Методические основы формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 53 53 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 16.09.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Речь. Речевая деятельность. Этикетная речь 5
1.2. Особенности формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Методы и приемы формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.4. Анализ программ ДОО в аспекте формирования этикетной речи детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ РЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1. Диагностика уровня развития этикетной речи детей старшего дошкольного возраста 19
2.2. Комплекс игр (или упражнений), направленных на формирование этикетной речи детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53


Фрагмент для ознакомления

», «Спасибо, Соня, я чувствую себя хорошо», «Привет, Миша!», «Приятного аппетита, Соня». По несоответствующей реплике водящий обнаруживает «заколдованного» ребенка: «Я знаю, кто «заколдованный», это Миша, у него игрушка». Миша отдает игрушку и становится водящим. Игра продолжается. Дидактическое упражнение «Который час?» Цель: отработка вопросительной интонации в процессе развития диалогической формы речи. Ход игры: в игре могут принимать участие как двое детей, так и большее их количество, разделенное на две команды. Дети проговаривают слова французской народной песенки, отрабатывая вопросительную и повествовательную интонации. Затем дети меняются местами. – Который час? – Двенадцать бьет. – Кто вам сказал? – Знакомый кот. – А мышка где? – В своем гнезде. – Чем занята? – Штанишки шьет. – Кому? – Супругу своему. – А кто ее супруг? – Барон Кукареку!.Игра «Телефонный разговор» Цель: воспитание культуры диалога. Задачи: 1. формировать умение вести диалог по телефону, разыгрывая игровые ситуации, изображенные на картинках; 2. развивать диалогическую речь дошкольников, используя этикет мобильного общения. Правила игры: участники игры определяются с сюжетом, изображенным на картинке и разыгрывают диалог. На начальном этапе обучения диалог ведет воспитатель, обучая и помогая детям освоить правила игры, далее в самостоятельной беседе является лишь наблюдателем и включается только при необходимости. Игровые ситуации на разные темы «Пригласи подруги в гости», «Позвони бабушке, дедушке и другим членам семьи», «Вызови врача, милицию, пожарную охрану». Тест-игра «Верно – не верно» Цель: закреплять навыки культуры речевого общения. (1 хлопок – верно, 2 притопа ногами – не верно.) – Поздороваться при встрече. – Толкнуть, не извиниться. – Во время беседы быть тактичным. – Не выслушивать своего собеседника. – Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?» – Перебить во время разговора взрослого или ребенка.– Поблагодарить за подарок. Развитие умения использовать слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности Словесная игра «Волшебник» Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приветствия, прощания, благодарности, просьбы. Ход игры: в игре может участвовать до 6 – 7 детей. Педагог играет роль волшебника с волшебной палочкой. Педагог называет какую-либо формулу (приглашения, приветствия, благодарности, просьбы) и кого касается волшебной палочка, тот ребёнок повторяет за ним предложенные формулы речевого этикета. Педагог никого не пропускает, через одного или вперемешку касается волшебной палочкой. Если ребенок не ответил или повторил неправильно, дети помогают ему.Игровая ситуация «Приветствие» Цель: обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации приветствия. Оборудование: цветы, клумба. Описание: детям дается установка по речевой ситуации: «Сейчас мы будем учиться приветствовать друг друга. Слушайте внимательно, когда я закончу читать приветствия, вы можете их повторить. За правильное приветствие распустится ваш цветок». Педагог произносит общие для всех формулы приветствия: – Здравствуйте! – Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте, Евгения Сергеевна! – Рада приветствовать вас! – Рада приветствовать вас, Евгения Сергеевна! – Как я рада вас видеть! – Рада вас видеть, Евгения Сергеевна! – Добрый день (утро, вечер)! – Добрый день (утро, вечер), Евгения Сергеевна! – Разрешите вас приветствовать! – Позвольте вас приветствовать! – Мое почтение! – Нижайший поклон! – Доброго здоровья! Формулы приветствия, допустимые только для близких знакомых и родственников: – Привет! – Салют! – Здорово! Затем дети вспоминают формулы приветствия и прикрепляют цветок к клумбе. Можно заменить клумбу с цветами на листочки и дерево.Игровая ситуация «Прощание» Цель: обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации прощания. Оборудование: цветы, клумба. Описание: детям дается установка по речевой ситуации: «Сейчас мы будем учиться прощаться друг с другом. Слушайте внимательно, когда я закончу читать все варианты, вы можете их повторить. За правильное прощание распустится ваш цветок». Педагог произносит общие для всех формулы прощания: – До свидания! – До встречи (когда, где)! – Прощай(те)! – Всего хорошего! – Всего доброго! – Счастливо! – Счастливо оставаться! – Разрешите попрощаться. – Позвольте попрощаться. – Разрешите откланяться. – Позвольте откланяться. Формулы прощания, допустимые только для близких знакомых и родственников: – Пока! – Привет! – Чао! Затем дети вспоминают формулы прощания и прикрепляют цветок к клумбе.