Психологические условия развития самосознания личности в подростковом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 21.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ................................................6
1.1. Основные направления изучения самосознания в психологической науке
...................................................................................................................................6
1.2 Возрастные факторы становления Самосознания..........................................6
1.3. Позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование
самосознания подростков.....................................................................................16
Выводы по Главе 1................................................................................................25
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ
ПОДРОСТКОВ......................................................................................................26
2.1. Общая характеристика выборки и методик.................................................26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................30
2.3 Разработка рекомендаций согласно результатам исследования.................39
Выводы по Главе 2................................................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................46
Так же на основании данных результатов можно отметить, что образы «Я в настоящем», «Я-взрослый», «Я-идеальное» совпадают по некоторым подпунктам. Так, такие ценности, как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «познание», «творчество», – стоят для подростков приблизительно на одних и тех же местах, если они говорят о себе как о идеальном и взрослом человеке. Такая ценность, как «развлечения» утрачивает для подростков свое ведущее значение в будущем. Противоречие, заключающееся в том, что в сопоставлении с «Я идеальным» данная ценность не связывается в сознании подростков с серьезностью и стабильностью. В то время как для реального «Я» (настоящего времени) подростки не отрицают важность наличия отличного времяпрепровождения и общения со сверстниками в качестве одной из ведущих ценностей.Ценность «уверенность в себе» противоречиво рассматривается в трех блоках, наиболее важной представляется для подростков с «идеальном Я». Выражено несоответствие «Я реального» и «Я идеального», что является следствием когнитивного развития.Свобода и независимость актуальна для «Я настоящего», но данная позиция несколько смещается во взрослом возрасте, что доказывает ее значимость лишь на определенный момент времени. Подростки не отрицают возможность потери доминирующего значения ценности в будущем.Идеальной для взрослой личности, по мнению подростков, является ценность материального порядка - «обеспеченная жизнь», которая в настоящее время да и в идеале теряет лидирующее значение. Для идеальной личности она оказывается незначимой. «Продуктивную жизнь» подростки более ценят в настоящем времени, чем в идеале. «Активная деятельная жизнь» сопоставляется для субличностей «Я реальный» и «Я идеальный», что демонстрирует тот факт, что подросток считает данную ценность показателем идеальной личности и подчеркивает необходимость стремления к ней.Общественное признание и жизненная мудрость расходятся в «Я- реальном» и «Я-идеальном», подчеркивая важность их для идеального человека. Наблюдаются значительные расхождения в отношении ценности счастливой семейной жизни – для себя данную ценность подростки рассматривают как незначительную, в то время как для взрослого и идеального человека данная ценность приобретает ведущие позиции. Это подчеркивает важность осознания подростками положительного отношения к институту семьи. Интересная работа имеет значение для взрослого человека, в то время как для подростков занимает последнее место.Таким образом, актуальные для «Я-реального» ценности признаются подростками в будущем утрачивающими свое ведущее значение, и образ взрослого, и образ идеального человека сопоставляется в их сознании с большей стабильностью и серьезностью.2. Шкала «Уровень притязаний» К. Шварцландера. Результаты диагностики по шкале представлены в таблице 2.Таблица 2Сравнительный анализ уровня притязаний у подростков № испытуемогоУровень притязаний (УП)Нереалистично высокийВысокийУмеренныйНизкий Баллы112533415-1,496-1,497-1,49859110311112513114-1,4915-1,4916317-1,49183195203%4 (20%)5 (25%)5(25%)6 (30%)Полученные значения отражены на рисунке 1.Рис. 1. Сравнительный анализ уровней притязаний подростковНеадекватный, т.е. нереалистично завышенный уровень притязаний выявлен у 4 подростков (20%), что свидетельствует о переоценке ими собственных способностей и возможностей, и говорит о том, что нередко подростки берутся за непосильные для них задачи.