Архивы Русской Православной церкви

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 33 33 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 18.10.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Церковные архивы - важный источник изучения жизнедеятельности Русской Православной Церкви 4
1.1. Использования документов уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви 4
1.2. Документальные памятники истории русской православной церкви в послереволюционном Крыму 9
2. История и состояние архивов РПЦ 18
2.1. Проблемы истории Русской православной церкви (РПЦ) в годы Великой Отечественной войны 18
2.2. Церковь как социальный и экономический институт общества в XIX – начале XX века 23
Заключение 30
Список использованных источников 31


Фрагмент для ознакомления

Как следствие, изучение церковных документов было очень затруднено. И на рубеже столетий – в 90-е годы XX века и в первое десятилетие XXI – российские архивисты и исследователи, описывавшие и изучавшие исторические документы РПЦ, совершили практически научный подвиг: большинство фондов приведены в порядок, имеют достойный научно-справочный аппарат, внесены в электронные базы данных федеральных и региональных архивов. Последнее позволяет любому человеку работать с описями, не обращаясь непосредственно в архив. И самое главное – архивные фонды Русской православной церкви стали открыты для «использования» (в архивном понимании этого термина): для историков церковного права и государства, для лингвистов; для священнослужителей и мирян, выявляющих документы о своих приходских церквях. И самые массовые исследователи в читальных залах на сегодняшний день – это генеалоги-любители, занимающиеся поисками своих «родословных» по метрическим книгам. Можно с уверенностью сказать, что архивные церковные документы, открытые для широкого доступа, стали особым явлением русской жизни рубежа XX–XXI вв. Емко и точно о роли документального наследия РПЦ для исторической науки и всем трагизме его «забвения» в ушедшем столетии написал профессор историко-архивного института Старостин Евгений Васильевич: «целая область жизни российского общества была вычеркнута из официальной истории. Ее забвение создавало уродливую, искаженную картину русской жизни в прошлом, многие факты и события представлялись в кривом зеркале и теряли правильную перспективу» [4, с. 31]. Но открытие архивов Церкви вызвало в свою очередь определенные вопросы, в первую очередь юридического и этического свойства. Кто имеет право доступа к этим архивным делам и может ли Русская православная церковь влиять на эту ситуацию [2, с. 45–47]; какие документы исследователь может публиковать, а какие нет – по этическим соображениям, и что такое этика в научных исследованиях [2, с. 39–41]? Всеэти вопросы пока остаются открытыми, и только сама Церковь вместе с научным сообществом может ответить на них – исходя из взаимного уважения и здравого смысла. И все же самой главной проблемой в работе с историческими церковными фондами для всех исследователей на сегодняшний момент я бы назвала «разбросанность» документов по разным архивохранилищам. Так, основные документы Челябинского духовного правления (XVIII–XIX вв.) сосредоточены в трех региональных архивах: Челябинском, Оренбургском, Тобольском. Все дела этого церковного учреждения являются важнейшим источником для изучения обычного права (применительно к Южному Уралу), о слабой изученности которого еще в начале XX века писал Н. С. Суворов [5, с. 174]. В фонде И-33 «Челябинское духовное правление», хранящемся в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО), отложился основной комплекс дел местного коллегиального церковного судебно-административного учреждения. Как известно, в компетенцию духовных правлений, в соответствии с указом Синода от 4 сентября 1722 г., входило рассмотрение дел: богохульных, раскольничьих, еретических; о браках (насильственных, расторжении и т. п.); хищении церковного имущества и т. д. [3, с. 65]. Дела фонда содержат многоаспектную информацию, как о деятельности Русской православной церкви на Южном Урале, так и о жизни православных христиан и других обывателей данного региона в исторический период с 1750–1861 гг.: общие сведения о церквях Челябинского заказа (всевозможные ведомости и реестры), история приходских церквей; подробные сведения о священно и церковнослужителях и их семьях (в том числе, ревизские сказки), документы о назначении на места и об увольнениях (включая копии благословенных грамот), о жалованиях; уникальные документы о приходах и прихожанах, о церковных старостах; об иноверцах, в том числе о крещении иноверцев и инославных, о браках с ними православных;всевозможные документы о приводе к присяге в различные должности и о предписании к сословиям; многочисленные документы о старообрядцах и других «уклоняющихся» от церкви; делопроизводственные документы о деятельности самого духовного правления («книги входящим и исходящим документам»; ведомости о полученных из Тобольской и Оренбургской консисторий указах, сведения о служителях правления за разные годы) и др. [1]. Наиболее интересные и ценные документы фонда были мною опубликованы еще в 2005–2006 гг., позже переизданы в электронном виде издательством «Флинта» [6, 7]. Метрические книги приходских церквей (только с 1786 года) составляют отдельный фонд – И-226 «Коллекция документов религиозных учреждений». В архиве имеется и ряд других фондов, представленных документами РПЦ. Исторически так сложилось, что большая часть метрик (в том числе за ранние годы), духовных росписей и клировых ведомостей церквей Челябинской округи хранятся в историческом архиве города Оренбурга. Здесь же содержится вся переписка Челябинского духовного правления и Оренбургской духовной консистории периода вхождения данного региона в Оренбургскую епархию. Фонд № 173 «Оренбургская духовная консистория» - бесценный кладезь архивных делXIXвека по истории Южного Урала в целом, и Челябинской округи в частности. Приведем примеры некоторых уникальных, интересных и необычных дел: «Дело по обвинению священника села Долговского В. Кандакова в непристойных высказываниях в адрес Наполеона. 