Становление династии Капетингов во Франции в освещении Жака ле Гоффа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 13.10.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Место династии Капетингов в истории Франции и в произведениях Жака Ле Гоффа 5
1.1 Историческая характеристика династии Капетингов 5
1.2 Жак Ле Гофф и его подход к истории Европы (в контексте Франции) 10
Глава 2. Характеристика представителей династии Капетингов Жака Ле Гоффа 16
2.1 Смысловая и структурная особенность книги Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового запада» 16
2.2 Характеристика Людовика IX 22
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Тем не менее, порабощенные римляне придерживались своих обычаев и традиций.2.2 Характеристика Людовика IXКнига Жака Ле Гоффа о французском короле Людовике IX Святом (1214-1270) - тот случай исторической биографии, когда равно значимы и персонаж, выбранный для биографии, и ее автор. "Этот рослый грузный человек с большими добрыми глазами и неизменной трубкой во рту - один из самых крупных медиевистов современности", - пишет о Ле Гоффе другой "один из крупнейших", российский историк Средневековья Арон Гуревич. Ле Гофф - продолжатель так называемой "школы "Анналов", самого влиятельного течения во французской исторической науке ХХ века, течения, которое прямо или косвенно реформировало западную историческую науку в целом. На русский язык уже переведено несколько книг Ле Гоффа, в том числе знаменитая "Цивилизация средневекового Запада". Биография Людовика IX, короля, который ходил в крестовые походы, основал первую во Франции придворную библиотеку, прославился благочестием и после смерти был признан святым - так вот, такая биография, написанная Жаком Ле Гоффом - воплощенный парадокс. Представители школы "Анналов" с большой осторожностью относятся к жанру биографии, считая его слишком близким к роману: уж больно логично в нем мир выстраивается вокруг центрального персонажа и его жизни, развивающейся от детства к успехам, за которые он и стал героем биографии. Во Франции биографический жанр уже давно стал делом не столько историков, сколько эссеистов и писателей. И для того, чтобы к нему вернуться - будучи историком и действуя как историк, - Ле Гофф счел необходимым принципиально обновить сам жанр биографии.Для такого обновления едва ли не лучший персонаж - Людовик IX из династии Капетингов. Любой средневековый король - сильно мифологизированная фигура, святой - чаще всего тоже, а уж король, признанный святым, - человек и вовсе исторически трудноразличимый. С другой стороны, Людовик Святой для Франции - личность общезначимая, и не только сам по себе: именно в его время, в XIII веке, начали закладываться основы французского национального мироощущения. Ле Гофф описывает, как впервые расцвел при Людовике Парижский университет - с прославленно-скандальными школярами и религиозными спорами - и показывает, как складывалась мифология Парижа как интеллектуальной столицы Европы - мифология, которая до сих пор помогает развитию и столицы, и ее университета. Судьбы людей и предметов у Ле Гоффа дают отзвуки в отдаленных веках и соединяют разрозненные времена: терновый венец, по преданию надетый на Иисуса Христа во время истязаний, был привезен Людовику из Константинополя, а в 1940 г., оказывается, в Париже был крестный ход с этим венцом - чтобы спасти страну от нападения фашистов.Однако при всей легендарности Людовик - человек очень выразительный в своих поступках, с редким для Средневековья чувством "я", и в то же время очень характерный для своего времени. Редчайший для католического Средневековья случай - канонизация мирянина, хотя бы и короля (другое дело - канонизация короля, крестившего страну, как, например, первого христианского короля Венгрии Иштвана). Но это исключение - важное, потому что именно в то время появились нищенствующие монахи, спасавшиеся не в богатом монастыре, а делами добродетели среди людей: Людовик IX был младшим современником Франциска Ассизского.Книга о Людовике IX построена и в самом деле не так, как обычная биография: собственно жизнеописание Людовика занимает всего треть книги, да и оно то и дело обращается к сюжетам иной природы: например, рассказывая, как умер отец будущего короля-святого, Людовик VIII, и как юный Людовик был коронован в 12 лет, Ле Гофф тут же пишет о том, как вообще в средневековой Франции относились к детям, о том, как воспринимали детство короля последующие агиографы и так далее. Событие с человеком словно бы расщепляется на отдельные уровни, и человек по-разному воспринимается на каждом из них.