Игровая ситуация «Извинения» Цель: обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации извинения. Оборудование: цветы, клумба. Описание: детям дается установка по речевой ситуации: «Сейчас мы будем учиться извиняться друг перед другом. Слушайте внимательно, когда я закончу читать все варианты, вы можете их повторить. За правильное извинение распустится ваш цветок». Педагог произносит общие для всех формулы извинения: – Извини(те). – Прости(те). – Прошу меня простить. – Прошу прощения. – Простите мою оплошность. – Виноват(а). – Примите мои извинения. – Я хотел(а) бы извиниться перед вами. – Приношу свои извинения. – Я должен(на) извиниться перед вами. – Если можешь, извини меня. – Тысяча извинений! Затем дети вспоминают формулы извинения и прикрепляют цветок к клумбе.Игровая ситуация «Благодарность» Цель: обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации благодарности. Оборудование: цветы, клумба. Описание: детям дается установка по речевой ситуации: «Сейчас мы будем учиться благодарить друг друга. Слушайте внимательно, когда я закончу читать все варианты, вы можете их повторить. За правильный ответ распустится ваш цветок». Педагог произносит формулы благодарности: – Спасибо (тебе, вам). – Я благодарен(на) вам (за что). – Благодарю вас. – От всей души благодарю! – Сердечно вам благодарен(на)! – Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателен(на). – У меня нет слов выразить вам свою благодарность! – У меня нет слов выразить вам свою признательность! – Разрешите (позвольте) вас поблагодарить. – Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность (признательность). – Я хотел(а) бы поблагодарить вас. – Я вам так признателен(на)! – Я вам так обязан(а)! Затем дети вспоминают формулы благодарности и прикрепляют цветок к клумбе.Дидактическая игра «Передай письмо» Цель: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы. Ход игры: в игре участвуют 5 – 7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Ребенок-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Передай письмо Евгении Сергеевне». Ребенок передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр передай письмо Евгении Сергеевне» или «Ты не сможешь передать письмо Евгении Сергеевне?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную ребенком фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Из детей выбирается другой почтальон. Почтальон передает письмо теперь кому-нибудь из детей. Педагог может поменять варианты выражения просьбы. Усложнение: В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Юля, я тебя очень прошу, передай письмо». «За что можно поблагодарить Буратино» Цель: закреплять необходимые правила поведения, формулы речевого этикета в ситуации благодарности. Оборудование: сюжетные картинки на магнитной основе о поведении Буратино, игрушка Буратино. Описание: детям раздают сюжетные картинки о поведении Буратино. Инструкция: «Внимательно рассмотрите картинки. Найдите, за что можно поблагодарить Буратино. Дайте полный ответ». Дети рассматривают картинки и отвечают: «Спасибо тебе, Буратино, за то, что ты...».Игра «До свидания» Цель: закрепляем у детей формулы и навыки прощания. Ход игры: дети делятся на две команды, они стоят друг напротив друга, педагог стоит рядом и наблюдает за тем, как дети кидают мяч своим товарищам и употребляют при этом слова прощания, ребёнок отвечает ему и кидает мяч дальше, другой ловит, называет прощальное слово и опять кидает мяч. Дети учатся использовать разнообразные формы прощания, такие как: до свидания, всего хорошего, до скорой встречи, всего вам доброго. Игра-упражнение «Пожалуйста» Цель: вырабатывать навык употребления вежливых слов. Ход игры: все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.Воспитание доброжелательности, вежливости при речевом общении, развитие коммуникативных умений Игра-упражнение «Передай другому» Цель: закрепление навыков вежливого общения с окружающими. Ход игры: педагог вносит белый меховой комочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его, а затем ласково назвать качества: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и т. д. Затем бережно, осторожно передать его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстника ласкательно-уменьшительным именем: «Сонечка, возьми, пожалуйста. Спасибо». «Комплимент» Цель: обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации комплимента. Оборудование: цветы, клумба. Описание: детям дается установка по речевой ситуации: «Сейчас мы будем учиться говорить друг другу комплименты. Слушайте внимательно, когда я закончу читать все варианты, вы можете их повторить. За правильный ответ распустится ваш цветок». Педагог произносит комплименты: – Ты такой(ая) веселый(ая) (добрый, хороший, замечательный, удивительный и т. п.). – Ты так хорошо строишь (лепишь, играешь, рисуешь...). – Ты лучше всех... (что-то делаешь). – У тебя добрые глаза (хорошая улыбка, красивое платье...). Затем дети вспоминают комплименты и прикрепляют цветок к клумбе.