Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: за и против
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 14.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Особенности системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова 5
2. Системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова и Л.В. Занкова: основные различия 12
3. Особенности реализация системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова 14
4. Преимущества и недостатки системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
То есть в данном случае учитель должен иметь многовариативный план. Учитель также подчеркивает, что при реализации данной системы развивающего обучениясоблюдаются только этапы урока. Охарактеризуем их:Организационный момент (положительный эмоциональный настрой, рефлексия своего состояния);Создание «ситуации успеха», что представляет собой демонстрацию детьми знаний, полученных ранее;Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта» (разрыв между тем, что дети уже хорошо знают и умеют и тем, что пока им неизвестно);Постановка учебной задачи;Решение учебной задачи;Контроль и оценка найденного способа (работа в группах);Оценка полученных результатов с точки зрения соответствия поставленной цели;Определение следующего шага в движении;Домашнее задание [].Стоит сказать, что обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова является доступным каждому ребенку. Оно развивает всех детей, несмотря на различный исходный уровень интеллектуального и личностного развития [8].Стоит подчеркнуть, что учитель, который работает по системе Эльконина-Давыдова, должен обладать определеннымиумениями. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребенка. К таким умениям следует отнести следующее:обладать умением формулировкии постановки проблемных вопросов; обладать умением организации обсуждения в парах или группе с обоснованием решений; уметь обсуждать мнения школьников безоценочно;умение организовывать диалог и дискуссии между обучающимися; умение представлять свой способ решения задачи и др. [].Таким образом, можно сделать вывод о том, что система развивающего обучения Эльконина-Давыдова имеет определенные особенности не только в самой системе, но и в организации и реализации данной системы на уроках.Так, построение уроков возможно исключительно с наличием многовариативного плана его проведения. Кроме того, учитель должен знать об организации и проведения групповых форм работы, что является необходимым в данной системе. Также учитель должен обладать определенными умениями и навыками с целью раскрытия творческих способностей ребенка.Преимущества и недостатки системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. ДавыдоваПерейдем к рассмотрению преимуществ и недостатков системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.Педагогическая система развивающего обученияЭльконина-Давыдовадля самих обучающихся открывает новые возможности. Так, многие дети, которые проходили обучение по данной системе, являются участниками и победителями многих олимпиад. Кроме того, у детей отмечается высокий уровень интеллектуального развития; у обучающихся будет развита способность к анализу и к аргументации своей точки зрения.Также у детей происходит воспитание интереса к процессу познания окружающего мира.Использование данной системы в образовательном процессе способствует проявлению таких личностных качеств у ребенка, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты. Кроме того, с помощью данной системы происходит развитие желания и умения учиться [8]. В целом, данная система направлена на личностное развитие ребенка, а не на получение хорошей оценки. Кроме того, работа с детьми осуществляется в небольших группах, где проводятся исследование, обсуждение и закрепление учебного материала [9].Положительное воздействие системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова заключается также в том, что у детей развивается творческое, логическое мышление, повышается самооценка. Если у детей данные качества приобретены, то это позволит им в будущем достичь высоких результатов [8]. Однако данная система обладает и недостатками. Так, она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если родителивыберутданную систему для обучения в начальной школе, топри переходе в среднее звено ребенок будет учиться по традиционной системе [].Следует отметить, что многие родители обучались непосредственно по традиционной системе обучения, и именно поэтому им сложно адаптироваться к принципам системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Кроме того, некоторые родители подчеркивают, что они боятся детального, глубокого изучения некоторых предметов. Но, не смотря на все отрицательные стороны данной системы, обозначенные родителями, дети легко постигают учебные предметы, быстро адаптируются к новой обстановке, у них развито мышление, внимательность и другие психические процессы [].Таким образом, проанализировав преимущества и недостатки системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, можно с уверенностью утверждать, что она имеет огромное положительное влияние на личностное и интеллектуальное развитие детей. Однако данная система в нашей стране более популярна в начальном образовании, а при переходе в основную школу ребенок будет учиться по традиционной системе. Несмотря на это в средней школе ребенок будет обладать развитым логическим мышлением, высоким уровнем самооценки. Кроме того, он будет стремиться получать знания, а не хорошие оценки. ЗаключениеАктуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время сформирован социальный заказ на развитие тех людей, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения, которые обладают навыками прогноза последствий принятых решений. Кроме того, мы отмечаем необходимость общества в инициативных и самостоятельных людях, способных к сотрудничеству. Реализовать данные требования общества способна система развивающего обучения. Система образования, которая была создана Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым на основе идей Л.