Высокий, но реалистичный уровень притязаний продемонстрировали 5 подростков (25%), что отражает их стремления к самосовершенствованию, решению сложных ситуаций.Умеренным уровнем притязаний отмечены 5 подростков (25%), и эти люди способны решать круг задач если не повышенной, то средней степени сложности, однако они не выражают стремление перейти к осуществлению более сложных целей.Низким уровнем притязаний, т.е. нереалистично заниженным, характеризуются 6 человек (30%). Эти подростки избирают слишком легкие цели в результате либо заниженной самооценки и неверия в собственный успех, либо в результате избегания социальной активности.3.Особенности самоотношения в старшем подростковом возрасте (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 3.Исходя из полученных результатов, очевидно, что наиболее выражена у испытуемых шкалы саморуководства (самопоследовательности), самообвинения, самоуважения. Таблица 3Сравнительный анализ особенностей самоотношения у подростков№ ШкалыSIIIIIIIV1234567126,6744,67917,6729,065,677,3316,6760,3310020,004,3329691,338691,3310081,33801009227,6710083,67355,3371,3328,0072,3316,0047,6715,034,3338,3381,6720,0021,33449,058,6728,0027,3349,0029,337,3334,3379,6760,6720,0043,33562,6734,0028,0017,6729,0065,6751,3334,3379,6727,678068,67638,3334,0016,0039,6729,0047,6732,0016,6792,0043,3334,334,33721,3325,339,009,0016,0016,6715,0034,3392,0096,6711,3334,33869,3380,0086,0017,6771,3347,6732,0070,6760,3315,0080,0068,67974,3371,3369,6753,0071,3347,6751,3350,6760,3315,0010083,671049,0044,6737,3317,6729,0016,6732,0016,6792,0015,0080,0083,671132,3344,679,009,0029,0029,337,3334,3360,3360,6720,0021,331238,3344,6716,0039,6716,0047,6780,0050,6779,6760,6734,3324,331355,3344,6728,0017,6716,0065,6751,3350,6779,6743,3354,6768,671426,6734,0028,0017,6729,0047,6780,0070,6760,3396,6711,334,331521,3325,3316,009,0016,0016,677,3334,3392,0096,6711,3321,331626,6734,0037,3327,3316,0029,3315,0016,6760,3381,6720,004,331738,3334,0021,6739,6749,6716,677,3316,6779,6727,6720,004,331855,3371,3316,0027,3316,0047,6732,0050,6760,3343,3334,3343,331974,3391,3377,3353,0029,0081,3380,0070,6792,0027,6780,0083,672062,6786,6769,6739,6749,6792,3380,0050,6779,6715,0010083,6748,753,335,832,235,347,0138,242,774,551,846,642,8Рассмотрим качественный анализ показателей по каждой шкале. «Интегральная» шкала является наиболее выраженной у 3 испытуемых (15%), средне выражена у 6 (30%) и не выражена у 11 (55%) испытуемых. Рис. 2. Сравнительный анализ показателей самоотношенияШкала «самоуважение» ярко выражена у 4 (20%), средне выражена у 4 (20%) подростков. У остальных 12 (60%) - не выражена.«Аутосимпатия» ярко выражена у 3 (15%), средне выражена - у 2 (10%) подростков. У остальных 15 (75%) признак не выражен.«Ожидаемое отношение» ярко выражена у 1 (5%), средне выражена - у 3(15%), не выражена - у 16 (80%).«Самоинтерес» ярко выражен у 1 (5%), средне выражен у 2 (10%), остальные 17 (85%) имеют не выраженный признак самоинтереса.«Самоуверенность» ярко выражена у 3 (15%), средне выражена - у 2 (10%). У остальных 15 (75%) признак не выражен.«Отношение других» - признак ярко выражен у 5 (25%), средне выражена - у 3 (15%). У остальных 12 (60%) признак не выражен.«Самопринятие» - признак ярко выражен у 1 (5%), средне выражен - у 8 (40%), у 11 (55%) признак не выражен.«Саморуководство» - признак ярко выражен у 12 (60%), средне выражен - у 7 (35%), у 1 (5%) - признак не выражен.«Самообвинение» - признак ярко выражен у 6 (30%), средне выражен - у 3 (15%), у остальных 11 (55%) - признак не выражен.«Самоинтерес» - признак ярко выражен у 7 (35%), средне выражен - у 1 (5%), у остальных 12 (60%) - признак не выражен.«Самопонимание» - признак ярко выражен у 5 (25%), средне выражен - у 3 (15%), у остальных 12 (60%) - признак не выражен.На рисунке 1 отражен сравнительный анализ полученных показателей.Результаты исследования доказывают, что в старшем подростковом возрасте возникает осознанность образа Я, повышается рефлексивность, критичность. Самоуверенность с возрастом снижается в результате переосмысления подростками своей позиции в окружающем мире, и появлении напряженности во взаимоотношениях. Уровень саморуководства в старшем подростковом возрасте значительно возрастает, поскольку подросток более отчетливо переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Уровень отраженного самоотношения так же с возрастом повышается. Это свидетельствует о том, что личность, характер и деятельность подростка способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. С переходом в старший подростковый возраст увеличивается внутренняя конфликтность. Фактор внутренней неустроенности, фиксирующий внутреннюю конфликтность, самообвинение в большей степени наблюдается у старших подростков.2.3 Разработка рекомендаций согласно результатам исследованияНа протяжении последних лет различными исследователями был рассмотрен и активно изучается вопрос самосознания в подростковом возрасте. На основе уже полученных данных было разработано огромное количество методик адаптации и интеграции детей с патологией самосознания в общество сверстников. Однако большинство из них имеет односторонний характер. На сегодняшний день психологической составляющей уделяется недостаточное внимание.Интеграция есть процесс, который предполагает сближение двух социальных субъектов, а ее эффективность определяется с одной стороны готовностью лиц разного возраста войти в общество, а с другой - готовностью общества принять лиц с нарушениями самосознания. Таким образом, работа должна проводиться как с людьми с проблемами самовосприятия, так и с обычными людьми.Процесс адаптации у подростков, должен носить комплексный характер, ориентированный на структуру отклонений в психической деятельности, учитывающий роль биологических и микросоциальных факторов, включающий реабилитационные, лечебные, медикаментозные и психокоррекционные мероприятия, проводимые в соответствии с принципами дифференцированного подхода специалистами реабилитационных центров: психоневрологами, психологами, психотерапевтами, педагогами.В контексте данной работы мы можем предложить следующие рекомендации, которые могут положительно повлиять на организацию работы по интеграции и адаптации подростков с нарушениями самосознания в общество.1. Индивидуальная работа с детьми должна проводится постоянно. Постоянный контакт подростка с педагогами, психологами помогает ему реально оценить свои возможности, сформировать адекватный уровень притязаний, структуру ценностных ориентации. Часто бывает так, что родители и ближайшее окружение не готовы продолжать ту работу, которую вели специалисты, а дети, оказавшись в новой социальной ситуации, быстро утрачивают установки, сформированные психологом.2. Необходимо учитывать важную роль родителей в адаптационном процессе. Родители могут затруднять или облегчать адаптации. В сочетании с действительными трудностями подростков в передвижении, самообслуживании это приводит к преобладанию воспитания в условиях гиперпротекции, которая формирует у ребенка пассивность, выжидательную позицию, неспособность самостоятельно принимать решения. 3.При проведении психокоррекционной работы с подростками, необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы, причем групповые формы предпочтительнее.Индивидуальная работа со старшими подростками должна проводиться не только по проблеме развития познавательной деятельности, но и личностного развития.Групповую работу необходимо строить на основе ряда принципов: откровенности и искренности, ответственности при обсуждении, соблюдения интимности. Суть работы группы состоит в том, что в ходе дискуссий под руководством психолога при использовании специальных приемов происходит улучшение психологического состояния участников. Содержание дискуссий определялось проблемами, выявленными на диагностическом этапе.Данные рекомендации, на наш взгляд, могут помочь в организации реабилитационно-адаптационных мероприятий для подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.Выводы по Главе 2Для решения задач работы был составлен план исследования, выбрана база для его проведения, сформирована репрезентативная выборка, подобраны соответствующие методы научного исследования, надежные и валидные психодиагностические методики.На основании результатов проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:Терминальная ценность «здоровье» применительно к «Я-настоящему» занимает у подростков лидирующую позицию. То же самое для блоков «Я - взрослый» и «Я-идеальное». Исходя их этого, становится очевидным, что собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности и самореализации, исходя из семантического пространства. Ценность «красота природы» меньше всего актуальна для подростков.Ценность «развлечения» утрачивает для подростков свое ведущее значение в будущем. На лицо противоречие, заключающееся в том, что в сопоставлении с «Я - идеальным» образом взрослого человека данная ценность не связывается в сознании подростков с серьезностью и стабильностью, в то время как для реального Я (настоящего времени) подростки не отрицают важность наличия отличного времяпрепровождения и общения со сверстниками в качестве одной из ведущих ценностей.Ценность «уверенность в себе» противоречиво рассматривается в трех блоках, наиболее важной представляется для подростков с идеальном «Я». Выражено несоответствие «Я - реального» и «Я - идеального», что является следствием когнитивного развития.