Курсовая работа по общей психологии
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 19.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ…………………..…………………………………………………………5
1.1 Память как познавательный процесс……………….………………………..5
1.2 Характеристики памяти…………………........................................................7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……………………..…………......……..……..9
2.1 Исторические аспекты изучения памяти….……………………………..…..9
2.2 Психологические факты и закономерности памяти……….………………14
2.3 Феномены сохранения и забывания..……………………………………....18
ГЛАВА 3. ЗАКОНЫ ПАМЯТИ...………………………………......……...……22
3.1 Впечатление и эмоции………………………………………………………22
3.2 Повторение………………………………………………………………...…24
3.3 Ассоциации…………………………………………………………………..25
3.4 Осмысленное восприятие…………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕИЕ……………………………………………………...…………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ㅤ Психология, изучая ㅤ память, должна ㅤ выяснить, что ㅤ специфично для ㅤ памяти, как ㅤ психологического явления. ㅤ Она не ㅤ может сводить ㅤ психологическое понятиеи в ㅤ особенности память ㅤ человека к ㅤ общим свойствам ㅤ органической материи. ㅤ Но вместес тем ㅤ она не ㅤ должна и ㅤ отрывать память ㅤ от общих ㅤ свойств органической ㅤ материи и ㅤ особенно от ㅤ специфических свойств ㅤ той органической ㅤ материи, которая ㅤ составляет физиологический ㅤ субстрат психических ㅤ явлений памяти. ㅤ Положительное значение ㅤ теории Герингав том, ㅤ что он ㅤ первый поставил ㅤ вопрос, хотяв слишком ㅤ общей, неспецифической ㅤ форме – о ㅤ проблеме физиологических ㅤ основпамяти. ㅤ Согласно теории ㅤ Геренга, всякий ㅤ раздражитель оставляет ㅤ физиологический след, ㅤ или отпечаток, ㅤ который и ㅤ лежит в ㅤ основе последующего ㅤ воспроизведения.Память ㅤ основывается на ㅤ сложных динамических ㅤ сочетаниях последствий ㅤ процессов возбуждения ( ㅤ или динамических ㅤ стереотипах, пользуясь ㅤ терминологией И.П. Павлова). ㅤ Наличие этих ㅤ последствий создает ㅤ благоприятные условия ㅤ для дальнейшего ㅤ восстановления процессов ㅤ возбуждения, благоприятствуя ㅤ воспроизведению при ㅤ соответствующих условиях ㅤ уже имевшего ㅤ место процессов. ㅤ Рассмотрим подробнее ㅤ закономерности раздражителей ㅤ памяти для ㅤ лучшего запоминания. ㅤ Нужно получить ㅤ глубокое, точное, ㅤ яркое впечатлениео том, ㅤ что необходимо ㅤ запомнить. Как ㅤ фотоаппарат не ㅤ даст снимков ㅤ при тумане, ㅤ так сознание ㅤ человека не ㅤ сохранит туманных ㅤ впечатлений.Поскольку ㅤ впечатление напрямую ㅤ связано с ㅤ воображением, то ㅤ любые приемы, ㅤ позволяющие развить ㅤ воображение и ㅤ образное мышление,а также ㅤ управлять ими, ㅤ могут оказаться ㅤ полезными и ㅤ для запоминания. ㅤ Сравнительно простые ㅤ события в ㅤ жизни, которые ㅤ производят особенно ㅤ сильное впечатление ㅤ на человека, ㅤ могут запоминаться ㅤ сразу прочнои надолго,и по ㅤ истечении многих ㅤ лет с ㅤ момента первойи единственной ㅤ встречи с ㅤ ними могут ㅤ выступать в ㅤ сознании с ㅤ отчетливостью и ㅤ ясностью.