Исторические условия формирования культуры модернизма
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 14.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Исторические условия формирования модернизма 4
1.1 Политизация культуры и революционно-коммунистические идеи 4
1.2 Влияние Первой мировой и Второй мировой войны на искусство 9
1.3. Установление фашисткого режима 12
Глава 2 Специфика культуры модернизма в контексте социально-исторических условий 16
2.1 Модернизм как явления культуры 16
2.2 Особенности культуры модернизма 20
2.3 Этапы формирования культуры модернизма 25
Заключение 28
Список литературы 30
Т. И. Володина подчеркивает, что синтез искусств - это организация пространства, которое создает мир художественного произведения по определенным законам, где творческий метод равен процессуальному,, а предметный метод изучает способ организации произведения искусства, позволяя вывести особую форму или жанр.Потребность возникновения синтеза искусств С. В. Наборщикова определяет как потребность самой жизни, продиктованную желанием запечатлеть многообразие мира посредством различных художественных языков. Другой взгляд на синтез, как на аспект развития в искусстве раскрывает Н. И. Гашева. Она считает природу культуру стереоскопической, которая движется по закону асимметрии трансформаций, происходящих на разных уровнях иерархии произведения.Поэт и критик Эллис (1879–1947) развивает формулу Соловьева, говоря о «великом синтезе науки, искусства (т. е. символического искусства) и религии (в смысле свободной мистики)». Если под «символическим искусством», кроме искусства символистов, понимать всякое условное искусство, прекратившее подражать реальности, а под «свободной мистикой» — и религию, и всякую веру в возможность проникнуть в суть вещей, то эта формула оказывается исключительно важной для историка русской культуры. Идея такого синтеза, такого Знания, по-разному понимаемая и развиваемая, вдохновила очень многих художников модернистов, от символистов и футуристов. Композитор Скрябин беспрерывно работает над «Мистерией», которую ему не суждено было закончить. «Мистерия» — пример тотального искусства, соединяющего музыку, поэзию (слово), балет (движение), свето-цветовые эффекты. Это искусство предполагалось изучать в школах инициации, а Предварительное действо должно было стать генеральной репетицией всемирного исполнения Мистерии, которое «силой искусства, привело бы человечество к финальному экстазу и слиянию с Единым». Текст «Предварительного действа» и Поэмы экстаза свидетельствуют как о космических устремлениях СкрябинаИнтуитивное начало в течении модернизма. В своём творчестве сознание модернизма обращается к интуитивному, мистическому, подсознательному, бессознательному в человеке, где рационализм практически сведен на нет [17].Понятие интуитивного в художественном сознании модернизма ставит перед собой остро вопрос о целостности художественное явления, так как целостность - это основная часть предметного мира. Поэтому для модернизма характерен поиск определённых форм, которые содержали в себе определенное смысловое воплощения. Модернизм как искусство, активизировал иной язык, в котором интуиция является идеальным инструментом понимания мира с позиции онтологизма. Интуитивное начало в проявлении модернизма становится главным излагающим событием, происходит отказ от традиционной сюжета, модернизм ищет новые способы выражения, обращаясь к интуиции, к внутреннему, духовному миру.Проявление модернизма ярко противостоит рационализму, так как именно мистическое что есть человеке не может быть до конца познано. Мистичность модернизма своего рода это прозрение тайны бытия, которая стоит на грани видимых и невидимых миров, создавая особое пограничное пространство и явления, которые были знакомыми, привычными, раскрываются с неизвестной стороныГоворя об интуиции, можно затронуть интеллектуальное начало в таком явлении как модернизм. Интеллект сам по себе не существует вне разума, поэтому разум в явлении модернизма приобретает другие, более сложные формы размышления и сам процесс мышления имеет тенденцию расширяться, то сужаться.Определяющее художественное сознание модернизма, интуитивное мистическое, ассоциативное ведет к достаточному прихотливому внутреннему миру художника, к целой системе ассоциаций, которые построены на тяготении к подсознательному и к бессознательному. Это тяготение основано на выявление связей между каким-либо феноменом мира, исчезает последовательность в изображение какого-либо явления, вместо этого появляются определенные временные пространства, отрезки, фрагменты, которые показывают состояние внутри человека.Символизм как явление - это важная составляющая, на которой базируется модернизм, и именно символизм впервые утвердил понимание нездешнего бытия, как части мира видимого, что положило начало новому искусству [14].