1807 год» (Ф-173. Оп. 1. Д. 43); «Дело об установлении отцовства крестьянина Миасского завода И. Жеребцова по метрическим книгам Челябинского духовного правления. 1809 год» (Ф-173. Оп. 1. Д. 229); «Дело об обнаружении в Уральском казачьем войске казаков, не имеющих никакого вероисповедания». 1831–1837» (Ф-173. Оп. 2. Д. 2720); «Дело о предоставлении священниками Челябинского уезда сведений о своих действиях во время крестьянских волнений. 1843–1844» (Ф-173. Оп. 2. Д. 3753); «Дело о закрытии Челябинского духовного правления. 1862–1867» (Ф-173. Оп. 4. Д. 6721). Надо отметить, что дела Челябинского духовного правления с 1750-х по 1775 гг. погибли во время событий Пугачевского бунта, непосредственно коснувшихся этой территории. Именно поэтому так важно иметь представление о наших ранних документах, отложившихся в историческом архиве города Тобольска, в фонде № 156 «Тобольская духовная консистория». Это документы о строящихся церквях («Дело по доношению воеводы Исетской провинции Н. Хрущева о выдаче шнуровой книги для сбора средств на достройку каменной церкви в городе Челябинске. 1765 год». Ф-156. Оп. 2. Д. 1182); биографии первых священно и церковнослужителей округи («Дело о пострижении в монахи вдового священника Челябинской Николаевской церкви Ермила Лаврентьева. 1760 год». Ф-156. Оп. 1. Д. 2922) и др. И конечно, нельзя не упомянуть о церковном фонде, хранящемся в архиве города Шадринска, № 224 «Далматовский Успенский мужской монастырь Екатеринбургской епархии» (1644–1920 гг.) В нем сохранились поистине уникальные документы времени основания Челябинской и других крепостей по Оренбургской дороге, заселявшихся русскими людьми в 30-е годы XVIII века. Это письма помощника начальника Оренбургской экспедиции полковника А. И. Тевкелева архимандриту Далматовского монастыря Перфилию об отпуске монастырских крестьян в новые крепости, 1736 год (Ф-224. Оп. 1. Д. 186. Л. 2–6 об., 9–10); переписка митрополита Тобольского и Сибирского Антония с архимандритом Далматовского монастыря о строительстве первой церкви в Челябинске «во имя святителя Христова Николая», 1737–39 гг. (Ф-224. Оп. 1. Д. 193. Л. 19–20); доношения настоятеля монастыря Иакинфа в Тобольскую духовную консисторию о нападении на монастырь, окрестные селения и Челябинскую крепость войск Пугачева (Ф-224. Оп. 1. Д. 911. Л. 21–22 об.), документы с подробными описаниями этих событий от лица крестьянина села Теченского Ивана Моряникова (Ф-224. Оп. 1. Д. 911. Л. 74–75 об.) и др. Подводя, таким образом, итоги данного краткого обзора современного состояния архивов РПЦ, можно констатировать одно: пока у РПЦ отсутствует нормативно-методическая база для организации ее делопроизводства и архивного дела. В организации работы по делопроизводству приходы, епархиальные и синодальные учреждения должны руководствоваться государственными нормативными актами. Особенно это касается финансовой и бухгалтерской документации, своевременное предоставление которой требуют государственные организации. Пока же положение и состояние архивов и церковного делопроизводства выглядит удручающе. Это обязывает высшую церковную власть незамедлительно принять необходимые нормативные акты, которые бы регулировали вышеозначенную сферу деятельности Русской Православной Церкви.При этом, на наш взгляд, следует учесть все моменты, которые могут воспрепятствовать решению сегодняшних проблем. В частности, немалую трудность (по экономическим причинам) может представить для большинства приходов выделение помещения под архив, не говоря уже об обеспечении в нем надлежащего хранения, описания и использования архивных документов. Поэтому при организации сети архивов РПЦ, нам представляется, целесообразным придать приходским архивам статуса архивов с переменным составом документов, при котором они должны передавать документы с постоянными сроками хранения и на постоянное хранение в епархиальные архивы. Последние же должны получить, в свою очередь, статус архивов с постоянным составом документов, которыми комплектуются епархиальные учреждения, благочиния и приходы. Несомненно также, что свои архивы должны иметь патриаршие экзархаты (в том числе и за рубежом) и Духовные миссии.Наряду с этим, должен быть создан единый центральный архив РПЦ (Архив Московской Патриархии). В него должны поступать законченные делопроизводством и потерявшие оперативное значение дела и документы канцелярии Патриарха Всея Руси, Священного Синода, синодальных учреждений, Поместных и Архиерейских Соборов РПЦ, заграничных учреждений и Миссий РПЦ и др. Ещеодним источником комплектования Архива должны стать личные фонды иерархов и священников РПЦ и других лиц, принятых на хранение после экспертизы ценности документов по договору между Архивом и фондообразователем.И, наконец, еще одно наше пожелание, — подготовка нормативно-методических документов по делопроизводству и архивному делу, контроль за их выполнением в масштабах всей РПЦ должно осуществлять Управление делами Московской Патриархии. Для решения этих задач необходимо тесное сотрудничество РПЦ с Федеральным архивным агентством и его органом Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела, Центром архивных исследований Историко-архивного института, Российским обществом историков-архивистов и другими организациями. В декабре 2003 г., как известно, было подписано Соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и Федеральной архивной службой России, но оно, к сожалению, не было наполнено реальным содержанием и не привело к улучшению состояния архивного дела и делопроизводства в РПЦ. Поэтому на базе подписанного соглашения необходимо развивать реальное сотрудничество между РПЦ и Федеральным архивным агентством. И делать это — надо немедленно. В противном случае нам грозит не только потеря большого комплекса документов по истории Русской Православной Церкви конца XX— начала XXI вв., но и невосполнимая утрата части нашей исторической и социальной памяти.