Курсовая работа по общей психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 31 31 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 19.09.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ…………………..…………………………………………………………5
1.1 Память как познавательный процесс……………….………………………..5
1.2 Характеристики памяти…………………........................................................7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……………………..…………......……..……..9
2.1 Исторические аспекты изучения памяти….……………………………..…..9
2.2 Психологические факты и закономерности памяти……….………………14
2.3 Феномены сохранения и забывания..……………………………………....18
ГЛАВА 3. ЗАКОНЫ ПАМЯТИ...………………………………......……...……22
3.1 Впечатление и эмоции………………………………………………………22
3.2 Повторение………………………………………………………………...…24
3.3 Ассоциации…………………………………………………………………..25
3.4 Осмысленное восприятие…………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕИЕ……………………………………………………...…………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
Фрагмент для ознакомления

‏ㅤ Психология, изучая ‏ㅤ память, должна ‏ㅤ выяснить, что ‏ㅤ специфично для ‏ㅤ памяти, как ‏ㅤ психологического явления. ‏ㅤ Она не ‏ㅤ может сводить ‏ㅤ психологическое понятиеи в ‏ㅤ особенности память ‏ㅤ человека к ‏ㅤ общим свойствам ‏ㅤ органической материи. ‏ㅤ Но вместес тем ‏ㅤ она не ‏ㅤ должна и ‏ㅤ отрывать память ‏ㅤ от общих ‏ㅤ свойств органической ‏ㅤ материи и ‏ㅤ особенно от ‏ㅤ специфических свойств ‏ㅤ той органической ‏ㅤ материи, которая ‏ㅤ составляет физиологический ‏ㅤ субстрат психических ‏ㅤ явлений памяти. ‏ㅤ Положительное значение ‏ㅤ теории Герингав том, ‏ㅤ что он ‏ㅤ первый поставил ‏ㅤ вопрос, хотяв слишком ‏ㅤ общей, неспецифической ‏ㅤ форме – о ‏ㅤ проблеме физиологических ‏ㅤ основпамяти. ‏ㅤ Согласно теории ‏ㅤ Геренга, всякий ‏ㅤ раздражитель оставляет ‏ㅤ физиологический след, ‏ㅤ или отпечаток, ‏ㅤ который и ‏ㅤ лежит в ‏ㅤ основе последующего ‏ㅤ воспроизведения.Память ‏ㅤ основывается на ‏ㅤ сложных динамических ‏ㅤ сочетаниях последствий ‏ㅤ процессов возбуждения ( ‏ㅤ или динамических ‏ㅤ стереотипах, пользуясь ‏ㅤ терминологией И.П. Павлова). ‏ㅤ Наличие этих ‏ㅤ последствий создает ‏ㅤ благоприятные условия ‏ㅤ для дальнейшего ‏ㅤ восстановления процессов ‏ㅤ возбуждения, благоприятствуя ‏ㅤ воспроизведению при ‏ㅤ соответствующих условиях ‏ㅤ уже имевшего ‏ㅤ место процессов. ‏ㅤ Рассмотрим подробнее ‏ㅤ закономерности раздражителей ‏ㅤ памяти для ‏ㅤ лучшего запоминания. ‏ㅤ Нужно получить ‏ㅤ глубокое, точное, ‏ㅤ яркое впечатлениео том, ‏ㅤ что необходимо ‏ㅤ запомнить. Как ‏ㅤ фотоаппарат не ‏ㅤ даст снимков ‏ㅤ при тумане, ‏ㅤ так сознание ‏ㅤ человека не ‏ㅤ сохранит туманных ‏ㅤ впечатлений.Поскольку ‏ㅤ впечатление напрямую ‏ㅤ связано с ‏ㅤ воображением, то ‏ㅤ любые приемы, ‏ㅤ позволяющие развить ‏ㅤ воображение и ‏ㅤ образное мышление,а также ‏ㅤ управлять ими, ‏ㅤ могут оказаться ‏ㅤ полезными и ‏ㅤ для запоминания. ‏ㅤ Сравнительно простые ‏ㅤ события в ‏ㅤ жизни, которые ‏ㅤ производят особенно ‏ㅤ сильное впечатление ‏ㅤ на человека, ‏ㅤ могут запоминаться ‏ㅤ сразу прочнои надолго,и по ‏ㅤ истечении многих ‏ㅤ лет с ‏ㅤ момента первойи единственной ‏ㅤ встречи с ‏ㅤ ними могут ‏ㅤ выступать в ‏ㅤ сознании с ‏ㅤ отчетливостью и ‏ㅤ ясностью.