Духовно нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 38 + 38 источников
- Добавлена 29.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Условия психического развития младшего школьника и подростка 6
1.1 Основные положения возрастной периодизации в культурно – исторической научной школе 6
1.2 Возрастные особенности психического развития младшего школьника и подростка 10
2. Развитие планирующей функции мышления в младшем школьном и подрастковом возрасте. 19
2.1 Исследования планирующей функции мышления 19
2.2 Особенности развития планирующей функции мышления в младшем школьном и подростковом возрасте 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Перспективным направлением исследований планирования может выступить выявление условий, динамики и механизмов развития планирования в онтогенезе, что предполагает разработку методов диагностики сформированности действия планирования.2.2 Особенности развития планирующей функции мышления в младшем школьном и подростковом возрастеВопросы, которые связаны с формированием навыков планирования в младшеми старшемшкольном возрасте, раскрываются в исследованиях, авторами которых являются Асмолов А.Г., Давыдов В.В., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Асмолова А.Г. считает, что функция планирования– это универсальное учебное действие ученика, которое обеспечивает его способности, связанные с организациейпроцессов усвоения новых знаний и способов действий, а также с продуктивностью взаимодействия как со сверстниками, так и со старшими. Развитие планирующей функции реализуется в соответствии с несколькими этапами: приобретением первичных навыков выполнения действии и мотивацией; формированием новых способов реализации деятельности, формирование первичной связи посредством имеющихся способов; тренингом, уточнениемвзаимосвязей, самоконтролем, коррекцией; контролем.Давыдовым В.В. планирующая функция рассматривается в качествеопределения последовательностей между промежуточными целями при учетё конечных результатов. Иными словами, под данным новообразованием он понимает формирование способности к составлению планов и последовательностей действий.Им отмечается, что успешная реализацияпланирующей функции связана с числом пошаговых действий, которые были заранее предусмотрены,а также с тщательным их сопоставлением. Исследователь говорит о том, что процесс развития планирующей функции у младших школьников и подростков связан со становлением теоретической формы мышления.В работах Гальперин П.Я. и Талызиной Н.Ф. прослеживается мысль о том, что основой способностей к планированию является полноценное развитие у обучающихся внутренних планов деятельности. Согласно мнению Магкаев В.Х.,планирующая функция мышления у младших и старших учеников прослеживается в навыке выстраивания последовательности действий «в уме», а также в способности к реализации этих действий на практике. Планирование базируется на явлениях предвидения и преднамеренности. ЯкубенкоО.В. в своих исследованиях отмечает, что на процессы формирования планирующей функциинепосредственным образом влияет сотрудничество учеников на занятиях. В этой связи, педагогдолжен закладывать систему оптимальных условий для того, чтобы активно развивались гуманистические межличностные отношения обучающихся.Эффективным методом будет являться активное применение на уроках технологии групповых и коллективных форм организации учебного процесса.При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения.В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения.Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются умения соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату. Формированию умения планирования у обучающихся учебной деятельности способствует также применение педагогом метода анализа деформированного плана решения учебной задачи, в основе которого - обсуждение учителем с младшими школьниками имеющегося плана с целью выявления типичных ошибок и нерациональных действий и последующей коррекции.В процессе формирования умения планирования эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия. После освоения школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности. На основе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы: 1. Сформированность умения планирования является одним из ведущих условий успешности ребёнка и подростка в учебной деятельности. 2. Развитие умения планирования в учебной деятельности необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. 3. На начальном этапе педагогу необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь. 4. По мере освоения обучающимися данного умения педагогу необходимо мотивировать их к самостоятельному планированию учебной деятельности сначала с проговариванием во внутренней речи, затем – в умственном плане до полной автоматизации сформированного действия.ЗаключениеТаким образом, в рамках данного исследования мы можем сформировать следующие значимые итоги.Во-первых, существуют различные основания для периодизации. В данной работе мы придерживались концепций двух исследователей: Выготского и Эльконина. Их позиции несколько различны, но, тем не менее, не противоречат друг другу. Основное различие данных теорий заключаются в том, что Выготский считал психологический возраст объективной категорией, в то время как Эльконин склонялся к мнению об относительности понятий «возраст» и «возрастные особенности». Общее в концепциях Выгодского и Эльконина выражено в идее о том, что ребёнок в своём развитии проходит через «плавные» периоды и кризисные «скачки».Во-вторых, у младших школьников и подростков существуют определённые особенности развития психики. У младшего школьника возникает ряд таких новообразований, как содержательные рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения как познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно–эмоциональной и личностной сферы. Они характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.