Что касается формы, то для модернизма характерно понимание принципа единства содержания и формы. Модернизме представляет то, что форма и есть содержание, смысл искусства, поэтому искусство обретает собственный язык, где слова становятся как таковыми сами по себе. В таком решении отходит на принципиально иной план и художественное пространство, появляются такие понятия как ассоциация, диссонанс, коллаж, фрагментарность, что помогает восприятию связать художественный образ с действительностью.2.3 Этапы формирования культуры модернизмаМожно выделить следующие этапы формирования культуры модернизма. Самый первый этап приходит на начало века, затрагивая 10-20 годы XX века. Здесь появляются такие явления как: фовизм, супрематизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, имажинизм, абстракционизм, экспериментальный театр, сюрреализм.Общее, что отличает все эти явления - это то, что проявляется интерес к форме как объекту для изменений, в творчество входит форма, которая обретает новый духовный смысл, интуитивный в своём понимании.Второй этап затронул 20-50 год XX века, он включает в себя конструктивизм, биокосмизм, люменизм, дадаизм, неореализм. Здесь наблюдается интерес к модификации форм искусства, но в тоже время на втором этапе развития модернизма, особое внимание обращается на реальность как таковое.Затрагивая пятидесятые шестидесятые годы прошлого века, в модернизм вошли поп-арт, кинетическое искусство, абсурдизм и др. проявляется интерес к организации художественного пространства. Происходит окончательное разрушение представления о возможности существования парадигмы в искусстве.Среди множества вышеперечисленных форм центральное место занимает абстракционизм, который ставит своей задачей воплощение духовного в искусстве, так как абстракционизм это искусство в чистой форме. Духовное напряжение художника проявляется в абстракции, для абстракционизма характерна особо напряженная экспрессивность, которая показывает происходящие во внутреннем мире художника.Говоря абстракционизме и модернизме, можно затронуть такое понятие как умопостигаемый онтологизм, который ведет не к разделению, дифференциации, а к разделенной целостности, единству соединённого. Для модернизма оказалась актуальной проблемы синтеза в искусстве [26]Художественное сознание модернизма сформировал особый тип художника, где пол стал предметом философской и художественной рефлексии, в ходе которой происходило преображение человека. Андрогинизм другая наиболее яркая черта творческой личности. Жизнь художника сама остановилась произведением искусства, эту жизнь изучали, моделировали, придавали различные таинственные и мистические оттенки. Генерирующее сознание ведет к актуализации противоречия, которое соединяет недифференцированное в целое, не приобретая при этом рационалистической конструкции.Существует определенные символы модернизма, например, гора, которая является идеальным пространством, содержит в себе идею целостности. Идея башни - символ бытия художника, мифологема зеркала показывает, как в одном бытия отражается другое бытие, создавая иллюзию целостности. Лабиринт-это художественное творчество, которое находится в постоянном поиске в замкнутом пространстве, существуют и другие мифологемы.В основе модернизма лежит идея о непрерывности развития культуры. Идеи модернизма заключаются в его современности, основные идеи правды, подлинности, аутентичности, в тоже время, правда, в искусстве модернизма - это постоянный поиск ее, ее индивидуальное открытие. Категории правды помогает раскрыть сущность многих вещей. Идея правды в искусстве модернизма достаточно проблематична, её проблематичность заключается в противоречивых отношениях с основной идеей современного искусства, и идеи свободы в культуре модернизма. Правда, это такой символ, который невозможно измерить, это что-то непостижимое, не поддающихся рациональному описанию. Правда модернистов заключается в непостижимости, которая находится в природе мира и в природе человека. Эта непостижимость должна идеи возвышенности, идеи внутренней правды, показывают верность материалу правды и свободы в искусстве модернизма. Идея неправды, несвободы является другой чертой модернизма, как темные пятна в сознании, характеризуется как нечеловеческое и не поддающаяся реформированию. В человеке модернизм находит живое смертное начало, которое создает условие для героизма и гуманизма сущность модернизма достаточно сложна и двойственна по своей природе.ЗаключениеДанная работа была посвящена актуальной теме историческим условиям формирования культуры модернизма. Культура модернизма представляет интерес как явление уникальное, влияющее на современного человека. В ходе написания работы были проанализированы литературные источники, работы таких авторов как И. Анненского, И. Бартенева, С. Аверинцева, С. Батраковой, Е. Бобринской, М. Гаспарова, Л.Закс и других.В ведении была обозначена цель исследования, она состоит в анализе исторических условий формирования культуры модернизма.