Участники и этапы организации проекта государственно-частного партнерства
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 15.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАР-СТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 7
1.1 История развития ГЧП 7
1.2 Характеристика участников ГЧП 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 12
2.1 Организация государственно-частного партнерства 12
2.2 Анализ современных форм ГЧП в России 17
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Коммунальная сфера и энергетика. На третьем месте по числу проектов, как и ранее, коммунальная сфера. В топ-100 вошло 17 таких инициатив суммарно на 55,5 млрд руб., что в 2,3 раза больше, чем полгода назад. В перечень добавлены шесть проектов водоснабжения и водоотведения и теплоснабжения в сумме на 32 млрд руб., а также пять — в сфере утилизации ТБО на 8,2 млрд руб. В нынешний топ-100 добавлено четыре муниципальных проекта Башкирии в сфере электроэнергетики суммарно на 9,2 млрд руб. По трем проектам в области энергоснабжения уже подана частная инициатива от компании «АСТ», а по одному — в сфере уличного освещения — компания «Боос Лайтинг Групп» обсуждает условия с властями Уфы. Телекоммуникации. В национальный перечень вошло три проекта в сфере транспортной телематики на 90,8 млрд руб. Из них две федеральные инициативы — по созданию АСВГК и системы мониторинга транзита санкционных грузов суммарно на 84,8 млрд руб. — «цифровые», то есть в число объектов в этих потенциальных концессиях входят информационные технологии. «Цифровая» ниша — перспективная на рынке инвестиций в инфраструктуру. Однако на фоне экономического кризиса шансы на запуск есть в основном у проектов с небольшой долей участия государства на этапе эксплуатации (капитальный грант, как правило, отсутствует в этих проектах в принципе). Остальные инициативы, на наш взгляд, не будут приоритетными для бюджетного участия. Инвестиционная стадия в них короткая, а значит, выплаты на этапе эксплуатации потребуются быстрее, чем в проектах других отраслей. При этом без платы концедента ITпроект лишается «гаранта» окупаемости. Другие проекты. В нынешнюю версию топ-100 вошли сразу пять проектов по строительству производственно-логистических комплексов Минобороны. По нескольким из них уже подписаны распоряжения правительства о заключении концессионных соглашений, по остальным это ожидается в 2020 году. В сумме ПЛК во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Калининграде и на территории Хабаровского края требуют 118,1 млрд руб., а интересантом большинства из них является группа «ВИС». «Выбивающимся» из перечня проектом осталось строительство теплиц в совхозе «Алексеевский» в Башкирии за 10,8 млрд руб. В середине 2019 года между регионом, Газпромбанком и совхозом было подписано соглашение о намерениях, однако с тех пор проект находится «на паузе», и вероятность его запуска в текущей ситуации, по нашей оценке, ниже, чем, например, у автодорожных или социальных проектов. Возможность запускать «цифровые» концессии и ГЧП была закреплена в 115ФЗ и 224ФЗ относительно недавно — в 2018 году. С тех пор на рынке обсуждается несколько крупных ITконцессий, однако пока до подписания дошло только одно соглашение о ГЧП — в сфере цифровой маркировки товаров за 220 млрд руб. Подробнее о перспективах ITпроектов на рынке концессий читайте в аналитическом обзоре InfraOneResearch «Инвестиции в инфраструктуру. Информационные технологии». Отраслевая структура национального пайплайна в нынешней версии не сильно изменилась по сравнению с январем 2020 года или даже весной 2019го. Социальные проекты на концессионном и ГЧПрынке уже давно стали по количеству догонять и даже обгонять транспортные, хотя последние остаются наиболее дорогостоящими. Впрочем, на фоне экономического кризиса топ-100 проектов все же начал меняться. А в среднесрочной перспективе его отраслевая структура может измениться еще больше за счет прироста медицинских, транспортных, образовательных, коммунальных инициатив («гигиенического минимума» для экономики) и снижения числа неприоритетных в сложившихся условиях проектов в сфере спорта, культуры, туризма, а в некоторых случаях и транспортной телематики. Таким образом, мы ждем, что к концу года состав перечня в части проектов социальной сферы может еще сильнее видоизмениться под влиянием кризиса и пандемии, так как региональные и федеральные власти успеют лучше оценить ситуацию и расставить приоритеты в поддержании и развитии инфраструктуры «первой необходимости». ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИВ ближайшие годы наибольшим потенциалом для реализации на условиях ГЧП будут обладать проекты в следующих сферах:развитие инфраструктуры транспортной системы города (КЖЦ по современным транспортным средствам и системам, концессионные проекты по созданию объектов внутригородской транспортной инфраструктуры, создание транспортно-пересадочных узлов на территории города и др.);социальная сфера и здравоохранение (проекты в рамках развития Международного медицинского кластера, по созданию современных медицинских и гериатрических центров, КЖЦ по сложному медицинскому оборудованию);развитие производственного потенциала города (заключение долгосрочных контрактов на поставку востребованной городом продукции с инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по локализации ее производства);жилищно-коммунальное хозяйство (проекты в сфере переработки и утилизации коммунальных отходов, КЖЦ по домовым приборам учета и др.).Практика использования конструкции государственно-частного партнерства во всех сферах решения социальных задач позволяет выделить ряд такие позитивные последствия: рост сервиса; рост объема разработок и внедрения инфраструктурных проектов; рост эффективности размещения ресурсов публичного управления; выработка инициативного подхода к реализации инноваций; прозрачность финансовых потоков в отрасли; снижение расходных обязательств государства и сокращение бюджетного дефицита. Характеристика процесса управления проектами государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта Современное состояние железнодорожного транспорта позволяет выявить основную проблему этой отрасли – износ значительного объема железнодорожной инфраструктуры. Указанное актуализирует привлечение капитала в отрасль для инновационного ее обновления. Эффективным инструментом для преодоления названной проблемы в отрасли железнодорожного транспорта является конструкция государственно-частного партнерства. Эта конструкция позволяет органам публичного управления не отказываться от собственного воздействия на управляемую сферу и при этом привлекать управленческие, финансовые, трудовые, научные ресурсы частного сектора. В свою очередь, частный сектор получает возможность извлекать прибыль из реализации социально и экономически значимых масштабных проектов. Целевой государственной программой, регламентирующей обновление отрасли до 2030 г., предусмотрено более двадцати проектов в сфере железнодорожного транспорта, которые должны быть реализованы на условиях государственно-частного партнерства. При этом если в практике зарубежных государств государственно-частное партнерство инициируется обычно частным бизнесом, в России проекты для совместной реализации государством и частным бизнесом обычно инициируются органами публичного управления. При этом государство в условиях партнерства предоставляет частному бизнесу налоговые и иные послабления, также участвует в финансировании проекта. Частный партнер наделяется определенным, необходимом для реализации проекта, объемом полномочий. Необходимо отметить, что на сегодняшний день у государства нет четкой стратегической программы и методологии партнерской деятельности. Частный сектор, в свою очередь, как партнер привносит в общую деятельность финансовые, организационные, управленческие ресурсы, практику принятия управленческих решений по инновационному обновлению отрасли. Принятие закона, позволяющего заключать концессионные соглашения и соглашения о ГЧП в отношении объектов информационных технологий, стало важным и своевременным шагом. Как для частного, так и для государственного сектора открылись новые возможности, придающие стимул к переосмыслению многих процессов, особенно в свете общего тренда на цифровизацию экономики. Вовлечение частного капитала в модернизацию IT-инфраструктуры страны, обеспеченное правовыми гарантиями государства, может стать катализатором роста рынка в целом, так как доступ к масштабным проектам получит целый класс игроков. Надеемся, что возможности закона будут использовать не только признанные лидеры IT-отрасли, но и развивающиеся компании, которые получат новый рынок и канал поддержки своих идей. Важно также, что использование нового инструментария позволит улучшить качество и доступность государственных услуг для населения: одним из наиболее ожидаемых сообществом последствий реформы является появление проектов, направленных на развитие и повышение эффективности государственных информационных систем.