Ремесло в Париже XIII в.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 09.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Структура и организация ремесла..........................................................5
1.1.
Структура ремесла.........................................................................................5
1.2. Организация ремесла.......................................................................................9
Глава 2 Мастер, подмастерье и ученик..............................................................16
2.1. Мастер.............................................................................................................16
2.2. Подмастерье....................................................................................................20
2.3. Ученик.............................................................................................................22
Заключение............................................................................................................29
Список источников и литературы........................................................................31
В некоторых мастерских требовалась письменная рекомендация бывшего мастера от иногороднего подмастерья.Если мастер, взявший работника без соблюдения этих формальностей, был найден, то он привлекался к уплате штрафа. Устав разрешал нанимать иногородних подмастерьев только в случае нехватки местных рабочих.2.3. УченикУченики должны были быть у мастеров априори. Все об этом знали и не придавали этому столь большое значение, до появления «Книги Ремёсел», для которой каждый из ремесленников прописал регламенты, особые правила для становления и бытности учеников у разных мастеров. В зависимости от сложности дела срок ученичества разнился и растягивался от двух до двенадцати лет. Конечно же, нет такого ремесла, на обучение которому придётся потратить целых двенадцать лет своей жизни, но у ремесленников были особые условия, связанные с разными подходами к обучению учеников и возможностях этих самых учеников. При становлении на обучения с учеником обговаривался минимум лет обучения, срок могу меняться, к примеру, от финансовых возможностей ученика. Если у него нет возможности полноценно оплачивать своё обучение, то срок его увеличивался. Но зачем же? За минимальный срок обучение, установленный цехом, ученик постигал все нужные азы ремесла и становился прибыльным работником, готовым получать заслуженные деньги за свой труд, но пока он находится на обучении, он будет бесплатно работать для своего мастера и цеха. Это одна из причин частого увеличения сроков обучения. Так же не обходили стороной и количество учеников, которое мастер может одновременно взять себе на обучение. В большинстве цехов количество было ограничено до одного, но не во всех. Иногда у мастера была возможность обучать любое количество учеников. Интересно, что многие цеха допускали обучение мастером ученика и своего сына, в том случае, если было доступно обучение лишь одного ученика. Возможность обучения лишь одного ученика могла доставлять множество трудностей, так как часто до завершения срока обучения первого ученика, мастер не мог взять себе нового. Казалось бы, зачем ему это может понадобиться, если одни ученик у него уже есть? Но не все ученики покладисто учились ремеслу под крылом мастера, многие из них от огромного срока обучения, строгого и несправедливого отношения мастера просто сбегали. Обычный побег не считался за потерю ученика, и пока нерадивый бегал где-то, мастеру приходилось сидеть и ждать, пока срок обучения его первой и неудачной попытки обучения кончатся, чтобы попытать счастья с новым юнцом. Хотя, на самом деле, ни в каких статутах возраст учеников не уточняется. По той причине, можно предположить, что занять место ученика мог и подающий надежды ребёнок, и ищущий дело своей жизни взрослый мужчина, при это они бы имели равные права при обучении. Разным условиям подвергались и возвращения учеников из так называемых побегов, так как и первые и вторые были не редкостью. Определенное время в несколько недель после побега ученик мог вернуться к своему мастеру, при этом в разных цехах подобные проступки наказывались так же по-разному. Ученику могли продлить срок обучения за побег, тем самым он должен был бесплатно отрабатывать то время, которое потерял мастер, находясь без ученика, или уплатить денежный штраф. Иногда побеги ученика рассчитывались не только временем, которое он отсутствовал, но и количеством побегов. Более трёх побегов в некоторых цехах способствовали исключению ученика с его нынешней должности. Когда-то долгий срок ученичества должен закончиться, во Франции, в отличие от некоторых других стран, существовало деление цеховой общины на три части. Если ученик, по завершению срока своего обучения, что бывало в очень редких случаях, располагал достаточной денежной суммой для открытия собственной мастерской, то он мог легко стать мастером и начать работу в своё удовольствие и для своей выгоды. Но так как в большинстве случаев ученики были бедны или недостаточно обеспечены, они поступали на работу в другие мастерские и становились подмастерьями. Они были уже полноценными обученными