Государственные внебюджетные фонды и их рол в социальной политике государства
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 16.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: цели, задачи, развитие 5
1.2. Характеристика внебюджетных фондов РФ 8
1.3. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов 13
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН 19
2.1. Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2.2. Расходные и доходные статьи социального фонда Российской Федерации 26
2.3. Доходные статьи и расходы медицинского фонда РФ 33
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ 37
3.1. Перспективы фонда обязательного медицинского страхования 37
3.2. Проблемы Фонда социального страхования РФ 38
3.3. Реформирование пенсионной системы России на современном этапе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Это признают и в парламенте, и в правительстве. Но варианты обсуждаются прямо противоположные – от ликвидации ФОМС и перехода к полностью бюджетной системе планирования до предоставления максимальной свободы страховым компаниям.
Кроме того, реформа здравоохранения, возможно, повторит путь пенсионной реформы.
Несмотря на то что в целом российская система здравоохранения соответствует ключевым признакам страховой модели (целевое финансирование, право пациентов выбирать, где им лечиться, и т.д.), страховые компании не могут в полной мере влиять на тарифную политику или перераспределять медпомощь между медицинскими организациями с учетом качества их работы.
И государство пытается компенсировать незавершенность страховой модели практиками административного управления. Это приводит часто к неформальному распределению финансовых средств и ослаблению контроля, функционалы субъектов системы постоянно меняются от региона к региону.
Исправить ситуацию, по мнению ВСС, должен переход к полноценной страховой модели. Страховщики должны получить возможность влиять на мотивацию медучреждений, участвовать в составлении их рейтингов и давать пациентам рекомендации по выбору клиники. Они должны обладать правом маршрутизировать пациентов, чтобы стимулировать конкуренцию между лечебными учреждениями и обеспечивать повышение их эффективности.
Следовательно, страховщики претендуют на более важную роль – не просто финансовых посредников, а оценщиков, контролеров, регулировщиков, от решений которых будет зависеть и положение медучреждений, и «маршрут» пациента.
Это не единственный вариант преобразований. Другая крайность – ликвидация фонда ОМС и переход к полностью бюджетному планированию медицинского обеспеия.
Переход к полноценной страховой модели предполагает, что страховые медицинские организации возьмут на себя финансовые риски расходов на лечение. Ожидается, что это поможет повысить качество медицинской помощи, «деньги будут следовать за пациентом». Тем не менее, усиление влияния страховщиков на тарифную политику может привести как раз к недофинансированию или же, наоборот, чрезмерному финансированию оплат по тем или иным тарифам. Предоставление максимальных полномочий страховщикам, переход к западной модели страхования может закончиться тем, что и цены мы получим «западные» [7, с. 103].
Таким образом, обсуждаются прямо противоположные варианты реформирования ФОМС - от ликвидации ФОМС и перехода к полностью бюджетной системе планирования до предоставления максимальной свободы страховым компаниям. Кроме того, реформа здравоохранения, возможно, повторит путь пенсионной реформы.
3.2. Проблемы Фонда социального страхования РФ
В современных условиях России, в условия экономического кризиса, роста безработицы важное место занимают проблемы, связанные с социальным обеспечением граждан.
Социальное обеспечение предполагает защиту в лице государства от возможных рисков потери гражданами трудоспособности, от безработицы, от потери кормильца [6, с. 15].
Реформирование в РФ как в области социального обеспечения, так и социального страхования в т. ч., должно быть направлено на повышение социальной защищенности всего населения от возрастающих в условиях современного рынка рисков.
С другой стороны, нужно учитывать, что повышение социальной защищенности населения не должно противоречить стимулированию деловой активности фирм (организаций) и стабильности государственных финансов, росту бизнеса, в т.ч. за счет конкуренции.
Дефицит бюджета Фонда социального страхования в РФ носит системный характер. Дефицит сразу проявился, как только начали отказываться от прямого ограничения размеров пособий.
Причина дефицита – существование специальных налоговых режимов, установленных для поддержки ряда страхователей, в т. ч. сельхоз товаропроизводителей, представителей малого бизнеса.
