Организация усвоения новой лексики на уровне А1-А2

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 39 39 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 17.09.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКСИКИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 5
1.1. Основные особенности предмета РКИ 5
1.2. Подходы к преподаванию лексики при обучении РКИ 7
1.3. Формирование лексических навыков при обучении РКИ на уровне А1 – А2 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКСИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 16
2.1. Применение ИКТ при обучении РКИ 16
2.2. Характеристика учебника РКИ, используемого для подбора лексического материала 17
2.3. Разработка и реализация лексических упражнений при помощи ИКТ 18
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39


Фрагмент для ознакомления

3. Мы договорились с Виктором о __________ в воскресенье. 4. Родители Глории __________ завтра в Москву. 5. Андрей пригласил на __________ рождения всех своих близких друзей. 6. Я не __________, что мы будем вместе на выставке. 7. На фестивале собрались люди из разных __________ мира. 8. Скажи мне, __________ тебя завтра ждать?

6. Решение сканворда, включающего лексические единицы изучаемой темы.
П Р А З Д Н И К А Ф Ь Т С О Д А Р В Р Е А С И М В О Л Е У С К К Я Х Е М С С Т Т В О Р Ц И Р К Е Ь И А Н М Б У Л К Л Л В Т Ц А О Б Ы Ч Ь У А С Е Р К А Й А Е К Л Ы Р Е Ь Т С А Ч С Ь В Т Т Р А Д И Ц И Я
Урок 6. «Интересное вокруг нас»

1. Чтение предложенного текста с пропущенными словами, вместо которых даны только первая и последняя буквы (на основе текста со с. 158).
У меня есть с _ _ _ _ _ я сестра, которую зовут Ольга. Она на факультете психологии МГУ и мечтает с _ _ _ ь семейным психологом. Это довольно новая п _ _ _ _ _ _ _ я в нашей стране, которая ей кажется очень интересной. Она говорит, что психологи работают с л _ _ _ _ и, которые попадают в трудные ситуации и которым они помогают р _ _ _ _ ь различные проблемы в жизни и стать увереннее. А ещё Ольга д _ _ _ а и внимательна. Она хорошо знает наши интересы и на п _ _ _ _ _ _ _ и всегда дарит что-нибудь интересное. Маме, которая уже н _ _ _ _ _ _ _ о лет увлекается детективами, она к _ _ _ _ а один из последних детективов А. Марининой. Папа, который совсем недавно научился и _ _ _ _ ь в шахматы, получил на день рождения книгу «Начинающему шахматисту». Для меня Ольга выбрала компакт-диск с песнями моих л _ _ _ _ _ х музыкальных групп.

2. Соединение частей словосочетаний из прочитанного текста, расположенных в двух колонках (на основе текста со с. 158).
новая рождения трудные психолог стать играть знать сестра семейный группы день проблемы старшая ситуации научиться профессия музыкальные интересы решать увереннее
3. Самостоятельное соединение частей словосочетаний их двух колонок (на основе задания со с. 165).
большие занятия национальная гостиница любимое обстановку красивые удовольствие дорогая впечатления художественная кухня интересные занятие менять города получать места новые галерея
4. Чтение предложений со вставкой пропущенных слов, подбираемых из предложенных вариантов (на основе текста со с. 162).
Удовольствием, свободного, хобби, жизнь, занятий, будущую, делать, вкусы, любимое, заняты
Хобби – это то, что люди любят __________, когда они не __________ своей обычной работой, и они делают это с большим __________ и желанием. Если у вас есть __________ занятие, ваша __________ становится интереснее. Очень часто __________ помогают людям выбрать __________ профессию. Хобби, как и __________, бывают самые разные. Существует более тысячи интересных __________ и способов проведения __________ времени.

5. Чтение предложений со вставкой пропущенных слов, подбираемых самостоятельно (на основе задания со с. 163).
Многие __________ во всём мире __________ путешествовать. Они путешествуют, чтобы __________ что-то новое: другие страны, другие __________, их архитектуру и древние __________, чтобы познакомиться с новой культурой и __________, чтобы просто полюбоваться __________ местами или переменить __________. Они узнают много __________, знакомятся с __________ кухней, встречают __________ людей.