Свобода и независимость актуальна для «Я - настоящего», но данная позиция несколько смещается во взрослом возрасте, что доказывает ее значимость лишь на определенный момент времени. Подростки не отрицают возможность потери доминирующего значения ценности в будущем.Идеальной для взрослой личности, по мнению подростков, является ценность материального порядка – «обеспеченная жизнь», которая в настоящее время, да и в идеале теряет лидирующее значение. Для идеальной личности она оказывается незначимой. «Продуктивную жизнь» подростки более ценят в настоящем времени, чем в идеале. «Активная деятельная жизнь» сопоставляется для субличностей «Я - реальный» и «Я - идеальный», что демонстрирует тот факт, что подросток считает данную ценность показателем идеальной личности и подчеркивает необходимость стремления к ней. «Общественное признание» и «жизненная мудрость» расходятся в «я- реальном» и «Я-идеальном», подчеркивая важность их для идеального человека. Наблюдаются значительные расхождения в отношении ценности счастливой семейной жизни – для себя данную ценность подростки рассматривают как незначительную, в то время как для взрослого и идеального человека данная ценность приобретает ведущие позиции. Это подчеркивает важность осознания подростками положительного отношения к институту семьи. Интересная работа имеет значение для взрослого человека, в то время как для подростков занимает последнее место. Таким образом, актуальные для «Я-реального» ценности признаются подростками в будущем утрачивающими свое ведущее значение, и образ взрослого, и образ идеального человека сопоставляется в их сознании с большей стабильностью и серьезностью. С переходом в подростковый возраст увеличивается внутренняя конфликтность. Фактор внутренней неустроенности, фиксирующий внутреннюю конфликтность, самообвинение в большей степени наблюдается у старших подростков.У большинства подростков наблюдается низкий уровнем притязаний, т.е. заниженная самооценка. Однако нужно заметить, что у некоторых подростков (их меньшинство) наблюдался неадекватный, т.е. нереалистично завышенный уровень притязаний.Там же, согласно полученным данным, именно в старшем подростковом возрасте возникает осознанность образа Я, повышается рефлексивность, также повышается уровень саморуководства, т.к. подросток начинает осознавать, что ответственность за свои действия. В свою очередь самоуверенность подростков снижается.Таким образом, все наши три гипотезы подтвердились.Также в данной главе были даны общие рекомендации по улучшения и усилению Самосознания подростков, с использованием различных методов и методик.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог курсовой работе важно отметить следующие аспекты:Множество подходов, трактующих развитие самосознания акцентированы на особенностях подросткового периода. Основную роль в процессе развития самосознания играют семейные отношения и значимые другие, оказывающие влияние на жизнь подростка, поэтому для формирования и развития «Я» - концепции родителям необходимо предоставлять подросткам свободу, исключать отчужденность и враждебность в отношениях, проявлять заинтересованность в проблемах ребенка, исключение авторитарной позиции по отношению к детям.Так же важно отметить, что в подростковом возрасте начинают вырабатываться ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности, формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему смысла человеческой жизни. Поэтому изучение современной молодежи, ее образа будущего и жизненных стратегий необходимо, поскольку именно жизненные стратегии обуславливают личное, культурное, а также социальное будущее как общества в целом, так и личности в частности.В результате проведенного исследования в эмпирической части работы важно отметить, что три построенные гипотезы подтвердились:Наиболее актуальной ценностью для подростков является ценность «здоровье» в системе «Я-настоящий», «Я - взрослый», «Я-идеальный», а наименее актуальная ценность в этих системах – ценность «красота природы»;Большинству подростков свойственно критичное отношение к себе, что характеризуется низким уровнем притязаний;В старшем подростковом возрасте возникает осознанность «Я-образа».Результаты исследования способствовали разработке ряда рекомендаций, прежде всего связанных с: характером проводимой работы, в том числе его постоянстве, а также учете и вниманию к роли родителей и ближайшего окружения в адаптационном процессе; сочетании индивидуальных и групповых методов работы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбдуллин А.Г. Образ «Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно– Уральского государственного университета. – 2012. – № 6. – С. 4–11.Бернс Р. Развитие Я– концепции и воспитание / Р. Бернс. – М., 2008. – 422 с.Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивация и система ценностей / И.И. Вартанова // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 3–11.