участок сборки сварки хребтовой балки вагон платформы 2124к

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Ж/д транспорт
  • 74 74 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 04.09.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 4
1. Описание, технические характеристики сварной конструкции 5
2 Материал изделия 7
3 Свариваемость основного металла изделия 8
4 Оценка технологичности конструкции 10
5 Заготовительные операции 11
6 Обоснование выбора вида сварки 14
7 Выбор сварочных материалов 23
8 Выбор режима сварки 25
9 Выбор источников сварочного тока 31
10 Сварочные автоматы и полуавтоматы, сварочные установки, роботы и вспомогательное сварочное оборудование 32
11 Механизация процесса производства 36
12 Сборочные и сборочно-сварочные приспособления 37
13 Технологический процесс сборки сварки 39
14 Сварочные напряжения и деформации и меры борьбы с ними 46
15 Выбор и обоснование методов контроля качества сварной конструкции и исправлении дефектов 47
16 Маршрутная технология изготовления изделия 53
17 Экология, безопасность жизнедеятельности 58
18 Расчет норм штучного времени и трудоемкости изготовления изделия 65
19 Планировка участка 67
Заключение 71
Список использованных источников 72
Приложение 74

Фрагмент для ознакомления

Но очень важно, что каждый составленный документ должен в обязательном порядке пройти согласование в государственных контролирующих органах. В противном случае, он не будет подтвержден официально и останется лишь кучей бумаг на столе у того, кто его составил.Руководящий документ - нормативный документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов нормирования, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, доступный широкому кругу потребителей (пользователей) и утвержденный в установленном в отрасли порядке.Разработка технологического процесса сварки включает в себя:- выбор типа сварного соединения;- определение оптимального режима сварки и оборудования;- определение порядка наложения сварных швов.Основным этапом разработки технологического процесса сварки является выбор типа сварного соединения (односторонний или двухсторонний сварной шов, стыковой или угловой шов) и выбор формы раздела кромок под сварку.Выбор режима сварки предполагает определение совокупности характеристик сварочного процесса, обеспечивающих получение сварного шва заданного размера, формы и качества. При сварке открытой дугой такими характеристиками являются:- марка и диаметр электрода;- напряжение дуги;- сила сварочного тока;- род тока;- время сварки.Определив род тока, напряжение дуги и силу сварочного тока можно выбрать необходимое оборудование. (Примечание: в данной работе не предполагается выбор рода тока и типа оборудования).Важным этапом разработки технологии сварки заданной конструкции является определение порядка наложения швов. Правильный выбор технологии позволяет уменьшить коробление конструкции или появление опасных внутренних напряжений. (Однако эта часть разработки технологии также не входит в задачу данной работы).Маршрутная карта – показывает правильное перемещение металла по цеху. При составлении маршрутной кары использовался принцип прямоточности, при соблюдении которого обеспечиваются кратчайшие пути движения деталей или сборочных единиц в процессе производства и не должно происходить возвратных движений объектов производства на участке, в цеху, на предприятии. Схема цеха с продольным направлением производства представлена на рисунке 16.1.Рисунок 16.1 – Схема цеха с продольным направлением производства.Металл со склада поступает в рабочие места заготовительного производства в первую часть цеха, каждое из которых предназначено для обработки металла и заготовок. В местах под оборудование для заготовки, очистки и обработки металла может размещено технологическое оборудование и отдельное оборудование (вспомогательное) для обработки тонколистового металла и прочего тонколистового сортамента металла.В рабочих местах заготовительного производства во второй части цеха, может быть размещено оборудование для обработки металла средних и больших толщин.