Суть специальных налоговых режимов состоит в том, что страхователь осуществляет платежи в Фонд социального страхования не от фонда зарплаты, а в форме составной части специального налога – единого налога на вмененный доход, единого сельхозналога и т.п. [8, с. 13]
Выплаты из Фонда социального страхования застрахованные из этих предприятий получают в соответствующем объеме по нормам российского законодательства. Хотя обеспечены выплаты из Фонда социального страхования платежами самих предприятий меньше чем на 50%. Когда вводились нормы о льготном налогообложении предполагалось, что речь будет идти о 3–4 млн. чел., занятых на малых предприятиях [7, с. 189].
Но сейчас на подобных предприятиях, зачастую созданных вычленением отдельных участков крупных предприятий, занято гораздо больше – 10 млн. чел., и каждый год их число растет.
При этом число рабочих мест в стране не увеличилось. Поэтому чем дольше эта ситуация сохранялась бы, тем дольше охранялся бы и рос дисбаланс бюджета Фонда социального страхования.
Для развития процесса управления Фондом социального страхования в РФ целесообразно внесение изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Изменения в данный Федеральный закон позволят Фонду социального страхования РФ финансировать расходы на реализацию системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного гражданина за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [10, с. 314].
Также для реализации положений ст. 8 ФЗ РФ «Об основах обязательного соц. страхования», предусматривающей страховое обеспечение по пункту обязательного соц. страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», нужно найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения для работников.
Для этого нужно принять в целях законодательного обеспечения прав граждан (работников) в области санаторно-курортного лечения соответствующий регулирующий федеральный закон [4].
Важным моментом для совершенствования управления средствами бюджета Фонда социального страхования является возможность изменения налогового законодательства РФ в части освобождения от налогообложения на доходы физических лиц (НДФЛ) пособий по временной нетрудоспособности.
Нужно принять меры по разработке федерального закона в РФ, определяющего статус Фонда социального страхования с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития в будущем [6, с. 17].
Отсутствие полноценной законодательной базы в РФ негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в стране в целом.
Социальное страхование от несчастных случаев на производстве является частью общей системы социальной защиты граждан страны и предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности предприятий в следующих сферах:
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при исполнении трудовых обязанностей;
снижение профессионального риска.
Если рассматривать статистику по типам несчастных случаев, то в нашей стране это преимущественно падение пострадавших с высоты, транспортные происшествия, обвалы и обрушения.
Приоритетом государственной политики безопасности и сохранения здоровья должно быть предотвращение опасных условий труда, профилактика безопасных условий труда через систему стандартов, норм и правил, а также эффективную трудовую инспекционную систему [13, с. 153].
Таким образом, целью реформирования государственного соц. страхования должно стать создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам установленные государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой зарплаты, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.
3.3. Реформирование пенсионной системы России на современном этапе
Последние 28 лет в России происходят существенные изменения в пенсионном обеспечении граждан.
27 сентября 2018г. в третьем чтении Госдума РФ приняла новую пенсионную реформу в третьем чтении, суть которой заключается в следующем: Теперь выход на пенсию для мужчин составляет 65 лет, для женщин – 60 лет.
Предусмотрено право на досрочный выход на пенсию для россиян при достижении определенного стажа.
Стаж, при котором мужчины и женщины могут выйти на пенсию, вне зависимости от пенсионного возраста составляет 42 года и 37 лет.
Также одобрена выплата 25%-й надбавки к пенсиям для неработающих пенсионеров, живущих на селе.
В 2020 году, когда будет повышен возраст выхода для россиян на пенсию, правительство должно будет принимать меры по снижению уровня напряженности в обществе – в частности, через введение уголовной ответственности за увольнений предпенсионеров (лица, которым осталось пять лет до выхода на пенсию).
Накануне, 25 сентября Госдума приняла в третьем чтении уголовную ответственность за увольнение людей предпенсионного возраста. Теперь в УК появится новая статья, за нарушение которой работодателям грозит штраф до 200 тыс. руб. (или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 мес.), а также обязательные работы.
Но, возможно, эта инициатива будет иметь обратный эффект – лиц предпенсионного возраста просто не будут брать на работу.