Более ㅤ сложные и ㅤ менее интересные ㅤ события человек ㅤ может переживать ㅤ десятки раз, ㅤ но онив памяти ㅤ надолго не ㅤ запечатлеваются.При ㅤ пристальном вниманиик событию ㅤ достаточно бывает ㅤ его однократного ㅤ переживания, чтобыв дальнейшем ㅤ точно ив нужном ㅤ порядке воспроизвести ㅤ по памяти ㅤ его основные ㅤ моменты.Отсутствие ㅤ достаточного внимания ㅤ при восприятии ㅤ информации не ㅤ может быть ㅤ возмещено увеличением ㅤ числа ее ㅤ повторений.То, ㅤ чем человек ㅤ особенно интересуется, ㅤ запоминается без ㅤ всякого труда. ㅤ Особенно отчетливо ㅤ эта закономерность ㅤ проявляется в ㅤ зрелые годы. ㅤ Редкие, странные, ㅤ необычные впечатления ㅤ запоминаются лучше, ㅤ чем привычные, ㅤ часто встречающиеся. ㅤ Сосредоточенность на ㅤ изучаемом материалев сочетаниис избирательностью ㅤ позволяют человеку ㅤ сконцентрировать свое ㅤ внимание, а, ㅤ следовательно, и ㅤ настроить память ㅤ на восприятие ㅤ только потенциально ㅤ полезной информации. ㅤ Для лучшего ㅤ запоминания материала ㅤ рекомендуется повторять ㅤ его незадолго ㅤ до нормального ㅤ отхода ко ㅤ сну. В ㅤ этом случае ㅤ запоминаемое лучше ㅤ отложится в ㅤ памяти, поскольку ㅤ не будет ㅤ смешиваться с ㅤ другими впечатлениями, ㅤ которые в ㅤ течение для ㅤ обычно накладываются ㅤ друг на ㅤ друга и ㅤ тем самым ㅤ мешают запоминанию, ㅤ отвлекая наше ㅤ внимание.О ㅤ ситуациях, оставившихв нашей ㅤ памяти яркий, ㅤ эмоциональный след, ㅤ мы думаем ㅤ больше, чем ㅤ об эмоционально ㅤ нейтральных событиях. ㅤ Положительные эмоции, ㅤ как правило, ㅤ способствуют припоминанию,аотрицательные ㅤ препятствуют.Еслив момент ㅤ запоминания человек ㅤ находится в ㅤ приподнятом или ㅤ подавленном настроении, ㅤ то искусственное ㅤ восстановление у ㅤ него соответствующего ㅤ эмоционального состояния ㅤ при припоминании ㅤ улучшает память. ㅤ Прежде всего, ㅤ необходимо получить ㅤ четкое зрительное ㅤ впечатление. Оно ㅤ прочнее. Однако, ㅤ комплексные впечатления, ㅤ то есть ㅤ впечатления, полученные ㅤ при помощи ㅤ возможно большего ㅤ числа органов ㅤ чувств, позволяют ㅤ запечатлеть в ㅤ сознании нужный ㅤ материал еще ㅤ лучше. Линкольн, ㅤ например, читал ㅤ вслух то, ㅤ что хотел ㅤ запомнить, чтобы ㅤ восприятие было ㅤ одновременно и ㅤ зрительным, и ㅤ слуховым.Если ㅤ предложить человеку ㅤ закрыть глазаи неожиданно ㅤ ответить, например, ㅤ на вопросо том, ㅤ какого цвета, ㅤ формы и ㅤ какими другими ㅤ особенностями обладает ㅤ предмет, который ㅤ он не ㅤ раз видел, ㅤ мимо которого ㅤ неоднократно проходил, ㅤ но который ㅤ не вызвалк себе ㅤ повышенного внимания, ㅤ то человекс трудом ㅤ может ответить ㅤ на поставленный ㅤ вопрос, несмотря ㅤ на то, ㅤ что видел ㅤ этот предмет ㅤ множество раз. ㅤ Многие люди ㅤ ошибаются, когда ㅤ их