Из обеих частей цеха заготовительного производства заготовки (детали) поступают на склад комплектации, в каждой части цеха находится свой склад для комплектации. После комплектации каждая заготовка (деталь) отправляется на последующую сборку и сварку узлов. А после завершения изготовления узлов отправляют в участок сборки и сварки конструкций и в последнем этапе, уже сборная конструкция отправляется на склад готовой продукции или на дальнейшую отделку, проверку и другое.Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.План мероприятий по повышению производительности труда на предприятии по производству «Хребтовой балки».Уровень производительности труда на предприятии и возможности ее повышения определяются рядом факторов и резервов ее роста. Под факторами роста производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее роста. Под резервами роста производительности труда на предприятии понимаются неиспользуемые реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Соотношение между понятием «факторы» и «резервы» заключается в том, что фактор представляет собой причину возможности осуществления какого-либо явления, а резерв – нереализованную возможность в том или ином конкретном случае.Поэтому важным этапом аналитической работы на предприятии является поиск путей для повышения производительности труда, который можно классифицировать следующим образом:- повышение технического уровня производства;- улучшение организации производства и труда;- структурные изменения в производстве.Повышение технического уровня производствапроисходит за счет модернизации действующего оборудования, технического перевооружения, механизации, автоматизации и компьютеризации производства. Нельзя не уделить внимание внедрению автоматизированной системе управления технологическими процессами, благодаря которой достигается:- снижение себестоимости продукции за счет уменьшения прямых потерь ресурсов;- сокращение ручных операций и улучшение условий труда;- увеличение прибыли и рентабельности производства;- увеличение объемов выпуска готовой продукции за счет сокращения производственных колебаний и лучшего использования производственных ресурсов;- повышение качества продукции;- рост фондоотдачи за счет уменьшения потерь от недоиспользования основных производственных фондов.То есть, то от чего зависит повышение производительности труда и всех технико-экономических показателей в целом.За счет автоматизированной системы управления технологическими процессами могут быть автоматизированы функции оперативного учета и контроля работы складов готовой продукции, управления сбытом. Работникам производственных подразделений и служб управления предприятием предоставляется возможность получения оперативной информации о ходе производственных процессов, наличии материалов и готовой продукции на складах.17Экология, безопасность жизнедеятельностиВиды инструктажейИнструктажи бывают:- вводный;- первичный на рабочем месте;- повторный (каждый квартал);- внеплановый;- целевой [7].Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или сотрудник, который выполняет эти обязанности:- с новыми работниками;- с временными работниками;- командированными;- учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику и учащимися в учебных заведениях.В журнале по охране труда и в документе о приеме на работу делают запись о проведении инструктажа, сотрудники оставляют подпись о получении инструктажа.Инструктаж должен проводиться по инструкции, разработанной инженером охраны труда и подтверждённой руководителем организации.Первичный инструктаж – проводится на рабочем месте до начала трудовой деятельности:- с вновь принятыми в организацию;- переведенными из других организации;- работникам, которым предстоит выполнять для них новую работу;- строителями, которые будут выполнять строительно-монтажные работы на территории организации;Руководитель проводит инструктаж с каждым сотрудником индивидуально.Сотрудники, не связанные с обслуживанием, испытанием, регулировкой и ремонтом оборудования, использованием различных инструментов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, подтверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом и службой охраны труда.Все сотрудники организации после первичного инструктажа на рабочем месте в течение первых двух рабочих недель должны пройти стажировку.