С. Выготского, сегодня является популярной и эффективной во многих образовательных учреждениях нашей страны. Кроме того, данная система представляет собой интерес и для зарубежных стран. Целью данной системы является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. В соответствии с данной системой происходит изменение учебного процесса: форм учебной активности обучающихся, методов и форм ее организации, характера взаимодействия между обучающимися и особенностей их общения. Кроме того, данная система предполагает особое построение структуры учебников, УМК.Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова имеет более целостный характер, по сравнению с системой развивающего обучения Л.В. Занкова.Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова имеет определенные особенности не только в самой системе, но и в организации и реализации данной системы на уроках.Так, построение уроков возможно исключительно с наличием многовариативного плана его проведения. Кроме того, учитель должен знать об организации и проведения групповых форм работы, что является необходимым в данной системе. Также учитель должен обладать определенными умениями и навыками с целью раскрытия творческих способностей ребенка.Проанализировав преимущества и недостатки системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, можно с уверенностью утверждать, что она имеет огромное положительное влияние на личностное и интеллектуальное развитие детей. Однако данная система в нашей стране более популярна в начальном образовании, а при переходе в основную школу ребенок будет учиться по традиционной системе. Несмотря на это в средней школе ребенок будет обладать развитым логическим мышлением, высоким уровнем самооценки. Кроме того, он будет стремиться получать знания, а не хорошие оценки. Сегодня система развивающего обучения, безусловно, одна из самых культуросообразных, наукоемких и высоких технологий образования в младшей школе. Не случайно она имеет мировое признание – в США, Японии, некоторых странах Европы реализуются принципы развивающего обучения, проводятся международные конгрессы, посвященные теории деятельности и деятельностному обучению. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского. А концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Теория развивающего обучения – это «живой проект», выходящий за рамки стереотипов, и в настоящее время далеко не завершенный.Список использованных источниковБерцфаи Л.В. Давыдов Василий Васильевич // Энциклопедия Московского университета. Факультет психологии: Биографический словарь / ред.-сост. А.Н. Ждан. – М., 2006. – С. 57–59.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.Еремеева И.М. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как путь развития идей Л.С. Выготского // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2017. - № 1-1 (10). – С. 70-74.Карпенко Л.А., Кудрявцев Т.В. Давыдов Василий Васильевич // Психологический лексикон: в 6 т.: Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского. – М., 2005. – С. 151–152.Карпова Е.В., Шевко О.Н. Организация работы учащихся в малых группах в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова // Ярославский педагогический вестник. – 2005. – № 3 (44). – С. 65-71.Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Кулакова Н.В., Пеленков А.И. Развивающий подход Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как методологическая основа построения практики развивающего обучения в соответствии с требованиями ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - № 55-5. – С. 125-131.Кудрявцев В.Т. О различиях систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. – Режим доступа: https://tovievich.ru/book/obrazovanie/7712-vtkudryavcev-o-razlichiyah-sistem-razvivayuschego-obucheniya-db-elkonina-vv-davydova-i-lv-zankova.html(дата обращения: 14.08.2020)Семенова Д.В. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – Режим доступа:https://multiurok.ru/blog/obrazovatiel-naia-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova.html(дата обращения: 14.08.2020)Система образования Эльконина и Давыдова. Ее плюсы и минусы. – Режим доступа:https://infourok.ru/sistema-obrazovaniya-elkonina-i-davidova-eyo-plyusi-i-minusi-1405310.html(дата обращения: 14.08.2020)Система Эльконина – Давыдова. – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800109(дата обращения: 14.08.2020)Сыщук Л.В. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как средства реализации ФГОС НОО // Альманах мировой науки. – 2018. – № 5. – С. 103-104.Яковлева Н.Р. Психология развивающего обучения: от Л.С. Выготского к В.В. Давыдову // Известия АССОУ. Научный ежегодник. – 2016. - № 4. – С. 111-115.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
3. Еремеева И.М. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как путь развития идей Л.С. Выготского // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2017. - № 1-1 (10). – С. 70-74.
4. Карпенко Л.А., Кудрявцев Т.В. Давыдов Василий Васильевич // Психологический лексикон: в 6 т.: Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2005. – С. 151–152.
5. Карпова Е.В., Шевко О.Н. Организация работы учащихся в малых группах в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова // Ярославский педагогический вестник. – 2005. – № 3 (44). – С. 65-71.
6. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Кулакова Н.В., Пеленков А.И. Развивающий подход Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как методологическая основа построения практики развивающего обучения в соответствии с требованиями ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - № 55-5. – С. 125-131.
7. Кудрявцев В.Т. О различиях систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. – Режим доступа: https://tovievich.ru/book/obrazovanie/7712-vtkudryavcev-o-razlichiyah-sistem-razvivayuschego-obucheniya-db-elkonina-vv-davydova-i-lv-zankova.html (дата обращения: 14.08.2020)
8. Семенова Д.В. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/obrazovatiel-naia-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova.html (дата обращения: 14.08.2020)
9. Система образования Эльконина и Давыдова. Ее плюсы и минусы. – Режим доступа: https://infourok.ru/sistema-obrazovaniya-elkonina-i-davidova-eyo-plyusi-i-minusi-1405310.html (дата обращения: 14.08.2020)
10. Система Эльконина – Давыдова. – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800109 (дата обращения: 14.08.2020)
11. Сыщук Л.В. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как средства реализации ФГОС НОО // Альманах мировой науки. – 2018. – № 5. – С. 103-104.
