Рынок труда и социальное партнерство

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Рынок труда
  • 33 33 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 26.10.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие управления рынком труда. 5
1.1 Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда 5
1.2 Формы социального партнерства в сфере труда 9
Глава 2. Коллективные договоры и соглашения в сфере труда 14
2.1 Коллективные переговоры и договоры и их роль в регулировании трудовых отношений 14
2.2 Социально-партнерские соглашения и их значение в регулировании трудовых отношений 21
Глава 3. Состояние и перспективы развития социального партнерства в сфере труда в России 27
Заключение 32
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Работодатель, который присоединился к ассоциации работодателей в течение срока действия соглашение должен:- соответствовать обязательствам, предусмотренным в этом соглашении; - работодатели, являющиеся членами ассоциации работодателей, заключившего договор, в котором указана ассоциация поименно, участвовать в коллективных переговорах и заключать договор или присоединились к договору после его заключения; - государственные органы и местные сообщества, если они не взяли на себя обязательства.В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, договор также применяется при заключении от их имени.компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 Трудового кодекса Российской Федерации).Соглашение распространяется на всех сотрудников, состоящих в рабочих отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи. Когда несколько соглашений применяются одновременно к работникам, применяются наиболее благоприятные для работников условия.По предложению сторон отраслевого соглашения, заключаемого на федеральном уровне, руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере труда, имеет право после опубликования договора, предложить работодателям, не принимавшим участия в заключении этого договора, присоединиться к нему. Это предложение подлежит официальной публикации и должно содержать информацию о регистрации договора и источнике его публикации.Если работодатели, работающие в данной отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработка государственной политики и правовых норм в сфере труда, мотивированный письменный отказ от ее соблюдения, договор считается распространенным на этих работодателей с даты официальной публикации предложения. В случае отказа работодателя от выполнения соглашения директор федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функцию разработки государственной политики и нормативных текстов в сфере труда, имеет право приглашать представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющего работников работодателя, для консультаций с представителями сторон договора. Представители работодателя, представители сотрудников и представители сторон соглашения обязаны участвовать в этих консультациях.Порядок публикации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, и порядок публикации предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование государственной политики и регулирования нормативно-правовая база в сфере труда с учетом заключения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Способы опубликования иных договоров определяются сторонами.Внесение изменений и дополнений в договор осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения договора, либо в порядке, установленном договором. Стороны социального партнерства, их представители, а также компетентные органы по труду контролируют; исполнение договоров. Стороны обязаны сообщать друг другу информацию, необходимую для осуществления контроля.Таким образом, ответственность сторон социального партнерства в случае нарушения или несоблюдения условий договора аналогична ответственности за нарушение или несоблюдение Коллективного договора и предусмотрена Административным кодексом.Глава 3. Состояние и перспективы развития социального партнерства в сфере труда в РоссииЗа время существования отношений между работником и работодателем история видела множество способов их регулирования. Метод понимания и согласования интересов труда и капитала, получивший название «социальное партнерство», становится сейчас приоритетным.Юридически это понятие закреплено в статье 23 Трудового кодекса, согласно которой социальное партнерство в сфере труда - это система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местные коллективы. Целью этой системы является согласование интересов работников и работодателей в отношении регулирования трудовых отношений и других отношений, непосредственно связанных с ними.Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает основные демократические принципы социального партнерства, которые включают: - равенство сторон; - уважение и учет их интересов; - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - государственная помощь в укреплении и развитии социального партнерства на демократических началах;- уважение правовых актов, содержащих нормы трудового права; - авторитет представителей сторон; - свобода выбора при обсуждении трудовых вопросов; - волонтерствопринятие сторонами обязательств; - обязательство по выполнению коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за неуважение их вины24 ТК РФ).