Главное же новообразование подростка – возникновение способности к идентификации. Иными словами, на этом промежутке времени он начинает чувствовать себя взрослым и нуждается в том, чтобы это признавали и окружающие его люди.В-третьих, мы выяснили, что исследование планирующей функции мышления было приведено в трудах многих авторов. На сегодняшний день, перспективой дальнейших исследований планирования как компонента теоретического мышления является изучение механизмов связи анализа, планирования и рефлексии, выявление зависимости уровня развития планов школьников от возможностей их анализа и рефлексии. Перспективным направлением исследований планирования может выступить выявление условий, динамики и механизмов развития планирования в онтогенезе, что предполагает разработку методов диагностики сформированности действия планирования.Наконец, в-четвёртых, исследуя способы формирования планирующей функции как новообразования у младших школьников и подростков, мы установили следующее:сформированность умения планирования является одним из ведущих условий успешности ребёнка и подростка в учебной деятельности. развитие умения планирования в учебной деятельности необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. на начальном этапе педагогу необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь. по мере освоения обучающимися данного умения педагогу необходимо мотивировать их к самостоятельному планированию учебной деятельности сначала с проговариванием во внутренней речи, затем – в умственном плане до полной автоматизации сформированного действия.Итак, считаем, что все задачи данной курсовой работы успешно реализованы, а поставленная цель – достигнута.Список используемой литературыАсмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 257 с.Барсукова О. В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 216-219. — URL https://moluch.ru/archive/37/4283/Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович // Психология личности. В 2 т. Самара – 1999. – Т.2. – С. 95-145.Болбочану, А.В. Влияние общения со взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей раннего возраста /А.В. Болбочану // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 68-73.Брунер, Дж. Развитие процессов представления у детей /Дж. Брунер // Вопросы психологии. – 1968. – №5. – С. 135-145.Булыгина, Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: автореф.дис… канд.психол.наук /Т.Б.Булыгина. – Санкт-Петербург, 1996.Валлон, А. Психическое развитие ребёнка / А.Валлон. – М., 1967.Выготский, Л.С. Кризис семи лет /Л.С.Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М. – 1984. – Т.4. – С. 376-386.Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М. – 1984. – Т.2. – С.6 – 360. – 1996Выготский, Л.С. Педагогическая психология речь /Л.С. Выготский. – М., 1991Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017.Галкина, Т.Б. Психологический механизм решения задач на самооценку /Т.Б. Галкина: дис. …канд.психол.наук. – М., 1986.Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /П.Я. Гальперин. // Психологическая наука в СССР. – М. – 1959. – С. 441-469Гершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. – 2005.– №3. – с. 25–27Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272 c.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 сДавыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. – М., 1986Детская психология : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 384 с.Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников /А.З. Зак. – М., 1984Исаев, Е.И. Планирование как центральный компонент теоретического мышления [Электронный ресурс] / Е.И.Исаев // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 4. http://www.psyedu.ru/about/ (дата обращения: 28.08.2020)Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития) : учебник / Л.Ц. Кагермазова. - М.: Гардарики, 2008. - 159 с.Кондратьев, И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками/ И.И . Кондратьев. // Вопросы психологии. –-1990. – №4. – С. 47-55.Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2. т. Т. 1. - М., 2003. - С. 286Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ Смысл, 2007Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики /А.Н. Леонтьев. – М., 1981.Лучанская, Л.С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6-7 лет /Л.С. Лучанская. // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С. 44-49.Люблинская, А.А. Очерки психологического развития ребенка /А.А. Люблинская. – М., 1965.Немов, Р.С. Психология : учебник / Немов Р.С. — Москва : КноРус, 2018. — 718 с.Новосёлова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте /С.Л.Новоселова. – М, 1978Пиаже Ж. Избранные психологические труды /Ж.Пиаже. – М., 1969.Пономарёв, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие /Я.А.Понамарев. – М., 1967.Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.Рубинштейн, С.А. Проблемы общей психологии /С.А. Рубинштейн. – М., 1973.Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития /У.В. Ульенкова. – Нижний Новгород, 1994.Федекин И.Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования // Вестник МАРО, 2000 - № 7.Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие. Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 сХухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Хухлаева. – М.: Юрайт, 2016.Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 257 с.
2. Барсукова О. В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 216-219. — URL https://moluch.ru/archive/37/4283/
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович // Психология личности. В 2 т. Самара – 1999. – Т.2. – С. 95-145.
4. Болбочану, А.В. Влияние общения со взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей раннего возраста /А.В. Болбочану // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 68-73.
