Этический контекст категории свободы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 19 19 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.10.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Проблема свободы в философско-этическом аспекте: фатализм и волюнтаризм 4
2.Свобода в религиозно-философско-этическом понимании 11
3.Проблема свободы человеческой воли в христианской этике 14
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Согласно позиции Бердяева, именно библейско-христианская антропология – это есть наиболее точное раскрытие человека и его сущности, его предназначения, поскольку здесь человек предстает как образ и подобие Бога, как существо греховное, обладающее разумом, раздираемое противоречиями, связанными с конфликтом сознания и бессознательного, но при этом, как существо свободное, способное творить.3.Проблема свободы человеческой воли в христианской этикеВ христианском богословии разворачиваются дискуссии о свободе человеческой воли и о том, как повлиял первородный грех на человеческую природу. Свт. Иоанн Златоуст считает, что поскольку человек был сотворен свободным в своей воле, то и в запрете Бога уже заключалась возможность того, что человек мог не поверить Богу, засомневаться и не послушаться Его единственной заповеди. Искушая человека, дьявол оклеветал Бога и обманул человека. Дьявол заставил сомневаться Адама в запрете Бога, оклеветав Его: правда ли Господь столь жаден и немилостив, что велел не есть ни от какого дерева? (Быт 2:16-17). Змей же отрицает это предупреждение, намекая на то, что Бог лжет людям (Быт 3:5). Бог представляется дьяволом лжецом: по своему властолюбию и зависти Тот не хочет, чтобы люди стали всевидящими, как Он. Дьявол обманул человека дважды: после вкушения запретного плода грех и смерть вошли в саму природу человека, а сама способность к познанию в нем извратилась. Адам же был создан прекрасным, разумным и свободным, обладал особым даром познания и мудростью. Бог доверил дать имена всем остальным тварям (Быт 2, 19). Человек унаследовал от Адама только смертность, а не вину. Поэтому грех Адама – это порча человеческой природы, которая в свою очередь неизбежно ведет к греху, невозможности духовной жизни и спасения.Первородный грех осквернил всего человека, извратил его разум, поразил «духом противления» его душу, внес разлад в его свободную волю, как результат, свободная воля употребляется человеком во зло.Поскольку Христос, «Второй Адам», становится искупителем человеческого греха, дающим шанс человеческому роду на спасение, то в волевом акте полной и цельной решимости во что бы то ни стало быть со Христом, через абсолютный поворот человеческой воли к добру следует видеть высшую свободу человека[Иоанн Златоуст]. О нравственной работе над своей волей говорит и апостол Павел, свидетельствуя о своем собственном многотрудном опыте, сокрушаясь о своих собственных болезнях и противоречиях (Рим. 7:25). Свободе противостоит именно грех (Ин. 8:34). Итак, свободная воля считается самой высшей способностью человека. По своей воле Адам совершил первый грех, по своей же воле человеческий род должен его искупить – посредством веры и любви к Богу, истинной духовной жизни. Именно в свободной воле коренится богоподобие человека, именно через свободную волю человек способен спастись и начать духовную жизнь, посредством свободной воли человек должен совершенствоваться в своей духовной жизни, чтобы приблизиться к Богу. Свободная воля в отношении поступка является основополагающим условием совершения поступка, но не его причиной, началом или поводом к его совершению. Наличие в человеке собственно нравственной свободы (свободы воли) не может являться причиной греха, поскольку эта свобода дается нам изначально, являясь неотъемлемым свойством нашей природы. Кроме того, как отмечали некоторые богословы, если свободу считать причиной греха, то тогда и Бога, как виновника свободы, необходимо будет считать первопричиной греха. Таким образом, человек несет ответственность не за собственно наличие свободы в его природе, а за ее непосредственное использование, за сам выбор, который он делает, пользуясь своей свободной волей. Поэтому причиной греха является не сама свобода, а ненадлежащее ее использование. Христианское