Чтобы заложить основу для регулирования отношений, стоит отметить многоуровневое партнерство, поскольку оно осуществляется на федеральном, межрегиональном, на региональном, отраслевом, территориальном и местном уровнях. Каждый из них управляет и устанавливает отношения, присущие только этому уровню, между участвующими сторонами.Согласно действующему законодательству существует несколько форм партнерства: коллективные переговоры для разработки и заключенияконтракты, соглашения; консультации по регулированию трудовых отношений,участие сотрудников и их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время система социального партнерства в сфере труда скорректирована и установлена ​​система механизмов для поиска точек соприкосновения интересов работника и работодатель. Считается, что интересы работников представляют профсоюзы, а интересы работодателей - профсоюзы предпринимателей. Государство в данном случае выступает в роли третьей стороны в социальной системе.Партнерство и его роль сводятся к следующему:- Принятие законов и других положений, определяющих правила и регламентирующие процедуры в социальном партнерстве,- Установление правового статуса объединений работодателей и работников, форм и способы представительства, условия их взаимодействия, сроки и система санкций в случае нарушений и т.д.;- Посредничество в урегулировании конфликта, а также возможность выступить в качестве социального партнера, в качестве стороны коллективного договора.Благодаря такому методу трипартизма (представление трех частей) получаемнезависимость каждой стороны, ответственной за выполнение возложенных на нее функций. Органы государственной власти и местные сообщества обычно неучастник соглашения и, следовательно, не имеет обязательств в рамках социального партнерства,но у них есть такие задачи, как координация переговорного процесса и обеспечениеединый подход к формированию правовой базы при создании условий труда в регионе, отрасли и т. д.Эта ситуация показывает, что, не будучи участником социального партнерства, Тем не менее они выполняют свою функцию, помогая сторонам достичь компромисса и найти общее решение, необходимое для достижения экономического роста развития.Но возможен вариант, когда местные органы власти часть социального партнерства - при создании муниципального унитарного предприятияили публичная компания. Учитывая, что эти компании не являются собственникамиорганы, создавшие их, будут как сторонним регулирующим органом, так и участником партнерства со стороны работодателя. В этом случае необходим контроль местных властей, чтобы работодатели, взяв на себя ответственность за определенныеобязанности, не превышающие предела прав, делегированных им собственником имущества, иоснователь.Кроме того, государственные и местные органы власти могут действовать как представители интересов работодателя, если речь идет о представительстве по принципу территориального или отраслевого единства. В этом случае правовая нормаэти органы будут идентичны органам ассоциаций работодателей.В целях развития социального партнерства в нашей стране формируются и действуют трехсторонние и двусторонние представительные органы на федеральном, территориальном и местном (местном) уровнях. Налажены механизмы разрешения споров между сторонами партнерства, а также механизмы консультаций по порядку принятия правовых актов, регулирующих эту сферу. Система действий продолжает функционировать,договоров, основанных на правах и гарантиях сторон партнерства, а именно:- международные конвенции; генеральные, отраслевые (тарифные) и территориальные соглашения, коллективные договоры. Действует прежнее законодательство о социальной защите- партнерство и трехстороннее представительство.Однако практика и опыт, накопленные в сфере социального партнерства, показывают, что необходимо улучшить как правовую, так и организационную составляющую этихотношения. Рассмотрим ряд задач, решение которых требует внимательного изучения и,это, безусловно, станет предметом обсуждения в ближайшие годы. Это их решениеможно рассматривать как перспективу в развитии социального партнерства в сфере труда России.Основная проблема, которая существует в настоящее время в изучаемой области - роль заявителя как гаранта прав сотрудник и работодатель сведен к минимуму. Не секрет, что во время экономического кризиса многие компании, не выдерживая конкуренции, вынуждены сокращать персонал, что в их ситуации только усугубляет ситуацию, поскольку любое сокращение приводит к нескольким платежам. Целесообразно в этом случае рассматривать государство как страховку и гарантию получения таких выплат работником, так как не секрет, что большинство работодателей, достигнув стадии сокращения, уже в состоянии, предшествующем банкротству, что угрожает невыплатой задолженности сотрудникамсуммы.