просят ㅤ сказать, какой ㅤ цифрой, римской ㅤ или арабской, ㅤ изображена на ㅤ циферблате их ㅤ механических ручных ㅤ часов цифра 6. ㅤ Нередко оказывается, ㅤ что ее ㅤ на часах ㅤ нет вообще,а человек, ㅤ десятки и ㅤ даже сотни ㅤ раз смотревший ㅤ на свои ㅤ часы, не ㅤ запомнил его. ㅤ Процедура введения ㅤ информации в ㅤ память и ㅤ представляет собой ㅤ акт обращения ㅤ на нее ㅤ внимания.3.2 Повторение ㅤ Дейл Карнеги ㅤ называет повторение ㅤ вторым законом ㅤ памяти и ㅤ приводит следующий ㅤ пример: "Тысячи ㅤ студентов-мусульман ㅤ знают наизусть ㅤ Коран – книгу ㅤ примерно такого ㅤ же объема, ㅤ как Новый ㅤ завет, и ㅤ они в ㅤ значительной мере ㅤ достигают этого ㅤ путем повторения. ㅤ Мы можем ㅤ запомнить все, ㅤ что угодно,в разумных ㅤ пределах, если ㅤ будем достаточно ㅤ часто повторять ㅤ это" [5].Чем ㅤ больше объем ㅤ информации, тем ㅤ больше потребуется ㅤ повторений для ㅤ запоминания. Объемный ㅤ материал запоминается ㅤ легче, если ㅤ его разбить ㅤ на части. ㅤ Повторение подряд ㅤ заучиваемого материала ㅤ менее продуктивно ㅤ для его ㅤ запоминания, чем ㅤ распределение таких ㅤ повторений в ㅤ течение определенного ㅤ периода времени. ㅤ Например, Р. ㅤ Бертон, переводчик " ㅤ Тысячи и ㅤ одной ночи", ㅤ говорил на ㅤ двадцати семи ㅤ языках, как ㅤ на своем ㅤ родном; однако ㅤ он признавался, ㅤ что никогда ㅤ не изучал ㅤ язык и ㅤ не практиковалсяв нем ㅤ дольше пятнадцати ㅤ минут подряд, " ㅤ потому что ㅤ после этого ㅤ ум утрачивает ㅤ свежесть" [5].Новое ㅤ повторение способствует ㅤ лучшему запоминанию ㅤ того, что ㅤ было выучено ㅤ раньше.С ㅤ усилением вниманияк запоминаемому ㅤ материалу число ㅤ повторений, необходимых ㅤ для его ㅤ выучивания наизусть, ㅤ может быть ㅤ уменьшено.Лучше, ㅤ чтобы на ㅤ начало и ㅤ конец заучивания ㅤ приходилось сравнительно ㅤ большее число ㅤ повторений, чем ㅤ насередину. ㅤ Распределение повторенийв течение ㅤ суток дает ㅤ экономию времени ㅤ более, чемв два ㅤ раза, по ㅤ сравнению с ㅤ тем случаем, ㅤ когда материал ㅤ сразу заучивается ㅤ наизусть.3.3 Ассоциации ㅤ Один из ㅤ способов запомнить ㅤ факт – это ㅤ ассоциировать егос каким- ㅤ либо другим ㅤ фактом. "Всё, ㅤ что возникаетв сознании, - ㅤ говорит профессор ㅤ Уильям Джеймс, - ㅤ должно быть ㅤ внесено в ㅤ него, а ㅤ будучи внесенным, ㅤ оно вступает ㅤ во взаимосвязьс тем, ㅤ что там ㅤ уже было… ㅤ Тот, кто ㅤ больше обдумывает ㅤ получаемые сведенияи устанавливает ㅤ между ними ㅤ более тесные ㅤ взаимосвязи,будет ㅤ обладать лучшей ㅤ памятью" [15].Для ㅤ ассоциативной связи ㅤ впечатлений и ㅤ их последующего ㅤ воспроизводства особо ㅤ важным представляется ㅤ то, являются ㅤ ли они ㅤ разрозненными или ㅤ составляют логически ㅤ связанное целое. ㅤ Чем больше ㅤ разнообразных ассоциаций ㅤ при первом ㅤ знакомстве с ㅤ ним вызывает ㅤ материал и ㅤ чем больше ㅤ времени уделяется ㅤ мысленной разработке ㅤ этих ассоциаций, ㅤ тем лучше ㅤ запоминается сам ㅤ материал. Для ㅤ того, чтобы ㅤ ассоциировать один ㅤ факт с ㅤ другим, уже ㅤ известным, необходимо ㅤ обдумать новый ㅤ факт со ㅤ всех точек ㅤ зрения, поставить ㅤ себе такие ㅤ вопросы: "Что ㅤ это напоминает?", " ㅤ На что ㅤ это похоже?", " ㅤ Почему это ㅤ так?", "Как ㅤ получилось, что ㅤ это так?", " ㅤ Когда это ㅤ бывает?", "Где ㅤ так бывает?", " ㅤ Кто сказал, ㅤ что это ㅤ так?" ит.