Вторая часть такое "расщепление" делает уже явной задачей. Она называется "Производство памяти о короле. А был ли Людовик Святой?К ней - логичный переход от финала собственно жизнеописания, которое заканчивается тем, как Людовик умер во время крестового похода (это был уже второй крестовый поход на Ближний Восток, в который он отправился) и какв 1291 году он был канонизарован. Однако и как короля, и как святого его воспринимали очень по-разному. Вторая часть состоит из глав: "Король официальных хроник", "Король агиографов нищенствующих орденов", "Король иностранных хронистов" и "Подлинный" Людовик IX Жуанвиля". Жан де Жуанвиль, один из ближайших младших друзей короля, после его смерти написал удивительное "Житие" - житие святого, написанное мирянином и не по правилам- где пишет о человеческих качествах короля, о его достоинствах и недостатках.И, наконец, третья часть книги - "Людовик Святой, король идеальный и уникальный" - посвящена сложнейшей теме: реконструкции того, как король - любитель нищеты, гонитель еретиков и евреев (Ле Гофф четко высказывает свое к этому отношение - и это не только личная честность, но и методологическая позиция), "централизатор" Франции - относился к окружающей реальности и понимал сам себя. Как Людовик воспринимал национально и религиозно раздробленный мир - от Парижа до монгольского Каракорума - и как его в этом мире оценивали и критиковали. Что для Людовика означала семья. Какой была его религиозность. Как - с возрастом все больше - Людовик осознанно строил свою личность как личность святого и стремился по мере сил приблизиться к предчувствуемому идеалу - образу короля-Христа.В заключеие отметим, что некогда Ле Гофф написал: "Я неизменно предпочитал человеческие существа абстракциям, но историк не в состоянии их рассматривать иначе, чем в недрах исторических систем, в которых они жили ". Исследование биографии и самопонимания Людовика IX - продолжение реализации этой программы. И в то же время попытка напрямую понять совсем, совсем другого человека, который одиноко бежал по миру и старался сделать вверенную ему Францию процветающим и нравственно чистым государством. Но понимал нравственность иначе, чем его окружение и его потомки. Книга заканчивается удивительным послесловием, где Жак Ле Гофф отчитывается с необычной для историка открытостью в тех личных чувствах - уважении, близости, резком несогласии, - которые он, Ле Гофф, испытывает к Людовику Святому.Жак Ле Гофф начал с объяснения причин своего выбора для средневековой истории, не прельщенный тонкостью редких античных исторических источников и, наоборот, переизбытком документов по современной истории: XII век представляет собой в его глазах справедливое равновесие и делает возможной биографию, в которой нет ложного противопоставления "личности и общества" или ложной проблемы между повествованием и структурой: "историку нужны исторические последовательности, повествование .Жак Ле Гофф также подчеркивает важность временных структур и их относительности от века до правления и служения: "действующие лица истории не являются своими современниками",-говорит он, показывая, что биография Сент-Луиса должна начинаться со всех традиций и представлений, завещанных ребенку-королю его дедом Филиппом Августом (Сент-Луис-первый король Франции, который знал своего деда) и заканчиваться только после его канонизации, через лет после его смерти. По этой причине Сент-Луис является королем XII века, из-за этого присутствия недавнего прошлого в этом обществе, где передача традиций является недавней. За изображением Эпиналя Венсенского дуба, под которым король сам вершил правосудие, лежит историческая истина, объясняет Жак Ле Гофф: Людовик первый допустил обращение к королю, прибегнув к феодальной справедливости. Это физическое присутствие царя иллюстрирует привилегированный момент, когда прямой контакт субъекта-царя еще возможен, тогда как централизованная бюрократия еще не достигла своего полного измерения.