В число решаемых задач входит отсутствие четко определенного механизма реализации ответственности работодателя по ряду аспектов, таких как: сбор платежей работодателя работникам и, в частности, в случае просрочки - приостановка работыи взыскание штрафов за это нарушение. На самом деле это невозможно, так как всегда есть угроза увольнения или нанесения ущерба со стороны работодателя впоследствии рабочий с помощью материальных и нематериальных рычагов.Основное население страны - люди индустриального типа, которым не свойственно принимать решения, брать на себя ответственность, участвовать в самоуправлении, защищать своиправ. Также велик страх остаться безработным, сводящий на нет все усилия законодателей путем внедрения в трудовые отношения элементов партнерства и автономии. В таком случаепрофсоюзы должны играть роль в формировании культуры заключения контрактов. Их роль - показать сотрудникам, как правильно и выгодно продавать свои знания и опыт, а в случае конфликта защищать их интересы. Однако роль профсоюзов сейчас ничтожна.Исследования показывают, что только 8% работающих граждан считают, что профсоюзы вовлечены в свои отношения с работодателем. В большинстве организаций это не так.Анализируя текущую ситуацию, мы приходим к выводу, что роль социальнойсо временем необходимо укреплять партнерские отношения в сфере работы, что требует не только законодательной проработки вопроса, но и повышения уровня знаний общества в этой сфере, понимания государством необходимости ввести институты, регулирующие эти отношения.Таким образом, поскольку социальное партнерство - это прежде всего определенный стиль поведения, определяемый уровнем жизни и культурой общества, не следует полагаться на быструю реализацию планов, но двигаться в этом направлении необходимо, потому что потребность в определенных нововведениях уже объективно назрела.ЗаключениеИсходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что рабочие отношения - неотъемлемая часть человеческой жизни. Регулирование трудовых отношений обеспечивает состояние на принятие соответствующие нормативные акты, реализация демократических принципов и защита прав и свобод субъектов трудовых отношений. Одним из институтов производственных отношений является социальное партнерство в сфере труда. Социальное партнерство на работе - очень важная часть взаимоотношений работодателя и работника. Поскольку каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как должность сотрудника, так и должность работодателя, вопрос социального партнерства очень важен для всех нас. Но, к сожалению, далеко не все граждане Российской Федерации знают, что социальное партнерство в сфере труда существует и может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.В условиях современной российской действительности наиболее остро стоит вопрос социального партнерства в сфере труда. Очень важно, что, несмотря на минувший финансовый кризис, в нашей стране продолжает развиваться социальное партнерство, потому что оно гарантирует права работодателя и работника. Первым необходимым условием реализации социального партнерства в обществе является наличие зрелых субъектов в гражданском понимании трудовых отношений, то есть профессиональных организаций и работников, работодателей (предпринимателей).А также невидимое участие государства в качестве третьей стороны. Развитию института социального партнерства способствует ослабление роли государства в трудовых отношениях, снижение централизованных стандартов и повышение местных правил. Таким образом, достигается разумный паритет правовых инструментов при уравновешивании централизации и децентрализации в трудовом праве.Список литературыНормативно-правовые акты1. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)//Консультант ПлюсНаучная литература3. Алавердов, А. Р. Конкуренция на внутрифирменном рынке труда: возможности и опасности для работодателя / А.Р. Алавердов. - М.: Синергия, 2017. - 752 c.4. Гелета, И.В. Экономика и социология труда. / И.В. Гелета. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 448 c.5. Гимпельсон, В.Е. Мобильность и стабильность на российском рынке труда / В.Е. Гимпельсон. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2017. - 638 c.6. Кибанов, А.Я. Экономика и социология труда. / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2018. - 360 c.7. Мумладзе, Р.Г. Экономика и социология труда./ Р.Г. Мумладзе.- М.: КноРус, 2018. - 352 c.8. Остапенко, Ю.М. Экономика труда. / Ю.М. Остапенко. - М.: Риор, 2019. - 223 c.9. Рофе, А.И. Экономика труда. / А.И. Рофе. - М.: КноРус, 2017. - 340 c.10. Скворцов, Е. А. Актуальные проблемы и тенденции развития российского рынка труда / Е. А. Скворцов. – Екатеринбург, 2019. –422 с.11. Соколовский А.А. Гуманизация экономического роста и рынок труда как ее фактор / А.А. Соколовский - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2015. - 160 c.