Более ‏ㅤ сложные и ‏ㅤ менее интересные ‏ㅤ события человек ‏ㅤ может переживать ‏ㅤ десятки раз, ‏ㅤ но онив памяти ‏ㅤ надолго не ‏ㅤ запечатлеваются.При ‏ㅤ пристальном вниманиик событию ‏ㅤ достаточно бывает ‏ㅤ его однократного ‏ㅤ переживания, чтобыв дальнейшем ‏ㅤ точно ив нужном ‏ㅤ порядке воспроизвести ‏ㅤ по памяти ‏ㅤ его основные ‏ㅤ моменты.Отсутствие ‏ㅤ достаточного внимания ‏ㅤ при восприятии ‏ㅤ информации не ‏ㅤ может быть ‏ㅤ возмещено увеличением ‏ㅤ числа ее ‏ㅤ повторений.То, ‏ㅤ чем человек ‏ㅤ особенно интересуется, ‏ㅤ запоминается без ‏ㅤ всякого труда. ‏ㅤ Особенно отчетливо ‏ㅤ эта закономерность ‏ㅤ проявляется в ‏ㅤ зрелые годы. ‏ㅤ Редкие, странные, ‏ㅤ необычные впечатления ‏ㅤ запоминаются лучше, ‏ㅤ чем привычные, ‏ㅤ часто встречающиеся. ‏ㅤ Сосредоточенность на ‏ㅤ изучаемом материалев сочетаниис избирательностью ‏ㅤ позволяют человеку ‏ㅤ сконцентрировать свое ‏ㅤ внимание, а, ‏ㅤ следовательно, и ‏ㅤ настроить память ‏ㅤ на восприятие ‏ㅤ только потенциально ‏ㅤ полезной информации. ‏ㅤ Для лучшего ‏ㅤ запоминания материала ‏ㅤ рекомендуется повторять ‏ㅤ его незадолго ‏ㅤ до нормального ‏ㅤ отхода ко ‏ㅤ сну. В ‏ㅤ этом случае ‏ㅤ запоминаемое лучше ‏ㅤ отложится в ‏ㅤ памяти, поскольку ‏ㅤ не будет ‏ㅤ смешиваться с ‏ㅤ другими впечатлениями, ‏ㅤ которые в ‏ㅤ течение для ‏ㅤ обычно накладываются ‏ㅤ друг на ‏ㅤ друга и ‏ㅤ тем самым ‏ㅤ мешают запоминанию, ‏ㅤ отвлекая наше ‏ㅤ внимание.О ‏ㅤ ситуациях, оставившихв нашей ‏ㅤ памяти яркий, ‏ㅤ эмоциональный след, ‏ㅤ мы думаем ‏ㅤ больше, чем ‏ㅤ об эмоционально ‏ㅤ нейтральных событиях. ‏ㅤ Положительные эмоции, ‏ㅤ как правило, ‏ㅤ способствуют припоминанию,аотрицательные ‏ㅤ препятствуют.Еслив момент ‏ㅤ запоминания человек ‏ㅤ находится в ‏ㅤ приподнятом или ‏ㅤ подавленном настроении, ‏ㅤ то искусственное ‏ㅤ восстановление у ‏ㅤ него соответствующего ‏ㅤ эмоционального состояния ‏ㅤ при припоминании ‏ㅤ улучшает память. ‏ㅤ Прежде всего, ‏ㅤ необходимо получить ‏ㅤ четкое зрительное ‏ㅤ впечатление. Оно ‏ㅤ прочнее. Однако, ‏ㅤ комплексные впечатления, ‏ㅤ то есть ‏ㅤ впечатления, полученные ‏ㅤ при помощи ‏ㅤ возможно большего ‏ㅤ числа органов ‏ㅤ чувств, позволяют ‏ㅤ запечатлеть в ‏ㅤ сознании нужный ‏ㅤ материал еще ‏ㅤ лучше. Линкольн, ‏ㅤ например, читал ‏ㅤ вслух то, ‏ㅤ что хотел ‏ㅤ запомнить, чтобы ‏ㅤ восприятие было ‏ㅤ одновременно и ‏ㅤ зрительным, и ‏ㅤ слуховым.Если ‏ㅤ предложить человеку ‏ㅤ закрыть глазаи неожиданно ‏ㅤ ответить, например, ‏ㅤ на вопросо том, ‏ㅤ какого цвета, ‏ㅤ формы и ‏ㅤ какими другими ‏ㅤ особенностями обладает ‏ㅤ предмет, который ‏ㅤ он не ‏ㅤ раз видел, ‏ㅤ мимо которого ‏ㅤ неоднократно проходил, ‏ㅤ но который ‏ㅤ не вызвалк себе ‏ㅤ повышенного внимания, ‏ㅤ то человекс трудом ‏ㅤ может ответить ‏ㅤ на поставленный ‏ㅤ вопрос, несмотря ‏ㅤ на то, ‏ㅤ что видел ‏ㅤ этот предмет ‏ㅤ множество раз. ‏ㅤ Многие люди ‏ㅤ ошибаются, когда ‏ㅤ их просят ‏ㅤ сказать, какой ‏ㅤ цифрой, римской ‏ㅤ или арабской, ‏ㅤ изображена на ‏ㅤ циферблате их ‏ㅤ механических ручных ‏ㅤ часов цифра 6. ‏ㅤ Нередко оказывается, ‏ㅤ что ее ‏ㅤ на часах ‏ㅤ нет вообще,а человек, ‏ㅤ десятки и ‏ㅤ даже сотни ‏ㅤ раз смотревший ‏ㅤ на свои ‏ㅤ часы, не ‏ㅤ запомнил его. ‏ㅤ Процедура введения ‏ㅤ информации в ‏ㅤ память и ‏ㅤ представляет собой ‏ㅤ акт обращения ‏ㅤ на нее ‏ㅤ внимания.3.2 Повторение ‏ㅤ Дейл Карнеги ‏ㅤ называет повторение ‏ㅤ вторым законом ‏ㅤ памяти и ‏ㅤ приводит следующий ‏ㅤ пример: "Тысячи ‏ㅤ студентов-мусульман ‏ㅤ знают наизусть ‏ㅤ Коран – книгу ‏ㅤ примерно такого ‏ㅤ же объема, ‏ㅤ как Новый ‏ㅤ завет, и ‏ㅤ они в ‏ㅤ значительной мере ‏ㅤ достигают этого ‏ㅤ путем повторения. ‏ㅤ Мы можем ‏ㅤ запомнить все, ‏ㅤ что угодно,в разумных ‏ㅤ пределах, если ‏ㅤ будем достаточно ‏ㅤ часто повторять ‏ㅤ это" [5].Чем ‏ㅤ больше объем ‏ㅤ информации, тем ‏ㅤ больше потребуется ‏ㅤ повторений для ‏ㅤ запоминания. Объемный ‏ㅤ материал запоминается ‏ㅤ легче, если ‏ㅤ его разбить ‏ㅤ на части. ‏ㅤ Повторение подряд ‏ㅤ заучиваемого материала ‏ㅤ менее продуктивно ‏ㅤ для его ‏ㅤ запоминания, чем ‏ㅤ распределение таких ‏ㅤ повторений в ‏ㅤ течение определенного ‏ㅤ периода времени. ‏ㅤ Например, Р. ‏ㅤ Бертон, переводчик " ‏ㅤ Тысячи и ‏ㅤ одной ночи", ‏ㅤ говорил на ‏ㅤ двадцати семи ‏ㅤ языках, как ‏ㅤ на своем ‏ㅤ родном; однако ‏ㅤ он признавался, ‏ㅤ что никогда ‏ㅤ не изучал ‏ㅤ язык и ‏ㅤ не практиковалсяв нем ‏ㅤ дольше пятнадцати ‏ㅤ минут подряд, " ‏ㅤ потому что ‏ㅤ после этого ‏ㅤ ум утрачивает ‏ㅤ свежесть" [5].Новое ‏ㅤ повторение способствует ‏ㅤ лучшему запоминанию ‏ㅤ того, что ‏ㅤ было выучено ‏ㅤ раньше.С ‏ㅤ усилением вниманияк запоминаемому ‏ㅤ материалу число ‏ㅤ повторений, необходимых ‏ㅤ для его ‏ㅤ выучивания наизусть, ‏ㅤ может быть ‏ㅤ уменьшено.Лучше, ‏ㅤ чтобы на ‏ㅤ начало и ‏ㅤ конец заучивания ‏ㅤ приходилось сравнительно ‏ㅤ большее число ‏ㅤ повторений, чем ‏ㅤ насередину. ‏ㅤ Распределение повторенийв течение ‏ㅤ суток дает ‏ㅤ экономию времени ‏ㅤ более, чемв два ‏ㅤ раза, по ‏ㅤ сравнению с ‏ㅤ тем случаем, ‏ㅤ когда материал ‏ㅤ сразу заучивается ‏ㅤ наизусть.3.3 Ассоциации ‏ㅤ Один из ‏ㅤ способов запомнить ‏ㅤ факт – это ‏ㅤ ассоциировать егос каким- ‏ㅤ либо другим ‏ㅤ фактом. "Всё, ‏ㅤ что возникаетв сознании, - ‏ㅤ говорит профессор ‏ㅤ Уильям Джеймс, - ‏ㅤ должно быть ‏ㅤ внесено в ‏ㅤ него, а ‏ㅤ будучи внесенным, ‏ㅤ оно вступает ‏ㅤ во взаимосвязьс тем, ‏ㅤ что там ‏ㅤ уже было… ‏ㅤ Тот, кто ‏ㅤ больше обдумывает ‏ㅤ получаемые сведенияи устанавливает ‏ㅤ между ними ‏ㅤ более тесные ‏ㅤ взаимосвязи,будет ‏ㅤ обладать лучшей ‏ㅤ памятью" [15].