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:•уточнен смысл понятия модернизм,•выявлены хронологические рамки формирования культуры модернизма,•выявлены исторические особенности формирования культуры модернизма,Решая первую задачу исследования, было рассмотрено несколько определений модернизма, под модернизмом понимается современное течение или современное направление искусства конца XIX начала XX века, где основной чертой является отрицание предшествующих художественных традиций и стремление к новому, постоянному обновлению художественных форм. Были рассмотрены истоки возникновения модернизма, основные черты модернизма. Свобода искусства привело к тому, что у многих художественных жанров стало происходить размытие стилей, стирание культурных границ привело еще к одному явлению, это проникновение искусства в различные сферы культуры.исследования, были рассмотрены следующие принципы формирования культуры модернизма, отчуждение человека, влияние культуры масс- медиа, где главная особенность заключается в том, что сущность модернизма состоит не в определенной форме или сфере человеческой деятельности, а в разрыве культуры с её средой природным сообществом. Решая вторую задачу исследования, были рассмотрено три периода формирования культуры модернизма.Третьей задачей исследования была посвящена первая глава, где последовательно были раскрыты вопросы влияние революционных событий на модернизм, влияния фашизма, Первой и Второй мировой войны.Таким образом, модернизм как явление яркое, многогранное, оно представляет собой уникальное состояние человеческого духа, прошедшее через мировые катаклизмы и ставший основой для нового типа художественного сознания.Список литературыАдаскина Н.А. Символизм в творчестве авангардистов: О «символистском формализме» / Искусствознание. М., 2001. - № 1. - С.352-362.Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.-231 с.Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история. Вторая мировая война. Минск, 1997. Т.23. С. 154-166; 171-173.Барышников В.Н. Начало зимней войны // Война и политика 1939-1941 гг. Сборник статей военных историков под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2001. С. 174-191.Бесов А.Г. Отечественная история. Учебник. М., 2005.Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. -М., 1983.-362 с. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна до Пикассо.-М., 1996.- 176 с. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975.- 504 с.Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997. - 184 с.Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Вступ. ст., сост. и прим. Р.А. Гальцевой. -М., 1994. - Т. 1. - 542 с.Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. М., 2000. - 250 с.Бычков В.В. Эстетическая феноменология авангарда и модернизма / КорнеВиЩе 2000: Книга неклассической эстетики / Редкол. В. В. Бычков, Н.Б. Маньковская. М., 2000. - 333 с.Галактионов Ю. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х гг.- Кемерово, 1999.Галкин А.А. Социология неофашизма. М.: Наука, 1971.Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского союза с 1917 года до наших дней. М., 1996.Гаспаров M.Л. Поэтика серебряного века / Русская поэзия серебряного века, 1890-1917: Антология. -М., 1993. С.3-28.Грузинов И. Почти декларация / Литератруные манифесты от символизма до наших дней / Сост., вступ.ст. С.Б. Джимбинова. С.284-288.Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 177.Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма /Пер. с англ. А.В. Рябушина, М.В. Уваровой; Ред. и предисл. А.В. Рябушина, В.Л. Хайта М., 1985,- 137 с.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современный мистицизм / Предисл. и коммент. А.Г. Аствацатурова. СПб., 1996 - 231 с.Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990. - 276 с.Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков, 2000.- 337 с.Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.-415 с. Ю8.Казютинский В.В., Балашов Ю.А. Антропный принцип: История и современность // Природа. - 1989. -№1. - С. 23-32.Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / Сост., вступ.ст. С. Даниэля; Пер. с нем. Е. Козиной, А. Лисовского. СПб., 2001. - 576 с.Крылов В.М. Концептуализм концы и начала // Человек. - 2001. - Вып.5. -С. 33-47.Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900 гг.-М., 1994.-272 с.Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Предмет. М., 2000. - 176 с.Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980. - 271 с.Павлюченков, С. А. "Орден меченосцев". Партия и власть после революции. 1917-1929 / С.А. Павлюченков. - М.: Собрание, 2012. - 464 c.Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995 - 451 с.Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 285.Тэн И. Философия искусства / Подгот.изд., общ.ред. и послесл. A.M. Мякиши; Вступ.ст. П.С. Гуревича. М., 1996 - 351 с.ШульгинВ. Дни. Россия в революции 1917. С предисловием Николая Старикова / Василий Шульгин. - М.: Питер, 2015. - 651 c.
