Этика и эстетика Сократа

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 04.05.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План

Введение
1. Роль Сократа в истории этики
2. Эстетические основы взглядов Сократа
3. Эстетические категории у Сократа
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Разве Фидий не знал, что золото является завершением построения прекрасного? Или, может, не золото несет|несущий| значение завершающего признака прекрасного?
По отношению к человеку прекрасное выступает как идеал, который понимается Сократом как прекрасный духом и телом человек. Поэтому по-настоящему прекрасное является прекрасно хорошим|добрым| (грец|.kalos прекрасный и agatos| – хороший|добрый|). Как мы уже отмечали, Сократ ввел в эстетику понятие калокагатии|, которое|какое| стало одним из главных|головных| понятий и принципов в построении теории европейской эстетики.
Прекрасное проектируется через|из-за| человека и на искусство, потому что|ибо| последнее у Сократа выражает состояние|стан| души в образе |оскорблении|обобщении. Таким образом, Сократ поставил в центр эстетичного|эстетического| прекрасное в разнообразных|многообразных| его модификациях|модификации| (предметно-материальных и антропологических).





Заключение

В истории эстетики ее предмет и задачи изменялись. Сначала эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческая натурфилософия, пифагорейцы). С Сократа начинается длинный процесс отделения эстетики от философии, выделение ее в самостоятельную науку. В досократии эстетика - одна из сторон космогонии. Сократ впервые задумывается над сутью собственно эстетичных проблем, связывая их с этическими.
Учение софистов, способствовавшее зарождению эстетики, возникло в 5 в. до н.э. Окончательно сформулированное Сократом и изложенное его учениками, оно носило антропологический характер.
Исходя из убеждения, что знание добропорядочно, Сократ понимает красоту как красоту содержания, сознания, разума. Важнейшими предпосылками красоты предметов является их целесообразность и функциональная оправданность. Ему принадлежит мысль о том, что прекрасное само по себе отличается от отдельных прекрасных предметов. Сократ впервые отличает прекрасное как идеальное общее от реально-жизненного его проявления. Он первый коснулся проблемы научной гносеологии в эстетике и сформулировал вопрос: что значит само по себе понятие «прекрасное».
Осмысление иронии как эстетичной категории, как идейно эмоциональной оценки явлений действительности присутствует в философии Сократа. Однако ирония Сократа отрицает реальную истину и субъективное представление ее: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
В надежде на знание как основу добропорядочности Сократ продолжает типичное для греков влечение к интеллектуализму. Он силится доказать, что в моральном поведении знанию того, что есть добро (счастье), неизменно сопутствует и желание творить добро. Философ убежден в существовании соответствия между знанием и желанием, точнее для него знание добра заключало в себе и волю к добру, выбор добра.
В понимании Сократа этическое знание является не просто теорией, теоретическим постижением добра и зла, но и морально волевым желанием творить добро и избегать зла. Знание добра является необходимым и достаточным условием для творения добра. Исходя из этого, Сократ думает, что истинное этическое знание способно преодолеть бездну между мыслью и действием, стереть границу между сущим и надлежащим.
В связи с этой позицией раскрывается один из существенных моментов сократовской этики - идея о превращении способа мышления людей и их морального облика как решающих предпосылок превращения социальной жизни. При всей своей идеалистичности и утопичности установка Сократа на реализацию морального образа жизни путем интеллектуального и морального самоусовершенствования была чрезвычайно плодотворной относительно выявления сущности морального феномена. Соединив моральное совершенство человека с самоусовершенствованием человеческой души, Сократ подчеркнул тем самым особый статус идеального в человеческой жизнедеятельности. Так мораль в первый раз была осознана как сверхчувственный идеальный феномен, который не сводится к устоявшимся обычаям и в то же время един с ними.
Формирование любой этики не может оставить в стороне взнос Сократа, который отождествляет сущность человека с его душой, определяя ее как разум, то есть способность понимать и хотеть добра, и потому - как интеллектуальную и моральную личность человека. Такое новое понятие «души», а значит человека, стало ориентиром западной культуры.
Историческая заслуга Сократа заключается в том, что он впервые рационализировал обоснование нравственности, положив тем самым начало этики как науки. Однако он только поставил вопрос о поиске этических определений, не найдя их аналогов в реальном, вещественном, разноликом и переменчивом мире.