Для ‏ㅤ ассоциативной связи ‏ㅤ впечатлений и ‏ㅤ их последующего ‏ㅤ воспроизводства особо ‏ㅤ важным представляется ‏ㅤ то, являются ‏ㅤ ли они ‏ㅤ разрозненными или ‏ㅤ составляют логически ‏ㅤ связанное целое. ‏ㅤ Чем больше ‏ㅤ разнообразных ассоциаций ‏ㅤ при первом ‏ㅤ знакомстве с ‏ㅤ ним вызывает ‏ㅤ материал и ‏ㅤ чем больше ‏ㅤ времени уделяется ‏ㅤ мысленной разработке ‏ㅤ этих ассоциаций, ‏ㅤ тем лучше ‏ㅤ запоминается сам ‏ㅤ материал. Для ‏ㅤ того, чтобы ‏ㅤ ассоциировать один ‏ㅤ факт с ‏ㅤ другим, уже ‏ㅤ известным, необходимо ‏ㅤ обдумать новый ‏ㅤ факт со ‏ㅤ всех точек ‏ㅤ зрения, поставить ‏ㅤ себе такие ‏ㅤ вопросы: "Что ‏ㅤ это напоминает?", " ‏ㅤ На что ‏ㅤ это похоже?", " ‏ㅤ Почему это ‏ㅤ так?", "Как ‏ㅤ получилось, что ‏ㅤ это так?", " ‏ㅤ Когда это ‏ㅤ бывает?", "Где ‏ㅤ так бывает?", " ‏ㅤ Кто сказал, ‏ㅤ что это ‏ㅤ так?" ит.д. ‏ㅤ Любое новое ‏ㅤ впечатление, полученное ‏ㅤ человеком, не ‏ㅤ остается в ‏ㅤ его памяти ‏ㅤ изолированным. Будучи ‏ㅤ запомнившимся в ‏ㅤ одном виде, ‏ㅤ оно со ‏ㅤ временем может ‏ㅤ несколько измениться, ‏ㅤ вступив в ‏ㅤ ассоциативную связьс другими ‏ㅤ впечатлениями, оказав ‏ㅤ на них ‏ㅤ влияние и,в свою ‏ㅤ очередь, изменившись ‏ㅤ под их ‏ㅤ воздействием.Эффективность ‏ㅤ запоминания иногда ‏ㅤ снижает интерференция,т.е. ‏ㅤ смешение одной ‏ㅤ информации с ‏ㅤ другой, одних ‏ㅤ схем припоминанияс другими. ‏ㅤ Чаще всего ‏ㅤ интерференция возникает ‏ㅤ тогда, когда ‏ㅤ одни и ‏ㅤ те же ‏ㅤ воспоминания ассоциируютсяв памятис разными ‏ㅤ событиями и ‏ㅤ их появлениевсознании ‏ㅤ порождает припоминание ‏ㅤ конкурирующих событий.3.4 ‏ㅤ Осмысленное восприятие ‏ㅤ Установка на ‏ㅤ запоминание способствует ‏ㅤ ему, то ‏ㅤ есть запоминание ‏ㅤ лучше происходитв том ‏ㅤ случае, если ‏ㅤ человек ставит ‏ㅤ перед собой ‏ㅤ соответствующую задачу. ‏ㅤ При установке ‏ㅤ на запоминание ‏ㅤ важно заранее ‏ㅤ спланировать срок ‏ㅤ хранения данной ‏ㅤ информации. Например, ‏ㅤ масса студентов, ‏ㅤ сдав экзамен ‏ㅤ по какой- ‏ㅤ либо дисциплине, ‏ㅤ спустя пару ‏ㅤ дней, не ‏ㅤ могут ничего ‏ㅤ вспомнить из, ‏ㅤ казалось бы, ‏ㅤ хорошо усвоенного ‏ㅤ материала. Это ‏ㅤ можно объяснить ‏ㅤ следующим образом: ‏ㅤ при подготовке ‏ㅤ студенты ставят ‏ㅤ себеопределенную ‏ㅤ задачу (сдать ‏ㅤ экзамен), а ‏ㅤ кроме того ‏ㅤ сосредотачиваются на ‏ㅤ относительно близкой ‏ㅤ дате сдачи ‏ㅤ экзамена, не " ‏ㅤ программируя" себя ‏ㅤ на будущее. ‏ㅤ Таким образом, ‏ㅤ материал попадаетв оперативную ‏ㅤ память, не ‏ㅤ закрепляясь в ‏ㅤ долговременной, и ‏ㅤ как только ‏ㅤ экзамен сдан ( ‏ㅤ операция выполнена), ‏ㅤ соответствующая информация ‏ㅤ утрачивается. Итак, ‏ㅤ правильная установка – ‏ㅤ усвоить материал (а не " ‏ㅤ отстреляться"), предполагаемый ‏ㅤ срок хранения ‏ㅤ информации зависит ‏ㅤ от изучаемого ‏ㅤ материала (нов любом ‏ㅤ случае он ‏ㅤ значительно больше, ‏ㅤ чем время ‏ㅤ подготовки к ‏ㅤ экзамену).То, ‏ㅤ что в ‏ㅤ структуре деятельности ‏ㅤ занимает место ‏ㅤ цели, помнится ‏ㅤ лучше, чем- ‏ㅤ то, что ‏ㅤ составляет средства ‏ㅤ осуществления данной ‏ㅤ деятельности.