Формирование понятия «экомир» у младших школьников на уроках окружающего мира.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Природоведение
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.08.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основания формирования понятия «экомир» у младших школьников 5
1.1. О сущности ключевых понятий «экомир», экологическая культура, экологическое образование для устойчивого развития 5
1.2. Анализ научных подходов по проблеме исследования 9
1.3. Возможности формирования понятия «экомир» у младших школьников на уроках «Окружающий мир» 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия «экомир» у младших школьников 17
2.1. Описание констатирующего эксперимента 17
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Анализ констатирующего эксперимента 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения 27

Фрагмент для ознакомления

Полученные результаты были внесены в таблицу (Табл. 1). Таким образом, уровень экологического воспитания детей4-5 лет составил: высокий – 32%; средний – 37%; низкий – 31%. В ходе проведения мониторинга, педагогом было отмечено, что у детей в достаточном объеме имеются экологические знания, однако не сформировано умение обобщать и систематизировать эти знания; школьники недостаточно владеют умениями познавательной деятельности; у детей в основном нанизком уровне сформированы навыки практической деятельности в природе; школьники проявляют интерес к объектам природы, эмоционально реагируют на них, однако, большинство не умеют высказывать собственные суждения о правильном поведении в природе. Полученные в ходе мониторинга результаты были внесены в диаграмму (Рис.1) Рисунок 1. Уровень экологического образования детей младшего школьного возрастаИсходя из результатов мониторинга, автором опыта был разработан перспективный план организации экологических проектов с детьми 7-8 лет. Проектная деятельность включала разнообразные формы организации образовательного процесса, охватывала различные виды детской деятельности, путём интеграции образовательных областей. Кроме того, учителем были продуманы пути вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по экологическому воспитанию школьников. По истечении опытнической деятельности был проведен итоговый мониторинг уровня экологического воспитания школьников. Мониторинг показал следующие результаты (Табл. 1): Таким образом, уровень экологического воспитания детей 7-8 лет составил: высокий – 71%; средний – 29%; низкий – 0%. Данные полученные в ходе проведения итогового обследования, были внесены в диаграмму (Рис.2).Рисунок 2. Итоговый уровень экологического образования детей младшего школьного возрастаПоказатели исходного и итогового уровня экологического воспитания школьников были внесены в сравнительную таблицу:Таблица 1.Сравнительный анализ уровня экологического образования школьниковУровниэкологическогообразованияшкольниковЭтапыдиагностикиСравнительный результат ИсходнаядиагностикаИтоговаядиагностикаВысокий32% 71% +39% Средний37% 29% - 8% Низкий31% 0% - 31% Из анализа показателей исходной и итоговой диагностики следует, что метод экологических проектов оказал положительное влияние на формирование понятия экомир и экологической культуры младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, способствовал развитию познавательных, исследовательских навыков, повлиял на развитие творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум природоохранной деятельности; участники проектов получили не только новые знания, которые стали достоянием их личного опыта, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Выводы по главе 2Таким образом, наше исследование показало, что внедрение экологических проектов повлияло на эффективность работы по экологическому воспитанию школьников. Кроме того, привлечение родителей к участию в экологических проектах способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций младшей школы и семьи в понимании перспектив развития ребёнка.ЗаключениеПроектная деятельность является познавательным процессом, имеющим основные задачи, принципы их выполнения, оформление и освещение результатов. Итоги таких результатов проектной деятельности остаются в младшей школе в виде альбомов, экспонатов, экспозиций и т.д. и применяются для создания других проектов и имеют влияние на формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению в школе.Проекты в старшей группе могут быть как краткосрочными и выполняться в течение одного занятия, так и долгосрочными и продолжатся в течение одного года обучения в младшей школе.Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания младших школьников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.Из анализа показателей исходной и итоговой диагностики следует, что метод экологических проектов оказал положительное влияние на формирование экологической культуры младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, способствовал развитию познавательных, исследовательских навыков, повлиял на развитие творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум природоохранной деятельности; участники проектов получили не только новые знания, которые стали достоянием их личного опыта, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.Таким образом, наше исследование показало, что внедрение экологических проектов повлияло на эффективность работы по экологическому воспитанию младших школьников. Кроме того, привлечение родителей к участию в экологических проектах способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций младшей школы и семьи в понимании перспектив развития ребенка.Список используемой литературыАксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников/З.Ф. Аксенова - М.: ТЦ Сфера, 2019 - 210 с.Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для академического бакалавриата/Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательство Юрайт 2018. – 206 с.Белолуцкая Ф.