Повторный инструктаж – в организации проходят все, за исключением сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа, независимо от их профессий, стажа работы и образования не реже одного раза в полугодие по правилам первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.Организациями по соглашению с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора и контроля для некоторых сотрудников может быть установлен более длительный (до одного года) срок проведения повторного инструктажа.Повторный инструктаж проводят индивидуально, а также с группой сотрудников, обслуживающих закрепленное за собой оборудование в пределах общего рабочего места.Целевой инструктаж – проводится при выполнении работ с повышенной опасностью:- работа на высоте более 1,3 м;- в колодцах;- выполнение сварочных работ;- резка металла;- выполнение работ, не связанных с профессией.Внеплановый инструктаж – проводится индивидуально или с группой сотрудников организации, а также:- при изменении правил охраны труда;- при приобретении нового оборудования для организации;- при нарушении правил охраны труда;- по требованию органов надзора и контроля.Расчет местной вентиляцииДля установки необходима вентиляционная система, так как во время работы на оператора воздействуют вредные и ядовитые вещества в форме газообразных частиц:- окись углерода (СО);- окись азота и двуокись азота (NOX = NO, NО2);- окись марганца (0,25 – 0,43 мг/м3). В следствие этого для снижения концентрации вредных и ядовитых веществ на рабочих местах до предельно допустимой нормы необходимо, прежде всего применить местные отсосы.Применение местной вытяжной вентиляции основано на улавливании и удаления вредных веществ у источника их образования (рисунок 6.1).Рисунок 17.1 – Местная вытяжная вентиляцияДано: длина – 900 мм; ширина – 645 мм; площадь сечения воздуховода F=0,13м2; расход по данному участку сети L=1400м3/ч; скорость на данном участке сети Vуч.=10м/с.Диаметр воздуховода определяется по формуле 17.1:D = 1,13(L/Vуч.)0,5,(17.1)гдеL – расход приточного или вытяжного воздуха за единицу времени, м3/ч;Vуч– скорости воздуха, м/с.D=1,13(1400/103600)0,5=0,22 метровПо формуле 17.2 определяется потеря давления на участке «а»:Ра=(Lвозд./D + )Vуч.2/2,(17.2)гдеLвозд– длина воздуховода, м, L=1; – коэффициент трения; – сумма коэффициентов местных сопротивлений; – плотность воздуховода, кг/м3, Р=1,2Коэффициент трения определяется по формуле 17.3:=0,0197/(Vуч.D)0,25,(17.3)=0,0197/(100,22)0,25 = 0,016Сумма коэффициентов местных сопротивлений рассчитывается по формуле 17.4:=1+2 ,(17.4)где1 – коэффициент местного сопротивления на входе, 1=0,4;2 – коэффициент местного сопротивления на выходе, 2=1,15.=0,4 + 1,15=1,55Подставив полученные данные в формулу 17.2, определяем потерю давления на участке «а»:Ра=(10,016/0,22+1,55)1,2102/2=97,36 ПаПо формуле 6.2 рассчитываем потерю давления на участке «в»:Рв=(20,016/0,22)•1,2102/2=8,73 ПаНа участке «в» =0 ,т.к. ход воздуха свободный.Общая потеря давления рассчитывается по формуле 17.5:Р = Ра + Рв,(17.5)Р = 97,36 + 8,73 = 106 ПаПо полученным значениям давления и расхода на данном участке L=1400 м3/ч выбираем вентилятор. По характеристикам подходит вентилятор “ЦЧ–70”.По формуле 17.6 определяется мощность электродвигателя:Nэд.= LPK/1000вн,(17.6)гдеК– коэффициент запаса мощности, К=1,1;в– коэффициент полезного действия вентилятора, в= 0,55;н– коэффициент полезного действия передачи, н= 1.Nэд.=14001,051,1/10000,551=0,8Используя полученные данные, выбираем электродвигатель «А02–11–2,1».Пожарная безопасностьВ соответствии с нормами НПБ 105-95 определяется категория помещения.Участок автоматической сварки располагается на территориях категории Г производств по пожарной и взрывной опасности. Работы на участке производятся в соответствии со СНиП11-90-81 и СНиП11-2-80, с Типовыми правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий. Количество огнетушителей на участке и других первичных средств пожаротушения выбирается в соответствии с указанными выше требованиями. Территория оборудована по IV степени огнестойкости (предел огнестойкости не менее 2 часов).