Нравственно-психологические особенности подросткового возраста.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 18 18 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 30.08.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Общие психологические особенности подросткового возраста 4
2.Особенности нравственного развития в подростковом возрасте 12
Заключение 17
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления

Трудности нравственного развития подростка часто проявляются в изменении базовой установки относительно окружающего мира: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, которая образуется к юношескому возрасту.Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подростку свойственно глубоко и сильно ощущать чувство одиночества, он чувствует себя чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения — "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений — общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов нравственного формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.Наиболее яркими нравственными интересами (доминантами) подростка Л. С. Выготский считал "эгоцентрическую доминанту" (интерес к собственной личности), "доминанту дали" (установку на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), "доминанту усилия" (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), "доминанту романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму).По мнению Д.И. Фельдштейна, именно в подростковом возрасте интенсивно формируются нравственные убеждения и идеалы. Л.И. Божович выделяет в подростковом возрасте проявление нового уровня развития нравственного самосознания, а также потребности осознать себя как личность и индивидуальность. И. С. Кон считает, что в подростковом возрасте происходит переход от «внешнего» регулирования поведения к нравственнойсаморегуляции, самоконтролю и самоуправлению. Он поддерживает вывод Колберга, основанный на исследовании логического развития по Пиаже.В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенный максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.Как показали исследования Ж. Пиаже, в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка (Л.И. Божович). В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.ЗаключениеВ целом, данное исследование показывает, что многие подростки сталкиваются с противоречиями между потребностями материального и духовного порядка. Подросткам свойственна нетерпеливость, они желают получать все и сразу. Также особенно важно выделить идею исследователей о том, что чувство взрослости у подростка может иметь различное содержание, наполненность. В частности, есть такие подростки, которые под влиянием чувства взрослости начинают интересоваться учебой, получением знаний, а есть и такие, которые начинают уделять повышенное внимание собственной внешности, одежде, начинают подражать кумирам. Третьи под влиянием чувства взрослости осознают значимость самовоспитания. Интересы подростка могут меняться очень быстро. Таким образом, во многом от учителей и родителей зависит, какие основы нравственности, социальные установки будут заложены. Подростковый возраст – это старт для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. Чувство взрослости является главным психическим новообразованием в подростковом возрасте. Оно находит проявление в деятельности, в которой осуществляется изменение потребностей подростка, преобразование его самосознания, социализация при этом становится качественно иной. Решающее значение для нравственного развития подростка имеет общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.Формируется нравственное мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.Список литературыБожович Л.И. Подростковый возраст.// https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.phpГамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления.// https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол.. 1981. №2. С. 47-57 Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— М.: Институт практической психологии, 1996. С.259-264 Левицкая, Л. В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса / Л. В. Левицкая, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1036-1039. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29104/Молохина Г.А. Возрастные и гендерные особенности стиля мышления студентов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Молохина Галина Анатольевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010. - 180 с.Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 106–108. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 3. — С. 103–108.Пиаже Ж. Избранные труды. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 304 с. Снегирёва, В. О. Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов / В. О. Снегирёва, Т. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/25/ Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка.// https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenkaХолодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. - 272 с.Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — М.: МГУ, 1990. 34 с.Черникова, Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков / Е. Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 4. — С. 169–172.

1. Божович Л.И. Подростковый возраст.// https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php
2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
3. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления.// https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/
4. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол.. 1981. №2. С. 47-57
5. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— М.: Институт практической психологии, 1996. С.259-264
6. Левицкая, Л. В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса / Л. В. Левицкая, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1036-1039. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29104/
7. Молохина Г.А. Возрастные и гендерные особенности стиля мышления студентов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Молохина Галина Анатольевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010. - 180 с.
8. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 106–108.
9. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 3. — С. 103–108.
10. Пиаже Ж. Избранные труды. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 304 с.
12. Снегирёва, В. О. Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов / В. О. Снегирёва, Т. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/25/
13. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка.// https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenka
14. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
16. Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — М.: МГУ, 1990. 34 с.
17. Черникова, Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков / Е. Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 4. — С. 169–172.

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?

В подростковом возрасте происходят значительные изменения как на физиологическом, так и на психическом уровне. Характерные особенности включают: эмоциональная нестабильность, стремление к самоутверждению, сомнения в своей индивидуальности, поиски себя, конфликты с родителями и авторитетами, формирование личной идентичности и многие другие.

Какие особенности связаны с нравственным развитием подростков?

В подростковом возрасте происходит формирование моральных ценностей и установок. Подростки начинают осознавать нравственные принципы и различать правильное от неправильного. Однако моральное развитие может быть сложным и противоречивым, так как подростки могут подвергаться влиянию различных факторов, таких как ровесники, среда обитания и семья.

Какие трудности могут возникнуть в нравственном развитии подростка?

Трудности нравственного развития подростка могут проявляться в изменении мировоззрения и ценностных установок. Подростки могут переживать кризисы и усомниться в своем месте в обществе. Они могут сталкиваться с давлением сверстников или проявлять агрессивность и бунтарство. Важно помочь им разобраться в своих эмоциях и ориентироваться на позитивные ценности.

Как влияет изменение базовой установки подростка на его нравственное развитие?

Изменение базовой установки подростка, которая может происходить в ходе пубертатной стадии, может существенно повлиять на его нравственное развитие. На этой стадии подросток может переживать негативные эмоции, сомнения и жизненное отрицание. Однако, к юношескому возрасту формируется положительная фаза жизнеутверждения, которая становится основой для развития его моральных ценностей и установок.

Какие особенности нравственного развития проявляются у подростков?

Нравственные особенности подростков проявляются в изменении базовой установки относительно окружающего мира. В период подросткового возраста происходит сдвиг от негативной фазы жизнеотрицания к фазе жизнеутверждения. Подростки начинают формировать свое собственное мировоззрение и стремятся утвердиться в обществе.

Какие трудности нравственного развития часто встречаются у подростков?

Трудности нравственного развития подростков проявляются в изменении базовой установки относительно окружающего мира. Переход от негативной фазы жизнеотрицания к фазе жизнеутверждения может вызывать конфликты с родителями и другими авторитетными взрослыми. Возникает необходимость самостоятельно принимать решения и отвечать за свое поведение. Развитие нравственных ценностей и формирование собственных моральных принципов также являются сложными задачами для подростков.

Какие изменения происходят в психологии подростка?

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психологии подростка. Он начинает формировать свое собственное мировоззрение и стремится к самостоятельности. Подростки становятся более осознанными своих эмоций и начинают проявлять интерес к социальной справедливости. Они также переживают эмоциональные колебания и часто испытывают конфликты с окружающими.

Какие фазы проходит нравственное развитие подростка?

Нравственное развитие подростка проходит две фазы. Сначала происходит фаза жизнеотрицания, когда подросток отрицает многие ценности и правила общества. Затем следует фаза жизнеутверждения, когда подросток начинает формировать свой собственный нравственный код и стремится утвердиться в обществе.

Какие особенности нравственного развития проявляются у подросткового возраста?

В подростковом возрасте проявляются особенности нравственного развития. Подростки начинают строить свое собственное мировоззрение и формировать собственные ценности. Они проявляют интерес к социальной справедливости и начинают задумываться о последствиях своих действий. Перед ними становится задача найти баланс между своими потребностями и потребностями других людей.