Верный учению своих учителей школы Анналов, Люсьена Февра и Марка Блоха, Жак Ле Гофф ищет "историю-проблему" за очевидными явлениями: святой король живет в то время, когда политика отделяется от религиозной, где французское государство образует себя, это ставит вопрос: Сент-Луис, это не Кловис, это не Жанна д'Арк, он почти консенсусен. Республиканцы ничего не имеют против Сент-Луиса, вокруг него не толпились. Мой план состоял не в том, чтобы развенчать его, а в том, чтобы приблизиться к истинному, вероятному, подлинному Сент-Луису, несмотря на все мифы. И против "биографической иллюзии", которая позволяет предположить, что жизнь организована по прекрасной логике повествования, ориентируется по предопределению. Однако жизнь Сент-Луиса предлагает череду препятствий, первым из которых является невозможность в XIII веке "царя-ребенка" (Ветхий Завет провозглашает "горе городу, чей принц-ребенок"). Жак Ле Гофф, наконец, объясняет, как, разделенный между увлечением "прекрасным королем" и отказом от его эксцессов, насилия, преданности флагелланту, он вошел в растущую близость со своим персонажем, тем самым реализуя свой прекрасный проект объединения строгости историка в отношении своих источников с контролируемым воображением. Такой памятник не сводится, но следует привести эти несколько прекрасных строк из "Сент-Луиса" Жака Ле Гоффа, великого размышления о времени :"... Потом он стал мне знаком, я слышал, как он смеялся, шутил, как он обнимал своих друзей, делал с умилением простые жесты, как садился на пол. Я понимал, что стоило ему смягчить ее естественность, жар ее крови в любовном действии, гнев или физический порыв, вкус хорошей пищи, красивой рыбы и свежих фруктов, потребность смеяться, выпивать по пятницам, удовольствие от болтовни. Просто человек, стоящий за "сверхчеловеком", который возводит буллу канонизации.Таким образом, первый великий человек Запада, говорящий ежедневно и на французском языке через своих прямых свидетелей, завещан нам через семь столетий после этого, возможно, более реальным, чем то, что его время могло узнать о нем через его идеализированный образ.ЗаключениеРазличение прошлого и настоящего - основной элемент концепции времени. Следовательно, это основополагающая операция, осуществляемая историческим сознанием и исторической наукой. Поскольку настоящее не может быть сведено к мгновению или точке, постольку определение объема настоящего является первой - осознаваемой или нет - проблемой, возникающей в рамках операции, производимой исторической наукой. Определение современного периода в школьных программах по истории может служить хорошим тестом для такого определения исторического настоящего. К примеру, французам оно говорит о том месте, которое занимает в национальном сознании Французская революция, поскольку современная история Франции официально начинается с 1789 г.Можно предсказать, каковы будут все сознательно либо бессознательно осуществляемые операции, проведение которых предполагает такое определение разделения на «прошлое/настоящее» на коллективном уровне. Идеологические по своему характеру разделения подобного рода можно встретить у большинства народов и наций. Однако такое определение настоящего, которое на самом деле является некоей программой, идеологическим проектом, часто упирается в гораздо более сложное представление о прошлом. Однако отсутствие известного и признанного прошлого, незначительная его глубина могут стать источником серьезных проблем коллективного менталитета и коллективной идентификации: это характерно для молодых, в частности африканских, наций. Список используемой литературыАвдеев, И.В. Всеобщая история. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 430 с.Авдеев, И.П. Всеобщая история. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 352 с.Бабаев, В.В. Всеобщая история. – М.: Эксмо, 2016. – 192 с.Варвары и Рим. Падение Западной Римской империи. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ukrmap.su/ru-wh6/1152.htmlВасильева, В.А. Всеобщая история. – М.: Академический Проект, 2015. – 752 с.Введенский, В.В. Всеобщая история. – М.: Владос, 2017. – 464 с.Горский, А.П. Всеобщая история. – М.: АСТ, Астрель, 2016. – 288 с.Жак Ле Гофф: "Произведение средневекового мастера было оммажем Господу" — [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://philologist.livejournal.comЖак ле Гофф. Рождение Европы. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.herzenlib.ruКириллов, В.А. Всеобщая история. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2015. – 672 с.Курукин, И.О. Всеобщая история. – М.: Дрофа, 2015. – 256 с.Лаптева, Е.А. Международные отношения. – М.: Академический проект, 2015. – 352 с.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева. — Екатеринбург: У - Фактория, 2005. — 560 с.Леонтьева, Р.Н. Международные отношения. – М.: Владос, 2016. – 288 с.Моряков, В.А. Международные отношения. – М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 464 с.Мягков, О.Г. Международные отношения. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 600 с.Православие и Ватикан. Согласие об Унии. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://apologet.spb.ru