Места, отведенные для установки оборудования очищены от легковоспламеняющихся материалов в радиусе не менее 5 м. Запрещается производить сварку изделий, находящихся под напряжением, избыточным давлением, заполненных горючими и токсичными материалами.Для повышения пожарной безопасности в процессе проектирования предусмотрено безопасное расположение оборудования. В виду повышенной электрической опасности средства пожаротушения ограничены: сухой песок, углекислотные или порошковые огнетушители марок ОУ-2А, ОУ-5, ОУ-8, ОУ-25, ОУ-80, ОУ-100.Для защиты сотрудников, не связанных со сварочными работами, место рабочего должно быть ограждено экранами из негорючих материалов высотой не менее 1.6 м. Во всех производственных помещениях, где возможно присутствие в воздухе взрывчатых паров, газов, разрешается производить сварку только после ликвидации источника загрязнения, отчистки и проветривания помещения.Наиболее вероятные причины пожаров при автоматической сварке:1) нарушение технологического режима;2) неисправность электрооборудования [5].Предотвращение развития пожаров и уменьшения их последствий достигается: обеспечением своевременной эвакуации, ограничением пожара, снижением задымления помещений и зданий, огнезащитой строительных конструкций. В современном промышленном производстве участвуют энергоносители в виде газа, нефтепродуктов, угольной, сланцевой, торфяной пыли, химически опасные вещества, т.е. происходит насыщение объектов потенциально огнеопасными, взрывчатых материалами и технологиями, опасными для здоровья человека химическими и биологическими веществами. Это способствует значительному повышению риска возникновения аварий, увеличению масштабов разрушений и других последствий, вызываемых воздействием поражающих факторов техногенных источников ЧС (ГОСТ Р 22.8.01-96 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования»).18Расчет норм штучного времени и трудоемкости изготовления изделияПод технологическими нормами времени понимают продолжительность времени, необходимого для дополнения операции в условиях, для нее предусмотренных. Сборка. Исходные данные для сборки:Детали для сборки расположены на стеллажах. Масса деталей свыше 5 кг.Определение основного времени сборки балки [10]( по таблицам)Определение вспомогательного времениОперативное время сборки:Время обслуживания рабочего места:Время на отдых:Штучное время сборки: , часаИсходные данные для сварки:Толщина металла – 20 мм. Диаметр варочной проволоки – 1,2мм.Условия работы – стационарноеМасса узла 41кг.Количество изделий – 1 шт.Работа – простаяПоложения шва – нижнее, вертикальноеОпределим нормы времени на сварочные операции. Определение основного времени сварки:№1- №2- №3- Вспомогательное время, зависящее от длины шва:Оперативное время сварки:Время обслуживания рабочего места:Время на отдых:Штучное время сварки: , где , где-поправочный коэффициент, зависящий от способа сварки, типа соединения, толщины металла и положения шва в пространстве, - поправочный коэффициент, зависящий от типа производства, Штучное время сборки-сварки:19Планировка участкаДля обеспечения максимальной производительности труда, увеличения качества выполняемых работ и соблюдения техники безопасности важным моментом является правильное проектирование производственного участка.Производственные помещения сборочно-сварочных цехов должны соответствовать требованиям СниП 2.09.02-85 «Производственные здания».Для безопасного выполнения технологических операций необходимо предусмотреть площадь помещения, не менее 10м2 на каждого работающего.Расстояние между оборудованием, до стен и колон помещения, а также ширина проходов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002-75 1). Сварочная база должна быть расположена в непосредственной близости с источником питания.2). Выбор места бытовок необходимо выбирать из тех соображений, чтобы из нее можно было по возможности обозревать текущее состояние процесса сборки и сварки, При этом она не должна находиться далеко от трубосварочной базы, чтобы персоналом и ИТР не затрачивалось много времени на передвижение.3). В целях экономии энергии, затрачиваемой на обогрев помещений, теплый склад для хранения сварочных материалов должен иметь сообщение с бытовкой.4). Также должны быть предусмотрены курилки, оборудованы огнетушителем и ведром с водой. 