5. Брунер, Дж. Развитие процессов представления у детей /Дж. Брунер // Вопросы психологии. – 1968. – №5. – С. 135-145.
6. Булыгина, Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: автореф.дис… канд.психол.наук /Т.Б.Булыгина. – Санкт-Петербург, 1996.
7. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка / А.Валлон. – М., 1967.
8. Выготский, Л.С. Кризис семи лет /Л.С.Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М. – 1984. – Т.4. – С. 376-386.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М. – 1984. – Т.2. – С.6 – 360. – 1996
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология речь /Л.С. Выготский. – М., 1991
11. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017.
12. Галкина, Т.Б. Психологический механизм решения задач на самооценку /Т.Б. Галкина: дис. …канд.психол.наук. – М., 1986.
13. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /П.Я. Гальперин. // Психологическая наука в СССР. – М. – 1959. – С. 441-469
14. Гершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. – 2005.– №3. – с. 25–27
15. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272 c.
16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с
17. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. – М., 1986
18. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 384 с.
19. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников /А.З. Зак. – М., 1984
20. Исаев, Е.И. Планирование как центральный компонент теоретического мышления [Электронный ресурс] / Е.И.Исаев // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 4. http://www.psyedu.ru/about/ (дата обращения: 28.08.2020)
21. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития) : учебник / Л.Ц. Кагермазова. - М.: Гардарики, 2008. - 159 с.
22. Кондратьев, И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками/ И.И . Кондратьев. // Вопросы психологии. –-1990. – №4. – С. 47-55.
23. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2. т. Т. 1. - М., 2003. - С. 286
24. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ Смысл, 2007
25. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики /А.Н. Леонтьев. – М., 1981.
26. Лучанская, Л.С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6-7 лет /Л.С. Лучанская. // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С. 44-49.
27. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития ребенка /А.А. Люблинская. – М., 1965.
28. Немов, Р.С. Психология : учебник / Немов Р.С. — Москва : КноРус, 2018. — 718 с.
29. Новосёлова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте /С.Л.Новоселова. – М, 1978
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды /Ж.Пиаже. – М., 1969.
31. Пономарёв, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие /Я.А.Понамарев. – М., 1967.
32. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
33. Рубинштейн, С.А. Проблемы общей психологии /С.А. Рубинштейн. – М., 1973.
34. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития /У.В. Ульенкова. – Нижний Новгород, 1994.
35. Федекин И.Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования // Вестник МАРО, 2000 - № 7.
36. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие. Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с
37. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Хухлаева. – М.: Юрайт, 2016.
38. Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.
Вопрос-ответ:
Какие условия необходимы для психического развития младшего школьника и подростка?
Для психического развития младшего школьника и подростка необходимы следующие условия: благоприятная образовательная среда, поддержка со стороны родителей и учителей, доступность качественной литературы и информации, разнообразные интеллектуальные и творческие задания, регулярная физическая активность, а также положительный образцовый социальный опыт.
Какие основные положения возрастной периодизации в культурно-исторической научной школе?
Основные положения возрастной периодизации в культурно-исторической научной школе включают в себя следующее: каждый возрастной период имеет свои специфические особенности и задачи развития, развитие происходит последовательно и поэтапно, влияние внешней среды на развитие личности, активная роль общения и совместной деятельности с более опытными людьми.
Какие возрастные особенности психического развития младшего школьника и подростка?
Возрастные особенности психического развития младшего школьника включают в себя: формирование элементарных познавательных процессов, развитие внимания и памяти, освоение навыков чтения и письма. У подростка происходит более сложное качественное изменение в сфере психики: появляются новые формы мышления, формируется самосознание, возникают специфические проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Что известно об исследованиях планирующей функции мышления?
Исследования планирующей функции мышления показывают, что она начинает формироваться в младшем школьном возрасте, но становится более развитой и сложной у подростков. Планирование связано с умением предвидеть последствия своих действий, строить планы на будущее и контролировать выполнение задач.
Какие особенности развития планирующей функции мышления в младшем школьном и подростковом возрасте?
Особенности развития планирующей функции мышления включают в себя: улучшение способности к планированию, увеличение длительности планирования, увеличение сложности планов, улучшение способности к реализации планов, осознание последствий своих действий. Подростки также могут учитывать более долгосрочные цели и просчитывать несколько альтернативных планов.
Какие условия необходимы для психического развития младшего школьника и подростка?
Для психического развития младшего школьника и подростка необходимы следующие условия: создание комфортной и безопасной атмосферы, поддержка со стороны взрослых, доступность качественного образования, разнообразные и интересные задачи, возможность самостоятельного решения проблем, развитие социальных и коммуникативных навыков.