Топонимия Сибири как средство формирования навыков филологического анализа текста
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 01.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 глава. Филологический анализ текст в общеобразовательной школе............6
1.1.
Понятие «филологический анализ текста».............................................6
1.2.
Филологический анализ регионального текста.......................................9
Выводы по 1 главе..............................................................................................11
2 глава. Место филологического анализа текста в курсе «Топонимика
Сибири»..................................................................................................................13
2.1. Структура и содержание курса «Топонимика Сибири»..........................13
2.2. Типы заданий по филологическому анализу текста на материале
региональной топонимике.................................................................................20
Выводы по 2 главе..............................................................................................21
Заключение............................................................................................................23
Список литературы...............................................................................................25
Они разработаны с целью повысить уровень навыков филологического анализа текста обучающихся. Задания распределены по нескольким блокам:1) Экстралингвистические параметры текста: историко-культурологические сведения, биография автора, эпоха и т.д.Например, какие исторические события в романе «Чалдония» описаны? Расскажите, что вы о них знаете? Какие исторические лица представлены в романе? Какие сибирские города и поселке затронуты революционными событиями?2) Лингвистические параметры текста: анализ текста по уровням языка (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический).В школе, изучая крупное произведение, сложно осуществить анализ текста по всем уровням языка. Однако педагог заранее готовит текст и имеет представление о том, какой из уровней языка будет целесообразно исследовать на занятии.Так, например, обучающимся предлагается найти диалекты в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»; выписать топонимы, обозначающие названия сибирских городов, рек и пр.; сделать этимологический анализ этих слов по словарю; определить роль в произведении этих лексических единиц.Какое определение слово «земля» вы нашли в словарях? Что понимает автор «Прощание с Матёрой» под этим словом в своем произведении?3) Логические параметры текста: работа с основными признаками текста (связность, логичность и т.п.).В разработанном нами элективном курсе не видим необходимости создавать задания по этому блоку, поскольку они не повлияют на решение учебных задач курса.4) Когнитивные параметры текста: определение хронотопа произведения.Прочтите первые строки «Прощания с Матёрой».«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название».Определите временные рамки событий по данному отрывку. Как выражен конфликт вечного и временного в данном отрывке? Что символизирует топоним Матёра в данной повести?5) Прагматические параметры текста: вопросы по этому блоку посвящены поискам авторского замысла и идейной проблематике произведения.Как автор в произведении «Прощание с Матёрой» решает проблему ответственности каждого за свои дела и поступки? Проблему духовной опустошённости?Выводы по 2 главеРазработанный нами курс «Топонимика Сибири» относится к предметным элективным курсам, в котором подробно изучается несколько лингвистические понятия «топоним», «региональный текст», а также формируются навыки филологического анализа регионального текста. Более того, данный курс имеет межпредметный характер, направлен на общекультурное развитие и повышения познавательной деятельности учащихся к знаниям, не входящих в учебный план.Программа элективного предпрофильного курса «Топонимика Сибири» разработана для учащихся 10 классов (базовый уровень). Количество часов – 16 (один час в неделю).В программе мы использовали классификацию методов обучения, основанную на деятельностном типе обучения.Предлагаемый нами элективный курс соответствует концепции модернизации российского образования на период до 2021 года. Мы, сохранив то лучшее, что заложено в традиционной методике обучения филологического анализа текста, внесли некоторые добавления по специфики филологического анализа регионального текста.В результате изучения предпрофильного элективного курса учащиеся должны: знать теоретические положения данного курса и уметь формулировать их; уметь обосновать выбор текста для анализа, объяснять его тему, проблематику; использовать тезисы для обоснования ключевых фрагментов текста; уметь изложить текст, назвав его основные темы, проблемы, передать его сюжет, идейно-эстетическое содержание; определять значений слов и их значений в тексте, уметь оценивать художественную выразительность.ЗаключениеИзбрав тему курсовой работы «Топонимия Сибири как средство формирования навыков филологического анализа текста» и определив ее цель – определить место филологического анализа текста в элективном курсе «Топонимика Сибири», мы пришли к следующим выводам.Филологический анализ текста предполагает изучение языковых средств текста для отражения мыслей и чувств адресанта в различных общественных сферах; описывает аналитически в первую очередь слово как к «отражению словесной культуры автора и общества на определённом этапе развития».Филологический анализ текста есть средство обучения языку, поэтому его широко применяют в практике преподавания русского языка в школе. В современных исследованиях представлено методика работы с региональными текстами как средствами обучения. Под региональными текстами понимают локальные тексты о географических объектах описываемой области, региона и т.п.Филологический анализ региональных текстов в школе может быть осуществлен по традиционной схеме: жанр, композиция, структура повествования, хронотоп, система образов, интертекстуальные связи, идостиль автора. Однако региональные тексты имеют определённый лексический состав, в который входят различные языковые единицы, в частности, топонимы, называющие географические объекты описываемой области, региона и т.