5). На участке должна быть предусмотрена возможность проведения рентгеновского контроля свариваемых изделий непосредственно в приспособлениях, для чего необходимы радиационные заграждения для размещения там операторов и аппаратуры управления при контроле.Выбор типа здания. При выборе типа здания для цехов необходимо учитывать соответствие его современным функциональным, техническим, экономическим требованиям.Основные параметры проектируемого здания каркасного типа:сетка колон составляет 24/12 где 12 шаг колоны 24 ширина пролетов;Сечение колон прямоугольное 800/800 мм. Стены здания железобетонные плиты толщиной 800 мм. Для разделения внутренних объемов здания применяются перегородки.Окна – 3000 мм; Ворота распашные наружные 3,6 на 4,2м;Ворота распашные внутренние 1,6 на 2,5м;Двери распашные 0,8 на 2,5.« В табл. 19.1 указаны» размеры пролётов в сборочно-сварочных цехах и грузоподъёмность, подъёмно-транспортных средств (по материалам норм технического проектирования). Таблица 19.1 - Размеры пролётов и грузоподъёмность крановШаг колонны, м.Ширена пролёта, м.Высота до низа перекрытия (одноэтажное здание), м.Высота до отметки головки рельса подкранового пути, м.Грузоподъёмность подъёмно-транспортных средствЭлектрические краны т.12121212121212121212181818242424243030308,49,6; 10,812,6; 14,48,49,6 ; 10,812,6; 14,416,2; 1812,614,416,2; 186,156,95; 8,159,65; 12,456,156,95; 8,159,65; 12,4512,65; 14,459,6511,4512,65; 14,452424, 5024, 503224. 5024, 50, 10032 50, 10032, 50, 10032, 5033, 100Рассчитать требуемую высоту пролета, при наличии верхнего транспорта (мостового крана) можно по формуле: (19.1)Hпр≥h1+h2+h3+h4+h5, (19.1)гдеHпр - высота от пола до уровня поверхности головки рельса подкрановых путей, м;h1 = 8,5 м – высота наибольшего оборудования;h2 = 1,0 м – расстояние от уровня поверхности головки рельса подкрановых путей до наиболее низкой точки подъема крюка в его наиболее высоком положении;h3 = 1,0 м – расстояние от крюка до изделия;h4 = 2,0м – высота транспортируемой заготовки;h5 = 1,0м – расстояние между изделием и высшей точкой оборудования.Hпр = 8,5+1,0+1,0+2,0+1,0 = 13,5м.Принимаем H пр =14.2 м согласно норм проектирования.Тогда высота пролета цеха от пола до нижнего уровня стропил (Нц) расчитывается по формуле (3.2) и составляет:H ц = H пр + h 6 + h 7 , (19.2)где h6 = 2.25м – расстояние от уровня поверхности головки рельса до наивысшей точки крановой тележки;h7 = 0.6-1.2м – расстояние от наивысшей точки крановой тележки до нижнего пояса стропил.Hц = 14.2 + 0,6 + 2.25 = 17,05 м.Принимаем H ц = 17,05 м. при ширине пролета 24м и шаге колонн 12м.При планировке размещения оборудования стремятся к выполнению следующих требований 1) Рациональное использование площади;2) Обеспечение кратчайших путей движения обрабатываемых деталей иузлов3) Исключение обратных, кольцевых, петлеобразных путей движения деталей, создающих встречные потоки и затрудняющих транспортировку.4) Обеспечение удобства разборки оборудования при ремонте или демонтаже.Методические и нормативные материалы по проектированию сварочных и машина строительных цехов содержат рекомендуемые и обязательные размеры ширины проездов и проходов; расстояний между оборудованием; размеры рабочих зон производственных рабочих, обеспечивающие удобные и безопасные условия работы.Таблица 19.2 - Допускаемые приделы минимальных расстояний между оборудованием (рабочими местами) складочными местами и элементами здания определяемое расстояние значений мОбъектмОт колонн или стен здания до боковой стороны оборудования1,3От колонн или стен здания до тыльной стороны оборудования1,5От колонн или стен здания до фронта оборудования1,5Между фронтом и тыльной стороной оборудования1,2Между тыльной и боковой сторонами оборудования1-2Между тыльными сторонами оборудования1Между боковыми сторонами оборудования1,4Между оборудованием, расположенным фронтом друг к другу1-2От фронта оборудования до складочного места1,6Между складочными местами1,4Между тыльной стороной оборудования и складочным местом1Между боковой стороной оборудования и складочным местом1,2ЗаключениеВ курсовом проекте разработан технологический процесс сборки и сварки хребтовой балки. Проведен литературный обзор по способам сварки. Разработана технология изготовления изделия тем что, была произведена замена ручной сварки на автоматическую, с более современным сварочным оборудованием. Разработан сборочно-сварочный стенд. На основе справочных данных были выбраны параметры сварки. В результате внедрения современного оборудования повысилось качество выпускаемого изделия, уменьшилось время на его выпуск и затраты. Рассмотрены методы контроля сварных швов изделия и выбраны оптимальные. Разработана планировка сборочно-сварочного цеха.