Профилактика компьютерной зависимости среди молодёжи
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 29.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы проблемы коррекции компьютерной зависимости 5
1.1. Изучение проблемы компьютерной зависимости молодежи 5
1.2. Меры профилактической воспитательной работы, как проведение анкетирования и метод проектной деятельности 10
2. Эмпирическое социально-психологическое исследования особенностей студенческой молодежи, имеющей признаки сетевой зависимости 15
2.1. Выявление компьютерной зависимости 15
2.2. Результаты апробации программы по профилактике компьютерной зависимости 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Преодолению интернет-зависимости будет способствовать развитие навыков управления стрессами и навыков конструктивного разрешения конфликтов, лежащих в основе возникновения зависимости.2.2. Результаты апробации программы по профилактике компьютерной зависимостиРезультаты исследования также установили, что в случае изучаемой аддиктивной зависимости наиболее вероятны такие варианты возможной направленности адаптации, как гедонистическая – то есть адаптивный исход состоит в получении наслаждения, и, как вариант – избегании страданий, а также гомеостатическая – то есть адаптивный исход состоит в достижении равновесия, в том числе равновесия в эмоциональной сфере [7], [8]. Тогда как для обычных представителей студенческой молодежи возможен еще и вариант прагматический – в практической пользе, успехе и других проявлениях. Кроме того, выявлена тенденция, свидетельствующая о том, что социально-психологическая адаптация личности компьютерозависимого субъекта направлена в русло эскапизма, который понимается нами как стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения, при общем негативном эмоциональном фоне. При этом в виртуальной реальности актуализируются доминантные качества, реализуя которые в игре, молодой человек сохраняет Я-концепцию, пытаясь балансировать тем самым свою эмоциональную сферу. Для многих форм эскапизма характерны тяготение к "освобождению" инстинктов, идеализация выдуманного образа жизни, не стесненного запретами и условностями социума. Все это опасно тем, что может приводить к распаду человеческой личности или такой ее деформации, которая будет опасна как для социума, так и для самого человека в обществе.У "зависимых студентов" велика потенция аффективного социального поведения, индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений, а также стремление к контролю, выраженное в доминирующем, лидерском поведении, и эмоциональный комфорт, обретаемый в игре, снижают значимость социальных связей, переориентируют, направленность личности из сферы межличностного взаимодействия в иллюзорный мир, подчиняющийся собственным интересам и контролируемый простыми и доступными средствами. В данном случае компьютер или социальная сеть выступает лишь как вспомогательное средство в "межличностной" коммуникации. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек виртуально реализует таким образом большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные. Кроме того, зависимые субъекты проявляют функциональный подход к социальному окружению, когда ситуативная ведомость в отношениях с другими есть лишь стремление к сохранению самоидентичности и эмоционального благополучия.Среди групп ГЛ-16 и БГЛ-16 очной формы обучения УГНТУ был проведен опрос, задачей которого было определение их зависимости от гаджетов. В результате чего был сделан вывод, что у большинства студентов наблюдается ярко-выраженная зависимость от мобильных телефонов и социальных сетей. Доказательством этого служит диаграмма, которая наглядно показывает, что практически все студенты подвержены «интернет-зависимости». Профилактика зависимого поведения средствами физической культуры, формирование здорового образа жизни - один из методов борьбы с зависимостью. Физическая рекреация – использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, физический труд и т. п.) в целях физического развития и укрепления здоровья.