п.Разработанный нами курс «Топонимики Сибири» относится к предметным элективным курсам, в котором подробно изучается топонимы и региональный текст как лингвистические понятия. Более того, данный курс имеет межпредметный характер, обучающиеся не только продлолжают развивать умение осуществлять филологический анализ текста, но и получают лингвокраеведческие знания посредствам изучения региональных текстов.В заключение отметим перспективный характер темы работы. В дальнейшем необходимо апробировать разработанный элективный курс в практике преподавания русского языка в школе.Список литературыАвдеева М.В. Филологический анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. – 05.06.2012. – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621835/ (дата обращения: 13.09.2020).Анисимова К.В. От редактора // Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: коллектив.моногр. / отв. ред. К. В. Анисимов. – Красноярск, 2010. – С. 4-15.Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текст. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. –534 с.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Эксмо, 2015. – 640 с.Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собрание сочинений: в 7 т. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – Т. 5. – 401 с.Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск:Мордов. гос. ун-т., 2008. – 205 с.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 520 с.Бондавлетов В. Д. Русская ономастика: учеб.пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983. – 387 с.Васильева С.П. Топоним как этнокультурная единица // Филология. – 2015. – № 7. – С. 12-16.Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы: методология исследования // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: монография / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. – С.7-24.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Либроком 2011. – 139 с.Галян С.Ф. Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста: учеб.-метод. пособие. – Сургут : РИО СурГПУ, 2017. –142 с.Головкина С.Х., Смольников С.Н. Лингвистический анализ текста. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. – 124 с.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: URSS, 2019. – 264 с.Люсый А. П. Русская литература как система локальных текстов: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – Вологда, 2017. – 38 с.Меднис Н.Е. Текст и его границы // Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе [Электронный ресурс]. – Новосибирск, 2003. –URL: http://kniga.websib.m/text.htm?book=35&chap=3 (дата обращения 13.09.2020).Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.Сироткина Т.А. Литературное краеведение как актуальное направление методики преподавания литературы // Омские научные чтения. – 2018. – №2. – С. 676-679.Топоров В.Н. Петербургского текста русской литературы. – СПб.: Искусство-СПб, 2003. – 617 с.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365. – дата обращения: 12.09.2020.Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543. – дата обращения: 12.09.2020.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974. – дата обращения: 12.09.2020.Справочники, словари, энциклопедииГеографические названия Приенисейской Сибири / М. Н. Мельхеев. – Иркутск : Изд-во Иркут.ун-та, 1986. –143 с.Географические названия озера Байкал и Околобайкалья : топоним. слов. : около 7000 геогр. назв. – Красноярск, 2018. – 638 с. (ГНОБ).Поспелов Е.М. Географические названия России: Топонимический словарь. Ок. 3000 единиц. – М.: Вече, 2002. – 352 с.Раздорский А.И. Региональные топонимические словари и словари географических названий России [Электронный ресурс]. – URL: http://nlr.ru/res/epubl/rue/pr2.pdf – дата обращения: 15.09.2020.Топонимика Сибири и Дальнего Востока. – Красноярск: Буква С, 2008. – 504 с.ИсточникиАстафьев В.П. Затеси. – М.: Оникс, 2004. – 487 с.Дедов П.П. Чалдония.- М.: Советский писатель, 1990. – 584 с.Марков Г. М. Сибирь. – М. : Худ. лит., 1981. – 558 с.Распутин В. Г. Последний срок; Прощание с Матёрой; Пожар : повести. – М.: Сов. Россия, 1986. – 384 с.
Авдеева М.В. Филологический анализ текста как средство
формирования коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] //
Открытый
урок.
Первое
сентября.
–
05.06.2012.
–
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C
%D0%B8/621835/ (дата обращения: 13.09.2020).
2
Анисимова К.В. От редактора
// Сибирский текст в
национальном сюжетном пространстве: коллектив. моногр. / отв. ред. К. В.
Анисимов. – Красноярск, 2010 – С. 4-15.
3
Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический
анализ художественного текст. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004 –
534 с.
4
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса. – М.: Эксмо, 2015 – 640 с.
5
Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собрание
сочинений: в 7 т. – М.: Аспект-Пресс, 1997 – Т. 5 – 401 с.
6
Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста:
реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов
в школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск:
Мордов. гос. ун-т., 2008 – 205 с.
7
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта;
Наука, 2009 – 520 с.
8
Бондавлетов В. Д. Русская ономастика: учеб. пособие для студ.
пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983 – 387 с.
9
Васильева С.П. Топоним как этнокультурная единица //
Филология. – 2015 – № 7 – С. 12-16.10
Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы: методология
исследования // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера:
монография / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков. Т. 1
Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017 – С.7-24.
11
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
– М.: Либроком 2011 – 139 с.
12
Галян С.Ф. Литературное краеведение: филологический анализ
регионального текста: учеб.-метод. пособие. – Сургут : РИО СурГПУ, 2017 –
142 с.
13
Головкина С.Х., Смольников С.Н. Лингвистический анализ
текста. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006 – 124 с.
