Феномен европейской техники (оценка О. Шпенглера и М. Хайдегера)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 12 12 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 12.09.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ 3
2 ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ. ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ 5
3 ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 7
3.1 Феномен европейской техники. Оценка О. Шпенглера 9
3.2 Феномен европейской техники. Оценка М. Хайдеггера 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Фрагмент для ознакомления

Вслед за Фридрихом Ницше он отождествляет жизнь с борьбой, жестокой и беспощадной борьбой, которая проистекает из воли к власти, причем машина является самым искусным из всех возможных видов оружия.Развитие техники превращает культуру в цивилизацию. Согласно взглядам философа цивилизация – это закат и сумерки культуры, когда на место духовной и творческой деятельности человека приходит механический обезличенный труд и государственное управление [7]. Кроме того, технический прогресс разрушает индивидуальность человека, приводит к крайней рационализации всех аспектов жизни. Принцип рационализма становится регулятором человеческой деятельности. Шпенглер выделил следующие черты западноевропейской техники [8]:1. Стремление использовать не только материальные ресурсы природы, но и ее энергию (ветер, вода и т.д.).2. Желание автоматизировать все технические процессы. 3. Безразличие науки к приложению ее открытий.С точки зренияО. Шпенглера, существенныйповорот в человеческом сознании иобществе происходит тогда, когда разрывается чувственная связьс природой, формируется сознательная установка на ее изменение. В свою очередь усложнение техники и повсеместное ее внедрение в жизнь приводит к тому, что только немногочисленная группа людей способна целостно осознать все особенности функционирования техники. Большинство же эксплуатируют технические устройства без целостного понимания принципов их действий. По мнению Шпенглера, западноевропейская культура в попытках подняться над природой неминуемо впадает в искушение властью, пытаясь занять место Бога во Вселенной. Но осознание превосходства человека над окружающим миром породилоновые более глубокие, чем прежде, формы отчуждения: человек стал рабом своих же творений. Он идет по кругу: не в силах отказаться от благ цивилизации, он все больше становится зависим отее могущественного порождения – техники. О. Шпенглер считает, что вырваться из этого круга на современномэтапе невозможно.3.2 Феномен европейской техники. Оценка М. ХайдеггераМартин Хайдеггер не обращается к обычному пониманию техники. Он называет повседневное понимание техники «инструментальным». В своей философской концепции отвергает утверждения о том, что техника является нейтральным средством в руках человека. В подтверждение своей позиции Хайдеггер доказывает, что техника с одной стороны является средством постижения истины, которым человек пользуется для изучения и использования природы, не нарушая ее естественного состояния, а с другой – человек бросает вызов природе, пытается подчинить ее путем использования природных материалов и энергии. Хайдеггер подвергает критике подход к технике, при котором она рассматривается как инструмент достижения целей. На самом же деле техника представляет собой «вид раскрытия потаенности» бытия, осуществления истины. Целью техники по М. Хайдеггеру, является модификация структуры «потаенности», которая существует между бытием и человеком, и которая делает возможным взаимодействие человека и природы. Способность к открытию «потаенности» Хайдеггер относит к врожденным признакам человека. Поэтому он делает вывод о том, что неправильно считать технику результатом деятельности человека. Хайдеггер обосновывает существование специфического импульса бытия, которое определяет деятельность человека. По словам Хайдеггера, выявление правил в современной технологии является сложной задачей, которая предъявляет к природе необоснованный спрос на поставку энергии, которая может быть извлечена и сохранена как таковая. Таким образом, основная характеристика современной технологии заключается в открытии, преобразовании, хранении, распределении и преобразовании природы в чистую (пригодную для использования) энергию. Таким образом, она рассматривает все вещи в мире как «постоянные резервы», то есть как запасы энергии, которые необходимо использовать. Современная наука, по Хайдеггеру, характеризуется посредством объектификации (опредмечивания) естественной окружающей среды в описании мира в математических терминах, при котором неизбежно игнорируется сам земной характер мира, его естественность, и это создает возможность производства предметов, объектов без подлинной индивидуальности и вещности. И Хайдеггер утверждает, что вместо того, чтобы рассматривать технику в качестве прикладной науки, точнее было бы рассматривать науку как теоретическую технику.Реальность “позволяет“ человеку манипулировать ею техническими средствами, в известном смысле означает, что сама действительность поощряет человека к такого рода действиям, призывая к манипулированию природой. Реальностъ поэтому должна нести как бы определенную ответственность за ее же эксплуатацию человеком. ЗАКЛЮЧЕНИЕФилософия техники - это раздел философии, изучающий природу техники и ее социальные эффекты. Понятие «техника» появилось в Античности и имело широкое значение. Философия техники рассматривает общие закономерности и тенденции развития техники, ее существования как культурного явления, многообразия видов технической деятельности.Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, ее место в общественном развитии.Предметом философии техники является техника, ее развитие, развитие технического сознания. Главная задача философии техники – исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания.Философия техники призвана ответить на вызовы времени,в ней большое место начинают занимать нормативно-ценностныеаспекты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1 Матронина, Л.Ф. Философия техники : учебное пособие / Л.Ф. Матронина, Г.Ф. Ручкина, О.Б. Скородумова; под ред. Л.Н. Кочетковой. – М.: МИРЭА, 2015. – 156 с. 2 Средневековая «технологическая революция». [Электронный ресурс] – Режим доступаhttps://studme.org/170567/filosofiya/srednevekovaya_tehnologicheskaya_revolyutsiya, свободный – Загл. с экрана. 3 Гайденко, В. П. Западноевропейская наука в Средние века / В.П. Гайденко. - М., 1989. С. 43—44.4 Философия техники. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.sites.google.com/site/filoaspir/filosofia-tehniki, свободный – Загл. с экрана. 5 Бехманн, Г. Современное общество: общество риска,информационное общество, общество знаний / пер. с нем.А.Ю. Антоновского, Г.В. Гороховой, Д.В. Ефременко, В.В. Каганчук, С.В. Месяц. – М.: Логос, 2010. – 248 с. 6 Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Избр. произв. – М-Л.,1925, с. 223-226. 7 Рождение культуры из цивилизации. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.emory.edu/INTELNET/es_birth_culture.html, свободный – Загл. с экрана.8 Понимание сущности техники в концепциях О. Шпенглера и М. Хайдеггера. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://studopedia.ru/10_72888_ponimanie-sushchnosti-tehniki-v-kontseptsiyah-o-shpenglera-i-m-haydeggera.html, свободный – Загл. с экрана.