ЗаключениеИ в заключение несколько важных выводов. Парадоксально, но факт – для формирования гражданского, светского общества и построения правового государства в современной России исторические документы Русской православной церкви, хранящиеся в архивах не только нашей страны, но и государств, частях бывшего Советского Союза, – являются важнейшим юридическим источником. В условиях нестабильности на постсоветском пространстве и усложнении положения русских в новообразованных государствах, наша первоочередная задача – сохранить документную основу русского происхождения миллионов людей, потомков православных христиан Российской империи. Каждый из них, гражданином какой бы страны он ни являлся на сегодняшний день, должен знать – историческая родина бережно хранит подлинные документы, подтверждающие его принадлежность к «русскому миру» и дающие ему право, в конечном итоге, на получение российского гражданства. Мы имеем не только несколько волн эмиграции в XX– XXI веках, насильственное переселение нацистами жителей западных областей во время Великой Отечественной войны в Германию и другие страны, но и огромное количество своих соотечественников, оказавшихся вынужденно на территории других государств в результате распада, сначала Российской империи, а потом и СССР. Для граждан Российской Федерации – эти документы, в условиях непредсказуемости итурбулентности переходного периода русской истории, так же важнейшая часть их семейной и персональной истории. Миллионы людей были перемещены в XX веке властью (опять-таки не по своей воле) с мест их исторического проживания. А надо всегда помнить, что Россия – это многонациональное государство, и Русская православная церковь всегда была здесь одной из важнейшей скреп (я бы даже сказала базовой) нашей страны с тысячелетней историей. Менялась власть (и княжеская, и царская, и советская), менялись неоднократно границы, русские на этих пограничных территориях не раз «становились» или числились в официальных документах то «белорусами», то «поляками», то «украинцами», то «литвинами» – и наоборот. Территории оккупировались другими государствами. Все это в результате не могло не привести к тем серьезным проблемам, с которыми сейчас сталкиваются все без исключения страны, части бывшего СССР. Дело политиков – решать задачи государственного масштаба и прекращать межнациональные конфликты в других странах, там, где речь идет об ущемлении прав русских людей. Важнейшей же задачей архивистов отечественных региональных архивов является описание, систематизация и научное использование архивных документов Русской православной церкви, и нет никакого сомнения, что эта ответственная и почетная миссия найдет понимание и поддержку как у самой РПЦ, так и у всего гражданского общества нашей страны.Список использованных источниковБорисов А. Побелевшие нивы: размышления о Русской православной церкви. – М.: Лига-Фолиант: Путь, 1994. – 196 с. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). – Ф. 181. – Оп. 1. – Д. 1683. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. – М.: Мысль, 1983. – 272 с. Ершов Б. А. Русская православная церковь в структуре государственного управления в XIX – начала XX в. – Воронеж: Воронеж.гос. техн. ун-т, 2013. – 245 с. Лисичкин В. М. Идеология и политика современного русского православия. – Минск: Беларусь, 1984. – 80 с. Материалы для истории Спасо-Преображенского Толшевского монастыря // Воронежская старина. – 1902. – Вып. 1. – С. 19–57. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. – М.: Ремпублика, 1995. – 511 с. РГИА (Российский государственный исторический архив). – Ф. 797. – Оп. 31. – Д. 18а. Сметанина М. О. Тематика материалов «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического церковно-общественного вестника», посвященных общественно-политическим событиям в России в 1905–1907 и 1917 годах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. – Симферополь, 2017. – Т. 2 (68). – № 4.– С. 26–32. Филимонов С. Б. Из прошлого русской культуры в Крыму: поиски и находки историка-источниковеда. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. – 408 с.Филимонов С. Б. Херсонес и его святыни в первые послереволюционные годы: по малоизвестным источникам // Владимирский сборник. Материалы международных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения». – Калининград:ИД «РОС-ДОАФК», 2016. – 500 с. Филимонов С. Б. Тайны крымских застенков. Документальные очерки о жертвах политических репрессий в Крыму в 1920–1940-е годы. – Изд. 3-е, доп. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2007. – 308 с. Филимонов С. Б. Запретно-забытые страницы истории Крыма: поиски и находки историка-источниковеда. — Симферополь: Н. Оріанда, 2012. – 152 с. «В Крыму был расцвет умственной и религиозной жизни...»: Г. В. Вернадский и его воспоминания о Крыме / предисл., подгот. текста к републикации В. В. Лаврова, комментарии А. В. Мальгина // Крымский Архив. – Симферополь, 1994. – № 1. – С. 28– 46. Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961 гг. Сб. док. / Сост., предисловие протоиерей Николай Доненко, Р. А. Замтарадзе, С. Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2015.– 1232 с.Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия. – М.: Наука, 1978. – 279 с.