6. Решение сканворда, включающего лексические единицы изучаемой темы.
Я И Ц К Е Л Л О К Ш У В Л Е Ч Е Н И Е А Е Э М О Т П У С К Х И К З И Б Б О Х А М В С И С П О Р Т Р А Т К Р Я Н Х У К Г Т С У У К Н И Г А И Ы Е Р Т А Д О Р И Р П Ш С И Я С О Р Е В Н Е Т У П Е И Н А В О
Подытоживая вышесказанное, отметим, что, на наш взгляд, сочетание методически обоснованного традиционного подхода и привлечение новых технологий будут способствовать быстрому и эффективному усвоению иностранными учащимися русского языка в целом и новых лексических единиц в частности.

Выводы по второй главе

1. Стратегия современного образования состоит в предоставлении каждому учащемуся возможности проявить свои таланты и творческий потенциал. Этот принцип находится в соответствии с современными гуманистическими тенденциями развития отечественной школы в XXI веке. Многообразие вариантов обучения предоставляет возможность выбора и конструирования образовательного процесса по различным образовательным моделям. Компьютеризация учебного процесса предстаёт как один из важнейших факторов организации обучения тому или иному предмету. На данный момент можно с уверенностью констатировать, что компьютер как новое техническое средство всё чаще используется в сфере преподавания РКИ, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
2. В соответствии с современными образовательными тенденциями, мы разработали и подготовили к демонстрации комплекс лексических упражнений (уровни А1 – А2) по РКИ при помощи ИКТ. Реализация данного проекта включала в себя следующие этапы:1) анализ лексического материала учебника «Русский язык как иностранный. Базовый уровень» Н.Ю. Царёвой, М.Б. Будильцевой и И.А. Пугачёва [38]; 2) разработка структуры упражнений, направленных на усвоение учащимися новой лексики; 3) наполнение структуры упражнений лексическим материалом на основе указанного выше учебника; 4) подготовка упражнений при помощи программы создания презентаций Microsoft PowerPoint; 5) демонстрация презентаций студентам при помощи персонального компьютера и интерактивной доски; 6) манипуляции со слайдами презентации, позволяющие отобразить ответы студентов.
3. Наша разработка включает следующие типы упражнений: 1) чтение предложенного текста с пропущенными словами, вместо которых даны только первая и последняя буквы; 2) соединение частей словосочетаний из прочитанного текста, расположенных в двух колонках; 3) самостоятельное соединение частей словосочетаний их двух колонок; 4) чтение предложений со вставкой пропущенных слов, подбираемых из предложенных вариантов; 5) чтение предложений со вставкой пропущенных слов, подбираемых самостоятельно; 6) решение сканвордов, включающих лексические единицы изучаемой темы. Мы полагаем, что сочетание методически обоснованного традиционного подхода и привлечение новых технологий будут способствовать быстрому и эффективному усвоению иностранными учащимися русского языка в целом и новых лексических единиц в частности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено теоретико-методологическому обоснованию и разработке упражнений на освоение новой лексики уровня А1 – А2 с привлечением ИКТ. Ниже представлены основные выводы.
1. На данный момент изучение русского языка является актуальным для множества иностранцев, прибывающих в Россию с целью получения профильного образования, налаживания культурных и социальных связей, поддержания научно-исследовательских и деловых контактов. Неотъемлемым условием прогресса в изучении РКИ, безусловно, является изучение лексики. Основной целью работы над лексикой русского языка как иностранного является формирование лексических навыков, включающих в себя понимание слова и особенностей его сочетаемости в речи, грамотное использование слова в речи в соответствии с темой и ситуацией общения, навыки использования лексики для реализации как продуктивной, так и рецептивной речи. Работа с лексическим материалом должна осуществляться интенсивно на различных этапах обучения, соответствовать потребностям обучающихся и их интересам.
2. История методики преподавания РКИ свидетельствует, что в разное время главенствующими были различные подходы к преподаванию иностранного языка: прямой, когнитивный, деятельностный, социокультурный, коммуникативно-, личностно- и профессионально-ориентированный подходы и др. В современной методике преподавания РКИ основополагающими при обучении лексике можно считать такие составляющие: 1) коммуникативная направленность процесса обучения; 2) взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо); 3) учет профессиональных интересов иностранных учащихся; 4) усвоение лексики, отображающей национально-культурные особенности страны изучаемого языка; 5) активизация когнитивной деятельности иностранных учащихся и учет их интеллектуально-познавательных способностей.
3. Введение новой лексики происходит через семантизацию – различного рода толкования лексических единиц. К типичным способам семантизации на элементарном и базовом уровнях языка являются: 1) применение наглядности; 2) привлечение синонимов; 3) обращение к антонимам; 4) анализ словообразовательного состава; 5) употребление чёткого и конкретного контекста; 6) обращение к переводу. Усвоение новых лексических единиц осуществляется благодаря системе рецептивных и продуктивных упражнений. Для максимально быстрого погружения учащегося в систему языка необходимо тщательно анализировать лексический материал для элементарного и базового уровней. Обучение обязательно должно сочетать в себе фонетику, грамматику, лексику, поскольку даже богатый словарный запас вне предложения, фразы, ситуации не даст искомой цели – овладения иноязычной речью. Следовательно, необходимо работать с лексическими единицами только в тесной взаимосвязи с другими аспектами языка.