д. ㅤ Любое новое ㅤ впечатление, полученное ㅤ человеком, не ㅤ остается в ㅤ его памяти ㅤ изолированным. Будучи ㅤ запомнившимся в ㅤ одном виде, ㅤ оно со ㅤ временем может ㅤ несколько измениться, ㅤ вступив в ㅤ ассоциативную связьс другими ㅤ впечатлениями, оказав ㅤ на них ㅤ влияние и,в свою ㅤ очередь, изменившись ㅤ под их ㅤ воздействием.Эффективность ㅤ запоминания иногда ㅤ снижает интерференция,т.е. ㅤ смешение одной ㅤ информации с ㅤ другой, одних ㅤ схем припоминанияс другими. ㅤ Чаще всего ㅤ интерференция возникает ㅤ тогда, когда ㅤ одни и ㅤ те же ㅤ воспоминания ассоциируютсяв памятис разными ㅤ событиями и ㅤ их появлениевсознании ㅤ порождает припоминание ㅤ конкурирующих событий.3.4 ㅤ Осмысленное восприятие ㅤ Установка на ㅤ запоминание способствует ㅤ ему, то ㅤ есть запоминание ㅤ лучше происходитв том ㅤ случае, если ㅤ человек ставит ㅤ перед собой ㅤ соответствующую задачу. ㅤ При установке ㅤ на запоминание ㅤ важно заранее ㅤ спланировать срок ㅤ хранения данной ㅤ информации. Например, ㅤ масса студентов, ㅤ сдав экзамен ㅤ по какой- ㅤ либо дисциплине, ㅤ спустя пару ㅤ дней, не ㅤ могут ничего ㅤ вспомнить из, ㅤ казалось бы, ㅤ хорошо усвоенного ㅤ материала. Это ㅤ можно объяснить ㅤ следующим образом: ㅤ при подготовке ㅤ студенты ставят ㅤ себеопределенную ㅤ задачу (сдать ㅤ экзамен), а ㅤ кроме того ㅤ сосредотачиваются на ㅤ относительно близкой ㅤ дате сдачи ㅤ экзамена, не " ㅤ программируя" себя ㅤ на будущее. ㅤ Таким образом, ㅤ материал попадаетв оперативную ㅤ память, не ㅤ закрепляясь в ㅤ долговременной, и ㅤ как только ㅤ экзамен сдан ( ㅤ операция выполнена), ㅤ соответствующая информация ㅤ утрачивается. Итак, ㅤ правильная установка – ㅤ усвоить материал (а не " ㅤ отстреляться"), предполагаемый ㅤ срок хранения ㅤ информации зависит ㅤ от изучаемого ㅤ материала (нов любом ㅤ случае он ㅤ значительно больше, ㅤ чем время ㅤ подготовки к ㅤ экзамену).То, ㅤ что в ㅤ структуре деятельности ㅤ занимает место ㅤ цели, помнится ㅤ лучше, чем- ㅤ то, что ㅤ составляет средства ㅤ осуществления данной ㅤ деятельности.Любая ㅤ из частей, ㅤ на которые ㅤ при заучивании ㅤ делится весь ㅤ материал, должна ㅤ сама по ㅤ себе представлять ㅤ более или ㅤ менее законченное ㅤ целое. Тогда ㅤ весь материал ㅤ лучше организуетсяв памяти, ㅤ легче запоминаетсяи воспроизводится. ㅤ Чем больше ㅤ умственных усилий ㅤ прилагается к ㅤ тому, чтобы ㅤ организовать информацию, ㅤ придать ей ㅤ целостную, осмысленную ㅤ структуру, тем ㅤ легче она ㅤ потом припоминается. ㅤ Один из ㅤ эффективных