латинского учения, не только отверг латинское учение о Святом Духе, но также чётко и лаконично сформулировал формулу домостроительного исхождения Святого Духа «от Сына»: «Дух исходит от Отца к Сыну и пребывает в Сыне, или упокоевается в Сыне». «Отец - тот, от кого Дух исходит, а Сын - тот, через кого Он выявляется и подается». Важно заметить, что не все отцы и богословы считали принципиальной разницу между католическим учением о Filioque и святоотеческим учением о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына». К их числу относился Иоанн Векк, считавший эти два учения тождественными друг другу. Большую роль в обосновании и распространении святоотеческого учения сыграл Константинопольский патриарх Григорий Кипрский. Ему принадлежит заслуга подробного раскрытия смысла и значения учения о домостроительномисхождении Святого Духа «через Сына». Григорий Кипрский исследовал труды древнейших отцов, на основании чего подробно обоснован святоотеческое учение в Изложении свитка веры (томоса) «О исхождении Духа Святого», а также в ряде других трудов, посвященных данному учению: «Дух Святой исходит от Отца через Сына. Святые отцы просвещаемые Духом, говорили, что Дух Святой через Сына, но никому из них не приходило в голову сказать, что Он через Сына исходит». Таким образом, свт. Григорий исходил из того, что Отчая ипостась является причиной происхождения Святого Духа, а под происхождением не как от причины подразумевал происхождение Духа от Общей Сущности в аспекте единосущия Святого Духа Отцу и Сыну. Кроме того, Григорий Кипрский в контексте учения о исхождении Святого Духа обосновал смысл терминов (исхождение) и (вечноевоссияние). Термин «исхождение» подчеркивает происхождение ипостасного бытия Святого Духа от Отца как от причины. Термин вечное «воссияние» означает единосущие Святого Духа Сыну, через Которого Он исходит но не как от причины.В XIV святитель Григорий Палама очень подробно и четко обосновал святоотеческое учение об исхождении Святого Духа «через Сына». Григорий Палама за основу берет главный тезис богословия Святителя - учение о нетварных Божественных энергиях. В «Письме к Акиндину» свт. Григорий доказывает, что явление каждого из Лиц Святой Троицы тварному бытию происходит посредством общей для всех Лиц и единосущной Божественной энергии.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Критика каппадокийскими отцами учения о филиокве основана на различии между апофатическим и катафатическим путем, а также на проблеме умаления значимости Святого Духа. В целом, противоречие между апофатическим и катафатическим богословием практически отсутствует. То есть, это взаимосвязанные пути. И все же, на Западе и Востоке сформировалась проблема филиокве или проблема бытия Святой Троицы как главная проблема богопознания. Различия между святоотеческим учением и католическим учением о Filioque очень существенны, а корень их заложен в самом понимании личности Божества и его Сущности. Католики, избрав катафатический путь, свели все к рационализму. Учение о Filioque появилось во многом и по причине отрицания католиками энергийного православного богословия. Соответственно, появилась необходимость объяснения способа проявления Бога в сотворенном мире. Учение о Filioque выполнило эту функцию. Наконец, отметим ещё одно существенное различие. В учении о Filioque ипостасные особенности отходят на задний план, тогда как главенство имеет природа, благодаря чему Святой Дух представляется как своего рода энергия, порожденная взаимодействием между Отцом и Сыном. Согласно позиции отцев-каппадокийцев, догмат о филиокве принципиально противоречит пониманию Святого Духа в Священном Писании, поскольку изначально «умаляет» эту всеобъемлющую сущность Святого Духа.Список использованной литературы Августин Блаженный. О Троице. https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. С. 222–223. Гл. II, 3.Антология восточно-христианской богословской мысли. – М., 2009. Т. 2 Аристотель. Категории. IV. lb25–2а 10 пер. А. В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1975. Бармин А.В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII веков. - М., 2006.Святитель Василий Великий. Против Евномия. Творения. Т. 1. М., 1996. http://apologia.hop.ru/catholic/vasil/spirit/bas_2contra1.htmГригорий Палама, свт. Исповедание православной веры.//Электронный ресурс//http://pagez.ru/lsn/0027.php Григорий Богослов, св. Слово 40, на Святое Крещение // Творения. Ч. 3. Григорий Богослов, св. Слово 45, на Святую Пасху // Творения. Ч. 4. Григорий Богослов, свт. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария.// http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/poslaniya/3Григорий Богослов, св. Пять слов о богословии. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. http://www.predanie.ru/grigoriy-bogoslov-nazianzin-svyatitel/book/67845-grigoriy-bogoslov-tvoreniya/Григорий Нисский, св. Слово катехизическое. Гл.3 // Творения. Ч. 4. М., 1862. Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1Давыденков. О., свящ. Догматическое богословие. М.: Изд. ПСТГУ, 2005. Иоанн Дамаскин, св. Цит. соч. Кн. 1. Гл. 5. С. 163.Канто-Спербер М., Барнз Дж., Бриссон Л. и др. Греческая философия. М., 2006. Т. I. Католический Катехизис с точки зрения православного богословия (сравнительное богословие). – Киев, 2008. Лосский В. Мистическое богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/Максим Исповедник, св. Главы богословские и домостроительные. Сотница 2-я. Максим Козлов, прот. Сравнительное богословие./Электронный ресурс// http://lib.rus.ec/b/292862 Платон. Парменид. 133с. // Т. 2. С. 355.Православная энциклопедия. Том IV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 22—49. Святоотеческие тексты догматического содержания. – М., 2007.Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Т 2. - М., 2006. Хрестоматия по сравнительному богословию. – М., 2005.Greg. Nyss. Ad Graec. // GNO. Bd. 3 H. 1. S. 26
1. Августин Блаженный. О Троице. https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/
2. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. С. 222–223. Гл. II, 3.