4. Стратегия современного образования состоит в предоставлении каждому учащемуся возможности проявить свои таланты и творческий потенциал. Этот принцип находится в соответствии с современными гуманистическими тенденциями развития отечественной школы в XXI веке. Многообразие вариантов обучения предоставляет возможность выбора и конструирования образовательного процесса по различным образовательным моделям. Компьютеризация учебного процесса предстаёт как один из важнейших факторов организации обучения тому или иному предмету. На данный момент можно с уверенностью констатировать, что компьютер как новое техническое средство всё чаще используется в сфере преподавания РКИ, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
5. В соответствии с современными образовательными тенденциями, мы разработали и подготовили к демонстрации комплекс лексических упражнений (уровни А1 – А2) по РКИ при помощи ИКТ. Реализация данного проекта включала в себя следующие этапы:1) анализ лексического материала учебника «Русский язык как иностранный. Базовый уровень» Н.Ю. Царёвой, М.Б. Будильцевой и И.А. Пугачёва [38]; 2) разработка структуры упражнений, направленных на усвоение учащимися новой лексики; 3) наполнение структуры упражнений лексическим материалом на основе указанного выше учебника; 4) подготовка упражнений при помощи программы создания презентаций Microsoft PowerPoint; 5) демонстрация презентаций студентам при помощи персонального компьютера и интерактивной доски; 6) манипуляции со слайдами презентации, позволяющие отобразить ответы студентов.
6. Наша разработка включает следующие типы упражнений: 1) чтение предложенного текста с пропущенными словами, вместо которых даны только первая и последняя буквы; 2) соединение частей словосочетаний из прочитанного текста, расположенных в двух колонках; 3) самостоятельное соединение частей словосочетаний их двух колонок; 4) чтение предложений со вставкой пропущенных слов, подбираемых из предложенных вариантов; 5) чтение предложений со вставкой пропущенных слов, подбираемых самостоятельно; 6) решение сканвордов, включающих лексические единицы изучаемой темы. Мы полагаем, что сочетание методически обоснованного традиционного подхода и привлечение новых технологий будут способствовать быстрому и эффективному усвоению иностранными учащимися русского языка в целом и новых лексических единиц в частности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова И.А. О методических принципах создания профессионально-ориентированного пособия по русскому языку для иностранных учащихся / И.А. Антонова, И.А. Христиансен // Язык, сознание, коммуникация: Сборник статей. – М.: МАКС Пресс, 2003. – Вып. 25. – 200 с.
Балыхина Т.М. Лингвопрофессиональное образование в России: совершенствование системы и инновационные направления / Т.М. Балыхина, М.Г. Балыхин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2011.  №1. – С. 7 – 13.
Боброва Е.Ю. К вопросам методики преподавания русского языка студентам-иностранцам / Е.Ю. Боброва, Н.В. Острянская // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019.  №5. – С. 47 – 56.
Боженкова Р.К. Язык – культура – личность как методологический концепт обучения РКИ в условиях глобализации системы высшего образования / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2012.  №1. – С. 30 – 36.
Вашутина О.Ю. Работа с лексикой по языку специальности на занятиях по РКИ / О.Ю. Вашутина, В.А. Закарлюка // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: Сборник материалов Международной научно-методической конференции. – Омск, 2019. – С. 172 – 177.
Веснина Л.Е. Преподавание лексики в аспекте изучения русского языка как иностранного на начальном этапе: занятие на тему «Я и моя семья» / Л.Е. Веснина // Филологический класс. – 2017.  №2. – С. 27 – 31.
Веснина Л.Е. Преподавание лексики русского языка как иностранного: тема «Город и транспорт» / Л.Е. Веснина // Филологический класс. – 2018.  №1. – С. 48 – 54.
Вольнова Д.Н. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения / Д.Н. Вольнова, Е.А. Меланченко // Современные научные исследования и инновации. – 2016.  №8.
Голуб Л.Н. Коммуникативный подход в обучении / Л.Н. Голуб // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2017.  №4. – С. 64 – 67.
Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Под ред. А.В. Голубевой. – М.-СПб: Златоуст, 2001. – 32 с.
Деникина А.Е. Реализация инновационных методов обучения лексике в современных учебниках по русскому языку как иностранному / А.Е. Деникина // Инновационные процессы в научной среде. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 375 – 379.
Дзюба Е.В. Психолого-педагогические, социокультурные и методические основы преподавания русского языка как неродного / иностранного / Е.В. Дзюба, А.Э. Массалова // Филологический класс. – 2017.  №3. – С. 41 – 46.