Разработанная конструкция приспособления позволяет: 1) уменьшить трудоемкость работ; 2) повысить производительность труда; 3) сократить длительность производственного цикла работ; 4) облегчение условий труда; 5) повышение точности работ; 6) улучшение качества продукции; 7) сохранение заданной формы свариваемых изделий путем соответствующего закрепления их в целях уменьшения деформаций при сварке. Список использованных источников1.Лекции по производству сварных конструкций.2.Николаев Г. А.. Сварные конструкции. Технология изготовления.Автоматизация производства/ Николаев Г. А.,Куркин С. А., Винокуров В. А. М.: Высш. шк., 1991.398 с.3.Куркин С. А. Технология, механизация и автоматизация производства сварных конструкций. Атлас / Куркин С. А., Ховов В. М., Рыбачук А. М.: Машиностроение, 1989. 327 с.4.Альбом оборудования для заготовительных работ в производстве сварных конструкций. М. Высш. шк., 1977. 136 с.5.Гитлевич А. Д. Альбом механического оборудования сварочного производства / Гитлевич А. Д., Животинский Л. А., Кляйиер А. И. М.: Высш. шк.,1974. 160 с.6.Баранов М. С. Технология производства сварных конструкций./ Баранов М. С., М. Машиностроение, 1966. 332 с.7.Рыжков Н. И. Производство сварных конструкций в тяжеломмашиностроении./Рыжков Н. И., М. Машиностроение, 1980. 376 с.8.Пешковский О.И. Технология изготовления металлических конструкций./Пешковский О.И., М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. 272 с.9.Основы технологии судостроения; под ред. В. Д. Мацкевича. Л.: Судостроение, 1980, 352 с.10.Абаринов А. А.Технология изготовления металлических конструкций. / Петров В. П., М. Высш. шк., 1969. 304 с.11.Виноградов В. С. Технологическая подготовка производства сварныхконструкций в машиностроении./ Виноградов В. С., М.: Машиностроение, 1981. 224 с.12.Рыморов Е. В. Новые сварочные приспособления/ Рыморов Е. В.,Л: Стройиздат, 1988. 124 с.13.Евстифеев Г. А. Средства механизации сварочного производства./Веретенников Н. С. М. Машиностроение. 1977, 96 сПриложение

Список использованных источников
1. Лекции по производству сварных конструкций.
2. Николаев Г. А.. Сварные конструкции. Технология изготовления.
Автоматизация производства/ Николаев Г. А.,Куркин С. А., Винокуров В. А. М.: Высш. шк., 1991.398 с.
3. Куркин С. А. Технология, механизация и автоматизация производства сварных конструкций. Атлас / Куркин С. А., Ховов В. М., Рыбачук А. М.: Машиностроение, 1989. 327 с.
4. Альбом оборудования для заготовительных работ в производстве сварных конструкций. М. Высш. шк., 1977. 136 с.
5. Гитлевич А. Д. Альбом механического оборудования сварочного производства / Гитлевич А. Д., Животинский Л. А., Кляйиер А. И. М.: Высш. шк., 1974. 160 с.
6. Баранов М. С. Технология производства сварных конструкций.
/ Баранов М. С., М. Машиностроение, 1966. 332 с.
7. Рыжков Н. И. Производство сварных конструкций в тяжелом
машиностроении./Рыжков Н. И., М. Машиностроение, 1980. 376 с.
8. Пешковский О.И. Технология изготовления металлических конструкций./Пешковский О.И., М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. 272 с.
9. Основы технологии судостроения; под ред. В. Д. Мацкевича. Л.: Судостроение, 1980, 352 с.
10. Абаринов А. А.Технология изготовления металлических конструкций. / Петров В. П., М. Высш. шк., 1969. 304 с.
11. Виноградов В. С. Технологическая подготовка производства сварных
конструкций в машиностроении./ Виноградов В. С., М.: Машиностроение, 1981. 224 с.
12. Рыморов Е. В. Новые сварочные приспособления/ Рыморов Е. В.,
Л: Стройиздат, 1988. 124 с.
13. Евстифеев Г. А. Средства механизации сварочного производства.
/Веретенников Н. С. М. Машиностроение. 1977, 96 с