работниками и получали деньги за выполнение обязанностей, которые назначал им мастер. Хотя подмастерья были умелой рабочей силой, им всё же требовалось оплачивать труд, а также часто они проживали в доме мастера и ели с его стола. Если выбирать между бесплатным трудом ученика и платным подмастерья, мастеру всё же было выгоднее выбирать первого. В тех цехах, где мастеру позволялось иметь неограниченное количество учеников, они часто старались уменьшить количество подмастерьев за счёт рабочей силы учеников. Нанимались подмастерья по особому договору, и на любой определённый срок, угодный мастеру. При этом было очень важно доказать, что ты прошёл полный курс обучения, и при возможности показать рекомендации от мастера, обучившего тебя. Если мастера нанимали подмастерье, не прошедшего полный срок обучения, как полагалось его ремеслу, то на обоих налагался штраф, размер которого для обоих значительно отличался. Фактическое число учеников во Франции чаще ограничено, чем в Германии. Повсеместное распространение ученичества в Средние века объясняется формой разделения труда, свойственной средневековому ремеслу. "Разделение труда в городах между отдельными мастерскими было еще довольно примитивным», - говорят К. Маркс и Ф.. Энгельс, - внутри самих мастерских, между отдельными рабочими, она вообще не велась. Каждый рабочий должен был знать целый ряд работ,уметь делать все, что можно было сделать с помощью его инструментов». Отсюда необходимость учиться ремеслу, или, другими словами, потребность в ученичестве.Начало ученичества было необходимо для каждого, кто хотел стать ремесленником. Это казалось настолько естественным, что некоторые цеха даже не считали нужным включать его (ученичество) в свои уставы. Однако уже в эпоху издания «Книги ремесел» многие цеха пытаются детально определить правила ученичества. И положения уставов цехов на этот счет становятся все более подробными.В тринадцатом веке доступ к ученичеству был открыт для всех. Источники не сообщают нам, что национальность и происхождение ученика принимаются во внимание. Точно так же от ученика не требуется определенного возраста, то есть возрастные критерии учеников не уточняются. Наш основной источник – «Книга ремесел» - отмечает, что наряду с совсем маленькими мальчиками среди учеников были и семейные люди « 1, статья LXXXIII).Что же касается числа учеников, одновременно поступающих к мастеру на обучение, то ко времени издания «Книги ремесел» оно еще не было ограничено во всех мастерских. Из 100 семинаров 32 семинара имеют право принимать столько учеников, сколько они желают (1, ст.II, III, IX, XII, XXIII, XXVI).В большинстве мастерских мастер мог взять только одного ученика. Некоторые мастерские позволяли мастеру взять двух учеников (1, ст. LXXV, LXXVIII). Кроме этих внешних учеников, мастер может принимать учеников из числа своих родственников (1, св. XXXV, LVII).Условия обучения не были одинаковыми в различных типах семинаров. Цеховые уставы обычно назначали минимальный срок обучения, а максимальный зависел от взаимного согласия Договаривающихся Сторон. Минимальный срок в два года указан в статье 1 LXIX, а самые длинные - 12 лет - у изготовителей четок из ракушек и кораллов (1, ст. XXVIII). В этом случае мастер хотел как можно дольше использовать свободный труд ученика и, следовательно, максимально продлить срок его обучения.Плата за обучение также варьируется в разных типах семинаров. В «Книге ремесел» она колеблется между 20 Су (в мастерской прядильщиков на больших веретенах) 1,статья XXXV и 160 (у шорников), 1,статья LXXVIII. В каждой отдельной мастерской гонорар мастера обратно зависит от количества лет обучения. Чем короче период обучения, тем выше плата, и наоборот. Н. П. Грациан правильно отмечает, что «если в первые годы обучения ученик приносит мастеру чистый убыток (расходы на содержание), то в последние годы своего пребывания у мастера он приносит ему чистую прибыль (свободный труд)».Когда ученик допускался к мастеру для обучения в присутствии посторонних свидетелей, заключался договор. «Мастера, принимающие учеников», как гласит устав парижских проволочников, должны вызвать двух мастеров и двух подмастерьев для участия в договоре,чтобы они могли выслушать условия, заключенные между мастером и учеником» ( 1, V.XXIV).Обычно роль свидетелей при заключении договора выполняли цеховые присяжные заседатели. В XIII веке ученический договор представлял собой устное соглашение между мастером и родственниками ученика. Соглашение, заключенное в присутствии члена сообщества или жюри Гильдии. Но уже в «Книге ремесел» (1268) уставы прядильщиков на малых веретенах содержат ссылку на письменный договор (1, статья XXXI). Очевидно, это было вызвано случаями неисполнения договора: отсюда необходимость записывать все условия сделки, чтобы можно было проверить их в каждом отдельном случае нарушения.После поступления на обучение ученик «должен делать все, что прикажет мастер» (1, ст. LIII). Устав цеха также обращает внимание на то, что мастера не увольняли своих учеников против их воли до окончания срока обучения, причем такое увольнение само по себе было очень заманчиво для мастера, так как каждый вновь поступивший ученик должен был платить ему новые вступительные деньги. «Ни один из названных мастеров ремесла, - читаем мы в уставе, - не имеет права отдать своего ученика другому мастеру из-за полного стимула взять другого ученика под страхом штрафа в одну серебряную марку» (1, статья XVII ).