Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 20.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты малого и крупного бизнеса 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса 5
1.2. Понятие и значение крупного бизнеса 11
2. Взаимоотношение малого и крупного бизнеса 18
2.1. Формы взаимоотношения малого и крупного бизнеса 18
2.2. Международный опыт взаимодействия малого и среднего бизнеса 21
2.3. Перспективы взаимодействия малого и крупного бизнеса в России 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Этот этап может осуществляться на базе малого и/или крупного бизнеса. Второй этап – серийное производство – изображен на рисунке в виде конвейера (производственной цепочки), каждый элемент которого обозначен овалом. Большие производственные системы, как правило, контролирует крупный бизнес, тесно взаимодействуя с малыми предприятиями, обладающими свойствами быстрой адаптации к изменению внешней среды. Заключительный этап – сбыт готовой продукции (инновационного продукта)Рассмотрим еще одну модель взаимодействия малого и крупного бизнеса, которая повсеместно применяется промышленными предприятиями, – субконтрактинг. Фактически – это форма аутсорсинга, которая позволяет оптимизировать производственные процессы исходя из теории сравнительных преимуществ. При этом крупное промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии субконтракторе) заказ на выполнение отдельных технологических процессов или изготовление продукции, необходимых для производственного процесса, что позволяет повысить его эффективность (рисунок 2.3).Рисунок 2.3 - Схема взаимодействия малого и крупного бизнеса при субконтрактингеСубконтракторами, как правило, являются МСП. В странах с развитым промышленным производством данный механизм эффективно используется для повышения эффективности промышленного производства и обеспечения экономического роста. Выделяют две модели субконтрактинга: американскую и японскую. Американская требует развитого рынка субконтракции, где критерием отбора исполнителей контракта является цена. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет предприятию-заказчику выбрать наиболее приемлемый вариант. В японской модели субконтракторы ранжируются в зависимости от уровней производственных мощностей и технологий и используется многоуровневая система субконтракции.2.3. Перспективы взаимодействия малого и крупного бизнеса в РоссииИспользование западных моделей взаимодействия малого и среднего предпринимательства, которые были описаны выше, для России не всегда возможно, поскольку у нас разрушены многие международные связи и не развит малый бизнес. С другой стороны, можно использовать сложившуюся ситуацию наличия проблем у крупного бизнеса с целью не только решения этих проблем, но и придания нового импульса для развития малого производственного предпринимательства. Крупный бизнес в большинстве случаев ставит во главу угла задачу максимизации прибыли. Всегда ли он заинтересован в устранении технологических рисков? На наш взгляд, крупный бизнес часто игнорирует эти проблемы в угоду прибыли. Решая эти проблемы, крупное предприятие, особенно на первом этапе, может получить убытки. Предприятию, например, иногда выгоднее заплатить штраф за нарушение экологических норм, чем внедрить новые прогрессивные экологически чистые технологии. Или же оно может «не заметить» признаки нарушения качества продукции, связанного, например, с необходимым дорогостоящим процессом импортозамещения. При этом использование импортных комплектующих может не всегда контролироваться с точки зрения их соответствия требованиям по безопасности и другим параметрам. Существуют также потенциальные риски утраты поставщиков (зарубежных – в связи с появлением новых санкций, отечественных – в связи с недобросовестной конкуренцией отдельных стейкхолдеров). Реализация подобных угроз может поставить под сомнение сохранение производственного процесса и выпуска продукции. Наличие описанной выше проблемной зоны предопределяет необходимость принятия решений, направленных на минимизацию технологических и иных рисков, восстановление или сохранение производственных цепочек, рост производительности труда и увеличение качества продукции. Вместе с тем, некоторые меры по устранению указанных угроз могут иметь отрицательный экономический эффект, особенно на начальных этапах трансформации. Собственник крупного бизнеса относится к таким мерам настороженно, а часто и отрицательно. Он, как правило, занимает выжидательную позицию, что, в принципе, понятно в современных российских условиях неопределённой внешней среды и низкого экономического ростаНа наш взгляд, существующие концепции взаимосвязи малого и крупного бизнеса не в полной мере отвечают современным условиям развития национальной экономики в период глобализации и становления шестого технологического уклада информационной революции. В связи с этим, предлагается схема концепции совершенствования взаимодействия малого и крупного бизнеса в инновационной сфере (рисунок 2.4).