Дронова А.Л. Дистанционное обучение на уроках РКИ / А.Л. Дронова // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: Материалы Межвузовской научно-методической конференции. – 2019. – С. 83 – 87.
Закарлюка В.А. Организация работы по усвоению лексики на занятиях по русскому языку как иностранному / В.А. Закарлюка, О.Ю. Вашутина // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. – Омск, 2016. – С. 149 – 153.
Иванова Т.М. К вопросу о системном подходе в методике преподавания русского языка как иностранного (на примере русской лексики) / Т.М. Иванова // Учёные записки ЗабГГПУ. – 2012.  №2. – С. 266 – 271.
Килунина М.Ю. Методика обучения лексике в преподавании русского языка как иностранного / М.Ю. Килунина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020.  №6-8. – С. 66 – 68.
Кирова А.В. Особенности обучения лексике в методике РКИ / А.В. Кирова // Проблемы модернизации современного высшего образования: Лингвистические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2016. – С. 156 – 159.
Клокова О.В. Особенности изучения и преподавания лексики на занятиях по русскому языку / О.В. Клокова // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: Материалы Международной научной конференции. – 2019. – С. 119 – 123.
Ковалёва А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ / А.В. Ковалёва // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013.  №2. – С. 231 – 233.
Костикова О.Ф. К вопросу о специфике работы над лексикой на начальном этапе обучения РКИ / О.Ф. Костикова // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 43 – 46.
Красильникова Е.В. Этапы работы над лексикой с использованием лингвострановедческого материала на занятиях по РКИ / Е.В. Красильникова // Вопросы теории и методики профессионального образования: Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – 2018. – С. 29 – 32.
Кузьмина Е.О. Способы семантизации новой лексики на начальном этапе обучения РКИ / Е.О. Кузьмина // Проблемы современного образования. – 2019.  №1. – С. 167 – 174.
Лазарева О.А. Лексическое значение в процессе обучения иностранных студентов русской лексике: структура и форма репрезентации / О.А. Лазарева // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2012.  №1.
Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного / С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик. – Минск, 2011. – 309 с.
Малкова И.Ю. Актуальные вопросы обучения профессионально-ориентированной лексике в аспекте РКИ / И.Ю. Малкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014.  №6-2. – С. 108 – 111.
Мамиева И.Э. Стратегии введения нового лексического материала на занятиях по русскому языку как иностранному / И.Э. Мамиева, Л.А. Аладжикова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2014.  №1. – С. 122 – 128.
Медведева С.А. Интерактивный подход в обучении иностранным языкам / С.А. Медведева, Л.Н. Голуб // Человек в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Обнинск, 2014. – С. 57 – 59.
Наговицына А.В. Учебник в процессе обучения лексике русского языка в аспекте изучения РКИ на элементарном уровне / А.В. Наговицына // Актуальные проблемы филологии. – 2018.  №16. – С. 147 – 152.
Ольховская А.И. К вопросу о средствах обучения лексике русского языка как иностранного / А.И. Ольховская // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспекте: Материалы Международной научной конференции. – 2016. – С. 474 – 478.
Родонова С.Ю. Организация работы по изучению лексики при обучении РКИ / С.Ю. Родонова // Культура. Литература. Язык: Материалы международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль, 2013. – С. 64 – 68.
Рыбальченко О.В. Интерактивные методы обучения на занятиях русским языком как иностранным / О.В. Рыбальченко // Актуальные проблемы теоретической и прикладной филологии: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 237 – 241.
Соболева Н.И. Прогресс. Практическая грамматика: Элементарный и базовый уровень / Н.И. Соболева, И.И. Гадалина, А.С. Иванова. – М.: РУДН, 2014.
Соболева Н.И. Прогресс. Элементарный уровень (А1) / Н.И. Соболева, С.У. Волков, А.С. Иванова. – М.: РУДН, 2018.
Стародумов И.В. Особенности преподавания русского языка как иностранного / И.В. Стародумов // Молодой учёный. – 2018.  №40. – С. 204 – 207.
Сычёва Л.В. Особенности работы с лексикой при изучении РКИ / Л.В. Сычёва // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017.  №2. – С. 25 – 29.
Хавронина С.А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» / С.А. Хавронина, Т.М. Балыхина. – М., 2008.
Халеева О.Н. Некоторые аспекты организации самостоятельной работы над новой лексикой / О.Н. Халеева // Русское культурное пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Перо, 2016. – С. 576 – 579.
Царёва Н.Ю. Русский язык как иностранный: базовый уровень / Н.Ю. Царёва, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачёв. – М.: Астрель; Олимп, 2010. – 188 с.
Шибаева Н.Б. Использование интерактивных технологий при обучении лексике на уроках РКИ / Н.Б. Шибаева // Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков. – М., 2016. – С. 257 – 261.
Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Ответы на задания сканворда по теме «Москва – любовь моя» (17 слов): 1) улица; 2) проспект; 3) площадь; 4) гора; 5) парк; 6) город; 7) бульвар; 8) берег; 9) метро; 10) трамвай; 11) автобус; 12) здание; 13) собор; 14) памятник; 15) магазин; 16) музей; 17) киоск.