учение гласит, что все наказания, которые даются человеку Богом, на самом деле являются проявлением Божественной милости, поскольку они помогают человеку «исцелиться», прийти к духовной жизни, духовно, нравственно совершенствоваться. Данная позиция близка многим христианским богословам. Смерть и земные наказания, как отмечает Иоанн Златоуст, являются средством, которое учит человека благочестивости, праведности[Златоуст]. Настоящий христианин должен отказаться от больших богатств, от привязанности к земным вещам, вести себя на этой земле, как странник. Таким образом, земные страдания и смерть очищают от земных грехов. И Бог по своей милости не оставил человека во грехе. Христос совершает искупительную жертву за человеческую греховность, даруя человечеству возможность подлинной духовной жизни.Искупительная смерть Иисуса Христа – это есть главное условие примирения между Богом и человеком как залога подлинно духовной жизни. Человек вновь обретает благодать Бога, для него открываются врата рая. Однако для спасения и духовной жизни недостаточно только Божественной милости, свободной человеческой воле принадлежит огромная роль, у человека должно быть стремление к спасению и духовности (Рим. 9:16). Для спасения и духовной жизни необходим синтез Божественной и человеческой воли. Бог не принуждает человека к спасению и духовной жизни, как отмечали Святые Отцы. ЗаключениеТаким образом, свобода дается человеку не от, а для, в частности, для принятия ответственных решений и несения ответственности за свои поступки. Смысл человеческой личности и индивидуальности заключается в так называемом сверхсмысле. Речь идет о смысле целостности, в свете которой человеческая жизнь обретает новый смысл, здесь мы говорим о целостном смысле существования Вселенной, самого бытия и истории. Данный смысл является трансцендентным человеческому существованию, и по этой причине вопрос религии тут крайне важен. Безусловно, в мире существует нечто, что способствует сохранению духовной энергии. Однако это понимание и осознавание связаны не только с высокой степенью свободы, но и предполагают повышенную ответственность человека за то, каким образом он распорядится собственной свободой. Религия способна дать ответ на вопрос о том, как же все устроено в этом мире, по каким законам этот мир живет, религия дает человеку понимание того, что он является Божественным творением, имеющим свое место в картине мироздания и Божественном замысле. Каждый из нас так или иначе осознает, что содержание его жизни где-то сохраняется и оберегается. Поэтому понятие «духовность» всегда идет рука об руку с понятиями «свобода» и «ответственность».Список литературыАраб-Оглы Э.А. Свобода // Философский энциклопедический словарь / Под редакцией: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 840.Араб-Оглы Э.А. Свобода // Философская энциклопедия. Т.4 / Под редакцией: Константинов Ф.В. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 592.Бауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. Дашевского, предисл. Ю. Левады. М., 2006. Бердяев Н.А. О назначении человека.// http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_chelovekaИоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903Кабаева Ж. А. Система принципов чистого разума И. Канта / Ж. А. Кабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7.1 (141.1). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39729/ Кант И. Критика чистого разума.// https://www.litmir.me/br/?b=102341&p=1Кемеров В.Е. Свобода // Современный философский словарь / Под общей редакцией д. ф. н. профессора В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. И доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «Панпринт», 1998. С. 1064.Кузубова Т. Философия И. Канта.// https://poisk-ru.ru/s6322t4.htmlОрлов Е. В. Кафолическое в теоретической философии Аристотеля. – Новосибирск, 1996.Разин А.В. Свобода и необходимость. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-i-neobhodimostСоколов В.В. Спиноза. — Изд. 3-е, стереотипное. М., 2009. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 359-619.Столяров А.А. Судьба // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 715-721.Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М.: А Kami Group, 1995.