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 1136с. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2012. – 800с.Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: Академический проект, 2011. – 318 с. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – С.-Пб.: Питер, 2012. – 320 с.Кле Мишель Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. – М., 2011. – 289 с. Колышко А.М. Психология самоотношения: учебное пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 102 с.Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон – М, 2009 – 254 с.Латыпов И.В. Взаимосвязь самоотчуждения и образа «Я» личности / И.В. Латыпов // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2. – С. 221– 225.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – С.-Пб: Питер, 2013. – 583 с.Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2013. – № 5. – С. 69– 85.Мухина В.С. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве / В.С. Мухина // Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.,1998. – С. 398–408.Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012. – 460 с.Олппорт Г. Становление личности. Избранные труды / Г.Олппорт. – М.: Смысл, 2002. – 288 с.Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально– оценочная система / С.Р Пантелеев. – М. : Наука, 1991. – 238 с.Смирнов С.Д. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности / С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 81– 91.Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 2011. – 288 с. Черепкова Н.В., Кузнецова М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н.В. Черепкова // Современные научные исследования. Выпуск 1. – 2013. – С. 87.
Абдуллин А.Г. Образ «Я» как предмет исследования в
зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова //
Вестник Южно– Уральского государственного университета. – 2012 – № 6 –
С. 4–11.
2
Бернс Р. Развитие Я– концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.,
2008 – 422 с.
3
Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивация и система
ценностей / И.И. Вартанова // Вопросы психологии. – 2013 – № 3 – С. 3–11.
4
Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.
– М.: Эксмо, 2012 – 1136с.
5
Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.
Головин. – Минск: Харвест, 2012 – 800с.
6
Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: Академический
проект, 2011 – 318 с.
7
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.
– С.-Пб.: Питер, 2012 – 320 с.
8
Кле Мишель Психология подростка. Психосексуальное развитие /
М. Кле. – М., 2011 – 289 с.
9
Колышко А.М. Психология самоотношения: учебное пособие /
А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2012 – 102 с.
10
Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон – М, 2009 – 254 с.
11
Латыпов И.В. Взаимосвязь самоотчуждения и образа «Я»
личности / И.В. Латыпов // Мир науки, культуры, образования. – 2011 – № 2
– С. 221– 225
12
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – С.-Пб:
Питер, 2013 – 583 с.13
Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие
характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной
адаптации / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2013 – № 5 – С. 69–
85
14
Мухина В.С. Особенности идентификации с собственным «Я».
Кризис личности в отрочестве / В.С. Мухина // Возрастная психология:
Феноменология развития, детство, отрочество. – М.,1998. – С. 398–408.
15
Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.:
Юрайт, 2012 – 460 с.
16
Олппорт Г. Становление личности. Избранные труды /
Г.Олппорт. – М.: Смысл, 2002 – 288 с.
17
Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально– оценочная
система / С.Р Пантелеев. – М. : Наука, 1991 – 238 с.
18
Смирнов С.Д. Место понятия «общение» в психологической
теории деятельности / С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2013 – № 3 –
С. 81– 91
19
Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ,
2011 – 288 с.
20
Черепкова Н.В., Кузнецова М.Ю. Формирование самоотношения
в подростковом возрасте / Н.В. Черепкова // Современные научные
исследования. Выпуск 1 – 2013 – С. 87
Вопрос-ответ:
Какие основные направления изучения самосознания существуют в психологической науке?
В психологической науке существуют различные подходы к изучению самосознания. Одно из направлений - когнитивное изучение самосознания, которое изучает процессы мышления, восприятия и самооценки, связанные с развитием самосознания. Другое направление - социально-психологическое изучение самосознания, которое анализирует влияние социальной среды и взаимодействия с другими людьми на формирование самосознания. Также существует развитие самосознания в контексте различных психологических теорий, таких как теория личности, развития и саморегуляции.