3. Антология восточно-христианской богословской мысли. – М., 2009. Т. 2
4. Аристотель. Категории. IV. lb25–2а 10 пер. А. В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1975.
5. Бармин А.В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII веков. - М., 2006.
6. Святитель Василий Великий. Против Евномия. Творения. Т. 1. М., 1996. http://apologia.hop.ru/catholic/vasil/spirit/bas_2contra1.htm
7. Григорий Палама, свт. Исповедание православной веры.//Электронный ресурс//http://pagez.ru/lsn/0027.php
8. Григорий Богослов, св. Слово 40, на Святое Крещение // Творения. Ч. 3.
9. Григорий Богослов, св. Слово 45, на Святую Пасху // Творения. Ч. 4.
10. Григорий Богослов, свт. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария.// http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/poslaniya/3
11. Григорий Богослов, св. Пять слов о богословии. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. http://www.predanie.ru/grigoriy-bogoslov-nazianzin-svyatitel/book/67845-grigoriy-bogoslov-tvoreniya/
12. Григорий Нисский, св. Слово катехизическое. Гл.3 // Творения. Ч. 4. М., 1862.
13. Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/
14. Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1
15. Давыденков. О., свящ. Догматическое богословие. М.: Изд. ПСТГУ, 2005.
16. Иоанн Дамаскин, св. Цит. соч. Кн. 1. Гл. 5. С. 163.
17. Канто-Спербер М., Барнз Дж., Бриссон Л. и др. Греческая философия. М., 2006. Т. I.
18. Католический Катехизис с точки зрения православного богословия (сравнительное богословие). – Киев, 2008.
19. Лосский В. Мистическое богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/
20. Максим Исповедник, св. Главы богословские и домостроительные. Сотница 2-я.
21. Максим Козлов, прот. Сравнительное богословие./Электронный ресурс// http://lib.rus.ec/b/292862
22. Платон. Парменид. 133с. // Т. 2. С. 355.
23. Православная энциклопедия. Том IV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 22—49.
24. Святоотеческие тексты догматического содержания. – М., 2007.
25. Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Т 2. - М., 2006.
26. Хрестоматия по сравнительному богословию. – М., 2005.
27. Greg. Nyss. Ad Graec. // GNO. Bd. 3 H. 1. S. 26
Вопрос-ответ:
Чем отличается триадология Святых Отцов Каппадокийцев от учения блаженного Августина о Троице?
Триадология Святых Отцов Каппадокийцев и учение блаженного Августина о Троице имеют некоторые различия. Например, в понимании терминологии и основных определений Троицы. Каппадокийцы используют такие понятия, как "лицо" и "суть", чтобы объяснить отношения внутри Божественной Троицы, в то время как Августин больше акцентирует внутреннюю связь между Троицей и человечеством.
Каким образом блаженный Августин понимал Троицу?
Блаженный Августин понимал Троицу как единое Божественное существо, состоящее из Отца, Сына и Святого Духа. Для него Троица представляла собой три различных "лица" или "гипостазиса", которые образуют Бога. Он придавал большое значение взаимной любви и взаимодействию между этими лицами Троицы.
Какие различия во взглядах блаженного Августина и Отцов Каппадокийцев на Троицу?
Различия во взглядах блаженного Августина и Отцов Каппадокийцев на Троицу связаны с пониманием терминологии и общей концепции. В отличие от Каппадокийцев, Августин больше акцентирует внутреннюю связь между Троицей и человечеством. Он считает, что Бог открывается в отношениях и вложении Троицы в наш мир, в то время как Каппадокийцы скорее фокусируются на внутренней жизни Божественной Троицы и взаимодействии между ее лицами.
Какой стиль богословской мысли можно наблюдать у блаженного Августина и Отцов Каппадокийцев?
Блаженный Августин и Отцы Каппадокийцев представители разных школ богословской мысли. У блаженного Августина можно наблюдать более исторический и психологический анализ понятий Троицы. Он исследует связь Троицы с созданием и с падением человека. Отцы Каппадокийцев, в свою очередь, сконцентрированы на более философской аналитике отношений между лицами Троицы и их существовании вне времени и измерения.
Какие основные определения триадологии Свв Отцов Каппадокийцев и блаженного Августина?
В своей триадологии Свв Отцы Каппадокийцев трактуют Троицу как три личности, равные по существу и божественным свойствам. Блаженный Августин же понимает Троицу как одну сущность Бога в трех лицах.
Как блаженный Августин понимает Троицу?
Блаженный Августин понимает Троицу как одну сущность Бога, которая выражается в трех лицах - Отце, Сыне и Святом Духе. Он считает, что эти три лица существуют вечно и равны по существу.
В чем различия взглядов блаженного Августина от общей концепции Отцов Каппадокийцев?
Различия взглядов заключаются в понимании сущности Троицы. Отцы Каппадокийцев считают, что Троица состоит из трех равных по существу личностей, в то время как блаженный Августин считает, что Троица - это одна сущность Бога в трех лицах.
Какой стиль богословской мысли присущ блаженному Августину и Отцам Каппадокийцев?
У блаженного Августина и Отцов Каппадокийцев можно наблюдать историческо-психологический анализ. Они изучают прошлое, анализируют исторические события и размышляют о психологических аспектах веры. Однако стиль мысли у них разный, так как они представители разных школ.
В чем заключается общность взглядов между блаженным Августином и Отцами Каппадокийцев?
Одной из точек соприкосновения между ними является признание Троицы - Отца, Сына и Святого Духа. Они соглашаются со священными текстами и Библией в понимании сущности Троицы. Также они приходят к выводу о равенстве по существу и божественным свойствам этих трех лиц.