В целях обеспечения стабильности функционирования пенсионной системы РФ в условиях экономической рецессии необходимо выполнить ряд процедур, часть из которых уже была проведена в странах с развитой экономикой:
− разработать действующие стимулы для более позднего выхода граждан на пенсию уже после достижения ими пенсионного возраста, это должно поощряться соответствующим ростом пенсии;
− увеличить количество лет требуемого страхового стажа до 15 лет, вместо в настоящее время действующей нормы – 5 лет: при настолько минимальном стаже сумма выплачиваемой пенсии во много раз превышает вклад застрахованного лица в части уплаченных им страховых взносов в течение 5 лет, а это усиливает несбалансированность пенсионной системы по величине доходов и расходов;
− обеспечить действующие стимулы для вовлечения граждан в формирование своих страховых отчислений в негосударственные социальные внебюджетные фонды [25].
Таким образом, к основным проблемам современной пенсионной системы относится дефицит бюджета ПФ в РФ, обесценивание выплат пенсии из-за роста цен на коммунальные услуги, из-за инфляции, увеличения соотношения численности пенсионеров к работающим, использование необъективного значения средней зарплаты, которое участвует в расчёте вычисления размера трудовой пенсии по старости и другие проблемы. Статьи доходов пенсионного фонда можно сгруппировать в 4 большие укрупненные группы: страховые взносы. Расходы пенсионного фонда за 2018г. включают: страховые и государственные пенсии, материнский капитал, соц. выплаты, доплата к пенсии, пенсионные накопления и др. Современная модель пенсионной системы в России нуждается в дальнейшем совершенствовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внебюджетные фонды России - это один из главных способов по перераспределению национального дохода страны. Государство мобилизует во внебюджетные фонды страны часть доходов населения России для финансирования социальных мероприятий. К государственным внебюджетным фондам в РФ относятся пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.
Обсуждаются прямо противоположные варианты реформирования ФОМС - от ликвидации ФОМС и перехода к полностью бюджетной системе планирования до предоставления максимальной свободы страховым компаниям. Кроме того, реформа здравоохранения, возможно, повторит путь пенсионной реформы.
Целью реформирования государственного соц. страхования должно стать создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам установленные государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой зарплаты, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.
Основные проблемы современной пенсионной системы России - дефицит бюджета ПФР, обесценивание выплат пенсии из-за роста цен на услуги ЖКХ и из-за инфляции, рост соотношения численности пенсионеров к работающим гражданам и др.
Расчёты с пенсионным фондом сопровождаются трудностями, которые связаны с постоянными изменениями законодательства России.
Пенсионный фонд РФ своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий. Средства пенсионного фонда расходуются на выплаты гос. пенсий, компенсации пенсионерам и др. социальные цели.
Статьи доходов пенсионного фонда можно сгруппировать в 4 большие укрупненные группы: страховые взносы; средства бюджета РФ; пенсионные накопления; прочее.
Расходы пенсионного фонда за 2019г. включают: страховые и государственные пенсии, материнский капитал, социальные выплаты, доплата к пенсии, пенсионные накопления, прочее.
27 сентября 2019г. в третьем чтении Госдума РФ приняла новую пенсионную реформу в третьем чтении, суть которой заключается в следующем: Теперь выход на пенсию для мужчин составляет 65 лет, для женщин – 60 лет. Предусмотрено право на досрочный выход на пенсию для россиян при достижении определенного стажа. Стаж, при котором мужчины и женщины могут выйти на пенсию, вне зависимости от пенсионного возраста составляет 42 года и 37 лет».
Для совершенствования пенсионного обеспечения целесообразно создавать новые рабочие места, предоставлять работодателям определенные льготы за «соц. ориентированную» кадровую политику.
В целях обеспечения стабильности функционирования пенсионной системы РФ необходимо выполнить ряд следующих процедур: разработать действующие стимулы для более позднего выхода граждан на пенсию уже после достижения ими пенсионного возраста, что должно поощряться соответствующим ростом пенсии; увеличить количество лет требуемого страхового стажа до 15 лет вместо в настоящее время действующей нормы 5 лет; обеспечить действующие стимулы для вовлечения граждан в формирование своих страховых отчислений в негосударственные социальные внебюджетные фонды.
К основным проблемам системы пенсионного обеспечения в России относятся дефицит бюджета Пенсионного фонда, обесценивание выплат пенсии из-за роста цен на услуги ЖКХ, из-за инфляции, увеличения количества пенсионеров по отношению к работающему населению, использование необъективного значения средней зарплаты и многие другие проблемы. В 2018-2019 гг. организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ (ред. от 21.06.2020г.) // Правовая система Гарант.