«Волшебные слова» Цель: обучать детей правилам этикета, общению при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствия, помогать в преодолении застенчивости и скованности. Оборудование: мишка – игрушка, домик (настенное пособие), цветы, клумба. Описание: у домика сидит мишка Грамотей, каждый должен поздороваться с ним по-своему: кто-то говорит одну фразу, с жестами, кто-то – с поклоном, с разной интонацией, по-разному обращаясь к мишке. После всех приветствий педагог говорит: «Как вы думаете, как чувствует себя мишка Грамотей? Почему? (Ему хорошо.Он радуется и улыбается всем, потому что он увидел, как мы внимательны к нему, любим его, он для нас не чужой.) Давайте и мы все улыбнемся Грамотею и друг другу. Что вы чувствуете сейчас? А почему? Потому что мы все сейчас с вами стали маленькими волшебниками и сказали свои волшебные слова. Какие это слова?» Дети повторяют вежливые слова и прикрепляют цветок к клумбе. Педагог: «Посмотрите: от наших вежливых слов распустились цветы на клумбе!» Игра «Лучшее знакомство» Цель: воспитание вежливости при речевом общении, развитие коммуникативных умений. Детям раздают открытки, разрезанные пополам. Те, у кого оказались половинки одной открытки, показывают свой способ знакомства. В конце игры выбирается лучшая пара.Игра-упражнение «Вежливые отгадки» Цель игры: закрепить у детей умения находить слова для похвалы товарища (умения сказать добрые слова, выразить одобрение). Ход игры: дети становятся в круг, считалочкой выбирается водящий. Он садится или становится в круг и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движению: 1, 2, 3, 4, 5, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит? С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, отгадывает, кто сказал комплимент. Происходит замена водящего, игра повторяется.«Знакомство» Цель: обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации знакомства. Оборудование: цветы, клумба. Описание: детям дается установка по речевой ситуации: «Сейчас мы будем учиться знакомиться. Слушайте внимательно, когда я закончу читать все варианты, вы можете их повторить. За правильный ответ распустится ваш цветок». Педагог произносит формулы речевого этикета в ситуации знакомства. Знакомство без посредника: – Разрешите (позвольте) с вами познакомиться. – Разрешите (позвольте) вам представиться. – Я хотел(а) бы с вами познакомиться. – Мне хотелось бы с вами познакомиться. – Давайте знакомиться! – Как вас зовут? – Будем знакомы... (свое имя). – Меня зовут... (свое имя). А вас? Знакомство через посредника: – Разрешите представить вам... (имя). – Познакомьтесь, пожалуйста, с... (имя). – Знакомьтесь... (имя)! – Я хочу познакомить вас с... (имя). – Я хочу представить вам... (вас)... – Позвольте познакомить вас с... (имя). – Иван – Ольга (любые другие имена). Затем дети вспоминают формулы речевого этикета и прикрепляют цветок к клумбе.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Для старших дошкольников наиболее целесообразными являются следующие методы и приемы развития этикетной речи: приучение, упражнения; психологические ситуации; поощрение; наказание в форме осуждения; пример для подражания; словесные методы; объяснение; диалог; игры; искусство; комплименты; творчество. Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в последовательности, определяемой логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение. Условиями успешного формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста являются следующие: этическая коммуникативная направленность педагогического взаимодействия; позитивное использование этикетной лексики в речевой практике; использование художественной литературы в качестве носителя культурноречевых эталонов; применение культуросообразных методов обучения. Подводя итог сказанному выше, можно отметить, что формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста проходит у каждого ребенка по-своему, с разным темпом, в зависимости от психического развития дошкольника. Развитие этикетной речи основывается на особенностях развития речи дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок постоянно слышал такие формы общения от взрослых, то есть от своих родителей. Формы вежливого обращения в семье автоматически усваиваются ребенком в дошкольном возрасте. Это и составляет основу формирования этикетной речи. Анализ существующих программ дошкольного образования показал, что все они имеют разделы, способствующие речевому развитию дошкольников, формирующие культуру речевого развития, но уделяют недостаточно внимания формированию навыков этикетной речи. В требования к высокому уровню развития речи дошкольников включены все базовые критерии развития этикетной речи: развитая культура общения, умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками, знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации. Следовательно, при формировании умений этикетной речи старших дошкольников важно учитывать требования