Мастер освобождается от выполнения условий договора в случае смерти ученика, его отказа от ремесла, бегства студента, женитьбы или ухода в море (1, статья LXXXIII ).ЗаключениеВ данном исследовании проведён анализ структуры и организации ремесла в Париже в XIII веке. Период составления Книги Ремёсел является очень важным для ремесла всей Франции. После XIII века количество мастерских росло с огромной скоростью. Теперь разрозненные мастерские со своими особыми правилами все обязаны были подчиняться общим правилам. Это позволило сделать ремесленную торговлю более удобной, доступной и контролируемой Королём. Разруха внутри ремесленных мастерских должна была свестись к минимуму, под строгой системой правил, касающихся отношений мастеров и учеников. Книга ремёсел дала истории большой пласт знаний, касающийся ремесленного дела в средние века. Детали жизни ремесленников, помещённые в книгу, могут многое рассказать о жизни и обычаях простых людей. Таким образом, на примере одного из крупнейших западноевропейских городов – Парижа мы рассмотрели структуру и организацию городского ремесла, которое было неотъемлемой частью жизни средневекового города. Парижские мастерские, с одной стороны, имеют много общего с мастерскими других городов Западной Европы, но с другой стороны, есть и особенности в их организации, что обусловлено в том числе влиянием геополитических факторов. Деятельность парижских ремесленных цехов в XIII-XIV вв. подвергалась жесткому регулированию (это соответствовало уровню развития производительных сил), что практически исключало внедрение в ремесленную жизнь усовершенствованной техники как фактора, ставившего производителей в неравные экономические условия. Стремление королевской власти вмешаться в автономную жизнь парижской мастерской можно считать специфическим (это не характерно, например, для разделенной Германии). В то же время система административных назначений была широко распространена и в венецианских мастерских. Хотя XIII-XIV вв. это расцвет цеховой системы, и именно в этот период постепенно накапливаются предпосылки для закрытия магазинов. Мы можем понять, какие продукты чаще всего употреблялись в пищу, какие мастера были более востребованы в те времена, какие материалы использовали люди для удобств повседневной жизни. Данный источник является очень разносторонним и крайне полезным памятником. Список источников и литературыИсточникиРегистры ремёсел и торговли города Парижа / Пер. Л.И. Киселёвой ; под ред. и с предисл. А.Д. Люблинской // Средние века. 1957. Вып. Х, ХI. 217 с.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.19.ЛитератураВарли, Р., Рафик М. Основы жизни в период Средневековья. Издательский дом Гребенникова, 2015 г. - 456 с.Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях. Казань, 1911. 347 с.Исхакова, О.Д. История Франции. Учебник / Москва, 2018. Сер. 11 Университеты России (2-е изд., испр. и доп)Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с. Кириллова. Е.Н. Сапоги короля, или о специализации ремёсел и разделении ремесленных корпораций в Париже XIII в. // Историко-экономические исследования. 2018. Т. 19. № 2. С. 225-239.Кириллова, Е.Н. Ремесленнические уставы средневековой Франции и методика их количественного анализа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Институт всеобщей истории РАН. Москва, 2000Кириллова, Е.Н. Структурные особенности ремесленных уставов Парижа XIII века // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 1996. № 17. С. 123-124.Развитие экономики в эпоху Средневековья[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://biofile.ru/bio/38512.htmlРуС. Повседневная жизнь Парижа в средние века. Москва: Молодая гвардия, 2008. 252 с.Рынок и экспортные отрасли ремесла в Европе: XIII – XVIII вв./ Отв. Ред. А.А.Сванидзе. М., 1991.Стоклицкая - Терешкович В.В. Проблемы многообразия цеха на Западе и на Руси // Средние века. Вып. III. 1952.Тимофеева Е. Развитие ремесла и торговли в городах северо-восточной Франции в XII – XIII вв.// Средние века. Вып. XIV. 1964.Худокормов, А.Д. Социально-экономическая история Франции. Учебник / Москва, 2020. Сер. Высшее образование: БакалавриатШевеленко А.Я. Технология городских ремесел в Западной Европе VI – XV вв.// Вопросы истории. 1993. № 1.
Регистры ремёсел и торговли города Парижа / Пер. Л.И.
Киселёвой ; под ред. и с предисл. А.Д. Люблинской // Средние века. 1957
Вып. Х, ХI. 217 с.
2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и
государства // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.19.
Литература
3
Варли, Р., Рафик М. Основы жизни в период Средневековья.
Издательский дом Гребенникова, 2015 г. - 456 с.
4
Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV
столетиях. Казань, 1911 347 с.
5
Исхакова, О.Д. История Франции. Учебник / Москва, 2018 Сер.
11 Университеты России (2-е изд., испр. и доп)
6
Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.:
«Весь мир», 2001.- 371 с.