Любая ‏ㅤ из частей, ‏ㅤ на которые ‏ㅤ при заучивании ‏ㅤ делится весь ‏ㅤ материал, должна ‏ㅤ сама по ‏ㅤ себе представлять ‏ㅤ более или ‏ㅤ менее законченное ‏ㅤ целое. Тогда ‏ㅤ весь материал ‏ㅤ лучше организуетсяв памяти, ‏ㅤ легче запоминаетсяи воспроизводится. ‏ㅤ Чем больше ‏ㅤ умственных усилий ‏ㅤ прилагается к ‏ㅤ тому, чтобы ‏ㅤ организовать информацию, ‏ㅤ придать ей ‏ㅤ целостную, осмысленную ‏ㅤ структуру, тем ‏ㅤ легче она ‏ㅤ потом припоминается. ‏ㅤ Один из ‏ㅤ эффективных способов ‏ㅤ структурирования запоминания – ‏ㅤ это придание ‏ㅤ запоминаемому материалу ‏ㅤ структуры типа " ‏ㅤ дерево". Такие ‏ㅤ структуры широко ‏ㅤ используются везде, ‏ㅤ где необходимо ‏ㅤ кратко и ‏ㅤ компактно представить ‏ㅤ большой объем ‏ㅤ информации. Данный ‏ㅤ прием существенно ‏ㅤ облегчает и ‏ㅤ доступ к ‏ㅤ хранящейся информации. ‏ㅤ Наличие заранее ‏ㅤ продуманных и ‏ㅤ четко сформулированных ‏ㅤ вопросов к ‏ㅤ изучаемому материалу, ‏ㅤ ответы на ‏ㅤ которые могут ‏ㅤ быть найденыв процессе ‏ㅤ его освоения, ‏ㅤ способствуют лучшему ‏ㅤ запоминанию.При ‏ㅤ запоминании какого- ‏ㅤ либо текстав памяти ‏ㅤ запечатлеваются не ‏ㅤ столько сами ‏ㅤ слова и ‏ㅤ предложения, составляющие ‏ㅤ данный текст, ‏ㅤ сколько содержащиесяв нем ‏ㅤ мысли.То, ‏ㅤ что мы ‏ㅤ можем выразить ‏ㅤ словами, обычно ‏ㅤ запоминается легчеи лучше, ‏ㅤ чем-то, ‏ㅤ что может ‏ㅤ быть воспринято ‏ㅤ только на ‏ㅤ слух. Если, ‏ㅤ кроме того, ‏ㅤ слова являются ‏ㅤ результатом осмысления ‏ㅤ воспринятого материала,т.е. ‏ㅤ словосодержитв себе ‏ㅤ связанную с ‏ㅤ предметом внимания ‏ㅤ существенную мысль, ‏ㅤ то такое ‏ㅤ запоминание является ‏ㅤ наиболее продуктивным. ‏ㅤ ЗаключениеТаким ‏ㅤ образом, в ‏ㅤ заключении можно ‏ㅤ подвести следующие ‏ㅤ итоги. Благодаря ‏ㅤ высокому уровню ‏ㅤ развития нашей ‏ㅤ психики мы ‏ㅤ многое можеми многое ‏ㅤ умеем. В ‏ㅤ свою очередь, ‏ㅤ психическое развитие ‏ㅤ возможно потому, ‏ㅤ что мы ‏ㅤ сохраняем приобретенный ‏ㅤ опыт и ‏ㅤ знания. Все, ‏ㅤ что мы ‏ㅤ узнаем, каждое ‏ㅤ наше переживание, ‏ㅤ впечатление или ‏ㅤ движение оставляютв нашей ‏ㅤ памяти известный ‏ㅤ след, который ‏ㅤ может сохраняться ‏ㅤ достаточно длительное ‏ㅤ время и ‏ㅤ при соответствующих ‏ㅤ условиях проявляться ‏ㅤ вновь и ‏ㅤ становиться предметом ‏ㅤ сознания. Поэтому ‏ㅤ под памятью ‏ㅤ мы понимаем ‏ㅤ запечатанные, сохранение, ‏ㅤ последующее узнаваниеи воспроизведение ‏ㅤ следов прошлого ‏ㅤ опыта. Именно ‏ㅤ благодаря памяти ‏ㅤ человек в ‏ㅤ состоянии накапливать ‏ㅤ информацию, не ‏ㅤ теряя прежних ‏ㅤ знаний и ‏ㅤ навыков. Память ‏ㅤ занимает особое ‏ㅤ место среди ‏ㅤ психических познавательных ‏ㅤ процессов. Многими ‏ㅤ исследователями память ‏ㅤ характеризуется как « ‏ㅤ сквозной» процесс, ‏ㅤ обеспечивающий преемственность ‏ㅤ психических процессови объединяющий ‏ㅤ все познавательные ‏ㅤ процессы в ‏ㅤ единое целое. ‏ㅤ Память — это ‏ㅤ сложный психический ‏ㅤ процесс, состоящий ‏ㅤ из нескольких ‏ㅤ частных процессов, ‏ㅤ связанных другс другом. ‏ㅤ Память необходима ‏ㅤ человеку, - она ‏ㅤ позволяет ему ‏ㅤ накапливать, сохранятьи впоследствии ‏ㅤ использовать личный ‏ㅤ жизненный опыт,в ней ‏ㅤ хранятся знанияи навыки. ‏ㅤ Перед психологической ‏ㅤ наукой стоит ‏ㅤ ряд сложных ‏ㅤ задач, связанныхс изучением ‏ㅤ процессов памяти: ‏ㅤ учение того, ‏ㅤ как запечатлеваются ‏ㅤ следы, каковы ‏ㅤ физиологические механизмы ‏ㅤ этого процесса, ‏ㅤ какие условия ‏ㅤ содействуют этому ‏ㅤ запечатлению, каковы ‏ㅤ его границы, ‏ㅤ какие приемы ‏ㅤ могут позволить ‏ㅤ расширить объем ‏ㅤ запечатленного материала. ‏ㅤ Существуют закономерностив психологии ‏ㅤ памяти, так ‏ㅤ чем богачеи разнообразнее ‏ㅤ стимулы-средства, ‏ㅤ которыми мы ‏ㅤ располагаем для ‏ㅤ запоминания, чем ‏ㅤ более простыи доступны ‏ㅤ они для ‏ㅤ нас в ‏ㅤ нужный момент ‏ㅤ времени, тем ‏ㅤ лучше произвольное ‏ㅤ припоминание. Два ‏ㅤ фактора, кроме ‏ㅤ того, повышают ‏ㅤ вероятность успешного ‏ㅤ припоминания: правильная ‏ㅤ организация запоминаемой ‏ㅤ информации и ‏ㅤ обеспечение при ‏ㅤ ее воспроизведении ‏ㅤ таких психологических ‏ㅤ условий, которые ‏ㅤ идентичны тем,в которых ‏ㅤ происходило запоминание ‏ㅤ соответствующего материала. ‏ㅤ Чем больше ‏ㅤ умственных усилий ‏ㅤ мы прилагаемк тому, ‏ㅤ чтобы организовать ‏ㅤ информацию, придать ‏ㅤ ей целостную, ‏ㅤ осмысленную структуру, ‏ㅤ тем легче ‏ㅤ она потом ‏ㅤ припоминается.Поскольку ‏ㅤ от вниманияк материалу ‏ㅤ непосредственно зависит ‏ㅤ его запоминание, ‏ㅤ то любые ‏ㅤ приемы, позволяющие ‏ㅤ управлять вниманием, ‏ㅤ могут оказаться ‏ㅤ полезными и ‏ㅤ для запоминания. ‏ㅤ На этом,в частности, ‏ㅤ базируется один ‏ㅤ из способов ‏ㅤ улучшения запоминания ‏ㅤ дошкольниками и ‏ㅤ младшими школьниками ‏ㅤ учебного материала, ‏ㅤ который стараются ‏ㅤ сделать таким, ‏ㅤ чтобы он ‏ㅤ вызывал к ‏ㅤ себе непроизвольный ‏ㅤ интерес со ‏ㅤ стороны учащихся, ‏ㅤ привлекал их ‏ㅤ внимание.Эмоциональные ‏ㅤ состояния, сопровождающие ‏ㅤ процесс запоминания, ‏ㅤ являются частью ‏ㅤ запечатленной в ‏ㅤ памяти ситуации; ‏ㅤ поэтому, когда ‏ㅤ они воспроизводятся, ‏ㅤ то по ‏ㅤ ассоциации с ‏ㅤ ними восстанавливаетсяв представленияхи вся ‏ㅤ ситуация, припоминание ‏ㅤ облегчается. Опытным ‏ㅤ путем было ‏ㅤ доказано, что ‏ㅤ если в ‏ㅤ момент запоминания ‏ㅤ человек находитсяв приподнятом ‏ㅤ или подавленном ‏ㅤ настроении, то ‏ㅤ искусственное восстановлениеу него ‏ㅤ соответствующего эмоционального ‏ㅤ состояния при ‏ㅤ припоминании улучшает ‏ㅤ память.Список ‏ㅤ используемой литературы ‏ㅤ память запоминание ‏ㅤ психологический забывание ‏ㅤ Асмолов А.Г. Принципы ‏ㅤ организации памяти ‏ㅤ человека. М., 2017 ‏ㅤ Аткинсон, Вильям « ‏ㅤ Сила мысли; ‏ㅤ Память и ‏ㅤ уход за ‏ㅤ ней» М., 2016 ‏ㅤ Блонский П.П. Памятьи мышление.М., 2019КрутецкийВ. А. ‏ㅤ Психология. – М.: ‏ㅤ Просвещение, 2015.КарнегиД. Как ‏ㅤ вырабатывать уверенностьв себеи влиять ‏ㅤ на людей, ‏ㅤ выступая публично. –М.: Прогресс, 1989, ‏ㅤ Лихоманова Е.Е. Мнемические ‏ㅤ процессы. Память.М.- 2013.ЛурияА. Р. ‏ㅤ Внимание и ‏ㅤ память. М., 2015. ‏ㅤ Маклаков А.Г. Общая ‏ㅤ психология. - СПб.: ‏ㅤ Питер, 2011.НемовР.С. ‏ㅤ Психология. Кн. 1. ‏ㅤ Общие основы ‏ㅤ психологии. – М.: ‏ㅤ Гуманит. изд. ‏ㅤ центр ВЛАДОС, 2017. ‏ㅤ Общая психология. ‏ㅤ Под редакциейВ. В. ‏ㅤ Богословского. – М.: ‏ㅤ Просвещение, 2019.РубинштейнС. Л. ‏ㅤ Основы общей ‏ㅤ психологии. – Т. I. –М., 2011.СмирновА. А. ‏ㅤ Проблемы психологии ‏ㅤ памяти.М., ‏ㅤ Просвещение 2016.СоколовЕ. Н. ‏ㅤ Механизмы памяти.М., Изд- ‏ㅤ во МГУ, 2019. ‏ㅤ Столяренко Л.Д. Основы ‏ㅤ психологии. – Ростовн/Д: ‏ㅤ Феникс, 2018.Хрестоматия ‏ㅤ по общей ‏ㅤ психологии.М., ‏ㅤ Изд-во ‏ㅤ МГУ, 2018,гл. ‏ㅤ Память.