Рисунок 2.4 - Схема концепции совершенствования взаимодействия малого и крупного бизнеса в инновационной сфереТаким образом, при построении новой модели взаимодействия малого и крупного бизнеса в качестве объекта исследования мы рассматриваем существующие производственные цепочки в рамках структур крупного бизнеса независимо от конкретной отрасли промышленности. Мы анализируем объект на предмет выявления проблемных мест и оцениваем факторы, которые приводят к негативным явлениям в процессе производства. Такой анализ должен быть сделан в ходе технологического аудита. Аудит необходим, чтобы понять, насколько велики риски, какие факторы их обуславливают. Поскольку речь идет об объекте крупного бизнеса, система должна сопровождаться государственным регулированием. Должны быть обеспечены меры государственной поддержки с обязательным контролем достижения результата. По результатам аудита могут объявляться конкурсы по созданию малых предприятий, закрывающих конкретную технологическую проблему.ЗаключениеТаким образом, мы изучили понятие и сущность малого и среднего бизнеса. Исследовали вопросы взаимодействия малого и среднего бизнеса.Отличительнымиособенностямималогобизнесаявляютсявзаимосвязьтакихпонятий,как«неустойчивость»и«выживание».Субъектымалогобизнесамобильныипоэтомустремительнозанимаютэкономическиенишиснаиболеевысокимуровнемприбыли,чтогарантируетбыстроенасыщениеплатежеспособногоспроса,требуемогосцельюсдвиговвэкономикестраны.Весьмачастослучается,чтокрупныефирмынедотакойстепениэффективныкакмалые.Этообуславливаетсятем,чтоструктурауправленияусложненапопричиневозникновениябольшегочисларазныхуровнейкоммуникацийвнутриорганизации(предприятия).Заслуга крупного бизнеса в том, что он вносит большой вклад в развитие немалого количества стратегических направлений производства, например, в сложные производства, такие как наукоемкие, и в требующие значительных вложений – капиталоемкие и т.д., а также является основной налоговой подпиткой страны.На современном этапе развития общества (период широкого распространения шестого технологического уклада информационный революции), для положительного темпа роста экономики, увеличения ВВП, повышения уровня и качества жизни необходимо развитие бизнеса в инновационной сфере. Однако по отдельности, малый и крупный бизнес в данной сфере не приносит желаемого результата, так как, одними из основных недостатков крупных предприятий является отсутствие гибкости и оперативности в реакции на конъектуру рынка, а малых предприятий – нехватка денежных средств для ведения инновационной деятельности. Но преимущества малого и крупного бизнеса перекрывают недостатки друг друга. Поэтому, взаимодействие крупного и малого бизнеса дает наилучший синергетический эффект. Он связан с характерными для инновационной экономики процессами возрастания роли научно-технических достижений, сокращения транзакционных издержек, повышения уровня специализации в условиях конкурентоспособной среды. Формой взаимодействия должно стать венчурное финансирование.Список использованной литературыФедеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2016. 160 с.Белова Л. А., Каценко К. И. Малое предпринимательство региона как объект государственного регулирования / Л. А. Белова, К. И. Каценко // Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященная памяти чл.-корр. РАСХН А. А.Семенова — «Факторы экономического роста: мировые тренды и российские реалии». 23 марта 2017 г. Краснодар: КубГАУ, 2017. С. 46–52Бердашкевич, А.П. О поддержке инновационной деятельности в Японии // Инновации. – 2002. – № 7. – С. 77-79Вдовенко А.А. Причины структурной слабости российской экономики // Вопросы экономик и права. – 2018. - №120. – с. 63-66Владымцев, И.В. Субконтрактинг как форма производственной кооперации и интеграции управления компании / И.В. Владымцев, А.С. Денисова // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – №8 (113). – С. 25-30.