Политические и социальные отношения субъектов Российской Федерации и странами Европейского союза

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 17.10.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Современное взаимодействие Евросоюза и Калининградской области 6
2. Взаимодействие Ленинградской области с Европейским союзом 12
3. Взаимодействие республики Татарстан с Европейским союзом 21
Заключение 26
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Это позволяло Татарстану проводить абсолютно независимую внешнеэкономическую политику, даже иногда идущую против официальной воли Москвы[8, С.51].Ярким примером такого упрямства является принципиальный отказ Татарстана разорвать все отношения с Турцией после известной истории со сбитым российским бомбардировщиком Су-24. В частности, турецкие компании, открывшие здесь несколько предприятий, беспрепятственно продолжали свою работу на территории Республики. А Татарстан отказался прекратить свое членство в организации TURKSOY, несмотря на "рекомендации" министра культуры РФ В. Мединского.Эта независимость республики не могла остаться незамеченной. Прямых атак со стороны Кремля не было, но не остались в стороне СМИ и постоянные завсегдатаи различных пропагандистских ток-шоу на центральных каналах, такие как Евгений Сатановский и Семен Багдасарян. Но, как показало время, ставка на независимость Татарстана в данном случае полностью себя оправдала, и очередные "ура-патриоты", вчера призывавшие" наказать пособников турецких террористов", вдруг забыли о своих угрозах с новым улучшением отношений между РФ и Турцией. Всему остальному миру было показано, что Татарстан по-прежнему сохраняет свое особое положение в составе Российской Федерации и что с ним можно вести прямые переговоры.Однако, помимо Турции, у Татарстана есть хорошие предпосылки для более тесных отношений с Европой. Нынешний "европейский путь" в идеологическом плане-это, прежде всего, движение к федерализму (некоторые политологи считают сам ЕС федерацией) и развитие институтов местного самоуправления. Татарстан-единственный российский регион, который активно продолжает дискурсо федерализме в России. Ведь развитие федерализма, учитывающего национальные особенности различных территорий, является залогом устойчивого и бесконфликтного развития. Татарская национальная интеллигенция, до сих пор имеющая большое идеологическое влияние в республике, часто ссылается на положительный опыт ЕС по реализации Европейской Хартии региональных языков, призывая Москву окончательно ратифицировать это соглашение, подписанное Президентом России еще в 2001 году.Во-вторых, существуют значительные исторические связи между современным Татарстаном, как национальной республикой и Европой. Например, основоположник идеологии пантюркизма (движения за интеграцию тюркских народов) и видный татарский общественный деятель Юсуф Акчура написал свою знаменитую работу "три типа политики" именно под влиянием европейских идей, которые он получил во время учебы в Сорбонне. Впоследствии идеи Ю. Акчура оказала большое влияние на развитие национальных движений среди тюрков Российской Империи. Логическим завершением этого стало создание Татарстана и других тюркских национальных республик. Иными словами, татарстанская модель федерализма в какой-то мере зародилась и в Европе[8, С. 54].Кроме того, накоплен опыт построения самой первой территориальной автономии татар и других народов Урало-Поволжья-Идель-Уральской республики, провозглашенной 20 ноября 1917 года (с центром в Уфе).Опыт показал, что татары издавна были ближе к парламентской форме государственности, что, несомненно, в духе современных европейских политических традиций.В-третьих, европейский путь основан на гражданском обществе. Эта модель предусматривает приоритет гражданских интересов над узконациональными, что очень хорошо подходит для государства с неоднородным этническим составом, такого как Республика Татарстан. Этот механизм позволяет сочетать развитие различных национальных культур с всеобщим гражданским равенством.Хорошим примером в Европе является Финляндия, где наряду с собственно финской свободно развиваются и другие национальные культуры, а вторым государственным языком является шведский (крупнейшее национальное меньшинство). Кстати, интересно отметить, что татарская община живет в Финляндии уже более 100 лет, сохраняя свою самобытность и язык, что не мешает ей полностью интегрироваться в финское общество.В этой связи уместно напомнить, что два года назад при активном содействии татарстанских властей и Всемирного конгресса татар был создан Альянс татар Европы, в который вошли практически все активные татарские диаспоры в странах Старого Света. Конечно, такие неформальные общественные объединения создаются в первую очередь для взаимодействия татарских общин в Европе. Но в то же время нет никаких сомнений в том, что это способствует установлению более тесных социальных и культурных связей между Европой и Татарстаном. Интересно, что на определенном этапе Министерство иностранных дел Российской Федерации активно включилось в этот процесс, считая данное объединение имеющим определенные преимущества и усиливающим ослабленное в последние годы внешнеполитическое влияние Москвы в странах ЕС[3, С. 67].