Экономическая программа развития Республики Татарстан

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Особенности экономического развития региона
1.1 Экономическое развитие региона
1.2 Теоретическая база прогнозирования регионального развития
2 Направления экономической программы развития Республики Татарстан
2.1 Анализ экономического развития Республики Татарстан за 2008-2009 гг.
2.2 Особенности экономической программы развития Республики Татарстан
Задачи экономической программы развития Республики Татарстан:
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

[11 c.99]
На первом этапе осуществляется активное воздействие на все демографические процессы, инвестирование в реализацию предусмотренных подпрограмм и проектов. Основные задачи этапа - добиться повышения рождаемости, уменьшения темпов роста смертности населения, упорядочить миграционные процессы, активизировать пропаганду семейных ценностей и здорового образа жизни.
На втором этапе особое внимание уделяется дальнейшему росту рождаемости и уменьшению смертности, что особенно актуально в условиях прогнозируемого демографического "провала" - производной от снижения рождаемости в первой половине 1990-х годов. Основная задача этапа - добиться к 2016 г. положительного естественного прироста населения.
На третьем этапе намечено осуществить поддерживающую демографическую политику в условиях расширенного естественного воспроизводства населения. С 2020 г. необходимо точечное, корректирующее воздействие на демографическое развитие Республики Татарстан. К тому времени наибольшее влияние на демографию начнут оказывать естественные рыночные процессы.
По мере предусмотренного Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 гг. и другими программами и прогнозами роста экономики и реальных денежных доходов населения, а также ускоренного снижения их дифференциации роль прямого воздействия государства на демографические процессы будет снижаться и трансформироваться. Вместо функции прямого инвестирования средств на решение демографических проблем государство с 2020 г. начнет осуществлять преимущественную функцию поддержки рыночных механизмов, оказывающих положительное влияние на демографию.
Для повышения рождаемости вводится комплекс мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства:
1. Введение базового материнского капитала при рождении второго ребенка.
2. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на первого ребенка, на второго и последующих.
3. Увеличение стоимости родового сертификата в период беременности и в период родов.
4. Компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание для первого ребенка - на сумму, равную 20%, для второго - 50%, для третьего - 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения
5. Стимулирование передачи детей, лишившихся попечения родителей, на воспитание в семью, в виде единовременного пособия.
6. Увеличение размеров выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье и заработной платы приемному родителю ежемесячно.
7. Диспансеризация детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах систем здравоохранения, образования, а также учреждениях системы исполнения наказаний.
Принципиальное значение для увеличения рождаемости будет иметь преодоление кризиса семьи на путях увеличения доходов населения, ликвидации бедности, роста объемов строительства доступного жилья, а также пропаганды в СМИ семейных ценностей.
Программа "Стимулирование рождаемости" содержит два проекта: "Расширение возможностей использования материнского (семейного) капитала" и "Расширение возможностей использования ипотеки молодым семьям".
Учитывая низкий уровень здоровых детей при рождении (15 - 20%), предлагается расширить сферу использования материнского капитала на оплату лечения хронических заболеваний ребенка, в том числе не достигшего трехлетнего возраста.
Для улучшения жилищных условий молодых семей перспективным является расширение возможностей использования социальной ипотеки:
увеличение критерия отнесения семей к категории "молодая семья" (до возраста 35 лет); [21]
обеспечение роста компенсаций по социальной ипотеке (погашения части кредита) за счет средств бюджета Республики Татарстан при рождении второго ребенка на 200,0 тыс. рублей (действует в настоящее время).
Программа "Улучшение здоровья и сокращение смертности населения" предусматривает:
поступательное снижение уровня заболеваемости населения;
стимулирование здорового образа жизни и последовательная деалкоголизация и денаркотизация населения;
формирование финансово-организационных механизмов финансирования дорогостоящих операций социально не защищенных слоев населения за счет бюджета;
минимизацию существующего разрыва между уровнем жизни населения в трудоспособном возрасте и уровнем жизни пенсионеров;
реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий, охраны труда, предотвращение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости на предприятиях всех форм собственности и видов экономической деятельности;
снижение смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий;
улучшение здоровья, повышение эффективности системы профилактики заболеваемости среди граждан пожилого возраста и инвалидов, совершенствование системы медико-социальной и социально-психологической реабилитации пожилых людей и инвалидов;
создание центров по лечению и реабилитации несовершеннолетних от алкогольной, наркотической и токсической зависимости.
В составе программы сформулированы семь проектов:
"Стимулирование трудовой активности лиц за пределами трудоспособного возраста и лиц с ограниченными возможностями";
"Совершенствование системы социальной поддержки пожилых граждан Республики Татарстан";
"Интеграция инвалидов в общество";
"Создание государственного внебюджетного фонда финансирования дорогостоящих операций для малообеспеченных категорий населения";
"Стимулирование развития добровольного страхования здоровья";
"Создание центров для лечения и реабилитации несовершеннолетних от алкогольной, наркотической и токсической зависимости";
"Проведение медицинских осмотров и предоставление медицинской помощи социально-дезадаптированным слоям населения".
Программа "Развитие института семьи" предусматривает:
формирование в общественном сознании представления о семье как о наиболее значимом для социума и государства институте;
комплексную медицинскую, социальную, психологическую государственную поддержку молодых семей;
развитие и совершенствование системы сексуального воспитания молодежи, формирование в среде подрастающего поколения уважительного отношения к противоположному полу;
воспрепятствование дальнейшему существенному росту численности "гражданских браков";
дальнейшее осуществление и расширение границ поддержки многодетных и неполных семей;
противодействие социальным девиациям, препятствующим нормальному, здоровому функционированию и развитию институту семьи и брака.
создание условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
сокращение масштабов социального сиротства, обеспечение воспитания детей-сирот, детей, лишившихся родительского попечения, преимущественно в семейных условиях;
создание системы "раннего вмешательства", направленной на профилактику семейного благополучия, деинституализацию детей-инвалидов, обеспечение их воспитания в семьях;
внедрение новых методов и технологий в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей;
комплексную медицинскую, социальную, психологическую государственную поддержку молодых семей и семей, взявших на воспитание детей.
В составе программы выдвинуты проекты:
"Создание территориальных центров социальной помощи семье и детям";
"Популяризация семейного образа жизни";
"Здоровая семья";
"Дополнительная поддержка неполной семьи";
"Противодействие проституции".
Программа "Регулирование миграции" предусматривает:
минимизацию численности нелегальных мигрантов в Республике Татарстан;
обеспечение максимального соответствия профессиональной квалификации мигрантов потребностям экономики Республики Татарстан в трудовых ресурсах;
развитие системы учреждений начального профессионального образования при крупных промышленных предприятиях республики;
формирование в общественном сознании позитивного отношения к легальной миграции и мигрантам.
В составе программы определены проекты:
"Регулирование миграции в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах";
"Содействие легализации миграции";
"Организация комплексной работы с переселенцами".[11 c.100]
Уменьшению смертности будет способствовать реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", модернизация технологий лечения, их интенсификация, повышение качества медицинских услуг и профилактики заболеваний. Необходимы улучшение условий и пропаганда здорового образа жизни.
Для увеличения миграционного притока населения в республику предстоит усилить меры по государственной поддержке благоустройства мигрантов, в том числе трудоустройству и обеспечению жильем.
Заключение