П А М Я Т Н И К М П Е И Н А Д З Р М А Р П Г О Р О Д О Е Г О А С Т Г И О Б Т А С Р У Р Е К С О Р З П К Б А Р Й К С О И Е А О М Е Е З У М Н К Р Т В Б У Л И Ц А Т О В А Ь Д А Щ О Л П Г А Й Б У Л Ь В А Р
2. Ответы на задания сканворда по теме «Вы откуда?» (14 слов): 1) год; 2) месяц; 3) неделя; 4) урок; 5) экзамен; 6) сессия; 7) собрание; 8) консультация; 9) факультет; 10) статья; 11) аудитория; 12) университет; 13) профессор; 14) зачёт.

В И Н У Л У С Н О К Е Н С Я Ь Т А Ц И Я Р Е Е Л З Ц У Р Ф Е С М С Е А Я К О А И И А С Д Ч С А Т К Н Т З И Е Ё Е Т Ь У А Е К Я Н Т М С Я Л Р Т Э Г О Д Т Е Т Ь Б Я И Р О Т И Д У А О П Р О Ф Е С С О Р С
3. Ответы на задания сканворда по теме «Мои дорогие, родные и близкие» (19 слов): 1) отец; 2) мать; 3) сын; 4) дочь; 5) брат; 6) сестра; 7) дедушка; 8) бабушка; 9) тесть;10) тёща; 11) свёкр; 12) свекровь; 13) внук; 14) внучка; 15) тётя; 16) дядя; 17) родственник; 18) семья; 19) адрес.

