политико правовые идеи в россии в начале 20 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 17 17 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.10.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение...................................................................................................................3
1.Россия в начале 20 века: главные события и общее положение......................4
2.Политико-правовые идеи в Российской Империи в начале 20 века...............7
Заключение............................................................................................................14
Список литературы...............................................................................................16
Фрагмент для ознакомления

С социологической точки зрения он отдавал предпочтение трактовке права как совокупности норм, создающих компромисс между различными требованиями (А. Меркель). Дело в том, объясняет Кистяковский, что любой новый закон, имеющий какое-либо значение в современном конституционном государстве, становится компромиссным документом, разрабатываемым различными партиями, выражающими требования определенных социальных групп. Более того, само современное государство основано на компромиссе, а Конституция каждого отдельного государства-это компромисс, примиряющий стремления наиболее влиятельных групп в этом государстве.В обсуждении проблем правового государства весьма авторитетными были также разработки В. М. Гессена, который к уже знакомым ему признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связь государственных и судебных решений с законом и др.) добавил представительную форму правления и наличие институтов административной юстиции. Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) известен своими фундаментальными исследованиями по истории религиозной философии и исследованиями проблем философии права. Он определял право как внешнюю свободу, предоставляемую и ограниченную нормой. Определения права, включающие понятия "власть", "государство" или "принуждение", то есть понимание права как организованного принуждения, имеют, по его мнению, тот недостаток, что каждое государство или власть сами обусловлены законом.Они не учитывают те виды права, которые существуют независимо от признания или непризнания их тем или иным государством, например церковное право, международное право или некоторые правовые обычаи из категории, предшествовавшей возникновению государства. Согласно Трубецкому, теории права как "силы" и права как "интереса"имеют сходные несовершенства. Особое внимание следует уделить теории права как части морали (по крайней мере, благой). Однако они также путают закон, как он есть на самом деле, с моральной целью, которую он должен обеспечивать.Между тем, существует множество правовых норм, которые не только не представляют собой минимума морали, но даже в высшей степени аморальны. Таковы, например, нормы крепостного права, нормы, устанавливающие пытки, ограничивающие свободу вероисповедания и другие. Моральные и правовые нормы не исключают друг друга: поскольку внешнее поведение определяется внутренним настроением, то последнее не безразлично к закону. Необходимо различать в морали два элемента: вечный закон добра, который должен определять конечную цель нашей деятельности.; ряд подвижных и изменчивых конкретных задач, целей, которые определяются, с одной стороны, вечными требованиями добра, а с другой – изменяющимися особенностями конкретной среды, в которой мы должны творить добро.В подходе Трубецкого есть идея гармонизации позитивного права с естественным правом, причем естественное право "звучит как призыв к совершенствованию", играет роль движущего начала в истории. Идея естественного права в трактовке Трубецкого дает человеку силу подняться над своей исторической средой и избавляет его от рабского поклонения существующему.Заключение Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) с самого начала своей научной и педагогической деятельности проявил себя блестящим историком и философом права. Его имя стало известно в связи с подготовкой и изданием сборников "проблемы идеализма" (1902) и "из глубины" (1918), ставших крупным событием в духовной жизни русского общества. Наиболее значимой работой в плане оформления в начале 20 века и исполнения было "введение в философию права". Первую ее часть составили труды "нравственный идеализм в философии права" и "государство и право" (1907), в которых обосновывалась необходимость возрождения философии естественного права.Второй частью стал труд "Кризис современного правового сознания" (1909), в котором рассматривались кризисные тенденции в использовании идеалов и ценностей эпохи Просвещения, в том числе ценностей правового государства. «Если изначально перед правовым государством стояла простая и ясная задача – когда равенство и свободы были представлены как основы справедливой жизни, т. е. формальные и отрицательные принципы, а реализовать их было нетрудно, теперь государство призвано наполнить эти принципы позитивным содержанием». Трудность последней задачи состоит в том, что государство берет на себя "благородную миссию государственной службы, встречает потребность в реформах, которые только частично осуществимы непосредственно", и что, вообще говоря, они" безграничны в своем дальнейшем развитии и усложнении "(кризис современного правового сознания. 1909). В третьей части "Об общественном идеале" (1917) идеалы социализма и анархизма в их происхождении и исторической эволюции стали предметом критического анализа и обобщения. Свою личную заинтересованность в развитии идеалистического направления философии права, восходящего к Канту, П.И. Новгородцев связывал с необходимостью обосновать "самостоятельное значение нравственного начала" в праве.Эта позиция, по его мнению, представляла собой "разрыв с традициями исключительного историзма и социологизма и переход к системе морального идеализма. В частности, это означало необходимость "понять и обосновать моральную проблему как самостоятельную и независимую от каких-либо исторических и социологических предпосылок".В этом направлении работы велись как в древности, так и в наше время. Современная мысль нашла в системе Канта соответствующий источник наставлений. Юристы, стремящиеся защитить нравственную основу права "от влияния мелочной практики и односторонней теории", могут найти надежную опору в возрожденной школе естественного права."Естественно-правовые конструкции являются неотъемлемым свойством нашего духа и свидетельством его высшего призвания. Общество, которое перестало бы создавать идеальные конструкции, было бы мертвым обществом; эти конструкции всякий раз показывают, что в нем есть живой дух, есть движение нравственного чувства и сознания.Общественная деятельность П.И.Новгородцева не ограничивалась преподаванием и журналистикой. Он был членом руководства кадетской партии и был избран в Государственную Думу от Екатеринославской губернии. В эмиграции при содействии чешского правительства он основал в Праге русский юридический факультет, которым руководил до своей смерти в апреле 1924 года. Он был признанным главой школы возрожденного естественного права. Его непосредственными учениками были И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев, А. С. Ященко и др.Список литературыАлексеев Н.Н. О будущем государственном строе в России // Новый град. 1938. N 13. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2005. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О.Э. Лейста.- М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2004. Назмутдинов Б.В. Политико-правовые взгляды классиков евразийства на проблему разделения властей // Журнал российского права. 2020. N 5.

1
Алексеев Н.Н. О будущем государственном строе в России // Новый град.
1938 N 13
2
История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред.
В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2005
3
История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред.
О.Э. Лейста.- М.: ИКД «Зерцало-М», 2002
4
История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред.
О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2004
5
Назмутдинов Б.В. Политико-правовые взгляды классиков евразийства на
проблему разделения властей // Журнал российского права. 2020 N 5