На основе проведенного анализ экономического состояния региона Республики Татарстан можно сделать выводы:
- Прирост ВРП за 2008 год составил 7,3%, за 2009 год - 6,0 %, на последующие годы – 6,1-8,2% ежегодно.
- В 2009 году объем промышленной продукции составил 348,4 млрд. рублей и возрос на 5,5% по сравнению с 2008 годом.
- Общий объем инвестиций в основной капитал в 2009 году составил 86,6 млрд. рублей, что составляет 106,1% к уровню 2008 года.
- В 2009 году денежные доходы населения увеличились в номинальном выражении на 20,6% по сравнению с уровнем 2008 года. Реальные денежные доходы населения возросли на 8,5%.
- Продолжал расти уровень жизни населения, который в 2009 году составил 1,12, индикатор качества жизни – 0,705.
Однако, несмотря на положительные тенденции в развитие экономики региона, в настоящее время имеются серьезные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие республики, а значит, стабильность экономики, уровень жизни населения:
- Сокращение доходной части бюджета.
- Низкая заработная плата. Серьезную озабоченность вызывает уровень заработной платы работников бюджетной сферы и отрасли сельского хозяйства.
- Рост безработицы.
- Отсутствует информация о профессиональной миграции.
- Медленно развивается процесс внедрения инновационной деятельности во все сферы экономики и социальной сферы.
- Высокий уровень загрязнения окружающей среды.
- Проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
На основе данных проблем и возможностей определим экономическую программу развития региона.
Кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в России рассматривается как ключевая задача предстоящего десятилетия, без решения которой модернизация и экономический рост будут невозможны. Необходимо разработать в программе методы снижения барьеров выхода на рынок; устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности; обеспечения согласованности действий федеральных и региональных органов власти.
В соответствии с выделенными задачами сформированы следующие программы демографического развития Республики Татарстан:
1. "Стимулирование рождаемости".
2. "Улучшение здоровья и сокращение смертности населения".
3. "Развитие института семьи".
5. "Регулирование миграции".
6. "Информационное обеспечение демографической политики".
Для увеличения миграционного притока населения в республику предстоит усилить меры по государственной поддержке благоустройства мигрантов, в том числе трудоустройству и обеспечению жильем.
Список используемой литературы:


Анищин Г.Н. Справочник по регионам России. - М. 2009.
Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // Транспортное дело России. - 2008. - № 4.- С. 45-47.
Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 156 с.
Видяпин В.И. Экономическая география России. - М. 2008.
География. Население и хозяйство России. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Дрофа, 2008 г.
Дронов В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. – С. 23.
Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // Российский экономический журнал. - 2009. - №12. – С. 17-18.
Кокорев А.А. Социально-экономическая география стран СНГ.: СПб. 2009.
Кунин А.В., Ледова А.С. Экономико-социальные аспекты регионального развития в России. М. 2008.
Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебник. – М.: Гардарики, 2009. – 224 с.
Леонтьева Ф.Р., Сафиуллин Р.С. Анализ социально-экономической и медико-демографической ситуации в Республике Татарстан и ее влияние на потребление лекарственных средств // Неврологический вестник. - 2008. - Т. XXXVI, вып. 1-2. - С.99-100.
Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 522 с.
Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – 126 с.
Российский статистический ежегодник /Госкомстат России, М., 2010 г.
Регионалистика: учебное пособие для вузов / Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терёшина Н.П. - М.: УМК МПС России, 2008.
Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12-14.
Экономическая география России. И.А. Родионова. "Московский лицей", 2008 г.
Экономическая география России. Уч. под ред. В.И. Видяпина. Инфра-М, 2008 г.
www.tatar.ru
www.tatarstan.net
tatstat.ru
Приложение 1
Основные показатели социально-экономического развития
Республики Татарстан

Наименование показателя Значение показателя Отчет Прогноз 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2015г. Валовой региональный продукт - в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году
107,0
110,9
103,5
107,3
106,0
106,1
107,0
106,7 - индекс-дефлятор 162,4 97,1 115,5 113,6 112,3 104,2 104,6 103-104 Продукция промышленности - в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году
113,5
107,4
100,9
106,2
105,5
105,5
106,0
105,6 - индекс-дефлятор 172,7 104,8 108,6 112,5 117,2 101,0 105,4 105-106 Инвестиции в основной капитал (по объектам производственного назначения) - в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

106,3
81,3
88,4
115,9
106,2
107,0
107,1 Оборот розничной торговли - в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году
105,3
114,6
107,2
116,3
113,3
108,5
106,5
105-106 - индекс-дефлятор 124,8 119,2 113,6 111,0 108,2 108,1 103,0 102-103 Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году, в среднем за год 124,3 121,4 116,6 115,9 111,1 109,4 103,5 102-103 Среднемесячная заработная плата, в % к предыдущему году 155,5 146,1 127,2 121,3 120,2 120,6 112,9 108,0