В Т С Д О Р М А Т Ь Е А Ь В О Р К Е В С Н К Б А Б У Ш К А Д Н Ш Ь С Я Ь М Е С О И У Т В А Д Р Е С Ч К Д С Ё Н Т Ё Щ А Ь Ц Е Е К Ы К У Н В Т Е Д Т Р С Т Ё Т Я А Т В Н У Ч К А Д Я Р О А Р Т С Е С Я Д Б
4. Ответы на задания сканворда по теме «Все профессии важны» (13 слов): 1) профессия; 2) учитель; 3) программист; 4) психолог; 5) врач; 6) токарь; 7) инженер; 8) специалист; 9) образование; 10) лингвист; 11) математик; 12) биолог; 13) роль.

Е П С П Р О Г Р А М Ц Р У В А Н И Е Т М И Е Ч О Л К О Л О И А Н И З И И И О К С Л Е Т А Н Т Б Г А Т И Ж Е Р Г А Л О Р Я С Н Л Б В М Ь Р Ь И Т И Ь О И Е Т А М С П С И Х С Ч А Р В С Г О Л О Т П Р О Ф Е
5. Ответы на задания сканворда по теме «Праздник входит в дом» (15 слов): 1) праздник; 2) традиция; 3) культура; 4) радость; 5) веселье; 6) счастье; 7) смех; 8) фестиваль; 9) концерт; 10) ярмарка; 11) выставка; 12) символ; 13) цирк; 14) клуб; 15) обычай.

П Р А З Д Н И К А Ф Ь Т С О Д А Р В Р Е А С И М В О Л Е У С К К Я Х Е М С С Т Т В О Р Ц И Р К Е Ь И А Н М Б У Л К Л Л В Т Ц А О Б Ы Ч Ь У А С Е Р К А Й А Е К Л Ы Р Е Ь Т С А Ч С Ь В Т Т Р А Д И Ц И Я
6. Ответы на задания сканворда по теме «Интересное вокруг нас» (14 слов): 1) природа; 2) хобби; 3) туризм; 4) коллекция; 5) отпуск; 6) игра; 7) путешествие; 8) спорт; 9) кухня; 10) соревнование; 11) книга; 12) шахматы; 13) экскурсия; 14) увлечение.

Я И Ц К Е Л Л О К Ш У В Л Е Ч Е Н И Е А Е Э М О Т П У С К Х И К З И Б Б О Х А М В С И С П О Р Т Р А Т К Р Я Н Х У К Г Т С У У К Н И Г А И Ы Е Р Т А Д О Р И Р П Ш С И Я С О Р Е В Н Е Т У П Е И Н А В О