К. Организация детской проектной деятельности [Текст] // Школьное воспитание. - 2017. - № 2. - С.32-39.Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности/ Н.С. Варенцова - СПб.: Реноме, 2018. — 49 с.Виноградова Н.А. Образовательные проекты. Пособие для воспитателей и родителей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - С.190.Козина, Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания школьников. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 454 с.Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области/В.Е. Мельникова - . – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 138 с.Мониторинг младшей школе [Текст]: научно-методическое пособие. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017. – 592 с.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] /Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2016 №2 – С.7Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст] / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в школьном детстве [Текст]: методика работы с детьми: Пособие для воспитателя школьного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2017. — 144 с.Никонова Л.О., Талызина М.И. Методические рекомендации по ознакомлению школьников с природой/Л.О. Никонова, М.И. Талызина – Волгоград: Учитель, 2018. – 26. с.Основы государственной политики в области экологического развития российской федерации на период до 2030 года. – [Интернет-ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=129117&fld=134&dst=1 00003,0&rnd=0.41513980661218674#08038841929720626 (дата обращения 21.05.2020).Указе Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176 «О Стратегии экологиче-ской безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» – [Интернет-ресурс]: URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-19042017-n-176-o-strategii/ (дата обращения 21.05.2020).Экологическая культура человека – личная ответственность за планету. [Интернет-ресурс]: URL: https://legkopolezno.ru/ekologiya/ekologicheskie-proekty/kultura- cheloveka/ (дата обращения 21.05.2020).ПриложенияПриложение 1. Этапы реализации проекта№ п/пМероприятияЦелиОтветственныеСроки реализации1 этап – подготовительный1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного методаПовышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектированияУчитель1.06.– 10.06.2Составление плана над проектом.Реализация мероприятий по проектной деятельностиУчитель1.06 – 10.063.Участие в родительском собрании на тему «Проектная деятельность»Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проектаУчитель, родители1.06.- 10.064.4.1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала об овощах (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, произведения устного народного творчества.Создать условия для реализации проекта Учитель, родители.1.06. – 10.064.2. Создание условий для организации работы: сбор семян, инвентаря для работы.5.Разработка консультация для родителей «Витаминная корзина», «Экологическое воспитание ребенка в семье»Просвещать родителей по данной теме. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: Учитель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.Учитель1.06. – 30.08.2 этап – основной1.Познавательный рассказ: «Огород и его польза»Расширять знания детей о культурных растениях на огороде и их пользеУчитель, ученики13.062.ООД по познавательному развитию:«Наши зеленые друзья»Расширять знания о растениях, их частях; воспитывать бережное отношение к растениям.Учитель15.063.Высадка семян. Обозначение грядок табличками с изображением овощей.Развивать интерес к экспериментированиюУчитель13.06. – 24.064.Ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фотоматериаловВызвать интерес к выращиванию огородной культуры.УчительНа протяжении всего этапа проекта5.Наблюдение за появлением всходов. Занесение результатов наблюдений в дневник (рисунки, фотографии).Учить детей замечать изменения, которые происходят с растением. Воспитывать любознательность и наблюдательность. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.УчительНа протяжении всего этапа проекта6.Практические действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление посевов).Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги для роста растения; развивать трудовые навыки.УчительНа протяжении всего этапа проекта7.Рассматривание иллюстрации об овощах, беседы с детьми.Расширить знания об овощахУчительНа протяжении всего этапа проекта8.Разучивание стихотворений об овощах, чтение художественной литературыРасширять знания об овощахРазвивать память, внимание. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение.  Воспитывать интерес к растительному миру.УчительНа протяжении всего этапа проекта9.Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «Подбери слово». Загадки об овощахУточнить представление детей об овощах. Развивать память, внимание.УчительНа протяжении всего этапа проекта10.Опытно – экспериментальная деятельность«Волшебница вода»Развивать умение детей устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, помочь выяснить свойства воды.Учитель, ученики4.07.11.ООД «Путешествие за витаминами»Познакомить с витаминами; рассказать, какую роль они играют для здоровья человека. Формировать начальные представления о закономерности «здоровое питание – здоровый образ жизни»Учитель, ученики15.0812.Сбор урожаяФормировать интерес к результатам своего трудаУчитель, ученики13.Итоговое интегрированное занятие по проекту «Капуста для зайчика».Обобщить полученные знания об овощах.Учитель, ученики3 этап – заключительный1.Подведение итоговАнализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.Учитель, ученики3.10. – 28.102.Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».Обобщение опыта работыУчитель3.10. – 14.103.Выставка детских рисунков, поделок «Радужные грядки».Обобщение опыта работыУчитель, родители, ученики3.10 – 28.10.4.Презентация для педагогов «Радужные грядки»Обобщение опыта работыУчитель, педагоги28.10