к развитию речи в соответствии с ФГОС. Также можно сделать вывод, что для успешного формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста семья воспитанника и педагог ДОУ должны действовать вместе. Педагог должен правильно направить родителей на работу с ребенком, должен оказывать помощь родителям, давать какие-то советы. В свою очередь, родители должны прислушиваться к педагогу, выполнять с ребенком все задания, способствующие развитию этикетной речи и, конечно, следить за своей речью, общаться культурно и вежливо. Только так, активно взаимодействуя, можно добиться лучших результатов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбдуллина, М. А. Формирование культуры речевого общениядетей дошкольного возраста средствами игровой деятельности [Текст] /М. А. Абдуллина, Ф. Г. Мухаметзянова // Общество, государство, личность:модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации: материалы XIV Межвуз. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов,аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, 25 апр. 2014 г.– Казань. 2014 – С. 3-9.Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общениясо взрослыми и сверстниками: парциальная программа для детей 3-6 лет[Текст] / Л. М. Шипицына [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2000 – 384 с.Акишина, А. А. Русский речевой этикет [Текст] : практикумвежливого речевого общения / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М. :Либроком, 2009 – 184 с.Аманкараева, А. А. Речевой этикет в современном русском языке /А.А.Аманкараева//Молодойученый. – 2015 - № 7 - С. 18-20.Андреева,Н.А.Игроваядеятельностькаксредствоформирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста[Текст] / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. - № 1. - С. 94-99.Андреева, Н. А. Особенности обучения речевому этикету детейдошкольного возраста [Текст] / Н. А. Андреева // Актуальные вопросыпсихологии и педагогики в современных условиях : сб. науч. тр. по итогамнауч.-практ. конф., 11 янв. 2017 г., Шадринский государственный педагогический университет. - 2017 - С. 118-120.Багичева, Н. В. Речевой этикет как необходимое условиеуспешного общения детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Багичева //Филологическое образование в период детства. - 2016 - № 23. - С. 8-10.Байрамукова, Р. С. Психофизиологические и педагогическиеособенностиосвоения дошкольниками речевого этикета / Р. С. Байрамукова // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст.междунар. науч.-практ. конф., 1 мая 2017 г., г. Уфа : в 4 ч. - Уфа : АЭТЕРНА, 2017. - Ч.3. - С. 34-39Банделет, Л. В. Формирование речевого этикета удошкольного возраста [Текст] / Л. В. Банделет // Современное общество,образование и наука : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф. : в 16 ч. -Тамбов, 2015 - Ч. 15 - С. 20-21.Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] :метод.пособие / О. Ю. Безгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2004 – 40 с.Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. Психология и педагогика. – М., 2006.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.phpБогуславская, Н. Е. Веселый этикет [Текст] : учеб. Пособиепо развитию коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская,Н. А. Купина. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2002. - 192 с.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhlВведенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 537 с.Веракса, Н. Е. Игра дошкольника [Текст] / Н. Е. Веракса //Современное дошкольное образование: теория и практика. -2009. - № 1. – С. 5-9.Выготский Л.С. Мышление и речь.// https://psy.wikireading.ru/61962Гарбузова,Н.В.Формированиеречевогоэтикетау дошкольников [Текст] / Н. В. Гарбузова // Актуальные проблемыобразования в XXI веке : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-26 марта2015г., г. Мурманск / Мурман. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2015.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.Данилова, С. Г. Этикет как средство всестороннего развитиядошкольников [Текст] : (из опыта работы) / С. Г. Данилова // Педагогическийопыт: теория, методика, практика. – 2014. - № 1. - С. 229-231.Данич, О. В. Исследование уровня сформированности навыковречевого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /О. В. Данич, Ю. С. Анищенко // Наука - образованию, производству,экономике : материалы ХХII регион. науч.-практ. конф. преподавателей,науч. сотрудников и аспирантов, 14 марта 2017 г. : в 2 т. - Витебск, 2017. - Т. 1 - С. 135-137.Детство [Текст] : пример.основ. общеобразоват. Программадошкол. образования / О. В. Акулова [и др.] ; Рос.гос. пед. ун-тим. А. И. Герцена ; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,З. А. Михайлова. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 524 с.Жинкин, Н. И. Язык – речь – творчество [Текст] :избр. тр. /Н. И. Жинкин. – М. : Лабиринт, 1998 – 368 с.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 107 с.Земская, Е. А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь[Текст] / Е. А. Земская. – М. : Яз.славян. культуры, 2004 – 254 с.