1. Борисов А. Побелевшие нивы: размышления о Русской православной церкви. – М.: Лига-Фолиант: Путь, 1994. – 196 с.
2. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). – Ф. 181. – Оп. 1. – Д. 1683.
3. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. – М.: Мысль, 1983. – 272 с.
4. Ершов Б. А. Русская православная церковь в структуре государственного управления в XIX – начала XX в. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2013. – 245 с.
5. Лисичкин В. М. Идеология и политика современного русского православия. – Минск: Беларусь, 1984. – 80 с.
6. Материалы для истории Спасо-Преображенского Толшевского монастыря // Воронежская старина. – 1902. – Вып. 1. – С. 19–57.
7. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. – М.: Ремпублика, 1995. – 511 с.
8. РГИА (Российский государственный исторический архив). – Ф. 797. – Оп. 31. – Д. 18а.
9. Сметанина М. О. Тематика материалов «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического церковно-общественного вестника», посвященных общественно-политическим событиям в России в 1905–1907 и 1917 годах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. – Симферополь, 2017. – Т. 2 (68). – № 4.– С. 26–32.
10. Филимонов С. Б. Из прошлого русской культуры в Крыму: поиски и находки историка-источниковеда. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. – 408 с.
11. Филимонов С. Б. Херсонес и его святыни в первые послереволюционные годы: по малоизвестным источникам // Владимирский сборник. Материалы международных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения». – Калининград:ИД «РОС-ДОАФК», 2016. – 500 с.
12. Филимонов С. Б. Тайны крымских застенков. Документальные очерки о жертвах политических репрессий в Крыму в 1920–1940-е годы. – Изд. 3-е, доп. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2007. – 308 с.
13. Филимонов С. Б. Запретно-забытые страницы истории Крыма: поиски и находки историка-источниковеда. — Симферополь: Н. Оріанда, 2012. – 152 с.
14. «В Крыму был расцвет умственной и религиозной жизни...»: Г. В. Вернадский и его воспоминания о Крыме / предисл., подгот. текста к републикации В. В. Лаврова, комментарии А. В. Мальгина // Крымский Архив. – Симферополь, 1994. – № 1. – С. 28– 46.
15. Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961 гг. Сб. док. / Сост., предисловие протоиерей Николай Доненко, Р. А. Замтарадзе, С. Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2015.– 1232 с.
16. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия. – М.: Наука, 1978. – 279 с.