Список используемой литературы

1. Авдеев, И.В. Всеобщая история. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 430 с.
2. Авдеев, И.П. Всеобщая история. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 352 с.
3. Бабаев, В.В. Всеобщая история. – М.: Эксмо, 2016. – 192 с.
4. Варвары и Рим. Падение Западной Римской империи. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ukrmap.su/ru-wh6/1152.html
5. Васильева, В.А. Всеобщая история. – М.: Академический Проект, 2015. – 752 с.
6. Введенский, В.В. Всеобщая история. – М.: Владос, 2017. – 464 с.
7. Горский, А.П. Всеобщая история. – М.: АСТ, Астрель, 2016. – 288 с.
8. Жак Ле Гофф: "Произведение средневекового мастера было оммажем Господу" — [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://philologist.livejournal.com
9. Жак ле Гофф. Рождение Европы. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.herzenlib.ru
10. Кириллов, В.А. Всеобщая история. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2015. – 672 с.
11. Курукин, И.О. Всеобщая история. – М.: Дрофа, 2015. – 256 с.
12. Лаптева, Е.А. Международные отношения. – М.: Академический проект, 2015. – 352 с.
13. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева. — Екатеринбург: У - Фактория, 2005. — 560 с.
14. Леонтьева, Р.Н. Международные отношения. – М.: Владос, 2016. – 288 с.
15. Моряков, В.А. Международные отношения. – М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 464 с.
16. Мягков, О.Г. Международные отношения. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 600 с.
17. Православие и Ватикан. Согласие об Унии. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://apologet.spb.ru

Вопрос-ответ:

Что представляет собой династия Капетингов в истории Франции?

Династия Капетингов - королевская династия, правившая во Франции с 987 года до 1328 года. Они являлись основателями и правителями французского королевства и сыграли важную роль в формировании французской нации.

Как Жак Ле Гофф относится к истории Европы в контексте Франции?

Жак Ле Гофф, известный французский историк, активно исследовал историю Франции и Европы. В своих произведениях он обращает особое внимание на средневековую историю, включая становление династии Капетингов. Он представляет свое видение истории, основываясь на исследованиях и анализе источников.

Какая характеристика представителей династии Капетингов дана в книге Жака ле Гоффа?

Жак Ле Гофф в своей книге "Цивилизация средневекового запада" описывает представителей династии Капетингов как великих правителей и ключевых фигур в формировании средневековой французской государственности. Он анализирует их политические решения, отношения с окружающими государствами и влияние на развитие Франции.

В чем заключается особенность книги "Цивилизация средневекового запада" Жака Ле Гоффа?

Книга Жака Ле Гоффа "Цивилизация средневекового запада" имеет особую структуру и содержит глубокий анализ социальной, политической и культурной жизни средневековой Франции. Она предлагает новый взгляд на средневековую историю и раскрывает особенности развития династии Капетингов и их влияния на Францию.

Какая информация представлена о Людовике IX в произведении Жака Ле Гоффа?

В книге Жака Ле Гоффа "Цивилизация средневекового запада" дана характеристика Людовика IX как правителя, организовавшего справедливое и благополучное государство. Он был известен своими реформами, поддержкой науки и искусства, а также установлением добрососедских отношений с другими государствами.

Что представляет собой династия Капетингов и какое место они занимают в истории Франции?

Династия Капетингов была правящей династией во Франции с 987 по 1328 год. Они смогли установить своё господство и закрепиться на французском престоле, что сделало их ключевым фактором в формировании французского государства. Капетинги сыграли важную роль в создании сильного королевства, привнесли много изменений в политическую, экономическую и общественную жизнь Франции.

Какую роль в истории Франции сыграл Жак Ле Гофф и его работы?

Жак Ле Гофф, известный французский историк, в своих работах уделял особое внимание истории Франции и значимости династии Капетингов. Он представил новый подход к изучению истории Европы и Франции, придающий большее значение народным массам и социальным аспектам. Его исследования дали новый импульс для понимания формирования французской государственности, роли Капетингов и сознанию средневековой Франции.

С какой целью Жак Ле Гофф написал книгу "Цивилизация средневекового запада" и какова её основная идея?

Книга Жака Ле Гоффа "Цивилизация средневекового запада" написана для того, чтобы исследовать и прояснить сущность средневековой цивилизации. Основная идея книги заключается в том, чтобы обратить внимание на особенности и культурные ценности средневековой западной цивилизации, а также показать её значение и влияние на современный мир.

Какую характеристику дал Жак Ле Гофф представителям династии Капетингов, в частности Людовику IX?

Жак Ле Гофф высоко оценивал представителей династии Капетингов, включая Людовика IX. Он считал их великими правителями, которые сумели укрепить свою власть, создать сильное королевство и внести значительные политические и социальные изменения. Людовик IX был признан Жаком Ле Гоффом одним из самых добродетельных и праведных королей Франции, который способствовал стабилизации и прогрессу страны.