Список используемой литературы
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников/З.Ф. Аксенова - М.: ТЦ Сфера, 2019 - 210 с.
2. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для академического бакалавриата/Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательство Юрайт 2018. – 206 с.
3. Белолуцкая Ф.К. Организация детской проектной деятельности [Текст] // Школьное воспитание. - 2017. - № 2. - С.32-39.
4. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности/ Н.С. Варенцова - СПб.: Реноме, 2018. — 49 с.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты. Пособие для воспитателей и родителей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - С.190.
6. Козина, Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания школьников. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 454 с.
7. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области/В.Е. Мельникова - . – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 138 с.
8. Мониторинг младшей школе [Текст]: научно-методическое пособие. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017. – 592 с.
9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] /Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2016 №2 – С.7
10. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст] / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в школьном детстве [Текст]: методика работы с детьми: Пособие для воспитателя школьного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2017. — 144 с.
12. Никонова Л.О., Талызина М.И. Методические рекомендации по ознакомлению школьников с природой/Л.О. Никонова, М.И. Талызина – Волгоград: Учитель, 2018. – 26. с.
13. Основы государственной политики в области экологического развития российской федерации на период до 2030 года. – [Интернет-ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=129117&fld=134&dst=1 00003,0&rnd=0.41513980661218674#08038841929720626 (дата обращения 21.05.2020).
14. Указе Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176 «О Стратегии экологиче- ской безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» – [Интернет-ресурс]: URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-19042017-n-176-o-strategii/ (дата обращения 21.05.2020).
15. Экологическая культура человека – личная ответственность за планету. [Интернет-ресурс]: URL: https://legkopolezno.ru/ekologiya/ekologicheskie-proekty/kultura- cheloveka/ (дата обращения 21.05.2020).

Вопрос-ответ:

Какие понятия формируются у младших школьников на уроках окружающего мира?

На уроках окружающего мира младшие школьники формируют понятия экомир, экологическая культура, экологическое образование для устойчивого развития.

Какова сущность ключевых понятий экомир, экологическая культура и экологическое образование?

Экомир - это понятие, охватывающее все взаимосвязи и взаимодействия живых организмов и окружающей среды. Экологическая культура - это понимание необходимости сохранения природы и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование для устойчивого развития - это процесс формирования осознанного отношения к природе и обучения учащихся принятию экологических решений.

Какие научные подходы были проанализированы по проблеме исследования?

При исследовании были проанализированы различные научные подходы к проблеме формирования понятия экомир у младших школьников, включая психолого-педагогический, экологический и методический подходы.

Какие возможности есть для формирования понятия экомир у младших школьников на уроках Окружающий мир?

На уроках Окружающего мира можно использовать различные методы и приемы, такие как наблюдение, эксперимент, игры, проектная деятельность, чтобы помочь младшим школьникам понять понятие экомир и развить экологическую культуру.

Какой опытно-экспериментальный материал был использован в исследовании?

В исследовании был использован опытно-экспериментальный материал, включающий проведение уроков Окружающего мира с младшими школьниками, а также анализ их ответов на вопросы и задания, связанные с формированием понятия экомир.

Как формируется понятие экомир у младших школьников на уроках окружающего мира?

Понятие экомир у младших школьников формируется на уроках окружающего мира путем интеграции знаний об экологической культуре и экологическом образовании для устойчивого развития.

Какие ключевые понятия связаны с экомиром и младшими школьниками?

Ключевые понятия, связанные с экомиром и младшими школьниками, включают в себя экологическую культуру, экологическое образование для устойчивого развития и понятие экомира.

Какие научные подходы анализируются при исследовании формирования понятия экомир у младших школьников?

При исследовании формирования понятия экомир у младших школьников анализируются различные научные подходы, включая экологическую педагогику, психологию, социологию и прочие дисциплины, изучающие экологическую составляющую образования.

Какие возможности существуют для формирования понятия экомир у младших школьников на уроках окружающего мира?

Для формирования понятия экомир у младших школьников на уроках окружающего мира используются различные возможности, такие как практические занятия, экскурсии, изучение природы в школьном саду или на пришкольной территории, а также ролевые игры и проектные деятельности.

Какой опытно-экспериментальный подход используется для изучения формирования понятия экомир у младших школьников?

Для изучения формирования понятия экомир у младших школьников используется опытно-экспериментальный подход, включающий в себя проведение экспериментов, анализ результатов, сравнение групп учащихся и применение различных методов исследования.