Вопрос-ответ:

Зачем архивы Русской Православной церкви так важны?

Архивы Русской Православной церкви являются важным источником для изучения истории и жизнедеятельности церкви. Они хранят множество документов, связанных с деятельностью церкви, ее историей, культурой и литературой. Благодаря этим архивам исследователи могут более глубоко понять историю Русской Православной церкви и ее влияние на общество и культуру России.

Какие документы можно найти в архивах Русской Православной церкви?

В архивах Русской Православной церкви можно найти различные документы, связанные с жизнедеятельностью церкви. Это могут быть документы о приходах и церковных служителях, материалы, касающиеся церковной иерархии и администрации, а также литургические тексты, иконографические материалы и многое другое. Эти документы предоставляют исследователям возможность изучить различные аспекты жизни и деятельности Русской Православной церкви.

Какие документы использовались в работе уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви?

Уполномоченный Совет по делам Русской Православной церкви использовал разнообразные документы из архивов церкви. Это могли быть документы о правах и привилегиях Русской Православной церкви, материалы о ее деятельности в различных сферах жизни общества, а также исторические документы, связанные с развитием церкви и ее отношением к государству.

Какие документальные памятники связаны с историей русской православной церкви в Крыму после революции?

После революции в Крыму были созданы многочисленные документальные памятники, связанные с историей русской православной церкви. Это могут быть документы о закрытии и конфискации церквей, арестах и преследованиях церковных деятелей, а также материалы о деятельности религиозных организаций и ликвидации церковного имущества в Крыму в период послереволюционных событий.

Какие архивы являются важным источником по изучению Русской Православной Церкви?

Архивы Русской Православной Церкви являются важным источником для изучения жизнедеятельности Церкви. Они содержат множество документов, связанных с историей Церкви, ее деятельностью, а также событиями, произошедшими внутри Церкви.

Какие документы использовал уполномоченный Совет по делам Русской Православной Церкви?

Уполномоченный Совет по делам Русской Православной Церкви использовал различные документы из архивов Церкви. Это включает в себя протоколы совещаний Церковного Совета, архивные материалы по церковной истории, письма, меморандумы и другие документы, которые помогают ведению деятельности этого Совета.

Какие документальные памятники истории Русской Православной Церкви существуют на территории послереволюционного Крыма?

На территории послереволюционного Крыма существует множество документальных памятников истории Русской Православной Церкви. Среди них можно выделить архивы церквей, монастырей и других религиозных учреждений, а также документы связанные с историей отдельных событий, связанных с Церковью на Крымском полуострове.

Какова история и состояние архивов РПЦ?

История архивов Русской Православной Церкви насчитывает множество лет. Они были созданы еще в древности и с тех пор существовали и развивались. Состояние архивов варьируется от конкретного архива к архиву, однако в целом, они являются ценным хранилищем информации по истории Церкви.

Какие архивы являются важным источником изучения Русской Православной Церкви?

Архивы Русской Православной Церкви представляют собой важный источник для изучения ее жизнедеятельности. Особенно ценны документы Церковных архивов, которые содержат информацию о истории церкви, деятельности духовенства, жизни приходов, а также о различных событиях и решениях, принятых церковными учреждениями.

В каких случаях использовались документы уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви?

Документы уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви использовались в различных случаях. Например, они могли быть использованы для расследования конкретных событий или деятельности членов церкви, а также для принятия решений по вопросам, касающимся церковного права и организации.

Что можно узнать из документальных памятников истории русской православной церкви в послереволюционном Крыму?

Документальные памятники истории русской православной церкви в послереволюционном Крыму позволяют узнать много интересного о жизни церкви и ее роли в регионе. Они содержат информацию о периоде революции и гражданской войны, о репрессиях в отношении церкви, о деятельности церковных учреждений в условиях советской власти, а также о возвращении и восстановлении религиозной жизни в Крыму после окончания социалистического периода.