Список литературы

Анатомия мудрости: 106 философов - в 2 т. - Симферополь - Таврия – 1995. - т. 1. - 511 с.
Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. – ч. 2. – М., 1989. – 575 с.
Орлов С.В. История философии. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. — 192 с. 
Сычев А. А. Основы философии. - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2010. – 368 с.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. — 482 с. 

Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. — с. 205.
Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. – ч. 1 и ч. 2. – М., 1989. – с. 281.
Анатомия мудрости: 106 философов - в 2 т. - Симферополь - Таврия – 1995. - т. 1. - с. 201.
Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. – ч. 1 и ч. 2. – М., 1989. – с. 285.
Орлов С.В. История философии. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. — с. 31. 
Сычев А. А. Основы философии. - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2010. – с. 72.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. — с. 206. 









14

Список литературы

1.Анатомия мудрости: 106 философов - в 2 т. - Симферополь - Таврия – 1995. - т. 1. - 511 с.
2.Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. – ч. 2. – М., 1989. – 575 с.
3.Орлов С.В. История философии. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. — 192 с.
4.Сычев А. А. Основы философии. - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2010. – 368 с.
5.Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. — 482 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль Сократ играл в истории этики?

Сократ считается одним из основоположников западной этики. Он сформулировал основные принципы и методы морального образования, которые оказали большое влияние на последующие поколения философов и мыслителей.

Какие эстетические основы взглядов Сократа?

Сократ полагал, что прекрасное сочетается с добром и истиной. Он считал, что идеалом прекрасного является человек, который обладает идеальным духом и телом.

Какие эстетические категории присутствуют у Сократа?

У Сократа присутствует понятие прекрасного, хорошего и доброго. Он считал, что истинное прекрасное должно быть прекрасно и духом, и телом человека.

Завершающий признак прекрасного для Сократа - это золото?

Нет, Сократ не считал, что золото является завершающим признаком прекрасного. Для него прекрасное связано с идеальным духом и телом человека.

Что Сократ понимал под идеалом прекрасного в отношении человека?

Сократ считал, что идеалом прекрасного в отношении человека является человек, который обладает идеальным духом и телом. Это сочетание делает его по-настоящему прекрасным.

Какую роль Сократ играл в истории этики?

Сократ считается одним из важнейших философов этики в истории. Он сформулировал основные принципы морали и нравственности, такие как знание добра и зла, необходимость соблюдения справедливости, исследование человеческих ценностей и разумное поведение. Его метод сократического диалога помогал людям видеть противоречия в их собственных убеждениях и открыть для себя истину.

Какие эстетические основы лежат в основе взглядов Сократа?

Основой эстетики Сократа является поиск прекрасного в душе человека. Он утверждал, что истинное прекрасное не связано с внешней формой или материальными благами, а является духовным качеством. Для Сократа прекрасное и добро тесно связаны, и только тот, у кого есть добродетельный характер, может быть действительно прекрасным.

Какие эстетические категории упоминает Сократ?

Сократ говорил о категориях прекрасного, хорошего и доброго. Он считал, что эти категории тесно связаны между собой и воплощаются в идеале прекрасного человека – того, кто обладает духовно-нравственными качествами и развитым интеллектом.

Знал ли Фидий о значении золота для создания прекрасных произведений искусства?

Точной информации о знании Фидия о значении золота для создания прекрасных произведений искусства нет. Однако, согласно некоторым трактатам древнегреческого искусства, золото считалось одним из важных материалов для создания прекрасных и благородных произведений искусства, и его использование могло придавать особую ценность и величие этим произведениям.

Что понимает Сократ под "прекрасным телом и духом" у человека?

Для Сократа "прекрасное тело и дух" означает полное совершенство человека как физически, так и нравственно. Это означает, что человек должен обладать не только привлекательным внешним видом, но и развитым внутренним миром, иметь мудрость, доброту и справедливость в своем характере.

Какую роль Сократ играет в истории этики?

Сократ считается одним из основоположников западной этики. Он внес существенный вклад в развитие этой науки, выдвигая новые этические принципы и методы.

Какие эстетические основы были у Сократа?

У Сократа эстетика была тесно связана с этикой. Он считал, что прекрасное душой и телом человек является идеалом красоты. Таким образом, у Сократа основой эстетики была гармония души и тела, которая влияет на этическое поведение.