Рисунок 4 - Результаты опроса о регулярности посещения интернет-страницЗанятия в спортивных клубах уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, не только требующих времени, но и занимающих внимание обучающихся. К положительным моментам представленных программ следует отнести мероприятия, способствующие снятию умственного и физического утомления и повышению работоспособности, такие как общение с природой: активный отдых в парке, лесу, у воды в утреннее время и после учебы, музыкальное сопровождение работы. Студенты, которые активно занимающиеся спортом, наименее подвержены компьютерной зависимости. Применение тренинговых игр и упражнений, направленных на личностный рост и коррекцию отдельных личностных особенностей и форм поведения, занятия в спортивных секциях и мероприятия активного отдыха способствуют преодолению компьютерной зависимости. Примером могут служить тренажерные залы УГНТУ, которые пользуются огромной популярностью среди студентов. Занятия проходят во внеурочное время под руководством преподавателей кафедры физического воспитания. Занятия посещают как юноши, так и девушки, независимо от медицинской группы. Физические упражнения направлены на повышение умственной и физической работоспособности (особенно в экзаменационный период). Помимо тренажерного зала, самостоятельные занятия проводятся и в фитнес зале АСФ, где студенты занимаются спортивной аэробикой. В спортивных залах также организованы самостоятельные тренировочные занятия по различным видам спорта: футболу, волейболу, баскетболу, бадминтону, легкой и тяжелой атлетике, настольному теннису. Так же студентами активно посещаются секции по лыжным гонкам, борьбе, боксу и спортивному ориентированию. Для этого выделяется время в спортивных залах во внеурочное время и в выходные дни, где студенты не только проводят свойдосуг, но и готовятся к соревнованиям как внутри факультетов, так и к другим соревнованиям различного уровня. В расположении студентов имеется стадион с гимнастическим городком, гимнастической площадкой и футбольными кортами, где студенты в любое время могут заниматься спортом. Массовые оздоровительные физкультурные мероприятия, проводимые управлением по физической культуре и спорту УГНТУ направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спорту. Физическая культура и спорт играют немаловажную роль в борьбе с компьютерной зависимостью, в ведении студентами здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, таких как употребление наркотиков, алкоголя, табакокурения. Из всего вышесказанного следует, что физическая культура и спорт в УГНТУ организованы на высоком профессиональном уровне, что обеспечивает подготовку гармонично развитых высококвалифицированных специалистов.ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. В любом социуме находятся люди, предпочитающие "уходить" от реальных проблем. В случае "цифровой" зависимости для их решения молодой человек уходит в социальную сеть или ролевую компьютерную игру. Там ему свободно и комфортно: он силен, смел, решителен, непобедим, вооружен, успешен, сам управляет судьбой и судьбами. Но он крайне рискует попасть в заколдованный круг реальной социальной изолированности, болезненным выходом из которого становится "цифровая" зависимость. 2. Время, проведенное в виртуальной реальности, не делает студента сильнее и успешнее в жизни настоящей. Потому, "выныривая" оттуда в реальный мир, он испытывает дискомфорт, ощущает себя беспомощным, беззащитным в агрессивной среде, желая, как можно скорее вернуться туда, где он герой-победитель, или компенсируя это, выполняя виртуальные задания, сочетаемые с антисоциальными противоправными "подвигами" в реальном мире.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Путин о трагедии в Керчи: для молодежи создается слишком мало контента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20181018/1530976450.html (дата обращения: 19.06.2020). Семенова Т.В. К вопросу об интернет-зависимости молодежи / Т.В. Семенова, А.А. Куксгаузен, Е.О. Зражевская // Социальные и духовные основания существования человека в современном обществе: сборник научных трудов. – Саратов: КУБиК, 2018. – С. 160–170.Мураткина, Ю. Н. Особенности проявления девиантного поведения у подрос-тков с разным уровнем проявления компьютерной зависимости / Ю. Н. Мураткина // VII Знаменские чтения: Актуальные проблемы образования и науки: Сб. научных материалов региональной научно практической конференции: В 2 ч. / Под ред. В. Н. Малиновской. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – Ч. 1. – С. 151 – 153.