12. Яковлева Н.Р. Психология развивающего обучения: от Л.С. Выготского к В.В. Давыдову // Известия АССОУ. Научный ежегодник. – 2016. - № 4. – С. 111-115.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет система развивающего обучения Эльконина-Давыдова?
Особенности системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова включают активную роль ученика в процессе обучения, учет индивидуальных особенностей каждого ученика, поэтапную структуру урока, ориентацию на развитие познавательных процессов, использование разнообразных заданий и игр для развития мышления и логики.
Какие основные различия между системами развивающего обучения Эльконина-Давыдова и Занкова?
Основные различия между системами развивающего обучения Эльконина-Давыдова и Занкова заключаются в подходах к организации учебного процесса. Система Эльконина-Давыдова больше уделяет внимание развитию познавательных процессов и мышления, использует игровые и исследовательские задания, а также акцентирует внимание на индивидуальном прогрессе каждого ученика. Система Занкова, в свою очередь, больше ориентирована на образовательные стандарты, использует более традиционные методы обучения и оценки успеваемости учеников.
Как осуществляется реализация системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова?
Реализация системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова осуществляется через структурированные уроки, которые включают в себя последовательность этапов: введение нового материала с помощью игры или задачи, осмысление и закрепление знаний через выполнение практических заданий, анализ и обобщение полученных результатов. Такой подход позволяет ученикам активно участвовать в учебном процессе, развивать свои познавательные способности и навыки самостоятельной работы.
Какие преимущества и недостатки имеет система развивающего обучения Эльконина-Давыдова?
Преимуществами системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова являются активизация познавательных процессов ученика, развитие его мышления и самостоятельности, индивидуальный подход к каждому ученику, использование игровых и исследовательских методов обучения. Недостатками этой системы могут быть некоторая сложность для учителя в организации урока, необходимость большого количества времени для подготовки учебных материалов и заданий, а также отсутствие жестких оценок успеваемости.
Какие особенности есть в системе развивающего обучения Эльконина и Давыдова?
В системе развивающего обучения Эльконина и Давыдова основные особенности заключаются в активной позиции ученика, развитии его мышления, умственных навыков и способностей. Важными элементами этой системы являются построение зон ближайшего и дальнего развития, принцип наглядности, активное использование таких средств обучения как игра, учебные действия и задачи, коллективная деятельность и самостоятельная работа учеников.
В чем основные различия между системами развивающего обучения Эльконина, Давыдова и Занкова?
Основные различия между системами развивающего обучения Эльконина, Давыдова и Занкова заключаются в подходах к организации учебного процесса и развитию ученика. У системы Эльконина и Давыдова основное внимание уделяется развитию мышления и способностей ученика, активному включению его в учебные действия и самостоятельную работу. Система Занкова, в свою очередь, основывается на методе деятельностного обучения, акцентируя внимание на коллективном и индивидуальном опыте ученика, развитии его мотивации и личности.
Как осуществляется реализация системы развивающего обучения Эльконина и Давыдова?
Реализация системы развивающего обучения Эльконина и Давыдова включает в себя использование специально разработанных учебных пособий, игр, учебных действий и задач, основанных на учебно-познавательной деятельности ученика. Учитель активно взаимодействует с учеником, помогая развивать его мышление и способности, создавая условия для самостоятельной работы и коллективной деятельности. Особое внимание уделяется построению зон ближайшего и дальнего развития, позволяющих ученику развиваться на оптимальном уровне.
Какие особенности имеет система развивающего обучения Эльконина-Давыдова?
Особенности системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова включают в себя акцент на активную познавательную деятельность учащихся, индивидуальный подход к каждому ребенку, важность стимулирования развития самостоятельности и самооценки учеников, использование игровых элементов и задач проблемно-поискового характера.
Какие основные различия между системой развивающего обучения Эльконина-Давыдова и системой Занкова?
Основные различия между системой развивающего обучения Эльконина-Давыдова и системой Занкова заключаются в подходе к организации учебного процесса. Система Эльконина-Давыдова ставит акцент на развитие мышления и логического мышления ученика, а также на стимулирование его самостоятельности и самооценки. Система Занкова, в свою очередь, уделяет большее внимание формированию навыков и умений, подходит к обучению более традиционно и ориентирована на повышение результативности учеников.
Как реализуется система развивающего обучения Эльконина-Давыдова?
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова реализуется путем организации учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Учитель создает ситуации, стимулирующие активную учебную деятельность детей и развитие их мышления. Особое внимание уделяется игровому аспекту обучения, использованию проблемно-поисковых задач, а также систематической самооценке и самоконтролю учеников.