1 Матронина, Л.Ф. Философия техники : учебное пособие / Л.Ф. Матронина, Г.Ф. Ручкина, О.Б. Скородумова; под ред. Л.Н. Кочетковой. – М.: МИРЭА, 2015. – 156 с.
2 Средневековая «технологическая революция». [Электронный ресурс] – Режим доступа https://studme.org/170567/filosofiya/srednevekovaya_tehnologicheskaya_revolyutsiya, свободный – Загл. с экрана.
3 Гайденко, В. П. Западноевропейская наука в Средние века / В.П. Гайденко. - М., 1989. С. 43—44.
4 Философия техники. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.sites.google.com/site/filoaspir/filosofia-tehniki, свободный – Загл. с экрана.
5 Бехманн, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. А.Ю. Антоновского, Г.В. Гороховой, Д.В. Ефременко, В.В. Каганчук, С.В. Месяц. – М.: Логос, 2010. – 248 с.
6 Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Избр. произв. – М-Л., 1925, с. 223-226.
7 Рождение культуры из цивилизации. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.emory.edu/INTELNET/es_birth_culture.html, свободный – Загл. с экрана.
8 Понимание сущности техники в концепциях О. Шпенглера и М. Хайдеггера. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://studopedia.ru/10_72888_ponimanie-sushchnosti-tehniki-v-kontseptsiyah-o-shpenglera-i-m-haydeggera.html, свободный – Загл. с экрана.

Вопрос-ответ:

Какие точки зрения есть на феномен европейской техники?

Один из авторов, О. Шпенглер, оценивает феномен европейской техники как выражение духа и культуры европейской цивилизации, которая ведет к универсализации и рационализации всех сфер жизни. Михаэль Хайдеггер в свою очередь смотрит на технику как на способ осуществления взаимодействия между человеком и окружающим миром, но при этом указывает на опасность потери истинной природы человека и угрозу технократизации общества.

Какие основные проблемы возникают в философии техники?

Основные проблемы включают такие аспекты, как роль техники в жизни человека, взаимодействие между техникой и обществом, этические проблемы в использовании техники, а также вопросы о технологическом прогрессе и его влиянии на окружающую среду и социальные отношения.

Какова роль европейской техники в истории?

Европейская техника играла значительную роль в истории развития человечества. Она позволила совершить значительные прорывы в научных и технологических открытиях, способствовала развитию промышленности, коммуникации и транспорта. Технические достижения Европы стали основой для построения современного мира.

Как О. Шпенглер оценивает феномен европейской техники?

О. Шпенглер оценивает феномен европейской техники как проявление глубокого духовного кризиса западной цивилизации. Он считает, что европейская техника способствует унификации, рационализации и господству над природой, но при этом ведет к потере органической связи с жизнью и истинной сущности человека.

Какую оценку феномену европейской техники дает М. Хайдеггер?

М. Хайдеггер видит в феномене европейской техники возможность взаимодействия между человеком и окружающим миром. В то же время, он предупреждает об опасности потери истинной природы человека и угрозе технократизации общества. Хайдеггер считает, что необходимо обратить внимание на взаимодействие человека и техники в рамках органического целого.

Каковы основные темы статьи "Феномен европейской техники: оценка О. Шпенглера и М. Хайдегера"?

Основные темы статьи "Феномен европейской техники: оценка О. Шпенглера и М. Хайдегера" - история техники, философия техники и европейская традиция.

Как О. Шпенглер оценивает феномен европейской техники?

О. Шпенглер считает, что феномен европейской техники - это проявление европейской культуры, которая сформировалась из богатой исторической и духовной традиции. Он видит технику как выражение духа времени и рассматривает ее в контексте цивилизационного развития.

Как М. Хайдеггер оценивает феномен европейской техники?

М. Хайдеггер считает, что феномен европейской техники - это не просто инструментальное освоение природы и создание новых технических устройств, а способность человека проявить свою власть и господство над бытием. Он глубоко анализирует влияние техники на современное общество и выражает опасения относительно потери аутентичности и искажения смысла бытия.

Какие основные проблемы поднимает философия техники в статье?

Основные проблемы, поднимаемые философией техники в статье, заключаются в раскрытии сущности и значения техники в современном мире, а также анализе ее влияния на человека и общество. Авторы обращают внимание на потерю аутентичности, потерю связи с природой и искажение смысла бытия в техническом мире.

Что представляет собой европейская традиция в философии техники?

Европейская традиция в философии техники представляет собой совокупность идей и принципов, связанных с развитием техники в Европе. В статье акцентируется внимание на рассмотрении техники как проявления европейской культурной традиции, ее связи с историей и духовностью народов Европы.

В чем заключается феномен европейской техники?

Феномен европейской техники заключается в особенностях подхода к развитию и использованию техники в Европе. Этот феномен проявляется в высокой степени инноваций, тесной связи техники с наукой и культурой, а также в постоянном стремлении к улучшению и совершенствованию технических решений.