1. Адаскина Н.А. Символизм в творчестве авангардистов: О «символистском формализме» / Искусствознание. М., 2001. - № 1. - С.352-362.
2. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.-231 с.
3. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история. Вторая мировая война. Минск, 1997. Т.23. С. 154-166; 171-173.
4. Барышников В.Н. Начало зимней войны // Война и политика 1939-1941 гг. Сборник статей военных историков под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2001. С. 174-191.
5. Бесов А.Г. Отечественная история. Учебник. М., 2005.
6. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. -М., 1983.-362 с. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна до Пикассо.-М., 1996.- 176 с. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975.- 504 с.
7. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997. - 184 с.
8. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Вступ. ст., сост. и прим. Р.А. Гальцевой. -М., 1994. - Т. 1. - 542 с.
9. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. М., 2000. - 250 с.
10. Бычков В.В. Эстетическая феноменология авангарда и модернизма / КорнеВиЩе 2000: Книга неклассической эстетики / Редкол. В. В. Бычков, Н.Б. Маньковская. М., 2000. - 333 с.
11. Галактионов Ю. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х гг.- Кемерово, 1999.
12. Галкин А.А. Социология неофашизма. М.: Наука, 1971.
13. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского союза с 1917 года до наших дней. М., 1996.
14. Гаспаров M.Л. Поэтика серебряного века / Русская поэзия серебряного века, 1890-1917: Антология. -М., 1993. С.3-28.
15. Грузинов И. Почти декларация / Литератруные манифесты от символизма до наших дней / Сост., вступ.ст. С.Б. Джимбинова. С.284-288.
16. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 177.
17. Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма /Пер. с англ. А.В. Рябушина, М.В. Уваровой; Ред. и предисл. А.В. Рябушина, В.Л. Хайта М., 1985,- 137 с.
18. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современный мистицизм / Предисл. и коммент. А.Г. Аствацатурова. СПб., 1996 - 231 с.
19. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990. - 276 с.
20. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков, 2000.- 337 с.
21. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.-415 с. Ю8.Казютинский В.В., Балашов Ю.А. Антропный принцип: История и современность // Природа. - 1989. -№1. - С. 23-32.
22. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / Сост., вступ.ст. С. Даниэля; Пер. с нем. Е. Козиной, А. Лисовского. СПб., 2001. - 576 с.
23. Крылов В.М. Концептуализм концы и начала // Человек. - 2001. - Вып.5. -С. 33-47.
24. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900 гг.-М., 1994.-272 с.
25. Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Предмет. М., 2000. - 176 с.
26. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980. - 271 с.
27. Павлюченков, С. А. "Орден меченосцев". Партия и власть после революции. 1917-1929 / С.А. Павлюченков. - М.: Собрание, 2012. - 464 c.
28. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995 - 451 с.
29. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 285.