Бюджетный кодекс РФ (ред. от 28.11.2019г.) // Правовая система Гарант.
ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд соц. страхования, Федеральный фонд обязательного мед. страхования» (ред. от 13.05.2020г.) // Правовая система Гарант.
ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования» (ред. от 05.12.2019г.) // Правовая система Гарант.
ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ред. от 03.07.2019г.) // Правовая система Гарант.
Учебная и научная литература
Ермасов П.Б. Финансы: Учебное пособие. – М.: Финансы, 2019. – 137 с.
Макарова А.Л. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование. - 2019. – 309 с.
Малиновская О.В. Финансы: Учебник. – М.: Инфра-М, 2020. – 291 с.
Николаева Г.П. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Омега-Л. - 2018. – 399 с.
Общая теория финансов: Учебное пособие / Под ред. А.М. Дробозиной. – М.: Статистика, 2018. – 387 с.
Поляк Г. Бюджетная система России: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2018. – 409 с.
Родионова В.Л. Реформирование пенсионного обеспечения: Учебное пособие. – М.: Пресс-Издат, 2018. – 301 с.
Федулова С.Ф. Финансы: Учебник. – М.: Банки и биржи, 2020. – 517 с.
Финансы: Учебное пособие / Под ред. С.И.Лушина. – М.: Высшее образование, 2019. – 503с.
Финансы: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Грязновой. - М.: Биржи и банки, 2019. – 391 с.
Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 703 с.
Финансы / Под ред. Б.В. Ковалёва. – М.: Экономист, 2018. – 577 с.
Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Омега-Л, 2019. – 395 с.
Периодические издания
Аслаханова Л.С. Пенсионный фонд РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 07. – С. 12–21.
Братчикова Н. Внебюджетные соц. фонды: выплаты, на которые не начисляются страховые взносы // Налоги. – 2020. - № 3 – С. 11-17.
Матвеев Д.Л. Проблемы пенсионного фонда // Молодой ученый. – 2019. - № 12. – С. 18-25.
Фатеева Ю.В. Пенсионное обеспечение в РФ // Финансы. – 2020. - № 1. – С. 12-23.
Интернет-ресурсы
Еремина Н. Дума утвердила пенсионную реформу. - URL: https://www.newsru.com/russia/27sep2019/ third.html (дата обращения: 25.08.2020г.).
Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru (дата обращения: 25.08.2020г.).
Федеральная служба государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.08.2020г.).
3
Внебюджетные фонды
по целям
создания
по правовому положению
Амбулаторно-
поликлиничес-
кие учреждения
Стационары здравоохранения на местах
Пациент
Страховая ме-
дицинская организация
Территориаль-
ный фонд ОМС
Управление здра-
воохранением
на местах
Филиалы тер-
риториально-
го отделения ОМС
Центры по вып-
лате пенсий и обработке ин-
формации (25)
Межрегиональный информационный центр
Ревизионная комиссия
Управления и клиентские службы (2 460)
Отделения (84)
Исполнительная дирекция
Правление
2017г. 2018г. 2019г.
экономи-
ческие фонды
фонды социального назначения
местные
государст-
венные
1. Конституция РФ (ред. от 21.06.2020г.) // Правовая система Гарант.
2. Бюджетный кодекс РФ (ред. от 28.11.2019г.) // Правовая система Гарант.
3. ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд соц. страхования, Федеральный фонд обязательного мед. страхования» (ред. от 13.05.2020г.) // Правовая система Гарант.
4. ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования» (ред. от 05.12.2019г.) // Правовая система Гарант.
5. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ред. от 03.07.2019г.) // Правовая система Гарант.
Учебная и научная литература
6. Ермасов П.Б. Финансы: Учебное пособие. – М.: Финансы, 2019. – 137 с.
7. Макарова А.Л. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование. - 2019. – 309 с.
8. Малиновская О.В. Финансы: Учебник. – М.: Инфра-М, 2020. – 291 с.
9. Николаева Г.П. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Омега-Л. - 2018. – 399 с.