1. Араб-Оглы Э.А. Свобода // Философский энциклопедический словарь / Под редакцией: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 840.
2. Араб-Оглы Э.А. Свобода // Философская энциклопедия. Т.4 / Под редакцией: Константинов Ф.В. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 592.
3. Бауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. Дашевского, предисл. Ю. Левады. М., 2006.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека.// http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka
5. Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903
6. Кабаева Ж. А. Система принципов чистого разума И. Канта / Ж. А. Кабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7.1 (141.1). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39729/
7. Кант И. Критика чистого разума.// https://www.litmir.me/br/?b=102341&p=1
8. Кемеров В.Е. Свобода // Современный философский словарь / Под общей редакцией д. ф. н. профессора В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. И доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «Панпринт», 1998. С. 1064.
9. Кузубова Т. Философия И. Канта.// https://poisk-ru.ru/s6322t4.html
10. Орлов Е. В. Кафолическое в теоретической философии Аристотеля. – Новосибирск, 1996.
11. Разин А.В. Свобода и необходимость. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-i-neobhodimost
12. Соколов В.В. Спиноза. — Изд. 3-е, стереотипное. М., 2009.
13. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 359-619.
14. Столяров А.А. Судьба // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 715-721.
15. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М.: А Kami Group, 1995.

Вопрос-ответ:

Что такое фатализм и волюнтаризм?

Фатализм - это философская концепция, согласно которой все события в мире заранее предопределены и не зависят от нашего выбора или действия. Волюнтаризм, напротив, утверждает, что мы имеем свободу выбора и можем влиять на происходящее.

Как свобода понимается в религиозно-философском контексте?

В религиозно-философском контексте свобода понимается как способность человека принимать автономные решения и выбирать путь своего духовного и морального развития. Она также может относиться к свободе от греха или духовной оковы.

Что говорит христианская этика о проблеме свободы человеческой воли?

Христианская этика утверждает, что человек имеет свободу выбора и отвечает перед Богом за свои действия. Она признает, что человек подвержен греху, но также верит в возможность обращения, покаяния и преодоления греховности через веру в Бога и исполнение Его заповедей.

Почему библейско-христианская антропология считается наиболее точным раскрытием сущности человека и его предназначения?

Согласно позиции Бердяева, библейско-христианская антропология считается наиболее точным раскрытием сущности человека, потому что в ней человек предстает как образ и подобие Бога. Она признает его греховность, но также предлагает путь искупления и спасения через веру в Бога и исполнение духовных заповедей.

Какие идеи относятся к этическому контексту свободы?

В этическом контексте свободы обсуждаются идеи о свободе выбора, ответственности за свои действия, возможности преодоления греха и духовной оковы, а также о моральных и духовных принципах, которые должны направлять нашу свободу.

Что такое этический контекст категории свободы?

Этический контекст категории свободы означает, что вопрос о свободе рассматривается с позиции моральных норм и ценностей. Этот контекст определяет, какие действия считаются нравственно допустимыми или неприемлемыми, и каким образом свобода может быть ограничена ради блага общества или других людей.

Какие проблемы связаны со свободой в философско-этическом аспекте?

В философско-этическом аспекте проблемы свободы связаны с вопросом о предопределенности судьбы (фатализмом) и возможности участия человека в процессе принятия решений (волюнтаризмом). Также возникает вопрос о моральной ответственности за свои действия и ограничениях свободы в обществе.

Как свобода понимается в религиозно-философском аспекте?

В религиозно-философском понимании свобода часто связывается с трансцендентными понятиями, такими как божественная воля или дар божий. Свобода в этом контексте часто рассматривается как возможность выбора пути, который соответствует божественной воле и который приводит к спасению или духовному развитию.

Что говорит христианская этика о проблеме свободы человеческой воли?

В христианской этике проблема свободы человеческой воли рассматривается в контексте греха и искупления. Христианская этика утверждает, что человек имеет свободу выбирать между добром и злом, но при этом также несет ответственность за свои выборы. Вера и благодать помогают человеку направлять свою свободу на путь к спасению и духовному росту.

Как библейско-христианская антропология раскрывает сущность человека и его предназначение?

Согласно позиции Бердяева, библейско-христианская антропология рассматривает человека как образ и подобие Бога, но также осознает его греховную природу. Человек имеет свободу выбирать между добром и злом, но также несет ответственность за свои поступки. Его предназначение заключается в общении с Богом и стремлении к духовному совершенству.

Какова проблема свободы в философско-этическом аспекте?

Проблема свободы в философско-этическом аспекте заключается в поиске баланса между фатализмом и волюнтаризмом. Фатализм считает, что все события заранее определены и человек лишен истинной свободы выбора, тогда как волюнтаризм подчеркивает роль человеческой воли и ответственности за свои поступки. Вопрос заключается в том, как совместить предопределение с волей и свободой человека.

Каково религиозно-философское понимание свободы?

В религиозно-философском понимании свобода рассматривается как дар божий, присущий человеку. Согласно этому пониманию, свобода является необходимым условием для развития и духовного возрождения. Однако, свобода не означает бесконтрольность и безответственность, а требует правильного использования и осознанного выбора. Важной составляющей религиозно-философского понимания свободы является также моральная ответственность перед Богом и перед людьми.