30. Тэн И. Философия искусства / Подгот.изд., общ.ред. и послесл. A.M. Мякиши; Вступ.ст. П.С. Гуревича. М., 1996 - 351 с.
31. Шульгин В. Дни. Россия в революции 1917. С предисловием Николая Старикова / Василий Шульгин. - М.: Питер, 2015. - 651 c.
Вопрос-ответ:
Какие политические идеи оказали влияние на формирование культуры модернизма?
Формирование культуры модернизма было сопряжено с политизацией и влиянием революционно-коммунистических идей. Эти идеи, пропагандирующие равенство и борьбу против буржуазной системы, нашли отражение в искусстве и литературе эпохи модернизма.
Как Первая мировая и Вторая мировая войны повлияли на искусство?
Первая мировая война и Вторая мировая война значительно повлияли на искусство эпохи модернизма. Они стали причиной разрушения и потери веры в традиционные ценности, вызвали ощущение хаоса и безнадежности, что отразилось на произведениях искусства. Войны также стимулировали появление новых выразительных средств, связанных с военными и технологическими изменениями.
Какие последствия повлекло за собой установление фашистского режима на культуру модернизма?
Установление фашистского режима имело серьезные последствия для культуры модернизма. Фашизм подавлял свободу выражения и идей, подавил влияние западной культуры и националистических движений, что привело к сужению культурных границ и определенному стагнации искусства.
Что представляет собой модернизм как явление культуры?
Модернизм – это явление культуры, характерное для конца XIX – первой половины XX века. Оно отличается отказом от традиционного искусства и стремлением к новым экспериментам. Модернизм выделяется своей индивидуальностью и нестандартными приемами выражения, а также стремлением к познанию человеческого разума и новым формам самовыражения.
Какие особенности культуры модернизма можно выделить?
Культура модернизма имеет несколько особенностей. Во-первых, это стремление к отказу от привычных форм и норм. Во-вторых, модернизм характеризуется своей индивидуализацией и стремлением к самовыражению. В-третьих, он связан с экспериментами и использованием новых технологий в искусстве. Наконец, модернизм отразил разочарование в традиционных ценностях, вызванное социальными и политическими изменениями.
Какие политические идеи повлияли на формирование культуры модернизма?
В формировании культуры модернизма существенное влияние оказали революционно-коммунистические идеи. Они политизировали культуру и стали одной из основных ценностей для модернистов.
Как войны повлияли на развитие искусства и культуры модернизма?
Войны, в частности Первая и Вторая мировые войны, оказали огромное влияние на искусство и культуру модернизма. Они вызвали усиление эмоциональных идеалов и заставили художников и писателей отражать жестокую реальность в своих произведениях.
Какие изменения произошли после установления фашисткого режима?
Установление фашистского режима имело серьезные последствия для культуры модернизма. Оно привело к подавлению свободы выражения искусства, цензуре и запрету на определенные формы и жанры. Многие художники и писатели были вынуждены эмигрировать или скрываться.
Что такое модернизм как явление культуры?
Модернизм – это широкое явление в культуре, которое охватывает различные области искусства, от живописи и литературы до архитектуры и музыки. Он характеризуется инновационным подходом к творчеству, экспериментами с формой и содержанием, а также акцентом на индивидуальность и свободу самовыражения.
Какие особенности присущи культуре модернизма?
Культура модернизма характеризуется нестандартным подходом к искусству, использованием новых материалов и технологий, экспериментами с формами и жанрами. Она акцентирует внимание на личности художника, его эмоциях и впечатлениях, а также стремится отобразить разрушение и неустойчивость мира в своих произведениях.
Какие исторические условия формировали культуру модернизма?
Формирование культуры модернизма было обусловлено политизацией культуры, революционно-коммунистическими идеями, влиянием Первой и Второй мировых войн, а также установлением фашистского режима.
В чем заключается специфика культуры модернизма?
Культура модернизма отличается особыми характеристиками, такими как индивидуализм, экспериментальность, разрушение традиций, активное взаимодействие искусства с политикой и обществом. Она имеет свои этапы формирования и проявления.