Какие теоретические основы изучения проблемы развития самосознания подростков предлагают авторы статьи?
Авторы статьи предлагают исследовать проблему развития самосознания подростков на основе различных психологических теорий, таких как теория социального развития, теория личности и теория саморегуляции. Они утверждают, что понимание самосознания подростков можно получить путем анализа влияния социальной среды, индивидуальных особенностей личности и способов саморегуляции на процесс формирования самосознания.
Какие психологические условия влияют на развитие самосознания подростков?
Развитие самосознания подростков зависит от нескольких психологических условий. Одно из них - формирование социальной идентификации, то есть осознание принадлежности к определенной группе и взаимодействия с ней. Другое условие - развитие рефлексии как способности анализировать свои мысли и действия. Также важными условиями являются развитие эмоциональной интеллектуальности, различных способов саморегуляции и осознание автономии и выбора.
Как социальная среда влияет на формирование самосознания подростков?
Социальная среда имеет значительное влияние на формирование самосознания подростков. В процессе взаимодействия социальной группы, подростки усваивают нормы, ценности и ожидания, что помогает им определить свою позицию в обществе. Близкие отношения с родителями, сверстниками и другими значимыми взрослыми также влияют на развитие самосознания подростков, формируя их представление о себе и своей роли в обществе.
Что такое самосознание и почему оно важно в подростковом возрасте?
Самосознание — это сознательное восприятие и понимание себя как отдельного индивида с уникальными чертами и характеристиками. В подростковом возрасте самосознание играет особую роль, так как именно в этот период происходит формирование индивидуальности и поиск своего места в обществе. Развитое самосознание помогает подростку лучше понять себя, свои потребности и ценности, и принимать более осознанные решения.
Какие факторы влияют на развитие самосознания подростка?
Развитие самосознания подростка зависит от множества факторов. Одним из основных является социальное окружение, в котором живет подросток. Отношения с родителями, друзьями, школьной средой и обществом в целом оказывают существенное влияние на самосознание подростка. Также важным фактором является личный опыт и самостоятельные достижения, которые помогают подростку лучше понять свои способности и цели.
Какие теории существуют насчет развития самосознания подростка?
В психологической науке существуют различные теории, объясняющие развитие самосознания подростка. Например, теория семи стадий самосознания Л. Колберга утверждает, что развитие происходит последовательно через несколько стадий, начиная с примитивного представления о себе и заканчивая формированием сложной и глубокой самоидентичности. Другие теории сосредоточены на роли социальной интеракции и взаимодействия с окружающими людьми в процессе формирования самосознания.
Какие практические методы применяются для развития самосознания подростка?
Существует множество практических методов, помогающих развивать самосознание подростка. Например, психологические тренинги и групповые занятия, где подростки могут обсуждать свои мысли и чувства. Также эффективными методами являются психотерапия и индивидуальные консультации, где подростку помогают разобраться в своих эмоциях и проблемах. Важно создать поддерживающую и доверительную обстановку, где подросток чувствует себя комфортно и может открыто выражать свои мысли и чувства.
Какие психологические условия способствуют развитию самосознания личности в подростковом возрасте?
Развитие самосознания личности в подростковом возрасте зависит от нескольких психологических условий. Во-первых, важен внутренний диалог, который подросток ведет со своим "Я". Это позволяет ему осознать свои возможности, цели, интересы и оценить свои сильные и слабые стороны. Во-вторых, влияние социальной среды, включая семью, друзей, учителей и других значимых для подростка людей. Они помогают формировать самосознание путем демонстрации различных ролей и моделей поведения. Кроме того, важными факторами являются развитие эмоциональной компетенции, осознание своих эмоций и умение контролировать их, а также развитие рефлексии - способности к самоанализу и самооценке.
Какие основные направления изучения самосознания в психологической науке?
В психологической науке существуют несколько основных направлений изучения самосознания. Одно из них - это когнитивно-рефлексивное направление, которое сосредоточено на анализе процессов мышления и самооценки подростка. Второе направление связано с социальным воздействием и ролью окружающей среды в формировании самосознания подростков. Третье направление - это психологическая коррекция и развитие самосознания с использованием различных практик и методов. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и методы исследования.