ㅤ Асмолов А.Г. Принципы ‏ㅤ организации памяти ‏ㅤ человека. М., 2017
2. ‏ㅤ Аткинсон, Вильям « ‏ㅤ Сила мысли; ‏ㅤ Память и ‏ㅤ уход за ‏ㅤ ней» М., 2016
3. ‏ㅤ Блонский П.П. Памятьи мышление.М., 2019
4. КрутецкийВ. А. ‏ㅤ Психология. – М.: ‏ㅤ Просвещение, 2015.
5. КарнегиД. Как ‏ㅤ вырабатывать уверенностьв себеи влиять ‏ㅤ на людей, ‏ㅤ выступая публично. –М.: Прогресс, 1989,
6. ‏ㅤ Лихоманова Е.Е. Мнемические ‏ㅤ процессы. Память.М.- 2013.
7. ЛурияА. Р. ‏ㅤ Внимание и ‏ㅤ память. М., 2015.
8. ‏ㅤ Маклаков А.Г. Общая ‏ㅤ психология. - СПб.: ‏ㅤ Питер, 2011.
9. НемовР.С. ‏ㅤ Психология. Кн. 1. ‏ㅤ Общие основы ‏ㅤ психологии. – М.: ‏ㅤ Гуманит. изд. ‏ㅤ центр ВЛАДОС, 2017.
10. ‏ㅤ Общая психология. ‏ㅤ Под редакциейВ. В. ‏ㅤ Богословского. – М.: ‏ㅤ Просвещение, 2019.
11. РубинштейнС. Л. ‏ㅤ Основы общей ‏ㅤ психологии. – Т. I. –М., 2011.
12. Смирнов А. А. ‏ㅤ Проблемы психологии ‏ㅤ памяти. М., ‏ㅤ Просвещение 2016.
13. СоколовЕ. Н. ‏ㅤ Механизмы памяти.М., Изд- ‏ㅤ во МГУ, 2019.
14. ‏ㅤ Столяренко Л.Д. Основы ‏ㅤ психологии. – Ростовн/Д: ‏ㅤ Феникс, 2018.
15. Хрестоматия ‏ㅤ по общей ‏ㅤ психологии. М., ‏ㅤ Изд-во ‏ㅤ МГУ, 2018, гл. ‏ㅤ Память.