Итак, мы предполагаем три сценария развития рынка проектов на фоне пандемии. По оптимистичному он продолжит развиваться так же, как «до вируса», а суммарный объем топ-100 может вырасти за счет новых инициатив. При пессимистичном на рынке будут запускаться только проекты «гигиенического минимума» развития инфраструктуры, а потенциальные вложения в топ-100 сократятся на 35–40%, до 1,1–1,2 трлн руб. Наиболее вероятный сценарий — умеренный — предполагает «переориентацию» рынка в пользу медицинской, транспортной, коммунальной сфер с сокращением предложения проектов в сфере спорта, туризма, рекреации и ряда других неприоритетных в нынешний кризис отраслей. Топ-100 в таком случае, по нашей оценке, сохранится на уровне 1,6–2 трлн руб. в ближайшие полгода-год.ЗАКЛЮЧЕНИЕМожно сделать вывод, что развитие института ГЧП, формирование серьезной законодательной базы, проведение работы по определению рейтинга регионов с позиции развития в них ГЧП говорит о том, что ГЧП становится одним из основных факторов развития национальной экономики и обеспечения ее устойчивости. Поскольку национальная экономика включает в себя субъекты регионального уровня, то все это обязывает региональные власти организовать работу на региональном и муниципальном уровне по формированию законодательных документов и разработке механизмов взаимодействия с бизнесом, сформировать управленческие структуры, подготовить квалифицированные кадры. Необходимость этого диктуют не только законодательные инициативы, но и реалии развития экономики страны. Кроме того, поскольку рейтинг регионов оценивается по уровню развития в них ГЧП, то этот показатель будет являться одним из важных показателей, характеризующих эффективность управления развитием регионов. Это особенно актуально в свете реализации национальной стратегии устойчивого развития, выполнение которой так же будет базироваться на реализации стратегий развития регионов, которым предстоит учитывать в них такие направления, как развитие ГЧП, создание условий для привлечения бизнеса к участию в проектах ГЧП (например, система льгот, выгодные условия кредитования, возможность последующего управления созданными объектами и получения дополнительной выгоды и пр.), формировать законодательную базу и пр. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыФедеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2018 N 173-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсНаучная литератураВасиленко, А.И. Государственное и муниципальное управление / А.И. Василенко – М.: Юрайт, 2016. – 416 с.Василенко, И.А. Геополитика современного мира / И.А. Василенко – М.: Юрайт, 2016. – 400 с.Василенко, И.А. Государственная и муниципальная служба. Учебник / И.А. Василенко – М.: Международные отношения, 2017. – 382 с.Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова – М.: Проспект, 2016. – 640 с.Глебкова, Н.Н. Государственное и муниципальное управление / Н.Н. Глебкова – М.: Русайнс, 2017. – 112 с.Давыдкина, И.Б. Государственное управление / И.Б. Давыдкина – М.: Инфра-М, 2017. – 126 с.Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов – М: МарТ, Феникс, 2016. – 384 с.Качанова, Н.Н. Государственное управление. Учебное пособие / Н.Н. Качанова – М.: КноРус, 2018. – 184 с.Колосницыной, И.Ш. Экономика здравоохранения. Учебник / И.Ш. Колоснициной – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с.Коробко, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Коробко – М.: Юнити-Дана, 2019. – 240 с.Крусс, О.В. Конституционализация фискально-экономических обязанностей в Российской Федерации / О.В. Крусс – М.: Норма,Инфра-М, 2017. – 304 с.Кузин, С.Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / С.Э. Кузин – М.: Дело АНХ, 2018. – 120 с.Овчинников, А.Н. Муниципальное право. Учебник и практикум / А.Н. Овчинников – М.: Юрайт, 2017. – 362 с.Олейников, С.Л. Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства / С.Л. Олейников– М.: Институт русской цивилизации, 2017. – 860 с.Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления / В.П. Орешин – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.Орлова, Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Орлова– М.: Проспект, 2016. – 640 с.Электронные ресурсыФедеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 15.09.2020)
2. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
Научная литература
3. Василенко, А.И. Государственное и муниципальное управление / А.И. Василенко – М.: Юрайт, 2016. – 416 с.