В-четвертых, менталитет населения современного Татарстана и его ценности очень значимы. Так, согласно исследованию, проведенному в 2016 году экспертами Высшей школы экономики, оказалось, что казанские студенты наиболее европейски ориентированы по сравнению с молодежью других регионов РФ. Например, 65 % казанских студентов заявили, что чувствуют себя частью Европы (21,2 % - частью Азии). В то время как даже студенты Санкт-Петербурга (историческое русское "окно в Европу") были менее уверены в этом (всего 64,2%).Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что Татарстан в силу своих политических, исторических и ментальных особенностей лучше других субъектов Российской Федерации подготовлен к самым тесным отношениям с европейскими странами. Процессы такой взаимной интеграции и сотрудничества, несомненно, начнутся после нормализации внешнеполитических отношений России с ЕС. Это только вопрос времени.С 2013 года существует Европейский Татарстан-коллективный политический блог и независимая экспертная группа. Его участники поддерживают европейский путь развития Татарстана, подчеркивая: "для нас это не геополитическая ориентация, а внутреннее качественное состояние нашей республики". Основные принципы Европейского Татарстана[3, С. 47]: Постепенная и основательная демократизация политической системы, переход к верховенству закона и свободному обществу.Развитая, диверсифицированная экономика, зависящая в первую очередь не от нефти, а от высокотехнологичных отраслей, третичного и четвертичного секторов, обеспечивает татарстанцам уровень жизни в развитых европейских странах.Мультикультурализм и общетатарская гражданская идентичность.Государство всеобщего благосостояния. Мы придерживаемся умеренных социал-демократических позиций.Максимальные возможности для частной инициативы, особенно для малого и среднего бизнеса.Устойчивое развитие и сохранение нашей природной среды.Перспектива движения видится так: Республика Татарстан является частью "второго мира", из которого есть только два пути: в первый мир, развитый и богатый, и в третий мир, бедный и бесперспективный. И рано или поздно (скорее рано, чем поздно) нам придется выбирать между ними. В этой ситуации мы считаем своей задачей сформулировать такую общественно-политическую повестку дня и такие инициативы, которые позволят нашей республике сделать выбор в пользу развития и прогресса и пройти этот путь максимально плавно, эволюционно, с минимальными затратами. Мы убеждены, что в этом заинтересованы все здоровые силы нашего общества и государства.ЗаключениеТаким образом, можно сделать следующие выводы:Межрегиональное сотрудничество субъектов представляет собой сложную систему взаимосвязанных процессов. В то же время на него влияют самые разнообразные факторы-от последствий глобализации до субъективных характеристик региональных лидеров. Это связано, в частности, с отсутствием единых международно-правовых институтов сотрудничества. Поскольку в мировой практике лишь небольшое число субъектов государств наделено формальными компетенциями в области международной деятельности, степень их участия в межрегиональном сотрудничестве существенно варьируется и во многом зависит от внутриполитического контекста и уровня регионального самосознания. Региональные интересы на международной арене охватывают постоянно расширяющийся круг вопросов-от внешнеэкономического сотрудничества, противодействия современным вызовам и невоенным угрозам до широкого спектра культурно-гуманитарных направлений сотрудничества.Вовлечение субъектов государства в международные отношения ведет к более глубокому пониманию этого процесса на субнациональном уровне и, в то же время, к более правильному выражению национальных интересов в сфере внешней политики. Субъекты способствуют формированию позиции государства на международной арене, способствуют институционализации внутренних отношений, внедряют принципы принятия консолидированных внешнеполитических решений в сочетании с распределением полномочий между органами власти. Реализация идей субсидиарности, актуальных на современном этапе, должна рассматриваться неразрывно с концепцией национальной солидарности. Распределение сфер компетенции в децентрализованных государствах должно обеспечивать баланс между субсидиарностью и солидарностью.Развивая межрегиональное сотрудничество, субъекты Российской Федерации вносят свой вклад в реализацию внешней политики государства и одновременно расширяют спектр международных отношений. Регионализация международных отношений также позитивна с точки зрения создания новых измерений для укрепления сотрудничества между государствами.В то же время субъекты РФ имеют существенные ограничения своих полномочий в сфере международных отношений и традиционно осуществляют их в русле своей национальной внешней политики. Международная интеграция, как еще одно направление деятельности региональных органов власти, вносит дополнительные аспекты в вопросы внутригосударственных отношений, требует разработки и совершенствования механизмов координации отношений между центром и субъектами Федерации.Государственное устройство, характер распределения полномочий между национальными и субнациональными органами власти, наряду с отсутствием единой международной нормативной базы и организационной инфраструктуры для международного сотрудничества субъектов, вносят существенные изменения в практику их международной деятельности. В то же время можно выделить общие черты, характерные для данного политического явления, определяющие его тенденции и закономерности.