4


1. Антонова И.А. О методических принципах создания профессионально-ориентированного пособия по русскому языку для иностранных учащихся / И.А. Антонова, И.А. Христиансен // Язык, сознание, коммуникация: Сборник статей. – М.: МАКС Пресс, 2003. – Вып. 25. – 200 с.
2. Балыхина Т.М. Лингвопрофессиональное образование в России: совершенствование системы и инновационные направления / Т.М. Балыхина, М.Г. Балыхин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2011. №1. – С. 7 – 13.
3. Боброва Е.Ю. К вопросам методики преподавания русского языка студентам-иностранцам / Е.Ю. Боброва, Н.В. Острянская // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. №5. – С. 47 – 56.
4. Боженкова Р.К. Язык – культура – личность как методологический концепт обучения РКИ в условиях глобализации системы высшего образования / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2012. №1. – С. 30 – 36.
5. Вашутина О.Ю. Работа с лексикой по языку специальности на занятиях по РКИ / О.Ю. Вашутина, В.А. Закарлюка // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: Сборник материалов Международной научно-методической конференции. – Омск, 2019. – С. 172 – 177.
6. Веснина Л.Е. Преподавание лексики в аспекте изучения русского языка как иностранного на начальном этапе: занятие на тему «Я и моя семья» / Л.Е. Веснина // Филологический класс. – 2017. №2. – С. 27 – 31.
7. Веснина Л.Е. Преподавание лексики русского языка как иностранного: тема «Город и транспорт» / Л.Е. Веснина // Филологический класс. – 2018. №1. – С. 48 – 54.
8. Вольнова Д.Н. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения / Д.Н. Вольнова, Е.А. Меланченко // Современные научные исследования и инновации. – 2016. №8.
9. Голуб Л.Н. Коммуникативный подход в обучении / Л.Н. Голуб // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2017. №4. – С. 64 – 67.
10. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Под ред. А.В. Голубевой. – М.-СПб: Златоуст, 2001. – 32 с.
11. Деникина А.Е. Реализация инновационных методов обучения лексике в современных учебниках по русскому языку как иностранному / А.Е. Деникина // Инновационные процессы в научной среде. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 375 – 379.
12. Дзюба Е.В. Психолого-педагогические, социокультурные и методические основы преподавания русского языка как неродного / иностранного / Е.В. Дзюба, А.Э. Массалова // Филологический класс. – 2017. №3. – С. 41 – 46.
13. Дронова А.Л. Дистанционное обучение на уроках РКИ / А.Л. Дронова // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: Материалы Межвузовской научно-методической конференции. – 2019. – С. 83 – 87.
14. Закарлюка В.А. Организация работы по усвоению лексики на занятиях по русскому языку как иностранному / В.А. Закарлюка, О.Ю. Вашутина // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. – Омск, 2016. – С. 149 – 153.
15. Иванова Т.М. К вопросу о системном подходе в методике преподавания русского языка как иностранного (на примере русской лексики) / Т.М. Иванова // Учёные записки ЗабГГПУ. – 2012. №2. – С. 266 – 271.
16. Килунина М.Ю. Методика обучения лексике в преподавании русского языка как иностранного / М.Ю. Килунина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. №6-8. – С. 66 – 68.
17. Кирова А.В. Особенности обучения лексике в методике РКИ / А.В. Кирова // Проблемы модернизации современного высшего образования: Лингвистические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2016. – С. 156 – 159.
18. Клокова О.В. Особенности изучения и преподавания лексики на занятиях по русскому языку / О.В. Клокова // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: Материалы Международной научной конференции. – 2019. – С. 119 – 123.
19. Ковалёва А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ / А.В. Ковалёва // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. №2. – С. 231 – 233.
20. Костикова О.Ф. К вопросу о специфике работы над лексикой на начальном этапе обучения РКИ / О.Ф. Костикова // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 43 – 46.
21. Красильникова Е.В. Этапы работы над лексикой с использованием лингвострановедческого материала на занятиях по РКИ / Е.В. Красильникова // Вопросы теории и методики профессионального образования: Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – 2018. – С. 29 – 32.
22. Кузьмина Е.О. Способы семантизации новой лексики на начальном этапе обучения РКИ / Е.О. Кузьмина // Проблемы современного образования. – 2019. №1. – С. 167 – 174.
23. Лазарева О.А. Лексическое значение в процессе обучения иностранных студентов русской лексике: структура и форма репрезентации / О.А. Лазарева // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2012. №1.
24. Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного / С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик. – Минск, 2011. – 309 с.
25. Малкова И.Ю. Актуальные вопросы обучения профессионально-ориентированной лексике в аспекте РКИ / И.Ю. Малкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. №6-2. – С. 108 – 111.
26. Мамиева И.Э. Стратегии введения нового лексического материала на занятиях по русскому языку как иностранному / И.Э. Мамиева, Л.А. Аладжикова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2014. №1. – С. 122 – 128.
27. Медведева С.А. Интерактивный подход в обучении иностранным языкам / С.А. Медведева, Л.Н. Голуб // Человек в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Обнинск, 2014. – С. 57 – 59.
28. Наговицына А.В. Учебник в процессе обучения лексике русского языка в аспекте изучения РКИ на элементарном уровне / А.В. Наговицына // Актуальные проблемы филологии. – 2018. №16. – С. 147 – 152.
29. Ольховская А.И. К вопросу о средствах обучения лексике русского языка как иностранного / А.И. Ольховская // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспекте: Материалы Международной научной конференции. – 2016. – С. 474 – 478.
30. Родонова С.Ю. Организация работы по изучению лексики при обучении РКИ / С.Ю. Родонова // Культура. Литература. Язык: Материалы международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль, 2013. – С. 64 – 68.
31. Рыбальченко О.В. Интерактивные методы обучения на занятиях русским языком как иностранным / О.В. Рыбальченко // Актуальные проблемы теоретической и прикладной филологии: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 237 – 241.
32. Соболева Н.И. Прогресс. Практическая грамматика: Элементарный и базовый уровень / Н.И. Соболева, И.И. Гадалина, А.С. Иванова. – М.: РУДН, 2014.
33. Соболева Н.И. Прогресс. Элементарный уровень (А1) / Н.И. Соболева, С.У. Волков, А.С. Иванова. – М.: РУДН, 2018.
34. Стародумов И.В. Особенности преподавания русского языка как иностранного / И.В. Стародумов // Молодой учёный. – 2018. №40. – С. 204 – 207.
35. Сычёва Л.В. Особенности работы с лексикой при изучении РКИ / Л.В. Сычёва // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. №2. – С. 25 – 29.
36. Хавронина С.А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» / С.А. Хавронина, Т.М. Балыхина. – М., 2008.
37. Халеева О.Н. Некоторые аспекты организации самостоятельной работы над новой лексикой / О.Н. Халеева // Русское культурное пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Перо, 2016. – С. 576 – 579.
38. Царёва Н.Ю. Русский язык как иностранный: базовый уровень / Н.Ю. Царёва, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачёв. – М.: Астрель; Олимп, 2010. – 188 с.
39. Шибаева Н.Б. Использование интерактивных технологий при обучении лексике на уроках РКИ / Н.Б. Шибаева // Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков. – М., 2016. – С. 257 – 261.
40. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные подходы используются при преподавании новой лексики?

