Коробка передач ЯМЗ-239

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Метрология
  • 28 28 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 23.08.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
.
Фрагмент для ознакомления

Шлицевое соединение - это соединение валов и втулок по поверхностям сложного профиля с продольными выступами (шлицами) и впадинами. Есть три способа центрирования сопрягаемых прямобочных шлицевых соединений: по наружному диаметру, обозначается D; по внутреннему диаметру d; по боковым сторонам шлицов b.Шестерня первичного валаодевается на вал 16.Зубчатое колесо согласно чертежа и технологического процесса имееттермическую обработку (поверхностная закалка) и шлицы и так как основным критерием для работоспособности шлицевых соединений является сопротивление поверхностей сопряжения смятию и изнашиванию при работе, мы выбрали шлиц тяжелой серии (10х46х56) с посадкой центрирования по внутреннему диаметру d-10x46H7/f7x56H12/a11x7H9/f9. Посадка выбрана в соответствии сГОСТ 1139-80 [10]. Схемы расположения полей допусков изображены на рисунках12, 13, 14. Далее находим предельные отклонения:Посадка Ø 46H7/f7 верхнее отклонение внутреннего диаметра вала es =-0,025;нижнее отклонение внутреннего диаметра вала ei = -0,050;верхнее отклонение посадочного отверстия зубчатого колеса ES =+0,025;нижнее отклонения посадочного отверстия зубчатого колеса EI = 0;-рассчитываем предельные размеры внутреннего диаметра вала:dmax = d+es = 46,0+(-0,05) = 45,950dmin = d+ei = 46,0+(-0,025) = 45,975-определяем предельные размеры внешнего диаметра шестерни:Dmax = d+ES = 46,0+0,025 = 46,025Dmin = d+EI = 46,0+0 = 46,0Рисунок 12 - Схема полей допусков внутреннего диаметра Ø46H7/f7.- находим посадки с зазоромSmin = Dmin-dmax = 46,0-45,950= 0,050Smax = Dmax-dmin = 46,025-45,975= 0,050Sm = (Smax+Smin)/2 = (0,050+0,050)/2 = 0,05Ts = Smax-Smin = 0,050-0,050 = 0,00ПосадкаØ 56H12/a11 верхнее отклонениенаружного диаметра вала es =-0,340;нижнее отклонение наружного диаметра вала ei = -0,530;верхнее отклонение посадочного отверстия зубчатого колеса ES =+0,30;нижнее отклонения посадочного отверстия зубчатого колеса EI = 0;- находим предельные размеры внешнего диаметра вала:dmax = D+es = 56,0+(-0,530) = 55,470dmin = D+ei = 56,0+(-0,340) = 55,66-определяем предельные размеры внутреннего диаметра шестерниDmax = D+ES = 56,0+0,30 = 56,30Dmin = D+EI = 56,0+0 = 56,0Рисунок 13 - Схема полей допусков внешнего диаметра Ø56H12/a11- находим посадки с зазоромSmin = Dmin-dmax = 56,0-55,470= 0,530Smax = Dmax-dmin = 56,30-55,66= 0,640Sm = (Smax+Smin)/2 = (0,640+0,530)/2 = 0,585Ts = Smax-Smin = 0,640-0,530 = 0,110Посадка7H9/f9 верхнее отклонение сторон зубьевes =+0,036;нижнее отклонение сторон зубьевei = 0,0;верхнее отклонение сторон шлица зубчатого колеса ES =-0,013;нижнее отклонения сторон шлица зубчатого колеса EI = -0,049;-рассчитываем предельные размеры сторон шлица:dmax = b+es = 7,0+0,036 = 7,036dmin = b+ei = 7,0+0,0 = 7,0-определяем предельные размеры сторон шлица шестерни:Dmax = b+ES = 7,0+(-0,013) = 6,987Dmin = b+EI = 7,0+(-0,049)= 6,951Рисунок 14 - Схема полей допусков ширины зуба 7H9/f9- определяем посадки с зазором:Smin = dmax -Dmin = 7,036-6,951= 0,085Smax = dmin -Dmax= 7,0-6,987= 0,013Sm = (Smax+Smin)/2 = (0,013+0,085)/2 = 0,049Ts = Smin-Smax = 0,085-0,013 = 0,0724.2. Посадка шестерни на вал с креплением на шпонку.Шестерня 16 установлена на вал гидромотора, и передает крутящий момент на гидромотор по средствам шпонки.Шпонка имеет следующие геометрические размеры длинна30 мм, высота5 мм, ширина10 мм. С учетом нормальных условий сборки подобраны нормальные посадки типа Js9,h9 иN9 в соответствии с ГОСТ23360-78[11], посадки изображены на рисунке 15, эскизшпоночного соединения показан на рисунке 16.Рисунок 15 - Схема полей допусков шпонкиТеперь начертим эскиз вала со шпонкойРисунок 16 - Эскиз сечения вала с шпонкой5. ПОСАДКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ.Всем известно, что к резьбовым соединениям относят: болты крепления фланцев, болты крепления крышек и др.5.1 Посадки болта и гайки крепления шайбы.Болт М24х1,5-6gх135.88.35.0115 ГОСТ7796-70 крепления шайбы ставится по посадке М24-6H/6g.М24 – это резьба метрическая, с номинальным размером 24 мм, с шагом Р=1,5 - мелкий, резьба правая, с полем допуска 6g - условное обозначение поля допуска на средний(d2) и наружный (d1) диаметр резьбы 24 - степень точности g - основное отклонение, длина свинчивания нормальная, поэтому не указывается.Посадка выбранав соответствии с ГОСТ 16093-2004 [13]. Схема полей допусков болта представлена на рисунке 17.Навалу17 нарезана резьба М24-6Н. Посадка резьбы G6 на рисунке 18 изображена схема полей допусков гайки.Рисунок17 - Схема полей допусков болтаРисунок18- Схема полей допусков гайкиРасчет предельных отклонений:Предельные отклонения диаметров болтаd, мкмd2, мкмd1, мкмeseieseiesei0-2360-1800-Предельные отклонения диаметров гайкиD, мкмD2, мкмD1, мкмESEIESEIESEI-+32+282+32+407+32- рассчитываем предельные размеры болта:dmax= d + es = 24,0 + 0,00 = 24,00 мм;dmin= d + ei = 24,0 + (- 0,236) = 23,764мм;d2max= d + es = 23,026 + (- 0,00) = 23,026мм;d2min= d + ei = 23,026 + (- 0,180) = 22,846мм;d1max= d + es = 22,376 + 0,00 = 22,376мм;d1min= не устанавливается;- рассчитываем предельные размеры гайки:Dmax= D + ES = 24,0 + 0,032 = 24,032 мм;Dmin= не устанавливается;D2max= D + ES = 23,026 + 0,282= 23,308мм;D2min= D + EI = 23,026 + 0,032= 23,058мм;D1max= D + ES = 22,376 + 0,407= 22,783мм;D1min= D + EI = 22,376 + 0,032= 22,408мм.6. ВАЛ ПЕРВИЧНЫЙ. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВАЛА ПРОМЕЖУТОЧНОГО.Для вала первичногоимеются чертежные размеры посадочных диаметров под подшипники качения - Ø 80 k6, а также номинальные размеры шлицевого соединения: d-10x46f7x56a11x7f9. Тип подшипника, который будет посажен на вал –это шариковый радиальный подшипник, нормального класса точности. Вал будет вращаться в подшипниках качения, установленных на поверхностях А, Б.Необходимо назначить: - допуски круглости и профиля продольного сечения (допуск цилиндричности) посадочных поверхностей под подшипники качения;- допуск торцового биения (допуск перпендикулярности) левого заплечика вала под подшипник качения; - значение шероховатости поверхностей.Начертить эскиз вала с указанием допустимых значения отклонений формы и шероховатости поверхности.Решение:В соответствии с ГОСТ 3325-85 [8] допуск торцового биения заплечика вала на d = 80 мм составляет 30 мкм, следовательно, примем Т =30 мкм.Шероховатость поверхностей под подшипники качения регламентирована ГОСТ 3325-85 [8] и принимается для диаметра вала 80 мм под подшипники качения нормального класса точности 1,25 мкм, следовательно, примем Ra = 1,25 мкм.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе я научился самостоятельно разрабатывать конструкторскую документацию в соответствии с требованиями ЕСКД и ГОСТ, а также нормировать геометрическую точность параметров вала и деталей транспортно-технологической машины вусловиях непосредственной заводской деятельности.Научился культуре производства, а именно понятию, что детали и узлы коробки передач, поступающие на сборку, должны быть чистыми, не должны содержать следы окалины и коррозии. Получил понятия о принципах сборки коробки передач.