Вопрос-ответ:

Какие черты имеет человеческая память?

Человеческая память имеет такие черты, как воспроизводимость, удержание информации и восстановление прошлых событий.

Что такое память как познавательный процесс?

Память как познавательный процесс - это способность человека сохранять, удерживать и восстанавливать информацию об объектах и событиях.

Какие характеристики имеет память?

Память имеет такие характеристики, как вместимость, длительность удержания информации и скорость восстановления.

Какие исторические аспекты изучения памяти существуют?

Исторические аспекты изучения памяти включают в себя развитие идей о памяти от древности до современности и обнаружение закономерностей в ее функционировании.

Какие психологические факты и законы связаны с памятью?

Психологические факты и законы, связанные с памятью, включают в себя закон сериальной позиции, эффект воспоминания самым первым и закон интерференции.

Какие основные черты характеризуют память как познавательный процесс?

Память как познавательный процесс имеет такие основные черты: запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Какими характеристиками обладает память?

Память обладает следующими характеристиками: емкость, длительность, устойчивость, декларативность и процессуальность.

Какие исторические аспекты изучения памяти существуют?

Изучение памяти имеет свои исторические аспекты, такие как: философский, биологический, психологический и нейрофизиологический.

Какими психологическими фактами и закономерностями характеризуется память?

Память характеризуется психологическими фактами и закономерностями, такими как: ограниченность емкости памяти, закон готовности, закон восстановления и закон последовательности.