Гаврилов, К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России / К.Л. Гаврилов. – М.: Дашков и К, 2003. – 144 сДемидович А.А., Демидович И.А. Роль крупного бизнеса в экономике России // Аллея науки. – 2018. – том 4. - № 4(20). – с. 419-421Завлин, П.Н. Роль региональных органов власти в развитии науки США // Инновации. – 2000. – № 7-8. – С. 90-92КравченкоЛ.Н.,ХодоренкоЕ.О.Малоепредпринимательствокакодинизважнейшихэлементовразвитияэкономикигосударства.–2016.–№4(84).–с74-80Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. М.: КноРус, 2016. 440 c.Мижинский, М.Ю. Меры государственно-правового стимулирования инноваций: правовой опыт Европейского Союза // Инновации. – 2005. – №7. – С. 115-118Митяков С. Н., Модель взаимодействия малого и крупного бизнеса при создании инновационного продукта // Развитие и безопасность. – 2019. - №4. – с.68-79Митякова, О.И. Международная инновационная деятельность: монография / О.И. Митякова; НГТУ. – Н. Новгород, 2007. – 169 сМитякова, О.И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий: монография / О.И. Митякова; НГТУ. – Н. Новгород, 2009. – 185 cНациональные научно-технологические индустриальные парки Китая (по материалам брошюры «NationalscienceandtechnologyindustrialparksofChina» Министерства науки и технологий Народной Республики Китай) // Инновации. – 2002. – №7. – С. 79-82. Новожилов Д.А., Куклина Е.В. Венчурные инвестиции как источник формирования денежных фондов высокотехнологичных компаний / Д.А. Новожилов, Е.В. Куклина // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XI Международной конференции. 17-19 ноября 2016 года; ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». – В 2 т. – Т. 2.— Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016. — С. 879-886Одинцова К.А., Гринавцева Е.В. Экономическая сущность и содержание понятия «малое предпринимательство» («малый бизнес») // MODERN SCIENCE. – 2020. - № 3-3. – с.66-73Орлов С.Н., Федотова Ю.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в условиях динамичного развития // Управление в современных системах. – 2020. - № 1 (25). – с. 27-34Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: экономическая хроника, 1992—2000. М., 2000, Паппэ Я.Ш., Галухина Я.С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет: экономические хроники 1993—2008. М., 2009.Совиян А.М. Совершенствование организационного механизма взаимодействия корпораций и малых предприятий в инновационной сфере / А.М. Совиян // Транспортное дело России. – 2010. - № 2. – С. 76-78.Черкасов Д.О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. 2016. №2. С. 626–629.Интернет-источник. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vseproip.com/biznes-ip/o-biznese-ip/krupnyj-biznes-v-rossii.html.Волкова И. А., Попова А. Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт.-2016.-Спецвыпуск № 04.-ART76051. -0,6п. л.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htmЕдиный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2016. 160 с.
3. Белова Л. А., Каценко К. И. Малое предпринимательство региона как объект государственного регулирования / Л. А. Белова, К. И. Каценко // Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященная памяти чл.-корр. РАСХН А. А.Семенова — «Факторы экономического роста: мировые тренды и российские реалии». 23 марта 2017 г. Краснодар: КубГАУ, 2017. С. 46–52
4. Бердашкевич, А.П. О поддержке инновационной деятельности в Японии // Инновации. – 2002. – № 7. – С. 77-79
5. Вдовенко А.А. Причины структурной слабости российской экономики // Вопросы экономик и права. – 2018. - №120. – с. 63-66
6. Владымцев, И.В. Субконтрактинг как форма производственной кооперации и интеграции управления компании / И.В. Владымцев, А.С. Денисова // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – №8 (113). – С. 25-30.
7. Гаврилов, К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России / К.Л. Гаврилов. – М.: Дашков и К, 2003. – 144 с
8. Демидович А.А., Демидович И.А. Роль крупного бизнеса в экономике России // Аллея науки. – 2018. – том 4. - № 4(20). – с. 419-421
9. Завлин, П.Н. Роль региональных органов власти в развитии науки США // Инновации. – 2000. – № 7-8. – С. 90-92
10. Кравченко Л.Н., Ходоренко Е.О. Малое предпринимательство как один из важнейших элементов развития экономики государства. – 2016. – №4 (84). – с 74-80
11. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. М.: КноРус, 2016. 440 c.