Калишенко, В. Д. Воспитание культуры речевого общенияу старших дошкольников [Текст] / В. Д. Калишенко, Р. Г. Цветкова //Научная дискуссия: инновации в современном мире. - 2016 - № 4. – С. 24-28.Курочкина, И. Н. Обучаем дошкольников правилам речевогоэтикета [Текст] / И. Н. Курочкина // Современное дошкольное образование:теория и практика. – 2010 – № 6. - С. 48-53.Курочкина, И. Н. Современный этикет в воспитании культурыповедения у дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов /И. Н. Курочкина. – М. : ВЛАДОС, 2003 – 224 с.Курочкина,И.Н.Этикетвотношенияхвоспитателявоспитанника [Текст] / И. Н. Курочкина // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 7. - С. 31-37.Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых [Текст] : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Курочкина. – М. :Академия, 2001 – 256 с.Никифорова, Т. И. Развитие культуры речевого общения детейстаршего дошкольного возраста в игровой форме обучения [Текст] : автореф.дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. И. Никифорова ; Якут.гос. ун-тим. М. К. Аммосова. – Якутск, 2008 – 16 с.Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. 3-е изд. — М.: Флинта; Наука, 2009. Образовательная программа «Истоки».// https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/06/26/obrazovatelnaya-programma-istokiОбразовательная программа «Гармония развития». // https://doshkolniki.org/programmy/arxiv/programma-garmoniya-razvitiya.htmlПедагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.Пименова,А.В.Развитиедиалогическойречидетейдошкольного возраста при формировании речевого этикета [Текст] /А. В. Пименова, А. В. Купцова, О. В. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - № 2 - С. 24-29.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htmСомкова, О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Какработать по программе «Детство»[Текст]:учеб.-метод.Пособие/О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : Детство-Пресс. 2017. - 160 с.Стернин, И. А. Русский речевой этикет [Текст] / И. А. Стернин. –Воронеж : МОДЭК, 1996 – 73 с.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольноговозраста [Текст] : пособие для воспитателей дет.сада / Е. Н. Тихеева ;под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение. 1981 – 159 с.Трифонова, Е. С. Педагогические условия формирования речевойличности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Трифонова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2013 – № 2 – С. 126-135.Федеральныйгосударственныйобразовательныйдошкольного образования. – Екатеринбург : Ажур, 2014 – 24 с.Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] /Н. И. Формановская. – М. : Высшая школа, 1989 – 159 с.Ширванян, А. Е. Особенности воспитания культуры речиу старших дошкольников [Текст] / А. Е. Ширванян, Е. П. Хорошилова,Н. Ю. Москвитина // Наука и образование в современном обществе : сб. науч.ПоматериаламМеждунар.науч.-практ.конф., г. Смоленск : в 2 ч. - Смоленск, 2015. - Ч. 1 - С. 74-75. Язык и языки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.ПРИЛОЖЕНИЕ № 1ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллина, М. А. Формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности [Текст] / М. А. Абдуллина, Ф. Г. Мухаметзянова // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации: материалы XIV Межвуз. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, 25 апр. 2014 г. – Казань. 2014 – С. 3-9.
2. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: парциальная программа для детей 3-6 лет [Текст] / Л. М. Шипицына [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2000 – 384 с.
3. Акишина, А. А. Русский речевой этикет [Текст] : практикум вежливого речевого общения / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М. : Либроком, 2009 – 184 с.
4. Аманкараева, А. А. Речевой этикет в современном русском языке /А.А. Аманкараева// Молодой ученый. – 2015 - № 7 - С. 18-20.
5. Андреева, Н. А. Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. - № 1. - С. 94-99.
6. Андреева, Н. А. Особенности обучения речевому этикету детей дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Андреева // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях : сб. науч. тр. по итогам науч.-практ. конф., 11 янв. 2017 г., Шадринский государственный педагогический университет. - 2017 - С. 118-120.
7. Багичева, Н. В. Речевой этикет как необходимое условие успешного общения детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Багичева // Филологическое образование в период детства. - 2016 - № 23. - С. 8-10.
8. Байрамукова, Р. С. Психофизиологические и педагогические особенности освоения дошкольниками речевого этикета / Р. С. Байрамукова // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 1 мая 2017 г., г. Уфа : в 4 ч. - Уфа : АЭТЕРНА, 2017. - Ч.3. - С. 34-39
9. Банделет, Л. В. Формирование речевого этикета у дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Банделет // Современное общество, образование и наука : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 16 ч. -Тамбов, 2015 - Ч. 15 - С. 20-21.
10. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] : метод. пособие / О. Ю. Безгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2004 – 40 с.
11. Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. Психология и педагогика. – М., 2006.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php
12. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет [Текст] : учеб. Пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2002. - 192 с.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl
14. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 537 с.
15. Веракса, Н. Е. Игра дошкольника [Текст] / Н. Е. Веракса // Современное дошкольное образование: теория и практика. -2009. - № 1. – С. 5-9.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь.// https://psy.wikireading.ru/61962
17. Гарбузова, Н. В. Формирование речевого этикета у дошкольников [Текст] / Н. В. Гарбузова // Актуальные проблемы образования в XXI веке : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-26 марта 2015г., г. Мурманск / Мурман. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2015.
18. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.
19. Данилова, С. Г. Этикет как средство всестороннего развития дошкольников [Текст] : (из опыта работы) / С. Г. Данилова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. - № 1. - С. 229-231.
20. Данич, О. В. Исследование уровня сформированности навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Данич, Ю. С. Анищенко // Наука - образованию, производству, экономике : материалы ХХII регион. науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, 14 марта 2017 г. : в 2 т. - Витебск, 2017. - Т. 1 - С. 135-137.
21. Детство [Текст] : пример. основ. общеобразоват. Программа дошкол. образования / О. В. Акулова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 524 с.
22. Жинкин, Н. И. Язык – речь – творчество [Текст] : избр. тр. / Н. И. Жинкин. – М. : Лабиринт, 1998 – 368 с.
23. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 107 с.
24. Земская, Е. А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь [Текст] / Е. А. Земская. – М. : Яз. славян. культуры, 2004 – 254 с.
25. Калишенко, В. Д. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников [Текст] / В. Д. Калишенко, Р. Г. Цветкова // Научная дискуссия: инновации в современном мире. - 2016 - № 4. – С. 24-28.
26. Курочкина, И. Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета [Текст] / И. Н. Курочкина // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2010 – № 6. - С. 48-53.
27. Курочкина, И. Н. Современный этикет в воспитании культуры поведения у дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Курочкина. – М. : ВЛАДОС, 2003 – 224 с.
28. Курочкина, И.Н. Этикет в отношениях воспитателя воспитанника [Текст] / И. Н. Курочкина // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 7. - С. 31-37.
29. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Курочкина. – М. : Академия, 2001 – 256 с.
30. Никифорова, Т. И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. И. Никифорова ; Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. – Якутск, 2008 – 16 с.
31. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. 3-е изд. — М.: Флинта; Наука, 2009.
32. Образовательная программа «Истоки».// https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/06/26/obrazovatelnaya-programma-istoki
33. Образовательная программа «Гармония развития». // https://doshkolniki.org/programmy/arxiv/programma-garmoniya-razvitiya.html
34. Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.
35. Пименова, А. В. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета [Текст] / А. В. Пименова, А. В. Купцова, О. В. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - № 2 - С. 24-29.
36. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011.
37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
38. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство» [Текст] : учеб.-метод. Пособие / О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : Детство-Пресс. 2017. - 160 с.
39. Стернин, И. А. Русский речевой этикет [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж : МОДЭК, 1996 – 73 с.
40. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Е. Н. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение. 1981 – 159 с.
41. Трифонова, Е. С. Педагогические условия формирования речевой личности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Трифонова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013 – № 2 – С. 126-135.
42. Федеральный государственный образовательный дошкольного образования. – Екатеринбург : Ажур, 2014 – 24 с.
43. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н. И. Формановская. – М. : Высшая школа, 1989 – 159 с.
44. Ширванян, А. Е. Особенности воспитания культуры речи у старших дошкольников [Текст] / А. Е. Ширванян, Е. П. Хорошилова, Н. Ю. Москвитина // Наука и образование в современном обществе : сб. науч. По материалам Междунар. науч.-практ. конф., г. Смоленск : в 2 ч. - Смоленск, 2015. - Ч. 1 - С. 74-75.
45. Язык и языки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