Субъекты Российской Федерации не обладают общим международным суверенитетом и международной правосубъектностью и не являются полноправными участниками межгосударственных отношений. Источником международной правосубъектности субъекта является внутреннее законодательство, определяющее его полномочия в области международного сотрудничества. Однако даже признание международным сообществом возможности участия стран в международной деятельности в соответствии с внутренним делегированием полномочий не отменяет основополагающего принципа, согласно которому государство обладает полной международной правосубъектностью и государственным суверенитетом, осуществляет внешнюю политику. Руководствуясь национальными интересами, государство решает ключевые вопросы безопасности, интеграции в систему международных отношений, определяет приоритеты и обеспечивает координацию социально-экономического развития.Учитывая значительную динамику международных процессов и большое разнообразие внутриполитических условий в разных странах, Российской Федерации и ее субъектам приходится постоянно адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, совершенствуя правовую базу и организацию государственного управления.Тенденция усиления взаимосвязи между всеми уровнями власти-от транснациональных организаций до местных органов власти-способствует расширению международного диалога, охватывающего субъекты стран с различными государственными структурами.Сложившаяся система межрегиональных связей Российской Федерации неизбежно претерпит существенные изменения под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Россия и ее субъекты все больше вовлекаются в процесс экономической и политической глобализации.Приоритетным направлением межрегионального сотрудничества российских регионов традиционно являются партнерские отношения с государствами-участниками СНГ, позволяющие сохранить и приумножить потенциал стран СНГ, а также экономическую и политическую мощь Российской Федерации.Межрегиональное взаимодействие субъектов Российской Федерации и стран Европейского Союза также является приоритетным вектором международных отношений и обладает огромным торгово-экономическим, политическим, образовательным и культурным потенциалом.Субъекты Российской Федерации активно развивают международное сотрудничество, проявляя при этом значительную региональную специфику, характерную для промышленно развитых или энергоемких регионов, мегаполисов-метрополий, аккумулирующих внешнеторговые потоки и финансовые ресурсы, или приграничных регионов.Значимость и эффективность международной деятельности субъектов Российской Федерации является следствием признания более общей взаимосвязи федерализма, эффективной децентрализации управления, субсидиарности и демократии при стабильном социально-политическом и экономическом развитии, а также укреплении благосостояния населения.Список литературыАлександров О. Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. М. : МГИМО, 2015.Андреева Е. Л., Ратнер А. В., Мыслякова Ю. Г., Глухих П. Л. Внешнеэкономический фактор развития регионов Северо-Запада: оценка влияния и специфика институционального обеспечения // Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 1. Борко Ю.А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы. М.: «Экслибрис-Пресс», 2016.Васильева Н. А., Косов Ю. В. Современные тренды ганзейских традиций в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2. Волков А. М. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга и Ленинградской 01 области // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 6.Дружинин А. Г., Лачининский С. С. «Приморский фактор» в социально-экономическом развитии территории (на материалах Кингисеппского района Ленинградской области) // Янтарный мост. Журнал региональных исследований. 2015. № 3 (6). Клевлеева А. Р. Анализ инвестиционного климата в Ленинградской области // Экономические отношения. 2019. Т. 2, № 2. Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан (на период 2009—2020гг.). Утверждена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16.11.2009 № 784. URL: http://mpt.tatar.ru/file/ conception VED RT. pdfКолесников Н. Г., Толстогузов О. В. Структурные изменения экономики Северо-Запада России: пространственный аспект // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 2. Королева А. В. Внешнеторговая деятельность Северо-Западного федерального округа со странами региона Балтийского моря // Управленческое консультирование. 2019. № 5 (65). Косов Ю. В., Грибанова Г. И. Стратегия ЕС для региона Балтийского моря: проблемы и перспективы международного сотрудничества // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 2. Кочегарова Т. М., Симонян Р. Х. Северо-Запад России в контексте общеевропейской интеграции // Балтийский регион. 2020. Т. 5, № 2. Лачининский С. С., Семенова И. В. Позиционирование мирового приморского города Санкт-Петербурга в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2015. Т. 7, № 3. Лихачев В. Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе//Международная жизнь. 2015.- № 1.Маркушина Н. Ю., Харлампьева Н. К. Северо-Западный Федеральный округ. Внешние связи. СПб. : Издательство СПбГУ, 2018.Межевич Н. М. Пространство Российского Северо-Запада: некоторые аспекты эволюции геоэкономического пространства // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2016. № 5.