.

Вопрос-ответ:

Что такое шлицевое соединение?

Шлицевое соединение - это соединение валов и втулок по поверхностям сложного профиля с продольными выступами (шлицами) и впадинами. Оно обеспечивает передачу крутящего момента и осевое перемещение.

Какие способы центрирования существуют для шлицевых соединений?

Есть три способа центрирования шлицевых соединений: по наружному диаметру (обозначается D), по внутреннему диаметру (обозначается d) и по боковым сторонам шлицов (обозначается b).

Какие процессы проходят шестерня первичного вала?

Шестерня первичного вала проходит термическую обработку, такую как поверхностная закалка. Также на нее наносятся шлицы, которые позволяют ей соединяться со вторичным валом.

Какие процессы проходит зубчатое колесо?

Зубчатое колесо согласно чертежа и технологического процесса также проходит термическую обработку, поверхностную закалку. Кроме того, ему делают шлицы для соединения с другими элементами системы.

Что такое шлицевое соединение?

Шлицевое соединение - это соединение валов и втулок по поверхностям сложного профиля с продольными выступами (шлицами) и впадинами.

Какие способы центрирования используются при шлицевых соединениях?

Есть три способа центрирования сопрягаемых прямобочных шлицевых соединений: по наружному диаметру (обозначается D), по внутреннему диаметру (обозначается d) и по боковым сторонам шлицов (обозначается b).

Какой тип коробки передач ЯМЗ 239 имеет шлицевое соединение?

Коробка передач ЯМЗ 239 имеет шлицевое соединение для центрирования сопрягаемых валов и втулок.

Какие особенности имеет зубчатое колесо коробки передач ЯМЗ 239?

Зубчатое колесо коробки передач ЯМЗ 239 проходит термическую обработку (поверхностная закалка) и имеет шлицы для обеспечения привода.