7
Кириллова. Е.Н. Сапоги короля, или о специализации ремёсел и
разделении ремесленных корпораций в Париже XIII в. // Историко-
экономические исследования. 2018 Т. 19 № 2 С. 225-239.
8
Кириллова, Е.Н. Ремесленнические уставы средневековой
Франции и методика их количественного анализа. Диссертация на соискание
ученой степени кандидата исторических наук / Институт всеобщей истории
РАН. Москва, 2000
9
Кириллова, Е.Н. Структурные особенности ремесленных уставов
Парижа XIII века // Информационный бюллетень ассоциации История и
компьютер. 1996 № 17 С. 123-124.10
Развитие экономики в эпоху Средневековья[Электронный
ресурс]/Режим доступа: http://biofile.ru/bio/38512.html
11
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. Москва:
Молодая гвардия, 2008 252 с.
12
Рынок и экспортные отрасли ремесла в Европе: XIII – XVIII вв./
Отв. Ред. А.А.Сванидзе. М., 1991
13
Стоклицкая - Терешкович В.В. Проблемы многообразия цеха на
Западе и на Руси // Средние века. Вып. III. 1952
14
Тимофеева Е. Развитие ремесла и торговли в городах северо-
восточной Франции в XII – XIII вв.// Средние века. Вып. XIV. 1964
15
Худокормов, А.Д. Социально-экономическая история Франции.
Учебник / Москва, 2020 Сер. Высшее образование: Бакалавриат
16.Шевеленко А.Я. Технология городских ремесел в Западной Европе
VI – XV вв.// Вопросы истории. 1993 № 1
Вопрос-ответ:
Какова структура ремесла в Париже XIII века?
Структура ремесла в Париже XIII века включает в себя мастера, подмастерьев и учеников.
Как организовано ремесло в Париже XIII века?
Ремесло в Париже XIII века организовано с помощью гильдий, которые устанавливают правила и нормы работы ремесленников, контролируют их качество и прогресс, а также занимаются обучением новых учеников.
Какую роль играют мастер, подмастерье и ученик в ремесле Парижа XIII века?
Мастер является опытным и высококвалифицированным ремесленником, который не только производит товары, но и обучает подмастерьев и учеников. Подмастерье - это человек, который уже имеет определенные навыки в ремесле, но еще не достиг высшего уровня. Ученик - это новичок, который только начинает изучать ремесло и получает обучение от мастера и подмастерья.
Какие принципы и правила соблюдались в ремесле Парижа XIII века?
В ремесле Парижа XIII века соблюдались принципы мастерства, честности и качества. Ремесленники строго придерживались определенных правил и норм работы, чтобы гарантировать высокое качество своей продукции и сохранить достойную репутацию.
Каким образом ремесленники получали образование в Париже XIII века?
Ремесленники в Париже XIII века получали образование через систему ученичества. Изначально они начинали как ученики, получая базовые навыки и знания от мастера и подмастерья. Затем, по мере своего прогресса, они становились подмастерьями и, в конечном итоге, могли стать мастерами самостоятельно.
Какова структура ремесла в Париже XIII века?
Структура ремесла в Париже XIII века состоит из мастера, подмастерья и ученика.
Как организовывалось ремесло в Париже XIII века?
Ремесло в Париже XIII века организовывалось по системе гильдий, где мастер являлся главой гильдии, а подмастерье и ученикам были подчинены.
Какими привилегиями пользовались мастера в ремесле в Париже XIII века?
Мастера в ремесле в Париже XIII века пользовались привилегиями, такими как монополия на производство и продажу товаров, возможность обучать подмастерья и учеников, а также участие в управлении гильдией.
Какие обязанности были у подмастерьев в ремесле в Париже XIII века?
Подмастерья в ремесле в Париже XIII века были обязаны помогать мастеру в производственных процессах, получать практические навыки и опыт работы, а также подчиняться указаниям мастера.
Что делали ученики в ремесле в Париже XIII века?
Ученики в ремесле в Париже XIII века были на начальной стадии обучения и выполняли простые задания, помогали подмастерью и мастеру, получали базовые навыки и знания в выбранной области ремесла.
Какова структура ремесла в Париже XIII века?
Структура ремесла в Париже XIII века была организована в виде гильдий, которые объединяли мастеров и учеников по определенному ремеслу. Каждая гильдия имела своего главу, который руководил ее деятельностью.
Как организовано ремесло в Париже XIII века?
Ремесло в Париже XIII века организовано на основе мастер-подмастерье-ученик системы. Мастер был руководителем гильдии и обучал подмастерьев и учеников. Подмастерье, в свою очередь, помогал мастеру с производством и обучал учеников. Ученики же получали профессию и опыт, работая у мастера.