Вопрос-ответ:

Какие основные методические принципы лежат в основе формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Основными методическими принципами формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста являются: систематичность и последовательность обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых и практических заданий, разнообразие стимулов и ситуаций для практики, постепенное расширение словарного запаса и грамматической структуры речи.

Что такое этикетная речь и как она связана с речевой деятельностью?

Этикетная речь - это особый вид речи, который регулирует взаимоотношения между людьми на основе установленных норм и правил в обществе. Она является частью речевой деятельности и отражает умение участвовать в коммуникации, проявлять вежливость, уважение к собеседнику и следовать нормам поведения.

Какие особенности имеет формирование этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Формирование этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет следующие особенности: усиление учебной работы в детском саду и домашней обстановке, развитие навыков самостоятельности и самоконтроля, формирование представлений о нормах поведения и речи в различных ситуациях, тренировка коммуникативных навыков и владения социальными ролями.

Какие методы и приемы используются для формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста используются такие методы и приемы, как моделирование правильного поведения и речи, игровые ситуации и ролевые игры, обучение через задачи и практические упражнения, анализ и обсуждение различных этикетных ситуаций, индивидуальные консультации и коррекция ошибок.

Какие методические основы предлагаются для формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста?

В статье предлагается использование различных методов и приемов, таких как моделирование речевой ситуации, репродуктивное чтение, обучение правилам этикета и т. д. Также указывается на необходимость учета особенностей возрастной группы детей.

Какие особенности формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста были выявлены?

В статье отмечается, что дети старшего дошкольного возраста более гибки в освоении этикетных норм и правил. Однако, обучение им требует применения конкретных методов, так как они еще не полностью овладели навыками этикетной речи.

Какие методы и приемы используются для формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Статья предлагает использовать такие методы и приемы, как моделирование речевой ситуации, репродуктивное чтение, обучение правилам этикета, развитие навыков межличностного общения и формирование социальных ролей.

Какие программы дошкольного образования были проанализированы в контексте формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста?

В статье проведен анализ программ дошкольного образования, в которых осуществляется формирование этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Автор указывает на необходимость учета этих программ при планировании образовательного процесса.

Какие аспекты формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?

Автором рассматриваются такие аспекты, как особенности формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы формирования этой речи, анализ программ дошкольного образования в контексте этикетной речи.