Формирование понятия «экомир» у младших школьников на уроках окружающего мира.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.08.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основания формирования понятия «экомир» у младших школьников 5
1.1. О сущности ключевых понятий «экомир», экологическая культура, экологическое образование для устойчивого развития 5
1.2. Анализ научных подходов по проблеме исследования 9
1.3. Возможности формирования понятия «экомир» у младших школьников на уроках «Окружающий мир» 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия «экомир» у младших школьников 17
2.1. Описание констатирующего эксперимента 17
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Анализ констатирующего эксперимента 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения 27
Полученные результаты были внесены в таблицу (Табл. 1). Таким образом, уровень экологического воспитания детей4-5 лет составил: высокий – 32%; средний – 37%; низкий – 31%. В ходе проведения мониторинга, педагогом было отмечено, что у детей в достаточном объеме имеются экологические знания, однако не сформировано умение обобщать и систематизировать эти знания; школьники недостаточно владеют умениями познавательной деятельности; у детей в основном нанизком уровне сформированы навыки практической деятельности в природе; школьники проявляют интерес к объектам природы, эмоционально реагируют на них, однако, большинство не умеют высказывать собственные суждения о правильном поведении в природе. Полученные в ходе мониторинга результаты были внесены в диаграмму (Рис.1) Рисунок 1. Уровень экологического образования детей младшего школьного возрастаИсходя из результатов мониторинга, автором опыта был разработан перспективный план организации экологических проектов с детьми 7-8 лет. Проектная деятельность включала разнообразные формы организации образовательного процесса, охватывала различные виды детской деятельности, путём интеграции образовательных областей. Кроме того, учителем были продуманы пути вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по экологическому воспитанию школьников. По истечении опытнической деятельности был проведен итоговый мониторинг уровня экологического воспитания школьников. Мониторинг показал следующие результаты (Табл. 1): Таким образом, уровень экологического воспитания детей 7-8 лет составил: высокий – 71%; средний – 29%; низкий – 0%. Данные полученные в ходе проведения итогового обследования, были внесены в диаграмму (Рис.2).Рисунок 2. Итоговый уровень экологического образования детей младшего школьного возрастаПоказатели исходного и итогового уровня экологического воспитания школьников были внесены в сравнительную таблицу:Таблица 1.Сравнительный анализ уровня экологического образования школьниковУровниэкологическогообразованияшкольниковЭтапыдиагностикиСравнительный результат ИсходнаядиагностикаИтоговаядиагностикаВысокий32% 71% +39% Средний37% 29% - 8% Низкий31% 0% - 31% Из анализа показателей исходной и итоговой диагностики следует, что метод экологических проектов оказал положительное влияние на формирование понятия экомир и экологической культуры младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, способствовал развитию познавательных, исследовательских навыков, повлиял на развитие творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум природоохранной деятельности; участники проектов получили не только новые знания, которые стали достоянием их личного опыта, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Выводы по главе 2Таким образом, наше исследование показало, что внедрение экологических проектов повлияло на эффективность работы по экологическому воспитанию школьников. Кроме того, привлечение родителей к участию в экологических проектах способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций младшей школы и семьи в понимании перспектив развития ребёнка.ЗаключениеПроектная деятельность является познавательным процессом, имеющим основные задачи, принципы их выполнения, оформление и освещение результатов. Итоги таких результатов проектной деятельности остаются в младшей школе в виде альбомов, экспонатов, экспозиций и т.д. и применяются для создания других проектов и имеют влияние на формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению в школе.Проекты в старшей группе могут быть как краткосрочными и выполняться в течение одного занятия, так и долгосрочными и продолжатся в течение одного года обучения в младшей школе.Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания младших школьников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.Из анализа показателей исходной и итоговой диагностики следует, что метод экологических проектов оказал положительное влияние на формирование экологической культуры младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, способствовал развитию познавательных, исследовательских навыков, повлиял на развитие творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум природоохранной деятельности; участники проектов получили не только новые знания, которые стали достоянием их личного опыта, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.Таким образом, наше исследование показало, что внедрение экологических проектов повлияло на эффективность работы по экологическому воспитанию младших школьников. Кроме того, привлечение родителей к участию в экологических проектах способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций младшей школы и семьи в понимании перспектив развития ребенка.Список используемой литературыАксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников/З.Ф. Аксенова - М.: ТЦ Сфера, 2019 - 210 с.Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для академического бакалавриата/Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательство Юрайт 2018. – 206 с.Белолуцкая Ф.К. Организация детской проектной деятельности [Текст] // Школьное воспитание. - 2017. - № 2. - С.32-39.Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности/ Н.С. Варенцова - СПб.: Реноме, 2018. — 49 с.Виноградова Н.А. Образовательные проекты. Пособие для воспитателей и родителей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - С.190.Козина, Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания школьников. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 454 с.Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области/В.Е. Мельникова - . – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 138 с.Мониторинг младшей школе [Текст]: научно-методическое пособие. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017. – 592 с.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] /Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2016 №2 – С.7Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст] / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в школьном детстве [Текст]: методика работы с детьми: Пособие для воспитателя школьного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2017. — 144 с.Никонова Л.О., Талызина М.И. Методические рекомендации по ознакомлению школьников с природой/Л.О. Никонова, М.И. Талызина – Волгоград: Учитель, 2018. – 26. с.Основы государственной политики в области экологического развития российской федерации на период до 2030 года. – [Интернет-ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=129117&fld=134&dst=1 00003,0&rnd=0.41513980661218674#08038841929720626 (дата обращения 21.05.2020).Указе Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176 «О Стратегии экологиче-ской безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» – [Интернет-ресурс]: URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-19042017-n-176-o-strategii/ (дата обращения 21.05.2020).Экологическая культура человека – личная ответственность за планету. [Интернет-ресурс]: URL: https://legkopolezno.ru/ekologiya/ekologicheskie-proekty/kultura- cheloveka/ (дата обращения 21.05.2020).ПриложенияПриложение 1. Этапы реализации проекта№ п/пМероприятияЦелиОтветственныеСроки реализации1 этап – подготовительный1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного методаПовышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектированияУчитель1.06.– 10.06.2Составление плана над проектом.Реализация мероприятий по проектной деятельностиУчитель1.06 – 10.063.Участие в родительском собрании на тему «Проектная деятельность»Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проектаУчитель, родители1.06.- 10.064.4.1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала об овощах (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, произведения устного народного творчества.Создать условия для реализации проекта Учитель, родители.1.06. – 10.064.2. Создание условий для организации работы: сбор семян, инвентаря для работы.5.Разработка консультация для родителей «Витаминная корзина», «Экологическое воспитание ребенка в семье»Просвещать родителей по данной теме. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: Учитель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.Учитель1.06. – 30.08.2 этап – основной1.Познавательный рассказ: «Огород и его польза»Расширять знания детей о культурных растениях на огороде и их пользеУчитель, ученики13.062.ООД по познавательному развитию:«Наши зеленые друзья»Расширять знания о растениях, их частях; воспитывать бережное отношение к растениям.Учитель15.063.Высадка семян. Обозначение грядок табличками с изображением овощей.Развивать интерес к экспериментированиюУчитель13.06. – 24.064.Ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фотоматериаловВызвать интерес к выращиванию огородной культуры.УчительНа протяжении всего этапа проекта5.Наблюдение за появлением всходов. Занесение результатов наблюдений в дневник (рисунки, фотографии).Учить детей замечать изменения, которые происходят с растением. Воспитывать любознательность и наблюдательность. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.УчительНа протяжении всего этапа проекта6.Практические действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление посевов).Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги для роста растения; развивать трудовые навыки.УчительНа протяжении всего этапа проекта7.Рассматривание иллюстрации об овощах, беседы с детьми.Расширить знания об овощахУчительНа протяжении всего этапа проекта8.Разучивание стихотворений об овощах, чтение художественной литературыРасширять знания об овощахРазвивать память, внимание. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение. Воспитывать интерес к растительному миру.УчительНа протяжении всего этапа проекта9.Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «Подбери слово». Загадки об овощахУточнить представление детей об овощах. Развивать память, внимание.УчительНа протяжении всего этапа проекта10.Опытно – экспериментальная деятельность«Волшебница вода»Развивать умение детей устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, помочь выяснить свойства воды.Учитель, ученики4.07.11.ООД «Путешествие за витаминами»Познакомить с витаминами; рассказать, какую роль они играют для здоровья человека. Формировать начальные представления о закономерности «здоровое питание – здоровый образ жизни»Учитель, ученики15.0812.Сбор урожаяФормировать интерес к результатам своего трудаУчитель, ученики13.Итоговое интегрированное занятие по проекту «Капуста для зайчика».Обобщить полученные знания об овощах.Учитель, ученики3 этап – заключительный1.Подведение итоговАнализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.Учитель, ученики3.10. – 28.102.Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».Обобщение опыта работыУчитель3.10. – 14.103.Выставка детских рисунков, поделок «Радужные грядки».Обобщение опыта работыУчитель, родители, ученики3.10 – 28.10.4.Презентация для педагогов «Радужные грядки»Обобщение опыта работыУчитель, педагоги28.10
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников/З.Ф. Аксенова - М.: ТЦ Сфера, 2019 - 210 с.
2. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для академического бакалавриата/Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательство Юрайт 2018. – 206 с.
3. Белолуцкая Ф.К. Организация детской проектной деятельности [Текст] // Школьное воспитание. - 2017. - № 2. - С.32-39.
4. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности/ Н.С. Варенцова - СПб.: Реноме, 2018. — 49 с.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты. Пособие для воспитателей и родителей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - С.190.
6. Козина, Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания школьников. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 454 с.
7. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области/В.Е. Мельникова - . – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 138 с.
8. Мониторинг младшей школе [Текст]: научно-методическое пособие. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017. – 592 с.
9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] /Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2016 №2 – С.7
10. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст] / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в школьном детстве [Текст]: методика работы с детьми: Пособие для воспитателя школьного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2017. — 144 с.
12. Никонова Л.О., Талызина М.И. Методические рекомендации по ознакомлению школьников с природой/Л.О. Никонова, М.И. Талызина – Волгоград: Учитель, 2018. – 26. с.
13. Основы государственной политики в области экологического развития российской федерации на период до 2030 года. – [Интернет-ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=129117&fld=134&dst=1 00003,0&rnd=0.41513980661218674#08038841929720626 (дата обращения 21.05.2020).
14. Указе Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176 «О Стратегии экологиче- ской безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» – [Интернет-ресурс]: URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-19042017-n-176-o-strategii/ (дата обращения 21.05.2020).
15. Экологическая культура человека – личная ответственность за планету. [Интернет-ресурс]: URL: https://legkopolezno.ru/ekologiya/ekologicheskie-proekty/kultura- cheloveka/ (дата обращения 21.05.2020).
Вопрос-ответ:
Какие понятия формируются у младших школьников на уроках окружающего мира?
На уроках окружающего мира младшие школьники формируют понятия экомир, экологическая культура, экологическое образование для устойчивого развития.
Какова сущность ключевых понятий экомир, экологическая культура и экологическое образование?
Экомир - это понятие, охватывающее все взаимосвязи и взаимодействия живых организмов и окружающей среды. Экологическая культура - это понимание необходимости сохранения природы и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование для устойчивого развития - это процесс формирования осознанного отношения к природе и обучения учащихся принятию экологических решений.
Какие научные подходы были проанализированы по проблеме исследования?
При исследовании были проанализированы различные научные подходы к проблеме формирования понятия экомир у младших школьников, включая психолого-педагогический, экологический и методический подходы.
Какие возможности есть для формирования понятия экомир у младших школьников на уроках Окружающий мир?
На уроках Окружающего мира можно использовать различные методы и приемы, такие как наблюдение, эксперимент, игры, проектная деятельность, чтобы помочь младшим школьникам понять понятие экомир и развить экологическую культуру.
Какой опытно-экспериментальный материал был использован в исследовании?
В исследовании был использован опытно-экспериментальный материал, включающий проведение уроков Окружающего мира с младшими школьниками, а также анализ их ответов на вопросы и задания, связанные с формированием понятия экомир.
Как формируется понятие экомир у младших школьников на уроках окружающего мира?
Понятие экомир у младших школьников формируется на уроках окружающего мира путем интеграции знаний об экологической культуре и экологическом образовании для устойчивого развития.
Какие ключевые понятия связаны с экомиром и младшими школьниками?
Ключевые понятия, связанные с экомиром и младшими школьниками, включают в себя экологическую культуру, экологическое образование для устойчивого развития и понятие экомира.
Какие научные подходы анализируются при исследовании формирования понятия экомир у младших школьников?
При исследовании формирования понятия экомир у младших школьников анализируются различные научные подходы, включая экологическую педагогику, психологию, социологию и прочие дисциплины, изучающие экологическую составляющую образования.
Какие возможности существуют для формирования понятия экомир у младших школьников на уроках окружающего мира?
Для формирования понятия экомир у младших школьников на уроках окружающего мира используются различные возможности, такие как практические занятия, экскурсии, изучение природы в школьном саду или на пришкольной территории, а также ролевые игры и проектные деятельности.
Какой опытно-экспериментальный подход используется для изучения формирования понятия экомир у младших школьников?
Для изучения формирования понятия экомир у младших школьников используется опытно-экспериментальный подход, включающий в себя проведение экспериментов, анализ результатов, сравнение групп учащихся и применение различных методов исследования.