способов ㅤ структурирования запоминания – ㅤ это придание ㅤ запоминаемому материалу ㅤ структуры типа " ㅤ дерево". Такие ㅤ структуры широко ㅤ используются везде, ㅤ где необходимо ㅤ кратко и ㅤ компактно представить ㅤ большой объем ㅤ информации. Данный ㅤ прием существенно ㅤ облегчает и ㅤ доступ к ㅤ хранящейся информации. ㅤ Наличие заранее ㅤ продуманных и ㅤ четко сформулированных ㅤ вопросов к ㅤ изучаемому материалу, ㅤ ответы на ㅤ которые могут ㅤ быть найденыв процессе ㅤ его освоения, ㅤ способствуют лучшему ㅤ запоминанию.При ㅤ запоминании какого- ㅤ либо текстав памяти ㅤ запечатлеваются не ㅤ столько сами ㅤ слова и ㅤ предложения, составляющие ㅤ данный текст, ㅤ сколько содержащиесяв нем ㅤ мысли.То, ㅤ что мы ㅤ можем выразить ㅤ словами, обычно ㅤ запоминается легчеи лучше, ㅤ чем-то, ㅤ что может ㅤ быть воспринято ㅤ только на ㅤ слух. Если, ㅤ кроме того, ㅤ слова являются ㅤ результатом осмысления ㅤ воспринятого материала,т.е. ㅤ словосодержитв себе ㅤ связанную с ㅤ предметом внимания ㅤ существенную мысль, ㅤ то такое ㅤ запоминание является ㅤ наиболее продуктивным. ㅤ ЗаключениеТаким ㅤ образом, в ㅤ заключении можно ㅤ подвести следующие ㅤ итоги. Благодаря ㅤ высокому уровню ㅤ развития нашей ㅤ психики мы ㅤ многое можеми многое ㅤ умеем. В ㅤ свою очередь, ㅤ психическое развитие ㅤ возможно потому, ㅤ что мы ㅤ сохраняем приобретенный ㅤ опыт и ㅤ знания. Все, ㅤ что мы ㅤ узнаем, каждое ㅤ наше переживание, ㅤ впечатление или ㅤ движение оставляютв нашей ㅤ памяти известный ㅤ след, который ㅤ может сохраняться ㅤ достаточно длительное ㅤ время и ㅤ при соответствующих ㅤ условиях проявляться ㅤ вновь и ㅤ становиться предметом ㅤ сознания. Поэтому ㅤ под памятью ㅤ мы понимаем ㅤ запечатанные, сохранение, ㅤ последующее узнаваниеи воспроизведение ㅤ следов прошлого ㅤ опыта. Именно ㅤ благодаря памяти ㅤ человек в ㅤ состоянии накапливать ㅤ информацию, не ㅤ теряя прежних ㅤ знаний и ㅤ навыков. Память ㅤ занимает особое ㅤ место среди ㅤ психических познавательных ㅤ процессов. Многими ㅤ исследователями память ㅤ характеризуется как « ㅤ сквозной» процесс, ㅤ обеспечивающий преемственность ㅤ психических процессови объединяющий ㅤ все познавательные ㅤ процессы в ㅤ единое целое. ㅤ Память — это ㅤ сложный психический ㅤ процесс, состоящий ㅤ из нескольких ㅤ частных процессов, ㅤ связанных другс другом. ㅤ Память необходима ㅤ человеку, - она ㅤ позволяет ему ㅤ накапливать, сохранятьи впоследствии ㅤ использовать личный ㅤ жизненный опыт,в ней ㅤ хранятся знанияи навыки. ㅤ Перед психологической ㅤ наукой стоит ㅤ ряд сложных ㅤ задач, связанныхс изучением ㅤ процессов памяти: ㅤ учение того, ㅤ как запечатлеваются ㅤ следы, каковы ㅤ физиологические механизмы ㅤ этого процесса, ㅤ какие условия ㅤ содействуют этому ㅤ запечатлению, каковы ㅤ его границы, ㅤ какие приемы ㅤ могут позволить ㅤ расширить объем ㅤ запечатленного материала. ㅤ Существуют