12. Мижинский, М.Ю. Меры государственно-правового стимулирования инноваций: правовой опыт Европейского Союза // Инновации. – 2005. – №7. – С. 115-118
13. Митяков С. Н., Модель взаимодействия малого и крупного бизнеса при создании инновационного продукта // Развитие и безопасность. – 2019. - №4. – с.68-79
14. Митякова, О.И. Международная инновационная деятельность: монография / О.И. Митякова; НГТУ. – Н. Новгород, 2007. – 169 с
15. Митякова, О.И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий: монография / О.И. Митякова; НГТУ. – Н. Новгород, 2009. – 185 c
16. Национальные научно-технологические индустриальные парки Китая (по материалам брошюры «National science and technology industrial parks of China» Министерства науки и технологий Народной Республики Китай) // Инновации. – 2002. – №7. – С. 79-82.
17. Новожилов Д.А., Куклина Е.В. Венчурные инвестиции как источник формирования денежных фондов высокотехнологичных компаний / Д.А. Новожилов, Е.В. Куклина // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XI Международной конференции. 17-19 ноября 2016 года; ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». – В 2 т. – Т. 2.— Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016. — С. 879-886
18. Одинцова К.А., Гринавцева Е.В. Экономическая сущность и содержание понятия «малое предпринимательство» («малый бизнес») // MODERN SCIENCE. – 2020. - № 3-3. – с.66-73
19. Орлов С.Н., Федотова Ю.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в условиях динамичного развития // Управление в современных системах. – 2020. - № 1 (25). – с. 27-34
20. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: экономическая хроника, 1992—2000. М., 2000, Паппэ Я.Ш., Галухина Я.С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет: экономические хроники 1993—2008. М., 2009.
21. Совиян А.М. Совершенствование организационного механизма взаимодействия корпораций и малых предприятий в инновационной сфере / А.М. Совиян // Транспортное дело России. – 2010. - № 2. – С. 76-78.
22. Черкасов Д.О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. 2016. №2. С. 626–629.
23. Интернет-источник. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vseproip.com/biznes-ip/o-biznese-ip/krupnyj-biznes-v-rossii.html.
24. Волкова И. А., Попова А. Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт.-2016.-Спецвыпуск № 04.-ART76051. -0,6п. л.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm
25. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты связаны с малым и крупным бизнесом?
Теоретические аспекты малого и крупного бизнеса включают понятие и сущность малого бизнеса, понятие и значение крупного бизнеса.
Что такое малый бизнес?
Малый бизнес - это форма предпринимательства, характеризующаяся небольшим объемом производства, небольшим числом сотрудников и относительно низким уровнем капитализации.
Каково значение крупного бизнеса?
Крупный бизнес - это форма предпринимательства, характеризующаяся большим объемом производства, большим числом сотрудников и высоким уровнем капитализации. Он является основным двигателем экономического роста и создания рабочих мест.
Каковы формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса?
Формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса могут быть различными, включая партнерство, субподряд, поставки и др. Взаимодействие может быть как взаимовыгодным, так и конфликтным.
Каков международный опыт взаимодействия малого и среднего бизнеса?
Международный опыт показывает, что развитие сектора малого и среднего бизнеса способствует созданию рабочих мест, развитию инноваций и экономическому росту. В некоторых странах существуют специальные программы и меры поддержки для развития малого и среднего бизнеса.
Чем отличается малый и крупный бизнес?
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, которая характеризуется небольшим объемом производства, небольшим количеством сотрудников и относительной автономностью. Крупный бизнес, в свою очередь, характеризуется большими масштабами производства, значительными ресурсами и наличием подразделений в разных регионах или даже странах.
Какие проблемы возникают во взаимоотношениях малого и крупного бизнеса?
Взаимодействие малого и крупного бизнеса может сопровождаться рядом проблем, таких как ограниченный доступ малого бизнеса к ресурсам, доминирование крупных компаний на рынке, сложности в сотрудничестве и непонимании между представителями разных масштабов бизнеса и другие.
Каким образом малый и крупный бизнес могут взаимодействовать?
Малый и крупный бизнес могут взаимодействовать различными способами, такими как сотрудничество в рамках поставок и субподрядов, создание совместных предприятий, франшизные отношения, аутсорсинг и другие формы партнерства.
Каковы перспективы взаимодействия малого и крупного бизнеса в России?
В России наблюдается потенциал для развития взаимодействия малого и крупного бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса, создание условий для развития предпринимательства и стимулирование инноваций могут способствовать сотрудничеству различных компаний и стимулировать экономический рост.