1. Александров О. Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. М. : МГИМО, 2015.
2. Андреева Е. Л., Ратнер А. В., Мыслякова Ю. Г., Глухих П. Л. Внешнеэкономический фактор развития регионов Северо-Запада: оценка влияния и специфика институционального обеспечения // Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 1.
3. Борко Ю.А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы. М.: «Экслибрис-Пресс», 2016.
4. Васильева Н. А., Косов Ю. В. Современные тренды ганзейских традиций в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2.
5. Волков А. М. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга и Ленинградской 01 области // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 6.
6. Дружинин А. Г., Лачининский С. С. «Приморский фактор» в социально-экономическом развитии территории (на материалах Кингисеппского района Ленинградской области) // Янтарный мост. Журнал региональных исследований. 2015. № 3 (6).
7. Клевлеева А. Р. Анализ инвестиционного климата в Ленинградской области // Экономические отношения. 2019. Т. 2, № 2.
8. Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан (на период 2009—2020гг.). Утверждена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16.11.2009 № 784. URL: http://mpt.tatar.ru/file/ conception VED RT. pdf
9. Колесников Н. Г., Толстогузов О. В. Структурные изменения экономики Северо-Запада России: пространственный аспект // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 2.
10. Королева А. В. Внешнеторговая деятельность Северо-Западного федерального округа со странами региона Балтийского моря // Управленческое консультирование. 2019. № 5 (65).
11. Косов Ю. В., Грибанова Г. И. Стратегия ЕС для региона Балтийского моря: проблемы и перспективы международного сотрудничества // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 2.
12. Кочегарова Т. М., Симонян Р. Х. Северо-Запад России в контексте общеевропейской интеграции // Балтийский регион. 2020. Т. 5, № 2.
13. Лачининский С. С., Семенова И. В. Позиционирование мирового приморского города Санкт-Петербурга в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2015. Т. 7, № 3.
14. Лихачев В. Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе//Международная жизнь. 2015.- № 1.
15. Маркушина Н. Ю., Харлампьева Н. К. Северо-Западный Федеральный округ. Внешние связи. СПб. : Издательство СПбГУ, 2018.
16. Межевич Н. М. Пространство Российского Северо-Запада: некоторые аспекты эволюции геоэкономического пространства // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2016. № 5.