При преподавании новой лексики используются различные подходы, в том числе контекстуальный, семантический и коммуникативный подходы.

Какие лексические навыки формируются при обучении на уровне A1-A2?

При обучении на уровне A1-A2 формируются базовые лексические навыки, такие как умение узнавать и понимать новые слова, использовать их в контексте и запоминать их правильное написание и произношение.

Какие методические основы используются при преподавании лексики?

При преподавании лексики используется методика использования информационно-коммуникационных технологий, которая позволяет создать интерактивные и мотивирующие задания для усвоения новой лексики.

Какой опыт использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании лексики есть?

Использование информационно-коммуникационных технологий при преподавании лексики позволяет создавать интерактивные задания, использовать мультимедийные материалы и повысить мотивацию и эффективность обучения.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что преподавание лексики при обучении русскому языку как иностранному требует использования различных подходов и методик, в том числе контекстуального, семантического и коммуникативного подходов, а также использования информационно-коммуникационных технологий.

Какая основная цель предмета РКИ при обучении новой лексике на уровне А1-А2?

Основная цель предмета РКИ на уровне А1-А2 - формирование лексических навыков у учащихся, направленных на понимание и использование базовых слов и выражений в русском языке.

Какие подходы используются при преподавании лексики при обучении РКИ?

При преподавании лексики в РКИ применяются различные подходы, такие как контекстуальный подход, семантический подход, синтаксический подход и др. Они позволяют обеспечить более эффективное усвоение новых слов и выражений у студентов.

Какие методические основы используются при преподавании лексики в РКИ?

При преподавании лексики в РКИ используются различные методические основы. В частности, активно используется информационно-коммуникативные технологии, такие как компьютерные программы, интерактивные задания и др. Они способствуют более эффективному усвоению новой лексики.