Мураткина, Ю. Н. Особенности проявления девиантного поведения у подрос-тков с разным уровнем проявления компьютерной зависимости / Ю. Н. Мураткина // VII Знаменские чтения: Актуальные проблемы образования и науки: Сб. научных материалов региональной научнопрактической конференции: В 2 ч. / Под ред. В. Н. Малиновской. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – Ч. 1. – С. 151 – 153 Титова В.В. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике/Л. Катков, И. Чугунов//Педиатр. – 2014. – № 4. – С. 132 – 139Обжорин А. М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. - № 1(6). – С. 79 – 84. 3.Завалишина О.В. Интернет-аддикция – одна из актуальных проблем современности/Н.А. Загуменных, Е.С. Постоева//Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 105 (01).Мертёхин А.А. Интернет-зависимое поведение и перегрузка информацией//Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – №10/3 Пахомова, Т. В. Некоторые психологические проблемы интернетзависимости / Т.В. Пахомова // Молодой ученый. - 2014. - №15. - С. 236- 238. Жукова М.А., Теперик Р.Ф. Особенности сферы общения Интернетзависимых пользователей // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - С. 165–187.Войскунский, А.Е. Психология и Интернет [Текст] / А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2010. - 154 С. Копылова, Т.Ю. Морально-психологическое здоровье студенчества и качество высшего профессионального образования / С.Э. Харзеева, Т.Ю. Копылова, Н.В. Королева, А.А. Ткачева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - С. 183-184. Усманова Ю.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности инженеров-буровиков / Ю.М. Усманова, А.И. Халилов, Р.Я. Ханнанов, Б.Е. Бекет. // Физическая культура и спорт в системе высшего образования. Материалы V Международной научно-методической конференции. / редкол.: Н.А. Красулина и др. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2017. – С. 271-276. Туголуков А.М., Криулина Р.Н. Подвижные и спортивные игры как средство физического воспитания. Международная научно-методическая конференция. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в вузах. Москва-Уфа:Изд-во РГУНГ,2014. C.205-208Криулина Р.Н. Формирование толерантности у студентов на занятиях физической культуры/ Р.Н. Криулина, А.М. Туголуков, З.Р. Халилова., А.П. Смирнова, Н.В. Шабрин//«Физическая культура и спорт в системе высшего образования»: Материалы V Международной научно-методической конференции.- 2017.- С. 140-144
2. Семенова Т.В. К вопросу об интернет-зависимости молодежи / Т.В. Семенова, А.А. Куксгаузен, Е.О. Зражевская // Социальные и духовные основания существования человека в современном обществе: сборник научных трудов. – Саратов: КУБиК, 2018. – С. 160–170.
3. Мураткина, Ю. Н. Особенности проявления девиантного поведения у подрос-тков с разным уровнем проявления компьютерной зависимости / Ю. Н. Мураткина // VII Знаменские чтения: Актуальные проблемы образования и науки: Сб. научных материалов региональной научно практической конференции: В 2 ч. / Под ред. В. Н. Малиновской. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – Ч. 1. – С. 151 – 153.
4. Мураткина, Ю. Н. Особенности проявления девиантного поведения у подрос-тков с разным уровнем проявления компьютерной зависимости / Ю. Н. Мураткина // VII Знаменские чтения: Актуальные проблемы образования и науки: Сб. научных материалов региональной научнопрактической конференции: В 2 ч. / Под ред. В. Н. Малиновской. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – Ч. 1. – С. 151 – 153
5. Титова В.В. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике/Л. Катков, И. Чугунов//Педиатр. – 2014. – № 4. – С. 132 – 139
6. Обжорин А. М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. - № 1(6). – С. 79 – 84.
7. 3.Завалишина О.В. Интернет-аддикция – одна из актуальных проблем современности/Н.А. Загуменных, Е.С. Постоева//Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 105 (01).
8. Мертёхин А.А. Интернет-зависимое поведение и перегрузка информацией//Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – №10/3
9. Пахомова, Т. В. Некоторые психологические проблемы интернетзависимости / Т.В. Пахомова // Молодой ученый. - 2014. - №15. - С. 236- 238.
10. Жукова М.А., Теперик Р.Ф. Особенности сферы общения Интернетзависимых пользователей // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - С. 165–187.
11. Войскунский, А.Е. Психология и Интернет [Текст] / А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2010. - 154 С.