14
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: URSS,
2019 – 264 с.
15
Люсый А. П. Русская литература как система локальных текстов:
Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – Вологда, 2017 – 38 с.
16
Меднис Н.Е. Текст и его границы // Меднис Н.Е. Сверхтексты в
русской литературе [Электронный ресурс]. – Новосибирск, 2003 –URL:
http://kniga.websib.m/text.htm?book=35&chap=3 (дата обращения 13.09.2020).
17
Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003 – 256 с.
18
Сироткина Т.А. Литературное краеведение как актуальное
направление методики преподавания литературы // Омские научные чтения.
– 2018 – №2. – С. 676-679.
19
Топоров В.Н. Петербургского текста русской литературы. –
СПб.: Искусство-СПб, 2003 – 617 с.
20
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] //
Министерство
образования
и
науки
РФ.
–
URL:
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC
%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365. – дата обращения: 12.09.2020.21
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и
науки РФ. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA
%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543.
–
обращения: 12.09.2020.
22
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» Министерство образования и науки
РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE
%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974.
дата обращения: 12.09.2020.
Справочники, словари, энциклопедии
23
Географические названия Приенисейской Сибири / М. Н.
Мельхеев. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1986 –143 с.
24
Географические названия озера Байкал и Околобайкалья :
топоним. слов. : около 7000 геогр. назв. – Красноярск, 2018 – 638 с. (ГНОБ).
25
Поспелов
Е.М.
Географические
названия
Топонимический словарь. Ок. 3000 единиц. – М.: Вече, 2002 – 352 с.
26
Раздорский А.И. Региональные топонимические словари и
словари географических названий России [Электронный ресурс]. – URL:
http://nlr.ru/res/epubl/rue/pr2.pdf – дата обращения: 15.09.2020.
27
Топонимика Сибири и Дальнего Востока. – Красноярск: Буква С,
2008 – 504 с.
Источники
28
Астафьев В.П. Затеси. – М.: Оникс, 2004 – 487 с.
29
Дедов П.П. Чалдония.- М.: Советский писатель, 1990 – 584 с.
30
Марков Г. М. Сибирь. – М. : Худ. лит., 1981 – 558 с.31
Распутин В. Г. Последний срок; Прощание с Матёрой; Пожар :
повести. – М.: Сов. Россия, 1986 – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие навыки формируются при изучении топонимии Сибири?
При изучении топонимии Сибири формируются навыки филологического анализа текста, такие как: умение анализировать названия географических объектов, историческую и культурную справку о них, узнавать основное значение и происхождение топонимов, а также их семантические связи с другими топонимами.
Что такое филологический анализ текста?
Филологический анализ текста - это процесс изучения текста с помощью методов исследования, характерных для филологии. В ходе анализа исследуются языковые особенности, структура и содержание текста, а также его контекстуальные связи.
Какие особенности имеет филологический анализ регионального текста?
Филологический анализ регионального текста включает изучение специфических локальных топонимов, лингвистических и культурных особенностей региона. Кроме того, важно анализировать исторические и социокультурные аспекты, связанные с данным регионом, чтобы полноценно понять значение и происхождение топонимов.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: изучение топонимии Сибири позволяет формировать навыки филологического анализа текста; филологический анализ текста включает изучение языковых особенностей, структуры и содержания текста, а также его контекстуальных связей; филологический анализ регионального текста требует изучения специфических особенностей региона, локальных топонимов, а также исторических и социокультурных аспектов, связанных с данным регионом.
Какие навыки можно развить при изучении филологического анализа текста?
При изучении филологического анализа текста можно развить навыки анализа языковых особенностей, определения структуры и содержания текста, анализа контекстуальных связей, а также способность к исследовательской работе и выводам на основе полученных результатов.
Что такое топонимия Сибири?
Топонимия Сибири - это научное исследование и классификация топонимов (местных названий) в Сибири. Это включает в себя анализ названий городов, рек, озер, гор и других географических объектов.
Какая роль топонимии Сибири в формировании навыков филологического анализа текста?
Изучение топонимии Сибири позволяет учащимся развивать навыки филологического анализа текста, так как местные названия часто содержат историческую, культурную и лингвистическую информацию, которая требует тщательного анализа и интерпретации.
Какие навыки можно развить при изучении топонимии Сибири?
Изучение топонимии Сибири может помочь развить навыки анализа и синтеза информации, умение работать с различными источниками данных, умение делать выводы и строить логические цепочки. Также, это поможет учащимся улучшить навыки чтения и понимания текста.
Как топонимия Сибири помогает формировать филологический анализ регионального текста?
Изучение топонимии Сибири позволяет учащимся более глубоко понять и проанализировать региональные тексты, так как местные названия могут содержать информацию о культуре, истории и географии данного региона.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что изучение топонимии Сибири является важным элементом формирования навыков филологического анализа текста. Это позволяет учащимся лучше понимать и интерпретировать тексты, а также развивать навыки работы с различными источниками данных.