Вопрос-ответ:

Какие политические и социальные отношения существуют между субъектами Российской Федерации и странами Европейского союза?

Политические и социальные отношения между субъектами Российской Федерации и странами Европейского союза зависят от конкретных регионов и стратегий, которые они принимают. В различных регионах России, таких как Калининградская область, Ленинградская область и республика Татарстан, наблюдаются различные формы взаимодействия с Евросоюзом. Калининградская область, например, имеет особый статус и проводит с ЕС отдельные переговоры. Ленинградская область и республика Татарстан также имеют свои особенности в сотрудничестве с Европейским союзом.

Каковы особенности взаимодействия Калининградской области с Европейским союзом?

Калининградская область имеет особый статус, так как является эксклавом России, полностью отделенным от основной территории страны. Это создает некоторые сложности в политическом и экономическом взаимодействии с Евросоюзом. Калининградская область ведет отдельные переговоры с ЕС и разрабатывает свои стратегии и программы сотрудничества. Взаимодействие Калининградской области с ЕС включает вопросы торговли, транспорта, культуры и других областей.

Каким образом Ленинградская область сотрудничает с Европейским союзом?

Взаимодействие Ленинградской области с Европейским союзом основывается на различных формах сотрудничества. Это включает в себя развитие экономических и культурных связей, торговлю, транспортные проекты и другие области взаимодействия. Ленинградская область активно привлекает инвестиции из Европы и разрабатывает совместные проекты с европейскими партнерами. Также проводятся обмены опытом и знаниями в различных областях, таких как образование и наука.

Какие отношения существуют между Европейским союзом и Калининградской областью?

Существует политическое и социальное взаимодействие между Европейским союзом и Калининградской областью. Калининградская область является российским эксклавом, окруженным странами-членами ЕС. Несмотря на географическую изоляцию, область поддерживает тесные отношения с ЕС в различных сферах, включая торговлю, экономику, культуру и туризм. Однако существуют и определенные ограничения и препятствия для развития полноценного сотрудничества.

Какое взаимодействие наблюдается между Ленинградской областью и Европейским союзом?

Ленинградская область поддерживает активное сотрудничество с Европейским союзом. Эта область является транзитным регионом, через который проходит большая часть грузового транспорта между Россией и странами ЕС. Также Ленинградская область активно развивает торговлю с ЕС и привлекает иностранные инвестиции. Взаимодействие Ленинградской области с ЕС способствует развитию экономики и рассмотрению совместных проектов в различных сферах.

Какие отношения устанавливаются между республикой Татарстан и Европейским союзом?

Республика Татарстан поддерживает многостороннее взаимодействие с Европейским союзом. Стороны развивают сотрудничество в сферах экономики, культуры, образования и туризма. Благодаря своей промышленной базе и региональному потенциалу, Татарстан является привлекательным партнером для инвестиций со стороны стран ЕС. Взаимодействие с ЕС способствует развитию республики и созданию новых возможностей для ее граждан.

Какие политические и социальные отношения существуют между субъектами Российской Федерации и странами Европейского союза?

Политические и социальные отношения между субъектами Российской Федерации и странами Европейского союза варьируются в зависимости от конкретных регионов и их взаимодействия с Евросоюзом. Некоторые регионы, такие как Калининградская область, Ленинградская область и республика Татарстан, имеют особенности взаимодействия с Европейским союзом, связанные с географическим положением и экономическими интересами.

Какова современная динамика взаимодействия между Евросоюзом и Калининградской областью в России?

Современное взаимодействие Евросоюза и Калининградской области характеризуется развитием экономических и торговых отношений, культурного и научного сотрудничества, а также обменом опытом и экспертизой в различных областях. Евросоюз является важным торговым партнером Калининградской области, а также содействует в развитии инфраструктуры и улучшении условий жизни в регионе.

Какие сферы взаимодействия с Евросоюзом в Ленинградской области в России являются наиболее значимыми?

Взаимодействие Ленинградской области с Европейским союзом охватывает различные сферы, включая экономику, туризм, образование и культуру. Одним из ключевых направлений сотрудничества является развитие транспортной инфраструктуры и улучшение трансграничной связи между Ленинградской областью и странами Европейского союза.

Какие преимущества имеет республика Татарстан в своем взаимодействии с Европейским союзом?

Республика Татарстан обладает рядом преимуществ в своем взаимодействии с Европейским союзом. Одно из ключевых преимуществ - наличие сильной и развитой экономики, способной предложить высококачественные товары и услуги для европейского рынка. Татарстан также активно привлекает инвестиции из Европы и развивает взаимовыгодное сотрудничество в области науки, образования и культуры.

Какие политические и социальные отношения существуют между Российской Федерацией и странами Европейского союза?

Политические и социальные отношения между Россией и странами Европейского союза являются сложной и многогранный темой. Они включают в себя вопросы внешней политики, экономического сотрудничества, социального и культурного взаимодействия и т.д. Взаимодействие между Россией и Европейским союзом имеет свои положительные и отрицательные аспекты и подвержено влиянию различных факторов.

Каким образом Ленинградская область взаимодействует с Европейским союзом?

Ленинградская область активно взаимодействует с Европейским союзом на разных уровнях. Это включает сотрудничество в сфере экономики, туризма, культуры и образования. Ленинградская область является одним из ключевых регионов России, с которым Европейский союз поддерживает политические и экономические отношения.