4. Василенко, И.А. Геополитика современного мира / И.А. Василенко – М.: Юрайт, 2016. – 400 с.
5. Василенко, И.А. Государственная и муниципальная служба. Учебник / И.А. Василенко – М.: Международные отношения, 2017. – 382 с.
6. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
7. Глебкова, Н.Н. Государственное и муниципальное управление / Н.Н. Глебкова – М.: Русайнс, 2017. – 112 с.
8. Давыдкина, И.Б. Государственное управление / И.Б. Давыдкина – М.: Инфра-М, 2017. – 126 с.
9. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов – М: МарТ, Феникс, 2016. – 384 с.
10. Качанова, Н.Н. Государственное управление. Учебное пособие / Н.Н. Качанова – М.: КноРус, 2018. – 184 с.
11. Колосницыной, И.Ш. Экономика здравоохранения. Учебник / И.Ш. Колоснициной – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с.
12. Коробко, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Коробко – М.: Юнити-Дана, 2019. – 240 с.
13. Крусс, О.В. Конституционализация фискально-экономических обязанностей в Российской Федерации / О.В. Крусс – М.: Норма,Инфра-М, 2017. – 304 с.
14. Кузин, С.Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / С.Э. Кузин – М.: Дело АНХ, 2018. – 120 с.
15. Овчинников, А.Н. Муниципальное право. Учебник и практикум / А.Н. Овчинников – М.: Юрайт, 2017. – 362 с.
16. Олейников, С.Л. Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства / С.Л. Олейников– М.: Институт русской цивилизации, 2017. – 860 с.
17. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления / В.П. Орешин – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
18. Орлова, Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Орлова– М.: Проспект, 2016. – 640 с.
Электронные ресурсы
19. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 15.09.2020)
Вопрос-ответ:
Какова история развития государственно частного партнерства?
История развития государственно частного партнерства начинается с конца XX века. В 1990-х годах в ряде стран были проведены эксперименты с привлечением частного сектора к реализации государственных проектов. Ключевым событием явился принятый в 1992 году в Великобритании Закон о государственно частном партнерстве. В России подобный опыт начал набирать обороты в конце 1990-х годов. С тех пор ГЧП стало широко применяться для реализации крупных инфраструктурных проектов.
Какова характеристика участников государственно частного партнерства?
Участники государственно частного партнерства могут быть различными. Обычно в проектах ГЧП участвует государственный орган или муниципальное образование в качестве заказчика. Также в проекте могут участвовать частные компании, которые берут на себя выполнение работ или предоставление услуг. Кроме того, в проекте может быть привлечен финансовый институт, который предоставляет финансирование проекта.
Как организуется государственно частное партнерство?
Организация государственно частного партнерства происходит в несколько этапов. Первый этап - подготовка проекта, который включает формирование команды проекта, проведение исследования рынка и определение партнеров. Второй этап - заключение договора, который включает определение обязательств сторон, распределение рисков и условий выполнения проекта. Третий этап - реализация проекта, который включает строительство или реконструкцию объекта и оказание услуг.
Какие современные формы государственно частного партнерства существуют в России?
В России существуют различные формы государственно частного партнерства. Одна из наиболее распространенных форм - концессионное соглашение. В рамках этой формы государственный орган или муниципальное образование передает права на использование объекта или предоставление услуги частной компании на определенный срок. Кроме того, существует форма государственно частного партнерства на основе долевого участия, когда государство и частная компания делят инвестиции и риски при реализации проекта.
Что такое государственно-частное партнерство?
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это сотрудничество между государством и частным сектором для реализации проектов общественного значения. В рамках ГЧП государство и частные компании объединяют свои ресурсы и экспертизу для достижения совместных целей и решения социальных и экономических задач.
Какова история развития государственно-частного партнерства?
История развития государственно-частного партнерства прослеживается на протяжении долгого времени. Первые упоминания о сотрудничестве государства и частного сектора относятся к античности. Однако современное понятие ГЧП возникло во второй половине XX века, особенно с развитием инфраструктурных проектов. В России ГЧП начало активно развиваться в 2000-х годах.