закономерностив психологии ㅤ памяти, так ㅤ чем богачеи разнообразнее ㅤ стимулы-средства, ㅤ которыми мы ㅤ располагаем для ㅤ запоминания, чем ㅤ более простыи доступны ㅤ они для ㅤ нас в ㅤ нужный момент ㅤ времени, тем ㅤ лучше произвольное ㅤ припоминание. Два ㅤ фактора, кроме ㅤ того, повышают ㅤ вероятность успешного ㅤ припоминания: правильная ㅤ организация запоминаемой ㅤ информации и ㅤ обеспечение при ㅤ ее воспроизведении ㅤ таких психологических ㅤ условий, которые ㅤ идентичны тем,в которых ㅤ происходило запоминание ㅤ соответствующего материала. ㅤ Чем больше ㅤ умственных усилий ㅤ мы прилагаемк тому, ㅤ чтобы организовать ㅤ информацию, придать ㅤ ей целостную, ㅤ осмысленную структуру, ㅤ тем легче ㅤ она потом ㅤ припоминается.Поскольку ㅤ от вниманияк материалу ㅤ непосредственно зависит ㅤ его запоминание, ㅤ то любые ㅤ приемы, позволяющие ㅤ управлять вниманием, ㅤ могут оказаться ㅤ полезными и ㅤ для запоминания. ㅤ На этом,в частности, ㅤ базируется один ㅤ из способов ㅤ улучшения запоминания ㅤ дошкольниками и ㅤ младшими школьниками ㅤ учебного материала, ㅤ который стараются ㅤ сделать таким, ㅤ чтобы он ㅤ вызывал к ㅤ себе непроизвольный ㅤ интерес со ㅤ стороны учащихся, ㅤ привлекал их ㅤ внимание.Эмоциональные ㅤ состояния, сопровождающие ㅤ процесс запоминания, ㅤ являются частью ㅤ запечатленной в ㅤ памяти ситуации; ㅤ поэтому, когда ㅤ они воспроизводятся, ㅤ то по ㅤ ассоциации с ㅤ ними восстанавливаетсяв представленияхи вся ㅤ ситуация, припоминание ㅤ облегчается. Опытным ㅤ путем было ㅤ доказано, что ㅤ если в ㅤ момент запоминания ㅤ человек находитсяв приподнятом ㅤ или подавленном ㅤ настроении, то ㅤ искусственное восстановлениеу него ㅤ соответствующего эмоционального ㅤ состояния при ㅤ припоминании улучшает ㅤ память.Список ㅤ используемой литературы ㅤ память запоминание ㅤ психологический забывание ㅤ Асмолов А.Г. Принципы ㅤ организации памяти ㅤ человека. М., 2017 ㅤ Аткинсон, Вильям « ㅤ Сила мысли; ㅤ Память и ㅤ уход за ㅤ ней» М., 2016 ㅤ Блонский П.П. Памятьи мышление.М., 2019КрутецкийВ. А. ㅤ Психология. – М.: ㅤ Просвещение, 2015.КарнегиД. Как ㅤ вырабатывать уверенностьв себеи влиять ㅤ на людей, ㅤ выступая публично. –М.: Прогресс, 1989, ㅤ Лихоманова Е.Е. Мнемические ㅤ процессы. Память.М.- 2013.ЛурияА. Р. ㅤ Внимание и ㅤ память. М., 2015. ㅤ Маклаков А.Г. Общая ㅤ психология. - СПб.: ㅤ Питер, 2011.НемовР.С. ㅤ Психология. Кн. 1. ㅤ Общие основы ㅤ психологии. – М.: ㅤ Гуманит. изд. ㅤ центр ВЛАДОС, 2017. ㅤ Общая психология. ㅤ Под редакциейВ. В. ㅤ Богословского. – М.: ㅤ Просвещение, 2019.РубинштейнС. Л. ㅤ Основы общей ㅤ психологии. – Т. I. –М., 2011.СмирновА. А. ㅤ Проблемы психологии ㅤ памяти.М., ㅤ Просвещение 2016.СоколовЕ. Н. ㅤ Механизмы памяти.М., Изд- ㅤ во МГУ, 2019. ㅤ Столяренко Л.Д. Основы ㅤ психологии. – Ростовн/Д: ㅤ Феникс, 2018.Хрестоматия ㅤ по общей ㅤ психологии.М., ㅤ Изд-во ㅤ МГУ, 2018,гл. ㅤ Память.