10. Общая теория финансов: Учебное пособие / Под ред. А.М. Дробозиной. – М.: Статистика, 2018. – 387 с.
11. Поляк Г. Бюджетная система России: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2018. – 409 с.
12. Родионова В.Л. Реформирование пенсионного обеспечения: Учебное пособие. – М.: Пресс-Издат, 2018. – 301 с.
13. Федулова С.Ф. Финансы: Учебник. – М.: Банки и биржи, 2020. – 517 с.
14. Финансы: Учебное пособие / Под ред. С.И.Лушина. – М.: Высшее образование, 2019. – 503с.
15. Финансы: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Грязновой. - М.: Биржи и банки, 2019. – 391 с.
16. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 703 с.
17. Финансы / Под ред. Б.В. Ковалёва. – М.: Экономист, 2018. – 577 с.
18. Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Омега-Л, 2019. – 395 с.
Периодические издания
19. Аслаханова Л.С. Пенсионный фонд РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 07. – С. 12–21.
20. Братчикова Н. Внебюджетные соц. фонды: выплаты, на которые не начисляются страховые взносы // Налоги. – 2020. - № 3 – С. 11-17.
21. Матвеев Д.Л. Проблемы пенсионного фонда // Молодой ученый. – 2019. - № 12. – С. 18-25.
22. Фатеева Ю.В. Пенсионное обеспечение в РФ // Финансы. – 2020. - № 1. – С. 12-23.
Интернет-ресурсы
23. Еремина Н. Дума утвердила пенсионную реформу. - URL: https://www.newsru.com/russia/27sep2019/ third.html (дата обращения: 25.08.2020г.).
24. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru (дата обращения: 25.08.2020г.).
25. Федеральная служба государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.08.2020г.).
Вопрос-ответ:
Что такое государственные внебюджетные фонды и какая их роль в социальной политике государства?
Государственные внебюджетные фонды - это специальные организации, созданные государством для целевого накопления и расходования средств. Их роль в социальной политике государства заключается в обеспечении финансирования различных социальных программ, таких как пенсионное обеспечение, медицинское страхование и т. д.
Какие конкретные цели и задачи стоят перед государственными внебюджетными фондами Российской Федерации?
Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации имеют следующие цели и задачи: развитие и обеспечение социальной защиты населения, финансирование пенсионной системы, медицинского страхования, обеспечение пособий по социальному обеспечению и материальной помощи, а также финансирование программ поддержки отдельных социальных групп.
Какие характеристики имеют государственные внебюджетные фонды РФ?
Государственные внебюджетные фонды РФ характеризуются следующими особенностями: они созданы для целевого накопления и расходования средств, имеют право на самостоятельное установление ставок и размеров взносов, имеют относительную финансовую автономию, контроль и управление над ними осуществляет государство.
Какие проблемы могут возникать в функционировании государственных внебюджетных фондов?
В функционировании государственных внебюджетных фондов могут возникать следующие проблемы: недостаточное финансирование, неэффективное использование средств, некорректное распределение ресурсов, коррупционные схемы, недостаточная прозрачность и отчетность, неправомерные действия со стороны руководства.
Какие цели и задачи имеют государственные внебюджетные фонды Российской Федерации?
Основной целью государственных внебюджетных фондов Российской Федерации является развитие определенной сферы социальной политики государства. Конкретные задачи зависят от конкретного фонда. Например, Пенсионный фонд РФ направлен на обеспечение выплат пенсий гражданам, а Фонд социального страхования РФ осуществляет выплаты пособий и компенсаций по социальному страхованию.
Какие характеристики есть у внебюджетных фондов РФ?
Внебюджетные фонды РФ характеризуются отделенностью от общего федерального бюджета, имеют свои источники доходов и самостоятельность в расходовании средств. Они также имеют определенные цели и задачи и обладают правовым статусом, регулируемым специальными законами и нормативными актами.
Какую роль выполняют государственные внебюджетные фонды в обеспечении граждан?
Государственные внебюджетные фонды играют важную роль в социальной политике государства. Они обеспечивают выплаты пенсий и других пособий гражданам, предоставляют финансовую поддержку в случае безработицы, трудовых травм и других социальных ситуаций. Таким образом, они способствуют социальной защите и улучшению качества жизни граждан.