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)//Консультант Плюс

Научная литература
3. Алавердов, А. Р. Конкуренция на внутрифирменном рынке труда: возможности и опасности для работодателя / А.Р. Алавердов. - М.: Синергия, 2017. - 752 c.
4. Гелета, И.В. Экономика и социология труда. / И.В. Гелета. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 448 c.
5. Гимпельсон, В.Е. Мобильность и стабильность на российском рынке труда / В.Е. Гимпельсон. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2017. - 638 c.
6. Кибанов, А.Я. Экономика и социология труда. / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2018. - 360 c.
7. Мумладзе, Р.Г. Экономика и социология труда./ Р.Г. Мумладзе.- М.: КноРус, 2018. - 352 c.
8. Остапенко, Ю.М. Экономика труда. / Ю.М. Остапенко. - М.: Риор, 2019. - 223 c.
9. Рофе, А.И. Экономика труда. / А.И. Рофе. - М.: КноРус, 2017. - 340 c.
10. Скворцов, Е. А. Актуальные проблемы и тенденции развития российского рынка труда / Е. А. Скворцов. – Екатеринбург, 2019. –422 с.
11. Соколовский А.А. Гуманизация экономического роста и рынок труда как ее фактор / А.А. Соколовский - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 160 c.

Вопрос-ответ:

Что такое управление трудовыми ресурсами и рынком труда?

Управление трудовыми ресурсами и рынком труда - это комплекс мер, направленных на регулирование процесса найма и использования рабочей силы с целью обеспечения эффективности и устойчивости рынка труда. Оно включает в себя такие аспекты, как планирование кадрового потенциала, подбор персонала, обучение и развитие работников, мотивация и удержание персонала, а также разработку политики занятости и социального партнерства.

Какова главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда?

Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда - обеспечение баланса между спросом и предложением на рынке труда. Это означает создание условий для сбалансированного и эффективного функционирования рынка труда, предотвращение его дисфункций (например, высокой безработицы или дефицита квалифицированной рабочей силы) и обеспечение социальной защищенности работников.

Какие формы социального партнерства существуют в сфере труда?

В сфере труда существуют различные формы социального партнерства, включающие в себя коллективные переговоры, заключение коллективных договоров, соглашения между работодателями и работниками, а также участие профсоюзов и работодателей в принятии решений, касающихся условий труда, заработной платы, социальных гарантий и т.д. Социальное партнерство способствует установлению диалога и сотрудничества между работниками и работодателями, а также находит компромиссные решения в интересах обеих сторон.

Какую цель преследует управление рынком труда?

Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда заключается в обеспечении эффективного функционирования рынка труда, с учетом потребностей работников и работодателей, а также обеспечении социальной защиты работников. Это позволяет достичь баланса между предложением и спросом на рабочую силу, снизить уровень безработицы и повысить уровень занятости.

Какие формы социального партнерства существуют в сфере труда?

В сфере труда существуют различные формы социального партнерства, такие как коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, формирование профсоюзов и работодательских организаций, создание комиссий и советов по трудовым вопросам и другие. Эти формы позволяют работникам и работодателям взаимодействовать, защищать свои интересы, регулировать трудовые отношения и решать проблемы, связанные с условиями работы, заработной платой, социальным обеспечением и другими вопросами.

Какова роль коллективных переговоров и договоров в регулировании трудовых отношений?

Коллективные переговоры и договоры играют важную роль в регулировании трудовых отношений. Они позволяют работникам и работодателям вести диалог, определять условия работы, заработную плату, график работы, социальные гарантии и другие вопросы. Коллективные договоры и соглашения устанавливают правовые обязательства для сторон, обеспечивают стабильность и предсказуемость в трудовых отношениях, а также защищают права и интересы работников и работодателей.

Что такое управление рынком труда?

Управление рынком труда - это процесс планирования, организации и контроля трудовых ресурсов и условий их использования с целью достижения оптимального соотношения спроса и предложения на рабочую силу.

Какая главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда?

Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда - обеспечение эффективного использования рабочей силы, удовлетворение потребностей работников и работодателей, содействие экономическому развитию и социальной стабильности.

Какие формы социального партнерства существуют в сфере труда?

В сфере труда существуют различные формы социального партнерства, такие как коллективные переговоры, коллективные договоры, соглашения между работодателями и работниками, создание профсоюзов и ассоциаций работодателей.