12. Копылова, Т.Ю. Морально-психологическое здоровье студенчества и качество высшего профессионального образования / С.Э. Харзеева, Т.Ю. Копылова, Н.В. Королева, А.А. Ткачева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - С. 183-184.
13. Усманова Ю.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности инженеров-буровиков / Ю.М. Усманова, А.И. Халилов, Р.Я. Ханнанов, Б.Е. Бекет. // Физическая культура и спорт в системе высшего образования. Материалы V Международной научно-методической конференции. / редкол.: Н.А. Красулина и др. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2017. – С. 271-276.
14. Туголуков А.М., Криулина Р.Н. Подвижные и спортивные игры как средство физического воспитания. Международная научно-методическая конференция. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в вузах. Москва-Уфа:Изд-во РГУНГ,2014. C.205-208
15. Криулина Р.Н. Формирование толерантности у студентов на занятиях физической культуры/ Р.Н. Криулина, А.М. Туголуков, З.Р. Халилова., А.П. Смирнова, Н.В. Шабрин//«Физическая культура и спорт в системе высшего образования»: Материалы V Международной научно-методической конференции.- 2017.- С. 140-144
Вопрос-ответ:
Что такое компьютерная зависимость?
Компьютерная зависимость - это патологическое состояние, при котором человек не может контролировать время, которое он проводит за компьютером, и становится зависимым от него.
Какие методы профилактики компьютерной зависимости используются?
Одним из методов профилактики компьютерной зависимости является проведение анкетирования, чтобы выявить степень зависимости у молодежи. Также широко применяется метод проектной деятельности, который позволяет активно включать молодежь в решение проблемы компьютерной зависимости.
Как можно выявить компьютерную зависимость у студенческой молодежи?
Для выявления компьютерной зависимости у студенческой молодежи проводится эмпирическое социально-психологическое исследование. С помощью определенных вопросов и методов анализа, можно выявить признаки сетевой зависимости у студентов.
Какие особенности студенческой молодежи, имеющей признаки сетевой зависимости, были выявлены исследованием?
Исследование показало, что студенческая молодежь, имеющая признаки сетевой зависимости, часто испытывала трудности в установлении и поддержании реальных социальных контактов. Они также чаще имели проблемы с психическим и физическим здоровьем, поскольку проводили длительное время перед компьютером.
Какие результаты были получены при апробации программы профилактики компьютерной зависимости?
Результаты апробации программы профилактики компьютерной зависимости показали, что после участия в программе большинство студентов стали активнее участвовать в реальных социальных мероприятиях, улучшилось их психическое и физическое здоровье. Также было замечено улучшение успеваемости участвующих студентов.
Какие теоретические основы лежат в основе проблемы коррекции компьютерной зависимости?
Одной из теоретических основ проблемы коррекции компьютерной зависимости является психологическая теория поведения, которая объясняет зависимость от компьютера как результат негативного воздействия на мотивацию и саморегуляцию человека. Второй теоретической основой является социально-психологическая теория, которая отмечает роль социальной среды в формировании зависимости от компьютера. Третьей теоретической основой является теория компьютерного медиа и коммуникаций, которая объясняет сильное влияние компьютерной среды на молодежь.
Какие меры профилактической воспитательной работы можно применить для предотвращения компьютерной зависимости?
В рамках профилактической воспитательной работы можно провести анкетирование для выявления признаков компьютерной зависимости среди молодежи. Также можно использовать метод проектной деятельности, который поможет молодежи развить интересы и хобби, альтернативные компьютерной активности. Дополнительно можно проводить тренинги и лекции по осознанному использованию компьютера и организации времени.
Какие особенности студенческой молодежи, имеющей признаки сетевой зависимости, были выявлены в эмпирическом исследовании?
В результате эмпирического социально-психологического исследования было выявлено, что студенческая молодежь, имеющая признаки сетевой зависимости, часто испытывает тревожность, депрессию и социальную изоляцию. Они также проявляют низкую самооценку и имеют проблемы с организацией времени. Более подробные результаты исследования могут быть найдены в статье.