2

1.Анищин Г.Н. Справочник по регионам России. - М. 2009.
2.Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // Транспортное дело России. - 2008. - № 4.- С. 45-47.
3.Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 156 с.
4.Видяпин В.И. Экономическая география России. - М. 2008.
5.География. Население и хозяйство России. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Дрофа, 2008 г.
6.Дронов В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. – С. 23.
7.Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // Российский экономический журнал. - 2009. - №12. – С. 17-18.
8.Кокорев А.А. Социально-экономическая география стран СНГ.: СПб. 2009.
9.Кунин А.В., Ледова А.С. Экономико-социальные аспекты регионального развития в России. М. 2008.
10.Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебник. – М.: Гардарики, 2009. – 224 с.
11.Леонтьева Ф.Р., Сафиуллин Р.С. Анализ социально-экономической и медико-демографической ситуации в Республике Татарстан и ее влияние на потребление лекарственных средств // Неврологический вестник. - 2008. - Т. XXXVI, вып. 1-2. - С.99-100.
12.Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 522 с.
13.Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – 126 с.
14.Российский статистический ежегодник /Госкомстат России, М., 2010 г.
15.Регионалистика: учебное пособие для вузов / Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терёшина Н.П. - М.: УМК МПС России, 2008.
16.Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12-14.
17.Экономическая география России. И.А. Родионова. "Московский лицей", 2008 г.
18.Экономическая география России. Уч. под ред. В.И. Видяпина. Инфра-М, 2008 г.
19.www.tatar.ru
20.www.tatarstan.net
21.tatstat.ru

Вопрос-ответ:

Какие особенности экономического развития Республики Татарстан?

Экономическое развитие Республики Татарстан характеризуется высокой промышленной активностью, наличием развитых транспортных инфраструктурных систем, активным привлечением инвестиций, высокими темпами роста ВНП и низкой безработицей. Также важно отметить развитие нефтегазовой промышленности, машиностроительного комплекса и сельского хозяйства в регионе.

Какие направления экономической программы развития Республики Татарстан?

Одним из основных направлений экономической программы развития Республики Татарстан является развитие инфраструктуры. В рамках программы планируется модернизация транспортной системы, развитие логистических центров, создание инновационных парков и технополисов. Также важными направлениями являются развитие промышленности, улучшение инвестиционного климата, поддержка предпринимательства и развитие туризма.

Какие задачи ставит перед собой экономическая программа развития Республики Татарстан?

Основными задачами экономической программы развития Республики Татарстан являются повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест, снижение безработицы, увеличение экспорта продукции региона, развитие малого и среднего бизнеса, совершенствование инвестиционного климата, модернизация производства и повышение его конкурентоспособности.

Какие анализы экономического развития Республики Татарстан проведены за 2008-2009 годы?

В рамках анализа экономического развития Республики Татарстан за 2008-2009 годы было изучено состояние основных отраслей экономики региона, в том числе промышленности, сельского хозяйства и строительства. Были проанализированы показатели ВНП, инвестиций, экспорта и безработицы. Также были выделены проблемные зоны и предложены меры по их решению.

Какие особенности характеризуют экономическое развитие Республики Татарстан?

Экономическое развитие Республики Татарстан характеризуется высоким уровнем индустриализации, развитием нефтегазовой, химической, машиностроительной и пищевой промышленностей, а также активной работой по привлечению инвестиций.

Какие направления включает экономическая программа развития Республики Татарстан?

Экономическая программа развития Республики Татарстан включает такие направления, как развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие туризма и инновационных технологий, повышение качества жизни населения.

Какие задачи ставит перед собой экономическая программа развития Республики Татарстан?

Экономическая программа развития Республики Татарстан ставит перед собой задачи по привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест, развитию сферы услуг, поддержке инноваций и развитию малого и среднего предпринимательства.

Какой анализ экономического развития Республики Татарстан проводился за 2008-2009 гг.?

Анализ экономического развития Республики Татарстан за 2008-2009 гг. проводился с целью оценки динамики экономических показателей, таких как ВВП, объем промышленного производства, инвестиции в основной капитал, уровень безработицы и других.

Какая теоретическая база используется при прогнозировании регионального развития?

При прогнозировании регионального развития используется теоретическая база, включающая различные методы экономико-математического моделирования, анализ и прогнозирование экономических показателей, а также учет и анализ внешних факторов, влияющих на развитие региона.