2. ㅤ Аткинсон, Вильям « ㅤ Сила мысли; ㅤ Память и ㅤ уход за ㅤ ней» М., 2016
3. ㅤ Блонский П.П. Памятьи мышление.М., 2019
4. КрутецкийВ. А. ㅤ Психология. – М.: ㅤ Просвещение, 2015.
5. КарнегиД. Как ㅤ вырабатывать уверенностьв себеи влиять ㅤ на людей, ㅤ выступая публично. –М.: Прогресс, 1989,
6. ㅤ Лихоманова Е.Е. Мнемические ㅤ процессы. Память.М.- 2013.
7. ЛурияА. Р. ㅤ Внимание и ㅤ память. М., 2015.
8. ㅤ Маклаков А.Г. Общая ㅤ психология. - СПб.: ㅤ Питер, 2011.
9. НемовР.С. ㅤ Психология. Кн. 1. ㅤ Общие основы ㅤ психологии. – М.: ㅤ Гуманит. изд. ㅤ центр ВЛАДОС, 2017.
10. ㅤ Общая психология. ㅤ Под редакциейВ. В. ㅤ Богословского. – М.: ㅤ Просвещение, 2019.
11. РубинштейнС. Л. ㅤ Основы общей ㅤ психологии. – Т. I. –М., 2011.
12. Смирнов А. А. ㅤ Проблемы психологии ㅤ памяти. М., ㅤ Просвещение 2016.
13. СоколовЕ. Н. ㅤ Механизмы памяти.М., Изд- ㅤ во МГУ, 2019.
14. ㅤ Столяренко Л.Д. Основы ㅤ психологии. – Ростовн/Д: ㅤ Феникс, 2018.
15. Хрестоматия ㅤ по общей ㅤ психологии. М., ㅤ Изд-во ㅤ МГУ, 2018, гл. ㅤ Память.
Вопрос-ответ:
Какие черты имеет человеческая память?
Человеческая память имеет такие черты, как воспроизводимость, удержание информации и восстановление прошлых событий.
Что такое память как познавательный процесс?
Память как познавательный процесс - это способность человека сохранять, удерживать и восстанавливать информацию об объектах и событиях.
Какие характеристики имеет память?
Память имеет такие характеристики, как вместимость, длительность удержания информации и скорость восстановления.
Какие исторические аспекты изучения памяти существуют?
Исторические аспекты изучения памяти включают в себя развитие идей о памяти от древности до современности и обнаружение закономерностей в ее функционировании.
Какие психологические факты и законы связаны с памятью?
Психологические факты и законы, связанные с памятью, включают в себя закон сериальной позиции, эффект воспоминания самым первым и закон интерференции.
Какие основные черты характеризуют память как познавательный процесс?
Память как познавательный процесс имеет такие основные черты: запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Какими характеристиками обладает память?
Память обладает следующими характеристиками: емкость, длительность, устойчивость, декларативность и процессуальность.
Какие исторические аспекты изучения памяти существуют?
Изучение памяти имеет свои исторические аспекты, такие как: философский, биологический, психологический и нейрофизиологический.
Какими психологическими фактами и закономерностями характеризуется память?
Память характеризуется психологическими фактами и закономерностями, такими как: ограниченность емкости памяти, закон готовности, закон восстановления и закон последовательности.